Совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких либо свойств информации
Существует три компонента информационной технологии:
1. объект воздействия — информация. В данном случае имеется в виду не информация вообще, как негэнтропийная характеристика системы, оцениваемая через количество информации, а ее конкретное воплощение в виде данных на том или ином носителе.
2. результат воздействиякак целенаправленное изменение свойств информации (данных на носителе).
3. методы воздействия, определение которых предполагает выбор соответствующих средств и способов их использования. Выбор их настолько разнообразен, что практически не поддается достаточно обозримой классификации.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
— предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
— целью процесса является получение информации;
— средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
— процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
— выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
— критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Из всех видов технологий информационная технология предъявляет самые высокие требования к «человеческому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.
Информационные технологии — это часть информатики. Следует отметить преимущественно прикладной характер информационных технологий.
Для информационных технологий необходимы аппаратные и программные средства. Они эквивалентны инструментам и оборудованию в материальном производстве. «Сырьем» информационных технологий является информация, которая подвергается соответствующей обработке. Конечной продукцией информационных технологий являются текстовые и графические документы, решенные математические задачи, переводы с одного естественного языка на другой, машиностроительные и электротехнические чертежи, удобные справочники и энциклопедии, советы электронных консультантов, подробные сведения о сотрудниках, финансовые отчеты, презентации, зашифрованные сообщения и многое другое.
Таким образом, технологии материального производства увеличивают мускульную силу человека, а информационные технологии умножают мощь человеческого интеллекта.
Основным аппаратным средством информационных технологий является ЭВМ.
Самым первым шагом в технологической цепочке решения конкретной задачи является правильный выбор необходимого программного обеспечения (табл. 1).
Таблица 1
Перечень программных продуктов используемых для решения различных задач
Задача | Вид программного обеспечения | Название программного продукта |
Подготовка текстов | Текстовые редакторы | MS Word, Lexicon, Foton, Ami Pro, Page Maker, Ventura Publisher, QuarkXPress |
Создание рисунков | Графические редакторы | Corel Draw, 3D Studio, Animator Pro, Adobe Illustrator, Free Hand, Adobe PhotoShop |
Финансовые расчеты | Электронные таблицы | MS Excel, Lotus 1-2-3, Super Calc, Quattro Pro, VisiCalc |
Учет материальных ценностей, кадров, сбор данных | Базы данных | MS Access, Clipper, FoxPro, dBase, Oracle, Paradox, Approach, FoxBase, FileMaker, Superbase |
Решение математических задач | Математические системы | Mathcad, Derive, Maple, MATLAB, Mathematica |
Обработка данных | Статистические системы | TC WIN, 3D TC WIN, STATISTICA, Statgraphics, STADIA, SPSS |
Проектирование, составление чертежей | Системы автоматизированного проектирования | AutoCAD, CADdy, ArchiCAD |
Моделир.радиоэлектронных устройств | Системы моделирования | OrCAD, SIMULJNK, Workbench, PSpice, MicroCap, CircuitMaker |
Экспертные советы (электронные советчики) | Экспертные системы | EMYCIN, JUDITH, INTERNIST, PROSPECTOR, Mana-gement Advisor, XCON, EXPERTAX |
Переводы, проверка орфографии, распознавание образов | Системы искусственного интеллекта | ПРОМТ, Socrat, Magic Gooddy, Lingvo, Контекст, МультиЛекс, FineReader, CuneiForm |
Реклама, иллюстративный материал для доклада | Мультимедийные средства презентации | PowerPoint, Lotus Freelance Graphics, Charisma, Harvard Graphics |
Поиск информации в Интернете | Браузеры | Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera |
Консультация по правовым вопросам | Базы данных | Консультант Плюс, ГАРАНТ, Ваше право, Юсис, Кодекс, Референт, Эталон, АРБТ |
Автоматизация работ в офисе | Электронный календарь, менеджер | Outlook |
Шифрование сообщений | Системы криптографии | PGP, S-Tools, Шип, Верба, Криптон, Аккорд, ФПСУ, Застава, Игла — П |
Имитация медицинских или военных операций | Виртуальная реальность | |
Разработка Web-страниц | HTML-редакторы | HomeSite, MS FrontPage, Dreamweaver, Adobe GoLive, HoTMetaL, Flash, HotDog Pro и др. |
Бухгалтерия, расчет заработной платы | Бухгалтерские программы | 1C Бухгалтерия, Парус, БЭСТ, Декарт |
Нестандартная задача | Языки программирования | Visual Basic, Delphi, Java, HTML, Pascal, С и др. |
Н.В. Макарова [1] предложила перечень информационных технологий, который можно рассматривать как классификацию:
— информационная технология обработки данных;
— информационная технология управления;
— технология автоматизации офиса;
— информационная технология поддержки принятия решения;
— информационная технология экспертных систем.
Сформулированная нами трактовка понятия «информационная технология» дает основания и для соответствующей классификации. Три качественных характеристики рассматриваемого понятия могут быть использованы в качестве критериев классификации:
— вид объекта воздействия;
— требуемый результат воздействия;
— методы воздействия.
Итак, информационная технология — это совокупность четко определенных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационные технологии как самостоятельное научное направление сформировалось в начале 90-х годов XX века.
Рассматривая технологию как науку о производстве материальных благ, ученые выделяют в ней три аспекта [35]: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства; инструментальный — орудия труда, с помощью которых реализуется производство; социальный — кадры и их организацию.
Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем производство информации и ее верхнего уровня — знаний — оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.
Как известно, для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:
— идея не должна противоречить известным законам науки;
— в ее реализации должна быть остро заинтересована значительная часть общества;
— должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, обеспечивающий эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.
На самых ранних этапах формирования трудовых коллективов для синхронизации выполняемых действий человеку потребовались кодированные сигналы сообщения, сложность которых быстро возрастала с повышением трудового процесса. Эту задачу человеческий мозг решал эволюционно — без каких-либо искусственно созданных инструментов: развилась и постоянно совершенствовалась человеческая речь. Речь оказалась и первым носителем человеческих знаний. Знания накапливались в виде устных рассказов и преданий и в такой форме передавались от поколения к поколению. Природные возможности человека по накоплению и передаче знаний впервые получили «технологическую поддержку» после создания письменности. Начатый тогда процесс поиска и совершенствования носителей информации продолжается до сих пор: сначала это были камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, а теперь — магнитные и оптические носители информации, кремний и т.д.
По современным археологическим данным, дистанция на шкале времени между первыми инструментами для работы с материальными объектами (топор, ловушки и др.) и инструментами для регистрации информационных образов (на камне, кости и т.д.) — около миллиона лет. Иными словами, почти 99% своего исторического пути люди имели дело в основном только с материальными объектами. Весь отрезок времени, в течение которого они сначала научились регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и 1% возраста человеческой цивилизации. Поэтому исторический опыт, а следовательно, и глубина творческой интуиции человека на несколько порядков слабее в информационной сфере деятельности, чем в сфере традиционного материального производства.
Одновременно с развитием процесса накопления знаний в человеческом обществе шел процесс формирования обособленной профессиональной группы, для которой сначала основным, а затем и единственным «служебным занятием» становится работа с информацией. Жрецы — хранители устных сокровищ знаний, а затем переписчики и толкователи книг тысячелетиями сохраняли за собой исключительную власть, основанную на монопольном доступе к растущему фонду человеческого опыта, оставались посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными в этих знаниях людьми. Этот живой барьер начал разрушаться только после изобретения книгопечатания.
Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Эти знания теперь можно было быстро тиражировать, и они делались доступными для многих, нередко разделенных территориально и во времени участников трудового процесса. Знания, овеществленные через трудовой процесс в станки, машины, новые технологические процессы и другие новые технологические новшества, становились идеей плодотворных научных направлений. Цикл «знания — наука — общественное производство — знания» замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с поражающей скоростью.
Таким образом, книгопечатание, резко увеличив тираж пассивных носителей информации — книг, впервые создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. За последовавшие три столетия интенсивного роста производительных сил был подготовлен тот основной научно-технический задел, который привел к промышленной революции XVIII в.
Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф и др., то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Изобретение телефона, радио и телевидения, а затем электронных вычислительных машин (ЭВМ), цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание в 1978 г. первого персонального компьютера и совершенно невероятное и исключительно быстрое его распространение и развитие именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ)
Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:
· средства накопления больших объемов информации на машинных носителях, таких, как магнитные и оптические диски;
· средства связи, такие, как радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
· компьютер, особенно персональный компьютер, позволяющий по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.
Информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, ускорения научно-технического прогресса общества.
Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным, особенно в настоящее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.
Сам термин информация происходит от латинского слова informatio — разъяснение, осведомление, изложение. Мы вкладываем в это слово весьма широкий смысл и часто можем пояснить его только на интуитивном уровне. Говоря информация, мы имеем в виду и сообщения по радио и телевидению, и содержание газет, книг, баз данных, библиотек, и знания, почерпнутые из общения с людьми и полученные в научных журналах. Информацию хранят в книгах, библиотеках, в базах данных, на бумаге и машинных носителях. Передают информацию устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн. Получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото- и видеокамер.
Отдельные данные и сообщения обрабатывают, преобразовывают, систематизируют, сортируют и получают новую информацию, или новые знания.
В широком смысле информация — это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу.
В философском смысле информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
Сама по себе информация может быть отнесена к абстрактным понятиям типа математических. Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру. Так, информацию можно, получить, записать, передать, стереть. Информация не может возникнуть из ничего. Но есть и особенности, отличающие информацию от реального мира. При передаче информации из одной системы в другую количество ее в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно, как правило, увеличивается. Кроме того, наблюдается независимость информации от ее носителя, так как возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее семантике, т.е. содержательности, смыслу. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного или вычислительного эксперимента или путем логического вывода. В связи с этим информацию делят на доопытную, или априорную, и послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента.
Термин «информационная технология» базируется на достаточно устойчивом понятии «технология», которое появилось в научно-техническом обороте в связи с проблемами организации производства.
В одной из современных энциклопедий дается следующее определение данного понятия: «Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + «логия») — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса» [42].
Из трех возможных вариантов определения наиболее близок к информационным технологиям первый вариант.
В понятии «информационная технология» следует выделить три основные составляющие:
- • объект воздействия (в приведенном определении — это сырье, материал, полуфабрикат, т. е. материальный ресурс);
- • результат воздействия (изменение состояния, свойств, формы объекта воздействия);
- • методы воздействия (обработка, изготовление, изменение — процессы, приводящие к искомому результату воздействия).
Расширяя перечень ресурсов, рассматриваемых в качестве объекта воздействия, получаем соответствующее расширение и состава технологий: если объектом воздействия является энергия, то мы получаем энергетические технологии (передача энергии, преобразование энергии и т. п.); финансовые ресурсы в качестве объекта воздействия обусловливают финансовые технологии (операции на рынке ценных бумаг, валютные операции, кредитование и т. п.); кадровые (людские) ресурсы в качестве объекта воздействия порождают технологии обучения, совместной работы в рамках единых коллективов и т. п.
Таким образом, информационная технология — это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации.
Это определение несколько отличается от тех, которые довольно широко используются в научно-технической и учебной литературе. Некоторые из них представлены ниже.
Информационная технология — система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации [69, с. 401; 75, с. 250].
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [51, с. 87].
Информационная технология — система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники [52, с. 25].
Автоматизированная информационная технология — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам [6, с. 22—23].
Информационная технология — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации [37].
Информационная технология — приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [44].
Практически все формулировки не столько определяют собственно информационную технологию, сколько перечисляют различные варианты технологий (сбор, регистрация, накопление, поиск, передача, обработка, выдача), что не всегда позволяет определить, как и для чего осуществляется воздействие на информацию.
Кроме того, во многих определениях указывается определенная техническая база — средства вычислительной техники, — что существенно сужает круг проблем и их решений в области информационных технологий, лишает их истории и рассмотрения тенденций и соответствующих перспектив.
Некоторые определения содержат довольно жесткую целевую направленность («для решения задач управления», «для получения информации нового качества об объектах»), что решает проблемы определенной предметной области, но не может дать представление об общих свойствах и закономерностях информационных технологий.
Не отрицая определенную ценность и практическую направленность перечисленных формулировок для решения тех или иных задач, тем не менее в дальнейшем будем использовать определение, указанное выше.
Первым компонентом информационной технологии, или объектом воздействия, является информация. В данном случае имеется в виду не информация вообще, как негэнтропийная характеристика системы, оцениваемая через количество информации, а ее конкретное воплощение в виде данных на том или ином носителе.
Сами данные характеризуются формой восприятия или представления и содержательной интерпретацией.
Форма восприятия (представления) данных определяет основной способ конечного их использования в той или иной сфере деятельности и предполагает один из следующих вариантов:
- • текстовая информация (различные виды письменной речи или представления данных с помощью систем специальных знаков — математические и химические формулы, тексты программ и т. п.);
- • аудиоинформация (устная речь, музыка, звуки естественного или искусственного происхождения, системы звуковой сигнализации различного назначения);
- • видеоинформация (различного вида образы, воспринимаемые органами зрения, — рисунки, схемы, карты, фильмы и т. п.).
Содержательная интерпретация конкретизирует восприятие конкретных данных той или иной формы представления в рамках конкретного вида деятельности.
Так, текст некоторого документа на английском языке понятен и может быть использован специалистом, знающим английский язык, но не имеет практического смысла для человека, не владеющего этим языком; одна и та же математическая формула описывает различные сущности в зависимости от интерпретации операндов, ее составляющих; одни и те же звуковые сигналы, подаваемые с помощью горна в различных армиях мира, воспринимаются по-разному. Этих примеров достаточно для того, чтобы продемонстрировать необходимость такой характеристики данных, как их содержательная интерпретация.
Носитель информации — это материальное воплощение данных той или иной формы представления. Носителем информации может быть любой материальный объект (в том числе и физическое поле той или иной природы), определенные состояния или свойства которого могут рассматриваться как представление данных.
Носителями текстовых данных в разное время человеческой истории были такие материальные объекты, как поверхность каменных пещер, выделанные шкуры животных, изготовленные из тростника папирусные свитки, берестяная кора, глиняные и деревянные дощечки, ткани и, наконец, бумага. Все эти носители в течение определенного времени изменяли свои физические свойства в диапазоне, позволяющем сохранять изображение текста.
Носители аудиоинформации не так разнообразны — это, прежде всего, естественная среда, передающая звуковые волны, а также различные искусственные материальные объекты, определенные свойства которых позволяют фиксировать и воспроизводить звуковые колебания (восковые валики, виниловые диски, намагниченные проволока и пленка, оптические диски). Естественно, следует упомянуть и электромагнитные поля, позволяющие воспринимать, передавать и воспроизводить звуковые колебания (радио, телефон, телеграф и т. п.).
Носители видеоинформации включают в себя кроме всех перечисленных носителей текстовой информации различного рода фотоматериалы, голографические пластины и прочие материалы, позволяющие фиксировать и воспроизводить зрительные образы. К носителям видеоинформации следует отнести электромагнитные поля, позволяющие воспринимать, передавать и воспроизводить звуковые колебания.
К особым видам носителей данных относят электронные. Это не вполне точное название (поскольку в большинстве случаев речь идет о магнитных носителях) объединяет все виды носителей, которые хранят данные в виде некоторых объектов (файлов, дисковых томов ит. п.), интерпретация которых с помощью программ, выполняемых компьютером, воспроизводит ту или иную форму информации на соответствующих устройствах.
Рассмотрим второй компонент информационной технологии — результат воздействия как целенаправленное изменение свойств информации (данных на носителе).
Определение результата воздействия предполагает установление конкретного свойства данных, которое будет изменено, и собственно изменения (направления и размера).
Проанализированные формулировки определения информационной технологии по существу представляли собой перечни информационных процессов — сбор, передача, обработка, хранение, представление информации, — которые можно рассматривать как обобщения соответствующих целенаправленных изменений свойств данных.
Сбор данных — трансформация совокупности данных, при которой изменяется свойство ее концентрации, т. е. из различных источников данные собираются в одном месте.
Передача данных — трансформация совокупности данных, при которой меняются ее пространственные координаты, рассматриваемые как соответствующее свойство.
Обработка данных — трансформация совокупности данных, при которой изменяется то или иное качественное ее свойство, имеющее смысл для решения конкретной задачи или проблемы.
Хранение данных — трансформация совокупности данных, при которой меняются ее временные координаты (от прошлого к будущему), рассматриваемые как соответствующее свойство.
Представление данных — трансформация совокупности данных, при которой меняется ее вид — формы хранения или результата обработки к форме, удобной для использования при решении конкретной задачи или проблемы.
Аналогичным образом может быть интерпретирован практически любой информационный процесс. Главное — выявить качественно полезное свойство данных, определить направление и размер изменения этого свойства.
Определив объект воздействия (данные на носителе), результат воздействия (целесообразное изменение свойств данных), можно перейти к методам воздействия.
Третий компонент информационной технологии — методы воздействия, определение которых предполагает выбор соответствующих средств и способов их использования. Выбор их настолько разнообразен, что практически не поддается достаточно обозримой классификации, поэтому ограничимся поясняющим примером.
Предположим, что в офис некой организации поступил документ на иностранном языке, имеющий важное значение. Для работы с указанным документом необходим перевод его текста на русский язык, но в офисе отсутствуют специалисты, знающие этот язык. Возможны три варианта действий:
- • приглашение профессионального переводчика;
- • использование компьютерной программы машинного перевода;
- • сочетание первых двух вариантов: профессиональный переводчик редактирует текст, полученный с использованием компьютерной программы машинного перевода.
В перечисленных вариантах решения возникшей проблемы процесс достижения необходимого результата состоит из трех этапов:
- • получение копии документа в форме, необходимой для последующей работы (копирование);
- • собственно перевод текста копии документа с получением рабочего экземпляра с текстом на русском языке (перевод);
- • получение документа на русском языке для последующей работы с ним (выдача).
Каждый этап реализуется с помощью соответствующей информационной технологии, особенности которой при различных вариантах решения проблемы определяются как раз используемыми методами преобразования.
Копирование как информационная технология имеет в качестве объекта воздействия текст исходного документа. Изменяемое свойство объекта воздействия — это его оригинальность. Направление изменения свойства — от оригинала к копии, а размер изменения — весь текст.
В рамках первого варианта решения поставленной проблемы получение копии исходного документа реализуется путем использования копировального оборудования (например, офисного копировального аппарата фирмы Xerox), и для дальнейшего использования (профессиональным переводчиком) выдается дубликат исходного документа на бумажном носителе.
Второй вариант решения проблемы требует иной формы представления копии исходного документа — в виде файла на том или ином устройстве долговременной памяти. В этом случае метод преобразования указанного объекта (текста документа на иностранном языке) предполагает использование устройства сканирования текста (сканера) с последующим распознаванием текста и записью в файл. В данном случае метод преобразования включает в себя принципиально иные (по сравнению с первым вариантом) средства и способы получения результата.
В случае реализации третьего варианта процесс получения копии аналогичен таковому процессу при реализации второго варианта.
Перевод как информационная технология имеет в качестве объекта воздействия текст копии исходного документа. Изменяемое свойство объекта воздействия — язык текста. Направление изменения свойства — с иностранного языка на русский, а размер изменения — весь текст.
При первом варианте решения проблемы профессиональный переводчик в соответствии со своими навыками и квалификацией переводит текст и как результат готовит рабочий (текущий, промежуточный и т. п.) вариант документа на русском языке, имеющий вид черновика на бумаге.
При втором варианте перевода файл с копией исходного документа поступает на вход программы машинного перевода, которая производит файл с текстом документа на русском языке.
Третий вариант полностью включает в себя процедуры второго варианта, но полученный текст с помощью средств обработки текстовых документов (текстовых процессоров) подвергается редактированию профессиональным переводчиком для уточнения и корректировки полученного документа на русском языке. Результатом является файл с соответствующим текстом.
Выдача как информационная технология имеет в качестве объекта воздействия текст документа на русском языке. Изменяемое свойство объекта воздействия — официальность документа. Направление изменения — от черновика к официальному документу, а размер изменения — весь документ.
Первый вариант реализации технологии выдачи предполагает достаточно традиционные способы превращения черновика в официальный документ с использованием средств подготовки текстовых материалов (пишущих машин) и стандартных процедур регистрации и оборота документов.
Второй и третий варианты выдачи идентичны и предполагают использование возможностей компьютерных систем в области подготовки и вывода текстовых документов.
Подробное рассмотрение приведенного примера демонстрирует многообразие информационных технологий, порождаемое возможностями используемых средств решения конкретной проблемы, и приводит к одной из основных проблем организации информационных технологий — проблеме выбора методов получения необходимого результата (целесообразного изменения необходимого свойства данных).