Психологические свойства которые являются условиями успешного выполнения какой

второе высшее образование «психология»
в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №5 (9-10)

5.5. Индивидуально-психологические особенности

Индивидуальные отличия — психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей. Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды. Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.

К ним принадлежат:
Темперамент,
Характер,
Способности


ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессов

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. — сангвис) — вырабатывается сердцем;
жёлчь (лат. — холе) — печень;
черная жёлчь (лат. — мелайне холе) — селезенка;
слизь или лимфа (греч. — флегма) — мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три:
сила — работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность — скорость смены одного процесса другим.
Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД.
5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте.

Типы ВНД и темперамент

Свойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность — показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.
2. Реактивность — с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность — с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности — то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность — ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия — интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. — печать, чеканка) — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента — одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие — лень, инициативнсоть — консерватизм, ответственность — безответственность и т.д.)
2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность — замкнутость, коллективизм — индивидуализм, тактичность — бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность — некритичность, скромность — высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).

Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера
1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.
2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров
По определенности
— с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;
— “неопределенный” характер — ни одна черта особенно не выделяется.
По цельности
— цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;
— противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.
По степени развития волевых качеств
— сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);
— слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Читайте также:  Какие свойства применяли в этих равенствах

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя  критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова
1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация: постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный.
2. “Застревающий”.
3.Аффективно-экзальтированный.
4. Эмотивный.
5. Педантичный.
6. Тревожно-боязливый.
7. Циклотимный.
8. Демонстративный.
9. Возбудимый.
10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный — подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.
2. Циклоидный — повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный — настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический — повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный — повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический — характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный — существенная черта — замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный — часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты — жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный — главная черта — эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый — повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный — покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо — быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности — возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей
общие — такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные — система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).

Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит

скорость, глубина, легкость и прочность

процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним

не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.
Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы

Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки — органическая основа способностей и других психических особенностей — темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренностьвысокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.

Гениальность
– личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение

Источник

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Elitarium.ru

Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Читайте также:  Какие свойства воды обеспечивают поддержание оптимального

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

  1. индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
  3. способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.

Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.

Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».

Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.

В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.

Характер и его особенности

Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.

Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.

Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:

  1. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
  2. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
  3. Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
  4. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.

Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.

Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.

Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца — наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо. Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».

А вот выдержка из описания национального характера американца:

«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».

Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.

Источник

Читайте также:  Какие свойства атома оказывают влияние на электроотрицательность