Определите какие ошибки содержатся в предложениях
2012-2013 учебный год
Школьная олимпиада по русскому языку
10 класс
Задание №1.Расставьте ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.
Баловать, завидно, квартал, красивее, пуловер, обеспечение, мизерный, средства, вручит, кровоточить, мозаичный, диспансер, дождалась, лекторов, кухонный, налита, свекла, вероисповедование, зубчатый, апостроф.
Задание №2. Что общего и различного в словах перебранка и самобранка?
Задание №3.Произведите морфемный анализ слова изощрённый с современной и исторической точек зрения. Мотивируйте свой ответ.
Задание №4.В отрывке из стихотворения «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.
Листья в поле пожелтели
И кружатся и летят
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Задание №5.
Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:
ивербаубрата
формагрома
дорожкапанизуве
филатав
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
Задание №6.
В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё. Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше решение.
А) И се Минерва ударяет
В верьхиРифейскикопием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Который там натура скрыла;
(М. В. Ломоносов)
Б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
(И. А. Крылов)
В) Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
(Н. А. Некрасов)
Г) Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою…
(А. С. Пушкин)
Задание №7. Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.
1. Обе стороны подписали консенсус.
2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.
3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.
4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.
5. Журналисты владеют большой толикой информации.
Задание №8. Напишите рекламу (по типу теле — или радиорекламы) на одну из предложенных тем:
— «Книга, которую стоит читать»
— «Телепередача, которую стоит смотреть»
-«Радиостанция, которую стоит слушать».
ОТВЕТЫ:
Задание №1. Ответ
Баловать, завидно, квартал, красивее, пуловер, обеспечение, мизерный, средства, вручит, кровоточить, мозаичный, диспансер, дождалась, лекторов, кухонный, налита, свекла, вероисповедование, зубчатый, апостроф.
Оценка. По 1 баллу за правильный ответ. Всего — 20 баллов.
Задание №2. Ответ
Общими являются морфологические признаки: оба слова – 1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.
Различными являются словообразовательные признаки:
слово перебранка образовано префиксально-суффиксальным способом от глагола бранить(ся): пере-бран-к-а; ср.: брань, оборона; (возможен другой вариант ответа: суффиксальный способ при производящем глаголе перебраниваться);
слово самобранка образовано способом сложения основ с суффиксацией: сам-о-бр-а-н-к-а; ср. брать – беру – собирать, убран, собран.
Дополнительный балл за то, если будет указано древнее специальное значение слова брать ‘работать узорную ткань, вышивать’, откуда выражение браная скатерь ‘узорная скатерть’ и слово брань ‘узорная ткань’.
Оценка.
За указание общих морфологических признаков (1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.) – 1 балл.
За указание различий:
в лексическом значении (дефиниция, ограниченность сочетаемости, абстрактное — конкретное) – 2 балла.
в словообразовании – 2 балла (по 1 баллу за полный словообразовательный анализ каждого слова).
Дополнительный 1 балл за указание на различие в значении суффикса –к(а).
Дополнительные 3 балла за указание на древнее значение глагола брать – ‘ткать’.
Итого – 9 баллов.
Задание №3.Ответ.
а) изощр-ённ-ый
б) из-ощр-ен-н-ый; корень —ощр— связан чередованием с корнем остр-; изощренный – прич. от гл. изострить.
Оценка.
За синхронный морфемный анализ – 2 балла.
За диахронный морфемный анализ – 3 балла (при наличии полного комментария).
Дополнительный 1 балл за комментарий к историческому чередованию — щр — // — стр-.
Итого – 6 баллов.
Задание №4.Ответ.
1.Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
(вариант М. Лермонтова)
2. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрачную хранят.
В первом случае поникши – усеченное прилагательное, происходящее от причастия поникший.
Во втором случае обособлено одиночное деепричастие поникши.
Оценка.
За правильную расстановку запятых в первых двух строчках – 1 балла.
За указание каждого из двух правильного варианта расстановки запятых и объяснения – по 1 баллу (всего – 2 балла).
Дополнительные два балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла.
Итого – 5 баллов.
Задание №5.Ответ.
1. Аббревиатура
2. Орфограмма
3. Звукоподражание
4. Алфавит
Оценка:
За каждый термин 2 балла, в сумме — не более 8 баллов.
За указание отличающегося по значению термина с обоснованием — 2 балла.
Итого: максимум — 10 баллов.
Задание №6.Ответ:
1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.
2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.
3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.
4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.
Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.
Итого: максимум – 8 баллов.
Задание №7. Ответ: 1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.
2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.
3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.
4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.
5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.
Оценка: по 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Итого – 10.
Всего – 78 баллов.
2012-2013 учебный год
Школьная олимпиада по русскому языку
11 класс
Задание №1.Расставьте ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.
Банты, кровоточащий, вручит, сливовый, мозаичный, средства, обеспечение, опошлят, эксперт, вероисповедование, зубчатый, апостроф
Задание №2. Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.
А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно…?»
Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно…?»
Задание №3. Какая ошибка допущена в предложении: Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.
Задание №4. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.
Задание №5. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?
Задание №6. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
7. Проанализируйте фонетические, лексические и грамматические средства, с помощью которых передаётся светлое, радостное настроение в приведённом четверостишии.
Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня — что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветёт сирень… ()
8. Напишите антирекламу (по типу теле — или радиорекламы) на одну из предложенных тем:
— «Книга, которую не стоит читать»
— «Телепередача, которую не стоит смотреть»
-«Радиостанция, которую не стоит слушать».
Ответы.
Ответы. 1. БАнты, кровоточАщий, вручИт, слИвовый, мозаИчный, срЕдства, обеспЕчение, опОшлят, экспЕрт, вероисповЕдование, зубчАтый, апострОф. Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего:12баллов.
2. Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса. Оценка. 1 балл за указание, 5 баллов – за объяснение.
3. В предложении нарушен порядок слов.Оценка. За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на нарушение порядка слов; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения порядка слов; 1 балл – за исправленный вариант предложения.
4.
Современное | Историческое членение |
за-да-ток | за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут |
разин-я | ра(з)-зи-н-я; ср.: зиять, зияние |
изуми-тель-н-ый | из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘вывести из ума’ |
истреб-и- тель | ис-треб-и-тель; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить |
Оценка. По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова. Всего 8 баллов.
5. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т. п.: Господин В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…Оценка.2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 1-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (заявление, жалоба). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. 2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 3-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (служебная записка, отношение, доклад и т. п.). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. Максимальный балл – 6.
6. 1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словомэнергичный).
Оценка. 1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.
2. Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.
3. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.
4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла. Всего – 4 балла.
7. Всего – 6 баллов
8. Всего – 10 баллов.
Всего — 56 баллов
Готовимся к олимпиаде!
1. Как правильно писать: За своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик уплачивает… (или все-таки выплачивает)?
Ответ: Дополнением с предлогом «за» управляет глагол «уплачивать» (уплатить за проезд, за работу), «выплачивать» можно что-то кому-то (выплатить долг, выплатить жалованье). Можно сказать и так: своевременно и качественно выполненную исполнителем работу заказчик оплачивает.
2. Как правильно нужно говорить по-русски: я скучаю за ним или я скучаю по нему? | ||
Ответ: Для глагола «скучать» управление формой дательного падежа с предлогом «по» (скучать по кому-чему) является литературным и стилистически нейтральным; управление формой предложного падежа с предлогом «по» и «о» (скучать по ком-чем, о ком-чем) — разговорным и устаревшим ; управление формой творительного падежа с предлогом «за» (скучать за кем-чем) — диалектным. 3.
|
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.