Сообщение на тему что такое пищевые добавки
Случайный факт:
До 40% всех онкологических заболеваний напрямую связаны с курением (рак легких, пищевода, горла) — Обновить
Cтатья добавлена пользователем Неизвестный
05.05.2011
Пищевыми добавками называются различные вещества, добавляемые в продукты с целью улучшения их вкуса, цвета, придания им особой текстуры, увеличения срока хранения. В последние десятилетия химическая промышленность развивается семимильными шагами и на продуктах, которые мы покупаем мы видим все новые и новые не всегда понятные нам названия: загустители, подсластители, красители, ароматизаторы, консерванты и т. д. Ведутся споры на предмет их необходимости и безвредности. На всякий случай, нам всем необходимо знать, что же означают эти надписи на упаковках.
Пищевые добавки делятся на несколько групп, согласно функциям, которые они выполняют.
Питательные добавки увеличивают пищевую ценность продуктов питания. Именно с помощью таких добавок появилась возможность покупать продукты, которые содержат большое количество самых разных витаминов и микроэлементов, нужное количество жиров, углеводов, клетчатки.
Для того, чтобы надолго сохранить свежесть продуктов, используются антиоксиданты. Они должны не допустить взаимодействие металлов и компонентов пищи, утрате ее цвета, вкусовых качеств.
Добавки, которые помогают приобрети продуктам нужный вид, цвет способствуют лучшему взбиванию сливок в пену, свертыванию кисломолочных продуктов. Сюда входят хелатирующие агенты и секвестранты, а также вещества, изменяющие текстуру.
Консерванты — это всем известные добавки, которые позволяют сохранять продукт долгое время без потери его вкусовых, питательных свойств. Еще древние люди использовали в качестве консервантов сахар, соль, дым, на котором коптили продукты. Сегодня для хранения овощей и фруктов использую бензоат натрия, калия. В качестве консерванта применяют уксус. Для хранения сухих овощей и фруктов используют сульфиты, диоксид серы. В производстве мучных и молочных продуктов огромную роль играют пропионаты, которые не дают размножаться плесневым грибам.
Красители применяют повсеместно для придания продуктам определенного цвета. Красители могут быть натуральными и синтетическими. В последнее время, вместе с модой на здоровый образ жизни и экологически чистые продукты люди предпочитают именно красители с природной основой, которые в основном добывают из различных растений.
Текстуранты — добавки для придания продуктам особой, улучшенной текстуры. Например, кальций делает консервированные помидоры более крепкими и упругими. Фосфаты напротив, смягчают, уменьшают плотность продуктов. Эмульгаторы придают более плотную консистенцию маслянистым жидкостям. Разрыхлители используют при выпечке, для соответствующей характеристики хлебобулочных изделий.
Подсластители с древних времен добывали в больших количествах. Самым распространенным, безусловно, являлся сахар. Однако желание снизить калорийность продуктов привело к тому, что начали выводить и использовать искусственные подсластители. Некоторые искусственные подсластители в 200 раз слаще сахарозы, поэтому в настоящее время продолжают вести исследования по выведению наиболее оптимальных вариантов для улучшения вкусовых качеств продуктов.
Многие склонны считать, что само сочетание «пищевая добавка» уже несет в себе смысл того, что это некое химическое соединение, непременно вредное и опасное. Стоит отметить, что сегодня существует множество веществ, которые отвечают всем санитарно-эпидемиологическим нормам и являются при этом экстрактами натуральных продуктов: лимонная, уксусная, молочная кислота, сахароза. Конечно, существуют и действительно неполезные для нашего организма добавки, например, нитриты, содержащиеся в копченой колбасе (норма содержания веществ выше, потому что считается, что их употребляют в меньших количествах). Искусственные красители часто легко распознать по характерному неестественному цвету и запаху.
Споры по поводу пищевых добавок по-прежнему ведутся, идут также и исследования по выведению новых видов, которые будут улучшать вкус и вид пищевой продукции. Покупателм же., в своею очередь, нелишне будет время от времени читать надписи на этикетках и быть внимательным к своему здоровью.
Ïîíÿòèå «ïèùåâûå äîáàâêè» è èõ êëàññèôèêàöèÿ â ñòðàíàõ Åâðîñîþçà. Îñíîâíûå öåëè ââåäåíèÿ ïèùåâûõ äîáàâîê â ïðîäóêòû ïèòàíèÿ. Âðåä, íàíîñèìûé ïèùåâûìè äîáàâêàìè çäîðîâüþ ÷åëîâåêà. Àíàëèç ðûíêà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ íà ïðåäìåò ñîäåðæàíèÿ ïèùåâûõ äîáàâîê.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
1. Îáùèå ñâåäåíèå î ïèùåâûõ äîáàâêàõ
Ïèùåâûå äîáàâêè — âåùåñòâà, êîòîðûå â òåõíîëîãè÷åñêèõ öåëÿõ äîáàâëÿþòñÿ â ïèùåâûå ïðîäóêòû â ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà, óïàêîâêè, òðàíñïîðòèðîâêè èëè õðàíåíèÿ äëÿ ïðèäàíèÿ èì æåëàåìûõ ñâîéñòâ, íàïðèìåð, îïðåäåë¸ííîãî àðîìàòà (àðîìàòèçàòîðû), öâåòà (êðàñèòåëè), äëèòåëüíîñòè õðàíåíèÿ (êîíñåðâàíòû), âêóñà, êîíñèñòåíöèè è ò. ï. Ïðèìåíåíèå ïèùåâûõ äîáàâîê äîïóñòèìî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè îíè äàæå ïðè äëèòåëüíîì ïîòðåáëåíèè â ñîñòàâå ïðîäóêòà íå óãðîæàþò çäîðîâüþ ÷åëîâåêà, è ïðè óñëîâèè, åñëè ïîñòàâëåííûå òåõíîëîãè÷åñêèå çàäà÷è íå ìîãóò áûòü ðåøåíû èíûì ïóòåì
Äëÿ êëàññèôèêàöèè ïèùåâûõ äîáàâîê â ñòðàíàõ Åâðîñîþçà ðàçðàáîòàíà ñèñòåìà íóìåðàöèè (äåéñòâóåò ñ 1953 ãîäà). Êàæäàÿ äîáàâêà èìååò óíèêàëüíûé íîìåð, íà÷èíàþùèéñÿ ñ áóêâû «E».
Îáû÷íî ïèùåâûå äîáàâêè ðàçäåëÿþò íà íåñêîëüêî ãðóïï (êëàññèôèêàöèÿ ïèùåâûõ äîáàâîê):
1) Âåùåñòâà, ðåãóëèðóþùèå âêóñ ïðîäóêòà (àðîìàòèçàòîðû, âêóñîâûå äîáàâêè, ïîäñëàùèâàþùèå âåùåñòâà, êèñëîòû è ðåãóëÿòîðû êèñëîòíîñòè);
2) Âåùåñòâà, óëó÷øàþùèå âíåøíèé âèä ïðîäóêòà (êðàñèòåëè, ñòàáèëèçàòîðû öâåòà, îòáåëèâàòåëè);
3) Âåùåñòâà, ðåãóëèðóþùèå êîíñèñòåíöèþ è ôîðìèðóþùèå òåêñòóðó (çàãóñòèòåëè, ãåëåîáðàçîâàòåëè, ñòàáèëèçàòîðû, ýìóëüãàòîðû è äð.);
4) Âåùåñòâà, ïîâûøàþùèå ñîõðàííîñòü ïðîäóêòîâ è óâåëè÷èâàþùèå ñðîêè èõ õðàíåíèÿ (êîíñåðâàíòû, àíòèîêñèäàíòû è äð).
Êëàññèôèêàöèÿ ïî íîìåðàì:
Êðàñèòåëè E100 — E199
Êîíñåðâàíòû E200 — E299
ÀíòèîêèñëèòåëèE300 — E399
Ñòàáèëèçàòîðû, çàãóñòèòåëè, ýìóëüãàòîðû E400 — E499
Ðåãóëÿòîðû pH è âåùåñòâà ïðîòèâ ñë¸æèâàíèÿ E500 — E599
Óñèëèòåëè âêóñà è àðîìàòà, àðîìàòèçàòîðû E600 — E699
Àíòèáèîòèêè E700 — E799
Ðåçåðâ E800 — E899
Ïðî÷èå E900 — E999
Ïèùåâûå äîáàâêè. Äîïîëíèòåëüíûå âåùåñòâà.  òîì ÷èñëå àíòèôëàìèíãè.E1000 — E1999
Ïðèñâîåíèå êîíêðåòíîìó âåùåñòâó ñòàòóñà ïèùåâîé äîáàâêè è èäåíòèôèêàöèîííîãî íîìåðà ñ èíäåêñîì «Å» èìååò ÷åòêîå òîëêîâàíèå, ïîäðàçóìåâàþùåå, ÷òî:
à) äàííîå êîíêðåòíîå âåùåñòâî ïðîâåðåíî íà áåçîïàñíîñòü;
á) âåùåñòâî ìîæåò áûòü ïðèìåíåíî â ðàìêàõ åãî óñòàíîâëåííîé áåçîïàñíîñòè è òåõíîëîãè÷åñêîé íåîáõîäèìîñòè ïðè óñëîâèè, ÷òî ïðèìåíåíèå ýòîãî âåùåñòâà íå ââåäåò ïîòðåáèòåëÿ â çàáëóæäåíèå îòíîñèòåëüíî òèïà è ñîñòàâà ïèùåâîãî ïðîäóêòà, â êîòîðûé îíî âíåñåíî;
â) äëÿ äàííîãî âåùåñòâà óñòàíîâëåíû êðèòåðèè ÷èñòîòû, íåîáõîäèìûå äëÿ äîñòèæåíèÿ îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ êà÷åñòâà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ.
Ñëåäîâàòåëüíî, ðàçðåøåííûå ïèùåâûå äîáàâêè, èìåþùèå èíäåêñ Å è èäåíòèôèêàöèîííûé íîìåð, îáëàäàþò îïðåäåëåííûì êà÷åñòâîì. Êà÷åñòâî ïèùåâûõ äîáàâîê — ñîâîêóïíîñòü õàðàêòåðèñòèê, êîòîðûå îáóñëîâëèâàþò òåõíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà è áåçîïàñíîñòü ïèùåâûõ äîáàâîê.
Íàëè÷èå ïèùåâîé äîáàâêè â ïðîäóêòå äîëæíî óêàçûâàòüñÿ íà ýòèêåòêå, ïðè ýòîì îíà ìîæåò îáîçíà÷àòüñÿ êàê èíäèâèäóàëüíîå âåùåñòâî èëè êàê ïðåäñòàâèòåëü êîíêðåòíîãî ôóíêöèîíàëüíîãî êëàññà â ñî÷åòàíèè ñ êîäîì Å. Íàïðèìåð: áåíçîàò íàòðèÿ èëè êîíñåðâàíò Å211.
2. Îñíîâíûå öåëè ââåäåíèÿ ïèùåâûõ äîáàâîê
à) Ñîâåðøåíñòâîâàíèå òåõíîëîãèè ïîäãîòîâêè, ïåðåðàáîòêè ïèùåâîãî ñûðüÿ, èçãîòîâëåíèÿ, ôàñîâàíèÿ, òðàíñïîðòèðîâàíèÿ è õðàíåíèÿ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ (ïðèìåíÿåìûå ïðè ýòîì äîáàâêè íå äîëæíû ìàñêèðîâàòü ïîñëåäñòâèÿ èñïîëüçîâàíèÿ èñïîð÷åííîãî ñûðüÿ èëè ïðîâåäåíèÿ òåõíîëîãè÷åñêèõ îïåðàöèé â àíòèñàíèòàðíûõ óñëîâèÿõ);
á) Ñîõðàíåíèå ïðèðîäíûõ êà÷åñòâ ïèùåâîãî ïðîäóêòà;
â) Óëó÷øåíèå îðãàíîëåïòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ è óâåëè÷åíèå èõ ñòàáèëüíîñòè ïðè õðàíåíèè.
Ñåãîäíÿ ìîæíî âûäåëèòü åùå íåñêîëüêî ïðè÷èí øèðîêîãî èñïîëüçîâàíèÿ ïèùåâûõ äîáàâîê ïðîèçâîäèòåëÿìè ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:
* Ñîâðåìåííûå ìåòîäû òîðãîâëè â óñëîâèÿõ ïåðåâîçà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ (â òîì ÷èñëå ñêîðîïîðòÿùèõñÿ è áûñòðî ÷åðñòâåþùèõ ïðîäóêòîâ) íà áîëüøèå ðàññòîÿíèÿ, ÷òî îïðåäåëèëî íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ äîáàâîê, óâåëè÷èâàþùèõ ñðîêè ñîõðàíåíèÿ èõ êà÷åñòâà;
* Áûñòðî èçìåíÿþùèåñÿ èíäèâèäóàëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ ñîâðåìåííîãî ïîòðåáèòåëÿ î ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ, âêëþ÷àþùèå èõ âêóñ è ïðèâëåêàòåëüíûé âíåøíèé âèä, íåâûñîêóþ ñòîèìîñòü, óäîáñòâî èñïîëüçîâàíèÿ; óäîâëåòâîðåíèå òàêèõ ïîòðåáíîñòåé ñâÿçàíî ñ èñïîëüçîâàíèåì, íàïðèìåð, àðîìàòèçàòîðîâ, êðàñèòåëåé è äðóãèõ ïèùåâûõ äîáàâîê;
* Ñîçäàíèå íîâûõ âèäîâ ïèùè, îòâå÷àþùåé ñîâðåìåííûì òðåáîâàíèÿì íàóêè î ïèòàíèè, ÷òî ñâÿçàíî ñ èñïîëüçîâàíèåì ïèùåâûõ äîáàâîê, ðåãóëèðóþùèõ êîíñèñòåíöèþ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ;
* Ñîâåðøåíñòâîâàíèå òåõíîëîãèè ïîëó÷åíèÿ òðàäèöèîííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, ñîçäàíèå íîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, â òîì ÷èñëå ïðîäóêòîâ ôóíêöèîíàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ.
3. Î âðåäå ïèùåâûõ äîáàâîê
Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïîñëåäñòâèÿ îò óïîòðåáëåíèå ïèùåâûõ äîáàâîê:
Àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè, àñòìà è ãèïåðàêòèâíîñòü
Çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê
Ðàçäðàæåíèå êîæè
Ðàçäðàæåíèå ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû è æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå çàáîëåâàíèÿ
Ãîëîâíûå áîëè
Çàïðåù¸ííûå äîáàâêè
E121 — Öèòðóñîâûé êðàñíûé 2 (êðàñèòåëü)
E123 — Êðàñíûé àìàðàíò (êðàñèòåëü)
E128 —Êðàñíûé 2G (êðàñèòåëü)
E216— Ïàðà-ãèäðîêñèáåíçîéíîé êèñëîòû ïðîïèëîâûé ýôèð, ãðóïïà ïàðàáåíîâ (êîíñåðâàíò)
E217 — Ïàðà-ãèäðîêñèáåíçîéíîé êèñëîòû ïðîïèëîâîãî ýôèðà íàòðèåâàÿ ñîëü (êîíñåðâàíò)
E240 — Ôîðìàëüäåãèä (êîíñåðâàíò)
Íåðàçðåø¸ííûå äîáàâêè — ýòî äîáàâêè, êîòîðûå íå òåñòèðîâàëèñü èëè ïðîõîäÿò òåñòèðîâàíèå, íî îêîí÷àòåëüíîãî ðåçóëüòàòà ïîêà íåò.
E127 — Ýðèòðîçèí — çàïðåùåí â ðÿäå ñòðàí
E154 — Êîðè÷íåâûé FK
E173 — Àëþìèíèé
E180 — Ðóáèíîâûé ëèòîë ÂÊ
E388 — Òèîïðîïèîíîâàÿ êèñëîòà
E389 — Äèëàóðèëòèîäèïðîïèîíàò
E424 — Êóðäëàí
E512 — Õëîðèä îëîâà(II)
E537 — Ãåêñàöèàíîìàíãàíàò æåëåçà
E557 — Ñèëèêàò öèíêà
E912 — Ýôèðû ìîíòàíèíîâîé êèñëîòû
E914 — Îêèñëåííûé ïîëèýòèëåíîâûé âîñê
E916 — Êàëüöèÿ éîäàò
ïèùåâàÿ äîáàâêà âðåä
E917 — Êàëèÿ éîäàò. Íà ïèùåâûõ óïàêîâêàõ ìîæåò óêàçûâàòüñÿ êàê KIO3 (éîäíîâàòîêèñëûé êàëèèé).
E918 — Îêñèäû àçîòà
E919 — Íèòðîçèë õëîðèä
E922 — Ïåðñóëüôàò êàëèÿ
E923 — Ïåðñóëüôàò àììîíèÿ
E924b — Áðîìàò êàëüöèÿ
E925 — Õëîð
E926 — Äèîêñèä õëîðà
E929 — Ïåðîêñèä àöåòîíà
Ðàçðåøåíû â Ðîññèè, íî çàïðåùåíû â Åâðîñîþçå:
E142 — ñèíòåòè÷åñêèé ïèùåâîé êðàñèòåëü Çåë¸íûé S
E425 — êîíæàê, êîíæàêîâàÿ ìóêà, êîíæàêîâàÿ êàìåäü è êîíæàêîâûé ãëþêîìàííàí
Çàïðåùàþòñÿ Å-êîìïîíåíòû ïðè íàëè÷èè óãðîçû äëÿ æèçíè, íàïðèìåð òå, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.  òåíè îñòàåòñÿ áîëüøàÿ ìàññà äðóãèõ, ëèáî ìàëî èçó÷åííûõ, ëèáî íå õàðàêòåðèçóåìûõ êàê «îïàñíûå». Òî åñòü, åñëè êîíñåðâàíòû âñåìèðíî íå ïðèçíàíû ñìåðòåëüíûìè äëÿ ïîòðåáëåíèÿ â ïèùó, òî îíè ìîãóò ñ÷èòàòüñÿ íåîïàñíûìè. È ýòî íå åäèíñòâåííûé ïðèìåð, âûçûâàþùèé, ïî ìåíüøåé ìåðå, ñîìíåíèÿ. Âîò íåêîòîðûå ïðèìåðû ïîäîáíûõ Å-ýëåìåíòîâ, äîáàâëÿåìûõ â ñîñòàâ ïðîèçâîäèìûõ â íàøå âðåìÿ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ:
Å102 — òàðòðàçèí — êðàñèòåëü.
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì:
— ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ.
Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ñ ñîäåðæàíèåì òàðòðàçèíà: êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ, êîíôåòû, ìîðîæåíîå, íàïèòêè.
Å128 — êðàñíûé êðàñèòåëü Red 2G ñ êàíöåðîãåííûì ýôôåêòîì, èñïîëüçóþùèéñÿ ïðè ïðîèçâîäñòâå ñîñèñîê ñ ñîäåðæàíèåì çåðíîâûõ è áîáîâûõ áîëåå 6% è èçäåëèé èç èçìåëü÷åííîãî ìÿñà è ïðèäàþùèé ðîçîâûé öâåò ïðîäóêòó. ßâëÿåòñÿ ãåíîòîêñè÷íûì ñîåäèíåíèåì, òî åñòü èìåþùèì ñïîñîáíîñòü âûçûâàòü èçìåíåíèÿ â ãåíàõ.
Å128 çàïðåùåí äëÿ ïðèìåíåíèÿ â Ðîññèè
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì (äîëãîñðî÷íîñòü ïåðèîäà ïðîÿâëåíèÿ ðåàêöèè ïîñëå ìîìåíòà óïîòðåáëåíèÿ):
— îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ;
— àíîìàëèè ðàçâèòèÿ ïëîäà;
— âðîæäåííûå ïàòîëîãèè.
Ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì êðàñíîãî êðàñèòåëÿ Red 2G: êîëáàñû è ñîñèñêè (îñîáåííî äåø¸âûå).
Å216 è Å217 — êîíñåðâàíòû (ïðîïèëîâûé ýôèð è íàòðèåâàÿ ñîëü). Çàïðåùåíû â Ðîññèè
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì: — ïèùåâûå îòðàâëåíèÿ.
Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ñ ñîäåðæàíèåì äàííîãî âèäà êîíñåðâàíòà: êîíôåòû, øîêîëàä ñ íà÷èíêîé, ìÿñíûå ïðîäóêòû, ïîêðûòûå æåëå ïàøòåòû, ñóïû è áóëüîíû.
Å250 — íèòðèò íàòðèÿ — êðàñèòåëü, ïðèïðàâà è êîíñåðâàíò, èñïîëüçóþùèéñÿ äëÿ ñóõîé êîíñåðâàöèè ìÿñà è ñòàáèëèçàöèè åãî êðàñíîãî öâåòà. Å250 ðàçðåøåí ê èñïîëüçîâàíèþ â Ðîññèè, íî çàïðåùåí â ÅÑ.
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì:
— ïîâûøåííàÿ âîçáóäèìîñòü íåðâíîé ñèñòåìû ó äåòåé;
— êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå îðãàíèçìà (ãèïîêñèÿ);
— óìåíüøåíèå ñîäåðæàíèÿ âèòàìèíîâ â îðãàíèçìà;
— ïèùåâûå îòðàâëåíèÿ ñ âîçìîæíûì ëåòàëüíûì èñõîäîì;
— îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ.
Ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì íèòðèòà íàòðèÿ: áåêîí (îñîáåííî æàðåíûé), ñîëîíèíà, ñîñèñêè, âåò÷èíà, êîï÷åíîå ìÿñî è ðûáà.
Å320 — àíòèîêñèäàíò äëÿ çàìåäëåíèÿ îêèñëèòåëüíîãî ïðîöåññà â æèðîâûõ è ìàñëÿíûõ ñìåñÿõ (ðàçðåøåí â Ðîññèè, íî ñ÷èòàåòñÿ îïàñíûì äëÿ çäîðîâüÿ).
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì: — ðîñò ñîäåðæàíèÿ õîëåñòåðèíà â îðãàíèçìå.
Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ñ ñîäåðæàíèåì àíòèîêñèäàíòà Å320: íåêîòîðûå ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì æèðà; æåâàòåëüíûå ðåçèíêè.
Å400-499 — çàãóñòèòåëè, ñòàáèëèçàòîðû äëÿ ïîâûøåíèÿ âÿçêîñòè ïðîäóêòà (áîëüøèíñòâî èç íèõ çàïðåùåíû â ÐÔ).
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì: — çàáîëåâàíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà.
Ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì ýòèõ âèäîâ Å-äîáàâîê: éîãóðòîâûå êóëüòóðû è ìàéîíåçû.
Å510, Å513 è Å527 (èç ãðóïïû Å500-599) — ýìóëüãàòîðû, ñîçäàþùèå îäíîðîäíîñòü ïðè ñî÷åòàíèè íåñìåøèâàåìûõ ïðîäóêòîâ, íàïðèìåð, âîäû è ìàñëà.
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì:
— äèàðåÿ;
— ñáîè â ðàáîòå ïå÷åíè.
Å951 — àñïàðòàì — ñèíòåòè÷åñêèé ñàõàðîçàìåíèòåëü.
Âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì:
— èñòîùåíèå çàïàñîâ ñåðîòîíèíà â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà;
— ðàçâèòèå ìàíèàêàëüíîé äåïðåññèè, ïðèïàäêîâ ïàíèêè, íàñèëèÿ (ïðè ÷ðåçìåðíîì óïîòðåáëåíèè).
Ïðîäóêòû ñ ñîäåðæàíèåì àñïàðòàìà: æåâàòåëüíûå ðåçèíêè, ãàçèðîâàííûå íàïèòêè (â îñîáåííîñòè èìïîðòíîãî ïðîèçâîäñòâà).
4. Àíàëèç ðûíêà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ
Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ ñîâðåìåííîãî ðûíêà ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ íà ïðåäìåò ñîäåðæàíèÿ ñðåäè íèõ îïàñíûõ äëÿ çäîðîâüÿ è æèçíè ÷åëîâåêà ïèùåâûõ Å-êîìïîíåíòîâ ïîêàçàë, ÷òî áîëüøèíñòâî ïðåäëàãàåìîãî àññîðòèìåíòà ñîäåðæèò â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè óêàçàííûå âûøå âåùåñòâà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè íåêîòîðûé ñïèñîê áðåíäîâ ñîâðåìåííîãî ðûíêà ïèòàíèÿ, ñðåäè êîòîðûõ îáíàðóæåíû Å-ýëåìåíòû, ïðåäñòàâëÿþùèå îïàñíîñòü äëÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà:
1. Ñðåäè ãàçèðîâàííûõ íàïèòêîâ:
— «Ôðóêòàéì Äþøåñ», à òàêæå «Ôèåñòà Äþøåñ», ïðîèçâîäíûå îò êîìïàíèè Ñoca-Cola (ñîäåðæàò àñïàðòàì Å951);
— âñå ïðî÷èå äî÷åðíèå îò ïðîèçâîäèòåëÿ Coca-Cola;
— «Ëèìîíàä» (Ãðåéòëè);
— «Ìàëèíà» (Ñàëþò-êîëà);
— «Áàðáàðèñ» (Àññîðòè);
— «Ñèòðî» (Ñàëþò-êîëà) è äð.
2. Ñðåäè æåâàòåëüíûõ ðåçèíîê, îñîáåííî ïîëüçóþùèõñÿ ïîïóëÿðíîñòüþ â íàøè äíè:
— «Dirol» (ñîäåðæèò â ñâî¸ì ñîñòàâå çàãóñòèòåëü Å414, ïðîâîöèðóþùèé çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà; àíòèîêñèäàíò Å330; êîíñåðâàíò Å296; êðàñèòåëü Å171; ýìóëüãàòîð (ïî óêàçàíèþ íà óïàêîâêå) Å322, ÿâëÿþùèéñÿ àíòèîêñèäàíòîì, à òàêæå Å321 è ãëàçèðîâàòåëü Å903);
— «Orbit» (ñîäåðæèò ñîðáèò Å420, îòíîñÿùèéñÿ ê ãðóïïå ýìóëüãàòîðîâ è ñòàáèëèçàòîðîâ; ìàëüòèò Å965 (ïåíîãàñèòåëü-àíòèôëàìèíã, è íàñêîëüêî îí îïàñåí — ñóäèòü ïîòðåáèòåëþ); ñòàáèëèçàòîð Å422; çàãóñòèòåëü Å414; êðàñèòåëü Å171; ïîäñëàñòèòåëü àñïàðòàì Å951 è äð.).
3. Ñðåäè íåêîòîðûõ àëêîãîëåñîäåðæàùèõ ýíåðãåòè÷åñêèõ íàïèòêîâ:
— «ABSENTER ENERGY» (ñîäåðæèò ñòàáèëèçàòîð Å414; ðåãóëÿòîð êèñëîòíîñòè, îí æå àíòèîêñèäàíò Å330; êîíñåðâàíò Å211);
— «JAGUAR» (ñîäåðæèò êîíñåðâàíò Å211; êðàñèòåëè);
Ê ýòîé æå ãðóïïå ìîæíî îòíåñòè è áîëüøóþ ÷àñòü íå ñîäåðæàùèõ àëêîãîëÿ ýíåðãåòèêîâ, äàæå åñëè â ñîñòàâå è íå ôèãóðèðóåò áóêâåííûé êîä «Å», ñîâåòóåì îáðàùàòü âíèìàíèå íà íàçâàíèå ñîäåðæèìûõ êîìïîíåíòîâ, èíà÷å êàêèì æå îáðàçîì îïðàâäûâàåòñÿ «ýíåðãåòè÷åñêîå» äåéñòâèå íà îðãàíèçì?!
4. Ñðåäè ÷èïñîâ è ñóõàðèêîâ:
— «Lays» â ìàëåíüêîé óïàêîâêå (ñîäåðæèò àñïàðòàì Å951);
— «Pringles» (ñîäåðæèò ýìóëüãàòîð Å471);
— ñóõàðèêè «Êèðèåøêè» (ñîäåðæèò óñèëèòåëü âêóñà Å621, Å627, Å631, Å551, êðàñèòåëü Å100 è äð.).
5. Ñðåäè êèñëîìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ:
— «Àêòèâèà» ñ äîáàâëåíèåì ÷åãî-ëèáî, áóäü-òî ôðóêòû èëè çëàêè (â ñîñòàâå çàãóñòèòåëü Å1442);
— «Ðàñòèøêà éîãóðò ñ ôðóêòîâûì ïþðå» (òîò æå çàãóñòèòåëü Å1442; êðàñèòåëè è äð.) — ïðîäóêò äåòñêîãî ïèòàíèÿ!!!
— «Äàíèññèìî» (çàãóñòèòåëü Å1442, ðåãóëÿòîðû êèñëîòíîñòè).
6. Ñðåäè êîëáàñíûõ èçäåëèé:
— êîëáàñà «Êèåâñêèé ñåðâåëàò» êîëáàñíîãî çàâîäà «Êàíåâñêîé» (â ñîñòàâå êîòîðîé îáíàðóæåíû ñòàáèëèçàòîðû è êîíñåðâàíò íèòðèò íàòðèÿ Å250);
— «Ëþáèòåëüñêàÿ» âàðåíàÿ òîãî æå ïðîèçâîäèòåëÿ (ñîäåðæèò êîíñåðâàíò-ôèêñàòîð îêðàñêè, à òàêæå íèòðèò íàòðèÿ Å250);
7. Ñðåäè ìàðîê ìîðîæåíîãî êàê ïðèìåð ìîæíî ïðèâåñòè ïðîäóêöèþ «Ëÿ Ôàì», ãäå îáíàðóæåíû êðàñèòåëü Å102, Å133, ñòàáèëèçàòîðû Å407, Å410, Å412, Å466, Å471. È ýòî òî, ÷òî åäÿò íàøè äåòè!
8. Ñðåäè èçâåñòíûõ ïðîèçâîäèòåëåé øîêîëàäà:
— «Ñëàäêî» è «Alpen Gold» (ñîäåðæàò Å476, ñòàáèëèçàòîðû);
— «Íåñêâèê» (â ñîñòàâå îáíàðóæåíû Å124 è Å476).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему производственное молоко может храниться в холодильнике по нескольку месяцев и не киснуть? Или о том, почему у обыкновенной газированной воды такие яркие, неестественные цвета? Ответ в том, что большая часть нашей пищи содержит вещества, которые специально добавляются в неё перед употреблением. Эти вещества называются пищевыми добавками.
В последнее время проблема питания очень актуальна для каждого человека. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья людей.
Но в тоже время многие люди и не догадываются о том, что в продуктах, которые они покупают, есть вредные вещества.
В связи с этим, целью нашего исследования стало привлечение внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Сбор и изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм.
2.Оценка знаний студентов о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, а также изучение и оценка содержания пищевых добавок в продуктах питания.
3.Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм.
В нашем исследовании были использованы следующие методы:
-теоретические (анализ литературы);
-эмпирические (опрос, анализ этикеток продуктов питания).
Исследование включало несколько этапов:
- Сбор и изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм. (Сентябрь)
- Оценка знаний студентов о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, а также изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания. (Октябрь)
- Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм. (Октябрь — ноябрь)
- Оформление результатов исследования (Ноябрь)
Ожидаемые результаты:
-популяризация знаний среди студентов о влиянии пищевых добавок на человеческий организм;
-пропаганда здорового питания.
1.Пищевые добавки и их влияние на человеческий организм
Натуральные и синтетические пищевые добавки — это химические вещества, которые добавляются в пищу для продления срока годности продуктов, придания им дополнительных питательных свойств, облегчения процесса приготовления и улучшения вкуса, цвета, запаха и внешнего вида. Поэтому они играют сегодня очень важную роль в пищевой промышленности.
За счет пищевых добавок, называемых консервантами продуктов можно увеличить срок годности. Некоторые из них замедляют рост и деятельность микроорганизмов, содержащихся в продуктах, другие, называемые антиоксидантами, замедляют процесс распада (окисления) жира и масла, которые широко применяются в производстве продуктов питания. Другие консерванты помогают сохранить продукты влажными или сухими в зависимости от необходимости, а также являются катализаторами для действия других пищевых добавок. Существуют добавки для образования различных покрытий, продлевающих срок годности продуктов.
Добавки для улучшения питательных свойств представляют собой витамины и минералы, которые восстанавливают их баланс, нарушенный в результате обработки продуктов.
Ароматизаторы, красители, усилители запаха и текстуры составляют самую большую группу пищевых добавок, известную как косметические добавки, поскольку они изменяют, вкусовое восприятие пищи.
Большинство пищевых добавок имеют свой код, состоящий из буквы Е и трехзначной цифры, который можно увидеть на упаковке в перечне ингредиентов.
Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию.
С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок составляет более тысячи. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Следует отметить, что кроме тех пищевых добавок, которые перечислены на этикетке, многие могут присутствовать в скрытом виде – например, те, что были внесены в процессе выращивания и (или) переработки.
Инсектициды и фунгициды могут содержаться во фруктах, овощах, крупах и зерне. Полученные с кормом химические препараты могут остаться в мясе животных после забоя, а в сырое мясо часто вводятся различные вещества для придания и сохранения товарного вида. Куры часто получают добавки с кормом для усиления цвета яичного желтка.
Вместе с тем известно, что многие красители и консерванты с Е-кодами могут являться причиной возникновения различных болезней, таких как аллергия, астма, расстройство желудка и повышенная возбудимость, в частности, у детей. (Приложение №1)
Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последнее время проблема внедрения пищевых добавок в производство продуктов становится очень актуальной, поскольку без них не возможно обойтись, но в то же время они пагубно влияют на человеческий организм.
2.Оценка знаний студентов о пищевых добавках и их влиянии на человеческий организм и изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания
В предыдущем параграфе мы отразили информацию о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм.
Данный параграф призван ответить на вопросы: Что знают студенты о пищевых добавках? Не злоупотребляют ли производители, стараясь применять пищевые добавки?
Для ответа на эти вопросы мы провели исследование, которое включало несколько этапов:
На первом этапе был проведен опрос студентов. Его целью стало изучение объема знаний ребят о пищевых добавках;
Было порошено 50 студентов в возрасте от 15 до 17 лет. Основную массу опрошенных составили ребята 16 лет.
Студентам было задано 3 вопроса:
- Что ты знаешь о пищевых добавках?
- Как ты думаешь, они вредные?
- Как ты думаешь, содержатся ли пищевые добавки в продуктах, которые ты ешь?
Анализ результатов опроса показал:
На первый вопрос 8 человек сказали о том, что пищевые добавки вредные, остальные 42 студента ответили, что ничего не знают об этих веществах.
На второй вопрос 2 человека ответили, что пищевые добавки не наносят человеческому организму вред, а 48 сказали, что эти вещества вредные.
При ответе на третий вопрос были получены следующие результаты: 24 студента ответили, что пищевые добавки не содержатся в продуктах, которые они едят, 26 человек – что они имеются в продуктах.
Результаты опроса показывают, что знания студентов о пищевых добавках ограничиваются информацией о том, что они вредные. Вместе с тем большое количество студентов считают, что в продуктах питания, которые они едят, пищевых добавок нет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема популяризации знаний о вреде пищевых добавок является актуальной.
Вторым этапом нашего исследования стало изучение этикеток популярных продуктов питания с целью выявления в них пищевых добавок.
Для этого был изучен состав продуктов различных производителей. Для анализа были взяты самые различные продукты питания, которые можно купить в каждом магазине.
Результаты исследования отражаются в Приложении №2.
Проанализировав результаты анализа состава продуктов питания можно сделать следующий вывод: состав большинства продуктов питания включает пищевые добавки, среди которых есть опасные для здоровья и запрещенные в производстве продуктов питания.
3.Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека
На основе результатов проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по здоровому питанию:
- Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
- Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
- Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
- Пейте свежеприготовленные соки.
- Избегайте подкрашенных газированных напитков.
- Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
- Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
- Желательно, чтобы обработанные продукты составляли минимум рациона, а в основном вы должны питаться натуральными, экологически чистыми продуктами.
- В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.
С целью профилактики здорового питания была проведена акция «Ты – то, что ты ешь»: среди студентов ГБПОУ «Профессиональное училище № 58» были распространены информационные листы, отражающие основную информацию о пищевых добавках.
Заключение
Ни для кого не секрет, что в настоящее время экологически-чистые продукты питания большая редкость. Сейчас уже практически невозможно купить продукт в упаковке без различного рода синтетических стабилизаторов, эмульгаторов и красителей. Хорошо, если это относительно безопасные пищевые добавки, но таких добавок несколько десятков. А всего их больше тысячи и с каждым годом появляются новые.
Мало кто задумывается о том, что он покупает. Редкий покупатель станет читать состав продуктов питания. А если и прочитает, то понять ему, что скрывается за различными аббревиатурами, сокращениями и химическими терминами, будет очень трудно.
В связи с этим, по нашему мнению, в настоящее время необходимо обратить внимание на проблему влияния пищевых добавок на человеческий организм.
Наше исследование было призвано привлечь внимание людей к данной проблеме.
В процессе работы были сделаны следующие выводы:
-Проблема внедрения пищевых добавок в производство продуктов в настоящее время становится очень актуальной, поскольку без них не возможно обойтись, но в то же время они пагубно влияют на человеческий организм.
-Знания студентов о пищевых добавках ограничиваются информацией о том, что они вредные. Многие студенты считают, что в продуктах питания, которые они едят, пищевых добавок нет.
-Состав большинства продуктов питания включает пищевые добавки, среди которых есть вредные и опасные для здоровья, а также запрещенные в производстве.
На основе собранной информации были разработаны рекомендации по здоровому питанию.
С целью профилактики здорового питания была проведена акция «Ты – то, что ты ешь».
Таким образом, теоретической значимостью исследования стало изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм. Практическая значимость заключалась в оценке знаний студентов о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, изучении содержания пищевых добавок в продуктах питания, а также работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм.
Результаты нашего исследования могут быть использованы для просветительской работы среди населения.
Список использованной литературы
- Габриелян О.С. Крупина Т.С. Учебное пособие. Пищевые добавки. — М.: Дрофа, 2011.
- Голубев В.Н. Пишевые и биологически активные добавки: Учебник/ В.Н. Голубев, Л.В. Чичева-Филатова, Т.В. Шленская, 2013.
- Орещенко А. В. Берестень А. Ф. О пищевых добавках и продуктах питания // Пищевая промышленность, 2015.
- Нечаев А. П., Смирнов Е. В. Пищевые ароматизаторы // Пищевые ингредиенты (сырье и добавки), 2012.
- Нечаев А. П., Болотов В. М. Пищевые красители. Пищевые ингредиенты (сырье и добавки).- М.:2013.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Проект «Пищевые добавки и их влияние на человеческий организм»