Прочитайте высказывание какие правила общения в них содержится

Прочитайте высказывание какие правила общения в них содержится thumbnail

М. Сафир: «Труд — отец голода, дед пищеварения, прадед здо­

ровья».

Б. Дизраэли: «Трудолюбие — душа всякого дела и залог благо­

состояния» .

Т. Карлейль: «Всякий труд благороден, и благороден ОДИН лишь

труд».

Л. ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду

не существует преград».

И. Гердер: «Труд — целительный бальзам, он добродетели ис­

точник».

И. Гёте: «Одно только несчастие существует для человека … это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на дей­

ствительную жизнь или же отвлекающая его от труда».

И. Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй восприимчивость к ним преждевременным наслаждением’:

К. Маркс: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превос­

ходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершен­

ным и великим человеком».

Новалис: «Чем выше культура, тем выше ценится труд».

Р. Браунинг: «Долг человека — трудиться и по мере сил пре­ вращать землю в небеса».

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

лением.

Этикет — это взаимодействие между людьми.

Ритуальное общение — это общение, которое связано со спо­ собностью человека улавливать психическое состояние собесед­

ника, чувствовать его.

Перцептивное общение — это общение с помощью слов, т. е. речевое общение.

Бытовое (повседневное) общение — это общение, которое воз­ никает при взаимодействии людей в процессе совместной дея­

тельности.

Вербальное общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возника­ ющих каждый день бытовых вопросов.

Убеждающее общение — это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель лостижения положительных результатов трудовой деятельности.

43

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Интерактивное общение — это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеж­

дения и поведение.

Деловое (служебное) общение — это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

Межкультурное общение — это общение, которое сопровожда­

ет исследовательскую деятельность.

Культурное общение — это общение, которое происходит меж­

ду людьми, разделяющими разные культурные ценности.

Общение — это выполнение заранее предписанного поведения. Научное общение — зто совокупность правил поведения, каса-

ющихся внешнего проявления отношений к окружающим.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида общения:

речевое;

• в зависимости от способов взаимодействия вылсияют обще­

ние:

вербальное;

•Общение выполняет несколько важных функций: информационную;

воспитательную;

• Выделяют несколько форм общения:

деловое;

культурное;

ритуальное и др.

Задание 3. Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведе­ ния на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?

Н. М. Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписы­

вают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не бросать огрызки, не лузгать семечки, не носить включенным тран-

44

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

зистор или магнитофон, не пробивать себе дорогу к витрине, рас­ талкивая всех ЛОКТЯNiИ~ не оборачиваться часто, идя по улице, а

мужчинам — не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выраже­

ния лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомо­

го, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетве­ ром. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более ува­ жаемому,- женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной жен­ щина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину ПОД руку. Мужчина всегда пропускает женщину

вперед, но если он сам ИДСТ впереди, то предлагает женщине

руку.

Мужчина всегда помогает идушей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но ламскую сумку, свой плащ, жакет

или зонтик женщина несет сама.

Мужчина курит на УЛИЦС, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят

прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.

Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее 0’1′-

крылась сумка.

В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить

выходящих, а уж затем входить.

В транспорте также нсобхолимо помнить о соблюдении опре­ деленных правил припичия. При посадке в автобус — придержи­

ваться очереди, уступая псрвенство старшим, стоящим рядом,

мужчины уступают женшинам. Если женщина находится в обще­ стве мужчины, то в транспор г они садятся согласно своей очере­ ди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, I О ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с ва­ шей знакомой толпа ра ЩСЛИТ.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том слу­ чае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.

Читайте также:  Какое количество вещества содержится в медном бруске

Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное мес­ 1’0 сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного

возраста»,

45

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Задание 4. Прочитайте высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окру­ жающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполня­ ли этих правил?

Конфуций: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с

нами поступали … выше этого нет ничего».

А. С. Макаренко: «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшли­ вого, чтобы он мог следить за своими поступками».

т.Эдисон: «Встречал Я подчас людей безобразных, и в некра­ сивых чертах их лица открывалась мне доброта, прсвосходящая миловидностью все прелести заносчивой красоты».

Сократ: «В одежде старайся быть изяшным, но не щеголем;

признак изящества — приличие, а признак щегольства — изли­

шество».

А. П. Чехов: «В человеке ДOJIЖНО быть все прекрасно: и лицо, и

одежда, и душа, и мысли».

Стендаль: «Умение вести разговор — это талант».

Б. Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно

известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться». Ш. Монтескье: «Освобожца 1’1> себя от соблюдения правил при­ личия — не значит ли искать срслства для свободного проявления

своих недостатков?» Р. У. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожерт­

вований».

Д. Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в ноловкое положение».

Н. Мальбрант: «Манеры — э го естественное и непринужден­ ное благородство».

Д.Локк: «Первый признак грубого человека — не считаться с

тем, что нравится или не нравится окружающим людям».

т. Г. Шевченко: «Никакая причина не извиняет невежливости». И. Гёте: «Обращаясь с ближними так, как они того заслужива­ ют, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в лсйствительности,

мы заставляем их становиться лучше».

Задание 5. Важным правилом общения является вежливость. Прочитайте высказывания. Сделайте вывод о том, какую роль иг­ рает вежливость в процессе общения.

Э. Роттердамский: «Вежливость порождает и вызывает вежли­

вость».

Д. Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».

46

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не це-

нится так дорого, как вежливость».

Н.А Бердяев: «Вежливость — это желание всегда встречать теп­ лое’ обращение и слыть обходительным человеком».

Н. В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренно­ сти. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».

2.6. Человек, ИНДИВИД,личноеть

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

лением.

Личность — это существо, принадлежащее к биологическому виду Ното sapiens.

Человек — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Талант — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных,

Индивид — это целостностъ социальных свойств человека, про­ дукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея­ тельности и общения.

Индивидуальность — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

Воспитание — человек, способный к активной социальной дея­

тельности.

Модальная личность -;- это принятый культурой соответствую­ щего общества тип личносл и, В наибольшей степени отражаю­ щий особенности данной культуры.

Социальный субъект — это человек, разделяющий те же куль­ турные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной терри­ тории и в данный момент времени.

Самосознание — процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.

Нормативная (базисная) личность — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения — это индивидуально-психические ка­ чества человека, которые позволяют ему успешно приобретать

знания, умения и навыки.

Социализация — это ярко выраженная способность. Самовоспитание — это талантливый человек, постоянно раз­

вивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

47

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Способности — это процесс освоения социальных ролей, при­ обретения социальных статусов и накопления социального опыта.

Гений — это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

•В социологии выделяются такие виды личности, как:

……………………………….. ,

модальная.

• На формирование личности оказывают влияние такие факто-

__ ••

‘./Г} 1./»

}JDI,

l’..u.l’..

воспитание;

• Выделяют две составляющие социальной среды:

макросреду;

•Социальные отношения включают в себя два уровня:

психологический.

•в зависимости от возраста различают этапы социализации:

начальную;

• Существует две стороны воспитания:

стихийное усвоение правил поведения.

Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие спо­ собности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением’? Что лля этого необходимо?

В. А. Обручев: «Способности. как и мускулы. растут при тре­

нировке».

Д. И. Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни та­

лантов, ни гениев».

А. Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

Читайте также:  Какой объем раствора может содержаться в ампулах

Д. Милль: «Выдаюшиеся способности и глубокое изучение бес­

смысленны, если время от времени они не приводят к заключе­

ниям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкновенными способностями и без изучению>.

В. Вейтлинг: «Средства, служашие к удовлетворению страстей, называют способностями, а применение способностей — это ме­ ханическая и духовная работа человека.

Таким образом, способности являются естественными грани­ цами страстей, потому что они доставляют средства для уловлет-

48

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ворения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, при­ рода вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воз­ действует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, стра­ сти — способности, а способности вызывают деятельность чело­ века, плоды этой деятельности снова претворяются в наслажде­ ния, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.

Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими в действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, природа устроила так, что чем больше развиваются и совершен­ ствуются способности человека, тем сильнее становятся его стра­

СТИ».

Л. Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

И. Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испы­ тывает величайшее счастье тоП1,а, когда использует этот талант».

М.Арнuльд: «Гениальность зависит главным образом от энер­

гии».

т. Карлейль: «Гениальность — это прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе».

Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уров­ нем голой виртуозности».

К. Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему,

но идет по-своему».

Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».

А. Шопенгауэр: «МСЖ)У гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно i другом мире, чем все остальные люди».

Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие ка­ чества отличают воспитанного человека? Почему воспитание не­ обходимо для социализации и для формирования личности?

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек». Домострой: «Воспитай дитя В запретах и найдешь в нем покой

и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь

в душу свою».

Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте со­ бой».

Д.Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становится гру­ бостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, про­ стота — неотесанностью, добродушие — лестью,>.

Х.Виланд: «Дети, правда, должны, пока они дети, быть руко­ водимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, что­ бы они не всегда оставались детьми».

49

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

А. П. Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не про­

льешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

С. Н. Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и подрост­

ков приводят К одному: в конце концов мы сами скагываемся на

доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а

мы его теряем».

Р. Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несо­ вершенное человечество превратится в новую расу людей — та­ ково могущество воспитания»; «Человеческая природа, за ис­ ключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всю­ ду пластична, и с помощью разумного воспитания можно обра­ зовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого

класса».

Г. Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспита­ ние, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как ЧУВСТПО»; «Воспитание имеет велью сделать человека самостоя- тельным существом, т. е. существом со свободной волей».

А.Дистервег: «Конечная цсль всякого воспитания — воспита­

ние самостоятельности посредством самодеятельности».

И. Кант: «В воспитании КРОС гся великая тайна усовершенство­ вания человеческой природы»: «Воспитание есть искусство, при­

менение которого должно сонсршенствоватъся многими поколе­

ниями»; «Человек может стать человеком только путсм воспита­ ния. Он — то, что делает из НСI о воспитание».

К. Маркс: «Воспитатель сам лолжен быть воспитан».

И. Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те

пороки, которые они сами им привили».

Задание 5. Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоот­ ношений родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?

Е. Вроно: « … Что жизнь — театр, заiviечено давно. Семейная жизнь очень часто — театр кукольный: дети — KYKJlbl, родители — кукловоды. Иногда они меняются ролями … Не только куклово­ ДЫ, но и куклы В ЭТО~1 театре всегда — живые ЛК1ДИ. В искусных

руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не

глицериновые слезы …

Послушный и покладистый ребснок — мечта родителей. Од­ нако есть разница между послушностью и эмоциональным раб­ ством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддерж­ ка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования

ими».

50

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Источник

А. это взаимодействие между людьми.

Б. это общение, которое связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его.

В. это общение с помощью слов, т. е. речевое общение.

Г. это общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Д. это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возникающих каждый день бытовых вопросов.

Читайте также:  В каких продуктах содержится яичный белок

Е. это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.

Ж. это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеждения и поведение.

З. это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

И. это общение, которое сопровождает исследовательскую деятельность.

К. это общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности.

Л. это выполнение заранее предписанного поведения.

М. это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим.

Таблица «Соотнесение понятий и определений».

№ 2. Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведения на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?

Н. М. Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписывают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не бросать огрызки, не лузгать семечки, не носить включенным транзистор или магнитофон, не пробивать себе дорогу к витрине, расталкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам — не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выражения лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомого, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетвером. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более уважаемому,- женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной женщина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идёт впереди, то предлагает женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.

Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.

Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее открылась сумка.

В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.

В транспорте также необходимо помнить о соблюдении определенных правил приличия. При посадке в автобус — придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом,

мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, ему вовсе не следует нетерпеливо

устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.

Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста»

№ 3. Прочитайте высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окружающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполняли этих правил?

Конфуций: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали … выше этого нет ничего».

А. С. Макаренко: «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».

Т. Эдисон: «Встречал Я подчас людей безобразных, и в некрасивых чертах их лица открывалась мне доброта, превосходящая миловидностью все прелести заносчивой красоты».

Сократ: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество».

А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Стендаль:«Умение вести разговор — это талант».

Б. Паскаль:«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться».

Ш. Монтескье: «Освобождать себя от соблюдения правил приличия — не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?»

Р. У. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Д. Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Н. Мальбрант: «Манеры — это естественное и непринужденное благородство».

Д.Локк: «Первый признак грубого человека — не считаться с тем, что нравится или не нравится окружающим людям».

Т. Г. Шевченко: «Никакая причина не извиняет невежливости».

И. Гёте:«Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности,

мы заставляем их становиться лучше».

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.008 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник