Список харамных пищевых добавок

Список харамных пищевых добавок thumbnail

Мусульманину запрещено употреблять в пищу мясо любого животного, забитого не по Шариату. Что это означает на практике? Что нельзя прийти в супермаркет и купить мясо не глядя. Если вы не уверены, что животное было забито по Шариату, его мясо есть запрещено. Сосиски, колбасы, паштеты, если на них не указано, что они сделаны из халяльного мяса, нельзя употреблять в пищу. Это не причина для беспокойства ведь есть целые серии халяльных колбас, встречаются даже халяльные пельмени.

Нельзя продукты с красным красителем кошениль (Е-120), потому что его получают из насекомых, а насекомых нельзя употреблять в пищу (за некоторыми исключениями).

Нельзя продукты с улучшителем L-цистеином (Е-920), потому что он производится из волос человека, шерсти животных и пера курицы.

Есть еще некоторые запретные по Шариату (менее распространенные) пищевые добавки. Список запрещенных Шариатом и сомнительных пищевых добавок можно легко найти в интернете, а можно купить шариатский справочник по пищевым добавкам.

Хотя список запретного выглядит внушительно, на самом деле, это почти не сказывается на рационе. Овощи, рис, макароны, молоко, хлеб, сладкое – все остается в меню. Да и халяльное мясо найти нетрудно.

Запрещенные эмульгаторы.

E120 — Кармины (Carmines). Краситель. Харам. Производится из  насекомых.

Е132 — Индигокармин (Indigotine). Краситель. Сомнительное. Может быть животного происхождения.

Е422 — Глицерин (Glycerol). Влагоудерживающий агент, загуститель. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е471 — Моно- и диглицериды жирных кислот (Mono- and diglycerides of fatty acids). Эмульгатор, стабилизатор. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472a — Глицерина и уксусной и жирных кислот эфиры (Acetic and fatty acid esters of glycerol). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472b — Глицерина и молочной и жирных кислот эфиры (Lactic and fatty acid esters of glycerol). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472c — Глицерина и лимонной кислоты и жирных кислот эфиры (Citric and fatty acid esters of glycerol). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472d — Моно- и диглицериды жирных кислот и винной кислоты, эфиры (Tartaric  acid esters of Mono- and diglycerides of fatty acids). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472g — Моноглицеридов и янтарной  кислоты эфиры (Succinylated monoglycerides). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472e — Глицерина и диацетилвинной и  жирных кислот эфиры (Diacetyltartaric and fatty acid esters of glycerol). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е472f — Глицерина и винной, уксусной и жирных кислот смешанные эфиры (Mixed  tartaric, acetic and fatty acid esters of glycerol). Эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е478 — Лактилированных жирных  кислот глицерина и пропиленгликоля эфиры (Lactylated fatty esters of glycerol and propylene glycol). Эмульгатор. Сомнительное. Может быть произведен из животного сырья.

Е542 — Фосфат костный (фосфат кальция) (Bone phosphate) (essentiale Calcium phosphate tribasic). Эмульгатор, добавка, препятствующая слеживанию и комкованию, влагоудерживающий агент. Харам. Производится из костей.

Источник

Источник

Кармин, что это такое, и как к этому веществу следует относиться мусульманам. Если с употреблением мяса понятно, с сычужным ферментом и с желатином мы разбирались, то, как быть с пищей, если при ее приготовлении использовали кармин. Точно так же, как и с сычужным ферментом, реннином и желатином, нет единого мнения среди богословов, харам (запрещено), или халяль (разрешено), но, если сычужный фермент можно заменить микробиологическим (молочно- кислыми бактериями), а желатин заменить, можно пектином или ферментом водорослей агар-агар, то, как же быть с кармином?

Кошениль- молотые жуки

В Исламе запрещается употреблять в пищу наземных существ без крови, таких как мухи, пауки, скорпионы, исключением является лишь саранча, согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.) в котором говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) употреблял в пищу саранчу, участвуя в походах, так передал Абу Дауд.

Кошениль- молотые жуки

А кармин-это пищевой краситель, получаемый из самок жучков кошениль. Этот ингредиент придает напиткам и продуктам красный цвет, который может варьироваться. Его используют и в пищевой промышленности, и в косметической, и легкой промышленности при окраске тканей. Известен он под обозначением пищевых добавок, как Е120. Следовательно, кармин запрещен к употреблению в пищу. Но…

самка жучков кошениль

На официальном сайте Шамиля Аляутдинова, ему был задан вопрос о пищевой добавках, которые кодируется под буквой Е, о возможности их употреблять в пищу. Он ответил, что:

Вещества под обозначением Е можно разделить на 4 группы:

1.Вещества синтетического происхождения, при использовании в пищевых продуктах – разрешены;

2.Вещества растительного происхождения, при использовании в пищевых продуктах – разрешены;

3. Вещества животного происхождения при использовании в пищевых продуктах – не запрещены, потому что, хотя и имеют животное происхождение, но проходя через химическую обработку, изменяют свою структуру, утрачивая первоначальные свойства продуктов животного происхождения;

Так, например, продукты со вкусом бекона, в которых бекона нет, а добавлен только ароматизатор, полученный искусственным путем, не являются харамом.

Уксус получают из вина. Вино – харам, а уксус, уже халяль.

4.Вещества, являющиеся харамом (запрещенными), но в продуктах, их ничтожно малое количество, которое никак не влияет на запах и вкус продукта, тоже становятся халяль (разрешёнными — ма‘фуввун ‘анх) и попадают под положение ‘умумуль-бальва — сложно исключить их из еды, так как они распространены.

Продукты, в которых содержатся вышеперечисленные добавки, не могут быть харамом, и разрешены для употребления в пищу.

пигмент кармин

Одной из основ Ислама является не запрещение, а облегчение жизни мусульман, поэтому не стоит выискивать, то, что запрещено. Имея высшее религиозное образование, Шамиль Аляутдинов дает такое заключение.

окраска ткани

Кармин является очень дорогим красителем, так как производится из натурального сырья, но ученые научились производить синтетический аналог красителя, который так, же производится из карминовой кислоты, но полученной искусственным путем.

плантация кактусов

Компания Кока-кала заявила, что она не использует кармин в своих напитках, после многочисленных нападок в её адрес.

В последнее время заменитель кармина можно найти в продуктах под обозначением Е110, он рекомендован даже для детского питания.

Компания Hansen Natural Colors заявляет, что в своих продуктах не содержит кармин, а использует его аналог из растительного сырья, как сказал Якоб Дальмос Расмуссен, вице-президент по коммерческому развитию датской биологической компании Chr.Хансен. Ученые компании вывели новый вид сладкого картофеля, без использования ГМО, который используется как альтернатива кармину.

Конфеты с заменителем кармина Фото: Chr. Hansen Natural Colors A/S

Поэтому вы можете поступать, как желаете. Употреблять или нет, решать только вам.

Хотя, как утверждают производители, кармин и добавка в пищу Е120 безопасна, вы должны помнить, что она может вызвать аллергическую реакцию, анафилактический шок.

И еще дополнение к теме. Вопрос: можно ли мусульманам есть крабовый салат?

В Исламе разрешены все морские животные, кроме тех, которые могут ходить по земле подобно сухопутным животным, следовательно, крабов употреблять в пищу мусульманам нельзя.

А крабовые палочки? Известно, что крабовые палочки делают не из краба, а из рыбы, это халяль ( дозволенное), но для большей схожести с крабовым мясом, рыбные палочки покрывают красителем, в котором может быть кармин, пищевая добавка Е120. Читайте состав на упаковке, если не хотите ошибиться. Мой совет просто убрать красную полоску мяса.

Читайте также:  Е500 пищевая добавка опасна или

Берегите себя, читайте состав продукта на упаковке, и решайте сами. Единого ответа вам никто не даст.

источники: информация взято с сайтов

https://islam.by/post/vopros-8726

https://islamdag.ru/verouchenie/45010

Источник

Image

Дозволенное и запретное в нашем питании

Муслима (Анна) Кобулова

Автор:

МУСЛИМА (АННА) КОБУЛОВА

Автор статей, переводчик

Azan.ru

Источник:

AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Недавно на нашем сайте была опубликована новость о том, что Духовное управление мусульман Казахстана лишило популярную сеть ресторанов KFC статуса халяль. В связи с этим редакция сайта получила множество вопросов в комментариях к новости, в частности, многие люди удивлялись – что же может быть нехаляльного в блюдах, которые предлагают в этих ресторанах, ведь их готовят не из свинины, а из курицы?

Мы поняли, что многие наши читатели плохо осведомлены о том, какая пища считается дозволенной, а какая – запретной согласно нашей религии. Поэтому мы решили постараться немного осветить этот вопрос, перечислив основные правила халяля и харама в питании согласно шариату.

Перед этим еще следует сказать, что для верующего человека очень важно внимательно подходить к тому, что он ест. Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) строго предупреждали нас от запретной пищи, поскольку у человека, который употребляет в пищу запретные продукты, не будут приниматься дуа:

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам».

Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (аль-Муминун 23: 51).

Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакара 2: 172).

Абу Хурайра сказал:

«А потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: «О Господь, о Господь!», — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!» (Муслим 1015).

Какое мясо дозволено употреблять мусульманам?

Все – даже немусульмане – знают, что мусульмане не должны употреблять в пищу свинину. Однако, многие мусульмане ошибочно полагают, что остальные виды мяса (говядину, баранину, курицу, индейку) мы можем покупать в любых магазинах и у любых производителей. На самом деле мусульманин может употреблять в пищу только халяльное мясо – то есть, мясо животных, забитых в соответствии с правилами шариата.

Халяльный забой животных заключается в двух основных правилах – животному перерезают трахею, пищевод и две яремные вены между ними на горле (чтобы вытекла кровь), и перед началом убоя необходимо произнести имя Аллаха (обычно произносят две фразы: «Бисмиллях» и «Аллаху Акбар»). Такое правило основано на хадисе Пророка (мир ему и благословение):

«Ешьте тех животных, чью кровь выпустили, и над кем было произнесено имя Аллаха» (Сахих Бухари).

Современный забой животных – принятый на большинстве мясокомбинатов – не соответствует этим условиям, где животных сначала оглушают (тяжелым предметом или электрическим током), а потом перерезают им горло. В Коране говорится о том, что мясо животных, которые были убиты иным образом, чем это предписано, запретно верующим:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов)» (Аль-Маида, 3).

Известно, что мусульманам дозволено употреблять в пищу мясо животных, забитых людьми Писания – христианами и иудеями, но с условием, чтобы эти животные были забиты таким же образом, как это предписано в исламе – им перерезали горло и над ними произносили имя Всевышнего. Поскольку мясо животных, которое продается в обычных магазинах в большинстве западных государств, этим условиям не соответствует, поэтому дозволенным считаться не может.

Таким образом, мусульмане могут употреблять в пищу мясо животных, которые были забиты в соответствии с определенными правилами. Это и называется халяльным мясом. Духовное управление мусульман Казахстана (так же, как и духовные управления других стран и республик) имеет определенные стандарты, которым должен соответствовать забой животных на ферме или мясокомбинате, если его владельцы желают получить право называть свою продукцию халяльной.

Достаточно ли сказать «Бисмиллях»?

Также среди малосведущих мусульман распространено такое заблуждение – можно купить любое мясо в любом магазине (если только это не свинина) и произнести над ним «Бисмиллях», и оно сразу станет халяльным. Это глубокое заблуждение – мясо уже забитого животного (если оно не было забито по вышеописанным правилам), запретно для мусульман, и от произнесения молитв оно дозволенным не делается.

Когда вы покупаете мясо или какие-то изделия из мяса (колбасу, сосиски) магазине, на них должен стоять значок «халяль», который означает, что Духовное управление республики проверило этот мясокомбинат (или ферму) и удостоверяет, что мясо, выпускаемое у них, халяльно. Либо вы можете покупать мясо у известных вам людей, про которых вы точно знаете, что они режут животных по всем правилам.

Если вы хотите пойти поесть в кафе или ресторан, вам следует удостовериться – спросив у его работников, халяльное ли мясо в нем подается (есть ли у них документы об этом). Если же вы не уверены в том, что это заведение прошло соответствующую сертификацию, то лучше отказаться от употребления мясных блюд.

Какие еще продукты запрещены для мусульман?

Запретом на употребление в пищу свинины и нехаляльного мяса не ограничивается перечень продуктов, запрещенных для мусульман. Есть еще некоторые ограничения, которые следует иметь в виду.

Запрет на алкоголь

Известно, что мусульманам запрещен любой алкоголь – вино, водка, виски, коньяк и прочие алкогольные напитки. Это знают даже немусульмане. Однако, нужно иметь в виду, что алкоголь может присутствовать в некоторых продуктах – к примеру, в кондитерских изделиях, поэтому для мусульман запретны, к примеру, конфеты с ликером или торты с коньяком. Внимательно изучайте состав продуктов – особенно кондитерских изделий – перед покупкой, так как алкоголь чаще всего добавляют именно в сладости.

Однако, здесь может возникнуть другой вопрос – в составе некоторых напитков, таких как квас, кефир, айран, также присутствует небольшой процент спирта, который возникает в них при брожении, ферментации продукта.

Будут ли дозволенными такие напитки?

Ученые отвечают, что, если спирт в этом продукте изготовлен не из фиников и винограда, и при этом нет опасности опьянеть даже от употребления большого количества этого продукта, то он будет дозволен. В случае кефира или кваса (без фиников и винограда) содержание спирта весьма незначительно. Даже при употреблении этих напитков в большом количестве опьянение невозможно. Поэтому они будут дозволены.

Более подробно можно прочитать:

  • Дозволен ли кефир?
     
  • Можно ли употреблять квас?

Пищевые добавки

Мусульманам также будет запретен желатин — это добавка Е441 в списке пищевых добавок, желеобразующее вещество, которое изготавливают из костей и кожи животных. В России и Казахстане он чаще всего изготавливается из свинины (и в любом случае – из животных, забитых не по правилам шариата). Желатин добавляют в йогурты и сладкие творожки с фруктовыми наполнителями, кондитерские изделия (кремы, желе), мороженое, так что перед покупкой таких продуктов внимательно читайте состав продукта на упаковке. Следует отметить, что существуют заменители желатина – растительные желеобразователи, такие как пектин и агар-агар, их употреблять в пищу дозволяется.

Читайте также:  Е 252 пищевая добавка вреден

Запретен также краситель кармин (он придает продуктам красный цвет), его изготавливают из насекомого кошениль (его номер Е120). Он может входить в состав вишневых или клубничных йогуртов, кефиров, творожков, мороженого, других сладостей.

Нельзя употреблять в пищу добавку улучшитель L-цистеин (номер Е920), он изготавливается из перьев и шерсти животных и из волос человека. Может входить в состав хлебобулочных изделий.

Итак, как мы видим, на самом деле несложно запомнить – какие продукты считаются у мусульман запретными, и чем мы должны руководствоваться при их выборе. Здесь есть два основных правила, которых следует придерживаться: покупать только халяльное мясо – на котором будет стоять соответствующая отметка об этом, а перед покупкой остальных продуктов внимательно читать их состав на этикетке.

Image

Вопросы-ответы по садака аль-фитр

Приближается радостный день праздника Ид аль-Фитр (Ораза айт, Ураза-Байрам). За приготовлениями к празднику не забывайте о необходимости …

Image

Image

Можно ли быть богатым по Исламу?

Вопрос: Если человек зарабатывает дозволенным образом и выплачивает закят, он может накопить богатство? Что говорится об этом в шариате? …

Image

Дозволенное и запретное в нашем питании

Муслима (Анна) Кобулова

Автор:

МУСЛИМА (АННА) КОБУЛОВА

Автор статей, переводчик

Azan.ru

Источник:

AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Источник

Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлах!
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Дозволено ли употреблять продукты, в составе которых содержится желатин?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и послан-ник Его.
А затем:
Часто мусульмане задаются вопросом о дозволенности употребления в пищу продуктов, в составе которых содержится желатин, в силу их широкой распространенности.
Среди ученых существует разногласие относительно данного вопроса, однако для того, чтобы понять какое мнение является более сильным в этом вопросе, необходимо привести аргументы обеих сторон.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково шариатское постановление относительно продуктов, в составе которых содержится желатин, если нам известно, что корова, из которой получен желатин, заколота не в соответствии с нормами шариата?»
Шейх ответил: “То, что было заколото не в соответствии с требованиями шариата, или то, что заколото тем, чье жертвоприношение не дозволено, являются мертвечиной. Если огнепоклонник заколол животное, выпустив кровь и упомянув имя Аллаха, или наоборот мусульманин зарезал его не в соответствии с нормами шариата, то такое мясо не дозволено употреблять! И если из какой-либо части этой туши берется что-либо и смешивается с чем-либо, а в том, что образовалось, оно оставит след, например, во вкусе, цвете или запахе, то образовавшаяся вещь также является запретной. Однако, если от этого не осталось следа, то нет проблем в употреблении данного продукта, поскольку сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ели сыр огнепоклонников, а заколотые огнепоклонниками животные являются не дозволенными! Однако из сычуги берется лишь малая часть, которая не оставляет следа в пище. И это указывает на то, что вещи, не оставляющей следа, не придается значения”. Сл. “Бабуль-мафтух” № 48, мин. 21.
То, о чем говорит шейх Ибн ‘Усаймин именуется в фикъхе как «истихаляту наджаса». Термин «истихаля» означает изменение сущности вещи и ее преобразование. См. “Радд аль-мухтар” 1/291.
Среди ученых существует разногласие относительно того, становится ли вещь, которая в своей основе была нечистотой (наджас) чистой в результате изменения ее свойств и качеств. Из числа ученых, кто считал, что после истихаля нечистота становится чистой, был Абу Ханифа, большинство ханафитов и маликитов, некоторые ханбалиты, среди которых наилучший знаток их мазхаба – Ибн Къудама, Ибн Хазм и захириты. Среди ученых, которые выбрали это мнение также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, его ученик Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 1/239 “аш-Шарх аль-кабир” 1/50, “аль-Инсаф” 1/31.
Имам Ибн Къудама говорил: “Любая нечистота (наджаса) становится чистой после изменения свойства и качества”. См. “аль-Мугъни” 1/59.
Имам Ибн Хазм сказал: “Если качества и свойства нечистоты или запретной вещи изменились и преобразовались в нечто другое, вследствие чего исчезло и название, с которым было связано прежнее шариатское постановление (хукм), и эта вещь приобрела другое название, то образовавшаяся вещь уже не является наджасом или же запретным. Напротив, она становится другой вещью и приобретает иное шариатское постановление (хукм)”. См. “аль-Мухалля ” 1/138.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если то, что в своей основе является нечистотой (над-жас), изменило свою сущность и превратилось в нечто дозволенное, как например кровь, мертвечина, свинина, которые попав в соляные промыслы, превращаются в соль; или сгоревшая нечистота, превращается в золу, известь и тому подобное, то в этом вопросе ученые имеют два мнения. Одни из них считают, что нечистота не становится чистой из-за изменения своего свойства, и это мнение аш-Шафи’и, одно из мнений мазхаба Малика, а также одно из мнений Ахмада. Другое же мнение состоит в том, что нечистота, изменившая свое состояние и качество, становится чистой, и это мазхаб Абу Ханифы и одно из двух мнений Малика и Ахмада, а также захиритов и других ученых. И это мнение является самым правильным, поскольку на изменившиеся вещи нет запрета в текстах Корана и Сунны. Нет доказательств на запрет этих вещей, напротив, на них распространяются тексты дозволения, поскольку они из благих вещей (т.е. дозволенных, каковым является в своей основе все мирское). Поэтому Коран, Сунна и аналогия указывают на дозволенность этого!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/231.
Ибн аль-Къайим писал: “Исходя из этой основы, очищение вина, с изменением его сущности и преобразованием в нечто другое, соответствует правильной аналогии. Вино является нечистотой, поскольку описано как скверна. Когда же исчезает то, что является причиной, то вместе с ним исчезает и то, к чему обязывает эта причина. Исходя из этого, подобная аналогия является правильной, и это распространяется на прочие виды нечистот (наджас), если они изменили свое состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрыл могилы многобожников, которые находились на месте его мечети, и не поменял землю. Аллах Всевышний сообщил о том, что молоко «образуется между пометом и кровью» (ан-Нахль 16: 66). Также мусульмане единогласно сошлись на том, что если животное питалось нечистотами, а затем было заперто и вскормлено чистым кор-мом, то ее молоко и мясо становятся дозволенными. Так же посевы и плоды, если их поливка производилось нечистой водой, а затем стала поливаться чистой водой, они становятся дозволенными, по причине изменения качества и свойства скверности на чистое. И обратное этому, если благое изменяет свою сущность и преобразуется в нечто испорченное, то оно становится нечистотой. Как, например вода и пища становятся мочой и экскрементами. Аллах Всевышний выводит благое из мерзкого и мерзкое из благого. И основа уже несущественна, также как несущественно описывать вещь прежними качествами”. См. “И’лям аль-муаккъи’ин” 2/14-15.
Имам аш-Шаукани сказал: “Если то, что в шариате имеет постановление наджасы, изменило свою сущность и преобразовалось в нечто другое, что не имеет постановления наджасы, как например экскременты превратившиеся в прах, а вино — в уксус, тогда то, что имело постановление нечистоты исчезает и не остается ни его имени, ни качества, ни свойства по причине которого и было прежнее постановление. А то, что образовалось, является другой вещью и оно имеет другое постановление”. См. “ас-Сайлюль-джаррар” 1/46.
Также об этом говорил хафиз Ибн Раджаб в “аль-Къауа’ид” 1/334.
Спросили шейха аль-Альбани: «Что вы скажите относительно сыра, в который добавляют часть из желудка животного, которое зарезано не в соответствии с нормами шариата?» Шейх ответил: “Если нечистота изменилась после химического воздействия, то она стала чистой вещью в соответствии с шариатом, как например вино превращается в уксус и становится дозволенным, несмотря на то, что основа его была запретной. Если нечистота преобразовалась, превратившись по причине солнца, дождя или ветра, например в соль, то мы не смотрим на основу, из чего была эта соль, а смотрим на ее нынешнее состояние”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 9, сокращено.
Таким образом, данное мнение, что нечистота в случае изменения своего свойства и качества становится чистой, является наиболее сильным, поскольку на это указывают тексты шариата, аналогия и здравый рассудок. Приведем пример из текстов шариата. В достоверном хадисе, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим, сообщается: «И когда шахид предстанет пред Аллахом в Судный день, его кровь будет запаха мускуса!»
Некоторые ученые говорили, что мускус в первые годы Ислама мусульмане не производили. Источником мускуса является кабарга, безрогий олень или косуля. А производили мускус только язычники, и в основе своей он производился из нечистоты, поскольку любое животное, зарезанное многобожником, не дозволено и является мертвечиной, а мертвечина – это нечистота. И если бы мускус был нечистотой, так как производился из этих животных, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сравнил бы кровь шахидов с ней.
Также в хадисах пришло, что шкура мертвечины становится чистой после дубления.
Также сподвижники ели сыр, который изготавливали огнепоклонники, о чем мы упоминали в самом начале.
Также ученые сошлись на том, что если вино превратиться в уксус, то его употребление дозволено. И этого мнения придерживались даже те, кто считал, что вино является наджасом. Однако намеренно самому изготавливать из вина уксус запрещено. Анас рассказывал, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Можно ли изготавливать уксус из вина?” Он ответил:«Нет!» Муслим 2/235.
Можно привести еще примеры для ясности: Например, туша свиньи или еще какая-либо мертвечина со временем сгнила и превратилась в прах, разве на образовавшийся прах кто-либо скажет, что это свинья или еще что-либо иное?! Ведь под словом свинья подразумевается живое существо из мяса и костей, и никто ведь не скажет, что под этим словом подразумевается пепел, железо, соль и т.п. И положение этого в шариате – запрет. Теперь допустим, что свинью или часть ее подвергли химической переработке, и получили новое вещество в виде порошка или желе. Разве кто-либо скажет, что образовавшийся порошок или желе – это свинина? Таким образом, когда исчезло качество, описание и имя первоисточника, изменилось и шариатское постановление относительно данной вещи. Что же касается тех ученых, которые считают, что вещь, являющаяся нечистотой, не меняет свое свойство и не очищается, то нет у них на это никаких доводов!
Теперь разберем подробно, что такое желатин и как его изготавливают. Речь идет именно о животном желатине, а не о желатине агар, производимого из водорослей, ибо в дозволенности этого желатина нет никаких сомнений.
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. См. «Энциклопедия “Кругосвет”», «Словарь естественных наук».
Разве после такой тщательной переработки кто-либо может сказать о самом желатине, что это свинья, кость, сухожилие или что-либо еще? И это касается только самого желатина, не говоря уже о том, что он в небольшом количестве добавляется, вместе с другими веществами в определенный продукт.
Спросили шейха Ибн Джибрина относительно определенного лекарства, содержащего в себе желатин из кишечной части свиньи, и он ответил: “Я считаю, а Аллаху ведомо все лучше, что нет проблем в использовании этих веществ, поскольку в них явная польза и нет других веществ, которые могли бы заменить их. Вещества эти можно использовать, поскольку они изменились в процессе изготовления и те кишечные части свиньи, которые добавляются в эти лекарства, преобразовались в нечто другое. Группа ученых посчитала правильным то мнение, что наджаса становится чистой с изменением своей сущности и преобразованием в нечто другое, то есть с изменением изначального состояния, относительно которого был запрет. А от кишки этой свиньи не осталось ни имени, ни качества, ни свойства. И пусть тот, кто увидел, что это лекарство из свиньи не спешит с выводами (о запретности)! Ислам дозволил то, в чем есть явная польза, если это не является нечистотой, и если нет в этом вреда!” См. “Фатауа Ибн Джибрин” № 10509.
На основании всего сказанного ясно, что дозволенная вещь, как лекарства, конфеты или другие продукты, в составе которых есть желатин, пусть даже из свиньи, дозволен для употребления.
Те, кто придерживается этого мнения, опираясь на приведенные веские аргументы и следуя в этом упомянутым великим ученым, не заслуживает никакого порицания. Главное, чтобы человек следовал за знанием, а не страстям, ибо много таких мусульман, которые употребляли все, в чем есть как спирт, так и желатин, не зная ничего о сказанном тут.
Что касается тех, кто по каким-либо соображениям не будет следовать данному мнению, то это их дело, однако они не в праве считать мусульман, следующих этому мнению хуже самих себя или же обвинять их в отсутствии богобоязненности! Истинная богобоязненность – это богобоязненность, основанная на знании Корана и Сунны, а не на страстях и запрещении дозволенного. Ведь никто не посмеет обвинить в нечестивости упомянутых ученых, считавших, что любая нечистота (наджаса) после изменения своего качества и свойства становится чистой!
Также необходимо отметить, что в данной теме речь идет о той нечистоте, которая полностью преобразовалась, изменив свое состояние и качество, а не о нечистоте, которая в своем изначальном виде содержится в составе чего-либо.

Читайте также:  Пищевая добавка гидрокарбонат аммония

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

Редакция сайта www.ToIslam.com[/color][/color]

Источник