Продукты труда какие бывают

Воробьев. Экономическая теория (2003)

Все, что окружает людей в мире: здания и сооружения, пути и трубопроводы, машины и компьютеры, города и парки, бытовая техника и еда — является результатом творческой деятельности человека, продуктом его труда. Поэтому продукт труда — элементарная форма экономического богатства общества, его клеточка. Продукт вообще означает завершен состояние процесса, его результат. Понятие «продукт» используется самыми науками (геологией, биологией, социологией, медициной и т.д.. В одном случае это продукты вулканической деятельности, в другом — продукты жизнедеятельности, в третьем — продукты социальной деятельности и т.д.. В экономической теории продукт — результат трудовой деятельности людини.Module . Продукт, труд и человек не существуют друг без друга. Во-первых, продукт — объективно существующий результат труда. Во-вторых — сам процесс труда, а в-третьих — субъект труда, который изменяется в процессе трудовой деятельности и в этом смысле также является ее продуктом. Можно сказать, что продукт, труд и человек взаимопроникают и взаиморасчетов предполагают друг друга. Так, труд существует, во-первых, как процесс, во-вторых, труд овеществленный и объективированная в продукте, в-третьих, труд субьективована в человеческих способностях. Человеческие способности представлены и как, которые реализуются, т.е. выступают в форме процесса труда, и как, что уречевлени в продукте. А продукт имеет не только форму материального результата, но и выступает как общественная форма процесса труда (например, форма кооперативного труда — продукт развития общественного труда), и в форме человеческих способностей (способности также формируются и развиваются в процессе труда).
Итак, продукт труда в широком смысле может выступать в форме общественного труда ( например, в форме стоимости, создаваемой трудом) способностей человека, которые являются результатом его собственной деятельности; непосредственного или овеществленного полезного эффекта труда. Эффект труда может выступать в трех основных формах: во-первых, натуральный продукт, во-вторых, товар и, в-третьих, послуга.
Натуральный продукт. Основные формы — созданная трудом вещь, предназначенная для непосредственного, (т.е. не опосредованного товарообменом) потребления. Полезный эффект труда здесь содержится в натуральной форме самой вещи. Натуральный продукт потребляется в том же хозяйстве, в котором он создан. Примером может служить крестьянское хозяйство, которое обеспечивает себя всем необхидним.
В отличие от натурального продукта товар — продукт труда, предназначенный для обмена. Полезный эффект в этом случае раздваивается. С одной стороны, он содержится в полезности самой натуральной формы Кстати, с другой — в возможности обменять вещь на другой полезный предмет. В современном обществе основная масса продуктов производится как товары. Наконец, услуга — полезный эффект, представленный деятельностью человека. Услугами является, например, перевозки грузов и пассажиров, доставка почты и т . др.. Услуга может быть предметом купли-продажи. Но в отличие от товара она не приобретает предметной форми.
Продукт в узком смысле означает вещь, созданную трудом человека. В таком качестве он определяется двояко. Во-первых, продукт выступает относительно человека , для удовлетворения потребности которой он сделан, как полезная вещь или благо. Во-вторых, продукт выступает относительно производителя как его объективированная, овеществленный труд. Это такая работа, которая перешла из формы процесса в форму предметного бытия. Поэтому отношение к продукту двойное. С одной стороны, это отношение к полезной вещи, с другой — отношение к овеществленного труда, а следовательно, и к человеку, овеществить свой труд. Двойственность продукта труда — одна из фундаментальных экономических характеристик общества. В человеческом обществе нет такого отношения кстати, каково бы ни было вместе с тем и отношением к другой людини.
Способность блага удовлетворять ту или иную потребность — это потребительная стоимость. Любое благо имеет потребительскую стоимость, а потребительная стоимость делает вещь благом. Хотя продукт может выступать благом только в отношении человека, свойство удовлетворять определенную потребность, быть потребительной стоимостью присущая ему в данном случае объективно. В отличие от нее полезность представляет собой субъективное восприятие блага. Например, вода — полезная для человека вещество — благо. его способность утолять жажду есть потребительной стоимостью воды. А полезность ее для человека зависит от того, большое она нуждается в воде и много или мало есть ее в наличии для удовлетворения потребностей человека. Полезность воды для человека, который чувствует сильную жажду, больше, чем для человека, немножко хочет пить. Продукты как блага качественно разнородные и несумирни.
Бессмысленно, например, ставить вопрос о том, что лучше — вода или одежду. Каждое благо удовлетворяет соответствующую ему потребность. Напротив, полезность — субъективное восприятие блага позволяет количественное сравнение. Так, два глотка воды для человека, испытывающего жажду, является полезнее один. Хотя после насыщения потребности благо теряет полезность для субъекта.
Конечно же, продукт в движении от производителя к потребителю последовательно реализуется: во-первых, как благо , во-вторых, как свойство блага удовлетворять потребность, т.е. как потребительная стоимость, в-третьих, как полезность, то есть как полезный эффект, который приобретает субъект, потребляя благо. Схематично это можно изобразить так: благо — потребительная стоимость — полезность. Но из-за того, что продукт является не только полезной вещью, но и овеществленного трудом, труд также приобретает в своем движении определенных форм. Сначала труд существует просто как овеществленный труд, скрытая в форме блага. Затем, если благо становится предметом обмена, она приобретает общественной формы стоимости, так как стоимость в рыночном хозяйстве и является овеществленного в товаре общественным (т.е. совершенной для общества и признанной им) трудом. Стоимость в свою очередь, отражаясь во внешнем соотношении обмениваемых благ (например, 1 кг сахара обменивается на 3 кг хлеба), приобретает форму меновой стоимости, которая является способностью товара в определенных пропорциях обмениваться на другой товар. Это движение осуществляется по линии: овеществленный труд — стоимость — меновая стоимость. Он идет от производителя к потребителю и бесспорно соотносится с движением продукта как блага. Соединение движений можно представить схематично:
Единство блага и овеществленного труда представляет собой продукт труда. Единство потребительной стоимости и стоимости образует товар. А единство полезности и меновой стоимости составляет ценность. В ней соединены субъективная оценка полезности и количественное соотношение обмениваемых благ. Человек, например , в определенной ситуации может считать полезность зимней куртки равноценной полезности пары сапог. В другой ситуации может оказаться, что полезность хлеба она оценивает выше, чем полезность автомобиля. Во всех случаях присутствует не просто отражение степени полезности блага для человека, но и оценка полезности в определенной количества других благ. А это фиксируется в категории цинности.
Это движение можно представить следующим образом: продукт — товар — ценность. Продукты как овеществленный труд воспроизводят количественную меру труда, необходимой для удовлетворения той или иной потребности, и каждое материальное благо содержит определенное количество труда, поэтому можно установить связь между оценкой полезности блага и затратами труда на его производство. Это соотношение составляет объективную основу для соединения трудовой теории стоимости и теории полезности.

Источник

Предмет труда — совокупность признаков вещественных или мысленно выделяемых, связанных системно, составляет основу профессионального опыта, которыми субъект
должен оперировать. Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически
оперировать на определенном трудовом посту

Объект — некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, св-в вещей, процессов, явлений, выделяемых субъектом.

Продукт деятельности человека: имеет социальную ценность и участвует в обмене, обладает стоимостью, ее можно оценить в деньгах.

Метод анализа продуктов деятельности деформация метода наблюдения, предметом наблюдения становится не “живая”
действительность, а ее результат. Анализ — изучение, в ходе которого происходит и синтез представлений. Суть метода: в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или
конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию.
Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека. Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными,
процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда могут стать новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую
классификацию результатов трудовой деятельности: 

Область существования продукта труда /

Вид фактуры продукта труда

Внешняя реальность: природный мир

Внешняя реальность: мир культуры

Субъективная реальность, внутренний мир

Действительно существующие целостности, системы

А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай

Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки

В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога)

Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения).

Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах

Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт

Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады

Информация, знаково-символические объекты

Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях

З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях

И – Оперативная осведомленность человека

Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1. детализованной программы анализа (перечень возможных предметов
рассмотрения, включая и процессуальные объекты и явления). 2. Систематичность, всесторонность  подбора фактов. 3. Изучение рассматриваемого
объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4. Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне
самостоятельности и др.)

Виды продуктов труда:

1. Материальные, материализованные, документально фиксированные: сх пр-кты, строительства, промышленности. Предмет рассмотрения – тот вклад в
продукцию, к-рую работник вносит в нее; созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места; составленные документы, деловые записки, докладные, распоряжения,
приказы, публикации, рукописи, комп-ые программы; рез-ты изобразительного, графического труда (чертежы, схемы, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки); рез-ты труда по упорядочению вещественных и
информационных материалов.

2. Функциональные (процессуальные): общественное настроение в коллективе, «псих климат» в группе; устные выступления, доклады, лекции, акты делового общения,
активное участие в совещаниях, обмен опытом, наставничество; приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления
создаются в ходе педагогич, организаторской, политич, просветительской, худ работы.

3.Продуткы, существующие во внутреннем мире: отношения личности, знания.

Источник