Рабочая программа пищевые и биологически активные добавки
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 260105 Технология сахаристых продуктов
Организация – разработчик: ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Рецензент: Белолипецкая Т.Н., преподаватель ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж Ф.И.О., ученая степень, звание, должность сахарной промышленности».
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность филиал «Жердевский»
Стр.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 260105 Технология сахаристых продуктов
Профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
1.4. Рекомендуемое количество часов на основе примерной программы учебной дисциплины:
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
5
6
7
Предмет и задачи дисциплины.
Понятие пищевых добавок и цель их введения.
Классификация пищевых добавок по технологическому назначению.
Функциональные классы пищевых добавок.
Система Е- нумерации, ее сущность и назначение.
Гигиеническая регламентация пищевых добавок.
Понятие допустимого суточного потребления пищевых добавок.
1
Лабораторные работы
—
Практические занятия
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение упаковок различных пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок в составе продукта
2
Раздел 1. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов
Тема 1.1.
Пищевые
красители
Содержание учебного материала
2
1
2
3
4
5
6
7
Классификация пищевых красителей.
Источники получения натуральных красителей. Свойства натуральных красителей, их значение и применение.
Синтетические красители. Достоинства и недостатки синтетических красителей.
Синтетические красители, разрешенные к применению в России.
Роль синтетических красителей в производстве пищевых продуктов.
Неорганические минеральные красители.
Свойства и применение неорганических минеральных красителей
2
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №1 «Определение пищевых красителей в продуктах питания»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа над рефератом
2
Раздел 2 . вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов
Тема 2.1.
Эмульгаторы. Стабилизаторы
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Назначение эмульгаторов. Принцип действия, эффективность эмульгаторов.
Понятие поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Пищевые добавки со смежными технологическими функциями.
Эмульгаторы, разрешенные к применению в России.
Понятие эмульгирующих солей. Соли-плавители и комплексообразователи.
Использование эмульгирующих солей.
Стабилизаторы, принцип действия стабилизаторов, цель их применения.
Применение стабилизаторов в пищевых продуктах, допустимое суточное потребление(ДСП).
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №2 «Определение эмульгаторов и стабилизаторов в пищевых продуктах»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада
4
Тема 2.2
Пенообразователи. Загустители. Гелеобразователи
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Понятие пенообразователей.
Способы получения пен.
Новые виды пенообразователей, используемых в пищевой промышленности
Пищевые добавки, разрешенные к применению в качестве пенообразователей.
Понятие и назначение загустителей и гелеобразователей, их классификация
Натуральные загустители и гелеобразователи, их свойства, применение в производстве пищевых продуктов
Полусинтетические загустители и гелеобразователи, их свойства, применение в производстве пищевых продуктов
Вещества, препятствующие слеживанию и комкованию , их технологические свойства, функции и отдельные представители.
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №3 «Составление и вычерчивание схемы производства модифицированного крахмала»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Создание компьютерной презентации
2
Тема 2.3.
Кислоты. Регуляторы кислотности
.
Содержание учебного материала
2
1
2
3
Цель использования кислот в пищевой промышленности.
Пищевые кислоты, разрешенные к применению в России, отдельные представители, их свойства и назначение
Регуляторы кислотности, их назначение, свойства, отдельные представители
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №4 «Определение пищевых кислот в безалкогольных газированных напитках»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с основной и дополнительной литературой
3
Раздел 3.
Вещества, влияющие на вкус и аромат продукта
Тема 3.1.
Ароматические вещества. Усилители вкуса и запаха
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Понятие ароматизаторов, их классификация.
Натуральные ароматизаторы, их свойства, назначение, отдельные представители.
Ароматизаторы, идентичные натуральным, их свойства, назначение, отдельные представители.
Синтетические ароматизаторы, их свойства, назначение, отдельные представители.
Источники получения ароматических веществ.
Эфирные масла, их состав, свойства, источники получения
Ароматические эссенции, их состав, свойства, источники получения. Применение ароматических эссенций.
Искусственные усилители вкуса и запаха, их значение.
Пряности и смеси пряностей. Использование пряностей в пищевой промышленности и в быту.
Назначение коптильных препаратов. Применение коптильных препаратов при изготовлении продуктов питания.
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №5 «Определение ароматизаторов в продуктах питания»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над рефератом
2
Тема 3.2.
Подсластители
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
5
6
7
Понятие подсластителей, их назначение.
Природные подсластители, их свойства, отдельные представители, применение в производстве пищевых продуктов
Синтетические подслащивающие вещества, их свойства и назначение.
Требования, предъявляемые к синтетическим подслащивающим веществам.
Сахаристые крахмалопродукты, применяемые в пищевом производстве
Смешанные подслащивающие вещества. Назначение смесей подслащивающих веществ.
Сахарозаменители.
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №6 «Определение подсластителей в кондитерских изделиях и напитках»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада
4
Раздел 4.
Пищевые добавки, предотвращающие микробную и окислительную порчу продукта
Тема 4.1.
Консерванты. Антиокислители
Содержание учебного материала
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Назначение консервантов, их свойства.
Требования к консервантам, применяемым в производстве пищевых продуктов.
Отдельные представители консервантов, их свойства и применение при производстве пищевых продуктов
Физические и химические методы консервирования.
Понятие антиокислителей, их назначение. Свойства антиокислителей, используемые в пищевой промышленности.
Классификация антиокислителей.
Синергисты антиокислителей.
Комплексообразователи.
Применение антибиотиков в пищевых технологиях.
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №7 « Определение консервантов в пищевых продуктах»
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
2
Раздел 5.
Технологические пищевые добавки
Тема 5.1.
Пеногасители. Разрыхлители.
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
7
Понятие пеногасителей, их свойства.
Назначение пеногасителей в пищевых технологиях. Требования к пеногасителям.
Пищевые добавки, используемые в качестве пеногасителей.
Вещества для обработки муки.
Виды разрыхлителей.
Применение химических разрыхлителей.
Использование хлебопекарных дрожжей.
2
3
Лабораторные работы
—
Практическое занятие №8 « Определение разрыхлителей в мучных кондитерских изделиях»
Практическое занятие №9 « Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок»
2
4
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа над рефератом
2
Раздел 6.
Биологически активные добавки
Тема 6.1.
Биологически активные добавки к пище
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Биологически активные вещества пищи.
Понятие биологически активных добавок.
Функциональная роль биологически активных добавок (БАД).
Виды витаминных добавок.
2
3
Лабораторные работы
—
Практические занятия
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с основной и дополнительной литературой
2
Всего:
75
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технологии производства сахаристых продуктов» Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор, демонстрационный экран.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, электронные версии лекций (презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Голубев В.Н. Пищевые и биологически активные добавки.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки.- М.: Колос, Колос-Пресс,2002.-256 с.
1. Сарафанова Л.А. Пищевые добавки. Энциклопедия.- СПб: ГИОРД, 2004.
2. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.3.2.1078—01). — М.: Минздрав России, 2003. — 362 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений.
Қазақстан Республикасының Министерство
Білім және ғылым образования и науки
министрлігі Республики Казахстан
Д. Серікбаев атындағы ВКГТУ им. Д. Серикбаева
ШҚМТУ
УТВЕРЖДАЮ
декан факультета
_______________
___________________2014 г.
ТАҒАМДЫҚ ЖӘНЕ БИОЛОГИЯЛЫҚ БЕЛСЕНДІ ҚОСПАЛАР
Жұмыс оқу бағдарламасы
ПИЩЕВЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ
Рабочая учебная программа
Специальность: 5В072800 «Технлогия перерабатывающих производств»
Өскемен
Усть-Каменогорск
2014
Рабочая программа разработана на кафедре «Лесные ресурсы, технологии деревообработки и перерабатывающих производств» на основании Государственного общеобязательного стандарта образования ГОСО РК 3.08.354-2006 для студентов специальности 5В072800 — Технология перерабатывающих производств (по отраслям).
Обсуждено на заседании кафедры «Лесные ресурсы, технологии деревообработки и перерабатывающих производств»
Зав. кафедрой
Протокол №____ от ____________________г.
Одобрено учебно-методическим советом архитектурно-строительного факультета
Председатель
Протокол №____ от______________________г.
Разработал
доцент
Нормоконтролер
1 ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
семестр | Количество кредитов | Вид занятий | Количество часов СРС | Общее количество часов | Форма контроля | ||||
Количество контактных часов | |||||||||
лекции | семинар.(практ.) занятия | лаборат. занятия | СРСП | Всего часов | |||||
Дневная форма обучения | |||||||||
5 | 3 | 30 | 15 | 30 | 75 | 60 | 135 | Экзамен КР | |
Дневная сокращенная форма обучения | |||||||||
5 | 3 | 30 | 15 | 30 | 75 | 60 | 135 | Экзамен КР | |
Заочная форма обучения | |||||||||
9 | 3 | 10 | 8 | — | — | 18 | 117 | 135 | Экзамен КР |
Заочная сокращенная форма обучения (СПО) | |||||||||
3 | 3 | 10 | 5 | — | 15 | 30 | 105 | 135 | Экзамен КР |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Описание изучаемой дисциплины
Одной из дисциплин, составляющих основу профессиональной деятельности выпускника по специальности 5В072800 «Технология перерабатывающих производств» является курс «Пищевые и биологически активные добавки». Изучение дисциплины диктуется потребностями практики разработки и использования БАД. Создание новых технологий производства БАД является движущей силой в пищевой промышленности и способствует созданию более совершенной технологической базы по разработке новых видов БАД.
2.2 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» заключается в приобретении студентами теоретических знаний, умений и навыков в области разработки БАД.
Задачами дисциплины являются:
— Изучение биологически активных добавок;
— Изучение нутрицевтиков и парафармоцевтиков;
— Изучение пищевых добавок, классификация пищевых добавок.
2.3. Результаты изучения дисциплины
Обучающиеся должны знать:
— Пищевые вещества. Белки, жиры, углеводы;
— Виды БАД. Йодсодержащие БАД. Селеносодержащие БАД.;
— Вещества, улучшающие цвет, аромат и вкус продуктов. Красители;
— Вещества, регулирующие консистенцию. Эмульгаторы, пены.
— Вещества, способствующие увеличению сроков годности пищевых продуктов. Консерванты.
— Особенности сертификации пищевых добавок и продукции.
— Список пищевых добавок, разрешенных к применению при производстве пищевых продуктов
Уметь:
— Провести классификацию пищевых добавок по признаку действия
— Приготовить и хранить водные растворы синтетических красителей,
— Приготовить и хранить растворы эфирных масел;
-Приготовить и хранить водные растворы интенсивных подсластителей;
Навыки:
— Умение оценивать качество и безопасность сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки в соответствии требованиями ГОСТов;
— Умение провести органолептическую оценку качества различных БАД;
— Провести классификацию пищевых добавок по признаку действия.
Ключевыми компетенциями являются:
— Готовность оценивать качество и безопасность сырья для производства БАД в соответствии с требованиями ГОСТов;
— Контроль за содержанием пищевых добавок в продуктах питания.
2.4 Пререквизиты
Пререквизитами по данному курсу являются следующие дисциплины: «Микробиология», «Биохимия».
2.5 Постреквизиты
Постреквизитами являются следующие дисциплины: «Специальные технологии перерабатывающих производств», «Технология хлеба», Технология кондитерских изделий.
3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план занятий
Наименование темы | Трудоемкость, ч | |||
Формы обучения | ||||
Дневная | дневная сокр. | Заочная | заоч. Сокр. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Лекционные занятия | ||||
Тема 1 Введение. Биологически активные добавки | 2 | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 Пищевые вещества. Белки, жиры, углеводы. | 2 | 2 | ||
Тема 3 Минорные компоненты пищи. Пробиотики. Растения. Продукты пчеловодства. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4 Экспертиза БАД. Нутрицевтики. Парафармоцевтики. | 2 | 2 | ||
Тема 5 Виды БАД. Йодсодержащие БАД. Селеносодержащие БАД. | 2 | 2 | ||
Тема 6 Пищевые добавки. Классификация пищевых добавок | 2 | 2 | ||
Тема 7 Вещества, улучшающие цвет, аромат и вкус продуктов. Красители | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 8 Отбеливатели и стабилизаторы окраски | 2 | 2 | ||
Тема 9 Вещества, улучшающие аромат и вкус продуктов. Ароматизаторы. | 2 | 2 | ||
Тема 10 Усилители вкуса и аромата | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 11 Кислотообразователи. Заменители соли. | 2 | 2 | ||
Тема 12 Интенсивные подсластители и сахарозаменители | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 13 Вещества, регулирующие консистенцию. Эмульгаторы, пены. | 2 | 2 | ||
Тема 14 Загустители и пенообразователи. Желатины. Агар. Наполнители. | 2 | 2 | 1 | 1 |
Тема 15 Вещества, способствующие увеличению сроков годности пищевых продуктов. Консерванты. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | ||||
Тема 1 Общие сведения о натуральных и идентичных пищевых красителях. | 1 | 1 | 3 | 2 |
Тема 2 Товарные формы и применение красителей. | 1 | 1 | ||
Тема 3 Применение и хранение водных растворов синтетических красителей. Технологическая безопасность | 1 | 1 | ||
Тема 4 Общие сведения о натуральных эфирных маслах и олеорезинах | 2 | 2 | ||
Тема 5 Приготовление и хранение растворов эфирных масел | 2 | 2 | 3 | 2 |
1 | 2 | 3 | ||
Тема 6 Выбор вкусоароматических добавок | 2 | 2 | ||
Тема 7 Свойства и применение усилителей вкуса и аромата | 2 | 2 | ||
Тема 8 Интенсивные подсластители. Приготовление и хранение водных растворов интенсивных подсластителей. | 2 | 2 | 2 | 1 |
Тема 9 Пищевые консерванты. Приготовление и свойства водных растворов сорбата калия и бензоната натрия. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя | ||||
Тема 1 Антиокислители и защитные газы. | 3 | 3 | 1 | |
Тема 2 Уплотнители (отвердители) растительных тканей. | 3 | 3 | 1 | |
Тема 3 Антислеживающие агенты. Пленкообразователи. | 4 | 4 | 1 | |
Тема 4 Вещества, ускоряющие и облегчающие ведение технологических процессов. Регуляторы кислотности. | 4 | 4 | 2 | |
Тема 5 Пеногасители и антивспенивающие агенты | 4 | 4 | 2 | |
Тема 6 Вещества, облегчающие фильтрование. Осветлители | 4 | 4 | 2 | |
Тема 7 Экстрагенты. Средства для капсулирования. | 3 | 3 | 1 | |
Тема 8 Разделители. Средства для снятия кожицы. Пропелленты. | 4 | 4 | 1 | |
Тема 9 Натуральные ароматизаторы. Искусственные ароматизаторы. | 4 | 4 | 1 | |
Тема 10 Сахарозаменители. Вред и польза. | 4 | 4 | 1 | |
Тема 11 Список пищевых добавок, разрешенных к применению при производстве пищевых продуктов | 4 | 4 | 1 | |
Тема 12 Контроль за содержанием пищевых добавок в продуктах питания | 4 | 4 | 1 | |
Самостоятельная работа студента | ||||
Тема 1 Продукты вокруг нас | 3 | 3 | 10 | 7 |
Тема 2 Как употребление пищевых добавок влияет на здоровье? | 4 | 4 | 10 | 8 |
Тема 3 Классификация пищевых добавок по признаку действия | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 4 Пищевые добавки и человек | 3 | 3 | 10 | 9 |
Тема 5 Список наиболее известных пищевых добавок | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 6 Пищевые консерванты | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 7 Применение консервантов | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 8. Пищевые антиокислители. | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 9 Токсикологическая безопасность пищевых добавок и продукции. | 4 | 4 | 10 | 9 |
Тема 10 Особенности сертификации пищевых добавок и продукции | 9 | 9 | ||
Тема 11 Контроль за содержанием пищевых добавок в продуктах питания | 5 | 5 | 9 | 9 |
Тема 12 БАД с использованием продуктов пчеловодства | 3 | 3 | 9 | 9 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1 Натуральные пищевые красители.- М.: Пищевая промышленность, 2002.-191с.
2 Биологически активные добавки и их применение: Учебное пособие / , . – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 196 с.
3 Пищевые и биологически активные добавки.- М.:Академия.-2003.-208с.
Дополнительная
1 Применение пищевых добавок.- Санкт-Петербург.- ГИОРД, 1999.- 75с.
2 аптека. Тайны ароматизации.- М.: ГИТИС, 1996.- 240с.
3 Угер М. Подслащивающие вещества в пищевой промышленности.- М.: Агропромиздат, 1992.- 126с
4 онсерванты в пищевой промышленности.- М.: Агропромиздат, 1998.- 351с.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Алтайский государственный технический университет им. »
Бийский технологический институт (филиал)
Утверждаю
Декан факультета ХТ и М
____________
«___»__________2004 г.
Кафедра «Биотехнология»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шифр и ОПДФ-10.2
наименование
дисциплины Пищевые биологически активные добавки
Статус
дисциплины факультатив
Специальности 270500 «Технология бродильных производств и виноделие»
Направления 655800 «Производство продуктов питания из растительного сырья»
Формы обучения очная
Объем дисциплины 72 часов
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ
Номер семе-стра | Учебные занятия | Число курсов. проек-тов (работ) расч. заданий | Форма итогов аттеста-ции (зачет, экз.) | |||
Общий объем | В том числе | |||||
Аудиторные | Самост работа | |||||
Всего | Из них | |||||
Лекции | Лабор | Практ | ||||
6 | 72 | 34 | 18 | 16 | 38 | зачет |
Рабочая программа составлена на основании программы, разработанной в Алт. ГТУ «____»___________2004 г.
Разработчики: доцент, _________________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры БТ
«_02» __апреля__________2004 г.
Заведующий кафедрой _________________
Согласована с профилирующими кафедрами
«___» __________________2004.
Заведующий кафедрой ____________
Одобрена советом (методической комиссией) факультета ХТиМ
«___» __________________2004г.
Председатель _____________
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Цели преподавания дисциплины
Дисциплина «Пищевые добавки и биологически активные вещества» принадлежит к циклу обще-профессиональных дисциплин (ОПД).
Цель преподавания дисциплины – ознакомить студентов с современными сведениями об основных группах пищевых добавок, их классификации, о гигиенической регламентации в продуктах питания, путях использования, роли при производстве продуктов питания.
Лекции и лабораторные занятия по данному курсу должны обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых им как при изучении специальных курсов дисциплин, так и для последующей успешной работы на промышленных предприятиях, научно-исследовательских институтах, в биохимических и микробиологических лабораториях.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Направления технологического прогресса в пищевых и перерабатывающих отраслях АПК в мире и России определяются задачами государственной политики в области здорового питания, демографическими и социальными изменениями, изменениями в условиях жизни и труда, реально складывающейся в каждой стране ситуацией. Технический прогресс в пищевом подкомплексе АПК опирается на достижения науки, в том числе науки о питании, связан с новыми технологическими возможностями, которые появились и продолжают появляться в результате достижений науки и техники. На него оказывают огромное влияние ухудшение экологической обстановки, жесткая конкуренция на рынке продуктов питания. Все это приводит не только к коренному совершенствованию технологии получения традиционных продуктов питания, но и к созданию нового поколения пищевых продуктов, отвечающих требованиям и реалиям сегодняшнего дня. Это продукты со сбалансированным составом, пониженным содержанием сахара и жира, низкой калорийности, функционального назначения, а также продукты быстрого приготовления и длительного хранения. Создание продуктов питания, отвечающих этим требованиям, немыслимо без применения пищевых добавок. Велика их роль и в получении традиционных продуктов питания.
В современной пищевой промышленности находят применение различные способы улучшения качества пищевых продуктов и совершенствования технологического процесса. Наиболее экономически выгодным и легко применимым оказалось применение пищевых добавок, в результате чего пищевые добавки получили широкое распространение в большинстве стран мира.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен знать:
— классификацию и кодификацию добавок;
— источники получения натуральных пищевых добавок;
— химические и технологические свойства пищевых добавок;
— способы внесения добавок в пищевые продукты;
— установление безопасности пищевых добавок;
Для освоения курса «Пищевые биологически активные добавки» необходимо пройти следующие дисциплины цикла ЕН, ОПД и СД:
Химия
Микробиология
Введение в технологию продуктов питания
Биохимия
Пищевая химия
3. Тематический план изучения дисциплины
№ | тема | кол-во часов |
всего | лекции | лаб. |
1 | Общие сведения о пищевых добавках | 2 |
2 | Пищевые красители | 2 |
3 | Подслащивающие вещества | 2 |
4 | Ароматизаторы | 4 |
5 | Загустители и гелеобразователи | 2 |
6 | Пищевые поверхностно-актвные вещества | 2 |
7 | Пищевые добавки, предотвращающие микробную и окислительную порчу. | 2 |
8 | Биологически активные вещества и биологически активные добавки к пище | 2 |
3.1 ЛЕКЦИИ
№ п/п темы | Наименование и содержание темы | Объем Часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Общие сведения о пищевых добавках. Российские и международные органы контроля за безопасностью пищевых добавок. Идентификация пищевых добавок по международной системе и Е-нумерации. Классификация пищевых добавок. Функциональные классы. Установление безопасности пищевых добавок. | 2 |
2 | Пищевые красители. Природные, идентичные натуральным и синтетические красители. Характеристика пищевых красителей, применяемых в России. Примеры запрещенных в России пищевых красителей. Санитарные требования. Цветокорректирующие материалы. | 2 |
3 | Подслащивающие вещества. Общие сведения о подсластителях. Классификация подслащивающих веществ. Природные подсластители и сахаристые крахмалопродукты. Интенсивные подсластители и сахарозаменители. Подслащивающие вещества, применяемые для производства диетических продуктов. | 2 |
4 | Ароматизаторы. Характеристика пищевых ароматизаторов. Классификация ароматзаторов: натуральные, идентичные натуральным и искусственные. Колесо ароматов. Эфирные масла, сырье для их получения способы выделения. Душистые вещества. Пряности. Пищевые добавки, усиливающие и модифицирующие вкус. | 4 |
5 | Загустели и гелеобразователи. Классификация загустителей и гелеобразователей. Свойства и функции загустителей гелеобразователей. Загустители и гелеобразователи полисахаридной природы. Гелеобразователи белковой природы. Применение загустителей и гелеобразователей в пищевых технологиях. | 2 |
6 | Пищевые поверхностно-активные вещества (ПАВ). Основные группы пищевых ПАВ. Эмульгаторы, их строение классификация и свойства. Технологические функции эмульгаторов в пищевых системах. Стабилизаторы. Пенообразователи. Регуляторы рН пищевых систем. | 2 |
7 | Пищевые добавки, предотвращающие микробную и окислительную порчу продукта.Консерванты. Физические и химические методы консервирования. Сорбиновая кислота и ее соли. Антиокислители. Натуральные и искусственные. Применение антиокислителей. | 2 |
8 | Биологически активные вещества и биологически активные добавки к пище (БАД).Классификация БАД. Нутрицевтики, парафармацевтики и пробиотки их использование в питании. БАД, как источники белка аминокислот, жирных полиненасыщенных кислот и фосфолипидов, витаминов, минеральных веществ. Использование БАД как источников фармакологически активных веществ, пищевых волокон, макро — и микроэлементов. | 2 |
3.2 Лабораторные работы
№ п/п | Наименование и краткое содержание Характер занятия и цель | Объем в часах |
1 | 2 | 3 |
1 | Знакомство с лабораторией и оборудованием. Инструктаж по ТБ. Подготовка к выполнению лабораторного практикума. Изучение методик, установленных преподавателем, подготовка эксперимента. | 4 |
2 | Выделение глутаминовой кислоты из клейковины пшеницы. | 10 |
3 | Выделение глицирризиновой кислоты из корней солодки. | 10 |
4 | Выделение крахмала из картофеля и муки различных сортов. Фракционирование полученного крахмала. | 10 |
5 | Кислотный и ферментативный гидролиз крахмала (полный и частичный). Оценка качества полученных продуктов. | 10 |
6 | Защита отчетов по лабораторным работам. Контрольный опрос. | 2 |
Лабораторные работы проводятся группой из 8 -12 студентов.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |