Свойство удовлетворять какие либо человеческие потребности
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце
Контрольная работа
По дисциплине Экономическая теория
Тема №6: Товар и его свойства
Череповец 2008
Содержание
Введение
1.Определение и сущность товара
2.Свойства товаров
3.Потребительная и меновая стоимости товаров
4.Классификация товаров
Введение
В настоящее время товар – одна из важнейших категорий рынка. Товарная форма благ – это явление историческое. Первым в истории было нетоварное производство (натуральное хозяйство), которое объективно трансформируется в товарное производство и существует вместе с ним. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами, не товарами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, т.е. продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. С развитием капиталистического производства товар становится всеобщей формой продукта.
Цель работы – дать определение понятию товар, изложить основные свойства товаров, разновидности их стоимости и классификацию. Пользуясь учебниками В. И. Видяпиной «Экономическая теория», А. Г. Грязновой «Микроэкономика: практический подход», И. В. Лоскутова «Основы современной экономической теории» я постарался включить в работу основные определения по теме.
Задача работы – раскрыть три главных вопроса:
— Значение слова «товар» в экономике.
— Основные свойства товаров.
— Потребительская стоимость, а также меновая стоимость.
— Классификация товаров.
Для того чтобы полноценно оценить роль товара в экономической теории, в ее истории, необходимо рассматривать данные вопросы в одной работе.
1. Определение и сущность товара
Существует множество определений понятию товар. Вот несколько из них:
· Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.
· Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
· Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».
· Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.
Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.
Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.
В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.
В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете она создается для удовлетворения каких-то потребностей.
Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров, позволяет отличить из от благ, созданных людьми, но не являющихся товарами. К таким благам относятся те, которые произведены людьми для собственного потребления. К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, но обязательно предназначено для обмена.
Отличительным признаком товара являются отношения в виде купли-продажи. Обмен характеризуется возмездностью и эквивалентностью, что означает, передачу товара из рук его собственником в руки другого в ответ на обратную передачу его заменителя, при этом заменитель должен быть равноценным данному товару.
Наряду с понятием «товар» существует понятие «товарной единицы». Товарная единица — обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать относительно трех уровней:
· товар по замыслу — это та основная услуга, которую в действительности приобретает покупатель;
· товар в реальном исполнении — это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой;
· товар с подкреплением — это товар в реальном исполнении в совокупности с сопровождающими его услугами, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.
2. Свойства товаров
Товар обладает двумя основными свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, опосредственно как средство производства (станок сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:
а) количество;
б) натуральная форма;
в) качество.
Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкурентной полезности падает.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Разные товары имеют только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что они — продукты труда. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу — труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
3. Потребительная и меновая стоимости
Д. Рикардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость».
Потребительная стоимость — совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость — это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар.
Потребительную стоимость имеют многие вещи, вовсе не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь стала товаром, она должна быть продуктом труда, произведенным для продажи.
Потребительная стоимость должна:
1. быть создана трудом;
2. удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3. обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что общественная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Общественная потребительная стоимость — это также потребительная стоимость, которая:
1. обладает полезностью, то есть создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;
2. создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее;
Ýêîíîìè÷åñêàÿ íàóêà, ïðåæäå âñåãî, èçó÷àåò ýêîíîìè÷åñêèåïîòðåáíîñòè è ñïîñîáû èõ óäîâëåòâîðåíèÿ.
Ýêîíîìè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè ýòî íåäîñòàòîê ÷åãî-ëèáî íåîáõîäèìîãî äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ôèðìû è îáùåñòâà â öåëîì.
Èìåííî ýêîíîìè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè âûñòóïàþò êàê âíóòðåííèé ïîáóäèòåëü àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ïîòðåáíîñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïåðâè÷íûå, óäîâëåòâîðÿþùèå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà (ïèùà, îäåæäà è äð.), è âòîðè÷íûå, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ âñå îñòàëüíûå ïîòðåáíîñòè (íàïðèìåð, ïîòðåáíîñòè äîñóãà: êèíî, òåàòð, ñïîðò è ò.ä.).
Ñðåäñòâà, óäîâëåòâîðÿþùèå ïîòðåáíîñòè, íàçûâàþòñÿ áëàãàìè.
Áëàãî — ýòî âñå òî, ÷òî çàêëþ÷àåò â ñåáå îïðåäåëåííûé ïîëîæèòåëüíûé ñìûñë: ïðåäìåò, ÿâëåíèå, ïðîäóêò òðóäà, óäîâëåòâîðÿþùèé îïðåäåëåííóþ ÷åëîâå÷åñêóþ ïîòðåáíîñòü è îòâå÷àþùèé èíòåðåñàì, öåëÿì, óñòðåìëåíèÿì ëþäåé.
 ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå åñòü è äðóãèå îïðåäåëåíèÿ áëàãà. À.Ìàðøàëë, íàïðèìåð, ïîä áëàãîì ïîíèìàë âñå æåëàåìûå íàìè âåùè èëè âåùè, óäîâëåòâîðÿþùèå ÷åëîâå÷åñêèå ïîòðåáíîñòè.  ýòîì îïðåäåëåíèè áëàãà îãðàíè÷èâàþòñÿ ëèøü âåùàìè, ïðåäìåòàìè.
Èíîãäà áëàãà ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê âîïëîùåííàÿ ïîëåçíîñòü, êîòîðîé ìîãóò áûòü íå òîëüêî ïðîäóêòû òðóäà, íî è ïëîäû ïðèðîäû.
Îñîáîå ìåñòî ñðåäè áëàã, íåîáõîäèìûõ ÷åëîâåêó, ðîëü êîòîðûõ âîçðàñòàåò, çàíèìàþò óñëóãè.
Óñëóãè — ýòî öåëåñîîáðàçíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, ðåçóëüòàò êîòîðîé èìååò ïîëåçíûé ýôôåêò, óäîâëåòâîðÿþùèé êàêèå-ëèáî ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà.
Äëÿ ïîíèìàíèÿ áëàã áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò èõ êëàññèôèêàöèÿ.
Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî êðèòåðèåâ, íà îñíîâå êîòîðûõ âûäåëÿþò ðàçëè÷íûå ãðóïïû (âèäû) áëàã.
Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ÿâëÿåòñÿ ïîäðàçäåëåíèå áëàã íà ìàòåðèàëüíûå è íåìàòåðèàëüíûå.
- Ìàòåðèàëüíûå áëàãà âêëþ÷àþò: åñòåñòâåííûå äàðû ïðèðîäû (çåìëÿ, âîçäóõ, êëèìàò); ïðîäóêòû ïðîèçâîäñòâà (ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, çäàíèÿ, ñîîðóæåíèÿ, ìàøèíû, èíñòðóìåíòû è ò.ä.). Èíîãäà ê ìàòåðèàëüíûì áëàãàì îòíîñÿò (íàïðèìåð, À.Ìàðøàëë) è îòíîøåíèÿ ïî ïðèñâîåíèþ ìàòåðèàëüíûõ áëàã (ïàòåíòû, àâòîðñêèå ïðàâà, çàêëàäíûå). Òåì ñàìûì â îäíó ãðóïïó îáúåäèíÿþò ðàçëè÷íûå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó áëàãà, îäíè èç êîòîðûõ ñóòü ïîëåçíîñòè, äðóãèå — ôîðìà ïðèñâîåíèÿ ïîëåçíîñòè.
- Íåìàòåðèàëüíûå áëàãà — ýòî áëàãà, âîçäåéñòâóþùèå íà ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà, îíè ñîçäàþòñÿ â íåïðîèçâîäñòâåííîé ñôåðå: çäðàâîîõðàíåíèå, îáðàçîâàíèå, èñêóññòâî, êèíî, òåàòð, ìóçåè è ò.ä.
Ðàçëè÷àþò äâå ïîäãðóïïû íåìàòåðèàëüíûõ áëàã:
âíóòðåííèå — áëàãà, äàííûå ÷åëîâåêó ïðèðîäîé, êîòîðûå îí ðàçâèâàåò â ñåáå ïî ñîáñòâåííîé âîëå (ãîëîñ — ïåíèå, äåêëàìàöèÿ; ìóçûêàëüíûé ñëóõ — ìóçèöèðîâàíèå; ñïîñîáíîñòü ê íàó÷íîé ðàáîòå è ò.ä.);
âíåøíèå — ýòî òî, ÷òî äàåò âíåøíèé ìèð äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé (ðåïóòàöèÿ, äåëîâûå ñâÿçè, ïðîòåêöèÿ è ò.ä.).
Êðîìå îòìå÷åííûõ ãðóïï áëàã ðàññìàòðèâàþòñÿ òàêæå áëàãà íàñòîÿùèå è áóäóùèå, ïðÿìûå è êîñâåííûå, äîëãîâðåìåííûå è êðàòêîñðî÷íûå è ò.ä.
Îñîáîå çíà÷åíèå èìååò ïîäðàçäåëåíèå áëàã íà ýêîíîìè÷åñêèå è íåýêîíîìè÷åñêèå.
Ê ýêîíîìè÷åñêèì áëàãàì (ýòîò òåðìèí ïðèíàäëåæèò ñóáúåêòèâèñòñêîé øêîëå ýêîíîìè÷åñêîé íàóêè; ïðåäñòàâèòåëü — èçâåñòíûé èòàëüÿíñêèé ýêîíîìèñò À.Ïåçåíòè) îòíîñÿòñÿ òå, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îáúåêòîì èëè ðåçóëüòàòîì ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ò.å. êîòîðûå ìîæíî ïîëó÷èòü â êîëè÷åñòâå, îãðàíè÷åííîì ïî ñðàâíåíèþ ñ óäîâëåòâîðÿåìûìè ïîòðåáíîñòÿìè. Îòìåòèì, ÷òî ñ ýêîíîìè÷åñêèì áëàãîì ñâÿçàíà ïðîáëåìà ðåäêîñòè áëàã, îáóñëîâëèâàþùàÿ ñîîòâåòñòâóþùåå ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà (õîçÿéñòâåííàÿ, ïðîèçâîäñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü) â óñëîâèÿõ îãðàíè÷åííîñòè (ðåäêîñòè) ðåñóðñîâ, áëàã.
Íåýêîíîìè÷åñêèå áëàãà (äàðîâûå áëàãà) ïðåäîñòàâëÿþòñÿ ïðèðîäîé áåç ïðèëîæåíèÿ ÷åëîâåêîì óñèëèé. Ýòè áëàãà ñóùåñòâóþò â ïðèðîäå «ñâîáîäíî», â êîëè÷åñòâå, äîñòàòî÷íîì äëÿ ïîëíîãî è ïîñòîÿííîãî óäîâëåòâîðåíèÿ îïðåäåëåííûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà (âîçäóõ, âîäà, ñâåò è ò.ä.).
Òàêèì îáðàçîì, èìåííî ñîîòíîøåíèå ìåæäó ïîòðåáíîñòüþ (èëè â òåðìèíîëîãèè Ê.Ìåíãåðà, âèäíîãî ïðåäñòàâèòåëÿ àâñòðèéñêîé øêîëû, — íàäîáíîñòüþ) è äîñòóïíûì äëÿ ðàñïîðÿæåíèÿ êîëè÷åñòâîì áëàã äåëàåò èõ ýêîíîìè÷åñêèìè èëè íåýêîíîìè÷åñêèìè.
Ñïåöèôè÷åñêîé ôîðìîé ýêîíîìè÷åñêîãî áëàãà ÿâëÿåòñÿ òîâàð. ×òî æå òàêîå òîâàð?
Òîâàð — ýòî ñïåöèôè÷åñêîå ýêîíîìè÷åñêîå áëàãî, ïðîèçâåäåííîå äëÿ îáìåíà.
Ê.Ìåíãåð óòâåðæäàë, ÷òî ýêîíîìè÷åñêîå áëàãî ñòàíîâèòñÿ òîâàðîì íåçàâèñèìî îò åãî ñïîñîáíîñòè ê ïåðåäâèæåíèþ, íåçàâèñèìî îò ëèö, ïðåäëàãàþùèõ åãî äëÿ ïðîäàæè, îò åãî ìàòåðèàëüíîñòè, íåçàâèñèìî îò õàðàêòåðà åãî êàê ïðîäóêòà òðóäà, ïîñêîëüêó îáÿçàòåëüíî ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ îáìåíà.
Òîâàð êàê òàêîâîé îáëàäàåò äâóìÿ ñâîéñòâàìè:
- ñïîñîáíîñòüþ óäîâëåòâîðÿòü êàêóþ-ëèáî ÷åëîâå÷åñêóþ ïîòðåáíîñòü;
- ïðèãîäíîñòüþ ê îáìåíó.
Ñïîñîáíîñòü òîâàðà óäîâëåòâîðÿòü òó èëè èíóþ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿåò åãî ïîòðåáèòåëüíóþ ñòîèìîñòü.
Åþ îáëàäàåò ëþáîé òîâàð. Õàðàêòåð ïîòðåáíîñòåé ìîæåò áûòü ïðè ýòîì ñàìûé ðàçëè÷íûé (ôèçè÷åñêèå, äóõîâíûå). Ðàçíûì ìîæåò áûòü è ñïîñîá èõ óäîâëåòâîðåíèÿ. Îäíè âåùè ìîãóò óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòü íåïîñðåäñòâåííî êàê ïðåäìåòû ïîòðåáëåíèÿ (õëåá, îäåæäà è ò.ï.); äðóãèå — êîñâåííî, îïîñðåäîâàííî êàê ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà (ñòàíîê, ñûðüå). Ìíîãèå ïîòðåáèòåëüíûå ñòîèìîñòè ìîãóò óäîâëåòâîðÿòü íå îäíó, à ðÿä îáùåñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé (äðåâåñèíà, íàïðèìåð, èñïîëüçóåòñÿ êàê õèìè÷åñêîå ñûðüå, êàê òîïëèâî, äëÿ ïðîèçâîäñòâà ìåáåëè).
 êà÷åñòâå òîâàðà âûñòóïàþò óñëóãè.  ÷åì èõ ñïåöèôèêà?
- Ïîòðåáèòåëüíàÿ ñòîèìîñòü óñëóãè íå èìååò âåùåñòâåííîé ôîðìû.
- Ïîòðåáèòåëüíàÿ ñòîèìîñòü óñëóãè — ýòî ïîëåçíûé ýôôåêò äåÿòåëüíîñòè, æèâîãî òðóäà.
- Óñëóãà íå èìååò âåùíîé ôîðìû, åå íåëüçÿ íåïîñðåäñòâåííî íàêîïèòü, îíà ìîæåò áûòü ïîòðåáëåíà ëèøü â ìîìåíò ïðîèçâîäñòâà.
Ïîòðåáèòåëüíûå ñòîèìîñòè ñîñòàâëÿþò ñîäåðæàíèå áîãàòñòâà âñÿêîãî îáùåñòâà.
Ïîòðåáèòåëüíàÿ ñòîèìîñòü èìååò òðè ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ: à) êîëè÷åñòâî; á) íàòóðàëüíàÿ ôîðìà; â) êà÷åñòâî. Ïîñëåäíåå — ýòî ñòåïåíü ïîëåçíîñòè äàííîé ïîòðåáèòåëüíîé ñòîèìîñòè, ñòåïåíü åå ñîîòâåòñòâèÿ ïîòðåáíîñòè, åå ïðèãîäíîñòè óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòü â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ ïîòðåáëåíèÿ.
Ñëåäóåò îòëè÷àòü ïîòðåáèòåëüíóþ ñòîèìîñòü òîâàðà îò ïîòðåáèòåëüíîé ñòîèìîñòè ïðîäóêòà â íàòóðàëüíîì õîçÿéñòâå.
Ïðîäóêòû òðóäà â íàòóðàëüíîì õîçÿéñòâå ÿâëÿþòñÿ ïîòðåáèòåëüíîé ñòîèìîñòüþ äëÿ ñàìèõ ïðîèçâîäèòåëåé, à òîâàðû îáëàäàþò ïîòðåáèòåëüíîé ñòîèìîñòüþ äëÿ äðóãèõ, ò.å. îáùåñòâåííîé ïîòðåáèòåëüíîé ñòîèìîñòüþ.
Ïîòðåáèòåëüíàÿ ñòîèìîñòü òîâàðà ïåðåõîäèò ê íåïîñðåäñòâåííîìó ïðîèçâîäèòåëþ òîëüêî ïîñðåäñòâîì îáìåíà.
Ýêîíîìè÷åñêèå ðåñóðñû (èëè ôàêòîðû ïðîèçâîäñòâà) ýòî ýëåìåíòû, èñïîëüçóåìûå äëÿ ïðîèçâîäñòâà ýêîíîìè÷åñêèõ áëàã.Ê âàæíåéøèì èç íèõ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå îòíîñÿòñÿ çåìëÿ, òðóä, êàïèòàë (â òîì ÷èñëå åãî îðãàíèçàöèÿ), ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ ñïîñîáíîñòü è èíôîðìàöèÿ. Ïîä ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé ñïîñîáíîñòüþ îáû÷íî ïîíèìàþò îñîáûé âèä ÷åëîâå÷åñêîãî ðåñóðñà, çàêëþ÷àþùèéñÿ â ñïîñîáíîñòè íàèáîëåå ýôôåêòèâíî, èñïîëüçîâàòü âñå äðóãèå ôàêòîðû ïðîèçâîäñòâà.
Ýêîíîìè÷åñêèå áëàãà äâèæóòñÿ íå ñàìè ïî ñåáå. Îíè âûñòóïàþò êàê ñðåäñòâà ñâÿçè ìåæäó ýêîíîìè÷åñêèìè àãåíòàìè. Ýêîíîìè÷åñêèå àãåíòû ñóáúåêòû ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, ó÷àñòâóþùèå â ïðîèçâîäñòâå, ðàñïðåäåëåíèè, îáìåíå è ïîòðåáëåíèè ýêîíîìè÷åñêèõ áëàã. Îñíîâíûìè ýêîíîìè÷åñêèìè àãåíòàìè ÿâëÿþòñÿ èíäèâèäû (äîìîõîçÿéñòâà), ôèðìû, ãîñóäàðñòâî è åãî ïîäðàçäåëåíèÿ.  ñâîþ î÷åðåäü, ñðåäè ôèðì âûäåëÿþò ïðåæäå âñåãî èíäèâèäóàëüíûå äåëîâûå ïðåäïðèÿòèÿ, ïðåäïðèÿòèÿ ïàðòíåðñòâà è êîðïîðàöèè. Ñîâðåìåííàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ òåîðèÿ èñõîäèò èç ïðåäïîñûëêè î ðàöèîíàëüíîì ïîâåäåíèè àãåíòîâ. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî öåëüþ ÿâëÿåòñÿ ìàêñèìèçàöèÿ ðåçóëüòàòîâ ïðè äàííûõ çàòðàòàõ ëèáî ìèíèìèçàöèÿ çàòðàò ïðè çàäàííîì ðåçóëüòàòå. Èíäèâèäû ñòðåìÿòñÿ ê ìàêñèìàëüíîìó óäîâëåòâîðåíèþ ïîòðåáíîñòåé ïðè äàííûõ èçäåðæêàõ, ãîñóäàðñòâî ê íàèâûñøåìó ðîñòó îáùåñòâåííîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ ïðè îïðåäåëåííîì áþäæåòå.  êà÷åñòâå ýêîíîìè÷åñêèõ àãåíòîâ âûñòóïàþò òàêæå, íàïðèìåð, ïðîôñîþçû, öåëüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå çàðïëàòû è óëó÷øåíèå ñîöèàëüíûõ óñëîâèé æèçíè èõ ÷ëåíîâ, ñðåäñòâîì áîðüáà çà âûãîäíûå óñëîâèÿ çàêëþ÷åíèÿ êîëëåêòèâíûõ äîãîâîðîâ.
 ñîâðåìåííûõ òåîðèÿõ, ðàçâèâàþùèõ ïðèíöèïû êëàññè÷åñêîãî ëèáåðàëèçìà, åäèíñòâåííî ðåàëüíûì ýêîíîìè÷åñêèì àãåíòîì ïðèçíàåòñÿ èíäèâèä. Âñå îñòàëüíûå àãåíòû ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê ïðîèçâîäíûå îò íåãî ôîðìû: ôèðìû êàê þðèäè÷åñêèå ôèêöèè, à ãîñóäàðñòâî êàê àãåíòñòâî ïî ñïåöèôèêàöèè è çàùèòå ïðàâ ñîáñòâåííîñòè.
Ïî äàííûì ÂÎÇ, çà ïîñëåäíèå 30 ëåò íàáëþäàåòñÿ çàìåòíûé ðîñò ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, â òîì ÷èñëå è òÿæåëûõ. Ïîíÿòíî, ïî÷åìó êíèãà Îòòî Êåðíáåðãà, ïîñâÿùåííàÿ èññëåäîâàíèþ ñåðüåçíûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé, î÷åíü àêòóàëüíà è ñâîåâðåìåííà ñåé÷àñ.
Îòòî Ôðèäìàíí Êåðíáåðã (Otto F Kernberg)
Îòòî Êåðíáåðãà íå çðÿ â ðàçíûõ èñòî÷íèêàõ, îáó÷àþùèõ ïðîãðàììàõ íàçûâàþò æèâûì êëàññèêîì. Ñ 1997 ïî 2001 ãã. îí âîçãëàâëÿë Ìåæäóíàðîäíóþ Ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ Àññîöèàöèþ. Áûë ïðîôåññîðîì ïñèõèàòðèè Êîðíóýëëñêîãî Óíèâåðñèòåòà. Ïî÷åòíûé äîêòîð, àâòîð è ñîàâòîð áîëåå 20 êíèã, ëàóðåàò ìíîæåñòâà ïî÷åòíûõ ìåæäóíàðîäíûõ ïðåìèé, ðåãàëèé è íàãðàä. Îí âíåñ áîëüøîé âêëàä â èçìåíåíèå è ðàçâèòèå ñîâðåìåííîãî ïîäõîäà ê òåðàïèè òÿæåëûõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè [2, Ñ. 201].
Èìåííî òàê è íàçûâàåòñÿ îäíà èç åãî êíèã: «Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà», âûøåäøàÿ íà ðóññêîì ÿçûêå â èçäàòåëüñòâå «Êëàññ» [1].
Êåðíáåðã âñåìè ïðèçíàííûé àâòîðèòåò â ýòîé íåïðîñòîé òåìå. Î÷åíü ìíîãî âíèìàíèÿ îí óäåëèë èññëåäîâàíèþ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè, áîëåå òÿæåëûõ, ÷åì íåâðîçû. Ñàì ðàçðàáîòàë íîâûé ïîäõîä ê òåðàïèè òàêèõ íàðóøåíèé. Ýòî ïîçâîëèëî ïîëó÷àòü õîðîøèå, ñòîéêèå ðåçóëüòàòû òàì, ãäå êëàññè÷åñêàÿ àíàëèòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ è òåì áîëåå ïñèõîàíàëèç íå ïîìîãàëè.
« íåò ñîìíåíèé, ÷òî ïðî÷åñòü ýòó êíèãó ïðîñòî íåîáõîäèìî êàæäîìó çàíèìàþùåìóñÿ ïñèõîòåðàïèåé, è îñòàåòñÿ ñîæàëåòü, ÷òî åå ïåðåâîä ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ñåé÷àñ. Äî ñèõ ïîð åå îòñóòñòâèå îùóùàëîñü êàê ñâîåãî ðîäà áåëîå ïÿòíî â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ëèòåðàòóðå íà ðóññêîì ÿçûêå.»
«Õî÷åòñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå ðîññèéñêîãî ÷èòàòåëÿ åùå íà îäèí ìîìåíò, äåëàþùèé ýòó êíèãó îñîáåííî àêòóàëüíîé èìåííî äëÿ íàñ. Óâåëè÷åíèå ÷èñëà íåíåâðîòè÷åñêèõ (ò. å. áîëåå íàðóøåííûõ) ïàöèåíòîâ â ïñèõîòåðàïèè è ïñèõîàíàëèçå õàðàêòåðíî äëÿ âñåãî ìèðà è èìååò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû, íî â íàøåé ñòðàíå ýòà òåíäåíöèÿ åùå áîëåå âûðàæåíà ïî ïðè÷èíå ïñèõîëîãè÷åñêîé íåãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ïîêà âñå åùå íå ïðèíÿòî îáðàùàòüñÿ çà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùüþ, è ê ïñèõîòåðàïåâòàì ïðèõîäÿò òå, êòî óæå íå ìîæåò íå îáðàòèòüñÿ.»
Ìàðèÿ Òèìîôååâà ─ ïñèõîàíàëèòèê, äåéñòâèòåëüíûé ÷ëåí Ìîñêîâñêîãî Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî Îáùåñòâà, ÷ëåí Ìåæäóíàðîäíîé Ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé Àññîöèàöèè (Èç ïðåäèñëîâèÿ ê ðóññêîìó èçäàíèþ)
Îñòàíîâèìñÿ íà íàèáîëåå âàæíûõ òåìàõ êíèãè Êåðíáåðãà
 êíèãå àâòîð î÷åíü äîñêîíàëüíî ðàññìàòðèâàåò âîïðîñû äèàãíîñòèêè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâ. Êåðíáåðã ïîäðîáíî çíàêîìèò íàñ ñî ñòðóêòóðíûì ïîäõîäîì è ñòðóêòóðíûì èíòåðâüþ â ñâîåé ðàáîòå.
Îí î÷åíü õîðîøî îïèñûâàåò è ñðàâíèâàåò îñîáåííîñòè òåðàïèè ïîãðàíè÷íîé ëè÷íîñòè, ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ðàáîòå, òåõíèêó ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì â ðàçíûõ òèïàõ ïñèõîòåðàïèè.
Îñîáûì èíòåðåñîì Êåðíáåðãà âñåãäà áûëà íàðöèññè÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, åå ñòðóêòóðà, ôîðìèðîâàíèå, àíàëèç õàðàêòåðà, àôôåêòû è âëå÷åíèÿ, îñîáåííîñòè òåðàïèè è ðàáîòû ñ ïåðåíîñîì. Îí ðàññìàòðèâàåò ðàçíûå ïîäõîäû â èññëåäîâàíèè íàðöèññèçìà, íîðìàëüíûé è ïàòîëîãè÷åñêèé íàðöèññèçì. Àâòîð âûäåëÿåò íàðöèññè÷åñêóþ ëè÷íîñòü â îñîáóþ êàòåãîðèþ, îòäåëüíóþ îò ïîãðàíè÷íîé, íåâðîòè÷åñêîé è ïñèõîòè÷åñêîé.
 ñâîåé êíèãå îí îïèñûâàåò åùå ðÿä âàæíûõ òåì, òàêèõ êàê ãëóáîêàÿ ðåãðåññèÿ, åå äèàãíîç è òåðàïèÿ. Ðàññìàòðèâàåò ñëîæíûå ñèòóàöèè â òåðàïèè. Äèàãíîñòèêó è ðàáîòó ñ ïàöèåíòàìè, ó êîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ ñóèöèäàëüíûé ðèñê. Îñòàíàâëèâàåòñÿ íà ïàöèåíòàõ ñ ñèëüíûìè íàðóøåíèÿìè Ñóïåð Ýãî, ðàçáèðàåò ïàðàíîèäíóþ ðåãðåññèþ è çëîêà÷åñòâåííûé íàðöèññèçì.
Êåðíáåðã îñòàíàâëèâàåòñÿ íà òîì, êàê ïðîòåêàåò òåðàïèÿ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà, êàê ïðîõîäèò ëå÷åíèå òÿæåëûõ ïàòîëîãèé ïðè äëèòåëüíîì íàõîæäåíèè â áîëüíèöå.
Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà Êåðíáåðãà
Íåñîìíåííî, âíà÷àëå, ñàìûé âàæíûé âîïðîñ ýòî äèàãíîñòèêà. Íóæíî îïðåäåëèòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî? Ýòî íå òàê ïðîñòî, åñëè ðå÷ü èäåò î ðàññòðîéñòâàõ ëè÷íîñòè è åñòü ïîäîçðåíèÿ íà ïîãðàíè÷íóþ ïàòîëîãèþ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòèõ íàðóøåíèé ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå, â ñðàâíåíèè ñ áîëåå ñîõðàííûìè íåâðîòè÷åñêèìè óðîâíÿìè, äëÿ êîòîðûõ è áûë ðàçðàáîòàí àíàëèç.  ñâîåé ðàáîòå àâòîð îïèñûâàåò ñâîé îñîáûé ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå.
Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä â äèàãíîñòèêå Êåðíáåðãà
Êåðíáåðã ïîä÷åðêèâàåò îñîáåííóþ çíà÷èìîñòü äèôôåðåíöèàëüíîãî äèàãíîçà ïðè ðàáîòå ñ ïîãðàíè÷íûìè íàðóøåíèÿìè. Âàæíî õîðîøî ïîíèìàòü, ñ ÷åì ìû èìååì äåëî, íå ïóòàòü ïîãðàíè÷íûå ðàññòðîéñòâà íè ñ íåâðîçàìè, íè ñ ïñèõîòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè ëè÷íîñòè. Ðàíåå â ïñèõèàòðèè áûë ðàñïðîñòðàíåí îïèñàòåëüíûé ïîäõîä. Îí, êîíå÷íî, èìååò ñâîè ïëþñû, íî ñèëüíî ïðîèãðûâàåò ïðåäëàãàåìîìó àâòîðîì ñòðóêòóðíîìó ïîäõîäó. Òàê æå íåäîñòàòî÷åí è ãåíåòè÷åñêèé ïîäõîä, ïîòîìó ÷òî îí íå ïîìîãàåò ðåøèòü êëèíè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Îñîáåííî íåîáõîäèì ñòðóêòóðíûé ïîäõîä, åñëè èäåò ðå÷ü î ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîñòàâèòü äèàãíîç íå ïîëó÷àåòñÿ ñðàçó.
Àâòîð ïðèçíàåò, ÷òî ýòîò ïîäõîä áîëåå òðóäíûé, â ìåòîäå åñòü ðÿä ñëîæíîñòåé, îò ñïåöèàëèñòà, ïðîâîäÿùåãî åãî, íóæíî áîëüøå óñèëèé, ëó÷øàÿ ïîäãîòîâêà è áîëåå äëèòåëüíàÿ ïðàêòèêà. Îäíàêî, îí îáëàäàåò ðÿäîì íåñîìíåííûõ äîñòîèíñòâ è ïðåèìóùåñòâ, îñîáåííî åñëè ìû èìååì äåëî ñ íåîäíîçíà÷íûì, ñëîæíûì ñëó÷àåì.
Ñòðóêòóðíûé ïîäõîä ïîìîãàåò:
Ïîíèìàòü, êàê îòíîñèòñÿ ãåíåòè÷åñêàÿ ïîäâåðæåííîñòü ê íàðóøåíèþ è ïðîÿâëåíèÿì íàðóøåíèé.
Ïðîÿñíèòü ñîîòíîøåíèå è ñâÿçü ðàçíûõ ñèìïòîìîâ è íàðóøåíèé.
Ïðîãíîçèðîâàòü õîä ðàáîòû ñ ïàöèåíòîì è ëó÷øå åå ïëàíèðîâàòü.
Ëó÷øå ïîíÿòü çàïóòàííûå ñëó÷àè, êîãäà åñòü ïðîáëåìû ñ ïîñòàíîâêîé äèàãíîçà.
Íà ÷åì ñòðîèòñÿ ñòðóêòóðíûé ïîäõîä Êåðíáåðãà?  îñíîâå åãî ðàçâèòèå òåîðèè êëàññèêà ïñèõîàíàëèçà Ç. Ôðåéäà ïðî ñòðóêòóðû Ýãî, ÑóïåðÝãî è Èä, îí ðàññìàòðèâàåò ïîäñòðóêòóðû Ýãî, òàêæå èìåþùèå ñëîæíîå ñòðîåíèå. Ýòè ïîäñòðóêòóðû òîæå, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàçîâàíû èíòåðíàëèçîâàííûìè îáúåêòíûìè îòíîøåíèÿìè.
Äëÿ îïðåäåëåíèÿ òèïà ëè÷íîñòè (íåâðîòè÷åñêîé, ïîãðàíè÷íîé è ïñèõîòè÷åñêîé) îöåíèâàþò:
Óðîâåíü èíòåãðàöèè èäåíòè÷íîñòè.
Çàùèòû.
Ñïîñîáíîñòü ê òåñòèðîâàíèþ ðåàëüíîñòè.
Äîïîëíèòåëüíî äëÿ äèôôåðåíöèàöèè íåâðîòè÷åñêîé è ïîãðàíè÷íîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè èñïîëüçóþò îöåíêó:
ñëàáîñòè èëè ñèëû Ýãî;
ñïîñîáíîñòè âûíîñèòü òðåâîãó;
ñïîñîáíîñòè ê êîíòðîëþ ñâîèõ èìïóëüñîâ;
ñïîñîáíîñòü ê ñóáëèìàöèè;
íàëè÷èÿ (îòñóòñòâèÿ) ïåðâè÷íûõ ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ.
Ðàáîòà Êåðíáåðãà ïîìîãëà ñèëüíî ïðîäâèíóòüñÿ â ïîíèìàíèè òÿæåëûõ ëè÷íîñòíûõ ïàòîëîãèé. Åãî âçãëÿä íà äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå âîøåë â ó÷åáíèêè ñîâðåìåííîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî ïîäõîäà, èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè âî âñåõ ñòðàíàõ. Îí ïîìîã äîñòèãíóòü ãðîìàäíîãî ïðîãðåññà â îêàçàíèè ïîìîùè ëþäÿì ñ ïîãðàíè÷íûìè è íàðöèññè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ëè÷íîñòè, êîòîðûå ðàíüøå ïëîõî ïîääàâàëèñü òåðàïèè.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ:
Êåðíáåðã Îòòî Ôðèäìàíí. Òÿæåëûå ëè÷íîñòíûå ðàññòðîéñòâà. Ñòðàòåãèè ïñèõîòåðàïèè Ì.: Êëàññ, 2001. 464 ñ.
Ïñèõîàíàëèç. Ó÷åáíèê äëÿ áàêàëàâðèàòà è ìàãèñòðàòóðû. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ì. Ì. Ðåøåòíèêîâà . Ì. : Èçäàòåëüñòâî Þðàéò, 2015. 315 ñ [201] c.
Àâòîð: Èñàåâà Îëåñÿ, ïñèõîëîã
Ðåäàêòîð: ×åêàðäèíà Åëèçàâåòà Þðüåâíà
Èñòî÷íèê: https://psychosearch.ru/masters/750-otto-kernberg