Определите какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения
а) При поручении ответственного задания учащийся быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
б) Учащийся при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
в) Учащийся, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
г) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.
Практическое задание №2.
Определите тип темперамента учащихся в следующих ситуациях:
а) Сергей – типичный непоседа, на занятиях постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания преподавателя не реагирует.
б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом преподавателя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос преподавателя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку.
в) Олег в аудитории обычно сидит спокойно, но часто на занятиях занимается посторонним делом, не слушает объяснения преподавателя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.
г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый учащийся. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает.
Практическое задание №3.
Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.
в) Преподаватель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в колледже.
г) У учащегося прекрасная дикция и приятный голос.
д) Мальчик записался в шахматный клуб.
е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
Практическое задание №4.
Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.
а) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.
б) Девушка получила от любимого письмо из армии.
в) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.
г) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.
д) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.
е) Учащийся-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».
Практическое задание №5.
Определите, какие эмоции актуализируются в следующих ситуациях:
а) При виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.
б) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек даже не заметил, как начался дождь.
в) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, на щеках девушки выступил румянец.
г) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.
Практическое задание №6.
Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.
Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
а) Прямое выражение гнева.
б) Косвенное выражение гнева.
в) Сдерживание гнева.
Практическое задание №7.
Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
а) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
б) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
в) Учащийся сильно волнуется перед экзаменами.
г) В компании друзей он всегда в центре внимания.
д) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.
е) Не любит оставаться один.
ж) Не может отказать, когда его просят о помощи.
Практическое задание №8.
Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:
а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
в) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.
г) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
д) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.
е) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.
Практическое задание №9.
Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:
а) Учащийся легко осваивает компьютер.
б) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.
в) Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.
г) Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход.
д) Преподаватель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.
е) Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения.
ж) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.
Практическое задание №10.
Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:
а) Уверенность в себе.
б) Общительность.
в) Высокая критичность по отношению к окружающим.
г) Самостоятельность.
д) Стремление манипулировать другим человеком.
е) Искренность.
ж) Склонность выбирать работу полегче.
з) Любовь к лести.
и) Недоверчивость.
Практическое задание №11.
Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких — нет:
а) Ребенок перекладывает игрушки с места на место.
б) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.
в) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.
г) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.
д) Школьник рисует каракули на страницах учебника.
е) Продавец обвешивает покупателей.
ж) Ребенок катается на качелях.
з) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.
и) Человек разговаривает во сне.
к) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.
Практическое задание №12.
Задача 1. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
Задача 2. Опишите ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность — ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.
Задача 3. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.
а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.
к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.
л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.
Задача 4. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:
а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.
б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.
в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.
г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.
Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?
Задача 5. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:
а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.
Задача 6. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-испытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сангвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бегом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?
Задача 7. Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ.
Задача 8. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.
Задача 9. Напишите рекомендации о том, как можно взаимодействовать с людьми различных типов темперамента.
Задача 10. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?
Задача 11. Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее?
Задача 12. Виталий – ученик шестого класса, низкорослый и щупленький, слабо развит физически, внимание не отличается устойчивостью, поэтому невелики успехи в учебе. Какой из вариантов развития личности наиболее вероятен?
Задача 13. Перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям.
Задача 14. Спрогнозируйте, как свойства темперамента под влиянием воздействующих на них социальных условий могут трансформироваться в черты характера.
Задача 15. Разработайте 15 психологических рекомендаций в помощь учителю, перед которым стоит задача адаптировать нового ученика к классному коллективу. Рекомендации в данном случае следует составлять, придерживаясь следующей схемы: «Если новый ученик такой-то (обладает определенной чертой характера, способностью), то учитель должен (может) сделать то-то».
Задача 16. Исправьте следующие психологические рекомендации так, чтобы они были адекватны такой черте характера, как общительность.
а) Избегайте встреч с таким человеком.
б) Не позволяйте ему пользоваться Вашим телефоном.
в) Ели Вы куда-нибудь собираетесь идти, то следует взять его с собой.
г) В трудные для Вас минуты не стоит идти к нему в гости.
д) Своего ребенка можно надолго оставить с таким человеком.
Какие типичные ошибки в формулировке заданных рекомендаций Вы бы отметили?
Задача 17. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению
б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.
г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
д) Студент сильно волнуется перед экзаменами.
е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.
ж) В компании друзей он всегда в центре внимания.
з) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.
и) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.
к) В опасных ситуациях человек паникует.
л) Не любит оставаться один.
м) Не может отказать, когда его просят о помощи.
н) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.
о) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.
6. Опишите, как проявляются типы акцентуированных характеров в жизни и разработайте возможные способы взаимодействия с людьми, обладающими различными типами характера.
Задача 18. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:
а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
в) Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.
г) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.
д) Студент активный, увереннный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.
е) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.
ж) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.
з) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.
и) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
к) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.
л) Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.
м) Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями.
н) Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.
о) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.
п) Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.
р) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.
с) Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.
т) Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.
у) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский Национальный Университет им. Аль – Фараби
Факультет : Филологии и мировых языков, ДИЯ – 2 курс
СРСП — 8
Тема: Темперамент.
Выполнил (а): Туребекова Ж.Н.
Проверил (а): Сатыбалдина Н.К.
Алматы – 2014
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания оно может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее определенная тенденция всегда проявляется в поведении человека. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека.
Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес.
Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») —холерическим, если слизь («флегма») — флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашего времени. При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них. Слово «темперамент» с латинского так и переводится — «надлежащее соотношение частей, соразмерность».
Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.
Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.
Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.
Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В учении И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы — сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Третье свойство нервной системы — подвижность возбудительного и тормозного процессов — проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения — возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.
В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по определенной стройной программе. Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента.
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).
Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека).
Экстраверсия—интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.
Все перечисленные свойства отражают психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Типы темперамента и их психологическая характеристика
Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией.
Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
.
Рис. 2.10. Характеристика типов темперамента
Контрольное задание № 1
а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.Сангвиник. Активность
б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него. Меланхолик
в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом. Сангвиник.
г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности. Холерик. Эмоциональная возбудимость . Темп реакции
д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. Меланхолик.
е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго
сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок. Сангвиник.
ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает
различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают. Сангвиник. Активность
з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться. Меланхолик.
и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека. Сангвиник.
к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.Холерик.Эмоциональная возбудимость
л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью. Флегматик.
Контрольное задание № 2
а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом.
Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо
делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.Холерик.
б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в
возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя
поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя,
устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.Сангвиник.
в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом,
не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку
своему товарищу.Холерик.
г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он
краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает
товарищам, может ущипнуть соседа.Меланхолик.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту: