В каких источниках содержаться нормы международного права

В каких источниках содержаться нормы международного права thumbnail

Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитаны на неоднократное применение и обеспечиваются в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде определенных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые называют «международным мягким правом».

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств. До начала XX столетия международный обычай являлся приоритетным международно-правовым источником.

Обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Значительное количество обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а также гуманитарное право.

Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного права образуются в два этапа. Первый предполагает согласование правила поведения, а второй — придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах: юридически значимых действиях органов государства, официальных заявлениях, решениях законодательных и судебных органов и т.д. При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение — правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения — лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является правило, согласно которому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.

В качестве обычных норм могут при определенных условиях выступать нормы резолюций международных организациях. Так, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: «Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право».

Необходимо также учитывать, что в международном праве не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Более того, значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

Помимо традиционных договора и обычая, в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1993 г. и др.

Эти документы содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию (ОБСЕ).

Указанные акты, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Согласно положениям этих документов государства обязались «соблюдать», «обеспечивать исполнение» актов СБСЕ, «приводить свое законодательство в соответствие с положениями документов СБСЕ». В этих документах вместе с правилами поведения одновременно предусматриваются меры проверки и контроля за их соблюдением.

В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм — путем принятия резолюций международных органов и организаций.

Юридическая сила резолюциймеждународных организаций определяется их уставами. Согласно уставам большинства организаций резолюции их органов имеют рекомендательный характер.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1826 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Вопрос № 1. Источники международного права и их характеристика.

Читайте также:  Какой сахар содержится в мясе

Вопрос № 2. Нормообразование в международном праве и его этапы.

Вопрос № 3. Понятие и виды норм международного права.

Вопрос № 1.

1. Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

2. Источниками международного права признаются:

· Международный договор — соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей.

· Международный обычай; согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООНэто «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (например обычай флага в международном мореплавании).

· Общие принципы международного права (см. тему №1).

· Юридически обязательные резолюции международных организаций – это акты правоприменительного характера, издаваемые международными организациями (высшими) органами организаций) в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права (например резолюции Совета Безопасности ООН).

· Акты международных конференций — это документы итогового характера, юридическая природа которых различна в зависимости от целей государств проводящих указанные конференции (например, совокупность актов Конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро 1992 г.).

· Доктрины международного права — это теории и фундаментальные взгляды ученых юристов призванные научно обеспечить достаточно высокий уровень решения конкретных вопросов международного правоприменения и
взаимосвязь теории и практики (например, доктрины признания новых правительств в государствах авторства Тобара и Эстрада).

· Внутригосударственное право (например, федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995г.).

Вопрос № 2.

1. Нормообразование в международном праве – это исторически обусловленная совокупность стадий, отражающих возникновение разнообразных по юридической природе, содержанию, форме и применению международно-правовых норм.

2. Доктрина международного права достаточно последовательно выделяет следующие стадии нормообразования:

· Нормообразование в международном праве началось с формирования обычаев.

Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер (доктринальное определение наряду с нормативным определением, данным в ст.38 Статута международного суда ООН).

Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформлена в виде юридического документа с четкой словесной формулировкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяющихся действии всех или подавляющего большинства субъектов (например, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать, их неприкосновенность). Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (региональный) характер.

· Признание существования той или иной обычной нормы и ее конкретного содержания часто являлось предметом разногласий между государствами. Существенный вклад в развитие нормообразования внесли труды ученых-юристов (становление доктрины международного права).

· Кодификация международно-правовых обычаев.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в международном договоре, и систематизация норм называются кодификацией.

Комиссия международного права ООН кодифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

· прогрессивное развитие международного права (создание новых писанных норм и объединение их в международно-правовые источники — то есть формулирование новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (п. 1а ст. 13 Устава ООН).

· Установление международных обыкновений.

Международное обыкновение — международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

· Возникновение «мягкого права».

«Мягкое право» — это международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы, действия и т.п.).

Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъективизмом, В зависимости от обстоятельств то или иное государство может понимать положения международного документа либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

Вопрос № 3.

1. Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права.

2. Классификация норм МП:

· По форме:

— документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила.

К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций, различие которых обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их
фиксирующими;

— документально не закрепленные нормы.

К ним относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают вправоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций. Они могут стать и договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неучаствующих государств сохраняют силу обычных норм).

· В зависимости от предмета регулирования:

— относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — нормы права международных договоров;

— нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел — нормы космического права;

— нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности — нормы права международной безопасности и т. д.

· По субъектно-территориальной сфере:

— универсальные (особая группа среди них — нормы jus cogens) — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством государств или всеми государствами;

— межрегиональные;

— региональные;

— локальные — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами.

· В зависимости от функционального назначения:

регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами);

— охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Читайте также:  Витамин в12 в каких продуктах содержится фрукты

· По характеру субъективных прав и обязанностей:

— обязывающие (например, оповестить о ядерной аварии);

— запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие);

— управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

· по характеру воздействия:

— императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т. д.);

— диспозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином.

· по применению:

— материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

— процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и др.).

В целом, доктрина международного права, первоочередное внимание уделяет разграничению норм по их иерархии. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы не должны им противоречить.

Читайте также:

  1. D. ПРАВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
  2. D. ПРАВА, ОХВАТЫВАЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
  3. D. СОЦИОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЩЕЙ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
  4. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  5. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. — Судебные уставы императора Александра II. — Закон и суд
  6. I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
  7. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  8. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  9. I. ПРАВА, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
  10. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  11. III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  12. III.3. Система классификационных единиц

Источник

Источники международного права — конечный результат процесса создания норм. Проблема источников имеет большое практическое значение. В Статуте Международного суда ООН 1945 г. (международный договор, который является частью Устава ООН) содержится общепризнанный перечень источников; ст. 38 п. 1 Статута закрепляет, что Суд применяет:

  • а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  • б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  • в) общие принципы нрава, признанные цивилизованными нациями;
  • г) с оговоркой, указанной в сг. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Основными источниками являются международный договор и международно-правовой обычай.

Международный договор — явно выраженное соглашение между основными субъектами международного нрава (прежде всего между государствами), призванное регулировать их отношения между собой путем создания взаимных прав и обязанностей. В ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (1969), которая регулирует порядок заключения, условия действительности, действия, прекращения договоров между государствами, он определен как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме». Устные договоры именуют «джентльменскими соглашениями». Письменная форма отличает договор от обычая, который не имеет ее.

Международный договор считается таковым независимо от того, содержится ли подобное соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах (обмен нотами, письмами), а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение). Учредительные договоры международных организаций (уставы, статуты) также имеют силу международного договора (имеющими характер sui generis). Международные организации также могут заключать международные договоры: с государствами и между собой (Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.). Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых — согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Выработка текста (на международных конференциях, в рамках международных организаций, на встречах представителей государств) завершается принятием текста (посредством голосования, например, большинством в две трети голосов или консенсусом). При этом каждое государство имеет один голос. Установление аутентичности договора выражается путем парафирования (проставления инициалов уполномоченных), включением текста в заключительный акт конференции, подписанием (если договор не требует ратификации и другого способа утверждения).

Согласие на обязательность международного договора (вторая стадия) состоит из ряда подстадий, таких как подписание, ратификация, утверждение, присоединение и др. Нс обязательно, чтобы каждый договор проходил все эти подстадии, достаточно одного способа, в котором выражается согласие государства или международной организации на обязательность договора.

Международно-правовой обычай (отличается от международного обычая — обыкновения, который еще не стал правовым) представляет собой общую практику государств, признанную в качестве правовой нормы. Основа обычая — практика, т.е. однородные, повторяющиеся, как правило, длительное время действия государств. По только признание государствами такого устойчивого правила поведения между ними в качестве правового {opinio juris — убеждение в юридической обязательности нормы) делает обычай (обыкновение) обязательной нормой международного права.

Обычаи могут быть общими и локальными.

Договор и обычай постоянно взаимодействуют. Они имеют одинаковую юридическую силу (договор не превалирует над обычаем, если только он не носит императивный характер). В деле Никарагуа[1] Международный суд ООН, не обладавший правом применять договорные нормы вследствие оговорки США, постановил, что принципы неприменения силы и невмешательства во внутренние дела государств обладают одинаковым нормативным содержанием как в Уставе ООН, так и в обычном международном праве.

Собственно международное право начиналось с обычных норм. Сегодня большинство обычаев, отражающих общепризнанные нормы (например, основные принципы международного права), включены в многосторонние конвенции. Примером является Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях, которая кодифицировала нормы обычного международного права, существовавшие столетиями (например, неприкосновенность послов). Однако они не потеряли свою силу как обычной нормы, а продолжают существовать параллельно с договорной. Поэтому для тех государств, которые не являются участниками договоров, их положения, отражающие общепризнанную обычную норму, являются обязательными в силу обычно-правового характера.

Статут Международного суда, правда, не содержит такого источника, как нормативные резолюции международных организаций, носящие обязательный характер. Как правило, они принимаются по административно-финансовым вопросам (прием в члены организации, утверждение бюджета, правил персонала организации и т.п.). Они имеют ограниченное применение. Исключением являются правовые акты Европейского союза (регламенты, директивы, решения) с обязательной силой, которые принимаются по основным вопросам деятельности организации, и в силу прямого действия применяются на территории государств-членов непосредственно, создавая права и обязанности для юридических и физических лиц.

Читайте также:  Какие жиры содержаться в яйце

Резолюции международных организаций, не имеющие обязательной силы (резолюции-рекомендации, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам мира и безопасности), не являются источниками, но могут использоваться при толковании норм международного права. При этом большее значение они имеют при установлении существования обычных норм международного права в качестве вспомогательного средства. Содержание положений резолюций может считаться первой стадией формирования обычая. И уже после нарастания признания государствами правила, содержащиеся в резолюциях, могут считаться носящими нормативный характер, выражением согласованных воль государств. К таким можно отнести Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларацию о принципах международного права 1970 г. и ряд других. Резолюции могут служить отправным пунктом для принятия договорных норм. Например, Всеобщая декларация прав человека

1948 г. послужила основой для выработки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Решения Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности не являются нормативными: это — акты индивидуального применения (к конкретной ситуации, государству), однако государства согласно ст. 25 Устава должны следовать им, что означает их обязательность. В последнее время все же Совет принимает резолюции, содержащие обязательства нормативного характера (Резолюция 1373, 2001) касательно замораживания активов террористических групп, Резолюции о создании МТБЮ 827 (1993) и МУТР 955 (1994).

В качестве вспомогательных средств для определения норм (преимущественно обычных) используются решения международных судов (Международный суд ООП, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный суд), доктрина наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву разных наций, национальное законодательство и судебная практика (совпадающие в ряде государств).

Нормы международного права — это правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов. Это справедливо применительно к нормам общего международного права, которые обязательны для всех государств. Что касается локальных норм, они могут быть как неперсонифицированными, так и персонифицированными.

Большинство норм международного права являются диспозитивными’. субъекты могут посредством заключения новой нормы отступать от них, вводить иные нормы по тому же вопросу. Иной характер имеют императивные нормы международного права (jus cogem). Понятие содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит новой императивной норме общего международного права. Таким образом, императивная норма имеет большую юридическую силу и в иерархии норм находится выше.

Хотя договорного перечня императивных принципов нет, признанными нормами такого рода[2] считаются нормы, запрещающие угрозу силой или ее применение, геноцид, рабство, расовую дискриминацию, преступления против человечности, пытки, право на самоопределение[3], запрещающие нарушение основных принципов международного гуманитарного права и апартеид. В отечественной доктрине к императивным нормам относят основные принципы международного нрава.

Комиссия международного права ООН поддерживает идею связи наличия императивных норм и международного публичного порядка: «Понятие публичного порядка служит отражением того факта, что некоторые нормы являются более важными или менее важными, чем другие. Некоторые нормы существуют в интересах международного сообщества в целом»[4]. Императивные нормы существуют для того, чтобы «защитить то, что представляется недопустимым, поскольку это угрожает выживанию государств и их народов и сохранению большинства основных гуманитарных ценностей»[5].

Понятие иерархии в международном праве помимо норм jus cogens связано с обязательствами erga omnes (обязательства между всеми), а также сг. 103 Устава ООН. Согласно последней обязательства членов ООН имеют преимущественную силу перед обязательствами по другим договорам.

Международному праву присуща структура и взаимосвязь, которые придают ему целостный характер. Поэтому говорят о системе международного права, ядром которой являются основные принципы международного права, пронизывающие всю систему международного права, т.е. все его отрасли. В рамках отраслей международного права существуют подотрасли и институты.

Под основными принципами понимают общепризнанные нормы международного права, обладающие более общим характером, затрагивающие главные вопросы международных отношений и имеющие большое значение для функционирования межгосударственной системы, «для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций» (Декларация принципов 1970 г.).

Все основные принципы носят нормативный характер, обладают общим, универсальным применением (применяются ко всем отраслям и субъектам), историчностью и системностью. В Декларации 1970 г. говорится, что «при толковании и применении… принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов». Это особенно проявляется на примере толкования принципа равноправия и самоопределения народов и принципа территориальной целостности. Императивный характер принципов поддерживается отечественной доктриной.

Основные принципы закреплены в Уставе ООН (ст. 2). Их толкование дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. Декларация содержит семь принципов:

  • 1) принцип неприменения силы или угрозы силой;
  • 2) принцип мирного разрешения международных споров;
  • 3) принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  • 4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
  • 5) принцип равноправия и самоопределения народов;
  • 6) принцип суверенного равенства государств;
  • 7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

В Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. перечень дополняется принципами нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и основных свобод (десять принципов).

Основные принципы международного права покрывают все сферы отношений между государствами.

Источник