Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение

Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение thumbnail

Готовимся к олимпиаде!

1. Как правильно писать: За своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик уплачивает… (или все-таки выплачивает)?

Ответ:   Дополнением с предлогом «за» управляет глагол «уплачивать» (уплатить за проезд, за работу), «выплачивать» можно что-то кому-то (выплатить долг, выплатить жалованье). Можно сказать и так: своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик оплачивает.

 2. Как правильно нужно говорить по-русски: я скучаю за ним или я скучаю по нему?

Ответ:   Для глагола «скучать» управление формой дательного падежа с предлогом «по» (скучать по кому-чему) является литературным и стилистически нейтральным; управление формой предложного падежа с предлогом «по» и «о» (скучать по ком-чем, о ком-чем) — разговорным и устаревшим ; управление формой творительного падежа с предлогом «за» (скучать за кем-чем) — диалектным.

3. 

Подскажите правила по склонению названий городов и т. п.: Тушино, Люблино… В каких случаях не склоняется, в каких постфикс «е»? И как быть… «В Москве» или «В городе Москва» или «В городе Москве»…?

Ответ:   Имена собственные на -ово(-ёво), -ино(-ыно) не согласуются в падеже с определяемым словом: следует говорить «в городе Тушино», «еду Люблино», хотя еще совсем недавно такие формы считались разговорными.
Кроме подобных именований, не согласуются с определяемым словом также названия, выраженные
— словосочетанием (в городе Кривой Рог);
— формой множественного числа (из города Черкассы);
— именами собственными, род которых не совпадает с родовым понятием (в селе Углянец, из города Ровно);
— малоизвестные названия рек, особенно иноязычные (реки Аргуне);
— названия местечек, аулов, кишлаков;
— официальные названия республик, если они имеют форму мужского рода или форму женского рода, оканчивающуюся на -а или не имеющую окончания (с республикой Индией, но с республикой Беларусь, Куба, Ливан);
— названия зарубежных административно-территориальных единиц (в штате Техас, в округе Колумбия).
Как видите, «Москва» не относится ни к одной из этих категорий. Так что употребление «в городе Москва» обычно относят не к общелитературному, а к деловому или канцелярскому стилю.

4.Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана — букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг — и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Ответ: 

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2.  Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

 5. Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?

1. 

Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

2. 

Санскрит, пракриты, старославянский, скифский, прусский, половецкий, хазарский.

Ответ:

Источник

Сегодня вы узнаете, как сэкономить время на выполнении задания 8 в ЕГЭ по русскому и получить за это задание заветных 5 баллов

В прошлой статье мы разбирали Задание 15 ЕГЭ по русскому языку Правописание Н/НН в частях речи

Для начала рассмотрим все возможные виды ошибок в задании 8:

Виды грамматических ошибок

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  2. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  3. Ошибка при употреблении однородных членов
  4. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  7. Ошибка в построении сложного предложения
  8. Ошибка в построении сложного предложения с косвенной речью
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  10. Ошибка в управлении

1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Рассмотрим типы ошибок:

В таком предложении нужно обращать внимание на:

1.) На его согласование с определяемым словом в роде, числе и падеже

2.) На его МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ — определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота, не разрывая его.

Рассмотрим примеры:

пример 1

пример 1

2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Следите за соотнесённостью деепричастного оборота и определяемого слова в предложении

Рассмотрим пример:

ошибка в предложении с деепричастным оборотом

3. Ошибка при употреблении однородных членов

Помните!

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и подходят к продолжению предложения

Рассмотрим пример:

ошибка в построении предложения с однородными членами

4. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Помните!

В одном предложении не может использоваться сразу 2 времени (настоящее и прошедшее)

Рассмотрим пример:

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Запомните!

После предлогов: благодаря, согласно, вопреки, подобно сущ. в дательном падеже (кому? Чему?)

Рассмотрим пример:

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Рекомендую начать выполнение задания 8 именно с этого пункта, так как с ним проблем возникнуть не должно — просто ищем в приведённых предложениях «кавычки», определяемое слово и находим ошибку.

Рассмотрим примеры:

Ошибка в предложении с несогласованным приложением

Ошибка в предложении с несогласованным приложением

Читайте также:  Какой фермент содержится в слюне

7. Ошибка в построении сложного предложения

Обращайте внимание на правильность употребление союзов

Рассмотрим пример:

8. Ошибка в построении сложного предложения с косвенной речью

Воспользуйтесь теорией:

1. Прям. речь Повествовательное предложение — Косв. речь Изъяснительное придаточное + ЧТО

2. Прям. речь Восклицательное предложение — Косв. речь Изъяснительное придаточное + ЧТОБЫ

3. Внимание!

Обращения, междометия, вводные слова, используемые в прямой речи, в косвенной речи опускаются

Рассмотрим пример:

пример 1-2

пример 1-2

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Помните, что подлежащее может быть только в именительном падеже. Проверяйте соотнесённость подлежащего со сказуемым в роде, числе и падеже.

В данном случае в роли подлежащего выступает ук. местоим. ТЕ, сказуемое должно быть в мн. числе

10. Ошибка в управлении

Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется.

пример 1

пример 1

Источник

10 класс

1. Расшифруйте
анаграммы лингвистических терминов:

ивербаубрата

формагрома

дорожкапанизуве

филатав

Укажите
термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

Оценка:

За каждый термин 2 балла, в сумме — не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием — 2
балла.

Итого: максимум — 10 баллов.

2.В
разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся
с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга
местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов.
Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i? Для чего он служит? В чем его отличие от
остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

Ответ:

1) Это междометия да и нет (угу и не-а).

2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится
гортанная смычка (кнаклаут).

3) Данный звук служит для того, чтобы
препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

4) Это смычный гортанный согласный,
образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых
связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в
том, что он произносится не в ротовой полости.

Оценка:

за ответ на первый вопрос — 2 балла;

за ответ на второй вопрос — 1 балл;

за ответ на третий вопрос — 2 балла;

за ответ на четвертый вопрос — 2 балла
за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание
на  гортань, голосовые связки, смычку.

Итого: максимум — 10 баллов.

3.
В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е
и ё.
Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше
решение.

А) И се
Минерва ударяет

 В верьхи Рифейски копием;

 Сребро и злато истекает

 Во всем наследии твоем.

 Плутон в расселинах мятется,

 Что россам в руки предается

 Драгой его металл из гор,

 Который там натура скрыла;

 (М. В. Ломоносов)

Б) Когда в
товарищах согласья нет,

На лад их
дело не пойдет.

(И. А. Крылов)

В) Идет-гудет
Зеленый Шум,

Зеленый Шум,
весенний шум!

Как молоком
облитые,

Стоят сады
вишневые,

Тихохонько
шумят;

Пригреты
теплым солнышком,

Шумят
повеселелые

Сосновые
леса;

А рядом новой
зеленью

Лепечут песню
новую

И липа
бледнолистая,

И белая
березонька

С зеленою
косой!

(Н. А. Некрасов)

Г) Деревня,
где скучал Евгений,

Была
прелестный уголок;

Там друг
невинных наслаждений

Благословить
бы небо мог.

Господский
дом уединенный,

Горой от
ветров огражденный,

Стоял над
речкою…

(А. С. Пушкин)

Ответ:

1. В (А) буква Ё не должна быть ни в
одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

2. В (Б) также не следует писать Ё в
слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на
месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ,
ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно
для поэтики Некрасова. Естественно, 
слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

4. В (Г) вопрос очень сложный. Для
Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях
произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло
быть и Ё, и Е.

Читайте также:  В каких лекарственных препаратах содержится гиалуроновая кислота

Оценка: по
2 балла за каждый верный пункт.

Итого: максимум — 8 баллов.

4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой  — их значения в произвольном порядке.
Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие
слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h — такой же звук, как в словах ого, ага;  буква y обозначает звук, похожий на русский [ы];  č — звук,
похожий на русский [ч]; žзвук, похожий на русский звук [ж]).

Слова
чешского языка

Значения
этих слов

dorost

dotyk

dovažek

dráha

hlína

hnilička

holota

hrabivost

chapadlo

chrup

  перезрелая груша

 
прикосновение

довесок

молодежь

сброд

корыстолюбие

зубы

щупальце

земля

трамвай

Ответ:

Слова

чешского
языка

Значения

этих
слов

Комментарий

dorost

молодежь

Ср.
русск. рост, расти, росток, отросток
и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности,
молодости.

dotyk

прикосновение

Ср.
русск. ткнуть, тыкать, которые
также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

dovažek

довесок

Ср.
русск. важный, вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое
тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские
языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.

dráha

трамвай

Ср.
русск. дроги ‘погребальная повозка,
колесница’.

hlina

земля

Ср.
русск. глина .

hnilička

перезрелая груша

Ср.
русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагаться’.

holota

сброд

Ср.
русск. голытьба ‘беднота,
оборванцы’.

hrabivost

корыстолюбие

Ср.
русск. грабить ‘отнимать силой в
разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями’, грабеж, грабитель.

chapadlo

щупальце

Ср.
русск. хапать ‘хватать’

chrup

зубы

Ср.
русск. хрупать ‘есть, раскусывая
или разгрызая с треском’.

(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)

Оценка:

0, 5 балла — за правильно
определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со
словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

Итого: максимум — 10 баллов.

5.
Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный
может применяться как к святым людям
(святой преподобный князь), так и к
инструментам: преподобный топор,
преподобное долото
.

Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными
ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор.

Ответ:

В современном русском языке слово преподобный — однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать
(подобает, подобающий), уподобить.

Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как
следование должному, установленному
порядку, образцу.
Сравни: как
подобает
как надлежит, следует,
принято, должно
; подобающийтакой, какой необходимо, обладающий набором
определенных, необходимых качеств
; бесподобный
тот, который нельзя сравнить с образцом
(сравни: В.И.Даль: чему нет подобного
относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный
),
уподобитьсравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по
образцу чего-либо.

Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре-: очень, весьма
достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик
в соответствующей деятельности
. Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный.

Оценка:

3 (2+1) балла — подбор родственных слов
и описание их значения (2 балла — за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

3 балла — истолкование исконного
значения слова преподобный через
сравнение с родственными словами.

2 балл — объяснение выражения преподобный топор.

Итого: максимум — 8 баллов.

6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете
его смысл?

Девица Подзатылкина замечательна
только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)

Ответ:

В данном предложении обыгрывается
многозначность прилагательного замечательный:
1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень
хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных,
противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура
речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

Фраза допускает разные истолкования:

А) Девица Подзатылкина отличалась от
других  исключительной (выдающейся)
заурядностью.

Б) Девица Подзатылкина была хороша уже
тем, что не привлекала к себе внимания.

В) Заурядность Подзатылкиной — ее
единственное положительное качество.

Оценка:

Указание на многозначность
прилагательного — 1 б., указание на употребление прилагательного в разных
значениях — 1 б., определение значений прилагательного — 2 б. + 2 б., указание
на использование особой стилистической фигуры — 1 б., истолкование разных
смыслов фразы — 3 б.

Всего — 10 б.

7. Какие значения слова двор
можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с
выделенными вами значениями.

 гостинодворец, дворик, дворище,
дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная
(перепись), подворье.

Ответ:

Слова, производные от многозначного
слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения
производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего
слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся большое количество витамин c

1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или
стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая
(постройка), задворки (задняя часть двора).

2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными
постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище,
однодворец, подворная
(перепись), подворье.

3) От названий учреждений, заведений
(гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно
слово — гостинодворец.

Оценка:

За правильное распределение всех 10 слов — 10 б.

8.
Объясните, почему в русских сказках о
животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья
Ивановна
(лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья
Ивановна
(свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую
роль играет в именовании слово Иванович?

Ответ:

А) Человеческие имена (Лисафья,
Хавронья, Михайло
), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые
антропонимам (Котофей — Тимофей, Дорофей,
Досифей, Петушайло — Михайло
) в русских сказках выполняли функцию персонификации. Они подчеркивали иносказание, аллегорический смысл
сказки.

Б) Слово Иванович в именованиях животных
условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович, как и
украинское по происхождению слово батькович, способно замещать любое
отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество.

В) Слово Иванович наделяет животных русской
национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах
более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских
людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в
«Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи — замечательный народ! Что с
ними не делай — ничему не удивляются!»

Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством
приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок
наделяются свойствами взрослых людей.

Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени
называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их
привилегированное положение в сказочном мире.

Оценка:

Указание
на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им
названия животных) — 1 б.,

Определение
функции персонификации — 1 б.,

Роль в
создании иносказательности сказки — 1 б.,

Условность
отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) —
2 б.

Характеризующая
функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.),
привелигированное положение (1 б.).

Всего: 9 б.

9. В «Словаре русского
языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ.
Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?),
однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это
слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не
бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).

Переведите
выделенный фрагмент текста на современный русский язык.  Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«И от него ко мне никакого известия не
было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».

Издатели словаря неверно прочитали
древний текст, неправильно разделив его на слова.  Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а —ма — это окончание двойственного числа
Тв. п., также как и в словоформе штука-ма;
заметим, что написание предлога зъ
отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д],
тогда как озвончения [с] перед [в]  в
русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что
первое слово в выделенном фрагменте — два.

Оценка:

За правильное прочтение двема штукама — 5 баллов, за указание на
значение буквы ∙в̃∙ — 1 балл, за определение формы штукама — 1 балл, за фонетический аргумент — 3 балла.

Итого: максимум — 10 баллов.

10.  Определите, какие ошибки содержатся в
предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана — букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг — и твоя нога погрузилась в небольшую
лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая,
украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в
столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала
движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Ответ:

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо
пришли к консенсусу.

2.   Вместо «засушливых»
следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое
может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания.
Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка:

по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

Итого — 10.

Источник