Прочитай текст к какому стилю речи он относится каким стилям речи свойство

Проверяем
себя!
с.303 — 305
Продолжите и
1
закончите предложение
1) Если в сложном
предложении с различными
видами связи рядом
окажутся сочинительный и
подчини-тельный союзы, то
запятая между ними не
ставится, когда …
2) В периоде вначале голос
плавно …, затем следует …,
после этого голос резко … и
он возвращается к исход-ной
позиции.
Определите, какое из
2
предло-жений
соответствует данной
схеме:
[ ], ( ); [ ], ( ). Назовите
вид связи.
1) Когда идёшь по густому таёжному
лесу пешком, легко сбиться с
направления; чтобы этого не
случилось де-лают зарубки на
ствола.
2) Для Константина Левина деревня
была тем хороша, что она
представляла поприще для труда
несомненно полезного; для Сергея
3
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он
относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если
сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра.
(З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью,
другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно
голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать,
как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и
белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени,
свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то
синими, то желтыми.(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых,
шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными
упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной
свежести. (б)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному
лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда
он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на
то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки,
выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается
человеку, а вот передать его невозможно.(По В. Солоухину )
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста.
Стиль — публицистический, жанр — художественно-публицистический. При написании этого
текста автор стремился поделиться своими наблюдениями, написать о том, что его лично
удивляет, поражает, вдохновляет, пробудить в читателях желание самим хоть раз увидеть
нечто подобное.
Стилевые черты: яркость, страстность, эмоциональность, непринужденность изложения,
непосредственное обращение к читателю /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять… и
вы будете думать/, главное отличие от художественного стиля — обобщенное описание, нет
конкретики типа этим утром, сегодняшняя роса и т. д.
Характерные особенности:
• Эпитеты /вкус земной живительной свежести, просвеченные огненной искоркой, капельки
хрустальной влаги, кровавого цвета/;
• Разговорная форма изложения /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля
и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и
бывает окружающий вас мир…
• Разговорная лексика /нахлынет зной, кидают свои цветные тени, цветущий куст вишенья/;
• Характерные для публицистики обороты /того состояния души и тела, которое охватывает
человека; может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как…; вкус
земной живительной свежести/.
2 Какое из
утверждений не
отражает позицию
автора текста?
1) Прекрасен и удивителен мир
природы.
2) В самых обычных вещах, если к
3
ним присмотреться,
обнаруживается необычное.
3) Всегда можно найти слова,
чтобы передать состояние
своей души.
4) Человек чувствует состояние
природы, её настроение.
3
3 Какое из указанных
предложений связано с
предыдущим личным
местоимением?
в пищу
1) 2 2) 6 3) 8
8
4 В каком значении употреблено
1
1) зелёный цвет, нечто зелёное
2) растительность, растения
3) овощи и травы, употребляемые
зелень в предложении 3?
слово
81
5. Выпишите в 2
колонки слова с
корнем –рос – и
формы этих слов.
Добавьте
однокоренные слова и
укажите
грамматические
значения этих слов
(8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в
крохотной росинке четко виднеются еще более
крохотные отраженные ромашки, выросшие по
соседству, но общее состояние в природе, общее
настроение тотчас сообщается человеку, а вот
передать его невозможно.
6
Укажите, какая характеристика
предложения 8 является верной.
1) сложноподчинённое
2) сложное с подчинительной и сочинительной
связью
3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
4) сложное с подчинительной, сочинительной и
бессоюзной связью
2
2
7.Какие особенности
построения текста
характерны для данного
отрывка? Как называется
этот стилистический приём?
8. Напишите сочинение-
рецензию по тексту В.
Солоухина. Разде ляете ли вы
точку зрения автора?
Аргументируйте своё мнение.
Задание 8.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста рассказывает о том, как «в отлогих,
почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы». Писатель с
нескрываемым восхищением описывает красоту росинок, как они сочетаются с разноцветными
луговыми цветами, как цветы заставляют росинки менять свой цвет. Вместе с тем автор
замечает, что состояние человека, когда он находится наедине с природой, настолько
бесподобно, что его невозможно точно описать. Свои рассуждения поэт завершает
справедливым выводом о том, что «тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада,
невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду».
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Солоухин
убеждён: природа оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, она вселяет в
него счастье.
Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: природа очень хорошо влияет
на самочувствие человека, его душевное состояние.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним
роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одним из главных героев
является Пьер Безухов. Этот человек достаточно долго был несчастлив. Но затем, попав в плен
к французам, он осознал всю прелесть природы, к нему пришло новое, неиспытанное чувство
радости и крепости жизни. Пьер ощутил единство мироздания, и, как следствие, стал счастлив.
Таким образом, природа оказывает сильное благотворное влияние на душевный мир человека.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает:
природа может принести человеку чувство необыкновенного
счастья. В стихотворении Ф.И. Тют-чева «Не то, что мните вы,
природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу
«бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее
автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились:
«Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про
них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!»
Следовательно, природа, принося человеку чувство счастья,
оказывает благотворное влияние на его душевное состояние.
В заключение ещё раз подчеркну: оставшись наедине с
природой, человек, который любит и ценит её, почувствует
заметное улучшение состояние и чувство необыкновенного
счастья, и, возможно, минуты, проведённые с природой,
окажутся самыми лучшими в его жизни
Стиль речи
Укажите стиль текста.
Ветер – это перемещение воздуха над поверхностью земли. Он возникает из-за неравномерного распределения атмосферного давления.
научный |
художественный |
официально-деловой |
публицистический |
Стили речи
Выделите цветом стиль речи текста.
Внимание! Все желающие отправиться на экскурсию в Москву собираются у кабинета директора 3 октября в 12 часов.
научный
художественный
официально-деловой
публицистический
Стиль речи
Подчеркните стиль текста.
Устная речь представляет поток звуков. При произнесении речи возникают звуковые колебания, волны, которые люди воспринимают с помощью органов слуха.
научный
художественный
официально-деловой
публицистический
Тексты
Распределите тексты по стилям речи.
Что ты на меня уставилась? Что тебе опять нужно?
Аллергия – это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении реакций.
Мы приходим в мир, чтобы постигнуть его красоту. Красота – это радость жизни.
Справка подтверждает, что Иванов Иван Иванович является учащимся 6 класса.
Господа и слуги стояли на крыльце и смотрели на полыхающее зарево пожара.
Название стилей речи
Впишите название стиля речи.
«Ну и погода сегодня! То солнце, то дождь. Не очень-то и тепло».
Ответ:
Связный текст
Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Пятая планета была очень занятная.
Она оказалась меньше всех.
Маленький принц не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планете, где нет домов и жителей, нужны фонарь и фонарщик.
На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
Разные стили речи
Выберите стиль текста.
В Самаре сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Температура днём +11 – +13 °С.
Тексты в разных стилях
Определите общий стиль, к которому относится каждый текст.
Футболист ударил по мячу, значит, его нога оказала воздействие на мяч, и увеличила скорость мяча.
речь
«Слава пинает мяч Ваньке, а тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч летит в ворота».
речь
Особенности стилей речи
Заполните пропуски в таблице.
Стиль | Где используется |
---|---|
доклад | |
неформальное общение | |
роман | |
заявление | |
газета |
научный
официально-деловой
публицистический
художественный
разговорный
Разговорные слова и обороты
Выделите цветом в тексте разговорные слова и обороты.
– Скажи-ка, Вася, почему снегирей снегирями зовут?
– Ммм…Не знаю.
– Думай, Вася, думай! Снег – снегирь… Ну?
– Снегири со снегом прилетают?! Да?!
– Конечно! Ну ты и тугодум!
Комплексный анализ текста.
Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Выделите цветом правильный ответ.
В полнейшей тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Спит вода, спят желтые кувшинки, спят птицы, спят рыбы. И только медленные и бесшумные совы проносятся над костром. Они похожи на комочки белого пуха. Котелок сердится и бормочет на жарком огне. Мы говорим шёпотом. 10. Туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается солнце бесконечного летнего дня.
разговорный стиль
публицистический стиль
официально-деловой стиль
научный стиль
художественный стиль
Типы речевых ситуаций
Рассортируйте типы речевых ситуаций.
Официальная обстановка | Неофициальная обстановка |
---|---|
в гостях у знакомых
дома
в школе на уроке
в школе на перемене
в поликлинике
на экскурсии в музее
на работе
на собрании
Примеры воздействия
Выделите цветом выражения, которые обозначают процесс воздействия на собеседника.
Здороваться, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать замечание нарушителю дисциплины, делать доклад в кружке, приглашать ребят в поход, объяснять задачу однокласснику, давать сведения о местности.
Публицистический стиль
Выберите, какие стилевые черты характеризуют публицистический стиль речи.
Риторические фигуры, эмоциональная лексика |
Особые слова и устойчивые словосочетания |
Термины, определения, точные цифры |
Разговорная лексика, несложный синтаксис, короткие предложения |
Выразительные средства, образность |
Евгения Никитина
Обновлено: 2019.10.28
Шрифт
A
A
В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.
Что такое стиль текста
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.
Его применение зависит от:
- ситуации, в которой используется текст;
- аудитории читателей;
- целей повествования.
Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:
- МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
- За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.
В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.
Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.
Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Лексические особенности:
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля
Как определить стили текста
Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:
- Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
- Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
- Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи
Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:
Примеры текстов разных стилей
Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.
Научный
Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля
Здесь мы видим специальную лексику:
- «электрическая цепь»;
- «источник напряжения»;
- «потребитель тока»;
- «резистор»;
- «проводник»;
- «напряжение»;
- «нагрузка».
Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».
Официально-деловой
Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля
Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.
Художественный
Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля
В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.
Публицистический
Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля
Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Подни