Продукты труда какие бывают
ÐоÑобÑев. ÐкономиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеоÑÐ¸Ñ (2003)
ÐÑе, ÑÑо окÑÑÐ¶Ð°ÐµÑ Ð»Ñдей в миÑе: Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑооÑÑжениÑ, пÑÑи и ÑÑÑбопÑоводÑ, маÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ компÑÑÑеÑÑ, гоÑода и паÑки, бÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ ÑеÑ
ника и еда — ÑвлÑеÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑом ÑвоÑÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи Ñеловека, пÑодÑкÑом его ÑÑÑда. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑодÑÐºÑ ÑÑÑда — ÑлеменÑаÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑма ÑкономиÑеÑкого богаÑÑÑва обÑеÑÑва, его клеÑоÑка. ÐÑодÑÐºÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе ознаÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑÑен ÑоÑÑоÑние пÑоÑеÑÑа, его ÑезÑлÑÑаÑ. ÐонÑÑие «пÑодÑкÑ» иÑполÑзÑеÑÑÑ ÑамÑми наÑками (геологией, биологией, ÑоÑиологией, медиÑиной и Ñ.д.. Родном ÑлÑÑае ÑÑо пÑодÑкÑÑ Ð²ÑлканиÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи, в дÑÑгом — пÑодÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ´ÐµÑÑелÑноÑÑи, в ÑÑеÑÑем — пÑодÑкÑÑ ÑоÑиалÑной деÑÑелÑноÑÑи и Ñ.д.. Ð ÑкономиÑеÑкой ÑеоÑии пÑодÑÐºÑ — ÑезÑлÑÑÐ°Ñ ÑÑÑдовой деÑÑелÑноÑÑи лÑдини.Module . ÐÑодÑкÑ, ÑÑÑд и Ñеловек не ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð´ÑÑг без дÑÑга. Ðо-пеÑвÑÑ
, пÑодÑÐºÑ — обÑекÑивно ÑÑÑеÑÑвÑÑÑий ÑезÑлÑÑÐ°Ñ ÑÑÑда. Ðо-вÑоÑÑÑ
— Ñам пÑоÑеÑÑ ÑÑÑда, а в-ÑÑеÑÑиÑ
— ÑÑбÑÐµÐºÑ ÑÑÑда, коÑоÑÑй изменÑеÑÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе ÑÑÑдовой деÑÑелÑноÑÑи и в ÑÑом ÑмÑÑле Ñакже ÑвлÑеÑÑÑ ÐµÐµ пÑодÑкÑом. Ðожно ÑказаÑÑ, ÑÑо пÑодÑкÑ, ÑÑÑд и Ñеловек взаимопÑоникаÑÑ Ð¸ взаимоÑаÑÑеÑов пÑедполагаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга. Так, ÑÑÑд ÑÑÑеÑÑвÑеÑ, во-пеÑвÑÑ
, как пÑоÑеÑÑ, во-вÑоÑÑÑ
, ÑÑÑд овеÑеÑÑвленнÑй и обÑекÑивиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð² пÑодÑкÑе, в-ÑÑеÑÑиÑ
, ÑÑÑд ÑÑбÑекÑивована в ÑеловеÑеÑкиÑ
ÑпоÑобноÑÑÑÑ
. ЧеловеÑеÑкие ÑпоÑобноÑÑи пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¸ как, коÑоÑÑе ÑеализÑÑÑÑÑ, Ñ.е. вÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑоÑме пÑоÑеÑÑа ÑÑÑда, и как, ÑÑо ÑÑеÑевлени в пÑодÑкÑе. РпÑодÑÐºÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑоÑÐ¼Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑного ÑезÑлÑÑаÑа, но и вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ðº обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑоÑма пÑоÑеÑÑа ÑÑÑда (напÑимеÑ, ÑоÑма коопеÑаÑивного ÑÑÑда — пÑодÑÐºÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенного ÑÑÑда), и в ÑоÑме ÑеловеÑеÑкиÑ
ÑпоÑобноÑÑей (ÑпоÑобноÑÑи Ñакже ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ Ð¸ ÑазвиваÑÑÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе ÑÑÑда).
ÐÑак, пÑодÑÐºÑ ÑÑÑда в ÑиÑоком ÑмÑÑле Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑоÑме обÑеÑÑвенного ÑÑÑда ( напÑимеÑ, в ÑоÑме ÑÑоимоÑÑи, Ñоздаваемой ÑÑÑдом) ÑпоÑобноÑÑей Ñеловека, коÑоÑÑе ÑвлÑÑÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑом его ÑобÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи; непоÑÑедÑÑвенного или овеÑеÑÑвленного полезного ÑÑÑекÑа ÑÑÑда. ÐÑÑÐµÐºÑ ÑÑÑда Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑÑеÑ
оÑновнÑÑ
ÑоÑмаÑ
: во-пеÑвÑÑ
, наÑÑÑалÑнÑй пÑодÑкÑ, во-вÑоÑÑÑ
, ÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¸, в-ÑÑеÑÑиÑ
, поÑлÑга.
ÐаÑÑÑалÑнÑй пÑодÑкÑ. ÐÑновнÑе ÑоÑÐ¼Ñ — ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑÑдом веÑÑ, пÑедназнаÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенного, (Ñ.е. не опоÑÑедованного ÑоваÑообменом) поÑÑеблениÑ. ÐолезнÑй ÑÑÑÐµÐºÑ ÑÑÑда здеÑÑ ÑодеÑжиÑÑÑ Ð² наÑÑÑалÑной ÑоÑме Ñамой веÑи. ÐаÑÑÑалÑнÑй пÑодÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÑеблÑеÑÑÑ Ð² Ñом же Ñ
озÑйÑÑве, в коÑоÑом он Ñоздан. ÐÑимеÑом Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑлÑжиÑÑ ÐºÑеÑÑÑÑнÑкое Ñ
озÑйÑÑво, коÑоÑое обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем необÑ
идним.
РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑÑÑалÑного пÑодÑкÑа ÑÐ¾Ð²Ð°Ñ — пÑодÑÐºÑ ÑÑÑда, пÑедназнаÑеннÑй Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð°. ÐолезнÑй ÑÑÑÐµÐºÑ Ð² ÑÑом ÑлÑÑае ÑаздваиваеÑÑÑ. С одной ÑÑоÑонÑ, он ÑодеÑжиÑÑÑ Ð² полезноÑÑи Ñамой наÑÑÑалÑной ÑоÑÐ¼Ñ ÐÑÑаÑи, Ñ Ð´ÑÑгой — в возможноÑÑи обменÑÑÑ Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð° дÑÑгой полезнÑй пÑедмеÑ. Ð ÑовÑеменном обÑеÑÑве оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа пÑодÑкÑов пÑоизводиÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑоваÑÑ. ÐаконеÑ, ÑÑлÑга — полезнÑй ÑÑÑекÑ, пÑедÑÑавленнÑй деÑÑелÑноÑÑÑÑ Ñеловека. УÑлÑгами ÑвлÑеÑÑÑ, напÑимеÑ, пеÑевозки гÑÑзов и паÑÑажиÑов, доÑÑавка поÑÑÑ Ð¸ Ñ . дÑ.. УÑлÑга Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑедмеÑом кÑпли-пÑодажи. Ðо в оÑлиÑие Ð¾Ñ ÑоваÑа она не пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑедмеÑной ÑоÑми.
ÐÑодÑÐºÑ Ð² Ñзком ÑмÑÑле ознаÑÐ°ÐµÑ Ð²ÐµÑÑ, ÑозданнÑÑ ÑÑÑдом Ñеловека. Ð Ñаком каÑеÑÑве он опÑеделÑеÑÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ñко. Ðо-пеÑвÑÑ
, пÑодÑÐºÑ Ð²ÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑно Ñеловека , Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑи коÑоÑой он Ñделан, как Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ благо. Ðо-вÑоÑÑÑ
, пÑодÑÐºÑ Ð²ÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑно пÑоизводиÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°Ðº его обÑекÑивиÑованнаÑ, овеÑеÑÑвленнÑй ÑÑÑд. ÐÑо ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑабоÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑеÑла из ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа в ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿ÑедмеÑного бÑÑиÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾ÑноÑение к пÑодÑкÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð¾Ðµ. С одной ÑÑоÑонÑ, ÑÑо оÑноÑение к полезной веÑи, Ñ Ð´ÑÑгой — оÑноÑение к овеÑеÑÑвленного ÑÑÑда, а ÑледоваÑелÑно, и к ÑеловекÑ, овеÑеÑÑвиÑÑ Ñвой ÑÑÑд. ÐвойÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑа ÑÑÑда — одна из ÑÑндаменÑалÑнÑÑ
ÑкономиÑеÑкиÑ
Ñ
аÑакÑеÑиÑÑик обÑеÑÑва. Ð ÑеловеÑеÑком обÑеÑÑве Ð½ÐµÑ Ñакого оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑÑаÑи, каково Ð±Ñ Ð½Ð¸ бÑло вмеÑÑе Ñ Ñем и оÑноÑением к дÑÑгой лÑдини.
СпоÑобноÑÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð° ÑдовлеÑвоÑÑÑÑ ÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ инÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ — ÑÑо поÑÑебиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ. ÐÑбое благо Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑебиÑелÑÑкÑÑ ÑÑоимоÑÑÑ, а поÑÑебиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²ÐµÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¼. ХоÑÑ Ð¿ÑодÑÐºÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑÑÑÑпаÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¼ ÑолÑко в оÑноÑении Ñеловека, ÑвойÑÑво ÑдовлеÑвоÑÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ, бÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебиÑелÑной ÑÑоимоÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÐ°Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð² данном ÑлÑÑае обÑекÑивно. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð½ÐµÐµ полезноÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой ÑÑбÑекÑивное воÑпÑиÑÑие блага. ÐапÑимеÑ, вода — Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ñеловека веÑеÑÑво — благо. его ÑпоÑобноÑÑÑ ÑÑолÑÑÑ Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебиÑелÑной ÑÑоимоÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ. РполезноÑÑÑ ÐµÐµ Ð´Ð»Ñ Ñеловека завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ñого, болÑÑое она нÑждаеÑÑÑ Ð² воде и много или мало еÑÑÑ ÐµÐµ в налиÑии Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑей Ñеловека. ÐолезноÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ñеловека, коÑоÑÑй ÑÑвÑÑвÑÐµÑ ÑилÑнÑÑ Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ, болÑÑе, Ñем Ð´Ð»Ñ Ñеловека, немножко Ñ
оÑÐµÑ Ð¿Ð¸ÑÑ. ÐÑодÑкÑÑ ÐºÐ°Ðº блага каÑеÑÑвенно ÑазноÑоднÑе и неÑÑмиÑни.
ÐеÑÑмÑÑленно, напÑимеÑ, ÑÑавиÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо лÑÑÑе — вода или одеждÑ. Ðаждое благо ÑдовлеÑвоÑÑÐµÑ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ. ÐапÑоÑив, полезноÑÑÑ — ÑÑбÑекÑивное воÑпÑиÑÑие блага позволÑÐµÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑвенное ÑÑавнение. Так, два глоÑка Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ñеловека, иÑпÑÑÑваÑÑего жаждÑ, ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐµ один. ХоÑÑ Ð¿Ð¾Ñле наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑи благо ÑеÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑбÑекÑа.
ÐонеÑно же, пÑодÑÐºÑ Ð² движении Ð¾Ñ Ð¿ÑоизводиÑÐµÐ»Ñ Ðº поÑÑебиÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑно ÑеализÑеÑÑÑ: во-пеÑвÑÑ
, как благо , во-вÑоÑÑÑ
, как ÑвойÑÑво блага ÑдовлеÑвоÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ, Ñ.е. как поÑÑебиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ, в-ÑÑеÑÑиÑ
, как полезноÑÑÑ, Ñо еÑÑÑ ÐºÐ°Ðº полезнÑй ÑÑÑекÑ, коÑоÑÑй пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑÑбÑекÑ, поÑÑеблÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾. СÑ
емаÑиÑно ÑÑо можно изобÑазиÑÑ Ñак: благо — поÑÑебиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ — полезноÑÑÑ. Ðо из-за Ñого, ÑÑо пÑодÑÐºÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко полезной веÑÑÑ, но и овеÑеÑÑвленного ÑÑÑдом, ÑÑÑд Ñакже пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð² Ñвоем движении опÑеделеннÑÑ
ÑоÑм. СнаÑала ÑÑÑд ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¿ÑоÑÑо как овеÑеÑÑвленнÑй ÑÑÑд, ÑкÑÑÑÐ°Ñ Ð² ÑоÑме блага. ÐаÑем, еÑли благо ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑедмеÑом обмена, она пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенной ÑоÑÐ¼Ñ ÑÑоимоÑÑи, Ñак как ÑÑоимоÑÑÑ Ð² ÑÑноÑном Ñ
озÑйÑÑве и ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð²ÐµÑеÑÑвленного в ÑоваÑе обÑеÑÑвеннÑм (Ñ.е. ÑовеÑÑенной Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и пÑизнанной им) ÑÑÑдом. СÑоимоÑÑÑ Ð² ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, оÑÑажаÑÑÑ Ð²Ð¾ внеÑнем ÑооÑноÑении обмениваемÑÑ
благ (напÑимеÑ, 1 кг ÑаÑ
аÑа обмениваеÑÑÑ Ð½Ð° 3 кг Ñ
леба), пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑоÑÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ ÑÑоимоÑÑи, коÑоÑÐ°Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑÑ ÑоваÑа в опÑеделеннÑÑ
пÑопоÑÑиÑÑ
обмениваÑÑÑÑ Ð½Ð° дÑÑгой ÑоваÑ. ÐÑо движение оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ линии: овеÑеÑÑвленнÑй ÑÑÑд — ÑÑоимоÑÑÑ — Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ. Ðн Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¿ÑоизводиÑÐµÐ»Ñ Ðº поÑÑебиÑÐµÐ»Ñ Ð¸ беÑÑпоÑно ÑооÑноÑиÑÑÑ Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ пÑодÑкÑа как блага. Соединение движений можно пÑедÑÑавиÑÑ ÑÑ
емаÑиÑно:
ÐдинÑÑво блага и овеÑеÑÑвленного ÑÑÑда пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой пÑодÑÐºÑ ÑÑÑда. ÐдинÑÑво поÑÑебиÑелÑной ÑÑоимоÑÑи и ÑÑоимоÑÑи обÑазÑÐµÑ ÑоваÑ. РединÑÑво полезноÑÑи и меновой ÑÑоимоÑÑи ÑоÑÑавлÑÐµÑ ÑенноÑÑÑ. Рней ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ñ ÑÑбÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñенка полезноÑÑи и колиÑеÑÑвенное ÑооÑноÑение обмениваемÑÑ
благ. Человек, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ , в опÑеделенной ÑиÑÑаÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð·Ð¸Ð¼Ð½ÐµÐ¹ кÑÑÑки ÑавноÑенной полезноÑÑи паÑÑ Ñапог. РдÑÑгой ÑиÑÑаÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ, ÑÑо полезноÑÑÑ Ñ
леба она оÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²ÑÑе, Ñем полезноÑÑÑ Ð°Ð²ÑомобилÑ. Ðо вÑеÑ
ÑлÑÑаÑÑ
пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð½Ðµ пÑоÑÑо оÑÑажение ÑÑепени полезноÑÑи блага Ð´Ð»Ñ Ñеловека, но и оÑенка полезноÑÑи в опÑеделенной колиÑеÑÑва дÑÑгиÑ
благ. Ð ÑÑо ÑикÑиÑÑеÑÑÑ Ð² каÑегоÑии ÑинноÑÑи.
ÐÑо движение можно пÑедÑÑавиÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом: пÑодÑÐºÑ — ÑÐ¾Ð²Ð°Ñ — ÑенноÑÑÑ. ÐÑодÑкÑÑ ÐºÐ°Ðº овеÑеÑÑвленнÑй ÑÑÑд воÑпÑоизводÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑвеннÑÑ Ð¼ÐµÑÑ ÑÑÑда, необÑ
одимой Ð´Ð»Ñ ÑдовлеÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñой или иной поÑÑебноÑÑи, и каждое маÑеÑиалÑное благо ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñеделенное колиÑеÑÑво ÑÑÑда, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑÑÑановиÑÑ ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ñенкой полезноÑÑи блага и заÑÑаÑами ÑÑÑда на его пÑоизводÑÑво. ÐÑо ÑооÑноÑение ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑекÑивнÑÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑдовой ÑеоÑии ÑÑоимоÑÑи и ÑеоÑии полезноÑÑи.
Предмет труда — совокупность признаков вещественных или мысленно выделяемых, связанных системно, составляет основу профессионального опыта, которыми субъект
должен оперировать. Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически
оперировать на определенном трудовом посту
Объект — некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, св-в вещей, процессов, явлений, выделяемых субъектом.
Продукт деятельности человека: имеет социальную ценность и участвует в обмене, обладает стоимостью, ее можно оценить в деньгах.
Метод анализа продуктов деятельности — деформация метода наблюдения, предметом наблюдения становится не “живая”
действительность, а ее результат. Анализ — изучение, в ходе которого происходит и синтез представлений. Суть метода: в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или
конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию.
Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека. Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными,
процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда могут стать новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую
классификацию результатов трудовой деятельности:
Область существования продукта труда / Вид фактуры продукта труда | Внешняя реальность: природный мир | Внешняя реальность: мир культуры | Субъективная реальность, внутренний мир |
Действительно существующие целостности, системы | А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай | Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки | В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога) |
Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения). | Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах | Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт | Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады |
Информация, знаково-символические объекты | Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях | З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях | И – Оперативная осведомленность человека |
Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1. детализованной программы анализа (перечень возможных предметов
рассмотрения, включая и процессуальные объекты и явления). 2. Систематичность, всесторонность подбора фактов. 3. Изучение рассматриваемого
объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4. Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне
самостоятельности и др.)
Виды продуктов труда:
1. Материальные, материализованные, документально фиксированные: сх пр-кты, строительства, промышленности. Предмет рассмотрения – тот вклад в
продукцию, к-рую работник вносит в нее; созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места; составленные документы, деловые записки, докладные, распоряжения,
приказы, публикации, рукописи, комп-ые программы; рез-ты изобразительного, графического труда (чертежы, схемы, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки); рез-ты труда по упорядочению вещественных и
информационных материалов.
2. Функциональные (процессуальные): общественное настроение в коллективе, «псих климат» в группе; устные выступления, доклады, лекции, акты делового общения,
активное участие в совещаниях, обмен опытом, наставничество; приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления
создаются в ходе педагогич, организаторской, политич, просветительской, худ работы.
3.Продуткы, существующие во внутреннем мире: отношения личности, знания.