Сроки введения пищевых добавок и прикормов
Прикорм – это своевременное введение в рацион грудничка правильно подобранных блюд и продуктов, которые обеспечивают успешный рост и развитие ребенка с постепенным вытеснением одного из кормлений.
Сроки начала введения прикорма зависят от различных факторов:
- вида вскармливания;
- степени зрелости различных систем организма, особенно пищеварительной и нервной;
- наличия фоновых или патологических состояний;
- других факторов, имеющих влияние на время введения прикорма.
Питание малыша зависит от развития нервной системы малыша – появления у ребенка первых жевательных движений и перемещения рвотного рефлекса от середины задней трети языка.
Появление этих рефлексов и навыков обеспечивает возможность употреблять другие типы продуктов, кроме жидкостей (грудного молока или смеси).
В соответствии с основными принципами организации питания детей первый прикорм малышу вводят не ранее 4 месяцев. Но в большинстве случаев в этот период при начинающих формироваться новых рефлексов пищеварительная система крохи не всегда готова к новому типу кормления.
Поэтому наиболее оптимальными сроками введения прикорма считается:
- после 6 месяцев при естественном вскармливании;
- 5 – 5,5 месяцев при искусственном вскармливании.
Виды прикормов
Выделяют 3 вида прикормов:
- овощное пюре;
- каша;
- кефир, йогурт.
Кроме этого в международной терминологии прикормом считаются – «продукты прикорма» и «блюда прикорма».
Чем они отличаются?
Продукты прикорма – это пищевые добавки к основному питанию:
- соки (фруктовые или овощные, одно или многокомпонентные);
- фруктовое пюре;
- творог;
- желток.
Блюда прикорма – постепенно вытесняют и заменяют одной из кормлений полностью.
К ним относятся:
- каши (одно – или многокомпонентные);
- овощное пюре;
- мясорастительное пюре;
- рыборастительное пюре;
- кисломолочная смесь, кефир, йогурт, биокефир.
Как правильно вводить прикорм
Прикорм новым продуктом вводится, начиная с ¼ чайной ложки, один раз в день и в первой половине дня. Это позволит наблюдать за реакцией малыша на продукт.
С каждым днем объем порции постепенно увеличивается приблизительно в два раза по сравнению с предыдущим днем и за 7–10 дней доводится до возрастной нормы (50 — 100 мл).
При этом ежедневно оценивается состояние кожи ребенка, пищеварения, и при появлении любых изменений на введение прикорма — приостанавливается.
Если же все нормально — можно попробовать другой овощ.
Существуют основные правила введения прикорма:
- прикорм вводится перед кормлением грудью;
- каждый продукт прикорма дается малышу постепенно, начиная с небольшого количества и увеличивая до нужного объема в течение 7-10 дней;
- по консистенции блюдо должно быть гомогенным и жидким, чтобы не вызывать затруднение при глотании;
- прикорм дается только с ложки;
- нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд, переводить на другую смесь;
- температура пюре должна быть 37 градусов – как и грудного молока или смеси;
- начинать вводить прикорм можно только, когда малыш полностью здоров;
- после начала введения прикорма число кормлений постепенно сокращается до 5 раз в сутки с общим суточным объемом – 1 литр.
Последовательность введения первых продуктов и блюд прикорма
Для большинства здоровых детей в качестве первого прикорма с 5 — 6 месяцев вводятся овощное или молочно-овощное пюре или каши (при недостаточной прибавке веса или неустойчивом стуле).
Выбор первого блюда прикорма должен проводиться участковым врачом – педиатром.
Ранее существовали рекомендации введения первыми в рацион ребенка – соков и фруктовых пюре (через 2 недели после введения соков).
Но в связи с большим количеством сбоев и функциональных дисфункций пищеварительной системы детей – на сегодняшний день эти продукты прикорма вводятся значительно позже.
Доказанным фактом считается раздражающее воздействие соков и нектаров на пищеварительную систему малыша, которая дополняется относительной функциональной незрелостью пищеварительного тракта.
Кроме этого фруктовые соки и пюре содержат сахара (глюкозу, фруктозу) и усиливается риск развития:
- аллергических или парааллергических реакций;
- диспепсических явлений и нарушений стула;
- возникновение раннего кариеса (при слабой эмали или других аномалиях при закладке зубов).
Поэтому эти продукты прикорма вводятся в настоящее время только по назначению лечащего врача при определенных патологиях.
Овощное, молочно — овощное пюре
Главными преимуществами овощного пюре в качестве первого прикорма считаются:
- большое количество витаминов, минеральных веществ;
- растительные белки и волокна;
- углеводы и бета – каротин;
- пищевые волокна.
Выделяют монокомпонентые пюре — приготовленные из одного овоща (кабачок, цветная капуста, морковь) и многокомпонентные (сочетание нескольких овощей или их комбинации с фруктами, а в дальнейшем их комбинации с мясом и рыбой).
В качестве первого прикорма вводят только монокомпонентные пюре, чтобы отмечать наличие или отсутствие различных реакций на введение в рацион малыша новых продуктов.
Пюре для первых прикормов должно быть гомогенным, теплым, жидким (лучше разводить грудным молоком или смесью), без добавления сахара, соли и растительных масел.
Поликомпонентные пюре можно начинать вводить через 1-1,5 месяцев после начала введения овощного прикорма, но при полном отсутствии патологических реакций на составляющие их овощи.
Лучше для первого прикорма выбирать белые или зеленые овощи – кабачок или цветная капуста и брокколи.
Новый овощ предлагается малышу в конце кормления и по возможности смешивается с уже введенным ранее. Это делается, чтобы подготовить желудочно-кишечный тракт крохи к новой пище. Для ферментативных систем, кишечника и желудка малыша будет легче работать, переваривая уже «знакомую» еду.
Ранее достаточно распространенным считалось введение в рацион картофеля, но на сегодняшний день – это овощное пюре вводятся значительно позже в связи с большим количеством крахмала, который сложно переваривается в кишечнике. Как первый продукт прикорма вводить его не желательно, лучше подождать до 7-8 месяцев. Также не рекомендуется делать картофель основной составляющей овощного пюре.
После перехода к пюре из разных овощей, нужно чтобы доля картофеля в пюре не была больше 50%.
В дальнейшем можно вводить следующие овощи:
- морковь (осторожно при аллергических реакциях);
- картофель;
- тыква;
- белокочанная капуста;
- свекла;
- репчатый лук;
- томаты (не ранее 10 месяцев).
Из поликомпонентных пюре:
- тыква +кабачки;
- картофель + морковь;
- кабачки + тыква + картофель;
- тыква + яблоко.
Каши
Через 3 — 4 недели после введения овощного пюре малышу можно начинать давать второй прикорм – кашу.
Начинают с одного вида круп, лучше безгютеновых (гречневая, рисовая, кукурузная), чтобы исключить раннее возникновение реакции на глютен и раннее проявление целиакии у ребенка.
Каши могут быть безмолочные и молочные.
После того как малыш привыкнет к монокомпонентной каше, возможно сочетание круп:
- кукуруза + гречка;
- кукуруза + рис.
Через 1-2 месяца можно осторожно начинать глютенсодержащие каши:
- овсянка;
- ячневая;
- пшено;
- манка.
В дальнейшем в меню малыша вводят – творог, кисломолочные продукты, фруктовое пюре, яичный желток, мясо, овощной суп и рыбу
Как правильно приготовить первый прикорм
К продуктам прикорма относятся как самостоятельно приготовленные овощные пюре и каши, так и продукты и блюда прикорма производственного выпуска. Это разнообразные консервированные овощные, фруктовые и фруктово-овощные пюре и соки. А также сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси или каши.
Детское питание в баночках — это удобно существенно упрощает жизнь родителям, но и к этому виду питания нужно относиться крайне осторожно.
На что нужно обращать внимание в этом случае:
- обязательно проверить срок годности на крышке или этикетке — просроченных продуктов на полках детских магазинов не так уж и мало!
- обратить внимание на крышечку: она должна быть немного вогнута, а при открытии издавать характерный щелчок — это свидетельствует о том, что упаковка была герметичной и пюре пригодно для употребления;
- до кормления необходимо хранить невскрытую баночку при комнатной
- температуре или в холодильнике (но не в морозилке), а открытую баночку — только в холодильнике и не более суток;
- желательно не кормить ребенка прямо из баночки, а предварительно перекладывать необходимый для одного кормления объем пюре в другую посуду (при кормлении из баночки в пюре может попасть слюна ребенка, после чего оно уже не подлежит хранению).
Как приготовить овощное пюре в домашних условиях
Овощи промыть, почистить, крупно порезать, сложить в кастрюльку, залить небольшим количеством воды, довести до кипения и варить на медленном огне под крышкой до мягкости (15-30 минут, зависимо от вида овоща), но без добавления соли и специй. Затем немного остудить и протереть через сито или перемолоть блендере.
Единственным исключением является картофель: его не рекомендуется перемалывать в блендере, потому как имеющийся в нем крахмал превращает пюре в липкий клейстер, поэтому для его приготовления лучше воспользоваться традиционной толкушкой.
Для более жидкой консистенции добавить в пюре отвар, в котором варились овощи или грудное молоко (базовую смесь), доведя, если это начало прикорма до полужидкой гомогенной консистенции. Снова довести до кипения и выложить в тарелку, охладить до 37 градусов и дать ребенку.
Примерно через 2- 2,5 месяцев после ввода овощного пюре можно начинать давать ребенку растительное масло (2,5 – 5 мл на 100 мл пюре), полученные способом «холодного» отжима, добавляя его небольшое количество в пюре.
Очень полезно включать в рацион оливковое и льняное масло.
Первый прикорм для малыша – это не только новое питание, но и большая ответственность, поэтому мамы должны быть очень внимательны и осторожны.
Опирайтесь на здравый смысл и интуицию и не отступайте от главных принципов и норм введения первого прикорма – от этого зависит состояние функционирования пищеварительной системы малыша в будущем.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2013;
проверки требуют 66 правок.
Введение прикорма. Индийская мать даёт ребёнку впервые попробовать рис.
Прико́рм — это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол. Нужно обратить внимание, что прикорм значимо дополняет грудное молоко или молочную смесь во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребёнка.
Общие сведения[править | править код]
Согласно ВОЗ введение прикорма — это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку. При переходе от исключительно грудного вскармливания к прекращению кормления грудью грудные дети постепенно приучаются к домашней пище с полной заменой грудного молока в конечном итоге[1]. К возрасту 1 года дети могут есть обычную пищу с семейного стола, не требующую специальной подготовки, однако в такую пищу не рекомендуется добавлять соль[2]. При этом продолжать кормить ребенка грудным молоком или молочной смесью желательно не менее, чем до 1 года.
По сроку введения прикорма сохраняется много разногласий. А вопрос о введении прикорма между 4 и 6 месяцами или с 6 месяцев остаётся открытым. Во многих промышленных странах прикорм вводится между 4 и 6 месяцами. В странах с переходной экономикой есть данные о том, что введение прикорма до 6 месяцев не сказывается на улучшении показателей массы и длины тела[3]. Для Европейского региона ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание примерно до 6 месяцев и не менее, чем в течение первых 4-х месяцев[4].
Виды прикорма[править | править код]
В зависимости от традиций разных стран и в разное время концепции введения прикорма существенно менялись.
Педиатрический прикорм[править | править код]
Данный вид прикорма выделен искусственно в качестве противопоставления «педагогическому прикорму».
Основные правила[править | править код]
- Вводить любой новый продукт можно только тогда, когда ребёнок здоров.
- Первым прикормом не должны быть соки или фрукты — для младенца они не несут никакой пищевой ценности, являются низкокалорийными и часто вызывают расстройства кишечника, аллергические реакции
- Начинают введение прикорма с пюреобразных (но не жидких!) блюд с постепенным переходом с 8-10 месяцев к более «грубой» пище, включающей комочки, кусочки и т. п. так, чтобы примерно к 10-12 месяцам ребёнок мог получать пищу с домашнего стола
- Начинают введение прикорма с монопродукта, в течение 10-14 дней постепенное увеличивая его объём до 100—200 г на одно кормление. Ряд детей (чаще на грудном вскармливании) не съедают более 100—150 г прикорма за одно кормление — это вариант нормы. Нельзя ребёнка заставлять съесть больше того, что он съел с удовольствием. Вместо этого можно дать данный прикорм два раза (например, два раза в день по 50 г).
- После достижения объёма прикорма 50-200 г в него необходимо добавлять масло (растительное и далее сливочное) и фрукты и/или соки в качестве вкусовой добавки
- Нельзя вводить в питание новый продукт за 1 неделю до и 1 неделю после проведения очередной профилактической прививки.
- Каждый новый продукт следует давать понемногу (5-10 грамм). Необходимо внимательно наблюдать за переносимостью нового продукта. Если у ребёнка нет непереносимости нового продукта, его количество можно постепенно увеличить.
- Прикорм всегда даётся только с ложечки.
- Новый прикорм вводится через 3-4 недели после введения предыдущего
- Прикорм можно давать как до кормления грудью, так и после прикладывания. Это зависит от ребёнка.
- Рекомендуется начинать введение прикорма промышленным детским питанием, поскольку оно готовится из экологически чистых продуктов и обогащается витаминами и минералами. Если мама предпочитает «домашние» продукты, то необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
- Никогда не вводите два продукта сразу, так как, если у малыша будет аллергия, вы не сможете определить на что именно. Новый компонент можно будет добавить через 10-14 дней.
- Между основными кормлениями ребёнку после 6-7 месяцев можно давать соки и фрукты в качестве десерта, но не основного питания.
- После введения 3-х основных продуктов прикорма (каши, овощи, мясо) необходимо формировать режим питания, который принят в семье — завтрак, обед и ужин. Иногда детям требуется второй ужин.
- Детям первого года жизни не следует добавлять в прикорм соль и сахар
- Как только ребёнок стал употреблять более или менее значимый объём прикорма (50 г и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду.
- Для допаивания не предлагать компоты, чаи и другие жидкости, имеющие сладкий или необычный для ребёнка вкус
- С 9 — 10 месяцев начинайте приучать ребёнка есть самостоятельно — 2 ложки (одной кормите Вы, другой ест ребёнок).
- Если ребёнок болен, то возможно временно перевести его на одно грудное молоко или адаптированную смесь. Возвращать прикорм в этом случае следует как можно раньше после острого периода. Это необходимо для восстановления ребёнка.
- Во время кормления обстановка должна быть спокойная. Все члены семьи должны сидеть вместе, таким образом у ребёнка формируются традиции совместного завтрака, обеда ужина. Ребёнок подражая взрослым хорошо кушает свою еду. Поведение мамы и ребёнка в процессе введения прикорма определяется как «отзывчивое питание».
- Детям до 3 лет не следует давать бульоны.
- Неадаптированные жидкие молочные продукты (молоко животных, кефир и т. п.) не должны использоваться ранее 1 года жизни. В настоящее время существуют адаптированные для младенца альтернативы данным продуктам.
- Нет никакого преимущества перед кефиром таких неадаптированных кисломолочных продуктов как наринэ, биолакт, йогурт и т. п. для ребёнка первого года жизни.
- Нет преимуществ козьего молока перед коровьим молоком и они не используется у детей до 1-1,5 лет для питания.
- Введение в рацион желтка и творога необходимо отложить примерно до 1 года, так как эти продукты не обладают для детей раннего возраст значимой пищевой ценностью в тех объёмах, которые рекомендуется. Однако, этого объёма достаточно, чтобы спровоцировать появление аллергических реакций.
- Введение прикорма детям на искусственном вскармливании не отличается от введения детям на естественном вскармливании.
Нельзя вводить прикорм если:
- Ребёнок заболел
- В жаркую погоду
- Во время профилактических прививок
- срок годности вводимого продукта истек или правила приготовления или хранения были нарушены
Сроки введения продуктов[править | править код]
До 6-месячного возраста здоровый ребёнок с достаточными прибавками не нуждается ни в каком прикорме. У некоторых детей прикорм может вводиться до 6 месячного возраста по медицинским показаниям, но не ранее 4 месяцев жизни.
- В случае, если ребёнок здоров, первой пищевой добавкой в 6 месяцев является овощное пюре или безглютеновая безмолочная каша.
- В настоящее время не рекомендуется вводить первыми фрукты и соки.
- Второй прикорм вводится через 3-4 недели после первого. Ещё через 3-4 недели вводится третий прикорм.
- Возможные варианты последовательности введения трёх основных продуктов: каша-овощи-мясо, каша-мясо-овощи, овощи-каша-мясо, овощи-мясо-каша.
- Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью. Прикормы дополняют рацион ребёнка.
- Фрукты и соки должны вводиться в качестве вкусовой добавки или как десерт между основными кормлениями только после того, как ребёнок начал получать 1 или 2 прикорма.
- Вводить творог и желток лучше ближе к году. Эти продукты высокоаллергенны и не несут столь значимой пищевой ценности для младенца.
- 9 месяцев — Кисломолочные продукты рекомендуется давать в виде адаптированных кисломолочных смесей, которые безопаснее обычного кефира или его аналогов. Если ребёнок отказывается от кисломолочных адаптированных продуктов, то можно их не давать — никаких проблем это не вызывает.
- К 8-9 месяцам в рацион ребёнка желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объёме 400—600 г
Педагогический прикорм[править | править код]
Педагогический прико́рм — вид прикорма грудных детей, целью которого является знакомство ребёнка с пищей и поведением во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накормить. Он направлен на поддержание естественного интереса к пище и формирование пищевого поведения.
Педагогический прикорм является частью концепции естественного родительства (естественного воспитания).
Основные принципы педагогического прикорма[править | править код]
- Прикорм вводится не по календарю, а после проявлению признаков готовности ребёнка (главные из них: «пищевой интерес» — интерес именно к взрослой еде, а не к столовым приборам; а также способность сидеть хотя бы с поддержкой). Обычно это приходится на возраст ребёнка 6 месяцев, но допускается и более позднее введение (не более раннее!)
- Пища для ребёнка не пюрируется, но даётся ребёнку микродозами (кусочки размером с 1 зернышко риса или гречки). Количество микродоз и возможных продуктов за один прием пищи зависит от возраста и «стажа» ребёнка. Также можно давать ребёнку кусочки фруктов и овощей, сушки, достаточно большие для удержания в руке и обсасывания.
- Пища даётся из тарелки взрослого (обычно матери) во время приёма пищи взрослыми. Ребёнок при этом сидит на коленях взрослого, можно на отдельном стуле, но не фиксирован в нём. (Задачи накормить нет, если не ест — не кормят).
- Пища не готовится отдельно для ребёнка. В ней может присутствовать соль или небольшое количество специй.
- Грудное вскармливание остаётся практически в том же объёме. Ребёнок, как правило, запивает съеденную твердую пищу грудным молоком. приёмы пищи не заменяют прикладывания к груди, частота прикладываний снижается постепенно в зависимости от потребностей ребёнка, но не от количества съеденной твёрдой пищи.
Плюсы и минусы[править | править код]
Таким образом ребёнок постепенно знакомится с рационом семьи и традициями употребления пищи, учится жевать и глотать. Твёрдые маленькие кусочки пищи переносятся пищеварительной системой ребёнка легче, чем пюрированная пища (кусочки не «размазываются» по слизистой оболочке).
Дополнительный плюс — не нужно готовить отдельно, покупать готовые детские пюре и каши.
Нет сведений о введении педагогического прикорма для детей на искусственном вскармливании.
Нерешённые вопросы[править | править код]
- Разделение прикорма на «педагогический» и «педиатрический» — искусственно. Как правило, приверженцы «педагогического прикорма» противопоставляют их друг другу. При этом ссылаются на рекомендации по прикорму 70-80 годов 20 века, но не приводят современные данные.
- Отсутствуют какие-либо физиологические основы педагогического прикорма.
- Утверждение о лучшей переносимости кусочков, чем пюре, не имеет физиологических основ.
- Нет никаких доказательств преимуществ «педагогического» прикорма.
См. также[править | править код]
- Грудное вскармливание
- en:Baby-led weaning (англ.)
Примечания[править | править код]
- ↑ Michaelsen, Weaver, Branca, Robertson, 2003, Глава 8 Введение прикорма, Что такое введение прикорма?, p. 212.
- ↑ Michaelsen, Weaver, Branca, Robertson, 2003, Практические рекомендации в отношении введения прикорма, p. 232.
- ↑ Michaelsen, Weaver, Branca, Robertson, 2003, Когда следует вводить прикорм?, p. 221.
- ↑ Michaelsen, Weaver, Branca, Robertson, 2003, Когда следует вводить прикорм?, p. 222.
Литература[править | править код]
- Kim Fleischer Michaelsen, Lawrence Weaver, Francesco Branca, Aileen Robertson. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста : [рус.] // Региональные публикации ВОЗ. — Всемирная организация здравоохранения, 2003. — № 87. — 370 с. — (Европейская серия). — ISBN 92-890-4340-7. — ISSN 0258-4972.