Урок какие свойства живых организмов отличают их от неживых 5 класс

Урок какие свойства живых организмов отличают их от неживых 5 класс thumbnail

Тема урока: «Что такое живой организм. Свойства живого»

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.

I. Организационный момент

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться.

Что такое природа (запись в рабочей тетради).

Лес и морской прибой.

Веселый звон ручья.

И все твои друзья.

Всегда ты будешь в нем.

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

— Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.

—  В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

— Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.

Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.

— На какие группы вы можете разделить данные объекты природы?

Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

— Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.

— Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.

Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.

— Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.

— Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы.

— Второй признак — это определенный химический состав живых организмов. Запись в тетрадь.

Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.

— Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.

— Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость. Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресных водоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.

V. Физкультминутка

— Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.

Закройте глаза. Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.

— Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.

Живые организмы способны двигаться. Запись в тетрадь.

Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.

— Шестой признак — это рост и развитие живой природы. Запись в тетрадь.

Рост — это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.

Посмотрите, как развивается лягушка. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.

— На данном слайде изображено развитие фасоли из семени.

— Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных. Запись в тетрадь.

Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.

— Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.

Закрепление

стр. 11 читать

Подведение итогов

— Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:

Живая ниточка связала всех навек:

Листок, улиточка, Земля и человек.

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья

Воде без рыбы, лесу – без зверей,

А человеку – без природы всей!

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

Читайте также:  Какими морковь и свекла обладают лучшими кулинарными свойствами

X. Домашнее задание

  1. Параграф 1.

  2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

Источник

Урок по теме: «Чем живое отличается от неживого»

Цель: сформировать у учащихся представление об основных отличительных особенностях живого организма от неживогоЗадачи: 
Образовательная: научить обучающихся выявлять основные признаки живого;
Развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать живую и неживую природу; продолжить формирование умений работать с учебником;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасностиОборудование: 
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5.Закрепление изученного материала на уроке
6. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. 2.Актуализация. Учитель: 

Ребята, скажите, что изучает предмет биология? (живые организмы)

А, что же значит живой организм?

Я Вам загадаю загадки о живых организмах или неживых предметах, а вы попытайтесь отгадать их и определить живой это организм или неживой предмет.

1.Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый… (Заяц)

2.Стройных ножек в нём четыре,
Всех друзей на разносол
Пригласил на кухню…(Стол)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Открыть свои тайны 
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)

5. И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (Черепаха)
А скажите о каких предметах сейчас мы говорили о живых или о не живых?

3.Изучение нового материала
Постановка цели урока

Сегодня мы поговорим о том, чем отличается живое и неживое и
Учитель: Чем же живая природа отличается от неживой?
Я предлагаю поделиться на три группы. Каждой группе даю два предмета – живое и неживое, а участники группы должны выяснить по каким признакам можно отличить живое от неживого.
1. Группа: Комнатное растение и указка
2. Группа: Чучело птицы и аквариумные рыбки
3. Группа: Мел и растущий на поляне гриб (картинка)
Обсуждение ответов групп. Учитель по ответам учащихся на доске кратко конспектирует общие признаки всех живых организмов. Подводится итог. Выделяются признаки живых организмов.
Учитель: Ребята, давайте запишем к себе в тетрадь основные признаки живого.
Открывает заранее подготовленные таблички на доске.
Схема на доске:

hello_html_43bb0c2d.jpg

А теперь поработаем с учебником. На доске записаны свойства живого. При помощи параграфа в учебнике дайте определения этим свойствам. Выслушивает ответы детей.
Учитель: Ребята, оказывается все живое состоит из маленьких ячеек – клеток. Это ещё одно свойство, которое необходимо записать в тетрадь.4. Рефлексия
Учитель: Ребята, угадайте о живом или о не живом объекте пойдет речь в следующих моих вопросах.
Вопросы:
1. Весной с крыш домов начинают свисать сосульки. Если пронаблюдать в течение дня за одной из них, то можно заметить, что к вечеру ее размеры увеличиваются, она становится толще и длиннее. Какое свойство живого здесь имеет место? (РОСТ) Можно ли на основе этого сосульки причислить к живой природе? (НЕТ)
2. Ученые заметили, что в пустыне песок днем испускает газы, за счет того что он накаляется на солнце, а ночью вновь их поглощает, за счет того, что он остывает. Имеет ли здесь место процесс дыхания? (НЕТ) Можно ли на основе этого причислить песок пустыни к живой природе? (НЕТ)
Выслушивает и обсуждает ответы учащихся. Дети приходят к выводу, что живым организм будет тогда, когда он будет обладать всем комплексом признаков живого.
Учитель: Ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Учитель: Что для Вас было сегодня трудным в изучении?5.Закрепление изученного материала на уроке
Учитель: Откройте свои рабочие тетради и выполните в них задание 1-5.
После выполнения заданий учащимися, начинает проверять правильность их выполнения, опросив устно по вопросам детей

6. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте дома параграф №1и запомните основные свойства живого.

Источник

Казакова Светлана Александровна

учитель биологии

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Класс 5

Тема урока: «Свойства живого»

Цели урока:

 Расширить знания о свойствах живых организмов, отличающих их от тел неживой

природы.

 Продолжить формировать базу биологических понятий: организм, орган, обмен

веществ, раздражимость, рост, размножение.

 Продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать

выводы.

 Развивать самостоятельную деятельность.

 Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе.

Оборудование:

 Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.

Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;

 компьютер;

 экран;

 презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Встали ровно!

Подтянулись!

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться!

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада видеть ваши умные лица!

II. Актуализация опорных знаний

— Я предлагаю вспомнить материал прошлого

урока. Для этого мы с вами будем разгадывать

кроссворд. Слайд 2.

— В кроссворде семь слов. Если вы знаете слово,

Читайте также:  Какое свойство воздуха позволяет нам видеть предметы

поднимаете руку. Тот, кого я спрошу, говорит

ответ. Но чтобы получить оценку, вы ещё

должны найти и исправить ошибку в

предложении, которое я вам скажу.

— Начинаем.

Слайд 2.

1. Это овощная культура. Про неё есть такая

загадка:

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Ответ учащегося.

— Правильно, капуста. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 1. Биология — наука о природе. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Биология – наука о живой природе.)

Слайд 3.

2. Как называли первобытных людей, которые добывали пищу путем сбора съедобных

семян, плодов, кореньев? Ответ учащегося.

— Правильно, собиратели. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 2. Существуют 4 царства живой природы: растения, животные,

насекомые и грибы. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Существуют 4 царства живой природы: растения, животные,

бактерии и грибы.

Слайд 4.

3. Как переводится с греческого языка слово биос? Ответ учащегося.

— Правильно, жизнь. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 3. Микология — наука о бактериях. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Микология – наука о грибах.)

Слайд5.

4. Это царство изучает наука ботаника. Ответ учащегося.

— Правильно, растения. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 4. Растения, которые человек выращивает специально, называются

культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются

некультурными. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Растения, которые человек выращивает специально, называются

культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются

дикорастущими.)

Слайд 6.

5. Эта наука изучает животных. Ответ учащегося.

— Правильно, зоология. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 5. Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание),

относится к царству грибов. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание),

относится к царству бактерий.)

Слайд 7.

6. Как называются животные, которых содержит человек, предоставляя им кров и пищу?

Ответ учащегося.

— Правильно, домашние. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 6. Кошка — первое домашнее животное, прирученное человеком в

тот период, когда люди еще не знали земледелия и скотоводства, и

основным средством существования людей была охота. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком в

тот период, когда люди еще не знали земледелия и скотоводства, и основным средством

существования людей была охота.)

Слайд 8.

7. Наука, изучающая строение отдельных органов и организма в целом. Ответ учащегося.

— Правильно, анатомия. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 7. Кораллы относят к царству растений. Ответ учащегося.

( Верный ответ: Кораллы относят к царству животных.)

III. Мотивация и целеполагание

— Ребята, прочитайте слово в выделенной строке.

Это природа.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

— Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.

Слайд 9.

— В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания

(всё, что не создано человеком).

— Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.

Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.

— На какие группы вы можете разделить данные объекты природы? Ответы учащихся.

Работа со слайдом: нажимая на стрелку перехода слайдов (на клавиатуре), фотографии

распределяются по 2 группам. 1 группа — это объекты неживой природы (облака, скалы,

камни). 2 группа – это объекты живой природы (цветы, пингвины, гриб).

— Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел

неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

— Тема нашего урока: «Свойства живого». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, надо

навести курсор на бабочку в правом верхнем углу на слайде 9.

Запись числа и темы урока в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

— Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой

объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.

Слайд 10. (Чтобы перейти со слайда 1 на слайд 10, необходимо навести курсор на

желтую или зеленую бабочку с левой стороны слайда).

— Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.

Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна.

Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной

клеткой.

Слайд 11.

— Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры

одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория-

туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка

ведет себя как самостоятельный живой организм.

— Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные

организмы. Слайд 12.

Слайд 13.

— Второй признак — это определенный химический состав живых организмов. Запись в

тетрадь.

Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков,

Читайте также:  Фиалка какие свойства от нее

жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.

Слайд 14.

— Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и

дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию.

Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы

выделяют в окружающую среду.

Слайд 15.

— Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость. Запись в тетрадь. На

слайде вы видите гидру, обитающую в пресных водоемах. Гидра способна ощущать

прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных

веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в

комочек.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние

раздражители.

V. Физкультминутка

— Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете

показывать движениями.

Закройте глаза…Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле.

Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле.

Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе

захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами

потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик,

ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты

превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле,

вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка…

И вот вырос такой красивый цветок.

VI. Продолжение изложения материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации и элементами беседы.

Слайд 16.

— Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет

речь? Ответы учащихся.

— Живые организмы способны двигаться. Запись в тетрадь.

Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу,

спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У

растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к

солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.

Слайд 17.

— Шестой признак — это рост и развитие живой природы. Запись в тетрадь.

Рост — это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только

увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.

— Посмотрите, как развивается лягушка. Слайд 18. Из икринки вылупляется личинка

лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом.

Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями,

простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут

следующим образом: сперва у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются

легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и

выходит на берег.

— На данном слайде (слайд 19) изображено развитие фасоли из семени.

Слайд 20.

— Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е.

воспроизведению себе подобных. Запись в тетрадь.

Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.

— Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии,

раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых

организмов.

VII. Закрепление

— Сейчас выполним задание. Слайд 21.

— Рассмотрите рисунок. Запишите в тетрадь в 2 столбика изображенные на нем тела живой

и неживой природы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем осуществляется проверка.

Обратить внимание на то, что дом, мостик, изображенные на рисунке, к природным

телам не относятся. Работа некоторых учащихся оценивается.

— По каким свойствам тела живой природы отличаются от тел неживой природы? Ответы

учащихся.

VIII. Самостоятельная работа

— Я предлагаю вам узнать еще об одном отличии живой природы от неживой. Слайд 22.

Прочитайте статью учебника «Органы организма» на с. 11. Письменно ответьте на

вопросы:

1. Что такое орган?

2. Приведите примеры органов животных и растений. Какие функции они

выполняют?

После выполнения задания осуществляется проверка. Работа некоторых учащихся

оценивается.

IX. Подведение итогов

— В ходе урока мы попытались ответить на вопрос, чем же тела живой природы

отличаются от тел неживой природы.

— Пользуясь этими признаками, докажите, что растение – живой организм. Ответы

учащихся.

— Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:

Живая ниточка связала всех навек:

Листок, улиточка, Земля и человек.

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья

Воде без рыбы, лесу – без зверей,

А человеку – без природы всей!

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

X. Домашнее задание Слайд 23.

1. Параграф 2.

2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

3. Найти неточность в параграфе 2 (по желанию).

Используемая литература:

 Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.

Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014

 Стихотворение о природе, физкультминутка с сайта:

https://www.lastochka2012.ru/zhivaya-i-nezhivaya-priroda

 Стихотворение «Живая ниточка…» с сайта:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/11/kartoteka-stikhov-

zagadok-poslovits-o-prirode-zhivotnom

Источник