При каком виде власти характеристики и свойства влияющего настолько
1
Какое управленческое действие не относится к функциям менеджмента персонала?
составление отчетов;
Правильный ответ
2
Управленческий персонал включает:
руководителей, специалистов;
Правильный ответ
3
Японскому менеджменту персонала не относится:
продвижение по карьерной иерархии зависит от профессионализма и успешно выполненных задач, а не от возраста рабочего или стажа.
Правильный ответ
4
С какими дисциплинами не связана система наук о труде и персонале?
«Транспортные системы»;
Правильный ответ
5
Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:
определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;
Правильный ответ
6
Изучение кадровой политики предприятий-конкурентов направленно:
на разработку эффективной кадровой политики своего предприятия.
Правильный ответ
7
Что включает инвестирование в человеческий капитал?
расходы на повышение квалификации персонала;
Правильный ответ
8
Человеческий капитал — это:
форма инвестирования в человека, т. е. затраты на общее и специальное образование, накопление суммы здоровья от рождения и через систему воспитания до работоспособного возраста, а также на экономически значимую мобильность;
Правильный ответ
9
Функции управления персоналом представляют собой:
комплекс направлений и подходов работы в с кадрами, ориентированный на удовлетворение производственных и социальных потребностей предприятия;
Правильный ответ
10
Потенциал специалиста – это:
совокупность возможностей, знаний, опыта, устремлений и потребностей;
Правильный ответ
11
Горизонтальное перемещение рабочего предусматривает такую ситуацию:
переведение с одной работы на другую без изменения заработной ты или уровня ответственности;
Правильный ответ
12
Профессиограмма — это:
это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, предъявляемые к человеку.
Правильный ответ
13
Какой раздел не содержит должностная инструкция?
«Выводы».
Правильный ответ
14
Интеллектуальные конфликты основаны:
на борьбе идей в науке, единстве и столкновении таких противоположностей, как истинное и ошибочное;
Правильный ответ
15
Конфликтная ситуация — это:
противоречивые позиции сторон по поводу решения каких-либо вопросов.
Правильный ответ
16
На какой стадии конфликта появляется явное (визуальное) проявление острых разногласий, достигнутое в процессе конфликта:
кульминация;
Правильный ответ
17
Латентный период конфликта характеризуется такой особенностью:
отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.
Правильный ответ
18
Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей – это:
противоборство, конкуренция;
Правильный ответ
19
Комплексная оценка работы — это:
определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и эффективности работы и сравнение с предыдущими периодами с помощью весовых коэффициентов;
Правильный ответ
20
Коллегиальность в управлении — это ситуация, когда:
работодатели работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляют управленческий штат.
Правильный ответ
21
Какая подсистема кадрового менеджмента направлена на разработку перспективной кадровой политики:
стратегическая.
Правильный ответ
22
Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:
классическая школа или школа административного управления;
Правильный ответ
23
Кадровый потенциал предприятия – это:
совокупность работающих специалистов, устраивающихся на работу, обучающихся и повышающих квалификацию с отрывом от производства;
Правильный ответ
24
Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:
наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;
Правильный ответ
25
Какая теория мотивации относится к процессуальным теориям?
теория ожидания В. Врума;
Правильный ответ
26
Валентность согласно теории В. Врума — это:
мера ценности или приоритетности;
Правильный ответ
27
Основным положением какой теории является то, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят с вознаграждением других людей?
теории равенства С. Адамса.
Правильный ответ
28
Теория усиления Б. Ф. Скиннера основанная на таком положении:
поведение людей обусловлено последствиями их деятельности в подобной ситуации в прошлом;
Правильный ответ
29
К содержательным мотивационным теориям относятся теории:
Ф. Герцберга.
Правильный ответ
30
Какое положение относится к теории мотивации Портера-Лоулера:
результативный труд ведет к удовлетворению работников;
Правильный ответ
31
Какие потребности в теории А. Маслоу являются базовыми (находящиеся на нижнем уровне иерархии потребностей)?
физиологические;
Правильный ответ
32
Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:
максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены;
Правильный ответ
33
Какое количество групп потребностей выделяет теоретическая модель мотивации К. Альдерфера:
три;
Правильный ответ
34
Средний уровень зарплаты одного работника рассчитывается:
как отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала.
Правильный ответ
35
Какой стиль руководства не включает модель, описывающая зависимость стиля руководства от ситуации, предложенная Т. Митчелом и Р. Хаусом?
стиль «предлагать».
Правильный ответ
36
Какой стиль лидерства не включает теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара?
«информировать».
Правильный ответ
37
Какое количество вариантов руководства выделяет модель стилей руководства Врума-Йеттона:
пять;
Правильный ответ
38
Какой из пяти основных стилей руководства, согласно двухмерной модели поведения руководителя (управленческая решетка Блейка и Мутона), является самым эффективным?
«Команда» (групповое управление) ;
Правильный ответ
39
Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность удовлетворять его потребности:
власть, основанная на вознаграждении;
Правильный ответ
40
Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет возможность заставлять и полное право наказывать:
власть, основанная на принуждении;
Правильный ответ
41
Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что руководитель обладает специальными знаниями и компетенцией, которые позволят удовлетворить его потребности:
экспертная власть;
Правильный ответ
42
Какой вид власти подразумевает веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться им:
законная власть.
Правильный ответ
43
При каком виде власти характеристики и свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий:
эталонная власть;
Правильный ответ
44
Определение квалификации специалиста, уровня знаний либо отзыв о его способностях, деловых и иных качествах:
аттестация;
Правильный ответ
45
Руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязывать свою волю исполнителям.
автократичный руководитель;
Правильный ответ
46
Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:
антагонистические, компромиссные;
Правильный ответ
47
Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:
инвестиции в человеческий капитал;
Правильный ответ
48
Показатель, характеризуется изменением индексов цен на товары и услуги, которые входят в состав потребительских корзин минимального потребительского бюджета:
индекс стоимости жизни;
Правильный ответ
49
Неосязаемая личная собственность: продукт интеллектуальной деятельности, который проявляется в эффекте использования в различных сферах жизни общества:
интеллектуальная собственность;
Правильный ответ
50
Регулирует взаимоотношения между работодателями, т. е. покупателями продуктов интеллектуального труда и самими субъектами интеллектуальной деятельности по поводу формирования цены интеллектуального труда:
инфраструктура рынка интеллектуального труда;
Правильный ответ
51
Что не включает инфраструктура рынка интеллектуального труда:
аграрные биржи;
Правильный ответ
52
Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:
коммуникативные;
Правильный ответ
53
Какой признак характерен для формальной группы (коллектива) в организации:
структура коллективов и групп определяется соответствующими официальными документами, предусматривающими круг обязанностей и прав как всего коллектива, так и отдельных, входящих в ее состав работников.
Правильный ответ
54
Расчетный показатель, учитывающий логическое мышление, способность добиваться поставленной цели, объективность самооценки, умение формулировать обоснованные суждения:
коэффициент интеллектуального развития (IQ);
Правильный ответ
55
Какой компонент не включает трудовой потенциал человека:
депозитные счета в банках.
Правильный ответ
56
Что такое адаптация персонала?
взаимоотношения работника и организации, которые основываются на постепенном приспособлении сотрудников к новым профессиональным, социальных и организационно-экономических условий работы;
Правильный ответ
57
Разделение труда предусматривает:
разделение труда согласно систематизированным трудовым функциям;
Правильный ответ
58
Нормированное рабочее время включает:
общую продолжительность рабочей смены, на протяжении которой работник осуществляет трудовые функции;
Правильный ответ
59
Норма выработки основана:
на определении количества продукции, которая должна быть изготовлена одним работником;
Правильный ответ
60
Метод оценки персонала, предусматривающий беседу с работником в режиме «вопрос–ответ» по заранее составленной схеме или без таковой для получения дополнительных сведений о человеке – это метод:
интервьюирования;
Правильный ответ
61
Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:
мотив;
Правильный ответ
62
Блага, материальные ценности, на получение которых направлена трудовая деятельность человека – это:
стимулы.
Правильный ответ
63
Методы предполагающие передачу сотрудникам сведений, которые позволяют им самостоятельно организовывать свое поведение и свою деятельность – это:
методы информирования;
Правильный ответ
64
Среди качественных показателей эффективности системы управления выделите количественный показатель:
величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала.
Правильный ответ
65
Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы — это:
отношение темпов увеличения производительности труда к заработной плате.
Правильный ответ
66
Отношением числа уволенных работников к общей численности персонала рассчитывается:
текучесть кадров;
Правильный ответ
67
Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительной дисциплины к общей численности персонала – это показатель:
уровня трудовой дисциплины;
Правильный ответ
68
Какой вид безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно оперативно совершать межотраслевые перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы?
естественная безработица;
Правильный ответ
69
Создатели какой школы управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения?
школа научного управления;
Правильный ответ
70
Ученые какой школы управления впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»?
школа человеческих отношений;
Правильный ответ
71
Исследователи какой школы управления рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе?
школа человеческих отношений;
Правильный ответ
72
Исследователи какой школы управления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни?
школа науки о поведении;
Правильный ответ
73
Ключевой характеристикой какой школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями?
школа науки управления или количественных методов.
Правильный ответ
74
74 Какой из 14 принципов управлении, выделенных Анри Файолем, позволит добиться более высоких результатов при том же объеме усилий:
разделение труда (специализация);
Правильный ответ
75
Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему?
единоначалие;
Правильный ответ
76
Какая из школ в теории развития кадрового менеджмента сформулировала функции управления:
классическая школа или школа административного управления;
Правильный ответ
77
Какой из подходов помогает интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления:
системный подход.
Правильный ответ
78
Модель «Z» содержит в себе основные идеи американского и японского менеджмента и большинством специалистов расценивается как идеальная. В ней сочетаются система индивидуальных ценностей и групповые формы взаимодействия. Какая из перечисленных идей характерна для американского менеджмента:
индивидуальная ответственность;
Правильный ответ
79
Какой из представленных факторов эффективности деятельности предприятия больше всего способствует стимулированию деятельности работников:
система мотивации;
Правильный ответ
80
Какая из приведенных рекомендаций мотивирует работников на полную самоотдачу в интересах предприятия:
вознаграждать за достижение стандарта.
Правильный ответ
81
Существует четыре основных типа поведения человека, формирование которых происходит на основе отношения людей к нормам поведения и ценностям предприятия. Для какого типа поведения характерна высокая надежность:
преданный и дисциплинированный (полностью принимает ценности и нормы поведения, его действия не вступают в противоречие с интересами организации);
Правильный ответ
82
Согласно теории «X», руководитель должен:
принуждать подчиненных;
Правильный ответ
83
С точки зрения теории «Y» менеджер должен верить в потенциал человека и относиться к подчиненным как к ответственным людям, стремящимся к полной самореализации. По этой теории:
работа доставляет людям удовлетворение;
Правильный ответ
84
Для того чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватор, следует:
связать плату с качеством выполнения или результатом, чтобы награда была соизмерима с усилиями работника;
Правильный ответ
85
Согласно какому принципу, выделенному Анри Файолем, для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу?
вознаграждение персонала;
Правильный ответ
86
Какой тип власти влияет на людей через привитые культурой ценности:
традиционная или законная власть;
Правильный ответ
87
Основным социально-психологическим фактором, влияющим на эффективность деятельности группы, является:
культура (разработанные группой основные допущения относительно способов восприятия мыслей и чувств во время выполнения задания);
Правильный ответ
88
Укрепляя авторитет, менеджер должен следить за тем, чтобы он не подавлял, не сковывал инициативу подчиненных. Какой из приведенных разновидностей псевдоавторитета (ложного авторитета) лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность:
авторитет подавления — руководитель прибегает к угрозам, вселяет страх в подчиненных, ошибочно полагая, что такие приемы укрепят его авторитет.
Правильный ответ
89
Какой тип роли в неформальной группе отводится человеку, вырабатывающему новые подходы к старым проблемам, предлагающему новые идеи и стратегии?
креативщик;
Правильный ответ
90
Какая информация не относится к передаваемой по каналам неформальных коммуникаций:
приказы и распоряжения генерального директора.
Правильный ответ
91
Выделите основной тип поведения, характерный для харизматического лидера (харизма — личное обаяние):
выражение активной заботы о людях, в том числе и о самом себе, моделирование, самоуважение и усиление в других чувства собственного достоинства, вовлечение людей в принятие важных решений;
Правильный ответ
92
Какой из представленных стилей руководства необходимо применять в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:
авторитарный;
Правильный ответ
93
Стиль руководства, при котором придерживаются принципов невмешательства, члены коллектива поощряются к творческому самовыражению, — это:
демократический;
Правильный ответ
94
Управленческая сетка, или решетка Р. Блейка и Д. Моутона, включает пять основных подходов руководства и представляет собой таблицу 9×9 позиций. Вертикаль (девять значений матричного кода) означает заботу о человеке. Девять значений по горизонтали означают заботу о производстве. Какой из стилей является оптимальным для разработки стратегии в конфликтных ситуациях:
компромиссный (удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, склонность к компромиссам и традициям тормозят развитие оптимистического взгляда — код 5.5).
Правильный ответ
95
Когда в процессе производственной деятельности сталкиваются интересы разных людей или специальных групп, то основной причиной конфликта является:
различия в целях;
Правильный ответ
96
Какой из стилей разрешения конфликтов направлен на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
стиль компромисса.
Правильный ответ
97
Коммуникационные сети показывают:
всю совокупность связей между элементами предприятия;
горизонтальные коммуникации.
Правильный ответ
98
Цена рабочей силы — это:
заработная плата и бенефиты, реально выплачиваемые работодателем с учетом государственного регулирования в этой области;
Правильный ответ
99
Что не является задачей системы управления персоналом?
всё вышеперечисленное входит в задачи системы управления персоналом
Правильный ответ
100
Что не является функциями управления персоналом?
всё вышеперечисленное является функциями управления персоналом.
Правильный ответ
Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.
Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.
Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.
1. Влияние
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.
Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.
Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.
Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.
Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.
Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.
2. Власть
Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.
Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.
3. Формы власти
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
- Власть, основанная на принуждении;
- Власть, основанная на вознаграждении;
- Должностная (традиционная) власть;
- Власть авторитета.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
3.1. Власть, основанная на принуждении
Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.
Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.
В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.
Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.
Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.
Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
3.2. Власть, основанная на вознаграждении
Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.
Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.
3.3. Должностная власть
Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.
Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.
Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.
Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.
Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.
3.4. Власть, основанная на авторитете
Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
- на вере в личностные особенности человека, его престиж;
- на вере в способности человека, его деловые качества.
Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.
Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:
- на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
- на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
- на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.
Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.
Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
- Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
- Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
- Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
- Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
- Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
- Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.
Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.
Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.
Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.
В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.
4. Влияние путем сотрудничества
Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграж