С помощью какой фразы учитель оценивает продукт деятельности ученика

С помощью какой фразы учитель оценивает продукт деятельности ученика thumbnail

Оценочные суждения педагога как средство управления действиями учеников в оценочной ситуации.

Оценочная деятельность позволяет педагогу оперативно оценивать изменения, происходящие в личности обучающихся. Объектом оценки педагога могут быть внешние проявления поведения школьника в разных сферах деятельности: действия, рассуждения, высказывания, процесс и результаты учебной деятельности, отношения, личностные качества и свойства, состояния и многое другое. В этом случае оценка педагога будет проявляться в различных вариациях от эмоционального отношения к различным вербальным и невербальным реакциям. Вербальное проявление в отношениях и суждениях педагога, а невербальное – мимические действия, либо соответствующее поведение (например, одобрительный кивок головы и др.), либо отметка в знаковой форме (цифрой, знаком, словами «прекрасно», «плохо» и др.).

Отдельные суждения в педагогической оценке находятся в известной взаимосвязи, образуют как бы своеобразную структуру оценочных представлений и мнений педагога. Суждения складываются у людей как превращённаяи словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую роль в совокупном процессе. суждение может быть построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах.

Любая оценочная деятельность несёт в себе элементы субъективности и осуществляется в форме оценочного высказывания по отношению к человеку, объекту и т.д., основанное на том, насколько человек ценит, их свойства или характеристики; она выражает «степень выраженности субъективного к ним отношения».

«Оценочные высказывания учителя, — считает Б.Г. Ананьев, — отражают ряд моментов, характеризующих самого педагога. К ним относятся: способ обращения педагога с учеником, степень развития интереса к ученику, уровень знаний об ученике и условиях его развития, дифференцированность подходак ученику в отношении мер воздействия, общий критерий повседневной оценки ученика педагогом… Эти оценочные высказывания, суждения педагога об ученике являются своеобразной, эмпирически вырабатываемой «теорией отношения» педагога к данному конкретному школьнику, на основе которой педагог не только диагностирует, но очень часто ставит прогнозы развития, в ряде случаев влияющие на дальнейшую судьбу школьника».

В процессе формирования учебной деятельности ребёнок начинает ощущать потребность в оценке его практических действий взрослым.Под влиянием оценок учителя ученик начинает обращатьвнимание на процесс и результат своих действий, стремиться достигать желаемых социально и личностно значимых результатов. Под их воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер.

Ребёнок стремиться к тому, чтобы оценки взрослого совпадали с его собственными. Поэтому ему важно понять сущность оценочных требований для того, чтобы увидеть себя со стороны, сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по – разному строить свои отношения с окружающими. Ребёнок усваивает ценностные отношения к правилам, требованиям, к тому, что «надо»и что «не надо», к нравственным нормам.

Так как оценочная деятельность осуществляется в ходе педагогического взаимодействия с обучающимися, в процессе которого наблюдается проекция ценностного отношения педагога к участникам образовательногопроцесса, имеет смысл выделить оценочные высказывания педагогов, формируемые в рамках педагогического воздействия в различных сферах жизнедеятельности ребёнка, как оценочную характеристику процесса и результата деятельности обучающегося, а также его личностных проявлений.

Охарактеризуем педагогические оценочные суждения, формулируемые в процессе взаимодействия с обучающимися.

Одни оценочные суждения констатируют («Решил задачу правильно, молодец», «Сегодня написал неаккуратно»), другие – мотивируют («Правильно решил задачу, потому что понял, как для тебя это важно», «Написал неаккуратно, тебе было неинтересно»), третьи – стимулируют(«В следующий раз постараешься, и у тебя обязательно получится»).

Объектом оценочных суждений педагога могут быть качества и состояния ученика, его действия, внешний вид и результаты учебной деятельности. Условно можно выделить следующие типы педагогических суждений, обусловленных характером взаимоотношений и взаимодействий в системе «педагог-ученик»: деструктивные, рестриктивные, реструктивные и конструктивные.

Деструктивный (разрушающий) типпедагогической оценки содержиттакие оценочные суждения педагога, которые передают критическое мнение о школьнике, его личностных качествах, поведенческих актах, действиях и их результатах. Например, называют качества – «плохой, тупой, бессовестный, лентяй…»; состояния ученика – «Соберись, сейчас же. Что ты раскис?, Без конца отвлекаешься, воти делаешь ошибки»; выражают негативное отношение – 2очень плохо», «позорище», «кошмар», «Опять всё сделала не так», «На что же это похоже», «Ну и нарядилась!», «Ну что ты написал?».

Данные суждения педагогасопровождаются раздражённой интонацией и соответствующей ярко выраженной «агрессивной» мимикой и пантамимикой (хмурит брови, грозит указательным пальцем). В некоторых случаях сопровождаются угрозами «Сколько раз тебе говорила! Не послушаешься – пеняй на себя!».

Такие оценочные суждения педагогов ранят самолюбие ребёнка, причиняют ему страдания. Этовлияет на возникновение у ученика боязни действовать самостоятельно. Даже не начав что-то делать , он уже боится осуждения своих действий. Неуверенность в себе приводит к развитию комплекса неполноценности, и как следствие, раздражительности, озлобленности, агрессивности, недоверию к окружающим.

Рестриктивный (ограничивающий) тип педагогической оценки содержит оценочные суждения, которые возникают в процессе соотнесения действий и результатов ребёнка с некоторым эталоном, «образцом», правилом поведения, хорошо известным педагогу и, по его мнению, безусловно, известным ученику.

Источник

Краткое описание документа:

Вовлечение учащихся в оценочную деятельность — важный составляющий аспект современного образования, где оценка учителя — это типичный способ показать успехи или неуспехи ученика.

На заседании круглого стола мы пытались найти ответ на вопрос «Как привлечь учеников к участию в процессе оценивания?», потому что этот процесс требует тщательной подготовки как учителя, так и обучающихся:

Во-первых, это должна быть совместная деятельность ученика и учителя с преобладанием приоритета ученика.

Во-вторых, оценивание должно быть не только количественным (по пресловутой пятибалльной системе), но скорее качественной, от низкого до высокого уровня развития того или иного качества в различных сферах деятельности ученика.

Читайте также:  Какие молочные продукты натуральные в москве

В-третьих, учитель является не информатором, а координатором, организатором диалога, помощником и консультантом для учащихся, создавая при этом все условия для личностной реализации каждого ученика.

Чтобы вовлечь учеников в процесс оценивания, педагоги нашей школы активно используют следующие приемы, формы и виды работ на уроках

1. Диалог как один из вариантов сотрудничества. Обращаясь к ученикам с вопросами «Почему мы ошиблись?», «Какой другой вариант решения мы могли бы с вами выбрать?», «Что мы с вами делали, чтобы достичь запланированного результата?» и т.д., учитель подталкивает их к активности, самостоятельности суждений, отслеживанию своих учебных действий и соотнесению их с поставленными задачами. Удается при этом уйти от традиционной для учителя позиции ведущего, а учащихся – ведомых.

2. Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно…» помогает учителю побудить детей к самостоятельным выводам и умозаключениям.

3. Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.) заключается в том, что во время фронтальной работы один из учащихся, выполняя практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на конкретное правило, закон, теорему. То есть, применяя знания, он осуществляет непрерывный самоконтроль и, проговаривая вслух определенную информацию, побуждает к этому весь класс.

4. Учащимся предлагаются задания, требующие не только действий «по правилу», по алгоритму, но и самостоятельности суждений, выводов, гибкости мышления, способности уйти от стереотипов.

5. Структурирование текстов учебников и составление различного рода конспектов. При этом отрабатываются умения анализировать доказательства, контролировать процесс работы с текстом.

7. Пратически отработан прием самопроверки своих ответов путем сопоставления их с текстом учебника, хрестоматии, справочника и т.д., с эталоном ответаили решения задачи, перфокарты.

8. Творческое задание, при выполнении которого деятельность учащегося строго не регламентируется. Однако ученику предлагаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания, например, ориентировочные вопросы, которыми можно руководствоваться при выполнении задания.

9. Учителя побуждают учащихсязадавать вопросы одноклассникам и самому у учителю. Это – полезный прием сотрудничества педагога и школьника, активизирующий весь класс. Следует поощрять разные вопросы: по пройденному материалу; по конкретной теме; вопросы, которые помогли бы отвечающему ученику расширить свой ответ; вопросы, которые помогают в материале выявить главное, сравнить факты и т.д. Этот прием помогает формировать адекватную самооценку.

10. Тестовые задания по предмету также полезны для научения «отслеживанию» своих знаний. Содержание тестовых вопросов может быть различным: требующие применения знаний; побуждающие к самостоятельным выводам и умозаключениям; побуждающие к спору и выдвижению контраргументов.

11.Формы взаимопроверки

Взаимная проверка письменных ответов. Она целесообразна и удобна при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5-7 минут, кратко оформляемых. Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами, проверяют их и в конце листка записывают краткий отзыв. При этом ученик может ограничиться лишь общей оценкой работы (например, «Ответ неверный», «Ответ неполный» и т.д.), а может еще и внести поправки и дополнения (например, «Причиной указанных событий является…, «Следует назвать такие факты, как …», «Необходимо дополнить, что …» и т.д.)

Источник

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки — Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5. Оценки выставляются за:
— устные ответы при индивидуальной проверке,
» за выполнение практической работы,
» при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
» за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
» за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6. Что проверять?
» Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
» Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
» При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чемположительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10. При анализе ответа учитель определяет:
» все ли изложил ученик,
» сколько ошибок было, какие это были ошибки,
» какие были сделаны неточности,
» правильно ли понят учебный материал,
» знает ли ученик определение понятий,
» умеет ли объяснять связи и зависимости,
» дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
» умеет ли выделять главное,
» оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
» логично, последовательно излагать материал.
» насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
» нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
» умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11. Выставление отметок в дневник — обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым «Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи» объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.
23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25. Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

Читайте также:  Какие продукты снижают частоту сердечных сокращений

П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету.
10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Источник

Каждый раз сталкиваясь с необходимостью выставить оценку, в голове крутятся эти мысли. Начинаешь думать, а что значит оценить ученика, а зачем это делать, к каким последствиям может привести моя оценка…
Но надо отвечать на все вопросы постепенно…
Что же такое оценивание, оценочная деятельность учителя? А зачем же надо оценивать ученика? А что же надо оценивать в деятельности учащихся? Рассмотрев ответы на эти вопросы в трудах ученых — педагогов и современных учителей, работающих в школе, можно выявить целый ряд противоречий между педагогической теорией и педагогической практикой.

Как оценить ученика. Как оценить ученика? Как оценить ученика! Каждый раз сталкиваясь с необходимостью выставить оценку, в голове крутятся эти мысли. Начинаешь думать, а что значит оценить ученика, а зачем это делать, к каким последствиям может привести моя оценка…

Но надо отвечать на все вопросы постепенно…

Что же такое оценивание, оценочная деятельность учителя? Обратимся к трудам ученых-педагогов. Существует много разных мнений среди ученых-педагогов по поводу того, что такое оценивание или оценочная деятельность учителя. Понятие «оценочная деятельность учителя» стало наиболее часто использоваться в 90-х годах XX века (Селезнев Н.В.)

Приведу лишь некоторые определения.

Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин , Ю.Б. Зотов отмечают, что контрольно-оценочная деятельность педагога – это один из этапов обучающей деятельности учителя. Ученые подчеркивают, что контрольно-оценочный этап является заключительным в обучающей деятельности учителя после мотивационного и операционно-познавательного и призван способствовать обобщению изученного материала и подвести итоги работы учащихся по данной теме.

Ряд других ученых, таких как Ш.А. Амонашвили, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, Г.Ю. Ксензова, В.М. Полонский, Н.В. Селезнев и др., отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание – самостоятельная деятельность учителя, сопровождающая его профессиональную деятельность.

Читайте также:  Какие продукты питания улучшают обмен веществ

Ш.А. Амонашвили (начало 80-х г. XX века) считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемая человеком. Педагог-новатор понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном».

В.М. Полонский (70-е годы XX века) определяет оценочно-контрольный вид деятельности учителя как процесс оценки знаний, который, в свою очередь, является систематическим и состоит в определении соответствия имеющихся знаний, учений, навыков предварительно планируемым.

Н.В. Селезнев (1997г.) в своем исследовании определяет оценочную деятельность как активное взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на выяснение качественной его неоднородности с точки зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей.

В своей монографии В.И. Жернов и И.С. Ломакина (2000г.) определяют оценочную деятельность как взаимодействие человека с действительностью, в процессе которого происходит реанимация ценностного отношения человека к этой действительности.

Однако при всем многообразии взглядов можно увидеть сущностные черты этой деятельности: целенаправленность; двусторонность; единство внутреннего и внешнего, объективного и субъективного; взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования и саморегулирования.

А что же думают об этом реальные учителя, работающие в школе сегодня? В рамках диссертационного исследования «Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления» мною было проведено анкетирование учителей некоторых школ г. Санкт – Петербурга. Результаты данного исследования я и буду использовать в своем докладе.

Респондентам было предложено продолжить фразу: «Оценочная деятельность учителя. Для Вас это?». Результаты представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Оценочная деятельность учителя – это…

Оценивание учащихся

43%

Оценивание собственной деятельности

14%

Оценивание образовательного процесса

7%

Компонент системы обучения (работа)

10%

Затруднились ответить

26%

Обращаем внимание, что в вопросе не было слов, связанных с учеником, при этом 43% понимают под оценочной деятельностью только оценивание учащихся (их достижений, уровня образования, соответствие ГОСам и т.п.). Немногие отметили, что оценочная деятельность учителя связана с оцениванием собственной профессиональной деятельности и оцениванием всего образовательного процесса в целом, включая содержание программ, технологии и т.п.  На самом деле  оценочная деятельность учителя охватывает все эти компоненты (оценивание учащихся, собственной профессиональной деятельности и оценивание образовательного процесса). При этом особенно настораживает, что почти четверть участников опроса затруднились ответить на данный вопрос, хотя оценочная деятельность учителя – неотъемлемая составляющая профессиональной педагогической деятельности.

Вот и первое противоречие  между теоретическими знаниями и практической деятельностью налицо.

А зачем же надо оценивать ученика? В науке мнения по поводу цели оценивания также расходятся, Рассмотрим некоторые высказывания.

Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин основной целью контрольно-оценочной деятельности учителя называют итоговый контроль и оценку деятельности каждого ученика по изучению им какой-либо темы учебного материала.

Основной целью оценки учителя Ш.А. Амонашвили видит в том, чтобы научить школьника, как самому оценивать свое продвижение в учении.

По мнению В.М. Полонского, проверка и оценка знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Особое значение исследователь отводит именно воспитывающим функциям.

Основной целью оценочной деятельности учителя, по мнению Н.В. Селезнева, является развитие у учащегося адекватной самооценки, позволяющей с достаточной долей объективности видеть ценности как вне, так и в самом себе.

Г. Ю. Ксензова, считает, что целью оценочной деятельности учителя является развитие у учащихся адекватной самооценки.

Что же говорят по этому поводу наши коллеги-современники?

Т.к. в условиях модернизации образования школа должна строить образовательный процесс с учетом возможностей и потребностей каждого ученика, то необходимо выяснить, что значит для современного учителя оценка достижений каждого ученика. Для этого было предложено ответить на вопрос: «Цель оценки достижений каждого ученика – это?». Полученные результаты представлены в таблице № 2.

Таблица № 2.

Цель оценки достижений каждого ученика – это…

Отслеживание личного роста знаний учащегося

31%

Стимул или сигнал для учащегося, администрации, учителя, родителя

14%

Признание успехов учащихся с учетом индивидуальных способностей

7%

Другое

15%

Затруднились ответить

26%

Вызывает опасение, что четверть из опрошенных затрудняется сформулировать, в чем заключается оценка достижений каждого ученика.

Вот и второе противоречие педагогической теории с педагогической практикой.

А что же надо оценивать в деятельности учащихся? Опять обратимся к трудам ученых. Традиционная школа представляет основной результат работы в виде ученических ЗУНов. Следовательно, и оценочная система настроена на то, чтобы регулировать процесс их получения путем подсчёта поставленных учителем баллов.

Модель новой инновационной школы предполагает воспитание саморазвивающейся личности. Эта модель, включает в себя и базовые знания, и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности. Естественно, что в этом случае оценке должна отражать степень индивидуального продвижения ребенка в режиме саморазвития.

А что же оценивают в деятельности учащихся современные учителя?

Большое опасение вызывают результаты ответов, полученные на вопрос: «Что вы оцениваете в деятельности учащегося?» (см. таблицу № 3). Пятая часть участников опроса затруднилась ответить и на данный вопрос, хотя каждый день учитель в своей профессиональной деятельности занимается оцениванием деятельности учащихся.

Таблица № 3.

Что учитель оценивает в деятельности учащихся?

                  Что оценивается

        Процент

1

Знания, умения, навыки

38%

2

Трудолюбие, прилежание

36%

3

Умение мыслить, анализировать

26%

4

Интерес, мотивация

19%

5

Желание работать

17%

6

Способность к развитию

17%

7

Активность на уроке

14%

8

Нестандартность ответа, творчество

10%

9

Личные качества

7%

10

Другое

21%

11

Затрудняюсь ответить

17%

Вот и третье противоречие. Что же дальше?

Увидев такие противоречия, в голове у меня снова возникает: «КАК оценить ученика? Как ОЦЕНИТЬ ученика? Как оценить УЧЕНИКА…».

Источник