Память одно из важнейших свойств бытия какими способами связаны предложения
(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты…
(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.
(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.
(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.
(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о
прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.
(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
(По Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советски й и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) | Память – это одно из важнейших свойств бытия; с её помощью человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навык и, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть. |
2. Проблема взаимосвязи памяти и совести. (Как взаимосвязаны память и совесть?) | Совесть – это память плюс моральная оценка поступков, поэтому совесть не существует без памяти. |
3. Проблема воспитания человека. (Какую роль в воспитании человека играет память о прошлом?) | Важно воспитать человека, помнящего прошлое. Настоящего человека можно воспитать только с опорой на память: семейную, народную, культурную. |
4. Проблема памяти как свойства бытия. (Свойственна ли память только человеку?) | Память – одно из величайших свойств бытия: она свойственна не только человеку, но и всему сущему. |
5. Проблема утраты памяти, беспамятства. (Кто такой «беспамятный» человек? К чему приводит утрата памяти?) | Утрата памяти рождает безответственность, «беспамятный» человек – неблагодарный, безответственный. |
6. Роль семьи в становлении нравственной личности. (Почему важно воспитываться в моральном климате памяти? Какую роль в этом играет семья?) | Семья должна воспитывать человека в моральном климате памяти, и семейные фотографии – прекрасное пособие по воспитанию, поскольку приучают уважать труд предков, их традиции, обычаи, их могилы. |
7. Соотношение личной памяти человека и исторической памяти народа. (Как соотносятся личная память человека и историческая память народа?) | Как личная память человека формирует его совесть, так историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ. |
Болдырева С.О.
Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»
для изложения в 9 классе.
Цели анализа текста: в рамках подготовки к ОГЭ — повторение вопросов различных разделов языкознания, совершенствование навыков правописания, обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю
Ключевые понятия:
текст
тема текста
идея текста
стиль текста
тип речи
орфограммы
Знакомство с автором текста.
Д.С.Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь
Представление текста «О памяти».
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4) Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благ..даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы пр..дугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(6)Память – пр…одоление времени, пр..одоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Бе..памятный» – это, прежде всего человек (не)благодарный, безответстве(н,нн)ый, а следовательно, и неспособный на добрые, бе..корыстные поступки. (9) Совесть – это в основном память, к которой пр..соединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное (не)сохраняется в памяти, то (не)может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.
(12)Вот почему так важно воспитыват..ся в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совес..ливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям. (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.
Работа с текстом: комплексный анализ.
Задание 1. Теоретическая разминка. Внимательно прочитайте текст.
Задание 1.1 Приведите аргументы, доказывающие, что данный отрывок является текстом:
(Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически, Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема).
Задание 1.2. Определите тему текста (то, о чём (или о ком) говорится)
(Память – это преодоление времени, преодоление смерти, бережное отношение к памяти – нравственный долг каждого человека).
Задание 2. Лексическая работа:
Задание 2.1. — Как вы понимаете смысл слова «память», «совесть», «беспамятный»? Подберите к каждому слову синонимы.
(вариант ответа: память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;
Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;
Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).
Задание 2.2. — Где можно найти лексическое значение слова?
Задание 2.3. — Дайте определение этого слова по словарю.
Задание 2.4. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, об нее необходимости, приведите доказательства из текста.
Задание 3. Текстологическая работа
Задание 3.1. — Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…, почему автор называет память «важнейшим свойством»?
Задание 3.2. Итак, перед нами размышление о необходимости сохранения памяти, которая является и творческим процессом, и противостоит уничтожающей силе времени. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.
Задание 3.3. Как вы считаете для чего человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер: (вариант ответа)
Задание 3.4.К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Вариант ответа: выдвигается важная общественная проблема,
анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,
делаются обобщения и выводы,
материал располагается в строгой логической последовательности,
для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,
поднимается важная нравственная проблема.)
Задание 3.5. Текст какого типа речи здесь представлен? Объясните?
(Ответ: рассуждение
Тезис: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Доказательства:
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Вывод (основная идея): Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей.
Задание 3.6. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Выпишите их, распределите по видам орфограмм: безударные гласные в корне проверяемые ударением и непроверяемые; правописание приставок, зависящих от последующей согласной; правописание приставок по значению; правописание частицы не.
Задание 4. Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
Память является нашим богатством.
Память не связывает настоящее и прошедшее.
Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
2. (4). Из предложений 7-10 выпишите слово(слова), в котором(-ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука: ________________________
3. Замените слово «уничтожающей» из предложения (4) нейтральным синонимом:
_________________________
4. Замените словосочетание в предложении (12) «памяти народной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________
5. Выпишите грамматическую(-ие) основы из предложения (6), укажите их количество:____________________________________________________
6. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным определением, выпишите его номер: __________
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР).
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д. На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях.
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
«Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
Вспомните у Пушкина:
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
» Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал,найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.» Д.С. Лихачев.
Сергей Аверинцев: «Вместе с ним уходит эпоха, невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей мы больше не увидим» .
В публикации использованы выдержки из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Письмо сороковое О ПАМЯТИ.
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
За всю жизнь каждого человека происходит множество событий, которые остаются в нашей памяти навсегда, или же, наоборот, мы их со временем забываем, если им не придадим какой-то важности. Однако в том случае, когда пережитые нами события останутся в прошлом, тогда возможно, что для человечества не настанет и будущего. Так какую же роль играет память в жизни каждого из нас? Именно над этим проблемным вопросом и рассуждает автор текста.
Именно из-за неё появляются бытовые, семейные и трудовые навыки, которые передаются следующему поколению. Таким образом люди смогут сохранить свои традиции и культуру надолго.
Далее автор рассуждает о том, к чему может привести человека неуважение к памяти. Если он не помнит о прошлом, то и не может испытывать «…чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам…». Такие люди бессердечны, вздорны и корыстны.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Они способны только на плохие поступки, так как считают, что если их деяния не останутся в памяти у них, то и у других людей соответственно. У подобных индивидов отсутствует совесть, ведь «…без памяти нет совести…». А что может стать с человечеством, которое не помнит о своём прошлом? Оно гарантированно исчезнет, так как люди из-за ненависти и корысти друг к другу уничтожат сами себя и всё совместно прожитое.
Оба аргумента построены на контрасте, чтобы точно показать читателю, насколько важна память для каждого из нас. Сначала Лихачёв говорит о том, как она помогает всему человечеству развиваться и идти в ногу со временем, чтобы сохранить свои традиции и культуру надолго, а потом писатель рассуждает о том, что людское неуважение к памяти может привести к уничтожению воспоминаний о прошлом и всего человеческого рода.
Позиция автора заявлена чётко. Лихачёв считает, что роль памяти в жизни каждого из нас огромна. Она не только помогает человечеству накопить необходимый опыт, создать традиции, трудовые навыки и общественные институты, но и даёт возможность не совершать ошибок прошлого, анализировать их и не допускать в будущем, уметь противостоять времени и преодолевать смерть.
Я согласна с позицией Лихачёва и считаю, что каждый из нас должен хранить память о прошлом и чтить его, ведь именно это поможет нам не совершать ошибок наших предков и строить своё светлое будущее.
В подтверждение своей мысли приведу пример с праздником День Победы. Ежегодно девятого мая люди ходят на парад, посещают Вечный огонь, возлагают на него цветы, смотрят военные фильмы, чтобы выразить свою благодарность тем, кто пожертвовал жизнями, ради нынешнего и последующих поколений, чтобы у нас было далёкое и светлое будущее.
Таким образом, можно сделать вывод о том, как важно хранить и беречь память, ведь это наш нравственный долг перед самими собой и потомками.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id89104
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.