Прочитай текст к какому стилю речи он относится каким стилям речи свойство

Прочитай текст к какому стилю речи он относится каким стилям речи свойство thumbnail

null

Проверяем
себя!
с.303 — 305

null

Продолжите и
1
закончите предложение
1) Если в сложном
предложении с различными
видами связи рядом
окажутся сочинительный и
подчини-тельный союзы, то
запятая между ними не
ставится, когда …
2) В периоде вначале голос
плавно …, затем следует …,
после этого голос резко … и
он возвращается к исход-ной
позиции.

null

Определите, какое из
2
предло-жений
соответствует данной
схеме:
[ ], ( ); [ ], ( ). Назовите
вид связи.
1) Когда идёшь по густому таёжному
лесу пешком, легко сбиться с
направления; чтобы этого не
случилось де-лают зарубки на
ствола.
2) Для Константина Левина деревня
была тем хороша, что она
представляла поприще для труда
несомненно полезного; для Сергея

null

3
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он
относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца за­гораются капли росы. (2)Если 
сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. 
(З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, 
другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно­
голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, 
как это разноцветное горение сочетается с си­невой, желтизной, розоватостью, лиловостью и 
белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, 
свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то 
синими, то желтыми.(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слег­ка мохнатых, 
шершавых листиках травы накапливается роса и по­коится в них, светлая и холодная, огромными 
упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной жи­вительной 
свежести. (б)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному 
лугу, и как красив осы­панный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, мно­гое другое. 
(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда 
он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает вни­мания на 
то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, 
выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается 
челове­ку, а вот передать его невозможно.(По В. Солоухину )
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.

null

Стилистический анализ текста.
Стиль — публицистический, жанр — художественно-публицистический. При написании этого
текста автор стремился поделиться своими наблюдениями, написать о том, что его лично
удивляет, поражает, вдохновляет, пробудить в читателях желание самим хоть раз увидеть
нечто подобное.
Стилевые черты: яркость, страстность, эмоциональность, непринужденность изложения,
непосредственное обращение к читателю /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять… и
вы будете думать/, главное отличие от художественного стиля — обобщенное описание, нет
конкретики типа этим утром, сегодняшняя роса и т. д.
Характерные особенности:
• Эпитеты /вкус земной живительной свежести, просвеченные огненной искоркой, капельки
хрустальной влаги, кровавого цвета/;
• Разговорная форма изложения /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля
и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и
бывает окружающий вас мир…
• Разговорная лексика /нахлынет зной, кидают свои цветные тени, цветущий куст вишенья/;
• Характерные для публицистики обороты /того состояния души и тела, которое  охватывает
человека; может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как…; вкус
земной живительной свежести/.

null

2 Какое из
утверждений не
отражает позицию
автора текста?
1) Прекрасен и удивителен мир
природы.
2) В самых обычных вещах, если к
3
ним присмотреться,
обнаруживается необычное.
3) Всегда можно найти слова,
чтобы передать состояние
своей души.
4) Человек чувствует состояние
природы, её настроение.
3

null

3 Какое из указанных
предложений связано с
предыдущим личным
местоимением?
в пищу
1) 2 2) 6 3) 8
8
4 В каком значении употреблено
1
1) зелёный цвет, нечто зелёное
2) растительность, растения
3) овощи и травы, употребляемые
зелень в предложении 3?
слово
81

null

5. Выпишите в 2
колонки слова с
корнем –рос – и
формы этих слов.
Добавьте
однокоренные слова и
укажите
грамматические
значения этих слов

null

(8)Может быть, он не обращает вни­мания на то, как в 
крохотной росинке четко виднеются еще более 
крохотные отраженные ромашки, выросшие по 
соседству, но общее состояние в природе, общее 
настроение тотчас сообщается челове­ку, а вот 
передать его невозможно.
6
Укажите, какая характеристика
предложения 8 является верной.
1) сложноподчинённое
2) сложное с подчинительной и сочинительной 
связью
3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
4) сложное с подчинительной, сочинительной и 
бессоюзной связью
    
2
2

null

7.Какие особенности
построения текста
характерны для данного
отрывка? Как называется
этот стилистический приём?
8. Напишите сочинение-
рецензию по тексту В.
Солоухина. Разде ляете ли вы
точку зрения автора?
Аргументируйте своё мнение.

null

Задание 8.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста рассказывает о том, как «в отлогих,
почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы». Писатель с
нескрываемым восхищением описывает красоту росинок, как они сочетаются с разноцветными
луговыми цветами, как цветы заставляют росинки менять свой цвет. Вместе с тем автор
замечает, что состояние человека, когда он находится наедине с природой, настолько
бесподобно, что его невозможно точно описать. Свои рассуждения поэт завершает
справедливым выводом о том, что «тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада,
невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду».
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Солоухин
убеждён: природа оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, она вселяет в
него счастье.
Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: природа очень хорошо влияет
на самочувствие человека, его душевное состояние.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним
роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одним из главных героев
является Пьер Безухов. Этот человек достаточно долго был несчастлив. Но затем, попав в плен
к французам, он осознал всю прелесть природы, к нему пришло новое, неиспытанное чувство
радости и крепости жизни. Пьер ощутил единство мироздания, и, как следствие, стал счастлив.
Таким образом, природа оказывает сильное благотворное влияние на душевный мир человека.

Читайте также:  Какие свойства называют восстановительными свойствами

null

Приведу ещё один литературный пример, который показывает:
природа может принести человеку чувство необыкновенного
счастья. В стихотворении Ф.И. Тют-чева «Не то, что мните вы,
природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу
«бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее
автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились:
«Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про
них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!»
Следовательно, природа, принося человеку чувство счастья,
оказывает благотворное влияние на его душевное состояние.
В заключение ещё раз подчеркну: оставшись наедине с
природой, человек, который любит и ценит её, почувствует
заметное улучшение состояние и чувство необыкновенного
счастья, и, возможно, минуты, проведённые с природой,
окажутся самыми лучшими в его жизни

Источник

Стиль речи

Укажите стиль текста.

Ветер – это перемещение воздуха над поверхностью земли. Он возникает из-за неравномерного распределения атмосферного давления.

научный

художественный

официально-деловой

публицистический

Стили речи

Выделите цветом стиль речи текста.

Внимание! Все желающие отправиться на экскурсию в Москву собираются у кабинета директора 3 октября в 12 часов.

научный

художественный

официально-деловой

публицистический

Стиль речи

Подчеркните стиль текста.

Устная речь представляет поток звуков. При произнесении речи возникают звуковые колебания, волны, которые люди воспринимают с помощью органов слуха.

научный

художественный

официально-деловой

публицистический

Тексты

Распределите тексты по стилям речи.

Что ты на меня уставилась? Что тебе опять нужно?

Аллергия – это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении реакций.

Мы приходим в мир, чтобы постигнуть его красоту. Красота – это радость жизни.

Справка подтверждает, что Иванов Иван Иванович является учащимся 6 класса.

Господа и слуги стояли на крыльце и смотрели на полыхающее зарево пожара.

Название стилей речи

Впишите название стиля речи.

«Ну и погода сегодня! То солнце, то дождь. Не очень-то и тепло».

Ответ:

Связный текст

Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Пятая планета была очень занятная.

Она оказалась меньше всех.

Маленький принц не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планете, где нет домов и жителей, нужны фонарь и фонарщик.

На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

Разные стили речи

Выберите стиль текста.

В Самаре сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Температура днём +11 – +13 °С.

Тексты в разных стилях

Определите общий стиль, к которому относится каждый текст.

Футболист ударил по мячу, значит, его нога оказала воздействие на мяч, и увеличила скорость мяча.

 речь

«Слава пинает мяч Ваньке, а тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч летит в ворота».

 речь

Особенности стилей речи

Заполните пропуски в таблице.

Стиль Где используется

доклад

неформальное общение

роман

заявление

газета

научный

официально-деловой

публицистический

художественный

разговорный

Разговорные слова и обороты

Выделите цветом в тексте разговорные слова и обороты.

– Скажи-ка, Вася, почему снегирей снегирями зовут?

– Ммм…Не знаю.

– Думай, Вася, думай! Снег – снегирь… Ну?

– Снегири со снегом прилетают?! Да?!

Читайте также:  Кактусы какие полезные свойства

– Конечно! Ну ты и тугодум!

Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Выделите цветом правильный ответ.

В полнейшей тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Спит вода, спят желтые кувшинки, спят птицы, спят рыбы. И только медленные и бесшумные совы проносятся над костром. Они похожи на комочки белого пуха. Котелок сердится и бормочет на жарком огне. Мы говорим шёпотом. 10. Туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается солнце бесконечного летнего дня.

разговорный стиль

публицистический стиль 

официально-деловой стиль 

научный стиль 

художественный стиль

Типы речевых ситуаций

Рассортируйте типы речевых ситуаций.

Официальная обстановка

Неофициальная обстановка

в гостях у знакомых

дома

в школе на уроке

в школе на перемене

в поликлинике

на экскурсии в музее

на работе

на собрании

Примеры воздействия

Выделите цветом выражения, которые обозначают процесс воздействия на собеседника.

Здороваться, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать замечание нарушителю дисциплины, делать доклад в кружке, приглашать ребят в поход, объяснять задачу однокласснику, давать сведения о местности.

Публицистический стиль

Выберите, какие стилевые черты характеризуют публицистический стиль речи.

Риторические фигуры, эмоциональная лексика

Особые слова и устойчивые словосочетания

Термины, определения, точные цифры

Разговорная лексика, несложный синтаксис, короткие предложения

Выразительные средства, образность

Источник

Евгения Никитина

Обновлено: 2019.10.28

Шрифт
A
A

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Научный стиль речи

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.
Читайте также:  Какие свойства проявляют альдегиды

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Официально-деловой стиль речи

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.
Схема определения стиля речи

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Научный стиль

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Официально-деловой стиль

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Художественный стиль

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Публицистический стиль

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Подни