Пляска наташи у дядюшки какие свойства натуры наташи вызывают восхищение автора
Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским.
Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами.» Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». Все1 было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. -Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».
Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла туда, чтобы лучше их слышать; «Ей так же как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести-. НО когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!» И она обняла дядюшку и поцеловала его. Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни.
Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же «сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала-. Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, —эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, -этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de shale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста; как народ: «Она сделала то самое и
так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, ив тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рид он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял». Да. тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы. но суть в том, что она не знает его по-настоящему. «Мой Болконский», —думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала.
Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей «с совершенно новой нежностью».
По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива».
Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее. Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: «Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.
Автор сочинения: Зося
Эпизод «У дядюшки: пляска Наташи»» (т. 2, ч. 4, гл. 7)
ЗАДАНИЕ №6
Прочитать отрывок из главы, ответить на вопросы Выразительно прочитайте эпизод «Пляска Наташи» Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора? Передайте с помощью слов писателя, комментирующих поведение героини, ее душевное состояние. Отчего ее лицо становится серьезным, зачитайте отрывок.
Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой-нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
— Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, — сказал дядюшка. — У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
— Как хорошо, право отлично, — сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
— Как отлично? — с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. — Не отлично, а это прелесть, что такое! — Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
— Еще, пожалуйста, еще, — сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
— Изволите слушать, — сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. — Он у нас славно играет, — сказала она.
— Вот в этом колене не то делает, — вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. — Тут рассыпать надо — чистое дело марш — рассыпать…
— А вы разве умеете? — спросила Наташа. — Дядюшка не отвечая улыбнулся.
— Посмотри-ка, Анисьюшка, что струны-то целы что ль, на гитаре-то? Давно уж в руки не брал, — чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у-ли-и-ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически-твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть-чуть что-то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что-то.
— Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из-за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
— Ну, ну, голубчик, дядюшка, — таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, — один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
— Ну, племянница! — крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pasdechale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
— Ну, графинечка — чистое дело марш, — радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. — Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, — чистое дело марш!
— Уж выбран, — сказал улыбаясь Николай.
— О? — сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
— Еще какой! — сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы все понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. — Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что-нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
— Прощай, племянница дорогая, — крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
Над образом каждого своего героя Толстой работал очень тщательно, продумывая внешность персонажа, характер, логику поступков. Особенно много внимания уделил автор своей любимой героине – Наташе Ростовой, прототипом которой были сразу две женщины: Софья Андреевна, жена писателя, и ее сестра, Татьяна Берс, очень дружившая с Толстым, поверявшая ему все свои тайны. Она замечательно пела, и А. А. Фет, завороженный ее голосом, посвятил ей стихотворение “Сияла ночь.
Луной был полон сад…”. Лучшие черты этих неординарных женщин нашли свое
отражение в образе Наташи.
Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским.
Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, “толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами”. Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое “отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой”.
Все было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. “Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки”.
Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла чуда, чтобы лучше их слышать: “Ей так же, как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести”. Но когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: “Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!” И она обняла дядюшку и поцеловала его.
Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни.
Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же “сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала”. Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить?
Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”. Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста, как народ: “Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: “Что значила улыбка Николая, когда он сказал: “уж выбран”?
Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял”.
Да, тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы, но суть в том, что она не знает его по-настоящему. “Мой Болконский”, – думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала.
Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей “с совершенно новой нежностью”.
По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: “Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней?
Но она была очень счастлива”.
Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее. Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: “Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь”.
В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.
Loading…
УРОК
ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ
ЦЕЛЬ: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Наташи Ростовой», фрагменты видеофильма.
ХОД УРОКА
Эпиграф Я не жил прежде. Только теперь живу.
Князь Андрей
Эта девушка такое сокровище…Это редкая
девушка.
Пьер Безухов
1. Орг. Момент
-Добрый день, ребята. Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности. Назовите героев романа. (Ребята, называя героев, садятся).
2. Вступительное слово учителя
Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».
Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.
Сам автор «Войны и мира» утверждал: « Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
Любимые | Нелюбимые | Сложно определить |
Наташа Ростова | А. П. Шерер | Соня |
Марья Болконская | Элен Курагина | Вера |
Жюли Карагина | А. М. Друбецкая | |
Лиза Болконская |
Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь. Это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие,карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
хранительницу очага, основу семьи;
высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
движение души.
Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.
3. Беседа.
Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. Как правило, литературный персонаж имеет несколько прототипов. Совмещая в себе отдельные четы различных лиц, известных автору. Прототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа.
Значение имени Наталия. Наталия означает «родная». Происхождение имени Наталия. Анализ тайны имени Наталия имеет смысл начать с происхождения. История имени Наталия имеет латинские корни, и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini, что означает рождение, Рождество. Существует форма Наталья.
— Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?
Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.
— В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?
Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.
Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).
— Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».
Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.
В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.
— Как дальше развивались события?
— Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.
— Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.
— Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.
— Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.
— Что же возрождает Наташу к жизни?
Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
— К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.
Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.
В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).
ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
4. Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАТАШИ РОСТОВОЙ
Первая встреча с Н. Ростовой | «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». |
Характер Наташи | Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь. |
Первый бал Н. Ростовой | «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …». «Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». |
Народные, национальные черты в характере Наташи | Танец Наташи во время охоты. «Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … — Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. «Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. — Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…» |
Ошибки, цена испытаний | Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа – воплощение любви | Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». |
Замужество | «Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын». Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
Обвиняли Толстого в том, что Наташа Ростова осталась в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Эмансипация – освобождение от зависимости, подчинённости, угнетения, предрассудков.
Задания:
Составить характеристику Наташи Ростовой.
Ответить письменно на один вопрос:
- Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
- Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
- Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
- Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
- Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
- Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
- Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание
1. Подготовить сообщения « Семейство Болконских», «Семейство Ростовых», «Семейство Курагиных».
2. Подготовиться к тематическому контролю
…что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Вопросы и задания для исследовательской работы
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1 ч. 1 гл. 8, 9, 10, 16).
Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает»некрасивая,но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей —«холодная и спокойная»?
Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру»).
В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».Понаблюдайте,как улыбаются героини. Наташа:»смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли:»вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «.что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1 ч. 3гл. 2).
Итог урока. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий:от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.