Свойства каких частей речи имеет причастие
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?
Основные признаки причастия
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это значение признака предмета по действию. | Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного. | |
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
| |
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. | Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший. |
Причастия имеют следующие признаки прилагательных: | |
Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие. | |
Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени. | |
Допитый – допит; потерянный – потерян. | |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. | Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость. |
Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. | Книга раскрыта на восьмой странице. |
Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже. |
2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.
Бежавший, строивший, раскрытый.
3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.
Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал.
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.
Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие.
Страдательные причастия обладают рядом особенностей:
- страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;
Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.
- страдательные причастия имеют полную и краткую форму;
- страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т. п. со значением субъекта действия.
От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!
Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.
Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушка рассказала сказку).
- страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;
4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.
Суффиксы причастий
Время | Действительные причастия | Примеры | Страдательные причастия | Примеры |
---|---|---|---|---|
Настоящее время | Основа наст. вр. + суффикс: | Основа наст. вр. + суффикс: | ||
-ущ- (-ющ-) – I спр. | Решающий | -ом- (-ем-) – I спр. | Решаемый | |
-ащ- (-ящ-) – II спр. | Строящий | -им- – II спр. | Строимый | |
Прошедшее время | Основа инфинитива + суффикс: | Основа инфинитива + суффикс: | ||
-ш- | Нёсший | -нн- (-н-) | Прочитанный | |
-вш- | Решавший | -енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр. | Построенный | |
-т- | Взятый |
Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:
а) действительные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий);б) страдательные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый).Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):
а) действительные причастия:
решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший);
нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший);б) страдательные причастия:
написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный);
построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).
Упражнение к теме «3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий»
► Читайте также об ошибках, связанных с использованием причастий и причастных оборотов в речи
► Другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:
- 3.8.2. Морфологический разбор причастий
- 3.8.3. Правописание причастий
► Перейти к оглавлению книги Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография
Ïðè÷àñòèå â ðóññêîì ÿçûêå ïî ñåé äåíü ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì äèñêóññèè ÿçûêîâåäîâ: îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà, äðóãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îòäåëüíàÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è.
Èñõîäÿ èç ýòîãî, ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà (èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è), êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà ïðèçíàê ïðåäìåòà îòíîñèòåëüíî äåéñòâèÿ, îáúåäèíÿåò â ñåáå õàðàêòåðèñòèêè è ãëàãîëà, è ïðèëàãàòåëüíîãî, è îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?» (êàêàÿ? êàêîå? êàêèå?). Êàê è èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå, ïðè÷àñòèå ñîãëàñóåòñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå (â åäèíñòâåííîì ÷èñëå) è ïàäåæå.
Íà÷àëüíàÿ ôîðìà ïðè÷àñòèÿ (êàê è ó ïðèëàãàòåëüíîãî) – ýòî ôîðìà åäèíñòâåííîãî ÷èñëà, ìóæñêîãî ðîäà â èìåíèòåëüíîì ïàäåæå: ëåòåâøèé, ñòîÿâøèé, áåæàâøèé.
Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ïðè÷àñòèÿ.
1. Ïðè÷àñòèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ãëàãîëîì, òàê êàê îáðàçóåòñÿ îò íåãî, ïîýòîìó ïåðåíèìàåò îò ãëàãîëà òàêèå åãî ïðèçíàêè:
— ïåðåõîäíîñòü;
— âèä;
— âðåìÿ;
— âîçâðàòíîñòü.
2. Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïî ïðèçíàêàì ñ ãëàãîëîì, ïðè÷àñòèÿ íå èìåþò ôîðìû áóäóùåãî âðåìåíè. Ôîðìó íàñòîÿùåãî âðåìåíè èìåþò òîëüêî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáðàçîâàíû îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà: ÷èòàòü (íåñîâåðøåííûé âèä) – ÷èòàþùèé (íàñòîÿùåå âðåìÿ), ÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ); ïðî÷èòàòü (ñîâåðøåííûé âèä) – ïðî÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ).
3. Îò èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî ïðè÷àñòèå èìååò ñëåäóþùèå ïðèçíàêè:
— âîçìîæíîñòü èçìåíÿòüñÿ ïî ðîäàì (â åä.÷), ÷èñëàì è ïàäåæàì: ëåòÿùèé, ëåòÿùàÿ, ëåòÿùåãî, ëåòÿùåìó;
— ñïîñîáíîñòü ñîãëàñîâûâàòüñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå è ïàäåæå: äóìàþùèé ñòàðåö, èñïîëüçîâàííàÿ âîçìîæíîñòü, âñêèïåâøåå ìîëîêî;
— êàê è êà÷åñòâåííûå ïðèëàãàòåëüíûå, ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò íå òîëüêî ïîëíóþ, íî è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàí, äîäåëàííûé – äîäåëàí.
Ðàçðÿäû ïðè÷àñòèé.
Ïî ëåêñè÷åñêîìó ïðèçíàêó âûäåëÿþò äâà ðàçðÿäà ïðè÷àñòèé: äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ è ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ.
- Äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàê äåéñòâèÿ, ñîâåðøàåìîãî ïðåäìåòîì, îáúåêòîì èëè ëèöîì, î êîòîðîì èä¸ò ðå÷ü â ïðåäëîæåíèè (òåêñòå):
×èòàþùèé ÷åëîâåê âñåãäà áóäåò íà øàã âïåðåäè òîãî, ÷òî ÷èòàòü íå ëþáèò.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ýòî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå óêàçûâàþò íà ïðèçíàê, ïîÿâëÿþùèéñÿ ó ïðåäìåòà, ëèöà èëè îáúåêòà ïîä âîçäåéñòâèåì äðóãîãî ïðåäìåòà:
Ñïåòàÿ àðòèñòîì ïåñíÿ – ïåñíÿ, êîòîðóþ ñïåë àðòèñò, ñðóáëåííîå äðîâîñåêàìè äåðåâî – äåðåâî, êîòîðîå ñðóáèëè äðîâîñåêè.
Îñîáåííîñòè ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò ïîëíóþ è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííàÿ êíèãà – êíèãà ïðî÷èòàíà; ïðîñìîòðåííûé ôèëüì – ôèëüì ïðîñìîòðåí.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ ìîæíî îáðàçîâàòü òîëüêî îò ïåðåõîäíûõ ãëàãîëîâ: ñìîòðåòü ôèëüì – ïðîñìîòðåííûé ôèëüì; ñëóøàòü ìóçûêó – ïðîñëóøàííàÿ ìóçûêà.
- Ñëîâîñî÷åòàíèÿ ñî ñòðàäàòåëüíûìè ïðè÷àñòèÿìè ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ìåñòîèìåíèåì èëè ñóùåñòâèòåëüíûì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ñóáúåêòîì äåéñòâèÿ: íàïèñàííûé (êåì?) ñòóäåíòîì ðåôåðàò; ïðèãîòîâëåííàÿ (êåì?) äåâóøêîé ëàçàíüÿ.
Ñèíòàêñè÷åñêàÿ ðîëü ïðè÷àñòèÿ â ïðåäëîæåíèè.
Ïðè÷àñòèÿ, êàê è ïðèëàãàòåëüíûå, ìîãóò âûñòóïàòü â ïðåäëîæåíèè â ðîëè îïðåäåëåíèÿ èëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
Ïðèðîäà âûãëÿäåëà óñíóâøåé äî âåñíû (ñîñòàâíîå èìåííîå ñêàçóåìîå). ß âçÿëà ñ ïîëêè óæå íå ðàç ïðî÷èòàííóþ êíèãó (îïðåäåëåíèå).
Ïðè÷àñòèÿ êðàòêîé ôîðìû òàêæå âûñòóïàþò â ðîëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
Êíèãà ïðî÷èòàíà ìíîþ çà 3 ÷àñà.
Ïëàí è îáðàçåö ìîðôîëîãè÷åñêîãî ðàçáîðà ïðè÷àñòèÿ.
Ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð ïðè÷àñòèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïî ñëåäóþùåìó ïëàíó:
1) ×àñòü ðå÷è;
2) Íà÷àëüíàÿ ôîðìà;
3) Ðàçðÿä ïðè÷àñòèÿ;
4) Ïðèçíàêè ãëàãîëà: âèä, âîçâðàòíîñòü, âðåìÿ;
5) Ïðèçíàêè ïðèëàãàòåëüíîãî: ïîëíàÿ èëè êðàòêàÿ ôîðìà (äëÿ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé), ÷èñëî, ðîä, ïàäåæ;
6) Êàêèì ÷ëåíîì ïðåäëîæåíèÿ âûñòóïàåò?
Ïðèìåð. Íàø äîì áûë ïîñòðîåí âñåãî çà ïîëãîäà.
Ïîñòðîåí – ïðè÷àñòèå, óêàçûâàåò íà ïðèçíàê îáúåêòà ïî äåéñòâèþ, îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?»; í.ô. – ïîñòðîåííûé; ñòðàäàòåëüíîå, ñîâåðøåííûé âèä, íåâîçâðàòíîå, ïðîøåäøåå âðåìÿ; êðàòêàÿ ôîðìà, åäèíñòâåííîå ÷èñëî, ìóæñêîé ðîä; â ïðåäëîæåíèè âûñòóïàåò â ðîëè ñêàçóåìîãî.
Причастие как морфологическое явление трактуется в
лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается
самостоятельной частью речи, в других — особой формой глагола. В предлагаемом
нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую форму
глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими
признаками:
1. Обозначает признак предмета по
действию и отвечает
на вопросы какой? что делающий?, что
делавший?, что сделавший?.
Например: сверкавший,
плачущая, палящее, переливающиеся.
Основные
признаки причастия
А) Общее
грамматическое значение — это
значение признака предмета по действию: думающий,
говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
Б) Морфологические признаки:
1. Причастия образуются от
глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
· вид, сов/несов: придуманный
– думавший;
·
переходность, перех/неперх
·
возвратность, озарявшийся
– озарявший;
·
время. называющий, сохраняемый –
называвший, сохраненный.
примечание: В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего
времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от
глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) — думающий,
думавший; подумать (совершенный
вид) — подумавший.
·
залог (действит., страдат. причастия) пишущий —
рисующийся
2. К
признакам прилагательного относятся:
Причастия, как и прилагательные, изменяются
по падежам, числам
и родам и имеют такие же падежные
окончания:
падеж: синеющая (и.п.),
синеющей (р.п.),
синеющую (в.п.),
о синеющей (п.п.);
число: решенный (вопрос) –
решенные (вопросы);
род: улыбающийся (мальчик)
– улыбающаяся (девочка) – улыбающееся
(дитя).
страдательные причастия,
как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый — допит;
потерянный — потерян.
В) Синтаксические признаки:
1. В предложении причастия,
как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного
именного сказуемого: Увлечённые,
мы позабыли обо всём (определение);
Всё вокруг казалось
погружённым в задумчивость (часть составного именного
сказуемого)
2. Краткие причастия, как и
краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного
сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице.
Г ) Разряды причастий
В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
1. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: читающиймальчик — это мальчик, который сам читает; читавший мальчик — это мальчик, который сам читал.
2. Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у предмета под влиянием действия другого предмета: прочитанная мальчиком книга — книга, которую прочитал
мальчик; построенный рабочими дом — дом, который построили
рабочие.
Страдательные причастия
обладают рядом особенностей:
·
страдательные причастия образуются только
от переходных глаголов: построить (что?) дом (В.п.)
—построенный дом; читать (что?) книгу (В.п.)
— читаемая книга;
·
страдательные причастия имеют полную и
краткую форму: построенный дом — дом построен, допитое молоко — молоко
допито;
·
страдательные причастия могут распространяться существительным или
местоимением в Т.п. со значением субъекта действия: построенный (кем?)
рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?)
бабушкой сказка (бабушка рассказала сказку).
Ïðè÷àñòèå â ðóññêîì ÿçûêå ïî ñåé äåíü ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì äèñêóññèè ÿçûêîâåäîâ: îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà, äðóãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îòäåëüíàÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è.
Èñõîäÿ èç ýòîãî, ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà (èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è), êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà ïðèçíàê ïðåäìåòà îòíîñèòåëüíî äåéñòâèÿ, îáúåäèíÿåò â ñåáå õàðàêòåðèñòèêè è ãëàãîëà, è ïðèëàãàòåëüíîãî, è îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?» (êàêàÿ? êàêîå? êàêèå?). Êàê è èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå, ïðè÷àñòèå ñîãëàñóåòñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå (â åäèíñòâåííîì ÷èñëå) è ïàäåæå.
Íà÷àëüíàÿ ôîðìà ïðè÷àñòèÿ (êàê è ó ïðèëàãàòåëüíîãî) – ýòî ôîðìà åäèíñòâåííîãî ÷èñëà, ìóæñêîãî ðîäà â èìåíèòåëüíîì ïàäåæå: ëåòåâøèé, ñòîÿâøèé, áåæàâøèé.
Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ïðè÷àñòèÿ.
1. Ïðè÷àñòèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ãëàãîëîì, òàê êàê îáðàçóåòñÿ îò íåãî, ïîýòîìó ïåðåíèìàåò îò ãëàãîëà òàêèå åãî ïðèçíàêè:
— ïåðåõîäíîñòü;
— âèä;
— âðåìÿ;
— âîçâðàòíîñòü.
2. Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïî ïðèçíàêàì ñ ãëàãîëîì, ïðè÷àñòèÿ íå èìåþò ôîðìû áóäóùåãî âðåìåíè. Ôîðìó íàñòîÿùåãî âðåìåíè èìåþò òîëüêî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáðàçîâàíû îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà: ÷èòàòü (íåñîâåðøåííûé âèä) – ÷èòàþùèé (íàñòîÿùåå âðåìÿ), ÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ); ïðî÷èòàòü (ñîâåðøåííûé âèä) – ïðî÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ).
3. Îò èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî ïðè÷àñòèå èìååò ñëåäóþùèå ïðèçíàêè:
— âîçìîæíîñòü èçìåíÿòüñÿ ïî ðîäàì (â åä.÷), ÷èñëàì è ïàäåæàì: ëåòÿùèé, ëåòÿùàÿ, ëåòÿùåãî, ëåòÿùåìó;
— ñïîñîáíîñòü ñîãëàñîâûâàòüñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå è ïàäåæå: äóìàþùèé ñòàðåö, èñïîëüçîâàííàÿ âîçìîæíîñòü, âñêèïåâøåå ìîëîêî;
— êàê è êà÷åñòâåííûå ïðèëàãàòåëüíûå, ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò íå òîëüêî ïîëíóþ, íî è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàí, äîäåëàííûé – äîäåëàí.
Ðàçðÿäû ïðè÷àñòèé.
Ïî ëåêñè÷åñêîìó ïðèçíàêó âûäåëÿþò äâà ðàçðÿäà ïðè÷àñòèé: äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ è ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ.
- Äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàê äåéñòâèÿ, ñîâåðøàåìîãî ïðåäìåòîì, îáúåêòîì èëè ëèöîì, î êîòîðîì èä¸ò ðå÷ü â ïðåäëîæåíèè (òåêñòå):
×èòàþùèé ÷åëîâåê âñåãäà áóäåò íà øàã âïåðåäè òîãî, ÷òî ÷èòàòü íå ëþáèò.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ýòî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå óêàçûâàþò íà ïðèçíàê, ïîÿâëÿþùèéñÿ ó ïðåäìåòà, ëèöà èëè îáúåêòà ïîä âîçäåéñòâèåì äðóãîãî ïðåäìåòà:
Ñïåòàÿ àðòèñòîì ïåñíÿ – ïåñíÿ, êîòîðóþ ñïåë àðòèñò, ñðóáëåííîå äðîâîñåêàìè äåðåâî – äåðåâî, êîòîðîå ñðóáèëè äðîâîñåêè.
Îñîáåííîñòè ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò ïîëíóþ è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííàÿ êíèãà – êíèãà ïðî÷èòàíà; ïðîñìîòðåííûé ôèëüì – ôèëüì ïðîñìîòðåí.
- Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ ìîæíî îáðàçîâàòü òîëüêî îò ïåðåõîäíûõ ãëàãîëîâ: ñìîòðåòü ôèëüì – ïðîñìîòðåííûé ôèëüì; ñëóøàòü ìóçûêó – ïðîñëóøàííàÿ ìóçûêà.
- Ñëîâîñî÷åòàíèÿ ñî ñòðàäàòåëüíûìè ïðè÷àñòèÿìè ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ìåñòîèìåíèåì èëè ñóùåñòâèòåëüíûì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ñóáúåêòîì äåéñòâèÿ: íàïèñàííûé (êåì?) ñòóäåíòîì ðåôåðàò; ïðèãîòîâëåííàÿ (êåì?) äåâóøêîé ëàçàíüÿ.
Ñèíòàêñè÷åñêàÿ ðîëü ïðè÷àñòèÿ â ïðåäëîæåíèè.
Ïðè÷àñòèÿ, êàê è ïðèëàãàòåëüíûå, ìîãóò âûñòóïàòü â ïðåäëîæåíèè â ðîëè îïðåäåëåíèÿ èëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
Ïðèðîäà âûãëÿäåëà óñíóâøåé äî âåñíû (ñîñòàâíîå èìåííîå ñêàçóåìîå). ß âçÿëà ñ ïîëêè óæå íå ðàç ïðî÷èòàííóþ êíèãó (îïðåäåëåíèå).
Ïðè÷àñòèÿ êðàòêîé ôîðìû òàêæå âûñòóïàþò â ðîëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
Êíèãà ïðî÷èòàíà ìíîþ çà 3 ÷àñà.
Ïëàí è îáðàçåö ìîðôîëîãè÷åñêîãî ðàçáîðà ïðè÷àñòèÿ.
Ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð ïðè÷àñòèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïî ñëåäóþùåìó ïëàíó:
1) ×àñòü ðå÷è;
2) Íà÷àëüíàÿ ôîðìà;
3) Ðàçðÿä ïðè÷àñòèÿ;
4) Ïðèçíàêè ãëàãîëà: âèä, âîçâðàòíîñòü, âðåìÿ;
5) Ïðèçíàêè ïðèëàãàòåëüíîãî: ïîëíàÿ èëè êðàòêàÿ ôîðìà (äëÿ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé), ÷èñëî, ðîä, ïàäåæ;
6) Êàêèì ÷ëåíîì ïðåäëîæåíèÿ âûñòóïàåò?
Ïðèìåð. Íàø äîì áûë ïîñòðîåí âñåãî çà ïîëãîäà.
Ïîñòðîåí – ïðè÷àñòèå, óêàçûâàåò íà ïðèçíàê îáúåêòà ïî äåéñòâèþ, îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?»; í.ô. – ïîñòðîåííûé; ñòðàäàòåëüíîå, ñîâåðøåííûé âèä, íåâîçâðàòíîå, ïðîøåäøåå âðåìÿ; êðàòêàÿ ôîðìà, åäèíñòâåííîå ÷èñëî, ìóæñêîé ðîä; â ïðåäëîæåíèè âûñòóïàåò â ðîëè ñêàçóåìîãî.
У причастия имеются признаки глагола и прилагательного. В последнее время причастие интерпретируется по-разному: самостоятельная часть речи и особая форма глагола.
Дадим определение, что такое причастие.
Определение
Причастие — это особая неспрягаемая глагольная форма (часть речи), которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Причастие является ребенком глагола и прилагательного, что следует из его определения. Ведь оно обозначает признак предмета, как и прилагательное, но в то же время это признак действия, а действие связано с глаголом, например:
- (какая?) зреющая пшеница — пшеница, которая ( что делает?) зреет;
- (какие?) гонимые ветром листья — листья, которые ветер (что делает?) гонит;
- мальчик, (какой?) клеивший самолетик — мальчик, который (что делал?) клеил самолетик;
- (какое?) запаянное отверстие — отверстие, которое (что сделали?) запаяли.
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- мальчик (какой?) бегущий;
- листва(какая?) опавшая;
- поле (какое?) сжигаемое солнцем;
- рассказ (какой?) услышанный впервые.
Отличие причастия от прилагательного состоит в том, что причастие обозначает признак, приуроченный ко времени, и имеет соотносительные временные формы:
ходящий (наст. вр.) — ходивший ( пр. вр.).
Прилагательное «ходячий» обозначает постоянный признак предмета, не ограниченный временными рамками.
2. Причастие изменяется по падежам и числам, то есть склоняется:
- и.п. кошка какая? мурлычущ-ая;
- р.п. нет кошки какой? мурлычущ-ей;
- д.п. подойду к какой кошке? к мурлычащ-ей;
- в.п. возьму на руки кошку какую? мурлычущ-ую;
- т.п. любуюсь кошкой какой? мурлычущ-ей;
- п.п. напишу о какой кошке? о мурлычущ-ей.
3. Эта глагольная форма изменяется по родам и числам, как и прилагательное.
Сравним:
- син-ий цвет, син-яя лента, син-ее море, син-ие небеса;
- увидевш-ий ежика мальчик, увидевш-ая ежика девочка, увидевш-ее ежика дитя, увидевш-ие ёжика дети.
Синтаксическая роль причастия обычно такая же, как и у прилагательного — согласованное определение (совпадает в роде, числе и падеже с существительным), например:
Приятно смотреть на голубой ковер разросшихся незабудок.
Незабудок каких? разросшихся — согласованное определение, выраженное причастием в форме родительного падежа множественного числа.
Признаки глагола у причастия
Причастие, как и глагол,
1. связано с действием. Оно обозначает признак по действию, например:
- грохочущий состав = состав, который грохочет;
- видимый издали = тот, кого видят издали;
- громко лаявшая собака = собака, которая громко лаяла;
- замешенное тесто = тесто, которое замесили.
2. имеет возвратность/невозвратность:
- озаряющий свет — озаряющийся молнией;
- собравший вещи — собравшийся в поход.
3. вид совершенный или несовершенный:
- (что делать?) спешить — спешащий, спешивший;
- (что сделать?) поспешить — поспешивший.
4. время (настоящее и прошедшее)
настоящее время:
- называющий — называемый;
прошедшее время:
- называвший, названный.
5. Причастия имеют грамматическую категорию залога. Причастия бывают действительные и страдательные.