Укажите какой из приведенных ниже элементов имеет химические свойства

1. Определите схему распределения электронов по энергетическим уровням у атомов углерода:
а) 2, 5;
б) 2, 4;
в) 2, 7;
г) 2, 8, 5.
2. Определите число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов кремния:
а) 1;
б) 2;
в) 4;
г) 6.
3. Как изменяются свойства элементов с увеличением порядкового номера элемента в главных подгруппах:
а) металлические уменьшаются, неметаллические увеличиваются;
б) металлические и неметаллические увеличиваются;
в) металлические и неметаллические уменьшаются;
г) металлические увеличиваются, неметаллические уменьшаются?
4. Выберите электронную формулу атома фосфора:
а) 1s22s22p1;
б) 1s22s22p63s23p3;
в) 1s22s22p63s1;
г) 1s22s22p63s2.
5. Изотопы элемента различаются по:
(1) числу нейтронов;
(2) атомному номеру;
(3) числу валентных электронов;
(4) числу протонов.
6. Определите элемент по указанному в таблице числу протонов, нейтронов и электронов:
Число
Элемент
протонов
нейтронов
электронов
1
14
14
14
2
24
28
24
3
70
103
70
7. Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются:
(1) заряд ядра атома;
(2) относительная атомная масса;
(3) число энергетических уровней в атоме;
(4) число электронов на внешнем энергетическом уровне.
8. Внутри периода увеличение порядкового номера элемента обычно сопровождается:
(1) уменьшением атомного радиуса и возрастанием электроотрицательности атома;
(2) возрастанием атомного радиуса и уменьшением электроотрицательности атома;
(3) уменьшением атомного радиуса и уменьшением электроотрицательности атома;
(4) возрастанием атомного радиуса и возрастанием электроотрицательности атома.
9. Атом какого из элементов легче всего отдает один электрон:
(1) натрий, порядковый номер 11;
(2) магний, порядковый номер 12;
(3) алюминий, порядковый номер 13;
(4) кремний, порядковый номер 14?
10. Атомы элементов IA группы периодической системы элементов имеют одинаковое число:
(1) электронов на внешнем электронном уровне;
(2) нейтронов;
(3) всех электронов.
11. Какой из приведенных элементов назван в честь страны:
(1) In; (3) Ra;
(2) Si; (4) Ru?
12. Какой из приведенных элементов назван в честь континента:
(1) N; (3) Am;
(2) Au; (4) At?
13. Элементы расположены в порядке возрастания электроотрицательности в ряду:
(1) As, Se, Cl, F (3) Br, P, H, Sb
(2) C, I, B, Si (4) O, Se, Br, Te
14. Во втором и третьем периодах периодической системы по мере уменьшения размеров атомов элементов:
(1) размер их ионов также уменьшается;
(2) электроотрицательность уменьшается;
(3) металлические свойства элементов ослабевают;
(4) металлические свойства элементов усиливаются.
15. Какой ряд включает только переходные элементы:
(1) элементы 11, 14, 22, 42;
(2) элементы 13, 33, 54, 83;
(3) элементы 24, 39, 74, 80;
(4) элементы 19, 32, 51, 101?
16. Четвертый период периодической системы элементов содержит:
(1) 2 элемента; (3) 18 элементов;
(2) 8 элементов; (4) 32 элемента.
17. Какой из приведенных ниже элементов имеет химические свойства, позволяющие говорить о его сходстве с элементом кальцием:
(1) углерод. С; (3) калий, К;
(2) натрий, Na; , (4) стронций, Sr?
18. Элемент с порядковым номером 114 должен обладать свойствами, сходными:
(1) с платиной; (3) с мышьяком;
(2) со свинцом; (4) с ртутью.
19. Неметаллические свойства элементов, расположенных в главных подгруппах периодической системы Д. И. Менделеева, наиболее ярко выражены у тех из них, которые находятся:
1) в верхней части подгруппы;
2) в нижней части подгруппы;
3) в середине подгруппы.
4) Выражены у всех элементов подгруппы примерно в одинаковой степени.
20. Атом какого из элементов VA гру
Контрольная работа по химии
для групп по специальностям СПО
за 1 семестр обучения.
Цель контрольной работы.
Определение объема и уровня знаний студентами групп по специальностям СПО теоретических основ и основных тем базового курса учебной дисциплины «Химия».
Главный недостаток всех тестовых заданий множественного выбора – возможность угадывания правильного ответа не знающим материала учащимся.
Для уменьшения вероятности угадывания в данных тестах предусматриваются не один, а несколько верных ответов.
В тесты включены задания, которые позволяют выявить навыки практического использования химических знаний, владения основными понятиями курса химии, присутствуют задания повышенного уровня сложности.
В данных тестах использованы задания с выбором ответа, с кратким свободным ответом (в виде цифры, слова), с развернутым свободным ответом, который должен содержать объяснение взаимосвязи состава, строения, свойств конкретных веществ.
I. Тематика соответствует тематическому планированию для первого курса по общеобразовательной дисциплине «Химия» в соответствии с рекомендациями ФИРО.
II. Рекомендуемый объем контрольной работы:
Темы для контроля: введение и общая и неорганическая химия
Время выполнения 45 мин.
Несколько вопросов требуют письменного ответа (без выбора вариантов).
III. Рекомендуемые оценки
26 вопросов
менее 50 % правильных ответов – «2» (неудовлетворительно) (менее 13 правильных ответов)
50 % — 60 % правильных ответов – «3» (удовлетворительно) (от 13 до 16 правильных ответов)
61% — 80 % правильных ответов – «4» (хорошо) (от 17 до 21 правильных ответов)
Более 80 % — «5» (отлично) (от 22 до 26 правильных ответов)
Разработчик: Ивкова Марина Николаевна, преподаватель химии.
ВАРИАНТ 1
Какой из перечисленных элементов является неметаллом:
а) K; б) Na; в) S; г) Zn
Даны смеси:
а) воздух; б) лимонад; в) смесь бензина с водой; г) минеральная вода
Выберите неоднородную смесь.
3. К физическим относится явление:
а) горение свечи; в) растворение сахара в воде;
б) ржавление железа; г) гниение останков живых организмов
4. Какой из перечисленных элементов имеет постоянную валентность:
а) Fe; б) Cu; в) S; г) Al
5. Относительная молекулярная масса CuSO4 равна:
а) 160; б) 80; в) 120; г) 134
6. Дайте название веществу SO3:
а) оксид серы (VI); б) оксид серы (II); в) оксид серы (III); г) оксид серы (IV)
7. В какой из предложенных реакций неверно расставлены коэффициенты, исправьте их:
а) ZnO +2HNO3 = Zn(NO3)2 + H2O; в) 2CuOH = Cu2O + H2O;
б) Al(OH)3+ H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O; г) 4P + 5O2 = 2P2O5
8. Выпишите формулу щелочи:
а) Zn(OH)2; б) Al(OH)3; в) KOH; г) Fe(OH)2
9. У какого из перечисленных элементов атом имеет наибольший радиус:
а) №4; б) №5; в) №20; г) №49
10. По номеру периода можно определить:
а) число электронов в атоме; в) высшую валентность;
б) число электронов на последнем уровне; г) число электронных уровней
11. Как изменяются неметаллические свойства в ряду элементов C – N – O – F:
а) не изменяются; б) ослабевают; в) усиливаются; г) периодически повторяются
12. Электронная формула атома имеет вид 1s22s22p63s23p63d104s24p64d104f0 5s25p3:
Какой это элемент?
а) олово; б) сурьма; в) селен; г) нет верного ответа
13. Элемент №16 может проявлять валентность:
а) II, IV; б) IV, VI; в) II, VI, V; г) II, IV,VI
14. Как называется химическая связь, образующаяся между атомами за счет общих электронных пар:
а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая г) водородная
15. Назовите вещество с ионной связью:
а) CH4; б) CaCl2; в) CO2; г) нет верного ответа
16. Какой из данных элементов является восстановителем:
а) Zn+2 Zn0; б) Al0 Al+3; в) P+5 P+3; г) Ba+2 → Ba0 .
17. Диссоциации какого вещества соответствует приведенное уравнение?
Н2А = 2Н+ + А2- (А — кислотный остаток)
а) Н2S; б) Н2O; в) НС1; г) правильного ответа нет
18. Какой из данных металлов является щелочноземельным:
а) K; б) Al; в) Fe; г) Ca
19. Какая конфигурация у атома алюминия:
а) 1 s2 2s2 2p1;
б) 1 s2 2s2 2p3;
в) 1 s2 2s2 2p6 3s2 3p1;
г) 1 s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d1 4s2
20. Какой из данных металлов необходимо хранить под слоем керосина:
а) Mg; б) Al; в) Be; г) K
21. Укажите характеристику суспензии:
а) Газообразные частицы распределены в жидкости;
б) Газообразные частицы распределены в газе;
в) жидкость распределена в другой, не растворяя её;
г) твердые частицы распределены в жидкости.
22. Что показывает химическая формула?
23. Рассчитайте относительную молекулярную и молярную массы вещества: Ca3(PO4)2
24. Напишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 7, 20.
25. Рассчитайте массовую долю элементов в веществе: BaSO4.
26. Дайте определение понятия «вещество».
ВАРИАНТ 2
1. Выберите сложное вещество:
а) Al; б) CuO; в) S; г) O2.
2. Чему равна относительная атомная масса калия:
а) 40; б) 38; в) 39; г) 65
3. Химический символ С обозначает:
а) ртуть; б) медь; в) кальций; г) углерод
4. Простое вещество состоит из:
а) атомов одного и того же химического элемента; в) одинаковых молекул;
б) атомов разных химических элементов; г)разных молекул
5. Какая из приведенных ниже формул составлена по валентности неверно:
а) ZnO; б) Ca2Cl; в) BaJ2 г) H2O
6. Составьте формулу оксида калия:
а) KO2; б) KO; в) K2O2; г) К2О
7. Определите неверно составленную формулу вещества:
а) Cu(OH)2; б) H2NO3; в) Ca3(PO4)2; г) Zn(NO3)2
8. Из приведенного перечня химических свойств выпишите то, которое характерно для
нерастворимых оснований:
а) с кислотными оксидами; в) с водой;
б) термическое разложение; г) с основными оксидами
9. Сколько электронных уровней в атоме цинка:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 5
10. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства:
а) германий; б) мышьяк; в) бром; г) селен
11. Почему свойства элементов периодически повторяются:
а) повторяется число электронов на внешнем энергетическом уровне;
б) увеличивается радиус атома;
в) увеличивается число нейтронов в ядре;
г) увеличивается число энергетических уровней
12. Какая формула соответствует конфигурации атома фосфора:
а) 1s2 2s2 2p6 3s2; в) 1s2 2s2 2p6 3s2 2p4;
б) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3; г) 1s2 2s2 2p6 3s23p1
13. Как изменяются металлические свойства в ряду Be – Mg – Ca –Sr:
а) усиливаются; б) не изменяются; в) периодически изменяются; г) ослабевают
14. Какая связь образуется между атомами неметаллов с одинаковой ЭО:
а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная полярная; г) ковалентная неполярная
15. Укажите вещество с ковалентной полярной связью:
а) NaF; б) HI; в) C; г) MgO
16. Какой из перечисленных процессов является окислением:
а) Mg0 Mg+2; б) N+3 N+2; в) N+5 N+4; г) P+5 → P0
17. Какое из приведенных веществ является слабым электролитом?
а) Nа2S04 ; б) HNO3 ; в) Н2S ; г) НС1
18. Алюминий — это:
а) металл; б) неметалл; в) переходный элемент; г) нет верного ответа
19.Какой осадок образуется при взаимодействии растворов солей фосфата натрия и нитрата кальция:
а) NaNO3; б) Ca3(PO4)2; в) Ca(OH)2; г) Na3PO4
20.Какой из данных металлов является щелочным:
а) Ba; б) Be; в) Sr; г) Fr
21.Укажите твердую дисперсную систему:
а) смог; б) сплав; в) лимфа; г) воздух.
22. Какие разновидности химических форму вы знаете?
23. Рассчитайте относительную молекулярную и молярную массы вещества: Zn(NO3)2
24. Напишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 17, 4.
25. Рассчитайте массовую долю элементов в веществе: NaNO3.
26. Дайте определение понятия «химический элемент».
ВАРИАНТ 3
1. Какой из перечисленных элементов является неметаллом:
а) Ba; б) Ca; в) Fe; г) P
2. Сложное вещество состоит из:
а) разных молекул; в) атомов разных химических элементов;
б) одинаковых молекул; г) атомов одного и того же химического элемента
3. Чему равна относительная атомная масса кальция:
а) 50; б) 40; в) 39; г) 24
4. Выберите однородную смесь среди перечисленных ниже:
а) почва; б) лимонад; в) смесь бензина с водой; г) смесь мела с водой
5. Составьте формулу вещества, содержащего натрий и серу (II):
а) NaS2; б) Na2S; в) Na2S2; г) NaS
6. В состав кислот обязательно входят:
а) атомы водорода; б) атомы кислорода; в) атомы серы; г) атомы металла
7. Выберите формулу нерастворимого основания:
а) Ba(OH)2; б) Fe(OH)3; в) NaOH; г) KOH
8. Определите неверно составленную формулу:
а) Ca(OH)2; б) H2SO4; в) BaCl2; г) H2PO4;
9. Как определить число электронных уровней в атоме:
а) по номеру периода; в) по порядковому номеру химического элемента;
б) по номеру группы; г) правильного ответа нет
10. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства:
а) №4; б) №56; в) №12; г) №38
11. Какой из перечисленных элементов образует соединения ЭО2 и H2ЭO3:
а) сера; б) кремний; в) марганец; г) бериллий
12. Какая формула соответствует конфигурации атома неона:
а) 1s2 2s2 2p3; б) 1s2 2p4 3s2; в) 1s2 2s2 2p6; г) 1s2 2s2 2p6 3s2
13. Атом какого элемента имеет строение внешнего уровня 3s2 3p3:
а) №15; б) №16; в) №7; г) №9
14. Как изменяется электроотрицательность элементов с ростом заряда ядра в группах, в главных подгруппах:
а) не изменяется; б) усиливается; в) уменьшается; г) периодически повторяется
15. Определите степень окисления хлора в соединении NaClO2:
а) +2; б) +3; в) +4; г) +1
16. Какой из данных элементов является восстановителем:
а) S0 S+4; б) N+5 N+2; в) Mg+2 Mg0; г) C+4 → C+2
17. Какое вещество диссоциирует в воде в соответствии с приведенным уравнением?
М(ОН)2 = М2+ + 2OН- (М — металл)
а) K2SO4; б) NaOH; в) Ва(ОН)2 ; г) Са(NOз)2
18. Как изменяются металлические свойства в ряду Li – Na – K – Rb:
а) не изменяются; б) ослабевают; в) усиливаются; г) нет верного ответа
19.Какой металл легче окисляется кислородом:
а) K; б) Mg; в) Be; г) Al
20.В какой паре оба гидроксида являются щелочами:
а) NaOH и Al(OH)3;
б) Mg(OH)2 и Ca(OH)2;
в) Ba(OH)2 и KOH;
г) Zn(OH)2 и LiOH
21. Укажите характеристику эмульсии:
а) газообразные частицы, распределенные в жидкости;
б) газообразные частицы распределенные в газе;
в) одна из жидкостей раздроблена в другой, не растворяющей её;
г) твердые частицы распределены в жидкости.
22. Чем отличается молекулярная масса вещества от молярной?
23. Рассчитайте относительную молекулярную и молярную массы вещества: Fe(OH)3
24. Напишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 12, 33.
25. Рассчитайте массовую долю элементов в веществе: K2SO4 .
26.Охарактеризуйте понятие аллотропия. Приведите примеры аллотропных модификаций.
ВАРИАНТ 4
1. К химическим относится явление:
а) измельчение древесины; в) плавление меди;
б) измельчение сахара; г) прокисание молока.
2. В соединении Zn3P2 валентность фосфора равна:
а) I; б) II; в) III; г) V
3. Химический символ K обозначает:
а) кальций; б) бром; в) калий; г) кремний
4. Относительная молекулярная масса HNO3 равна:
а) 80; б) 120; в) 63; г) 82
5. Выберите простое вещество:
а) Ba; б) CaS; в) N2O5; г) H2О
6. Дайте название соли Fe(NO3)2:
а) нитрат железа; б) нитрит железа (II); в) нитрат железа (II); г) нитрат железа (III)
7. Из данного списка веществ выпишите формулы солей, дайте им названия:
Zn(OH)2, K2CO3, Fe2O3 , Na3PO4, BaCl2, KOH, HNO3, Cu(NO3)2, Ba(OH)2
8. В какой из реакций неверно расставлены коэффициенты, исправьте их:
а) FeO + H2 = Fe + H2O; в) K2O + 2H3PO4 = K3PO4 + 3H2O;
б) N2O3 + H2O = 2HNO2; г) Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +2H2O
9. Что обозначает порядковый номер элемента:
а) заряд атомного ядра;
б) число электронов на последнем электронном уровне;
в) количество электронных уровней;
г) нет верного ответа
10. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства:
а) кремний; б) алюминий; в) натрий; г) калий
11. Чем определяются свойства химических элементов главных подгрупп:
а) общим числом электронов в атоме; в) числом нейтронов в ядре;
б) количеством электронных уровней: г) числом электронов на последнем уровне в атоме
12. Какая формула соответствует конфигурации атома магния:
а) 1s2 2s2 2p6 3s1; б) 1s2 2s2 2p6 3s2; в) 1s2 2s2 2p6; г) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1
13. Атом какого элемента имеет строение внешней оболочки 2s2 2p2:
а) №18; б) №8; в) №6; г) №4
14. Какой элемент называется окислителем:
а) отдающий электроны; в) не изменяющий степень окисления;
б) принимающий электроны; г) проявляющий степень окисления 0
15. Как называется способность атомов оттягивать к себе электроны от других атомов в соединениях:
а) металличность; б) валентность; в) степень окисления; г) электроотрицательность
16. Какой из перечисленных процессов является окислением:
а) S-2 S+4; б) S+6 S+4; в) S+4 S0; г) S+4 → S+2
17. Какое из приведенных веществ является наиболее сильным электролитом?
а) НNOз ; б) Н2СО3 ; в) Н2SiO3 ; г) Н3РO4
18. В ряду Be – Mg – Ca – Sr – Ba металлические свойства:
а) не изменяются; б) усиливаются; в) ослабевают; г) нет верного ответа
19.Какой из металлов легче всего вступает в реакции:
а) Al; б) Mg; в) Na; г) Be
20.В какой паре оба гидроксида амфотерны:
а) AL(OH)3 и Ba(OH)2;
б) Zn(OH)2 и NaOH;
в) Ca(OH)2 и Mg(OH)2;
г) Zn(OH)2 и Al(OH)3
21. Укажите истинный раствор:
а) планктон в) изветсковое молоко
б) раствор сульфата меди (II) г) молоко
22. Какие модели строения атома вы знаете? В чём их достоинства и недостатки?
23. Рассчитайте относительную молекулярную и молярную массы вещества: Fe(OH)3
24. Напишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 12, 33.
25. Рассчитайте массовую долю элементов в веществе: K2SO4 .
26. Каково строение атомного ядра?
ОТВЕТЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Вариант 1
в
б
в
б
а
г
б
в
г
г
в
б
г
б
б
б
а
г
в
г
г
Вариант 2
б
в
г
а
б
г
б
б
в
в
а
в
б
г
б
а
в
ав
б
б
б
Вариант 3
г
в
б
а
б
а
в
в
а
а
а
в
а
в
б
а
в
а
а
в
в
Вариант 4
г
в
в
в
а
в
в
а
в
г
в
в
б
г
в
а
а
в
г
б
Дан раствор сульфата железа(II), а также набор следующих реактивов:
карбонат кальция, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида
лития и хлорида бария.
Проведите химические реакции между сульфатом железа(II) и выбранными
веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции,
соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции
к заданию.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для
проведения эксперимента.
Задание выполняйте только под наблюдением учителя.
Инструкция по выполнению задания
Внимание! В случае ухудшения самочувствия перед началом опытов
или во время их выполнения обязательно сообщите об этом
организатору в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента. Для этого получите лоток
с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по
обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданию, и убедитесь (по формулам в этикетках) в том, что на выданном лотке
находятся пять перечисленных в перечне реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента
осмотрите ёмкости
с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите
внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
3.1. В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и
переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо
проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов
отбирают 7–10 капель реактива.
3.2. Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае
переливание раствора осуществляют через край склянки, которую
располагают так,
(«этикетку — в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над
пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём
перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см).
3.3. Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее)
вещество.
Отбор порошкообразного вещества из ёмкости
осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
3.4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат
излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его
помещают в отдельную, резервную пробирку.
3.5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком)
обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
3.6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при
перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну
пробирки.
3.7 Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком
сосуда с веществом направлять на себя пары этого вещества.
3.8. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени
спиртовки необходимо:
- снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
- закрепить пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1–2 см от горлышка пробирки;
- внести пробирку в пламя спиртовки и некоторое время передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы содержимое пробирки прогрелось равномерно;
- далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
- открытый конец пробирки следует отводить от себя и других людей;
- после нагревания пробирку с помощью пробиркодержателя поместить в штатив для пробирок;
- фитиль спиртовки закрыть колпачком.
3.9. Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют
с поверхности стола с помощью салфетки.
3.10. Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению
лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите
организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной
комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновик свои наблюдения
за изменениями, происходящими с веществами.
6. Вы завершили эксперимент.