Свойство восприятия характеризуемое как способность выделять какие либо объекты как фигуру

Свойство восприятия характеризуемое как способность выделять какие либо объекты как фигуру thumbnail

A. Процесс интеграции воспринимаемых характеристик.

B. Свойство восприятия, отражающее зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств.

C. Индивидуально-стабильный в течение жизни параметр восприятия.

D. Восприятие на уровне простых ощущений.

E. Возникновение привлекательности при восприятии человека человеком.

Приписывание вещам или явлениям характеристик, не представленных в поле восприятия

A. Атрибуция.

B. Апперцепция.

C. Артефакт.

D. Экстраполяция.

E. Генерализация.

3. Восприятие – это психический процесс, в котором отражаются

A. Связи и отношения между предметами и явлениями.

B. Предметы и явления в целом.

C. Отношение человека к окружающей действительности.

D. Отдельные свойства предметов.

4. Свойство восприятия, характеризуемое как способность выделять какие-либо объекты или их части как «фигуру», а остальные объекты, как «фон», — это …

A. Предметность.

B. Осмысленность.

C. Целостность.

D. Избирательность.

Восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей — это

A. иллюзия.

B. парэйдолия.

C. бред.

D. галлюцинация.

Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер становится

A. воображением.

B. наблюдением.

C. перцепцией.

D. анализом.

E. вниманием.

Восприятие — психический процесс, суть которого в

A. опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов.

B. отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

C. отражении в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств.

D. абстрактном отражении предметов и явлении материального мира.

Действия, обеспечивающие сознательное выделений того или иного аспекта чувственно заданной ситуации и построения образа, адекватного предметному миру

A. ориентировочные действия.

B. мыслительные действия.

C. перцептивные действия.

D. волевые действия.

Искаженное, неправильное восприятие реально существующих и действующих на органы чувств объектов называется

A. парэйдолией.

B. галлюцинацией.

C. бредом.

D. иллюзией.

Выполнение одновременно двух видов деятельности, если одна хотя бы частично автоматизирована обеспечивается

A. распределением внимания.

B. концентрацией внимания.

C. переключением внимания.

D. констатностью восприятия.

Длительное сосредоточение внимания на объекте — это

A. распределение внимания.

B. концентрация внимания.

C. устойчивость внимания.

D. переключение внимания.

Нарушение способности к концентрации внимания называется

A. переключаемостью.

B. отвлекаемостью.

C. рассеянностью.

D. невнимательностью.

Необходимой предпосылкой развития произвольного внимания у ребенка является

A. формирование сознательного отношения к учению.

B. правильно организованный учебный процесс.

C. формирование положительного эмоционального настроя.

D. развитие общего культурного уровня.

Периодические, непроизвольные, кратковременные изменения интенсивности внимания — это

A. переключение.

B. флуктуация.

C. отвлечение.

D. распределение.

Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является

A. условный рефлекс.

B. ориентационный рефлекс.

C. двигательный рефлекс.

D. безусловный рефлекс.

Психологический процесс, проявляющийся в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности

A. ощущение.

B. восприятие.

C. внимание.

D. воображение.

Само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового раздражителя, называется

A. увлечением.

B. непроизвольным вниманием.

C. произвольным вниманием.

D. сосредоточением.

Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, называется

A. произвольным вниманием.

B. целеустремленностью.

C. случайным вниманием.

D. непроизвольным вниманием.

Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточению называется

A. идея-фикс.

B. рассеянность.

C. флуктуация.

D. отвлечение.

Рекомендуемые страницы:

Источник

ТЕСТОВЫЕ 
ЗАДАНИЯ ПО «ПСИХОЛОГИИ 
И ПЕДАГОГИКЕ»

ТЕСТ 
№ 1.

1.
Что является объектом 
изучения психологии?

1.
психика человека

 2.
Продолжить суждение:
бихевиоризм – это направление
в психологии…

2.
отрицающее сознание 
как предмет психологии 
и сводящее психику
к различным формам
поведения, понимаемого
как совокупность реакций.

 
3. Направление в западной
психологии, выдвинувшее
программу изучения
психики с точки зрения
целостных структур
– это:

3.
гештальт — психология

 
4. Гуманистическая психология —
это направление в психологии:

 4.
Исходящее из того, что
основной мотив каждого
человека — это стремление
к самоактуализации

 
5. Основоположниками
гуманистической психологии
являются:

3.
Г. Оллпорт, А. Маслоу,
К. Роджерс

 6. Направление
в психологии, объясняющее развитие и
структуру личности иррациональными,
антагонистичными сознанию психическими
факторами – это:

5.
фрейдизм

7.
Учение, созданное 
З. Фрейдом:

2.
психоанализ

 8. Отрасль психологической
науки, изучающая закономерности этапов
психического развития и формирования
личности на протяжении онтогенеза человека
от рождения до старости, — это:

2.
возрастная психология

 9.Отрасли науки,
достижения которых используются на практике:

2.
прикладные

 10. Способ получения
достоверных сведений, используемых 
для построения научных теорий и выработки
практических рекомендаций:

4.
Эксперимент

11.
Метод психологии,
применяемый для 
изучения психической 
деятельности путем 
регистрации актов 
поведения, которые, 
согласно гипотезе 
исследования, выявляют 
особенности психических 
процессов — это:

1.
Наблюдение

12.
Метод психологии,
характеризующийся 
активным вмешательством 
в ситуацию со 
стороны исследователя, 
осуществляющего 
планомерное манипулирование 
одной или несколькими 
переменными и 
регистрацию существующих 
изменений в поведении
объекта – это:

Читайте также:  Составьте кроссворд о свойствах и применении какого либо

5.
Эксперимент

13.
Качество метода 
психологического 
исследования, выражающееся 
в его соответствии 
тому, для изучения 
и оценки чего 
он изначально 
был предназначен
:

 3.
Валидность

 14. Высший уровень
психического отражения человеком действительности,
ее представленность в виде обобщенных
образов и понятий:

2.
Сознание

 15. Способность
сознания человека сосредоточиться на
самом себе:

1.
Рефлексия

16.
Характеристика психологических 
свойств, процессов 
и состояний человека,
находящихся вне 
сферы его сознания,
но оказывающих такое
же влияние на его поведение,
как и сознание:

2.
Бессознательное

17.
Совокупность бессознательных 
приемов, с помощью 
которых человек 
как личность, оберегает 
себя от психологических 
травм:

4.
Защитные механизмы

18.
Понятие, обозначающее
подсознательные психологические
силы, которые стремятся
не допустить в сознание
определенные мысли,
чувства, образы, желания:

3.
Вытеснение

 
19. Ощущение – это:

3.
Отражение отдельных 
свойств предметов и
явлений материального
мира при их воздействии
на органы чувств

 
20. Чувствительность —
это:

3.
Способность живого 
организма воспринимать 
раздражения, отвечая 
на них

 21.
Любой фактор, воздействующий
на организм и способный
вызывать в нем какую-либо
реакцию:

 2.
Раздражитель

 
22. Совокупность афферентных
и эфферентных нервных
структур, участвующих
в восприятии, переработке,
и реагировании на раздражители:

2.
Анализатор

 
23. Минимальное различие
между двумя раздражителями,
вызывающее едва заметное
различие ощущений,-
это:

2.
Абсолютный нижний 
порог ощущений

 
24. Способность раздражителя
одновременно вызывать
необычное ощущение
в другом органе чувств:

3.
Синестезия

25.
Изменение кривизны 
хрусталика глаза 
с целью точной 
фокусировки изображения 
на сетчатке:

 2.
Аккомодация

 
26. Восприятие — это:

 3.
Отражение предметов
и явлений в совокупности
их свойств и частей
при воздействии на
органы чувств

 27.
Свойство психики человека,
выражающее зависимость
восприятия предметов
и явлений от предшествующего
опыта, от общей направленности
и других личностных
особенностей – это:

 4.
Апперцепция

 
28. Свойство восприятия,
характеризуемое как
способность выделять
какие-либо объекты
или их части как «фигуру»,
а остальные объекты,
как «фон», — это:

4.
Избирательность

 
29. Кратковременная
память — это вид памяти:

1.
Обеспечивающий удержание
информации в памяти
в течение очень короткого
времени

  30.
Вид памяти, обеспечивающий
переработку и хранение
информации со специальной
целью запомнить, — это:

 2.
Произвольная память

 
31. Эйдетическая 
память – это тип памяти:

1.
При котором долго сохраняется
образ со всеми деталями

 
32. Самопроизвольное
припоминание материала,
который был когда-то
воспринят, но затем
временно забыт и не
восстанавливался в
памяти:

 4.
Реминисценция

33.
Условия, обеспечивающее 
эффективность произвольного
запоминания и проявляющееся
в четкой постановке
задачи запомнить материал
точно, полно и последовательно, —
это:

5.
Целевая установка 

34.
Явления, заключающееся 
в том, что человеком 
лучше запоминаются 
и чаще воспроизводятся 
те задания, которые 
он не сумел вовремя
завершить:

2.
Эффект Зейгарник

 35.
О каком внимании идет
речь: «Преднамеренность
сохраняется, а усилий
воли для его сохранения
уже не требуется»?

4.
Непроизвольное внимание

36.
Распределение внимания 
– это:

 3.
Непроизвольный переход
от одной деятельности
к другой

 37. Способность
представлять отсутствующий или реально
не существующий объект, удерживать его
в сознании и мысленно его трансформировать:

1.
Воображение

 
38. Воображение, предполагающее
самостоятельное создание
новых образов, которые
реализуются в оригинальных
и ценных продуктах
деятельности, — это:

 3.
Творческое воображение

 
39. Процесс воображения,
заключающийся в мысленном
“склеивании” различных
качеств, свойств, частей,
в повседневной жизни
не соединимых:

1.
Агглютинация

 40.
Мышление — это:

 3.
Обобщенная и опосредованная
форма психического
отражения в виде понятий,
суждений, умозаключений

 
41. Совокупность умственных
способностей человека
и некоторых высших
животных:

  2.
Интеллект

 42.
Вид мышления человека,
где в качестве средства
решения задачи выступают
словесное абстрагирование
и логические рассуждения:

 2.
Словесно-логическое

 
43. Мыслительные действия
– это действия:

 2.
Связанные с решением
задач

 
44. Гибкость мышления —
это:

 2.
Умение увидеть, поставить
новую проблему и решить
ее

 45.
Мысленное объединение
предметов и явлений
по их общим и существенным
свойствам – это:

 2.
Обобщение

 
46. Абстракция – это:

 3.
Выделение существенных
свойств и связей предмета
и отвлечение от несущественных

47.
Особенность мышления,
проявляющаяся в возможности
привлечения для решения
данной задачи знаний
из различных областей, —
это:

 5.
Широта мышления

48.
Процесс логического 
вывода определенного 
положения из некоторых 
достоверных утверждений:

3.
Умозаключение

49.
Особенный вид 
человеческой речевой
деятельности, непосредственно
связанный с бессознательными,
автоматически протекающими
процессами перевода
мысли в слово и обратно:

 3.
Внутренняя речь

ТЕСТ 
№ 2
 

1.
В отечественной 
психологии личность 
– это:

5.
Субъект деятельности,
активный преобразователь
окружающего мира

2.
Человек как источник 
познания и преобразования 
действительности, носитель         

   
активности – 
это:       

4.
Субъект

3.
Положение человека 
в системе внутригрупповых 
отношений, определяющее 
степень 

Читайте также:  Определение состава и свойств какого либо вещества

   
его авторитета в
глазах остальных участников
группы:

 2.
Социальный статус

4.
Использование и 
развитие человеком 
имеющихся у него 
задатков, превращение 
их в

   
способности, стремление 
к личностному 
усовершенствованию:

 2.
Самоактуализация

5.
Устойчивое свойство
личности, определяющее
характерное для нее
поведение и

   
мышление:

 2.
Черта личности

6.
Готовность, предрасположенность 
к определенным 
действиям или 
реакциям на

   
конкретные стимулы 
– это:

 3.
Установка

7.
Способность человека 
к сопереживанию 
и сочувствию другим
людям, к пониманию

   
их внутренних 
способностей – 
это:

1.
Эмпатия

8.
Максимальный успех, 
которого рассчитывает 
добиться человек 
в том или ином 
виде

   
деятельности – 
это:

2.
Уровень притязаний

9.
Проявление черт 
детскости в поведении 
взрослого человека:

2.
Инфантилизм

 10.
Потребность добиваться
успехов в разных видах
деятельности, рассматриваемая

     
как устойчивая 
личностная черта:

1.
Мотив достижения 
успеха

11.
Черта характера, 
побуждающая человека 
бескорыстно приходить 
на помощь

     
людям и животным:

 2.
Альтруизм

12.
Специфический вид 
человеческой активности,
направленной на 
творческое

     
преобразование, совершенствование
дейсвительности и самого
себя- это:

 3.
Деятельность

13.
Понятие, обозначающее 
совокупность мотивов 
личности, определяющих
главное направление
ее поведения:

1.
Направленность личности

14.
Основной источник 
активности индивида,
внутреннее состояние 
нужды,

     
выражающее его 
зависимость от 
условий существования 
– это:

Источник

Восприятие обладает следующими свойствами: предметность, целостность, константность и категориальность. Рассмотрим их подробнее.

Предметность — способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Пока мы не зафиксировали взгляд на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший название феномена «фигуры и фона».

Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, он для нас мало интересен, поэтому мы его не замечаем. Предмет имеет контур, притягивает наше внимание, лучше запоминается. Разделение сигналов на фигуру и фон хорошо демонстрирует ситуация на многолюдном шумном собрании. Выделяя из массы происходящих вокруг нас разговоров лишь один, мы делаем его главным сигналом (фигурой), а все остальные звуки лишь фоном.

Разделение нашего восприятия на фигуру и фон особенно ясно проявляется в музыке. Композиторы нередко дают две различные темы одновременно, зная, что слушатель выделит одну из них как главную. Слушая оркестр, мы выделяем одну тему и следим за ней.

В зависимости от задач, стоящих перед нами, предмет и фон могут меняться местами. Эту особенность нашего восприятия прекрасно иллюстрируют примеры обратимых фигур (рис. 1), когда предмет и фон меняются местами. Например, всем известно изображение вазы и двух профилей. Автором этой картины является датский психолог начала XX в. Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении «ваза — профили» фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру, какую — за фон.

Выбор фигуры определяет мотивация личности, установка на восприятие. Для иллюстрации можно привести известные эксперименты Шафера и Мэрфи.

Группе людей тахистоскопически предъявлялась известная фигура Рубина, образованная двумя «полумесяцами», каждый из которых

Примеры обратимых фигур

Рис. 1. Примеры обратимых фигур

мог видеться как профиль, образующий фигуру на фоне. Опыт строился по типу игры: испытуемый получал вознаграждение, если видел одно из лиц, и штрафовался, если видел другое лицо (при этом в тахистоскопе многократно предъявлялось каждое лицо в отдельности). Когда впоследствии внезапно предъявляли двусмысленную фигуру, испытуемый воспринимал в качестве фигуры то лицо, которое обычно вознаграждалось. Иначе говоря, «ожидания» субъекта определяли выбор элементов фигуры-фона. Аналогичные результаты получали Сэнфорд, Левин, Чейн и Мэрфи в условиях пищевой депривации. При тахистоскопическом предъявлении неопределенных изображений испытуемые часто видели пищевые объекты там, где их не было, при этом пищевые рисунки быстрее и правильнее узнавались с увеличением времени голодания. Источником «ожиданий» испытуемых в данном случае было состояние острой органической потребности, которое определенным образом на правляло восприятие.

Однако окончательно вопрос о выборе фигуры и фона, который кажется простым, пока не решен. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В случае с обратимыми фигурами оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает, например, изображение «ваза — профили» парадоксальным.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраи

Читайте также:  Какие гидроксиды обладают основными химическими свойствами

Целостность восприятия

Рис. 2. Целостность восприятия

вается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже «видим» грани прямоугольника. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти шаблонами.

Константность — относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых.

Константность восприятия

Рис. 3. Константность восприятия

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождение зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь.

Роль константности восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Если бы не существовало константности восприятия, нам пришлось бы каждое мгновение пересматривать свое поведение по отношению к окружающим объектам. Константность восприятия помогает нам отвлекаться от несущественных, преходящих изменений и воспринимать объекты как нечто относительно неизменное.

Категориальность — это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Таким образом, мы все время решаем вопрос: «Что это такое?» Благодаря этому свойству мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответственно строим свое поведение.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как определенный предмет, нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Обобщенность восприятия особенно важна при восприятии человека человеком. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения с ними в соответствии с тем, к каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия. Встречая незнакомого человека, мы пытаемся отнести его к определенному классу людей, составить о нем свое мнение. Времени для подобной работы у нас не хватает, мы стремимся экономить наше время и энергию, поэтому используем при восприятии людей стереотипы.

Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Выделяют стереотипы: профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время процесса познания.

В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения.

Представьте себе ситуацию. Скоро выборы президента. Есть описание трех кандидатов.

Первый кандидат дважды отчислялся из колледжа, в студенческое время употреблял опиум, сейчас каждый вечер выпивает литр виски и спит до полудня.

Второй кандидат является героем войны, иногда по праздникам выпивает пиво, не курит, вегетарианец, любит свою жену, внебрачных связей не имеет.

Третий кандидат связан с нечестными политиками и консультируется у астрологов. Имеет двух любовниц, заядлый курильщик, каждый день выпивает от 8 до 10 бокалов мартини.

Кого вы выбираете? Не удивительно, если второго кандидата. Срабатывает стереотип восприятия. Второй кандидат вписывается в стандартные положительные характеристики.

А ведь здесь дано описание трех исторических персонажей: первый — Уинстон Черчилль, второй — Адольф Гитлер, третий — Франклин Рузвельт.

Свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте.

Источник