Свойства и превращения каких веществ вы изучили

Свойства и превращения каких веществ вы изучили thumbnail

«Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси»

Ключевые слова конспекта: предмет химии, вещества и их свойства, чистые вещества и смеси, способо разделения смесей.

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Химия является одной из наук, изучающих природу. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу естественных наук.

Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Вещество характеризуется определенными физическими свойствами.

вещества и из свойства

Свойства веществ — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, например:

Вещества и их свойства

Важнейшие физические свойства вещества следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость в воде, тепло-и электропроводность, температуры плавления и кипения.

Например, всем известное вещество алюминий можно охарактеризовать так: Алюминий — металл серебристо-белого цвета, сравнительно лёгкий (р = 2,7 г/см3), плавится при температуре 600°С. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за лёгкости алюминий в виде сплавов широко используют в самолёто- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.

Чистые вещества и смеси

Чистыми называются вещества, состоящие из одинаковых молекул. Смесь состоит из молекул разных веществ.

Каждое вещество имеет прежде всего свои, характерные именно для него свойства. Они в наибольшей степени проявляются, только если вещество является практически чистым, т. е. содержит мало примесей.

В природе чистых веществ не бывает, они встречаются преимущественно в виде смесей. Во многих случаях смеси нелегко отличить от чистых веществ. Например, сахар, растворяясь в воде, образует однородную по внешнему виду смесь. Даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в эту смесь. Такие смеси называют гомогенными (однородными).

Молоко на первый взгляд тоже кажется однородным веществом. Однако, если рассмотреть каплю молока под микроскопом, можно увидеть, что в ней плавает множество мельчайших капелек жира. Если дать молоку постоять, то эти капельки соберутся в верхнем слое, образуя сливки. Подобные неоднородные смеси называют гетерогенными смесями.

смеси

Однородные смеси — это смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Неоднородные смеси — это смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ,составляющие смесь.

Способ разделения смесей

В смеси сохраняются свойства составляющих их веществ компонентов. На основании этих свойств выбирают рациональный способ разделения смесей.

способы разделения смесей

 Способы разделения смесей основаны на различии свойств веществ-компонентов, их составляющих: плотности, растворимости в воде и других жидкостях-растворителях, способности плавиться и испаряться.

Способы разделения смесей: неоднородные смеси — отстаивание и фильтрование, действие магнитом; однородные смеси — перегонка, выпаривание, кристаллизация и хроматография.

 Отстаивание. Прием разделения смеси твердого и жидкого вещества путем осаждения твердого на дно под действием сил тяжести.

  •  а) При выдерживании воды, содержащей частички глины, в емкостях глина медленно осаждается на дно, отстаивается. Применяется при очистке питьевой воды.
  •  б) Чтобы разделить смесь поваренной соли и речного песка, надо поместить ее в колбу и добавить воды. Соль растворится, а песок опустится на дно. Затем осторожно слить раствор, чтобы песок остался в колбе. Соль из раствора получают выпариванием воды.
  •  в) Для разделения смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью используют делительную воронку. Это цилиндрический сосуд с краником внизу. Помещенная в эту воронку смесь бензина с водой или растительного масла с водой быстро расслаивается, причем водный слой оказывается внизу. Открывая кран, сливаем воду, а когда вода заканчивается, закрываем кран. В воронке — бензин или масло.

Фильтрование. Чтобы избавиться от нерастворимых в воде примесей, воду пропускают через фильтр. Материал фильтра — бумага, ткань, пористая керамика. Примеси остаются на фильтре, а вода очищается.

Действие магнитом. Выделение из неоднородной смеси веществ, способных к намагничиванию. К магниту притягиваются железные опилки.

Перегонка. Прием разделения однородных жидких смесей путем испарения летучих жидкостей, различающихся температурами кипения, с последующей конденсацией паров. Так из нефти, представляющей собой смесь жидких, газообразных и твердых углеводородов, получают попутные газы, бензин, керосин, дизельное топливо и другие продукты.

 Выпаривание. Способ извлечения растворенного в жидком растворителе твердого или жидкого вещества. Например, упаривая воду из сладкого сиропа, получают сахар.

 Кристаллизация. Избирательное извлечение одного из нескольких твердых веществ, содержащихся в растворе. Частичное упаривание воды с последующим охлаждением раствора приводит к осаждению кристаллов главного компонента. Так из морской воды выделяют поваренную соль NaCl, а другие соли, присутствующие в меньшем количестве, остаются в растворе.

 Хроматография. Метод разделения смесей, основанный на различиях относительной растворимости веществ в используемом растворителе (жидкая фаза) и прочности связывания этих веществ поверхностью сорбента (твердая фаза).

 Бумажная хроматография. Нанесем каплю раствора смеси двух веществ на расстоянии 2 см от края длинной полоски фильтровальной бумаги. Подвесим полоску в стеклянном цилиндре, на дне которого находится растворитель. Нижнюю часть полоски погрузим в растворитель, при этом пятно со смесью находится чуть выше. Верхняя часть полоски удерживается проволокой у отверстия цилиндра. Сверху цилиндр закроем стеклом, чтобы не испарялся растворитель. Боковые стороны полоски не касаются стенок цилиндра. Растворитель смачивает полоску, и жидкий фронт движется вверх за счет капиллярных сил. Вместе с растворителем по бумаге движутся и растворенные вещества. Если они цветные, то за движением можно наблюдать визуально. Вещество, которое лучше растворимо и менее прочно удерживается сорбентом (бумагой), поднимется выше. Когда фронт поднимется достаточно высоко и пятна разделятся, полоску вынимают и разрезают.

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает малина

Колоночная хроматография — процесс, родственный рассмотренному. В качестве твердой фазы служит силикагель, помещенный в колонку. Только в этом случае смесь наносят равномерно вверху колонки, а потом добавляют растворитель. Разделенные вещества собирают внизу в разные стаканчики.

Конспект урока «Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси».

Следующая тема: «Физические и химические явления».

Источник

8 кл.

Урок 1 «Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по ТБ».

Тип урока: урок изучения новых знаний (УИНЗ).

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.

Задачи:

образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.

развивающая: развитие логико — смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

  • словесный;

  • наглядный;

  • работа с доской;

  • работа с таблицей;

  • работа с тетрадью.

Оборудование: компьютер, проектор; гвоздь, колба, линейка.

Реактивы: медь,сера ,алюминий, хром, стакан с водой, магнит, сода, уксусная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, серная кислота, нитрат бария.

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап:

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.

Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.

Учащиеся: Физические тела.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.

Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.

Учитель: Так что же такое вещество?

Вещество — это то, из чего состоит физическое тело, вид материи, имеющий массу.

А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.

Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.

Задание 1

Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.

Алюминий

Вода

Сахар

Золото

Железо

Стекло

Гвоздь

*

Стакан

*

Цепочка

*

Снежинка

*

Карамель

*

Проволока

*

Айсберг

*

При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.

Учитель: Молодцы.

Учитель сообщает:

Свойства веществ — это признаки , по которым одни вещества отличаются от других.

Из курса физики, учитель вместе с обучающимися вспоминает какими свойствами обладают вещества.

Задание 2

Назовите как можно больше веществ, из которых можно сделать физическое тело- стакан. Назовите как можно больше физических тел, сделанных из стекла, полиэтилена, железа.

ВЫВОД: Из нашей с вами беседы можно сказать, что все вещества отличаются друг от друга по внешним признакам. Эти признаки называются физическими свойствами. Какие свойства называют физическими?

К физическим свойствам относятся:

  • Агрегатное состояние;

  • Цвет;

  • Запах;

  • Блеск;

  • Плотность;

  • Растворимость;

  • Тепло- и электропроводность;

  • Твердость;

  • Пластичность;

  • Температуры кипения и плавления.

Теперь я продемонстрирую образцы веществ (медь ,серу ,алюминий, хром).

Действие:

 а) магнита на железные опилки и на серу,
б) помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
в ) фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.

Физические свойства веществ изучает физика. У веществ есть еще и химические свойства.

Демонстрация.

сода + уксусная кислота →

гидроксид натрия + фенолфталеин →

серная кислота + нитрат бария →

Вопрос: Что произошло с веществами? Почему вы решили, что вещества прореагировали друг с другом? Какие изменения веществ вы заметили?

Учащиеся: При смешивании веществ мы наблюдали выделение газа, изменение окраски, выпадение осадка. Происходит химическая реакция.

Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми веществами, посмотрели чудесные превращения этих веществ. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: “Что такое химия?” Посмотрите на экран, здесь написано начало определения (химия – это…). Давайте вместе попробуем его закончить.

Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их превращениях.

Читайте также:  Какие свойства относятся алгоритма

Учитель: Верно. Но более точно определение звучит так: химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Она изучает строение и состав, а также зависимость свойств вещества от состава и строения.

Как вам известно, из курса физики вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы их может уместиться миллиарды. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 110 видов атомом, из которых состоят все вещества. Таким образом: химический элемент – определенный вид атомов.

Каждый химический элемент имеет 3 формы существования: свободные атомы; простые вещества; сложные вещества. Атомы могут существовать изолированно друг от друга в виде свободных атомов, а могут объединяться друг с другом в молекулы. Если объединяются одинаковые атомы, то образуются простые вещества, а если разные – сложные вещества, (упр.6 стр.10)

4. Физкульминутка.

ребятам демонстрируются карточки с изображением атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

hello_html_1d9e8909.pnghello_html_7e032449.pnghello_html_7c849591.pnghello_html_m26bdf229.pnghello_html_5f31e631.png

По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” — учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)

Учитель: В быту вы тоже не обойдётесь без химических знаний, которые правильно и по назначению помогут вам использовать химические вещества. Иначе можно поплатиться здоровьем (приводятся примеры про ртуть, уксус, стиральные порошки, косметику).
Итак, наш урок подходить к завершению. Настало время подвести итоги.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель, предлагает ребятам поиграть:

Называю вещество – дружно хлопаем в ладоши. Называю тело – слушаем в классе тишину.

Например: серьги, медь, гвоздь. соль, стекло, ведро, сода, кастрюля, глюкоза, алюминий)

Вопросы для фронтальной беседы.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  2. Что называется физическим телом?

  3. Приведите несколько примеров физических тел.

  4. Что такое вещество?

  5. Назовите известные вам вещества.

  6. Что называют химическим элементом?

  7. Какие вещества называют простыми, а какие сложными?

  8. Что изучает химия?

  9. Как мне записать в журнале тему нашего урока?

6. Домашнее задание:

  1. § 1; упр.3, 8, 9 стр. 10-11.

  2. Выучить определения.

  1. Рефлексия.

В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого продолжите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я  узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________ 

6

Источник

§1.2 Предмет химии. Физические и химические превращения.

Ясно, что в случае с незадачливым исследователем (он остался жив, но твердо решил изучить химию), мы имеем дело с каким-то новым явлением — не физическим, а химическим. Натрий в этом опыте перестал быть самим собой — металлом натрием, превратившись в другое вещество. Произошло типичное химическое превращение, в то время как в других опытах (с нагреванием натрия или измерением его электропроводности) вещество осталось тем же серебристым металлом натрием, хотя с ним происходили физические превращения: натрий плавился, проводил ток и т.д.

Свойства и превращения каких веществ вы изучили

На фотографии: слева — металлический натрий (химический символ Na, мягкий металл, легко режется ножом, на срезе серебристо-сиреневый). Справа: вещество, в которое превращается натрий после реакции с водой (едкая щелочь NaOH). Эти вещества не похожи ни внешне, ни по своим свойствам.

К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями. Физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие.

Наш исследователь, сам того не желая, проделал типичную химическую реакцию между натрием и водой. Натрий и вода при этом превратились в другие вещества. К счастью, лишь немногие химические превращения протекают так же бурно. При изучении химии в школе мы будем иметь дело со «спокойными» и давно изученными превращениями. А вот профессиональным химикам часто приходится быть настороже: даже тогда, когда впервые изучаемые химические превращения идут без взрывов, нужно помнить о том, что в эксперименте могут получаться новые, неизвестные ранее вещества, обладающие какими-нибудь необычными свойствами.

Химия — это наука о веществах и законах, по которым происходят их превращения в другие вещества.

Если бы мы захотели проследить, когда возникла химия, то обнаружили бы ее следы у самых истоков человеческой цивилизации — в те времена, когда зарождались ремесла и искусства. С тех пор история человечества неразрывно связана с получением нужных человеку веществ — будь то порох, лекарства, бумага, булатная сталь, краски, топливо и смазка для машин, цемент, стекло, фарфор и многое другое, что не существует в природе в готовом виде. Это приводило к постоянному накоплению химических знаний, что, в свою очередь, подталкивало дальнейшее развитие цивилизации.

Читайте также:  Через какое время цемент теряет свои свойства

Сейчас, когда население земного шара достигло 7 миллиардов, трудно представить, как можно было бы прокормить, защитить от болезней, одеть и согреть в холодное время такое огромное количество людей, не используя синтетических материалов, лекарств, искусственных удобрений, продуктов переработки нефти, угля, газа, древесины, различных руд. Не менее важны и многие вещи, которые просто украшают нашу жизнь, делают ее легкой и удобной. Это современные воздушные лайнеры из новейших материалов, переносящие нас без посадки на другой конец Земли, живые краски кино и телевидения, искусственные беговые дорожки стадионов, яркие цвета легкой и удобной одежды, прекрасные ароматы духов и шампуней. И многое, многое другое, что так или иначе связано с химией.

К сожалению, неконтролируемый рост потребления, за которым часто не поспевает совершенствование технологий производства, во многих странах породил немало проблем. Природа испытывает непосильные для нее «нагрузки» на среду обитания, которые создает человек. Если потребление все новых и новых материалов будет возрастать теми же темпами, а технологии изготовления этих веществ будут оставлять на Земле горы отходов, то природа отплатит за это изменением климата, прекращением плодоношения земли, непредсказуемыми генетическими изменениями самого человека, исчезновением многих видов зверей, птиц, рыб, растений.

Свойства и превращения каких веществ вы изучилиЧтобы избежать в будущем серьезных неприятностей, люди должны постоянно искать способы так производить нужные им вещества, чтобы при этом не разрушалась окружающая среда. И еще нужно постоянно изобретать все более и более эффективные материалы взамен старых, создававших проблемы. Надо придумывать способы их безотходного производства, разумно использовать невосполняемые источники сырья, научиться перерабатывать отходы промышленности и жизнедеятельности. Причем это нужно делать так, чтобы человечество не теряло достигнутых возможностей наслаждаться полноценной жизнью. И здесь опять решающее слово за химией.

Но это лишь одна — прикладная сторона химии. Еще более интересна ее роль в познании окружающего мира. Здесь до сих пор много неясного, даже загадочного. Не нужно думать, что современная наука уже знает все. Например, нашу планету можно сравнить с могучей химической “машиной”. На поверхности Земли и в ее недрах постоянно происходят сложнейшие химические превращения. Как работает эта “машина”? Каким образом поддерживаются условия для ее бесперебойной работы? Как на протяжении миллиардов лет Земле удается сохранить примерно постоянную (и наилучшую!) температуру для протекания сложных химических реакций? Почему содержание газа кислорода в атмосфере Земли сохраняется неизменным (причем с точностью до процента!) последние полмиллиарда лет?

Свойства и превращения каких веществ вы изучили  Свойства и превращения каких веществ вы изучили

Даже внешне наша планета Земля разительно отличается от других космических тел и планет Солнечной системы (справа — фотография Марса).

Принято считать, что на Земле кислород продуцируют зеленые растения, но ведь в разные эпохи существования планеты растительный мир Земли менялся разительно! Кстати, ученым удалось выяснить, что при повышении доли кислорода в атмосфере всего на 3% лесные пожары опустошили бы сушу (в этом случае горит даже мокрая трава и лес под дождем!). Таких катастроф на Земле пока не происходило. Но где он — этот таинственный регулятор состава атмосферы? Будет ли повышаться содержание в атмосфере углекислого газа или тот же регулятор справится с ним? Не может ли человек своими неосторожными действиями поломать этот регулятор? Это лишь малая часть вопросов, на которые современная химия в содружестве с физикой и биологией упорно ищет ответы. О других мы расскажем позже, когда познакомимся с атомами, молекулами, простыми и сложными веществами и другими важнейшими понятиями химии.

Физические и химические явленияПосмотрите серию опытов из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», в которых происходят как хмические, так и физические превращения различных веществ В этих опытах видно различие между физическими и химическими явлениями.

Задачи

1.1. Среди окружающих вас предметов многие состоят из веществ, не существующих в природе в готовом виде и полученных на химических производствах. Назовите хотя бы пять из них.

1.2. Придумайте ситуацию: с помощью какого-нибудь предмета совершается действие, и при этом совершенно неважно, из какого вещества состоит этот предмет (учтите, придумать такую ситуацию довольно сложно).

1.3. В городе работают три электростанции: тепловая (на угле), ветряная и гидроэлектростанция. В каком случае для получения электричества используется энергия химического превращения?

1.4. Завод производит: а) железо из железной руды; б) железо из металлолома; в) железную проволоку из железных заготовок; г) щебень из гранита.

Какие химические и физические превращения здесь перечислены?

1.5. Среди определений различных предметов укажите те, которые дают его химическую характеристику:

а) черная тяжелая железная гиря;

б) красное пластмассовое ведро;

в) длинный гнутый ржавый гвоздь;

г) холодная разменная медная монета.

Найдите среди определений указание на протекание химической реакции.

1.6. Разделите явления на физические и химические:

— вода превращается в пар,

— вода превращается в лед,

— желудок переваривает пищу,

— брусок дерева нагревается трением,

— брусок дерева дымится от трения,

— кусок стекла раскалывается в костре,

— дрова сгорают в костре.

  • В следующий параграф.

_________________

Источник