Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение
![Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение thumbnail](https://2.bp.blogspot.com/-cVCvglUIKUA/W-Ltaf0p0eI/AAAAAAAAW3A/y5FW6wGhQ9oDIvW6bKxTXY-ylyIFzbK6wCLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%259E%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BF%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0s.jpg)
Готовимся к олимпиаде!
1. Как правильно писать: За своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик уплачивает… (или все-таки выплачивает)?
Ответ: Дополнением с предлогом «за» управляет глагол «уплачивать» (уплатить за проезд, за работу), «выплачивать» можно что-то кому-то (выплатить долг, выплатить жалованье). Можно сказать и так: своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик оплачивает.
2. Как правильно нужно говорить по-русски: я скучаю за ним или я скучаю по нему? | ||
Ответ: Для глагола «скучать» управление формой дательного падежа с предлогом «по» (скучать по кому-чему) является литературным и стилистически нейтральным; управление формой предложного падежа с предлогом «по» и «о» (скучать по ком-чем, о ком-чем) — разговорным и устаревшим ; управление формой творительного падежа с предлогом «за» (скучать за кем-чем) — диалектным. 3.
|
Сегодня вы узнаете, как сэкономить время на выполнении задания 8 в ЕГЭ по русскому и получить за это задание заветных 5 баллов
В прошлой статье мы разбирали Задание 15 ЕГЭ по русскому языку Правописание Н/НН в частях речи
Для начала рассмотрим все возможные виды ошибок в задании 8:
Виды грамматических ошибок
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
- Ошибка при употреблении однородных членов
- Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Ошибка в построении сложного предложения
- Ошибка в построении сложного предложения с косвенной речью
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Ошибка в управлении
1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Рассмотрим типы ошибок:
В таком предложении нужно обращать внимание на:
1.) На его согласование с определяемым словом в роде, числе и падеже
2.) На его МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ — определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота, не разрывая его.
Рассмотрим примеры:
пример 1
пример 1
2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Следите за соотнесённостью деепричастного оборота и определяемого слова в предложении
Рассмотрим пример:
ошибка в предложении с деепричастным оборотом
3. Ошибка при употреблении однородных членов
Помните!
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и подходят к продолжению предложения
Рассмотрим пример:
ошибка в построении предложения с однородными членами
4. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Помните!
В одном предложении не может использоваться сразу 2 времени (настоящее и прошедшее)
Рассмотрим пример:
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомните!
После предлогов: благодаря, согласно, вопреки, подобно сущ. в дательном падеже (кому? Чему?)
Рассмотрим пример:
6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Рекомендую начать выполнение задания 8 именно с этого пункта, так как с ним проблем возникнуть не должно — просто ищем в приведённых предложениях «кавычки», определяемое слово и находим ошибку.
Рассмотрим примеры:
Ошибка в предложении с несогласованным приложением
Ошибка в предложении с несогласованным приложением
7. Ошибка в построении сложного предложения
Обращайте внимание на правильность употребление союзов
Рассмотрим пример:
8. Ошибка в построении сложного предложения с косвенной речью
Воспользуйтесь теорией:
1. Прям. речь Повествовательное предложение — Косв. речь Изъяснительное придаточное + ЧТО
2. Прям. речь Восклицательное предложение — Косв. речь Изъяснительное придаточное + ЧТОБЫ
3. Внимание!
Обращения, междометия, вводные слова, используемые в прямой речи, в косвенной речи опускаются
Рассмотрим пример:
пример 1-2
пример 1-2
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Помните, что подлежащее может быть только в именительном падеже. Проверяйте соотнесённость подлежащего со сказуемым в роде, числе и падеже.
В данном случае в роли подлежащего выступает ук. местоим. ТЕ, сказуемое должно быть в мн. числе
10. Ошибка в управлении
Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется.
пример 1
пример 1
10 класс
1. Расшифруйте
анаграммы лингвистических терминов:
ивербаубрата
формагрома
дорожкапанизуве
филатав
Укажите
термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
1. Аббревиатура
2. Орфограмма
3. Звукоподражание
4. Алфавит
Оценка:
За каждый термин 2 балла, в сумме — не более 8 баллов.
За указание отличающегося по значению термина с обоснованием — 2
балла.
Итого: максимум — 10 баллов.
2.В
разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся
с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга
местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов.
Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i? Для чего он служит? В чем его отличие от
остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.
Ответ:
1) Это междометия да и нет (угу и не-а).
2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится
гортанная смычка (кнаклаут).
3) Данный звук служит для того, чтобы
препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).
4) Это смычный гортанный согласный,
образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых
связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в
том, что он произносится не в ротовой полости.
Оценка:
за ответ на первый вопрос — 2 балла;
за ответ на второй вопрос — 1 балл;
за ответ на третий вопрос — 2 балла;
за ответ на четвертый вопрос — 2 балла
за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание
на гортань, голосовые связки, смычку.
Итого: максимум — 10 баллов.
3.
В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е
и ё.
Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше
решение.
А) И се
Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Который там натура скрыла;
(М. В. Ломоносов)
Б) Когда в
товарищах согласья нет,
На лад их
дело не пойдет.
(И. А. Крылов)
В) Идет-гудет
Зеленый Шум,
Зеленый Шум,
весенний шум!
Как молоком
облитые,
Стоят сады
вишневые,
Тихохонько
шумят;
Пригреты
теплым солнышком,
Шумят
повеселелые
Сосновые
леса;
А рядом новой
зеленью
Лепечут песню
новую
И липа
бледнолистая,
И белая
березонька
С зеленою
косой!
(Н. А. Некрасов)
Г) Деревня,
где скучал Евгений,
Была
прелестный уголок;
Там друг
невинных наслаждений
Благословить
бы небо мог.
Господский
дом уединенный,
Горой от
ветров огражденный,
Стоял над
речкою…
(А. С. Пушкин)
Ответ:
1. В (А) буква Ё не должна быть ни в
одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.
2. В (Б) также не следует писать Ё в
слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на
месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.
3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ,
ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно
для поэтики Некрасова. Естественно,
слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.
4. В (Г) вопрос очень сложный. Для
Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях
произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло
быть и Ё, и Е.
Оценка: по
2 балла за каждый верный пункт.
Итого: максимум — 8 баллов.
4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой — их значения в произвольном порядке.
Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие
слова и их значения; обоснуйте свой ответ.
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h — такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č — звук,
похожий на русский [ч]; ž — звук, похожий на русский звук [ж]).
Слова | Значения |
dorost dotyk dovažek dráha hlína hnilička holota hrabivost chapadlo chrup | перезрелая груша довесок молодежь сброд корыстолюбие зубы щупальце земля трамвай |
Ответ:
Слова чешского | Значения этих | Комментарий |
dorost | молодежь | Ср. |
dotyk | прикосновение | Ср. |
dovažek | довесок | Ср. |
dráha | трамвай | Ср. |
hlina | земля | Ср. |
hnilička | перезрелая груша | Ср. |
holota | сброд | Ср. |
hrabivost | корыстолюбие | Ср. |
chapadlo | щупальце | Ср. |
chrup | зубы | Ср. |
(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)
Оценка:
0, 5 балла — за правильно
определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со
словами русского языка, то есть за правильное обоснование.
Итого: максимум — 10 баллов.
5.
Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный
может применяться как к святым людям
(святой преподобный князь), так и к
инструментам: преподобный топор,
преподобное долото.
Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными
ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.
Ответ:
В современном русском языке слово преподобный — однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать
(подобает, подобающий), уподобить.
Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как
следование должному, установленному
порядку, образцу. Сравни: как
подобает — как надлежит, следует,
принято, должно; подобающий — такой, какой необходимо, обладающий набором
определенных, необходимых качеств; бесподобный
— тот, который нельзя сравнить с образцом
(сравни: В.И.Даль: чему нет подобного
относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный),
уподобить — сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по
образцу чего-либо.
Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре-: очень, весьма
достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик
в соответствующей деятельности. Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный.
Оценка:
3 (2+1) балла — подбор родственных слов
и описание их значения (2 балла — за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).
3 балла — истолкование исконного
значения слова преподобный через
сравнение с родственными словами.
2 балл — объяснение выражения преподобный топор.
Итого: максимум — 8 баллов.
6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете
его смысл?
Девица Подзатылкина замечательна
только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)
Ответ:
В данном предложении обыгрывается
многозначность прилагательного замечательный:
1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень
хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных,
противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура
речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.
Фраза допускает разные истолкования:
А) Девица Подзатылкина отличалась от
других исключительной (выдающейся)
заурядностью.
Б) Девица Подзатылкина была хороша уже
тем, что не привлекала к себе внимания.
В) Заурядность Подзатылкиной — ее
единственное положительное качество.
Оценка:
Указание на многозначность
прилагательного — 1 б., указание на употребление прилагательного в разных
значениях — 1 б., определение значений прилагательного — 2 б. + 2 б., указание
на использование особой стилистической фигуры — 1 б., истолкование разных
смыслов фразы — 3 б.
Всего — 10 б.
7. Какие значения слова двор
можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с
выделенными вами значениями.
гостинодворец, дворик, дворище,
дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная
(перепись), подворье.
Ответ:
Слова, производные от многозначного
слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения
производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего
слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.
1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или
стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая
(постройка), задворки (задняя часть двора).
2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными
постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище,
однодворец, подворная (перепись), подворье.
3) От названий учреждений, заведений
(гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно
слово — гостинодворец.
Оценка:
За правильное распределение всех 10 слов — 10 б.
8.
Объясните, почему в русских сказках о
животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья
Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья
Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую
роль играет в именовании слово Иванович?
Ответ:
А) Человеческие имена (Лисафья,
Хавронья, Михайло), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые
антропонимам (Котофей — Тимофей, Дорофей,
Досифей, Петушайло — Михайло) в русских сказках выполняли функцию персонификации. Они подчеркивали иносказание, аллегорический смысл
сказки.
Б) Слово Иванович в именованиях животных
условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович, как и
украинское по происхождению слово батькович, способно замещать любое
отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество.
В) Слово Иванович наделяет животных русской
национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах
более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских
людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в
«Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи — замечательный народ! Что с
ними не делай — ничему не удивляются!»
Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством
приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок
наделяются свойствами взрослых людей.
Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени
называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их
привилегированное положение в сказочном мире.
Оценка:
Указание
на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им
названия животных) — 1 б.,
Определение
функции персонификации — 1 б.,
Роль в
создании иносказательности сказки — 1 б.,
Условность
отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) —
2 б.
Характеризующая
функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.),
привелигированное положение (1 б.).
Всего: 9 б.
9. В «Словаре русского
языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ.
Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?),
однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это
слово:
«И отъ него ко мне вѣдомости не
бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).
Переведите
выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
«И от него ко мне никакого известия не
было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».
Издатели словаря неверно прочитали
древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а —ма — это окончание двойственного числа
Тв. п., также как и в словоформе штука-ма;
заметим, что написание предлога зъ
отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д],
тогда как озвончения [с] перед [в] в
русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что
первое слово в выделенном фрагменте — два.
Оценка:
За правильное прочтение двема штукама — 5 баллов, за указание на
значение буквы ∙в̃∙ — 1 балл, за определение формы штукама — 1 балл, за фонетический аргумент — 3 балла.
Итого: максимум — 10 баллов.
10. Определите, какие ошибки содержатся в
предложениях, дайте им объяснение и исправьте.
1. Обе стороны подписали консенсус.
2. Икебана — букет, составленный из засушливых цветов.
3. Один неосмотрительный шаг — и твоя нога погрузилась в небольшую
лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая,
украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.
4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в
столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала
движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.
5. Журналисты владеют большой толикой информации.
Ответ:
1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо
пришли к консенсусу.
2. Вместо «засушливых»
следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.
3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое
может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.
4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания.
Здесь: Участились ДТП.
5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.
Оценка:
по 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Итого — 10.