По каким общим свойствам можно сравнить разные структурные уровни
Klokovi / 12 февр. 2015 г., 19:37:38
1. Совокупность особей одного вида, обитающих в определенном пространстве, свободно скрещивающихся между собой и дающих потомство, составляет
генетическую систему.
2. Какое определение дал Ч. Дарвин наследственной изменчивости?
3. Современное название индивидуальной изменчивости (неопределенная).
4. Предок собаки по определению Ч. Дарвина.
5. К какому виду искусственного отбора относится бессознательный отбор?
6. Борьба за существование между видами.
7. Борьба за местообитание между птицами одного вида перед размножением.
8. Как называется борьба между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу?
9. Орган кактуса, выполняющий фотосинтезирующую функцию.
10. Организм, впадающий в летнюю спячку в результате приспособления к условиям окружающей среды для сохранения своей жизнедеятельности.
11. Что образуется в результате естественного отбора?
12. Возникновение определенных признаков у организмов для существования в условиях окружающей среды.
13. К какой окраске относится приспособленность организмов, которые живут в открытой местности и могут оказаться доступными для врагов?
14. К какому виду приспособленности относится яркая привлекающая окраска организмов?
15. К какому виду приспособленности относится сходство формы морского конька и рыбы-иглы с водорослью?
16. К какому виду приспособленности относятся запасание корма на зиму, забота о потомстве?
17. Критерий, показывающий сходство внешних и внутренних признаков особей одного вида.
18. Критерий, определяющий занимаемое местообитание каждого вида.
19. Критерий вида, показывающий нескрещиваемость между собой особей разных видов.
20. Критерий, определяющий отличие в поведении организмов.
21. Результат микроэволюнии.
Иришулька / 19 сент. 2013 г., 23:45:42
9. У овец некоторой породы среди животных с ушами нормальной длины встречаются и полностью безухие особи. При скрещивании длинноухих между собой, и
безухих между собой потомство сходно с родителями. Гибриды между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится при скрещивании таких гибридов между собой?
10. Иммунность к головне у овса доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство в первом поколении получится от гомозиготных иммунных особей с растениями поражаемыми головнёй? От скрещивания гибридов первого поколения? Напишите результат возвратного скрещивания гибридов F1 с родительской формой, лишённой иммунитета.
11. Редкий в популяции ген (h) вызывает у человека наследственную анофтальмию (безглазие), доминантный аллельный ген (H) определяет нормальное развитие глаз. У гетерозигот по этому признаку глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по гену (Н). Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.
12. Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребёнок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и детей. Какова вероятность рождения третьего ребёнка здоровым?
13. У человека ген нормальной пигментации кожи доминантен по отношению к гену альбинизма (отсутствие пигмента в коже). Муж и жена имеют нормальную пигментацию кожи, а их первый ребенок в семье альбинос. Определите генотипы всех членов семьи. Какова вероятность рождения детей с нормальной пигментацией?
14. У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость его рецессивной аллелью. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые.
15. При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды. При скрещивании белой – белые ягоды. При скрещивании сортов между собой получаются розовые ягоды. При скрещивании земляники с розовыми ягодами между собой оказалось 45 кустов с красными ягодами. Какое количество кустов будет похоже на родительские формы?
16. У томатов высокий рост доминирует над карликовостью, рассечённая форма листа – над картофелевидными листьями. Определите генотипы родителей, если в потомстве получено следующее расщепление: 924 — высокие томаты с рассечёнными листьями; 317 — высокие томаты с картофелевидными листьями; 298 — карликовые томаты с рассечёнными листьями; 108 — карликовые томаты с картофелевидными листьями.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2018;
проверки требуют 8 правок.
Уровни организации жизни — иерархически соподчинённые уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения. Чаще всего выделяют восемь основных структурных уровней жизни:
- молекулярный,
- клеточный,
- тканевый,
- органный,
- организменный,
- популяционно-видовой,
- биогеоценозный,
- биосферный.
В типичном случае каждый из этих уровней является системой из подсистем нижележащего уровня и подсистемой системы более высокого уровня.
Следует подчеркнуть, что построение универсального списка уровней биосистем невозможно. Выделять отдельный уровень организации целесообразно в том случае, если на нём возникают новые свойства, отсутствующие у систем нижележащего уровня. К примеру, феномен жизни возникает на клеточном уровне, а потенциальное бессмертие — на популяционном[1]. При исследовании различных объектов или различных аспектов их функционирования могут выделяться разные наборы уровней организации. Например, у одноклеточных организмов механизмы регуляции изучаемого процесса.
Одним из выводов, следующих из общей теории систем является то, что биосистемы разных уровней могут быть подобны в своих существенных свойствах, например, принципах регуляции важных для их существования параметров.
Молекулярный уровень организации жизни[править | править код]
Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.
- Компоненты
- Молекулы неорганических и органических соединений
- Молекулярные комплексы
- Основные процессы
- Объединение молекул в особые комплексы
- Осуществление кодирования и передачи генетической информации
- Науки, ведущие исследования на этом уровне
- Биохимия
- Биофизика
- Молекулярная биология
- Молекулярная генетика
Тканевый уровень организации жизни[править | править код]
Тканевый уровень представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с многоклеточностью. У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференцировки клеток. У животных различают несколько типов тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). У растений различают меристематическую, защитную, основную и проводящую ткани. На этом уровне происходит специализация клеток.
Органный уровень организации жизни[править | править код]
Органный уровень представлен органами организмов. У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счёт различных органелл. У более совершенных организмов имеются системы органов. У растений и животных органы формируются за счёт разного количества тканей. Для позвоночных характерна цефализация, заключающаяся в сосредоточении важнейших центров и органов чувств в голове.
Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни[править | править код]
Представлен одноклеточными и многоклеточными организмами растений, животных, грибов и бактерий.
- Компоненты
- Клетка — основной структурный компонент организма. Из клеток образованы ткани и органы многоклеточного организма
- Основные процессы
- Обмен веществ (метаболизм)
- Раздражимость
- Размножение
- Онтогенез
- Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
- Гомеостаз
- Науки, ведущие исследования на этом уровне
- Анатомия
- Биология развития
- Аутэкология
- Генетика
- Гигиена
- Морфология
- Физиология
Популяционно-видовой уровень организации жизни[править | править код]
Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций.
- Компоненты
- Группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой
- Основные процессы
- Генетическое своеобразие
- Взаимодействие между особями и популяциями
- Накопление элементарных эволюционных преобразований
- Осуществление микроэволюции и адаптация к изменяющейся среде
- Видообразование
- Увеличение биоразнообразия
- Науки, ведущие исследования на этом уровне
- Генетика популяций
- Эволюция
Биогеоценотический уровень организации жизни[править | править код]
Представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни.
- Компоненты
- Популяции различных видов
- Факторы среды
- Пищевые цепи, потоки веществ и энергии
- Основные процессы
- Биохимический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь
- Подвижное равновесие между живыми организмами и абиотической средой (гомеостаз)
- Обеспечение живых организмов условиями обитания и ресурсами (пищей и убежищем)
- Науки, ведущие исследования на этом уровне
- Биогеография
- Биогеоценология
- Экология
Биосферный уровень организации жизни[править | править код]
Представлен высшей, глобальной формой организации биосистем — биосферой.
- Компоненты
- Биогеоценоз
- Антропогенное воздействие
- Основные процессы
- Активное взаимодействие живых и неживых веществ планеты
- Биологический глобальный круговорот веществ и энергии
- Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность
- Науки, ведущие исследования на этом уровне
- Экология
- Глобальная экология
- Космическая экология
- Социальная экология
- Физическая география
- Экология
См. также[править | править код]
- Учение о биосфере и ноосфере
- Уровни языка
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. Биология 10 класс. Базовый уровень. — 2-е изд., перераб. — М.: Вента-Граф, 2007. — С. 10—11, 217. — 224 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-360-00429-5.
- Коллектив авторов Института истории естествознания и техники АН СССР. Развитие концепции структурных уровней в биологии.. — М.: Наука, 1972. — 427 с. — 10 000 экз.
- Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е., Ижевский П. В. Биология 11 класс. Базовый уровень. — 2-е изд., перераб. — М.: Вента-Граф, 2007. — 240 с. — 25 000 экз. — ISBN 978-5-360-00237-6.
- Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Приложение 1 // Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. — М.: Вако, 2009. — С. 292—293. — 464 с. — (В помощь школьному учителю). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-94665-822-5.
Ссылки[править | править код]
- Учебная модель: Уровни биосистем