Свойства каких частей речи имеет причастие

Свойства каких частей речи имеет причастие thumbnail

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значениеПримеры
Это значение признака предмета по действию.Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
Б) Морфологические признакиПримеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного. 
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:

  • вид,
  • переходность,
  • возвратность,
  • время.
 
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший.
Причастия имеют следующие признаки прилагательных: 
  • причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме);
  • Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
  • причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже;
  • Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы.
  • Допитый – допит; потерянный – потерян.
    В) Синтаксические признакиПримеры
    В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого.Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость.
    Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого.Книга раскрыта на восьмой странице.
    Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже. 

    2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.

    Бежавший, строивший, раскрытый.

    3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.

    • Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

      Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал.

    • Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

      Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие.

      Страдательные причастия обладают рядом особенностей:

      • страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;

        Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.

      • От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!

      • страдательные причастия имеют полную и краткую форму;
      • Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.

      • страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т. п. со значением субъекта действия.
      • Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушка рассказала сказку).

    4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.

    Суффиксы причастий

    ВремяДействительные причастияПримерыСтрадательные причастияПримеры
    Настоящее времяОснова наст. вр. + суффикс:Основа наст. вр. + суффикс:
    -ущ- (-ющ-) – I спр.Решающий-ом- (-ем-) – I спр.Решаемый
    -ащ- (-ящ-) – II спр.Строящий-им- – II спр.Строимый
    Прошедшее времяОснова инфинитива + суффикс:Основа инфинитива + суффикс:
    -ш-Нёсший-нн- (-н-)Прочитанный
    -вш-Решавший-енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр.Построенный
      -т-Взятый
    • Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:

      а) действительные причастия:

      решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);
      строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий);

      б) страдательные причастия:

      решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
      строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый).

    • Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):

      а) действительные причастия:

      решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший);
      нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший);

      б) страдательные причастия:

      написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный);
      построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
      взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).

    Упражнения Упражнение к теме «3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий»

    Читайте также об ошибках, связанных с использованием причастий и причастных оборотов в речи

    Читайте также:  При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

    Другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    • 3.8.2. Морфологический разбор причастий
    • 3.8.3. Правописание причастий

    Перейти к оглавлению книги Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография

    Источник

    Ïðè÷àñòèå â ðóññêîì ÿçûêå ïî ñåé äåíü ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì äèñêóññèè ÿçûêîâåäîâ: îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà, äðóãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îòäåëüíàÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è.

    Èñõîäÿ èç ýòîãî, ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà (èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è), êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà ïðèçíàê ïðåäìåòà îòíîñèòåëüíî äåéñòâèÿ, îáúåäèíÿåò â ñåáå õàðàêòåðèñòèêè è ãëàãîëà, è ïðèëàãàòåëüíîãî, è îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?» (êàêàÿ? êàêîå? êàêèå?). Êàê è èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå, ïðè÷àñòèå ñîãëàñóåòñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå (â åäèíñòâåííîì ÷èñëå) è ïàäåæå.

    Íà÷àëüíàÿ ôîðìà ïðè÷àñòèÿ (êàê è ó ïðèëàãàòåëüíîãî) – ýòî ôîðìà åäèíñòâåííîãî ÷èñëà, ìóæñêîãî ðîäà â èìåíèòåëüíîì ïàäåæå: ëåòåâøèé, ñòîÿâøèé, áåæàâøèé.

    Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ïðè÷àñòèÿ.

    1. Ïðè÷àñòèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ãëàãîëîì, òàê êàê îáðàçóåòñÿ îò íåãî, ïîýòîìó ïåðåíèìàåò îò ãëàãîëà òàêèå åãî ïðèçíàêè:

    — ïåðåõîäíîñòü;

    — âèä;

    — âðåìÿ;

    — âîçâðàòíîñòü.

    2. Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïî ïðèçíàêàì ñ ãëàãîëîì, ïðè÷àñòèÿ íå èìåþò ôîðìû áóäóùåãî âðåìåíè. Ôîðìó íàñòîÿùåãî âðåìåíè èìåþò òîëüêî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáðàçîâàíû îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà: ÷èòàòü (íåñîâåðøåííûé âèä) – ÷èòàþùèé (íàñòîÿùåå âðåìÿ), ÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ); ïðî÷èòàòü (ñîâåðøåííûé âèä) – ïðî÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ).
     

    3. Îò èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî ïðè÷àñòèå èìååò ñëåäóþùèå ïðèçíàêè:
     

    — âîçìîæíîñòü èçìåíÿòüñÿ ïî ðîäàì (â åä.÷), ÷èñëàì è ïàäåæàì: ëåòÿùèé, ëåòÿùàÿ, ëåòÿùåãî, ëåòÿùåìó;
     

    — ñïîñîáíîñòü ñîãëàñîâûâàòüñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå è ïàäåæå: äóìàþùèé ñòàðåö, èñïîëüçîâàííàÿ âîçìîæíîñòü, âñêèïåâøåå ìîëîêî;
     

    — êàê è êà÷åñòâåííûå ïðèëàãàòåëüíûå, ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò íå òîëüêî ïîëíóþ, íî è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàí, äîäåëàííûé – äîäåëàí.

    Ðàçðÿäû ïðè÷àñòèé.

    Ïî ëåêñè÷åñêîìó ïðèçíàêó âûäåëÿþò äâà ðàçðÿäà ïðè÷àñòèé: äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ è ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ.
     

    • Äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàê äåéñòâèÿ, ñîâåðøàåìîãî ïðåäìåòîì, îáúåêòîì èëè ëèöîì, î êîòîðîì èä¸ò ðå÷ü â ïðåäëîæåíèè (òåêñòå):
       

    ×èòàþùèé ÷åëîâåê âñåãäà áóäåò íà øàã âïåðåäè òîãî, ÷òî ÷èòàòü íå ëþáèò.

    • Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ýòî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå óêàçûâàþò íà ïðèçíàê, ïîÿâëÿþùèéñÿ ó ïðåäìåòà, ëèöà èëè îáúåêòà ïîä âîçäåéñòâèåì äðóãîãî ïðåäìåòà:
       

    Ñïåòàÿ àðòèñòîì ïåñíÿ – ïåñíÿ, êîòîðóþ ñïåë àðòèñò, ñðóáëåííîå äðîâîñåêàìè äåðåâî – äåðåâî, êîòîðîå ñðóáèëè äðîâîñåêè.

    Îñîáåííîñòè ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé.

    1. Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò ïîëíóþ è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííàÿ êíèãà – êíèãà ïðî÷èòàíà; ïðîñìîòðåííûé ôèëüì – ôèëüì ïðîñìîòðåí.
       
    2. Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ ìîæíî îáðàçîâàòü òîëüêî îò ïåðåõîäíûõ ãëàãîëîâ: ñìîòðåòü ôèëüì – ïðîñìîòðåííûé ôèëüì; ñëóøàòü ìóçûêó – ïðîñëóøàííàÿ ìóçûêà.
       
    3. Ñëîâîñî÷åòàíèÿ ñî ñòðàäàòåëüíûìè ïðè÷àñòèÿìè ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ìåñòîèìåíèåì èëè ñóùåñòâèòåëüíûì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ñóáúåêòîì äåéñòâèÿ: íàïèñàííûé (êåì?) ñòóäåíòîì ðåôåðàò; ïðèãîòîâëåííàÿ (êåì?) äåâóøêîé ëàçàíüÿ.

    Ñèíòàêñè÷åñêàÿ ðîëü ïðè÷àñòèÿ â ïðåäëîæåíèè.

    Ïðè÷àñòèÿ, êàê è ïðèëàãàòåëüíûå, ìîãóò âûñòóïàòü â ïðåäëîæåíèè â ðîëè îïðåäåëåíèÿ èëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
     

    Ïðèðîäà âûãëÿäåëà óñíóâøåé äî âåñíû (ñîñòàâíîå èìåííîå ñêàçóåìîå). ß âçÿëà ñ ïîëêè óæå íå ðàç ïðî÷èòàííóþ êíèãó (îïðåäåëåíèå).

    Ïðè÷àñòèÿ êðàòêîé ôîðìû òàêæå âûñòóïàþò â ðîëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
     

    Êíèãà ïðî÷èòàíà ìíîþ çà 3 ÷àñà.

    Ïëàí è îáðàçåö ìîðôîëîãè÷åñêîãî ðàçáîðà ïðè÷àñòèÿ.

    Ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð ïðè÷àñòèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïî ñëåäóþùåìó ïëàíó:
     

    1) ×àñòü ðå÷è;

    2) Íà÷àëüíàÿ ôîðìà;

    3) Ðàçðÿä ïðè÷àñòèÿ;

    4) Ïðèçíàêè ãëàãîëà: âèä, âîçâðàòíîñòü, âðåìÿ;

    5) Ïðèçíàêè ïðèëàãàòåëüíîãî: ïîëíàÿ èëè êðàòêàÿ ôîðìà (äëÿ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé), ÷èñëî, ðîä, ïàäåæ;

    6) Êàêèì ÷ëåíîì ïðåäëîæåíèÿ âûñòóïàåò?

    Ïðèìåð. Íàø äîì áûë ïîñòðîåí âñåãî çà ïîëãîäà.
     

    Ïîñòðîåí – ïðè÷àñòèå, óêàçûâàåò íà ïðèçíàê îáúåêòà ïî äåéñòâèþ, îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?»; í.ô. – ïîñòðîåííûé; ñòðàäàòåëüíîå, ñîâåðøåííûé âèä, íåâîçâðàòíîå, ïðîøåäøåå âðåìÿ; êðàòêàÿ ôîðìà, åäèíñòâåííîå ÷èñëî, ìóæñêîé ðîä; â ïðåäëîæåíèè âûñòóïàåò â ðîëè ñêàçóåìîãî.

    Источник

    Причастие как морфологическое явление трактуется в
    лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается
    самостоятельной частью речи, в других — особой формой глагола. В предлагаемом
    нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую форму
    глагола.

    Причастие — это особая форма глагола со следующими
    признаками:

    1. Обозначает признак предмета по
    действию
     и отвечает
    на вопросы какой? что делающий?, что
    делавший?, что сделавший?.

    Например  сверкавший, 
    плачущая,  палящее,  переливающиеся.

    Основные
    признаки причастия

    А) Общее
    грамматическое значение
     — это
    значение признака предмета по действию: думающий,
    говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый
    .

    Б) Морфологические признаки:

    1. Причастия образуются от
    глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:

    Читайте также:  Каким свойством обладают точки перпендикуляра проведенного через середину отрезка

                ·          вид, сов/несов: придуманный 
    –  думавший;  

                ·        
    переходность, перех/неперх

                ·        
    возвратность,   озарявшийся 
    –  озарявший;    

                ·        
    время. называющий,  сохраняемый  – 
    называвший,  сохраненный. 

    примечание: В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего
    времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от
    глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) — думающий,
    думавший; подумать (совершенный
    вид) — подумавший.

                 ·        
    залог (действит., страдат. причастия) пишущий —
    рисующийся

    2.  К
    признакам прилагательного относятся:

         Причастия,  как  и  прилагательные,  изменяются 
    по  
    падежам,  числам   
    и  
    родам  и  имеют  такие  же  падежные 
    окончания:

    падеж:   синеющая (и.п.)
    синеющей 
    (р.п.)
    синеющую 
    (в.п.)
    о  синеющей 
    (п.п.)
      

     
    число:    решенный  (вопрос)  – 
    решенные  (вопросы);   

     род:    улыбающийся  (мальчик) 
    –  улыбающаяся  (девочка)  –  улыбающееся 
    (дитя).   

    страдательные причастия,
    как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый  допит;
    потерянный 
     потерян.

    В) Синтаксические признаки:

    1. В предложении причастия,
    как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного
    именного сказуемого: Увлечённые,
    мы позабыли обо всём 
    (определение);
    Всё вокруг казалось
    погружённым
     в задумчивость 
    (часть составного именного
    сказуемого)

    2. Краткие причастия, как и
    краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного
    сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице.

    Г ) Разряды причастий

      В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.

    1. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: читающиймальчик  это мальчик, который сам читает; читавший мальчик  это мальчик, который сам читал.

    2. Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у предмета под влиянием действия другого предмета: прочитанная мальчиком книга  книга, которую прочитал
    мальчик
    ; построенный рабочими дом — дом, который построили
    рабочие
    .

    Страдательные причастия
    обладают рядом особенностей:

    ·        
    страдательные причастия образуются только
    от переходных глаголов: построить (что?) дом (В.п.)
    построенный дом; читать (что?) книгу (В.п.)
     читаемая книга;

    ·        
    страдательные причастия имеют полную и
    краткую форму: построенный дом — дом построен, допитое молоко — молоко
    допито
    ;

    ·        
     страдательные причастия могут распространяться существительным или
    местоимением в Т.п. со значением субъекта действия: построенный (кем?)
    рабочими дом 
    (рабочие построили дом); рассказанная (кем?)
    бабушкой сказка 
    (бабушка рассказала сказку). 

    Источник

    Ïðè÷àñòèå â ðóññêîì ÿçûêå ïî ñåé äåíü ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì äèñêóññèè ÿçûêîâåäîâ: îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà, äðóãèå ñ÷èòàþò, ÷òî ïðè÷àñòèå – ýòî îòäåëüíàÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è.

    Èñõîäÿ èç ýòîãî, ïðè÷àñòèå – ýòî îñîáàÿ ôîðìà ãëàãîëà (èëè ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è), êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà ïðèçíàê ïðåäìåòà îòíîñèòåëüíî äåéñòâèÿ, îáúåäèíÿåò â ñåáå õàðàêòåðèñòèêè è ãëàãîëà, è ïðèëàãàòåëüíîãî, è îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?» (êàêàÿ? êàêîå? êàêèå?). Êàê è èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå, ïðè÷àñòèå ñîãëàñóåòñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå (â åäèíñòâåííîì ÷èñëå) è ïàäåæå.

    Íà÷àëüíàÿ ôîðìà ïðè÷àñòèÿ (êàê è ó ïðèëàãàòåëüíîãî) – ýòî ôîðìà åäèíñòâåííîãî ÷èñëà, ìóæñêîãî ðîäà â èìåíèòåëüíîì ïàäåæå: ëåòåâøèé, ñòîÿâøèé, áåæàâøèé.

    Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ïðè÷àñòèÿ.

    1. Ïðè÷àñòèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ãëàãîëîì, òàê êàê îáðàçóåòñÿ îò íåãî, ïîýòîìó ïåðåíèìàåò îò ãëàãîëà òàêèå åãî ïðèçíàêè:

    — ïåðåõîäíîñòü;

    — âèä;

    — âðåìÿ;

    — âîçâðàòíîñòü.

    2. Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ïî ïðèçíàêàì ñ ãëàãîëîì, ïðè÷àñòèÿ íå èìåþò ôîðìû áóäóùåãî âðåìåíè. Ôîðìó íàñòîÿùåãî âðåìåíè èìåþò òîëüêî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáðàçîâàíû îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà: ÷èòàòü (íåñîâåðøåííûé âèä) – ÷èòàþùèé (íàñòîÿùåå âðåìÿ), ÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ); ïðî÷èòàòü (ñîâåðøåííûé âèä) – ïðî÷èòàâøèé (ïðîøåäøåå âðåìÿ).
     

    3. Îò èìåíè ïðèëàãàòåëüíîãî ïðè÷àñòèå èìååò ñëåäóþùèå ïðèçíàêè:
     

    — âîçìîæíîñòü èçìåíÿòüñÿ ïî ðîäàì (â åä.÷), ÷èñëàì è ïàäåæàì: ëåòÿùèé, ëåòÿùàÿ, ëåòÿùåãî, ëåòÿùåìó;
     

    — ñïîñîáíîñòü ñîãëàñîâûâàòüñÿ ñ èìåíåì ñóùåñòâèòåëüíûì â ÷èñëå, ðîäå è ïàäåæå: äóìàþùèé ñòàðåö, èñïîëüçîâàííàÿ âîçìîæíîñòü, âñêèïåâøåå ìîëîêî;
     

    — êàê è êà÷åñòâåííûå ïðèëàãàòåëüíûå, ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò íå òîëüêî ïîëíóþ, íî è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàí, äîäåëàííûé – äîäåëàí.

    Ðàçðÿäû ïðè÷àñòèé.

    Ïî ëåêñè÷åñêîìó ïðèçíàêó âûäåëÿþò äâà ðàçðÿäà ïðè÷àñòèé: äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ è ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ.
     

    • Äåéñòâèòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàê äåéñòâèÿ, ñîâåðøàåìîãî ïðåäìåòîì, îáúåêòîì èëè ëèöîì, î êîòîðîì èä¸ò ðå÷ü â ïðåäëîæåíèè (òåêñòå):
       

    ×èòàþùèé ÷åëîâåê âñåãäà áóäåò íà øàã âïåðåäè òîãî, ÷òî ÷èòàòü íå ëþáèò.

    • Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ – ýòî ïðè÷àñòèÿ, êîòîðûå óêàçûâàþò íà ïðèçíàê, ïîÿâëÿþùèéñÿ ó ïðåäìåòà, ëèöà èëè îáúåêòà ïîä âîçäåéñòâèåì äðóãîãî ïðåäìåòà:
       
    Читайте также:  Каким свойством обладает олово

    Ñïåòàÿ àðòèñòîì ïåñíÿ – ïåñíÿ, êîòîðóþ ñïåë àðòèñò, ñðóáëåííîå äðîâîñåêàìè äåðåâî – äåðåâî, êîòîðîå ñðóáèëè äðîâîñåêè.

    Îñîáåííîñòè ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé.

    1. Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ èìåþò ïîëíóþ è êðàòêóþ ôîðìó: ïðî÷èòàííàÿ êíèãà – êíèãà ïðî÷èòàíà; ïðîñìîòðåííûé ôèëüì – ôèëüì ïðîñìîòðåí.
       
    2. Ñòðàäàòåëüíûå ïðè÷àñòèÿ ìîæíî îáðàçîâàòü òîëüêî îò ïåðåõîäíûõ ãëàãîëîâ: ñìîòðåòü ôèëüì – ïðîñìîòðåííûé ôèëüì; ñëóøàòü ìóçûêó – ïðîñëóøàííàÿ ìóçûêà.
       
    3. Ñëîâîñî÷åòàíèÿ ñî ñòðàäàòåëüíûìè ïðè÷àñòèÿìè ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ìåñòîèìåíèåì èëè ñóùåñòâèòåëüíûì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ñóáúåêòîì äåéñòâèÿ: íàïèñàííûé (êåì?) ñòóäåíòîì ðåôåðàò; ïðèãîòîâëåííàÿ (êåì?) äåâóøêîé ëàçàíüÿ.

    Ñèíòàêñè÷åñêàÿ ðîëü ïðè÷àñòèÿ â ïðåäëîæåíèè.

    Ïðè÷àñòèÿ, êàê è ïðèëàãàòåëüíûå, ìîãóò âûñòóïàòü â ïðåäëîæåíèè â ðîëè îïðåäåëåíèÿ èëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
     

    Ïðèðîäà âûãëÿäåëà óñíóâøåé äî âåñíû (ñîñòàâíîå èìåííîå ñêàçóåìîå). ß âçÿëà ñ ïîëêè óæå íå ðàç ïðî÷èòàííóþ êíèãó (îïðåäåëåíèå).

    Ïðè÷àñòèÿ êðàòêîé ôîðìû òàêæå âûñòóïàþò â ðîëè ñîñòàâíîãî èìåííîãî ñêàçóåìîãî:
     

    Êíèãà ïðî÷èòàíà ìíîþ çà 3 ÷àñà.

    Ïëàí è îáðàçåö ìîðôîëîãè÷åñêîãî ðàçáîðà ïðè÷àñòèÿ.

    Ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð ïðè÷àñòèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïî ñëåäóþùåìó ïëàíó:
     

    1) ×àñòü ðå÷è;

    2) Íà÷àëüíàÿ ôîðìà;

    3) Ðàçðÿä ïðè÷àñòèÿ;

    4) Ïðèçíàêè ãëàãîëà: âèä, âîçâðàòíîñòü, âðåìÿ;

    5) Ïðèçíàêè ïðèëàãàòåëüíîãî: ïîëíàÿ èëè êðàòêàÿ ôîðìà (äëÿ ñòðàäàòåëüíûõ ïðè÷àñòèé), ÷èñëî, ðîä, ïàäåæ;

    6) Êàêèì ÷ëåíîì ïðåäëîæåíèÿ âûñòóïàåò?

    Ïðèìåð. Íàø äîì áûë ïîñòðîåí âñåãî çà ïîëãîäà.
     

    Ïîñòðîåí – ïðè÷àñòèå, óêàçûâàåò íà ïðèçíàê îáúåêòà ïî äåéñòâèþ, îòâå÷àåò íà âîïðîñ «êàêîé?»; í.ô. – ïîñòðîåííûé; ñòðàäàòåëüíîå, ñîâåðøåííûé âèä, íåâîçâðàòíîå, ïðîøåäøåå âðåìÿ; êðàòêàÿ ôîðìà, åäèíñòâåííîå ÷èñëî, ìóæñêîé ðîä; â ïðåäëîæåíèè âûñòóïàåò â ðîëè ñêàçóåìîãî.

    Источник

    У при­ча­стия име­ют­ся при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го. В послед­нее вре­мя при­ча­стие интер­пре­ти­ру­ет­ся по-разному: само­сто­я­тель­ная часть речи и осо­бая фор­ма гла­го­ла.

    Дадим опре­де­ле­ние, что такое при­ча­стие.

    Определение

    Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма (часть речи), кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

    Причастие явля­ет­ся ребен­ком гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го, что сле­ду­ет из его опре­де­ле­ния. Ведь оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, как и при­ла­га­тель­ное, но в то же вре­мя это при­знак дей­ствия, а дей­ствие свя­за­но с гла­го­лом, напри­мер:

    • (какая?) зре­ю­щая пше­ни­ца — пше­ни­ца, кото­рая ( что дела­ет?) зре­ет;
    • (какие?) гони­мые вет­ром листья — листья, кото­рые ветер (что дела­ет?) гонит;
    • маль­чик, (какой?) кле­ив­ший само­ле­тик — маль­чик, кото­рый (что делал?) кле­ил само­ле­тик;
    • (какое?) запа­ян­ное отвер­стие — отвер­стие, кото­рое (что сде­ла­ли?) запа­я­ли.

    Признаки прилагательного у причастия

    Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

    1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

    • маль­чик (какой?) бегу­щий;
    • листва(какая?) опав­шая;
    • поле (какое?) сжи­га­е­мое солн­цем;
    • рас­сказ (какой?) услы­шан­ный впер­вые.

    Отличие при­ча­стия от при­ла­га­тель­но­го состо­ит в том, что при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, при­уро­чен­ный ко вре­ме­ни, и име­ет соот­но­си­тель­ные вре­мен­ные фор­мы:

    ходя­щий (наст. вр.) — ходив­ший ( пр. вр.).

    Прилагательное «ходя­чий» обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, не огра­ни­чен­ный вре­мен­ны­ми рам­ка­ми.

    2.  Причастие изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, то есть скло­ня­ет­ся:

    • и.п. кош­ка какая? мурлычущ-ая;
    • р.п. нет кош­ки какой? мурлычущ-ей;
    • д.п. подой­ду к какой кош­ке? к мурлычащ-ей;
    • в.п. возь­му на руки кош­ку какую? мурлычущ-ую;
    • т.п. любу­юсь кош­кой какой? мурлычущ-ей;
    • п.п. напи­шу о какой кош­ке? о мурлычущ-ей.

    3. Эта гла­голь­ная фор­ма изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и при­ла­га­тель­ное.

    Сравним:

    • син-ий цвет, син-яя лен­та, син-ее море, син-ие небе­са;
    • увидевш-ий ежи­ка маль­чик, увидевш-ая ежи­ка девоч­ка, увидевш-ее ежи­ка дитя, увидевш-ие ёжи­ка дети.

    Синтаксическая роль при­ча­стия обыч­но такая же, как и у при­ла­га­тель­но­го — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние (сов­па­да­ет в роде, чис­ле и паде­же с суще­стви­тель­ным), напри­мер:

    Приятно смот­реть на голу­бой ковер раз­рос­ших­ся неза­бу­док.

    Незабудок каких? раз­рос­ших­ся — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­ча­сти­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

    Признаки глагола у причастия

    Причастие, как и гла­гол,

    1. свя­за­но с дей­стви­ем. Оно обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию, напри­мер:

    • гро­хо­чу­щий состав = состав, кото­рый гро­хо­чет;
    • види­мый изда­ли = тот, кого видят изда­ли;
    • гром­ко лаяв­шая соба­ка = соба­ка, кото­рая гром­ко лая­ла;
    • заме­шен­ное тесто = тесто, кото­рое заме­си­ли.

    2. име­ет возвратность/невозвратность:

    • оза­ря­ю­щий свет — оза­ря­ю­щийся мол­нией;
    • собрав­ший вещи — собрав­шийся в поход.

    3. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный:

    • (что делать?) спе­шить — спе­ша­щий, спе­шив­ший;
    • (что сде­лать?) поспе­шить — поспе­шив­ший.

    4. вре­мя (насто­я­щее и про­шед­шее)

    насто­я­щее вре­мя:

    • назы­ва­ю­щий — назы­ва­е­мый;

    про­шед­шее вре­мя:

    • назы­вав­ший, назван­ный.

    5. Причастия име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию зало­га. Причастия быва­ют дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные.

    Видеоурок «Причастие и его грамматические признаки»

    Источник