Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущено

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущено thumbnail

Раздел: Животные

Тема урока: Живые организмы

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1.2.2.1 сравнить животных и растения, определять их сходства и различия.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Различать растения и животные;

Большинство учащихся будут уметь:

Определять сходства и различия;

Некоторые учащиеся смогут:

Объяснять почему животные относятся к живым организмам.

Учащиеся могут:

Живые организмы, размножение, старение.

Ключевые слова и фразы:

Животные, растения, живые организмы, питание, дыхание, рост, старение, размножение, передвижение.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете растения живые организмы? Почему?

Как вы думаете чем отличаются растения и животные? Почему?

Подсказки:

Картинки, карточки, видео.

Предыдущее обучение

Учащиеся знают названия некоторых животных, знают этапы развития растений.

ПЛАН

Планируемые сроки

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

1-10 минут

Организационный момент.

В перемену отдохнули,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

(К) Постановка проблемной ситуации. Постановка цели.

Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое (корова)

Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)

Не ёлка, а колка;
Не кот, а мыши боятся. (еж)

Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
Сам всех боится. (заяц)

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день,
Зовётся… (олень)

Назовите все отгадки одним словом.

— Действительно – сегодня мы будем говорить о животных.

Цель: сегодня нам нужно провести исследование и определить: животные – живые организмы?

Как можно разделить животных на группы по типу питания?

Середина урока

11-30 минут

(П) Сравнительный анализ растений и животных.

Записывают в таблицу

Растения

Животные

Питаются

Питаются

Пьют

Пьют

Растут

Растут

Размножаются

Размножаются

Стареют

Стареют

Умирают

Умирают

Какой вывод вы можете сделать после своего исследования?

Животные – как и растения питаются, растут, размножаются, стареют, умирают.

Физминутка.

У оленя дом большой…

— Чем животные отличаются от растений?

Продумайте, почему животным нужно передвигаться, а растениям – нет?

(К) Просмотр видео сюжета и анализ его содержания.

Как питаются животные?

— Так почему же животным нужно передвигаться?

(И, Ф) Работа по карточкам

  1. Раскрась только животных.

  2. Справа нарисуй любое животное, которое тебе нравится и напиши, к какой группе оно относится: хищник, травоядное, всеядное. Напиши, чем питается это животное.

Критерии оценивания

Дескрипторы

1. Раскрашивают животных.

Умеют различать растения и животные.

2. изображают животное и описывают его свойства

Могут нарисовать в нужном месте рисунок.

Определяют группу животных.

Знают чем питается это животное.

Свойства живых организмов

С 1,31 до 2,15

С 2,49 до 2,58

о питании животных

как питаются животные

Конец урока

30 – 35 минут

Цели урока:

— Почему животные относятся к живым организмам?

— Чем отличаются животные от растений?

— На какие группы делятся животные по способу питания?

Рефлексия

hello_html_65dceb6c.png

Сигнальные карточки

Дифференциация – Как

вы планируете помогать

учащимся? Какие задания

вы планируете давать

более способным

ученикам?

Оценивание – как вы

планируете отслеживать

прогресс/знания

учащихся?

Межпредметные связи

«Самопознание»

«ИКТ»

Ценности

учащихся разделены на пары: одни исследуют растения, другие – животных.

На уроке осуществляется формативное оценивание, которое проверяет умение учащегося называть признаки живого организма, отличать растения от животных.

Смена видов деятельности, использование физминуток являются элементами применения здоровьесберегающей технологии

Источник

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущено

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Рост

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Смерть

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Клеточное строение организмов

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущено

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Разнообразие животных

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 2555.

Источник

Раздел:

Физиология простейших

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущено
Рис. 40. Схема, иллюстрирующая процесс фагоцитоза (1). Амеба при помощи ложноножек захватывает инфузорию (2)

Питание. Простейшие питаются пре­имущественно мертвой органикой, клетка­ми бактерий, водорослей, грибов, то есть они — гетеротрофы. Среди них встречаются и хищники, которые охотятся на других одноклеточных животных, а также паразиты человека, животных, реже — растений.

Только отдельные представители простей­ших, такие как эвглена зеленая, способны к фотосинтезу.

Все виды простейших могут поглощать растворы органических веществ, некоторые способны путем фагоцитоза захватывать твердые частицы (например, клетки других организмов). Амеба охватывает частицу пищи своими ложноножками (рис. 40). Эта частица пищи, окруженная мембраной, оказывает­ся внутри клетки. Так образуется пищева­рительная вакуоль, в которой пища перева­ривается.

Непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любом месте клетки или через специальные образования в ее мембране.

Дыхание. Простейшие дышат кислородом, растворенным в воде или другой жидкости (например, крови хозяина). Кислород, который они поглощают через поверхность клетки, окисляет органические вещества. При этом освобождается энергия, необходимая для обеспе­чения процессов жизнедеятельности организма. Углекислый газ, об­разующийся в процессе дыхания, выводится из клетки наружу.

Размножение. Многие виды простейших размножаются делением клетки надвое, множественным делением или почкованием клетки (бесполое размножение). Кроме того, у простейших встречается и по­ловое размножение. Это позволяет разнообразить наследственную ин­формацию и лучше приспосабливаться к изменениям среды обитания.

Раздражимость. Простейшие способны реагировать на действие разнообразных факторов окружающей среды (света, температуры, химических веществ и т.д.).

Выполним опыт. Нанесем на предметное стекло каплю воды с инфу­зориями, а рядом — каплю чистой воды. В каплю с инфузориями вне­сем несколько кристалликов поваренной соли. Соединим обе капли водным мостиком. Под микроскопом видно, как инфузории направля­ются к капле с чистой водой. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Простейшим свойственны различные таксисы — реакции на раз­дражители окружающей среды, которые проявляются в виде движе­ния организмов к источнику раздражения или в противоположную от него сторону.

Некоторые характерные признаки представителей подцарства Простейшие:

  • внутриклеточное пищеварение происходит преимущественно в пи­щеварительных вакуолях;
  • газообмен осуществляется через поверхность клетки;
  • ответные реакции на воздействие факторов окружающей среды осу­ществляются в основном в виде таксисов (движений в сторону ис­точника раздражения или в противоположную сторону);
  • размножение может быть как бесполым, так и половым;

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущеноНа этой странице материал по темам:

  • Раздрожимость видов простейших

  • Кишечнополостные размножение питание дыхание кратко

  • Текст процессы питания и дыхания одноклеточных

  • Краткий доклад на тему раздражимость у животных

  • Раздражимость простейших животных

Питание дыхание размножение какое свойство живых организмов пропущеноВопросы по этому материалу:

  • Как пи­таются простейшие?

Источник

1. На протяжении многих веков люди пытались выяснить, как возникла жизнь на Земле, как появляются новые живые организмы, чем они отличаются от тел неживой природы. Назови свойства живых организмов, отличающие их от тел неживой природы

Ответ: рост, развитие, размножение, наследственность, раздражительность, дыхание, питание, обмен веществ

2. Наука о живом называется биологией. Для изучения живых организмов ученые-биологи используют следующие методы исследования:

Ответ: опыт, наблюдение, описание

3. Методы изучения живых организмов используются и в условиях школьной лаборатории (в кабинете биологии). Приведи примеры исследований, которые ты провел в классе или самостоятельно дома

Ответ: доказали, что в некоторых продуктах есть крахмал, показали на опыте, что листья испаряют воду, доказали, что почва содержит воду

4. Работая с микроскопом, ты убедился, что живые организмы состоят из клеток. Нарисуй любые клетки. Подпиши, какому живому организму они принадлежат

Ответ: Человек

§28. Подведем итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов? - 1

5. Клетки образуют органы, а органы – единый

Ответ: организм

6. Одни живые организмы состоят всего из одной клетки, другие – из

Ответ: нескольких клеток. Например, инфузория туфелька – одна клетка, человек – нервные, мышечные, жировые и т.д. клетки

7. Любой новый организм возникает только из живых клеток:

Ответ:

а) у одних – из клеток тела, это бесполое размножение;
б) у других – из мужской и женской половых клеток, это половое размножение

Нарисуй схемы полового и бесполового размножения и приведи примеры. (В случае затруднений с ответом вернись к рисунку 31 в §13 и рисунку 38 в §16 учебника)

Ответ:

§28. Подведем итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов? - 2

а) примеры полового размножения: гидра, кошки, собаки, тюлени, человек, пингвин, куры
б) примеры бесполового размножения: дрожжи, грибы, клубника

8. Живые организмы должны питаться. Взрослые организмы обеспечивают себя питательными веществами и запасают их для развития нового организма

Зарисуй строение семени растения и яйца птицы, обозначив на рисунках:

а – запасные питательные вещества;
б – зародыш

Ответ:

§28. Подведем итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов? - 3

Проверь правильность своего рисунка, вернувшись к рисунку 72 в §26 учебника

9. Хищники, паразиты и растительноядные регулируют число других живых организмов и сохраняют разнообразие жизни. Поясни, кто из них чем питается

Ответ:

Хищники – другими животными;
Паразиты – за счет организма хозяина; растительноядные – растениями

10. Только растения кормят сами себя, образуя на свету органические вещества из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород. Этот процесс происходит в тех клетках растения, где есть зеленое вещество, улавливающее солнечный свет – хлорофилл

11. Для жизни организмам необходима энергия. Источником энергии для всех жителей Земли является Солнце. Взять энергию солнца и передать ее животным и человеку вместе с пищей могут только

Ответ: растения

12. Растению нет необходимости передвигаться в поисках пищи. Животные и человек должны добывать уже готовые органические вещества. Поэтому животные передвигаются, а человек трудится

13. Живые организмы не могут жить без воды, в которой растворены необходимые для жизни вещества. Подтверди это примерами

Ответ: растения без воды засыхают, у человека тоже происходит истощение, так как на 70-80% человек состоит из воды, животные также без воды ослабевают, погибают.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Цель урока:

  • ты научишься моделировать и объяснять процессы, присущие живым организмам.

Для достижения цели необходимо узнать:

  • какие процессы характерны для живых организмов.

Размножение

Обмен веществ

Движение

Рост

Раздражимость

Развитие

Живая и неживая природа

Выполни задания​

  • Запиши в тетради в виде тезисов всё, что тебе известно по теме урока.
  • Обменяйся информацией с соседом по парте.
  • Предложи свою информацию в «корзину идей».
  • Ответь на вопрос. Есть ли процессы, которые встречаются только у живых организмов?

     Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука?
     ​К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие.

Обмен веществ и энергии

Познакомься с определением жизни, которое сформулировал Ф. Энгельс.
  • Объясни, как ты понимаешь, что такое обмен веществ?

​«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».

     Крошечные птички колибри потребляют пищи на единицу веса в сто раз больше пищи слонов. Скорость обмена веществ у этих птичек так велика, что даже 6-8 часовой интервал между приемами пищи грозил бы им смертью от истощения. Но этого не происходит: организм колибри на ночь как бы окоченевает – температура с обычных 40-45о градусов снижается у них до температуры окружающего воздуха, обмен веществ замедляется в 10–15 раз. А утром колибри снова «оживают» и начинают неутомимо добывать пищу.
     ​Чтобы зависать в воздухе, колибри должны двигать крыльями с огромной скоростью – 50–80 взмахов в секунду!

Обмен веществ и энергии – это совокупность процессов дыхания, питания, выделения. С их помощью организм получает из внешней среды необходимые ему вещества и энергию, преобразует и накапливает их и выделяет в окружающую среду продукты жизнедеятельности.

Основные свойства организма

     Дать точное определение жизни непросто. Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов.
     ​Только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

К числу свойств живого обычно относят:

Саморегуляция

       Ты уже знаешь, что все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение. Важным признаком живого организма является– использование внешних источников энергии в виде пищи, света. Все живые организмы способны к саморегуляции. Например, когда ты голоден, эта информация передается в головной мозг, который дает команду организму для поиска пищи. После того, как пища была найдена, твоему организму поступает команда на питание, пищеварение и всасывание продуктов в кровь. Затем, когда организм насытится, мозг дает команду к подавлению аппетита и прекращению питания. Через некоторое время твой организм расходует питательные вещества, и головной мозг опять дает команду организму на поиск пищи. Таким образом цикл повторяется.
     ​Но у тебя есть и такие особенности, которые присущи только тебе.

Наследственность и изменчивость

     Но у тебя есть и такие особенности, которые присущи только тебе.

Наследственностью называется свойство организмов повторять в ряду поколений особенности внешнего строения, физиологии, индивидуального развития.

Изменчивость – явление, противоположное наследственности. Она заключается в том, что живые организмы способны приобретать новые признаки и свойства.

     Благодаря наследственности обеспечивается сохранение видов на протяжении значительных промежутков (до сотен миллионов лет) времени. Какие-то из особей оказываются более приспособленными к новым условиям, это и позволяет им выжить. Живые организмы способны передавать признаки и свойства из поколения в поколение.

Рост и развитие

Прочитай описания некоторых свойств живого организма. Постарайся догадаться, какое свойство организма описано в тексте.

Описание свойства

Свойство организма

Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с места. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет или изменит форму. 

Описание свойства

Свойство

Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причём потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей.

Описание свойства

Свойство

С этим свойством связано увеличение массы тела или его размера, появление новых клеток.

     Живые организмы растут, увеличиваются в размерах благодаря поступлению питательных веществ.
​     Рост – увеличение массы и размеров организма.

     Под развитием понимают качественные изменения в организме, которые заключаются в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

     Нормальная физиология такова, что рост тела не может продолжаться бесконечно. Однако это характерно в основном для млекопитающих, птиц, земноводных и некоторых рептилий. Например, крокодил способен расти всю жизнь, а размеры его тела ограничены лишь сроком жизни и некоторыми опасностями, что могут его поджидать. Растения вообще растут всю жизнь, хотя есть искусственно выведенные виды, у них эта способность со временем исчезает.
     ​Самое быстрорастущее растение планеты – бамбук. Он произрастает в Азии, является съедобным и может за одни сутки вырасти почти на 1 метр.

Раздражимость

     Все живое реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству раздражимости. При уколе иглой человек отдергивает руку. Растения поворачиваются к свету. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

Движение

     Организмы способны к более или менее активному движению. Это один из ярких признаков живого. Движение происходит и внутри организма, и на уровне клетки. Растения также способны совершать самые различные движения. Известно движение соцветия подсолнечника. В течение дня его корзинка неотступно следует за солнцем, а вечером, перед наступлением темноты, она уже поворачивается «лицом» к востоку, готовясь встретить лучи утренней зари.

     Самое быстрое животное в мире – гепард. Этот зверь легко разгоняется до 110–115 километров в час.

Самая быстрая птица – сапсан. Этот хищник в пикирующем полете способен развить невообразимую скорость – свыше 300 км/ч. Это самое быстрое в мире живое существо.

Размножение

     Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Размножение обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни.

Скорость размножения бактерий в питательной среде очень велика. Примерно каждые 20 минут бактерия делится, образуя две дочерние клетки. Следовательно, из одной клетки за 10 часов может родиться 1 000 000 000 потомков.

Проверь себя!

  • Составь кластер «Процессы жизнедеятельности».
  • О каком свойстве идет речь? В качестве примера представлена пиктограмма одного из свойств живого организма. Определи это свойство.
  • обмен веществ

  • движение

  • дыхание

  • имеют клеточное строение

  • саморегуляция

  • раздражимость

  • размножение

  • старение и смерть

  • наследственность и изменчивость

  • рост и развитие

Ответь на вопросы.
  1. По каким признакам можно отличить живые существа от объектов неживой природы?
  2. Какие биологические процессы присущи живым организмам?
  3. Какое значение имеет изучение процессов, протекающих в живых организмах?
  4. Для овладения какими профессиями понадобятся эти знания?

Оценка достижений

Своей работой на уроке я доволен, потому что

Своей работой на уроке я не совсем доволен, потому что 

Своей работой на уроке я не доволен, потому что 

Источник

Читайте также:  Камень халцедон фото свойства и значение какому знаку зодиака