С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся

С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся thumbnail

• доставить простую линейную программу на языке машинных команд одного из учебных компьютеров («Нейман», «Кроха», «Малютка» и др.);

• *работатъ с сервисными программами: архиваторами, анти-вирусниками и др.;

• *с помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой NC для MS-DOS, «Рабочим столом» для Windows).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 9

1. Какие темы базового курса информатики относятся к содержательной линии компьютера?

2. С какой информацией может работать современный компьютер? Можно ли утверждать, что компьютер может работать с любой информацией, с которой имеет дело человек?

3. Зачем в ЭВМ используются два формата представления чисел: с фиксированной точкой и с плавающей точкой? Почему бы не ограничиться лишь одним «плавающим» форматом?

4. Как объяснить ученикам смысл терминов «фиксированная точка», «плавающая точка»?

5. Какие основные принципы организации таблиц символьной кодировки необходимо объяснить ученикам?

6. В чем различие между растровым и векторным представлением изображения? Какой способ является более универсальным?

7. Какое практическое значение может иметь для пользователя понимание принципов внутреннего представления изображения, выводимого на экран?

8. Придумайте рисунок (чертеж, схему и т. п.), поясняющий смысл процесса дискретизации для представления звука в памяти ЭВМ.

9. Есть ли аналогия между понятием архитектуры применительно к строительству и применительно к компьютерам? В чем она состоит?

10. Какие представления об устройстве и работе ЭВМ входят в понятие «архитектура», а какие — нет?

11. В чем суть методической идеи использования аналогии между человеком и компьютером при объяснении устройства ЭВМ?

12. Дан перечень различных носителей информации, используемых в ЭВМ: ОЗУ, ПЗУ, регистры процессора, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски. Расположите их в порядке возрастания информационной емкости носителя (в среднем); расположите их в порядке возрастания быстродействия (уменьшения времени чтения/записи).

13. Перечислите обязательный (минимальный) набор сведений, которые должны знать ученики об устройстве ПК.

14. Какие устройства входят в состав видеосистемы ПК? Какие количественные характеристики определяют качество работы видеосистемы ПК?

15. Дайте методическое обоснование применению моделей учебных компьютеров в базовом курсе информатики.

16. Какие общие сведения должны получить ученики, независимо от используемого типа учебного компьютера?

17. Предложите методический подход к раскрытию идеи единства аппаратного и программного обеспечения современного компьютера.

18. Почему знания о структуре и составе программного обеспечения ЭВМ являются необходимыми, базовыми?

19. Как объяснить ученикам, что такое прикладная программа?

20. С какими основными свойствами операционных систем в первую очередь должны быть ознакомлены ученики?

21. Какие первоначальные сведения о назначении систем программирования должны быть сообщены ученикам?

9.5. Лабораторный практикум

Тема «Компьютер»

Основные вопросы:

1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.

2. Роль и место учебного материала, посвященного устройству и принципам работы компьютера, в реализации общеобразовательного и мировоззренческого потенциала базового курса информатики.

3. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике.

4. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала.

5. Дидактическая целесообразность использования программных средств при изучении вопросов, связанных с устройством и принципами работы компьютера.

6. Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера, его структуре и основных видах.

Занятие 1

Тема «Методика формирования представлений об основных устройствах компьютера, их функциях, взаимосвязи и принципах работы»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи, определить роль и место учебного материала по вопросам, связанным с устройством и принципами работы компьютера в базовом курсе информатики.

2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с устройством компьютера и принципами его работы.

4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 18], программные средства [1, 2].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала по устройству и принципам работы компьютера в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с устройством и принципами работы компьютера, разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала по устройству и принципам работы компьютера, представленного в школьных учебных пособиях по информатике.

План работы

1. Проанализировать учебные пособия с целью выявления методических особенностей введения основных понятий, связанных с устройством и принципами работы компьютера.

2. Построить логико-структурную модель учебного материала.

3. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).

4. Разработать тезаурус понятий учебного материала.

5. Выявить и предложить средства реализации внутрипредмет-ных и межпредметных иерархических связей в процессе обучения учащихся устройству и принципам работы компьютера.

6. На основе учебного материала заполнить таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).

7. Обсуждение сообщений по данным табл. 7.2.

Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, выступление с сообщением, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.

Занятие 2

Тема «Методические особенности изучения учащимися вопросов, связанных с представлением данных в компьютере»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи изучения вопросов, связанных с представлением данных в компьютере, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.

2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с представлением данных в компьютере.

4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий учебного материала.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 6, 8, 12, 13, 15, 19], программные средства [1, 2].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с представлением данных в компьютере, разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в школьных учебных пособиях по информатике.

Ход работы

1. Построить логико-структурную модель учебного материала.

2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).

3. Изучить программные средства учебного назначения, используемые в процессе обучения информатике для изучения способов представления в компьютере различных видов данных.

4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе изучения учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере.

5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3.

Занятие 3

Тема «Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи изучения различных видов программного обеспечения компьютера, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.

2. Выявить основные виды программного обеспечения компьютера для организации изучения в базовом курсе информатики.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения основных видов прикладного программного обеспечения компьютера.

4. Выявить методические особенности формирования представлений учащихся о системах программирования и основных функциях операционной системы.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями.

Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [6, 8, 9, 12, 13, 15], программные средства [3].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с программным обеспечением компьютера, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с прикладным программным обеспечением компьютера, системами программирования и операционными системами; разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала в школьных учебных пособиях по информатике.

Ход работы

Источник

Важной задачей для учителя является сообщение учащимся сведений об организации файловой системы и формирование навыков работы с ней. Под файловой сис темой понимают раздел ОС, который предназначен для обслуживания файлов – чтения, записи, копирования на дисковых носителях. На вводных занятиях по этой теме учащиеся должны получить представления об организа ции файлов и возможностей работы с ними. На последую щих практических занятиях необходимо предусмотреть виды работы, требующие от учащихся умений работать с дисками и файлами. Следует стремиться сформировать прочные навыки работы с файловой системой, что позво лит в последующем выиграть время и избежать массы не приятностей, связанных с «потерей файлов» и их поиска ми.

В конце изучения функций операционной системы учителю следует остановиться на принципе управлении внешними устройствами компьютера. Для этого в состав ОС включают специальные программы, управляющие ра ботой внешних устройств. Эти программы называют драй верами. Для каждого типа внешнего устройства и каждой конкретной модели имеется свой драйвер, который, обычно, поставляется с ним. Современные версии ОС Win dows автоматически подбирают необходимый драйвер из своей библиотеки и устанавливают его, но иногда пользо вателю приходится делать это самостоятельно.

1.Составьте перечень вопросов по теме «Программное обеспечение ЭВМ».

2.С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся?

261

3. Какую аналогию можно использовать при изучении по нятия интерфейс пользователя?

262

Глава 9. Методика обучения информацион­ ному моделированию и алгоритмизации

В образовательном стандарте и примерной про грамме курса «Информатика и ИКТ» для основной школы тема, относящаяся к моделированию, стоит после темы «Алгоритмы». Такой порядок изучения отличается от при нятого в стандартных учебниках по базовому курсу и в ме тодических пособиях, где принят обратный порядок. Логи ка изложения базового курса и степень трудности учебно го материала говорят о том, что вначале лучше изучать модели, а затем изучать алгоритмы и сразу после этого – основы программирования. В такой последовательности базовый курс изложен в учебнике [26]. Моделирование является теоретической основой базового курса информа тики, выступает важным методом научных исследований, средством решения широкого класса информационных задач. Поэтому вначале рассмотрим методику изучения информационного моделирования, а затем – алгоритми зации и программирования.

9.1. Содержание образования по линии инфор­ мационногомоделирования

Основным содержанием обучения по этой линии яв ляется изучение информационных моделей. По этой теме

вбазовом курсе изучаются следующие вопросы:

•моделирование как метод познания;

•модели материальные и информационные;

•информационное моделирование;

•формализация информационных моделей;

•типы информационных моделей.

263

Основное содержание темы – это понятие модели и основных типов моделей. Если преподаватель располагает дополнительным временем, то следует познакомить уча щихся с такими понятиями как: «граф», «структура», «сис тема», и с представлениями об объектно информационном типе моделей.

Линия моделирования является теоретической осно вой курса информатики, так же как и линия информации и информационных процессов. Однако эта линия тесно свя зана с другими линиями курса. Технологические приемы обработки информации и соответствующие программные средства можно рассматривать как инструменты для рабо ты с различными информационными моделями. В базо вом курсе изучаются только начальные понятия, относя щиеся к информационному моделированию, и показыва ются возможности, которые даёт для этого применение компьютерных технологий.

Современный подход к моделированию в базовом курсе информатике отличается значительной широтой. Темы алгоритмизация и программирование тоже считают ся непосредственно относящимися к моделированию. Та ким образом, моделирование является сквозной линией для многих разделов базового курса информатики.

Отдельные темы в базовом курсе изучаются в раз личном объёме:

•натурные модели рассматриваются лишь при введе нии понятия модели;

•информационные модели изучаются подробно и классифицируются;

•моделирование знаний лишь упоминается, что свя зано как со сложностью данного вопроса, так и ма лой разработанностью его в науке;

264

•подробно рассматривается классификация моделей на графические, вербальные, табличные, математи ческие и объектно информационные.

Что касается моделирования знаний, то оно относит ся к сфере искусственного интеллекта, изучение которого в базовом курсе информатики пока проблематично. Тем не менее, нужно сообщить учащимся, что с искусственным интеллектом они сталкиваются в следующих случаях: когда автоматически выполняется проверка орфографии в на бранном на компьютере тексте, когда делают машинный перевод, когда работают с обучающими и контролирую щими программами. Эти сведения существенно расширя ют кругозор учащихся, способствуют систематизации зна ний и профориентации.

9.2. Методическиеподходы к введению пред­ ставлений об информационных моделях и мо­ делировании

Существующие учебники информатики уделяют мо делированию различный объём внимания. Так, в учебнике И.Г. Семакина [26] этой теме отведено 6 страниц, а в учеб нике А.Г. Кушниренко [24] – 33 страницы.

Изучая данную тему необходимо остановиться на рассмотрении общих понятий моделирования, особенно на тех из них, которые носят методологический характер и связаны с понятием системного анализа. Этот материал является весьма трудным для учащихся 7–9 классов из за своей высокой степени абстракции, что требует примене ния учителем адекватных методов и средств обучения. Методисты предлагают изучать вопросы информационно го моделирования на трёх уровнях подробности: мини

265

мальном, дополненном и углублённом [6].

На минимальном уровне в базовом курсе вначале рассматривается система основных понятий темы. В боль шинстве случаев учителю можно использовать метод обу чения – беседу. Понятие модели знакомо большинству де тей и они могут самостоятельно привести примеры раз личных моделей. Рассматривая примеры моделей необ ходимо подвести учащихся к определению того, что мо дель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта. Что в модели повторяются лишь те свойства ре ального объекта, которые необходимы для её будущего использования. Пример – существуют различные модели человека, используемые для соответствующих целей: ске лет в кабинете анатомии, манекен в магазине готовой одежды, манекен в швейном ателье и т.п.

Затем следует рассмотреть цель моделирования, ко торая состоит в назначении будущей модели. Именно цель определяет те свойства оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.

Далее необходимо перейти к рассмотрению того, что моделироваться могут не только материальные объекты, но и различные процессы. Поэтому моделирование следу ет понимать в более широком смысле. Например, синоп тики моделируют на мощных компьютерах атмосферные процессы и дают прогноз погоды, физики в лабораториях моделируют различные физические процессы, авиацион ные конструкторы используют аэродинамическую трубу для моделирования процесса обтекания воздушным пото ком модели самолета.

Рассмотрев цепочку понятий «объект моделирова ния – цель моделирования – модель», следует перейти к рассмотрению информационных моделей. Под информа

266

ционной моделью понимают описание объекта модели рования. Другими словами – информационная модель это информация об объекте моделирования.

Важным моментом при рассмотрении является показ учащимся того, что моделирование является мощным спо собом познания окружающей действительности, а метод моделирования считается фундаментальным методом на учного познания. Поэтому моделирование определяют как метод познания, состоящий в создании и исследова нии моделей.

9.3. Методика изучения информационных мо­ делей и формализации

Материал этой темы достаточно абстрактен для уча щихся 7–9 классов, поэтому целесообразно подойти к классификации моделей по формам представления ин формации, так как модель это информация об объекте. Форма модели будет зависеть от цели её создания. Тогда формами информационных моделей будут:

•словесные или вербальные;

•графические;

•математические;

•табличные.

На рис. 9.1 показана структура процесса моделиро вания и основные типы информационных моделей. Уча щимся следует на примерах показать, что для описания одного и того же объекта могут использоваться несколько различных моделей. Например, карты поверхности Земли бывают: физические, политические, климатические и др. И наоборот, одна и та же модель может использоваться для описания и исследования различных объектов – например, уравнения движения материальной точки в механике ис

267

пользуется для описания движения камня, автомобиля, поезда, планет.

На углублённом уровне изучения можно рассмотреть такие понятия, как «система», «структура», «графы», «се ти», «системный анализ». Это позволит учителю подойти к решению важной задачи развития системного мышления учащихся. Для чего необходимо решать задачи на систе матизацию различных данных, приведённых в вербальной форме, и приведение их к представлению в табличной или графовой форме. Например, составить родословную семьи и представить её в виде графа (родословного дерева).

268

С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся

Объект

моделирования

Цель моделирования

Построение модели по алгоритму

Натурные модели

Информационные модели

вербальные С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиесяС какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся графические С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиесяС какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся математические С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиесяС какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся табличные

Рис. 9.1. Структура моделирования и типы моделей

Рассматривая понятие формализации, учителю вна чале следует остановиться на том, что для построения ин формационных моделей используются самые различные способы и инструменты. Для создания вербальных моде лей обычно используют естественные языки и рисунки. Но этих средств часто недостаточно для построения таких мо делей, которые позволяли бы производить их исследова ние с привлечением математических методов и получения

269

количественных характеристик. Поэтому математики, фи зики, химики уже давно создают математические модели объектов, явлений и процессов. В математических моде лях для описания используются математические понятия, алгебраические формулы, геометрические фигуры, т.е. специальный, так называемый, формальный язык. Приме ром формальных языков является известные учащимся язык химических формул, нотная грамота и даже смайли ки, которыми они пользуются при передаче текстовых со общений по мобильному телефону.

После такого рассмотрения, можно сформулировать определение понятия формализация. Формализация – это процесс построения информационной модели с по мощью формальных языков. Формализованные модели позволяют, во многих случаях, прейти к математическим моделям, рассчитывать их на компьютере и получать ко личественные результаты.

Затем на примерах можно продемонстрировать, как осуществляют визуализацию формальных моделей для их наглядного представления с помощью различных средств, в частности, компьютерной графики. Например, для пред ставления алгоритмов используют блок схемы; для моде лей электрических цепей, которые учащиеся собирают на лабораторных работах по физике, используют электриче ские схемы.

В конце изучения данной темы следует провести сис тематизацию и обобщение знаний и предложить для рас смотрения схему, на которой показана структура основных понятий.

270

С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся

9.4. Содержание обучения по линии алгоритми­ зации

Алгоритмизация как часть программирования явля ется основным, центральным элементом содержания кур са информатики. Однако объём её изучения в базовом курсе остается дискуссионным, что связано как с важно стью осуществления фундаментализации курса, так и с не обходимостью проведения профориентации на профессию программиста. Поэтому изучение алгоритмизации имеет два аспекта: развивающий и программистский. Развиваю щий аспект связан с необходимостью развития алгоритми ческого мышления учащихся как необходимого качества личности современного человека. Программистский ас пект носит преимущественно профориентационный харак тер и связан с необходимостью показа учащимся содержа ния деятельности программистов. Учащиеся должны полу чить представление о том, что такое программа и языки программирования, как создаются программы, как рабо тают с современными системами программирования.

Структуру раздела по изучению программирования можно видеть на рис. 9.2, а структура раздела алгоритми зации показана на рис. 9.3.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Алгоритмизация

Языки

Системы

программирования

программирования

Рис. 9.2. Структура изучения раздела «Программирование»

271

В образовательном стандарте базового курса по информатики и ИКТ основное содержание по линии алго ритмизации определяется через следующие понятия:

•алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алго ритмов;

•исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд);

•компьютер как формальный исполнитель алгорит мов;

•основные алгоритмические конструкции (следова ние, ветвление, повторение);

272

С какими основными свойствами ос должны быть ознакомлены учащиеся

АЛГОРИТМИ

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

Алгоритм – последовательность команд управления работой исполнителя

Исполнитель алгоритма

Характеристики исполнителя: назначение, среда, режим работы, СКИ

Свойства алгоритма:

понятность, точность, конечность, дискретность, массовость

Алгоритмы работы «в обстановке»

Алгоритмы работы с величинами

Базовые алгоритмические структуры

следование

ветвление цикл

Методика структурного программирования

Языки описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

Рис. 9.3. Структура раздела алгоритмизации [1]

273

•разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм;

•алгоритмы работы с величинами (тип данных, ввод и вывод данных).

В базовом курсе указанные понятия изучаются в раз личном объёме. В младших и средних классах подробно изучаются графические учебные исполнители, что можно делать, в значительной мере, без использования компью тера. В первоначальном варианте школьного курса ин форматики алгоритмизация была главной задачей и ос новным содержанием обучения. В настоящее время лишь

вучебнике А.Г. Кушниренко [24] две трети объёма мате риала посвящены этому, а в остальных – основной акцент делается на изучение компьютера, программного обеспе чения и информационных технологий.

9.5. Методическиеподходы к изучению алго­ ритмизации

Как уже отмечалось выше, основным необходимым качеством программиста является развитое алгоритмиче ское мышление. С середины 1980 годов основной задачей обучения информатике было формирование алгоритмиче ской культуры учащихся. Поэтому раздел алгоритмизации является хорошо разработанным в базовом курсе. Обуче ние алгоритмизации имеет две стороны:

•обучение структурной методике построения алго ритмов;

•обучение методами работы с величинами.

При изучении тем: «Программный принцип работы ЭВМ» и «Информация и управление» учащиеся знакомятся

спонятиями алгоритма и исполнителя алгоритмов. В пер

274

вом учебнике по информатике (Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А.П. Ершова и В.М. Мо нахова, – М.: Просвещение, 1985–1986.) алгоритмизации отводилось центральное место, а в качестве исполнителя алгоритма выступал человек. Такой прием давал возмож ность формировать понятие формального исполнителя ал горитма, позволял учащимся ощутить себя исполнителем алгоритма и находить ошибки в алгоритмах. В то время это обеспечивало изучение информатики в безмашинном ва рианте.

Однако ещё в конце 1960 годов американским педа гогом и программистом С. Пейпертом для обучения детей алгоритмизации был разработан специальный учебный язык программирования ЛОГО, в состав которого входил исполнитель Черепашка, позволявший изображать на эк ране компьютера чертежи и рисунки, состоящие из отрез ков прямых линий. Система команд Черепашки включала в себя команды: вперед, назад, налево, направо, поднять хвост, опустить хвост (Черепашка рисует хвостом, когда он опущен). Язык ЛОГО имел основные структурные ко манды и позволял обучать структурной методике про граммирования. Большим методическим достоинством исполнителя Черепашка являлась его наглядность в про цессе выполнения команд.

Группой академика А.П. Ершова для обучения про граммированию был разработан язык Робик, в котором использовалось несколько различных исполнителей. Дальнейшее развитие идей академика А.П. Ершова по обучению алгоритмизации нашло в учебнике А.Г. Кушни ренко, в котором основным методическим приёмом стало использование учебных исполнителей – Робота и Чертеж

275

ника. Робот предназначен для перемещения по полю из клеток с разными стенками и выполнению при этом раз личных заданий: закрашивать клетки, измерять темпера туру и радиацию. Причем Робот управляется компьюте ром, который подает ему управляющие команды, и полу чает от него ответы на запросы о текущей обстановке. Та ким способом осуществляется идея обратной связи, что позволяет создавать для управления работой исполнителя алгоритмы сложной структуры, содержащие циклы и ветв ления.

Чертежник предназначен для выполнения в системе координат чертежей, графиков, рисунков, состоящих из прямолинейных отрезков. Его работа во многом подобна действиям Черепашки.

Языком описания для этих исполнителей является учебный алгоритмический язык (АЯ), основы которого раз работал академик А.П. Ершов. В 1980 годах для учебных целей был создан язык Рапира. Под руководством Г.А. Звенигородского была разработана первая отечественная интегрированная система программирования «Школьни ца», ориентированная на обучение школьников. В 1987 году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова была создана учебная среда программи рования на основе АЯ, которая затем была интегрирована в широко известный пакет учебного программного обес печения КуМир.

Вучебнике А.Г. Кушниренко компьютер рассматри вается как универсальный исполнитель алгоритмов, для которого предлагаются типовые задачи по обработке чис ленной и символьной информации.

Вучебнике А.Г. Гейна [27] линия алгоритмизации рассматривается по двум линиям – это использование

276

Источник