Савелий кому на руси жить хорошо какой смысл содержится в фамилии

Савелий кому на руси жить хорошо какой смысл содержится в фамилии thumbnail

Анонимный вопрос  ·  19 января 2019

5,2 K

Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…

Матрена Тимофеевна рассказывала историю про своего родственника — дедушку её мужа. Этим родственником был Савелий Богатырь — бывший крепостной крестьянин, живущий в селе Корежина. Он учился грамоте, верит в бога, храбрый, терпеливый, но свободолюбивый человек. Ему уже 107 лет, и он слаб, но когда-то в молодости он был богатырем, который прошел много страданий из-за своего управляющего-немца. Он убил немца, когда крестьяне больше не могли терпеть издевательства, поэтому его отправили на каторгу в Сибирь. Там он пытался сбежать, но безуспешно, поэтому пробыл на каторге 20 лет, а потом ещё 20 лет в ссылке. После этого Савелий вернулся на родину и завел семью, детей и внуков. Однажды, когда он нянчил сына Матрены, Савелий уснул и ребенка загрызли свиньи. Савелий отправляется жить в монастырь, чтобы молится о прощении. Матрена прощает его, старик возвращается домой, но вскоре умирает от болезни.

Высшее социологическое образование, строю дом, занимаюсь в тренажерном зале…

Бывший крепостной, живет в селе. Ему 107 лет и он уже немощен, а в молодости был богатырем. Он совершил убийство и его отправили в Сибирь на каторгу.

Кому посвящена песня «Русь» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Песня «Русь» — это один из ключевых эпизодов поэмы, который был написан Некрасовым, когда он понял, что завершить поэму так, как планировал, уже не успеет.

Песню исполняет один из героев поэмы — молодой семинарист Гриша Добросклонов. Он любит свою страну, переживает за ее судьбу. И эту песню посвещает крестьянам. Она добрая и оптимистичная, и Гриша очень хочет, чтобы она заменила крестьянам их старые грустные песни.

Почему те, кто писал о пережитых ужасах ГУЛАГа, так долго жили?

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Все долго и счастливо? (так было в вопросе до редактуры модераторами) Варлам Шаламов через 4 года после освобождения заболевает болезнями Меньера и Гентингтона — нарушение ориентации, трясучка всего тела, постепенный отказ нервной системы, 20 лет мучается, постепенно теряя контроль над телом и мозгом, умирает без семьи в доме престарелых совершенно сумасшедшим, не способным себя обслуживать, без копейки денег (его не издавали), — да, в 75 лет (откуда 86?), но человеком в полном смысле слова он, собственно, перестал быть в 69.

Керсновская работала в шахте бурильщиком. После освобождения в 1952 г. она осталась ссыльной под Норильском и продолжала работать в шахте. Ей было 50 лет. В 1960 г. ее снова судили — не за себя, а за сестру за границей — снова приговорили к ссылке, но дальше ссылать было некуда, и она работала там же трактористом и грузчиком. С 1970 г. она могла ходить только на костылях. Умерла — да, в 79 лет, нищей, в Сибири, с пенсией грузчика, на костылях с неходячей сестрой под опекой. 

Солженицын после заключения вообще-то успел перенести рак и выжить, выдержать травлю и высылку за границу — но да, он относительно прочих счастливчик.

Как и автор «Погружения во тьму» Олег Волков, который просто не публиковал свои лагерные мемуары и умер в 96 лет, упав в строительный котлован во вдоре своего дома в Москве. Всю жизнь после лагеря старался быть чудаковатым активистом-экологистом, писателем типа Пришвина, чтобы не трогали (ну как и сам Пришвин). Мемуары издали только в 1990-е. 

Говорят, то поколение вообще жило долго, потому что естественный отбор — кто выжил, тот становился долгожителем, потому что значит исключительно жизнеспособный организм. Моя бабушка тоже прожила 92 года после революций, Гражданской, репрессий, эвакуации и целины, которые все коснулись ее и ее семьи, из которой она выжила одна. Да и не выжила бы, но попался очень пронырливый и наглый мой дед.

Прочитать ещё 40 ответов

На ком вы бы женились: на богатом перспективном человека или по любви к нищеброду?

У Альберта Эйнштейна была жена довольно некрасивой внешности, еще с болячками, но зато обладала выдающимся умом и помогала ему составлять многие теории. Зрелый и опытный человек мало смотрит на обертку, в основном на содержание. Когда молодость уже уляглась, а ум прибавился, внешность начинает играть малое значение. Что до денег, то человеку для счастья нужно лишь крыша над головой и хорошая еда. Большие зарплаты и острая необходимость в них — это выдумка. Поэтому да, я бы женился даже небогатой и некрасивой девушке, если бы я почувствовал контакт сознание+сознание=гармония, а не тело+тело=удовольствие.

Источник

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

  • большущая сивая грива;
  • большущая борода;
  • высокий рост;
  • крепкая фигура.

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп». Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

Читайте также:  У какого атома содержится 16 электронов

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!».

После гибели сына Матрены, заснул и «скормил свиньям» ребенка, Савелий уходит в монастырь. У Бога он просит не только прощения за судьбу Демушки, но и получения прощения от матери. Савелий – долгожитель. Он умирает в 107 лет. Жизнь и смерть были одинаково тяжелы. Если жизнь описывается целыми главами, но смерть несколькими фразами: «Сто дней не ел, хирел да сох…» «…и к ночи умер…»

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий – не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Савелий является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание, портрет богатыря святорусского Савелия

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину. Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.

Савелий — простой крестьянин, бывший крепостной (то есть бывший «барский» крестьянин):

«…Мы были тоже барские…»
«…С крестьянином Савелием…»

Савелий — родственник крестьянки Матрены. Он является дедушкой мужа Матрены:
«…Из всей семейки мужниной / Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…» (слова Матрены)
«…Сидели мы и плакали. / Я деду горе новое / Поведала свое…»

Савелий живет в селе Корежина:
«…Надели шапки рваные, / Худые армяки — / И тронулась Корёжина!..»

Савелий — больной старик, но когда-то он был крепким богатырем:
«…Как ныли кости старые, / Лежал я на печи…»
«…Спина в то время хрустнула, / Побаливала изредка, / Покуда молод был, / А к старости согнулася…»

Савелий — долгожитель. Он прожил 107 лет:
«…Он жил сто семь годов…»

О внешности богатыря Савелия известно следующее:
«…Я вспомнила / Про богатырство дедово…»

«…С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал…»

«…Дугой спина у дедушки <…> Да распрямиться дедушка / Не мог…»
«…Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож?..» (*деревенский колодец)
«…спину старую / Пытался разогнуть…»

У Савелия несчастливая судьба (его иронично называют «счастливцем»):
«…Ну то-то! речь особая. / Грех промолчать про дедушку. / Счастливец тоже был…»

Савелий много пережил в своей жизни:
«…А господин Шалашников / С своей воинской силою? / А немец-душегуб? / Потом острог да каторга… / Окаменел я, внученька, / Лютее зверя был…»
«…Эх, доля святорусского / Богатыря сермяжного! / Всю жизнь его дерут…»
«…И долго, долго дедушка / О горькой доле пахаря / С тоскою говорил…»
«…За все страдное русское / Крестьянство я молюсь!..»
«…Сладка ли жизнь крестьянина?..»


Савелий — добрый человек:
«…Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…»

Савелий любит шутить:
«…А крепко досадят ему — / Подшутит…»
«…У свекра бровь рассечена, / У деда, словно радуга, / Усмешка на лице…»
«…Ты шутишь шутки, дедушка!..»
«…Сам над собой подтрунивал: / – Не правда ли, Матренушка, / На комара корёжского / Костлявый я похож?…» (шутит над самим собой)

Савелий — грамотный крестьянин. Он умеет читать, что было редкостью среди крестьян:
«…острог в Буй-городе. / Там я учился грамоте, / Пока решили нас…»
«…Увидела я дедушку: / В очках, с раскрытой книгою…»

Савелий — верующий человек:
«…Уйдет в свою светелочку, / Читает святцы, крестится…»
«…А с Богом спорить нечего, / Стань! помолись за Демушку! / Бог знает, что творит…»

Савелий — человек с сильным характером:
«…Сдавались люди слабые, / А сильные за вотчину / Стояли хорошо. / Я тоже перетерпливал…»

Савелий — свободолюбивый человек. Он не хочет быть рабом:
«…Клейменый, да не раб!..»

Савелий — гордый человек:
«…Вот были люди гордые! / А нынче дай затрещину — / Исправнику, помещику / Тащат последний грош!..»

«..Ну, ладно ж! черти сивые, / Вперед не доведется вам / Смеяться надо мной!..»

Савелий — храбрый и сильный человек. Он не боится ходить на медведя:
«…да с медведями / Справлялись мы легко. / С ножищем да с рогатиной / Я сам страшней сохатого…»
«…наступил на сонную / Медведицу в лесу. / И то бежать не бросился, / А так всадил рогатину…»

Савелий — терпеливый человек:

«…Я тоже перетерпливал, / Помалчивал, подумывал: / «Как ни дери, собачий сын, / А всей души не вышибешь, / Оставишь что-нибудь!..»

Савелий — выносливый мужчина:
«…Не выдрали – помазали, / Плохое там дранье!..» (Савелию кажется, что его хлестали плетьми не сильно)
«…Да нас дирал Шалашников / Больней – я не поморщился / С заводского дранья. / Тот мастер был – умел пороть! / Он так мне шкуру выделал, / Что носится сто лет…»

Савелий — русский богатырь. Однако, по мнению Савелия, богатырем является любой крепостной мужик:
«…А потому терпели мы, / Что мы – богатыри. / В том богатырство русское. / Ты думаешь, Матренушка, / Мужик – не богатырь? / И жизнь его не ратная, / И смерть ему не писана / В бою – а богатырь!..»
«…Все терпит богатырь! / И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится… / Ужли не богатырь?..»

Савелий похож на богатыря. Однако свою богатырскую силу он тратит на то, чтобы выживать «под розгами» барина:
«…Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? — / Под розгами, под палками / По мелочам ушла!..»

История жизни богатыря Савелия

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история.

Читайте также:  Какой витамин содержатся в клюкве

Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:

«…Зато купцами жили мы…» 

«…Ну, жили – не тужили вы…» 

«…Да только ни помещиков, / Ни немцев-управителей / Не знали мы тогда. / Не правили мы барщины, / Оброков не платили мы, / А так, когда рассудится, / В три года раз пошлем…»

Однажды хозяин нанимает на работу управляющего немца. Немец разоряет крестьян, в том числе Савелия. Управляющий превращает жизнь крестьян в каторгу:

«…небывалое / Наследник средство выдумал: / К нам немца подослал…» 

«…И тут настала каторга / Корёжскому крестьянину — / До нитки разорил! / А драл… как сам Шалашников!..»

Устав от издевательств, крестьяне решают расправиться со злым немцем. Во время работ Савелий с товарищами закапывают немца в яме. Немец погибает:

«…Я в землю немца Фогеля / Христьяна Христианыча / Живого закопал…» 

«…а всей гурьбой / Христьяна Христианыча / Поталкивали бережно / Всё к яме… всё на край… / И немец в яму бухнулся…»

За это преступление Савелия отправляют на каторгу в Сибирь:

«…Я каторжником был…» 

«…Решенье вышло: каторга / И плети предварительно…»

«…Я старика столетнего / Звала клейменым, каторжным…»

Савелий убегает с каторги, но его ловят и возвращают на место:

«…Потом… бежал я с каторги… / Поймали! не погладили / И тут по голове…»

Богатырь Савелий проводит на каторге 20 лет, а затем живет в ссылке на поселении еще 20 лет:

«…А жизнь была нелегкая. / Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения…»

Наконец спустя много лет Савелий возвращается на родину с каторги. Он заводит семью:

«…Я денег прикопил, / По манифесту царскому / Попал опять на родину, / Пристроил эту горенку / И здесь давно живу…»

У Савелия есть дети и внуки. Старик Савелий очень любит своего правнука Демушку — сына Матрены:

«…Сто лет зима бессменная / Стояла. Растопил ее / Твой Дема-богатырь! / Однажды я качал его, / Вдруг улыбнулся Демушка…»

«…Иду домой, опять / Смеюсь, играю с Демушкой… / Бог видит, как я милого / Младенца полюбил!..»

Однажды Савелий нянчит Демушку и засыпает на солнце. В это время маленького Демушку загрызают свиньи. Савелий оказывается виновным в смерти собственного правнука:

«…Заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку…»

«..«Прости, прости, Матренушка! — / И повалился в ноженьки. — / Мой грех – недоглядел!..»..»

После смерти Демушки старик Савелий уходит на покаяние в монастырь и живет там некоторое время:

«…И я же, по грехам моим, / Сгубил дитя невинное…»

«….Он в своей каморочке / Шесть дней лежал безвыходно, / Потом ушел в леса, / Так пел, так плакал дедушка, / Что лес стонал! А осенью / Ушел на покаяние / В Песочный монастырь…»

Савелий молится о том, чтобы Матрена простила его за смерть Демушки. Матрена прощает Савелия. После этого старик возвращается жить домой:

«…Еще молюсь (не образу / Теперь Савелий кланялся), / Чтоб сердце гневной матери / Смягчил Господь… Прости! — / «Давно простила, дедушка!»…»

Вскоре старик Савелий заболевает и умирает от болезни:

«…Недолго прожил дедушка. / По осени у старого / Какая-то глубокая / На шее рана сделалась, / Он трудно умирал: / Сто дней не ел; хирел да сох…» 

«…И к ночи умер он…»

Это был цитатный образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия. 

Источник

Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» — такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

характеристика савелия кому на руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», — отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: «Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно», – говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение — однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

савелий кому на руси жить хорошо

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием – в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

савелий кому на руси жить хорошо характеристика

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму – с этого, по сути, начинается характеристика Савелия – «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», — так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

Читайте также:  В какой части фрукта содержится больше полезного

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент — не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

характеристика савелия из поэмы кому на руси жить хорошо

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось – отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» — произведение, в котором представлены лучшие русские характеры. В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях – работали не покладая рук – вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли – и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений – таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить отношения к жизни у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое — в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

образ савелия в произведении кому на руси жить хорошо

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» — характеристика ее героев не всегда получается веселой – это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой – об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

савелий кому на руси жить хорошо краткое содержание

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно дремучие леса прошли, а в груди – «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются – в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», — считает Савелий.

савелий образ героя из произведения кому на руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

Источник