Санкции на пищевые добавки

Санкции на пищевые добавки thumbnail

Евросоюз попросил арбитров ВТО разрешить ему ввести торговые санкции против России на сумму €2,8 млрд в 2018 году. Это ответ Брюсселя на отказ Москвы импортировать европейскую свинину.

История конфликта

В январе 2014 года, незадолго до начала полномасштабного кризиса в отношениях России и Запада, Россельхознадзор ввел запрет на ввоз живых свиней и свиноводческой продукции из всех стран ЕС, сославшись на вспышки африканской чумы свиней в Литве и Польше. В результате европейские производители свинины разом потеряли экспортный рынок величиной €1,4 млрд (по данным за 2013 год).

В апреле 2014 года Евросоюз запросил консультации с Россией по вопросу отмены запрета, а в июне того же года попросил ВТО созвать панель арбитров для разрешения спора. В августе 2016-го Орган по разрешению споров ВТО (Dispute Settlement Body, DSB) поддержал ЕС по большинству пунктов жалобы.

Россия подала апелляцию, но безуспешно: в феврале 2017 года апелляционный орган при ВТО отклонил ходатайство Москвы. В июне 2017 года Россия и Евросоюз договорились, что Москва исполнит решение DSB к 6 декабря 2017 года. В этот день Минэкономразвития объявило, что Россия полностью выполнила требования ВТО: в частности, Россельхознадзор снял «технические запреты ветеринарного характера», из-за которых изначально возник спор.

Однако поставки свинины из ЕС в Россию не могли быть возобновлены, поскольку в августе 2014 года Россия указом президента Владимира Путина ввела эмбарго на ввоз продовольствия из Евросоюза, распространяющееся и на свинину. В результате делегация ЕС в ВТО заявила 19 декабря, что Россия не выполнила предписания DSB, а потому Евросоюз намерен обратиться в DSB с запросом о разрешении на введение ответных торговых ограничений.

В начале 2018 года издание Politico сообщило, что ЕС передал вопрос об ответных торговых санкциях в арбитраж при ВТО. По регламенту организации третейская группа должна рассмотреть этот вопрос, если сторона-ответчик не согласна с тем, что она не выполнила предписания ВТО, и возражает против предложенных санкций. Россия 20 декабря как раз и уведомила DSB, что не согласна с утверждением Евросоюза, следует из материалов ВТО. «В соответствии с практикой и процедурами ВТО Российская Федерация будет участвовать в арбитраже по оценке адекватности запроса ЕС», — сообщило 8 января Минэкономразвития. Россия также инициирует третейское разбирательство с целью установить факт выполнения ею всех пунктов решения DSB, вынесенного в августе 2016 года.

Что просит ЕС?

Соглашение ВТО о правилах и процедурах разрешения споров устанавливает механизм (статья 22), разрешающий одной стране-участнице организации вводить торговые санкции против другой страны-участницы, если последняя не исполняет решение DSB. Фактически речь идет о разрешении на ответное нарушение норм ВТО, направленное на то, чтобы наказать страну-нарушительницу или побудить ее исправить нарушение.

Такие контрсанкции на официальном языке ВТО называются «приостановлением уступок или обязательств» и чаще всего принимают форму тарифных барьеров в отношении импорта продукции из страны-нарушительницы. То есть поскольку Россия своими мерами нанесла урон экспорту Евросоюза, ЕС в ответ намерен нанести соизмеримый ущерб российскому экспорту в страны Европы. Очевидно, что это будет означать дальнейшее сокращение торговли между конфликтующими сторонами.

Правила ВТО устанавливают, что ответные санкции, если они одобрены DSB, должны быть «эквивалентны» уровню ущерба, нанесенного первоначальными действиями. В соответствии с этим принципом ЕС намерен «приостановить выгоды [для России]» на уровне €1,39 млрд (объем европейского экспорта за 2013 год, пострадавшего из-за российских запретов) «с ежегодным увеличением на 15%». Таким образом, на 2018 год объем импорта товаров из России, который Евросоюз намерен ограничить за счет ответных мер, может быть оценен в €2,8 млрд (если индексация применяется ретроактивно, начиная с 2014 года). Или в €1,6 млрд, если предполагается применять ее с 2018 года (представители Еврокомиссии и ВТО пока не ответили на запрос РБК об уточнении).

Такие меры, если будут введены, в любом случае будут временными и должны быть свернуты, если и как только Россия отменит эмбарго на ввоз европейской свинины, следует из правил ВТО. Арбитрам предстоит определить, соответствуют ли предложенные Евросоюзом санкции принципу эквивалентности его торговых потерь.

Какие барьеры может ввести ЕС?

Евросоюз, как следует из документов в базе ВТО, считает себя вправе ввести торговые барьеры в отношении любых товаров, регулируемых Генеральным соглашением по тарифам и торговле (GATT) 1994 года. Правила ВТО предусматривают, что в большинстве случаев санкции должны покрывать тот же «сектор», что и ограничения страны-нарушительницы. Для GATT 1994 и прилагающихся к нему соглашений «сектором» являются все промышленные товары. Это значит, что ЕС может ввести запретительные тарифы на ввоз любой российской продукции. По данным ФТС России, за десять месяцев 2017 года 77,6% российского экспорта в ЕС составляли энергоносители ($101,5 млрд), далее идут драгоценные металлы и камни ($4,66 млрд), черные металлы ($3,58 млрд), медь ($2,37 млрд), древесина ($1,65 млрд), химия, оборудование, удобрения и т.д. (около $6,6 млрд в сумме).

Читайте также:  Вредные пищевые добавки украина

Торговые санкции с разрешения ВТО сама организация называет крайней мерой, которая используется нечасто. В 1995—2015 годах было зафиксировано 38 запросов о приостановлении торговых уступок, из которых больше всего — 68% — было направлено против США, около 16% — против ЕС, подсчитали исследователи Европейского университетского института (.pdf). В большинстве случаев страны-инициаторы таких запросов просили разрешить им ввести дополнительные тарифы на импорт товаров из страны, против которой направлен запрос, — иногда до 100% от таможенной стоимости, что фактически подразумевало эмбарго.

Что дальше?

Третейская группа ВТО должна вынести свое решение в течение 60 дней после окончания того периода, в течение которого Россия обязалась исполнить первоначальное решение DSB (6 декабря). То есть решение арбитров должно быть вынесено в феврале, оно будет окончательным — без возможности повторного разбирательства. Если решение удовлетворит Евросоюз, он должен будет направить второй запрос в DSB, чтобы получить разрешение на ответные санкции. Но DSB может своим решением все равно отклонить этот запрос.

Спор уже не важен

Согласно данным ФТС, до 2014 года основными европейскими странами — поставщиками свинины в Россию были Дания, Германия и Испания (объем поставок в 2013 году — $318,2 млн, $291,5 млн и $132,4 млн соответственно). Введение запретов на ввоз продукции сначала по фитосанитарным, а затем по политическим причинам значительно снизило общий объем импорта свинины в Россию: с 2013 по 2016 год ввоз снизился в 3,4 раза в стоимостном и в 2,4 раза в натуральном выражении. В итоге в 2016 году было ввезено 258,7 тыс. т продукции на $628,1 млн.

Крупнейшим поставщиком свинины в Россию была и остается Бразилия, но если в 2013 году доля страны превышала 20% (в натуральном и денежном выражении), то в 2016–2017 годах на нее пришлось уже свыше 90% российской импортной свинины.

По данным Минсельхоза, производство свиней на убой в России в январе—ноябре 2017 года выросло на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 3,36 млн т. Сейчас, по оценкам Минсельхоза, российские производители обеспечивают население свининой не менее чем на 92%. Поэтому даже в случае снятия эмбарго на ввоз продукции из ЕС принципиально на российский рынок это уже не повлияет, уверен директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.

 

Иван Ткачёв, Наталья Новопашина

Источник: www.rbc.ru

Источник

Санкционные продукты, напоминает участник последнего совещания у вице-премьера, попадают в Россию несколькими способами: их переупаковывают как продукцию не попавших под эмбарго стран, ввозят под прикрытием (товар либо прячут за упаковками другого, разрешенного, либо документы оформлены на легальные продукты), наконец, ввозится продукция неизвестного происхождения, то есть без сопроводительных документов. Если хозяина санкционных товаров найти не удается, привлечь к ответственности следует ее перевозчика, пояснил смысл инициативы собеседник РБК.

Транспортная компания отвечает за сохранность груза, который она перевозит, но не обязана отвечать за его состав, если речь не идет о нарушении Уголовного кодекса, например перевозке оружия или наркотиков, сообщил управляющий партнер консалтинговой компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. Решение о провозе санкционного товара принимает, как правило, его получатель или таможенный брокер без участия перевозчика, указал исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. Она напомнила, что транспортная компания несет ответственность, если доказан факт фальсификации документов или соучастия в провозе санкционного товара. Но если речь идет о добросовестной транспортной компании, задача которой доставить груз с необходимыми сопроводительными документами, то в чем здесь злой умысел перевозчика, за который нужно наказывать, непонятно, недоумевает Федоткина. По мнению СЭЛ, такая инициатива не позволит значительно снизить поставки санкционных товаров, поскольку недобросовестные участники найдут альтернативные способы. Более эффективным решением в союзе считают усиление контроля на границе на въезде в Россию, который будет выявлять и разворачивать запрещенные грузы.

Читайте также:  Какие пищевые добавки есть в молоке

В 2017 году Роспотребнадзор уже предлагал ввести штрафы за перевозку, хранение и продажу санкционных товаров и даже разработал соответствующий законопроект. Но документ не был принят и ответственность за их хранение и перевозку сейчас не установлена, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь ст. 14.2, предполагающая штрафы за незаконную продажу запрещенных в России товаров или товаров, продажа которых ограничена законом. Де-факто единственное наказание для импортеров — изъятие и уничтожение санкционной продукции, если она обнаружена при ввозе, отметил Горбунов.

Почему вспомнили про поставки санкционки

Подумать, как перекрыть поток санкционных продуктов в Россию, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила еще весной: свои предложения Минсельхоз и Россельхознадзор должны были подготовить до 22 мая. Поводом стали подозрения, что в страну под видом белорусских могут ввозиться шампиньоны из Польши. Вопросом заинтересовались, после того как в Совет Федерации обратился гендиректор агрофирмы «Выборжец» и попросил ужесточить контроль за ввозом грибов на российско-белорусской границе: из Белоруссии стало поступать много дешевых шампиньонов по цене ниже себестоимости российского производства.

Минсельхоз предложил усилить контроль за поставками санкционных продуктов на всей территории Евразийского экономического союза (в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Например, предусмотреть меры дополнительного контроля за продукцией и возможности ограничения поставок, если у какой-то из стран возникнет недоверие к системе контроля другого государства, а также провести аудит действующей системы, сообщали «Ведомости».

Источник

И ждут уточнений заявления вице-премьера Дворковича о поправках в перечень продукции

Если верить заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, в ближайшее время будут внесены поправки в перечень продукции, которая запрещена Правительством к ввозу из ряда стран. Из списка, возможно, будут исключены безлактозное молоко, товары для диабетиков, аллергиков, ряд пищевых и биологически активных добавок, семена и мальки рыб. Тем временем, запреты уже сегодня наделали немало шума.

«Необходимы поправки в перечень продукции, которая запрещена к ввозу. Речь идет о безлактозном молоке, товаров для диабетиков, аллергиков, ряде пищевых добавок, биологически активных добавок, а также о семенном материале и мальках для выращивания аквакультуры», — заявил вчера вице-премьер.

Впрочем, такие меры можно было предположить. Ведь под санкции попали товары, многие из которых россиянам жизненно-необходимы, а без некоторых невозможно дальнейшее развитие российского сельского хозяйства и рыбной промышленности.

Реакция на санкции последовала незамедлительно. «Рыбный Союз» выступил с заявлением, что если в Россию запретят ввозить норвежских мальков, уже в 2016 году мы останемся без мурманского лосося. Пока наверху решают, стоит ли дать добро на ввоз мальков, норвежскому поставщику посадочного материала (смолт) для выращивания атлантического лосося в Мурманской области пришлось развернуть судно с мальками и отправиться восвояси. Об этом сообщает «Рыбный Союз». Партия должна была быть выгружена в садки до 16 августа. Вечером 13 августа, в связи с отсутствием ясного сигнала о возможном решении вопроса, было принято решение о возврате судна. Это обусловлено тем, что срок годности партии малька неумолимо приближался к концу, и дальнейшее ожидание становилось бессмысленным. Таким образом, эта партия безвозвратно потеряна для российской аквакультуры, отмечают в «Рыбном Союзе».При этом потребность по ввозу смолта остается, и в отсутствие альтернативы по-прежнему требуется разрешение от Правительства России на ввоз малька для приемки оставшихся оплаченных российскими предприятиями партий.

Под запретом к ввозу в РФ пока еще числится ряд продуктов, жизненно необходимых для людей с непереносимостью глютена и лактозы. В Европе такие широко распространены, так как проблема признана социально-значимой. К примеру, в Швеции каждый 56-й гражданин страдает непереносимостью глютена (научно это называется целиакией). «Можно предположить целиакию у каждого пятого человека, который страдает запорами», — говорит главный педиатр Центрального федерального округа Ирина Захарова. Даже незначительное загрязнение продукта глютеном способно привести больного целиакией к серьезным нарушениям здоровья, таким как: бесплодие, анемия, гипотрофия, дисфункции, воспалительные и онкологические заболевания ЖКТ, а впоследствии и к летальному исходу.

Читайте также:  Е153 пищевая добавка влияние

В ресторанах стран Европы повсеместно встречается «глютен-фри» меню. Выпускают даже пиво без глютена. Кроме того, там очень популярны молочные продукты без лактозы (по экспертным оценкам, это состояние диагностируется примерно у 16-27% взрослого населения). В итоге люди могут получать столь необходимый для профилактики остеопороза кальций из молока или творога, и при этом не страдать от несварения желудка.

Наши производители ничего подобного не производят. Российские предприятия не готовы вкладываться в такое специфическое производство, требующее большой ответственности, особенно в условиях отсутствия нормативно-правовой базы по соблюдению норм содержания глютена в продукции и ее маркировке.

Однако в последние годы и в Россию стали поступать молочные продукты без лактозы из Финляндии, а также мясная и бакалейная продукция европейских производителей со специальной маркировкой «без глютена». «Такое питание, не имеющее аналогов в российском производстве, стало единственным безлактозно-безглютеновым питанием для детей и взрослых с диагнозом целиакия. Единственным имеющимся на данный момент лечением этого хронического аутоиммунного заболевания является строгое пожизненноесоблюдение безглютеновой диеты», — пишется в петиции, размещенной на Change.org.

Под запрет попали и БАДы к пище, рынок которых только вот-вот начал налаживаться в нашей стране. По мнению экспертов НП «Объединение производителей БАД к пище», такие меры могут вызвать ряд проблем, затормозить развитие отрасли и отразиться на потребителе. При неблагоприятном сценарии развития событий, нельзя исключить риск исчезновения многих линеек продукции с российского рынка, удорожания части товаров, а также закрытия производств и сокращения рабочих мест.

«Очевидно, что постановление в первую очередь было направлено на импортозамещение плодовоовощной, мясной, рыбной и молочной продукции, однако, наряду с ними под эмбарго попали продукция и компоненты БАД к пище, зарегистрированные под кодами ТН ВЭД ТС 2106909200 и 2106909809» — говорит исполнительный директор НП Леонид Марьяновский.

При этом, по данным Марьяновского, под эмбарго пока попали компоненты, которые используются при производстве продукции, которые на территории России не производятся. «На сегодняшний день до 80% российских производителей БАД к пище используют зарубежные ингредиенты, у которых нет качественных и конкурентоспособных аналогов в России. К сожалению, в нашей стране пока слабая компонентная база, и ее создание заняло бы не один год», — признается эксперт.

Отсутствие поставок ингредиентов для обогащения продуктов питания затруднит реализацию государственной политики в области здорового питания, особенно в части планов внедрения обогащения 40-50% отечественных продуктов питания витаминами и минеральными веществами, считают специалисты. К тому же запретные меры могут обернуться тем, что наш рынок наводнят добавки из стран, не включённых в санкционные списки. В частности, печально известная азиатская продукция, качество и состав которой вызывает, мягко говоря, серьезные опасения.

«Мы упорно идём по пути построения цивилизованного, социально ориентированного рынка БАД к пище в нашей стране. Не хотелось бы, чтобы наши старания пропали даром. Поэтому поправки, о которых заявил вице-премьер Дворкович, очень ожидаемы», — заключает Леонид Марьяновский.

Запрет на поставку импортных БАД к пище может лишить россиян и столь любимых ими в последнее время витаминных комплексов импортного производства. Ведь практически все витамины регистрируются сегодня не как лекарства, а именно как пищевые добавки. Как отмечает в распространенном заявлении представителей фарминдустрии, в «запретный» данный перечень попадают некоторые витаминные продукты, зарегистрированные в статусе биологически активных добавок и лекарственных средств. На сегодняшний день список продуктов, попадающих под запрет на импорт, включает Supradyn Kids, Supradyn Frutomix и, потенциально, Berocca, Calcemin Advance и Elevit.

«Витаминная продукция применяется в составе комплексной медикаментозной терапии, направленной на предупреждение, лечение и реабилитацию многих социально значимых заболеваний. Наиболее нуждающиеся в витаминной продукции потребители, — это категории населения с уязвимым здоровьем, к которым относятся, как правило, дети, пожилые люди, беременные и кормящие женщины.Мы считаем, что данные меры ограничивают доступность высококачественных и эффективных витаминных комплексов для российских пациентов», — отмечают фармпроизводители.

Источник