У какого из них сильнее выражены металлические свойства

У какого из них сильнее выражены металлические свойства thumbnail

Закономерности, связанные с металлическими и неметаллическими свойствами элементов.

1. При перемещении СПРАВА НАЛЕВО вдоль ПЕРИОДА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ свойства р-элементов УСИЛИВАЮТСЯ. В обратном направлении — возрастают неметаллические.

Это объясняется тем, что правее находятся элементы, электронные оболочки которых ближе к октету. Элементы в правой части периода менее склонны отдавать свои электроны для образования металлической связи и вообще в химических реакциях.

Например, углерод — более выраженный неметалл, чем его сосед по периоду бор, а азот обладает еще более яркими неметаллическими свойствами, чем углерод.

Слева направо в периоде также увеличивается и заряд ядра. Следовательно, увеличивается притяжение к ядру валентных электронов и затрудняется их отдача.

Наоборот, s-элементы в левой части таблицы имеют мало электронов на внешней оболочке и меньший заряд ядра, что способствует образованию именно металлической связи. За понятным исключением водорода и гелия (их оболочки близки к завершению или завершены!) , все s-элементы являются металлами; p-элементы могут быть как металлами, так и неметаллами, в зависимости от того — в левой или правой части таблицы они находятся.

У d- и f-элементов, как мы знаем, есть «резервные» электроны из «предпоследних» оболочек, которые усложняют простую картину, характерную для s- и p-элементов. В целом d- и f-элементы гораздо охотнее проявляют металлические свойства.

Подавляющее число элементов является металлами и только 22 элемента относят к неметаллам: H, B, C, Si, N, P, As, O, S, Se, Te, а также все галогены и инертные газы.

Некоторые элементы в связи с тем, что они могут проявлять лишь слабые металлические свойства, относят к полуметаллам.

Что такое полуметаллы? Если выбрать из Периодической таблицы p-элементы и записать их в отдельный «блок» (это сделано в “длинной” форме таблицы) , то обнаружится закономерность. Левая нижняя часть блока содержит типичные металлы, правая верхняя — типичные неметаллы. Элементы, занимающие места на границе между металлами и неметаллами, называются полуметаллами.

Полуметаллы имеют ковалентную кристаллическую решетку при наличии металлической проводимости (электропроводности) . Валентных электронов у них либо недостаточно для образования полноценной «октетной» ковалентной связи (как в боре) , либо они не удерживаются достаточно прочно (как в тeллуре или полонии) из-за больших размеров атома. Поэтому связь в ковалентных кристаллах этих элементов имеет частично металлический характер.

Некоторые полуметаллы (кремний, германий) являются полупроводниками. Полупроводниковые свойства этих элементов объясняются многими сложными причинами, но одна из них — существенно меньшая (хотя и не нулевая) электропроводность, объясняемая слабой металлической связью. Роль полупроводников в электронной технике чрезвычайно важна.

2. При перемещении СВЕРХУ ВНИЗ вдоль групп УСИЛИВАЮТСЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ свойства элементов. Это связано с тем, что ниже в группах расположены элементы, имеющие уже довольно много заполненных электронных оболочек. Их внешние оболочки находятся дальше от ядра. Они отделены от ядра более толстой «шубой» из нижних электронных оболочек и электроны внешних уровней удерживаются слабее.

Читайте также:  Какое свойство кода называется триплетностью

Источник: https://www.hemi.nsu.ru/text146.htm

Источник

Вариант 1

1. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) у кислорода или углерода; б) у фосфора или мышьяка? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.

а) у кислорода (неметалличность усиливается слева направо по периоду)
б) у фосфора (неметалличность усиливается снизу вверх по группе)

2. Дайте характеристику элемента №11 по плану:

  • Положение в периодической таблице
  • Металл или неметалл
  • Строение атома
  • Электронная формула
  • Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
  • Формула высшего оксида
  • Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формула

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 1

3. Как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах? Покажите это на примере элементов 3-го периода.

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 2

4. Рассчитайте относительную атомную массу бора, если известно, что доля изотопа 10B составляет 19,6%, а изотопа 11В – 80,4 %. (Ответ: 10,8.)

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 3

Вариант 2

1. У какого элемента сильнее выражены металлические свойства:

а) у лития или рубидия; б) у калия или скандия? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.
а) у рубидия (металличность усиливается сверху вниз по группе)
б) у калия (металличность усиливается справа налево по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №7 по плану:

  • Положение в периодической таблице
  • Металл или неметалл
  • Строение атома
  • Электронная формула
  • Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
  • Формула высшего оксида
  • Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формула

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 4

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 5

3. Как изменяются свойства химических элементов в А-группах? Покажите это на примере элементов IIA-группы.

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 6

4. Сколько различных видов молекул оксида углерода (IV) можно получить из изотопа углерода 12C и трех изотопов кислорода: 16О, 17О, 18О? Напишите формулы всех оксидов и рассчитайте их молярные массы.

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 7

Вариант 3

1. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) у хлора или йода; б) у серы или кремния? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.

а) у хлора (неметалличность усиливается снизу вверх по группе)
б) у серы (неметалличность усиливается слева направо по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №12 по плану:

  • Положение в периодической таблице
  • Металл или неметалл
  • Строение атома
  • Электронная формула
  • Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
  • Формула высшего оксида
  • Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формула

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 8

3. Какие общие свойства проявляют элементы одних и тех же групп? Покажите это на примере элементов VIIA-группы.

Читайте также:  Какое строение имеет молекула воды каковы ее физические свойства

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 9

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 10

4. Медь имеет два изотопа: 63Cu и 65Cu. Их доли в природной меди составляют 73 и 27? Соответственно. Рассчитайте среднюю относительную массу меди. (Ответ: 63,5.)

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 11

Вариант 4

1. У какого элемента сильнее выражены металлические свойства: а) у бериллия или стронция; б) у натрия или алюминия? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.

а) у стронция (металличность усиливается сверху вниз по группе)
б) у натрия (металличность усиливается справа налево по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №16 по плану:

  • Положение в периодической таблице
  • Металл или неметалл
  • Строение атома
  • Электронная формула
  • Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
  • Формула высшего оксида
  • Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формула

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 12

3. Что общего и каковы различия в строении малых и больших периодов? Покажите это на примере 3-го и 4-го периодов.

Малые периоды состоят из одного ряда (3-й период), большие и двух рядов (4-й период). Свойства элементов меняются строго от металлов к неметаллам в любом периоде. 4-й период содержит на 10 элементов больше, чем 3-й. Эти элементы являются переходными металлами, у них заполняется d-подоболочка предыдущего энергетического уровня.

4. Оксид элемента имеет состав ЭО3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Какой элемент образуется оксид?

ГДЗ (ответы) Дидактический материал по химии Радецкий Горшкова 8-9 класс - Итоговая работа по теме VI - 13

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Вариант 1

1. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) у кислорода или углерода; б) у фосфора или мышьяка? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.
а) у кислорода (неметалличность усиливается слева направо по периоду)
б) у фосфора (неметалличность усиливается снизу вверх по группе)

2. Дайте характеристику элемента №11 по плану:
Положение в периодической таблице
Металл или неметалл
Строение атома
Электронная формула
Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
Формула высшего оксида
Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формулаimage34

3. Как и почему изменяются свойства химических элементов в периодах? Покажите это на примере элементов 3-го периода.image35

4. Рассчитайте относительную атомную массу бора, если известно, что доля изотопа 10B составляет 19,6%, а изотопа 11В – 80,4 %. (Ответ: 10,8.)image36

Вариант 2

1. У какого элемента сильнее выражены металлические свойства:

а) у лития или рубидия; б) у калия или скандия? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.
а) у рубидия (металличность усиливается сверху вниз по группе)
б) у калия (металличность усиливается справа налево по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №7 по плану:
Положение в периодической таблице
Металл или неметалл
Строение атома
Электронная формула
Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
Формула высшего оксида
Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формулаimage37

Читайте также:  Какой тип имеет свойство elements объекта form

image38
3. Как изменяются свойства химических элементов в А-группах? Покажите это на примере элементов IIA-группы.image39

4. Сколько различных видов молекул оксида углерода (IV) можно получить из изотопа углерода 12C и трех изотопов кислорода: 16О, 17О, 18О? Напишите формулы всех оксидов и рассчитайте их молярные массы.image40

Вариант 3

1. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) у хлора или йода; б) у серы или кремния? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.
а) у хлора (неметалличность усиливается снизу вверх по группе)
б) у серы (неметалличность усиливается слева направо по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №12 по плану:
Положение в периодической таблице
Металл или неметалл
Строение атома
Электронная формула
Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
Формула высшего оксида
Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формулаimage41

3. Какие общие свойства проявляют элементы одних и тех же групп? Покажите это на примере элементов VIIA-группы.image42

image43
4. Медь имеет два изотопа: 63Cu и 65Cu. Их доли в природной меди составляют 73 и 27? Соответственно. Рассчитайте среднюю относительную массу меди. (Ответ: 63,5.)image44

Вариант 4

1. У какого элемента сильнее выражены металлические свойства: а) у бериллия или стронция; б) у натрия или алюминия? Дайте обоснованный ответ на основании положения элементов в периодической таблице.
а) у стронция (металличность усиливается сверху вниз по группе)
б) у натрия (металличность усиливается справа налево по периоду)

2. Дайте характеристику элемента №16 по плану:
Положение в периодической таблице
Металл или неметалл
Строение атома
Электронная формула
Число электронов на наружном энергетическом уровне, является ли он завершенным
Формула высшего оксида
Образует ли элемент летучее соединение с водородом, если образует, какова его химическая формулаimage45

3. Что общего и каковы различия в строении малых и больших периодов? Покажите это на примере 3-го и  4-го периодов.
Малые периоды состоят из одного ряда (3-й период), большие и двух рядов (4-й период). Свойства элементов меняются строго от металлов к неметаллам в любом периоде. 4-й период содержит на 10 элементов больше, чем 3-й. Эти элементы являются переходными металлами, у них заполняется d-подоболочка предыдущего энергетического уровня.

4. Оксид элемента имеет состав ЭО3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Какой элемент образуется оксид?image46

Источник