Специфические свойства это какие

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не какимто одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще — общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения.
Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения.
Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.
Предметы — это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли — синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами.
Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Напомним ленинский пример со стаканом. Стакан — сосуд для питья, вместе с тем он может использоваться и для других целей: геометром — как образец цилиндра, зоологом — как емкость для заспиртованного насекомого. В домашнем хозяйстве, мы знаем, стакан часто используется как мера для пищевых продуктов и т. д. Так обстоит дело и с другими предметами. Их можно рассматривать с разных точек зрения, в разных аспектах. Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, требует навыка. Диалектика приучает к гибкому, многогранному, разностороннему подходу к одним и тем же явлениям.
Сходства и различия свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.
При размышлении о качестве и свойствах предметов возникает философский вопрос: носят ли они объективный характер или же зависят от точки зрения, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопроса философии) встал перед философами давно. Вспомните характерный для XVII —XVIII веков спор о «первичных» (плотность, протяженность, движение, вес) и «вторичных» (звук, цвет, вкус, запах) «качествах» вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соответствовало механистическому взгляду на материю как совокупность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях — по законам притяжения и отталкивания — образующих всевозможные вещественные предметы.
Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности качественного многообразия мира привели к выводу, что и «первичные» качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или гладкость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механике, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъективны, чем восприятие звуков, цветов и других «вторичных» свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них.
Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это «явлениями» — в отличие от характеристик «вещей самих по себе». Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме «субъективных образов объективного мира». Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т. д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества.
606
Специфические свойства систем отличаются исключительной важностью в предметных областях, в анализе подсистем и отдельных системных компонентов. Такие свойства помогают лучше ориентироваться в предметной области системного анализа.
Выделяют следующие специфические свойства:
- 1. Иерархичность — внутренняя организация соподчиненности и взаимозависимости компонентов системы. В системе обеспечения здоровья множество подсистем, например министерство здравоохранения — крупная и сложная система, обладающая иерархичной структурой. На вершине управления министр, заместитель министра. Министру непосредственно подчиняются 15 департаментов, равнозначных по отношению друг к другу. В каждом департаменте директор управляет подчиненными ему отделами. Например, департамент организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела управляет 6 отделами, среди которых отдел скорой медицинской помощи и медицины катастроф [6]. Этот отдел также имеет подразделения. Подразделения ведают больницами, в каждой больнице есть главврач. Главврачу подчинены заведующие отделениями. Заведующему отделением подчинены врачи, старшая медсестра, медсестры, сестра-хозяйка, санитарки;
- 2. Множественность — затрагивает взаимоотношения компонентов системы, допуская их многообразие и изменчивость [9]. Отдельные компоненты системы вступают в различные отношения друг с другом. Они могут сотрудничать друг с другом (врачи лечат людей, сотрудники министерства организуют работу подведомственных учреждений, выполняют инструкции). Также компоненты системы могут соревноваться друг с другом, например, демонстрация лучшей подготовки, профессионализма и опыта при конкуренции на должность главврача. Кроме того, отношения между компонентами развиваются и в конфликтной ситуации, например, при распределении бюджетных средств на финансирование муниципальных медучреждений;
- 3. Многомерность — включение множества структур, функций, процессов для повышения универсальности и расширения сферы действия системы [10]. Это свойство обеспечивает исходной системе всеохватность, глобальность и повышает ее значимость. Таким образом, система обеспечения здоровья населения может рассматриваться государством как источник налоговых поступлений; инвесторами, как объект выгодных вложений; трудовыми ресурсами как источник рабочих мест; сотрудниками поликлиник, больниц и других медучреждений, как источник карьерного роста;
- 4. Контринтуитивность — способность системы выдавать противоположный ожидаемому результат [2, с. 46]. Обеспечение здоровья — сложнейшая система, в результате просчетов или ошибок иногда возможно получение противоположного результата, например, получение инфекции пациентом в результате несоблюдения санитарных норм медицинского персонала. Цель системы — обеспечить здоровье человека, но результат работы системы — болезнь;
- 5. Мультифинальность — достижение различных результатов при идентичных начальных условиях [2, с.55]. Проявление такого свойства удобнее наблюдать по территориальному признаку — по регионам. Каждый регион как часть системы обеспечения здоровья преследует общую цель и пользуется равнозначными, по сути, инструментами, однако, как показывает опыт, результаты могут значительно различаться. Например, доля смертных случаев от новообразований в Тульской области на 30% выше, чем в среднем по России;
- 6. Эквифинальность — достижение системных целей различными путями, например, выбор маршрута движения до больницы может различаться у разных водителей скорой помощи, или различные планы лечения у различных врачей одного и того же заболевания. Если пациенты при этом выздоравливают, то мы имеем случай эквифинальности.
Целесообразность поведения человека
Разумность поведения человека
Вопрос 1. Природа человека
Тема 3. Природа человека и происхождение морали
План:
Вопрос 1. Природа человека
Вопрос 2. Происхождение морали
Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе
Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе
Вопрос 5. Индивидуалистически ориентированные этические учения античной эпохи
Вопрос 6. Субъективно-идеалистически ориентированные этические учения античности
Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности
Литература:
1. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.
2. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
3. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
4. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
1. Мораль является характеристикой личности (совокупность моральных качеств) и отношений между людьми (совокупность моральных норм). Она показывает степень господства разума человека над аффектами (страстями).
Мораль — характеристика души человека. Душа — деятельно-волевое начало, синтез разумной и неразумной частей (Аристотель):
• разумноеначало — рациональное, способность объективно оценивать окружающую действительность;
• неразумноеначало «природность» индивида, витальное, субъективное суждение о мире. Неразумные процессы, протекающие на вегетативном уровне, не зависят от разума, а происходящие на уровне аффектов, эмоций могут регулироваться разумом.
Нравственные нормы всех народов, религиозные моральные нормы провозглашают сдержанность, умеренность, ограничение природных аффектов, в некоторых случаях — запрет природных желаний (отвага -противостояние инстинкту страха и т. п.).
Аристотель в труде «Большая этика» писал, что если добродетель основана на разуме, то чувства противятся ему. Оптимальное условие этики — когда «верно направленный разум… согласен с движениями чувств».
Поведение человека является нравственным тогда, когда направлено на достижение абсолютной цели, высшего блага.
2. Разумность поведения подразумевает егоцелесообразность. Человек ставит перед собой цель — ожидаемый результат деятельности. Цель (следствие) выступает в роли причины деятельности.
Цели человеческой деятельности находятся в иерархической связи: каждая цель может стать средством по отношению к другой. На вершине иерархии целей — высшая цель. высшее благо, которое:
• абсолютно;
• придает осмысленность деятельности человечества;
• выражает позитивную направленность деятельности людей (стремление к совершенству).
З. Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, эмпирическими, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законам.
Но в жизни человека биологические законы — только основа. От остальных существ человекаотличают следующие качества:
* самосознание — человек осознает свое «я», отделяет себя от окружающего мира, оценивает окружающую действительность со своей точки зрения (он центр системы координат);
* чувство отдельности от мира требует компенсации, объединения с другими людьми (социокультурные сообщества);
1 незапрограммированность. В отличие от животных человек:
* свободен от биологически заданных стереотипов поведения;
* имеет универсальные возможности;
* стремится к освобождению от биологических ограничений;
* стремится за пределы чувственной жизни (к идеалам, к Богу);
* свобода выбора — поведение человека не подчинено жестким биологическим нормам. Свобода может проявляться в:
* бескорыстном милосердии (альтруизм);
* в неоправданной жестокости (садизм, терроризм).
Выбор типа поведения принадлежит человеку. При желании он способен противостоять своим врожденным, генетически заложенным отрицательным склонностям;
* осознание смерти, конечности своего существования. Страх смерти приво-дит к серьезным размышлениям о смысле жизни (пример — знаменитый монолог Гамлета). Вопрос о смысле жизни носит нравственный характер. От ответа на него зависят поведение человека, его взаимоотношения с другими людьми;
* культура. В отличие от других живых существ человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и изменяет природные условия соответственно своим потребностям. Культура — «искусственная природа», рукотворные изменения в окружающей среде. Она породила:
* принципиально новые, небиологические отношения между людьми;
* новые способы действий, не заложенные в инстинктах;
* новые регуляторы, ограничивающие аффекты, эгоизм людей. Культура сформировала новую систему запретов.
* табу, священный запрет (древнейшая форма запретов);
· систему средств, регламентирующих поведение людей, представления о нравственном поведении.
1. Мораль является характеристикой личности (совокупность моральных качеств) и отношений между людьми (совокупность моральных норм). Она показывает степень господства разума человека над аффектами (страстями).
Мораль — характеристика души человека. Душа — деятельно-волевое начало, синтез разумной и неразумной частей (Аристотель):
• разумноеначало — рациональное, способность объективно оценивать окружающую действительность;
• неразумноеначало «природность» индивида, витальное, субъективное суждение о мире. Неразумные процессы, протекающие на вегетативном уровне, не зависят от разума, а происходящие на уровне аффектов, эмоций могут регулироваться разумом.
Нравственные нормы всех народов, религиозные моральные нормы провозглашают сдержанность, умеренность, ограничение природных аффектов, в некоторых случаях — запрет природных желаний (отвага -противостояние инстинкту страха и т. п.).
Аристотель в труде «Большая этика» писал, что если добродетель основана на разуме, то чувства противятся ему. Оптимальное условие этики — когда «верно направленный разум… согласен с движениями чувств».
Поведение человека является нравственным тогда, когда направлено на достижение абсолютной цели, высшего блага.
2. Разумность поведения подразумевает егоцелесообразность. Человек ставит перед собой цель — ожидаемый результат деятельности. Цель (следствие) выступает в роли причины деятельности.
Цели человеческой деятельности находятся в иерархической связи: каждая цель может стать средством по отношению к другой. На вершине иерархии целей — высшая цель. высшее благо, которое:
• абсолютно;
• придает осмысленность деятельности человечества;
• выражает позитивную направленность деятельности людей (стремление к совершенству).
З. Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, эмпирическими, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законам.
Но в жизни человека биологические законы — только основа. От остальных существ человекаотличают следующие качества:
* самосознание — человек осознает свое «я», отделяет себя от окружающего мира, оценивает окружающую действительность со своей точки зрения (он центр системы координат);
* чувство отдельности от мира требует компенсации, объединения с другими людьми (социокультурные сообщества);
1 незапрограммированность. В отличие от животных человек:
* свободен от биологически заданных стереотипов поведения;
* имеет универсальные возможности;
* стремится к освобождению от биологических ограничений;
* стремится за пределы чувственной жизни (к идеалам, к Богу);
* свобода выбора — поведение человека не подчинено жестким биологическим нормам. Свобода может проявляться в:
* бескорыстном милосердии (альтруизм);
* в неоправданной жестокости (садизм, терроризм).
Выбор типа поведения принадлежит человеку. При желании он способен противостоять своим врожденным, генетически заложенным отрицательным склонностям;
* осознание смерти, конечности своего существования. Страх смерти приво-дит к серьезным размышлениям о смысле жизни (пример — знаменитый монолог Гамлета). Вопрос о смысле жизни носит нравственный характер. От ответа на него зависят поведение человека, его взаимоотношения с другими людьми;
* культура. В отличие от других живых существ человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и изменяет природные условия соответственно своим потребностям. Культура — «искусственная природа», рукотворные изменения в окружающей среде. Она породила:
* принципиально новые, небиологические отношения между людьми;
* новые способы действий, не заложенные в инстинктах;
* новые регуляторы, ограничивающие аффекты, эгоизм людей. Культура сформировала новую систему запретов.
* табу, священный запрет (древнейшая форма запретов);
· систему средств, регламентирующих поведение людей, представления о нравственном поведении.
Вопрос 2. Происхождение морали
1. Формирование морали в первобытном обществе
2. Нравственные отношения в классовом — обществе
1. Мораль сформировалась в ходе:
• выделения человека из мира животных;
• образования социальных общностей;
• возникновения общественных отношений
Выживание первобытных людей было возможно только в коллективе -родовой общине. Коллективный труд, совместное проживание требовали согласованного поведения, формирования и соблюдения правил общежития.
Порядок в первобытной общине поддерживался с помощью системы табу — запретов (на определенные виды пищи, сексуальных отношений и пр.). Нарушение табу строго каралось всей общиной. В ходе исторического развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые:
• опирались на общественное мнение;
• распространялись только на членов общины;
• некоторые из них носили нравственный характер (почитание старших и т. п.);
• регулировали наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, смерть, войны);
• лежали в основе ритуалов.
Человек первобытного общества не имел индивидуальных нравственных убеждений, ориентировался на нравственные представления общества. Он усваивал нормы поведения, подражал другим членам общества. Некоторые нормы поведения регулировали взаимоотношения общин.
Справедливость основывалась на принципе воздаяния (нанесения равноценного ущерба, мести) — талионе.
2. Нравственные отношения в обществе начали формироваться в процессе социального расслоения общества:
• разделения и специализации труда, повышения его производительности;
• имущественного расслоения общины.
Единицей (ячейкой) общества становится патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, живущих вместе и самостоятельно ведущих общее хозяйство. Зависимость семьи от общины ослабевала.
Автономность семьи вызвала возникновение индивидуальной нравственной ориентации, самоопределение личности. Нравственные нормы общины становятся более гибкими, обобщенными. Возникает нравственная оценка поведения людей:
• нарушения норм караются с учетом меры вины и намерений провинившегося;
• поступки оцениваются с точки зрения не только полезности, но и соответствия представлениям о добре.
С возникновением государства, объединившего разрозненные общины, появилась необходимость морального равенства всех слоев общества, выработки универсальных правил поведения, принципов справедливости. Мораль рабовладельческого общества:
• опиралась на обычаи и традиции;
• регулировала классовые конфликты;
• обеспечивала социальную преемственность;
— была идеологическим инструментом правящих классов;
• не учитывала индивидуальности человека.
Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе
Родоплеменная община
Патриархальная община
1. Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) имела общий культ, была основана на принципе самоуправления. Первобытный человекродоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности.
В ходе исторического развития биологические формы деятельности (поведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требовались:
• объединение усилий (коллективный труд);
• взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.);
• ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду общины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием.
Требования морали в первобытном обществе:
• носили обязательный и всеобщий характер;
• были закреплены в обычаях, традициях, правилах;
• выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдельных людей).
Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим
поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.).
Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (например, убийство чужака не осуждалось), распространялись на всех членов общины в равной мере.
Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования.
Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи-
• табу;
— традиций, обычаев, ритуалов;
• коллективной трудовой деятельности. Особенности взаимоотношений в общине:
• моральное равенство всех членов;
• тождественность личных и коллективных интересов;
• община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму);
• общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена общины.
2. Территориальная община объединяет множествопатриархальных семей, которые:
• самостоятельно обрабатывают свой земельный надел;
• являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, речных пойм, дорог и т. п.);
• участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.).
В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполнение которых не обязательно (у человека появляется право выбора). Половозрастное разделение труда создает основу для осознания собственного «я» человека, выделения индивида из коллектива. Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравенством (вызванным повышением производительности труда).
Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объединяющих патриархальные семьи:
• почитание отца (главы семьи) и старших;
— покровительственное отношение к младшим, слабым;
• патриотизм;
• культ предков, принадлежности к роду;
• уважение к умершим;
• коллективизм и т. д