Определите какие ошибки содержатся в предложениях

Определите какие ошибки содержатся в предложениях thumbnail

2012-2013 учебный год

Школьная олимпиада по русскому языку

10 класс

Задание №1.Расставьте ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.

Баловать, завидно, квартал, красивее, пуловер, обеспечение, мизерный, средства, вручит, кровоточить, мозаичный, диспансер, дождалась, лекторов, кухонный, налита, свекла, вероисповедование, зубчатый, апостроф.

Задание №2. Что общего и различного в словах перебранка и самобранка?

Задание №3.Произведите морфемный анализ слова изощрённый с современной и исторической точек зрения. Мотивируйте свой ответ.

Задание №4.В отрывке из стихотворения «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.

Листья в поле пожелтели

И кружатся и летят

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Задание №5.

Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:

ивербаубрата

формагрома

дорожкапанизуве

филатав

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Задание №6.

В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё. Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше решение.

А) И се Минерва ударяет

В верьхиРифейскикопием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

(М. В. Ломоносов)

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. А. Крылов)

В) Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

(Н. А. Некрасов)

Г) Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою…

(А. С. Пушкин)

Задание №7. Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Задание №8. Напишите рекламу (по типу теле — или радиорекламы) на одну из предложенных тем:

— «Книга, которую стоит читать»

— «Телепередача, которую стоит смотреть»

-«Радиостанция, которую стоит слушать».

ОТВЕТЫ:

Задание №1. Ответ

Баловать, завидно, квартал, красивее, пуловер, обеспечение, мизерный, средства, вручит, кровоточить, мозаичный, диспансер, дождалась, лекторов, кухонный, налита, свекла, вероисповедование, зубчатый, апостроф.

Оценка. По 1 баллу за правильный ответ. Всего — 20 баллов.

Задание №2. Ответ

Общими являются морфологические признаки: оба слова – 1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.

Различными являются словообразовательные признаки:

слово перебранка образовано префиксально-суффиксальным способом от глагола бранить(ся): пере-бран-к-а; ср.: брань, оборона; (возможен другой вариант ответа: суффиксальный способ при производящем глаголе перебраниваться);

слово самобранка образовано способом сложения основ с суффиксацией: сам-о-бр-а-н-к-а; ср. брать – беру – собирать, убран, собран.

Дополнительный балл за то, если будет указано древнее специальное значение слова брать ‘работать узорную ткань, вышивать’, откуда выражение браная скатерь ‘узорная скатерть’ и слово брань ‘узорная ткань’.

Оценка.

За указание общих морфологических признаков (1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.) – 1 балл.

За указание различий:

в лексическом значении (дефиниция, ограниченность сочетаемости, абстрактное — конкретное) – 2 балла.

в словообразовании – 2 балла (по 1 баллу за полный словообразовательный анализ каждого слова).

Дополнительный 1 балл за указание на различие в значении суффикса –к(а).

Дополнительные 3 балла за указание на древнее значение глагола брать – ‘ткать’.

Итого – 9 баллов.

Задание №3.Ответ.

а) изощр-ённ-ый

б) из-ощр-ен-н-ый; корень —ощр— связан чередованием с корнем остр-; изощренный – прич. от гл. изострить.

Оценка.

За синхронный морфемный анализ – 2 балла.

За диахронный морфемный анализ – 3 балла (при наличии полного комментария).

Дополнительный 1 балл за комментарий к историческому чередованию — щр — // — стр-.

Итого – 6 баллов.

Задание №4.Ответ.

1.Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(вариант М. Лермонтова)

2. Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору, поникши, ели

Зелень мрачную хранят.

В первом случае поникши – усеченное прилагательное, происходящее от причастия поникший.

Во втором случае обособлено одиночное деепричастие поникши.

Оценка.

За правильную расстановку запятых в первых двух строчках – 1 балла.

За указание каждого из двух правильного варианта расстановки запятых и объяснения – по 1 баллу (всего – 2 балла).

Дополнительные два балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла.

Итого – 5 баллов.

Задание №5.Ответ.

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

Оценка:

За каждый термин 2 балла, в сумме — не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием — 2 балла.

Итого: максимум — 10 баллов.

Задание №6.Ответ:

1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.

Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.

Итого: максимум – 8 баллов.

Задание №7. Ответ: 1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

Читайте также:  Магний в каких продуктах питания содержится

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка: по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

Итого – 10.

Всего – 78 баллов.

2012-2013 учебный год

Школьная олимпиада по русскому языку

11 класс

Задание №1.Расставьте ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.

Банты, кровоточащий, вручит, сливовый, мозаичный, средства, обеспечение, опошлят, эксперт, вероисповедование, зубчатый, апостроф

Задание №2. Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно…?»

Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно…?»

Задание №3. Какая ошибка допущена в предложении: Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.

Задание №4. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.

Задание №5. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Задание №6. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

7. Проанализируйте фонетические, лексические и грамматические средства, с помощью ко­торых передаётся светлое, радостное настроение в приведённом четверостишии.

Боже мой! Вчера — ненастье,

А сегодня — что за день!

Солнце, птицы! Блеск и счастье!

Луг росист, цветёт сирень… ()

8. Напишите антирекламу (по типу теле — или радиорекламы) на одну из предложенных тем:

— «Книга, которую не стоит читать»

— «Телепередача, которую не стоит смотреть»

-«Радиостанция, которую не стоит слушать».

Ответы.

Ответы. 1. БАнты, кровоточАщий, вручИт, слИвовый, мозаИчный, срЕдства, обеспЕчение, опОшлят, экспЕрт, вероисповЕдование, зубчАтый, апострОф. Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего:12баллов.
2. Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса. Оценка. 1 балл за указание, 5 баллов – за объяснение.

3. В предложении нарушен порядок слов.Оценка. За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на нарушение порядка слов; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения порядка слов; 1 балл – за исправленный вариант предложения.

4.

Современное
членение

Историческое членение

за-да-ток

за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут

разин-я

ра(з)-зи-н-я; ср.: зиять, зияние

изуми-тель-н-ый

из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘вывести из ума’

истреб-и- тель

ис-треб-и-тель; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить

Оценка. По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова. Всего 8 баллов.

5. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я,  В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т. п.: Господин  В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…Оценка.2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 1-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (заявление, жалоба). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. 2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 3-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (служебная записка, отношение, доклад и т. п.). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. Максимальный балл – 6.

6. 1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрыйрадостный.

В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрыйрадостный.

В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрыйрадостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словомэнергичный).

Оценка. 1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.

2. Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.

3. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.

4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла. Всего – 4 балла.

7. Всего – 6 баллов

8. Всего – 10 баллов.

Всего — 56 баллов

Источник

Готовимся к олимпиаде!

1. Как правильно писать: За своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик уплачивает… (или все-таки выплачивает)?

Ответ:   Дополнением с предлогом «за» управляет глагол «уплачивать» (уплатить за проезд, за работу), «выплачивать» можно что-то кому-то (выплатить долг, выплатить жалованье). Можно сказать и так: своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик оплачивает.

Читайте также:  Лецитин в каких продуктах содержится больше всего

 2. Как правильно нужно говорить по-русски: я скучаю за ним или я скучаю по нему?

Ответ:   Для глагола «скучать» управление формой дательного падежа с предлогом «по» (скучать по кому-чему) является литературным и стилистически нейтральным; управление формой предложного падежа с предлогом «по» и «о» (скучать по ком-чем, о ком-чем) — разговорным и устаревшим ; управление формой творительного падежа с предлогом «за» (скучать за кем-чем) — диалектным.

3. 

Подскажите правила по склонению названий городов и т. п.: Тушино, Люблино… В каких случаях не склоняется, в каких постфикс «е»? И как быть… «В Москве» или «В городе Москва» или «В городе Москве»…?

Ответ:   Имена собственные на -ово(-ёво), -ино(-ыно) не согласуются в падеже с определяемым словом: следует говорить «в городе Тушино», «еду Люблино», хотя еще совсем недавно такие формы считались разговорными.
Кроме подобных именований, не согласуются с определяемым словом также названия, выраженные
— словосочетанием (в городе Кривой Рог);
— формой множественного числа (из города Черкассы);
— именами собственными, род которых не совпадает с родовым понятием (в селе Углянец, из города Ровно);
— малоизвестные названия рек, особенно иноязычные (реки Аргуне);
— названия местечек, аулов, кишлаков;
— официальные названия республик, если они имеют форму мужского рода или форму женского рода, оканчивающуюся на -а или не имеющую окончания (с республикой Индией, но с республикой Беларусь, Куба, Ливан);
— названия зарубежных административно-территориальных единиц (в штате Техас, в округе Колумбия).
Как видите, «Москва» не относится ни к одной из этих категорий. Так что употребление «в городе Москва» обычно относят не к общелитературному, а к деловому или канцелярскому стилю.

4.Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана — букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг — и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Ответ: 

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2.  Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

 5. Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?

1. 

Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

2. 

Санскрит, пракриты, старославянский, скифский, прусский, половецкий, хазарский.

Ответ:

Источник

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

  Вид ошибки Пример
а)В употреблении рода и числа существительных. Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б)В образовании форм прилагательных. Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в)В употреблении формы местоимения. В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г)В употреблении форм числительных. На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д)В употреблении форм глаголов. Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е)В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж)В употреблении деепричастий. На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

  Вид ошибки Пример
а)Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б)Отсутствие предлога. Нельзя не приклоняться его героизмом. 
в)Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

  Вид ошибки Пример
а)Падежная форма управляемого существительного. Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б)Общее зависимое слово при однородных сказуемых. Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в)При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

  Вид ошибки Пример
а)Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б)Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в)Определение находится в отрыве от определяемого слова. Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г)Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д)Ошибочное местоположение предлога. Через часа два спор закончился (часа через два) 
е)Ошибочное местоположение составного союза. Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж)Ошибочное местоположение частицы бы. Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

  Вид ошибки Пример
а) Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б) Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в) Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г) Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д) Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е) Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж) Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 
Читайте также:  Синефрин в каких продуктах содержится

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

  Вид ошибки Пример
а) Смешение действительных и страдательных причастий. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б) Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в) Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г) Нагромождение причастных конструкций. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

  Вид ошибки Пример
а) Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б) Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в) Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г) Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д) Нагромождение деепричастных конструкций. Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

  Вид ошибки Пример
а) Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б) Употребление противительного союза вместо соединительного. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в) Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

  Вид ошибки Пример
а) Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в) Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г) Отсутствие в главном предложении указательного слова. Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д) Пропуск части составного союза. Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е) Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж) Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з) Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и) Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

  Вид ошибки Пример 
а) Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б) Употребление речевых штампов. Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в) Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г) Неуместное использование фразеологизмов. Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

    Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Источник