Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются

Со стороны может показаться, что ответ на вопрос о том, что представляет собой деятельность учителя и учащихся в процессе обучения – очевиден: учитель осуществляет обучение, формирует знания, умения и навыки и контролирует степень их сформированности, а ученик воспринимает учебный процесс и под руководством учителя овладевает тем или иным учебным материалом.

Деятельность учителя

Однако деятельность учителя и учащихся в процессе обучения по своей сути – глубоко многогранна: ее нельзя свести к пониманию учителя только как носителя учебного материала и лицо, знакомящее учеников с ним, а ученика или весь класс как учебный коллектив – как пассивного реципиента определенного набора навыков и умений. Прежде всего, следует помнить, что обучение всегда предполагает вовлечение того, кто обучается, в познавательную деятельность. И здесь учитель является тем, кто не только сообщает какую-то информацию и требует ее запомнить, а впоследствии – использовать в процессе дальнейшего обучения, но и руководит познавательной деятельностью школьников, ставит перед ними проблемы, задачи, развивает логическое мышление и когнитивную сферу. В качестве примера можно привести фрагмент урока русского языка на тему «Правописание приставок «пре» и «при». Учитель обратился к классу с вопросом: «Как правильно писать слово «приостанавливать»: через «е» или через «и»?» Один из учеников ответил, что через «и». Хотя ответ был верным, учитель обратился к этому же ученику с вопросом о том, почему именно так он считает. Ученик затруднился ответить на этот вопрос. И здесь учитель перед классом поставил проблему: «Хорошо, допустим, что в этом слове ставится приставка «при», но почему мы должны ему верить?» Иными словами, учитель попросил привести доказательства того, что слово пишется так. И одна из учениц ответила, что «это слово пишется с приставкой «при», потому что по своему значению обозначает неполноту действия – приостановить – значит остановить не полностью или на какое-то время». Таким образом, учитель стал не только проводником учебного материала, но и процесса познания, построения собственных выводов на основе известным ученикам явлений.

Другой вопрос – в каком ракурсе должно происходить обучение. Даже само понятие «учебный процесс» обозначает некий регламентированный и упорядоченный процесс. И действительно, учитель отбирает необходимый учебный материал, готовит его объяснение ученикам в доступной для них форме, избирает сообразно той или иной методической ситуации те или иные методические формы и приемы работы. А перед началом учебного года и перед проведением занятий учителем осуществляется календарное и поурочное планирование: это – особый вид документации, в которой указывается, с каким именно материалом и когда будут знакомиться ученики, сколько академических часов отводится на его изучение, каковы формы и приемы работы, какая используется учебная литература, какое домашнее задание предлагается выполнить для закрепления изученного материала и сведения о формах рубежного и итогового контроля (включая иногда и их содержание, например, структуру теста, текст для написания изложения, задания для контрольной работы по вариантам, темы сочинений).

И, наконец, необходимо подчеркнуть, что одна из проблем современной школы – недостаточное осознание ценности учебного процесса самими учащимися, что порождает их пассивное отношение к обучению, а нередко – и негативное. Решение данной проблемы состоит в том, что учитель должен стимулировать деятельность учащихся и мотивировать их к ней с учетом возрастных характеристик и психологических особенностей.

Деятельность учащихся

Однако наряду с деятельностью учителя, деятельность учеников также должна носить организованный характер и отвечать поставленным целям. Хотя эти цели очевидно служат овладению учебным материалом, не всякая учебная деятельность и не всякие ее виды могут привести к положительному результату. Деятельность учащихся всегда руководится учителем, и именно от него зависит, приведет ли тот или иной вид учебной деятельности к достижению поставленных целей урока. Например, профессор С.Ф. Шатилов, говоря о методике преподавания иностранных языков, писал, что не всякий текст следует считать учебным, а лишь тот, который может служить образцом при построении учащимися собственных речевых высказываний. Соответственно, на учителя иностранного языка возлагается необходимость правильного отбора учебных текстов согласно общим и частным методическим критериям.

Это касается не только вопросов обучения иностранному языку: об овладении каким бы то ни было учебным предметом не шла речь, необходимо учитывать следующие критерии:

  • Уровень сформированности навыков и умений на момент занятия,
  • Возрастные и психологические особенности,
  • Степень интереса для учащихся,
  • Содержание учебного материала в контексте его познавательности,
  • Наличие в учебном материале тех проблемных вопросов, изучению которых посвящен данный урок.

При этом деятельность учащихся не должна носить только репродуктивный характер: репродуктивный метод, сводившийся к механическому воспроизведению учебного материала в устной и письменной форме был распространен в системе советской педагогики и стал впоследствии предметом острой и справедливой критики со стороны современных ученых-педагогов в силу недостаточной эффективности данного метода, с одной стороны (например, ребенок заучивает наизусть грамматическое правило, даже не до конца понимая его суть, лишь для того, чтобы получить положительную оценку), и нивелирования развивающей функции обучения, с другой. Таким образом, на современных занятиях активно используется метод проектов, технические средства обучения, компьютерные презентации и, самое главное, перед учениками ставятся вопросы, проблемы, которым они должны найти решение. Конечно, следует оговориться, что речь не идет об открытии каких-либо новых фактов или явлений – это прерогатива ученых, речь идет о понимании известного факта или явления учителю, но пока неизвестного ученику, на основе тех знаний, которые уже имеются, и логического мышления.

Источник

Цели и функции обучения

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

  1. Воспитательная
  2. Образовательная
  3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными целями процесса обучения является:

  1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
  2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
  3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
  4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
  5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
  6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.
Читайте также:  Какие крупы долго не теряют своих свойств при хранении

Противоречия процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

  1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

    • между практическим и теоретическим
    • между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
    • между развитостью и воспитанностью учащихся
    • между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
  2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.

    Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

    • в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
    • противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
    • противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
    • возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

Специфика процесса обучения

Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

  • Состав учащихся (класса, группы)
  • Особенность методической работы педагога
  • Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
  • Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

  • Подача информации для осознанного усвоения учащимися
  • Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
  • Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

  1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
  2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
  3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
  4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Источник

Определение 1

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

  • взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
  • организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

  • отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
  • плохая организация учебной деятельности.

Базисом обучения являются:

  • информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
  • умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
  • навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).

Образование является результатом обучения.

Определение 2

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Структура процесса обучения

Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:

  • линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
  • концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
  • спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
  • смешанная система.

Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.

Определение 3

Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.

Выделяют ряд характеристик обучения:

  • овладение учебным материалом;
  • усвоение общим способов действий и научных понятий;
  • инициация личностных изменений в человеке;
  • формирование поведенческих и коммуникативных навыков.

В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:

  • побудительный, который включает потребность к познанию;
  • программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
  • действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
  • контрольно-регулирующий.
Читайте также:  Какое свойство нового окна задается параметром scrollbars

Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.

Определение 4

Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.

Определение 5

Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Определение 6

Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.

В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.

Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.

Источник

Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé øêîëüíèêîâ. Ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó÷åíèêîâ. Âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, å¸ ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîöåññà îáó÷åíèÿ

Îáó÷åíèå — êîíêðåòíûé âèä ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, â õîäå êîòîðîãî ïîä ðóêîâîäñòâîì ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåííîãî ëèöà (ïåäàãîãà, ïðåïîäàâàòåëÿ) ðåàëèçóþòñÿ îáùåñòâåííî îáóñëîâëåííûå çàäà÷è îáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè â òåñíîé âçàèìîñâÿçè ñ åå âîñïèòàíèåì è ðàçâèòèåì.

Ïðàâèëüíîå ïîíèìàíèå ñàìîãî ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âêëþ÷àåò íåîáõîäèìûå õàðàêòåðèñòèêè:

1) îáó÷åíèå åñòü ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ ôîðìà ïåðåäà÷è îáùåñòâåííîãî îïûòà: ïîñðåäñòâîì îðóäèé è ïðåäìåòîâ òðóäà, ÿçûêà è ðå÷è, ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïåðåäàåòñÿ è óñâàèâàåòñÿ îïûò ïðåäøåñòâóþùèõ ïîêîëåíèé;

2) îáó÷åíèå íåâîçìîæíî áåç íàëè÷èÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷åíèêà è ó÷èòåëÿ, áåç íàëè÷èÿ «âñòðå÷íîé» àêòèâíîñòè ó÷àùåãîñÿ, áåç åãî ñîîòâåòñòâóþùåé ðàáîòû, íàçûâàåìîé ó÷åíèåì. «Ó÷åíèå — ýòî òðóä, ïîëíûé àêòèâíîñòè è ìûñëè», — ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé. Çíàíèå íåëüçÿ ïåðåëîæèòü ìåõàíè÷åñêè èç îäíîé ãîëîâû â äðóãóþ. Ðåçóëüòàò îáùåíèÿ îïðåäåëåí íå òîëüêî äåÿòåëüíîñòüþ ó÷èòåëÿ, íî è â òàêîé æå ñòåïåíè äåÿòåëüíîñòüþ ó÷åíèêà, ñàìèì èõ âçàèìîîòíîøåíèåì;

3) îáó÷åíèå — ýòî íå ìåõàíè÷åñêàÿ ïðèáàâêà ê óæå èìåâøèìñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîöåññàì, à êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå âñåãî âíóòðåííåãî ìèðà, âñåé ïñèõèêè è ëè÷íîñòè ó÷åíèêà. Ïðè óñâîåíèè (êàê âûñøåé ñòàäèè îáó÷åííîñòè) ïðîèñõîäèò êàê áû ïåðåíîñ çíàíèé èçâíå âîâíóòðü (èíòåðèîðèçàöèÿ), îò÷åãî èçó÷àåìûé ìàòåðèàë ñòàíîâèòñÿ êàê áû ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ëè÷íîñòè, å¸ ïðèíàäëåæàùèì è åþ îòêðûòûì. Ñïåöèôè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — ýòî äåÿòåëüíîñòü ïî ñàìîèçìåíåíèþ. Ÿ öåëü è ðåçóëüòàò — èçìåíåíèå ñàìîãî ñóáúåêòà, êîòîðîå çàêëþ÷àåòñÿ â îâëàäåíèè îïðåäåëåííûìè ñïîñîáàìè äåéñòâèÿ, à íå èçìåíåíèè ïðåäìåòîâ, ñ êîòîðûìè äåéñòâóåò ñóáúåêò (Ä.Á. Ýëüêîíèí).

Îáùèå öåëè îáó÷åíèÿ:

1) ôîðìèðîâàíèå çíàíèé (ñèñòåìû ïîíÿòèé) è ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè (ïðèåìîâ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íàâûêîâ è óìåíèé);

2) ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, èçìåíåíèå ñàìîãî òèïà ìûøëåíèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòåé è ñïîñîáíîñòåé ê ñàìîîáó÷åíèþ, óìåíèå ó÷èòüñÿ.

 ïðîöåññå îáó÷åíèÿ íåîáõîäèìî ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:

— ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè îáó÷àåìûõ;

— îðãàíèçàöèÿ èõ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî îâëàäåíèþ íàó÷íûìè çíàíèÿìè è óìåíèÿìè;

— ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé;

— ñîâåðøåíñòâîâàíèå ó÷åáíûõ óìåíèé è íàâûêîâ;

— âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû.

Òàêèì îáðàçîì, îáó÷åíèå — ýòî öåëåíàïðàâëåííîå, çàðàíåå çàïðîåêòèðîâàííîå îáùåíèå, â õîäå êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ îáðàçîâàíèå, âîñïèòàíèå è ðàçâèòèå îáó÷àåìîãî, óñâàèâàþòñÿ îòäåëüíûå ñòîðîíû îïûòà ÷åëîâå÷åñòâà, îïûòà äåÿòåëüíîñòè è ïîçíàíèÿ.

Îáó÷åíèå ìîæíî îõàðàêòåðèçîâàòü êàê ïðîöåññ àêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó îáó÷àþùèì è îáó÷àåìûì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ó îáó÷àåìîãî ôîðìèðóþòñÿ îïðåäåëåííûå çíàíèé è óìåíèÿ íà îñíîâå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè. À ïåäàãîã ñîçäàåò äëÿ àêòèâíîñòè îáó÷àåìîãî íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ, íàïðàâëÿåò åå, êîíòðîëèðóåò, ïðåäîñòàâëÿåò äëÿ íåå íóæíûå ñðåäñòâà è èíôîðìàöèþ.

2. Ó÷åíèå êàê äåÿòåëüíîñòü

Ïîä äåÿòåëüíîñòüþ â ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî ïîíèìàòü àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå ÷åëîâåêà ñî ñðåäîé, â êîòîðîì îí äîñòèãàåò ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè, âîçíèêøåé â ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ ó íåãî îïðåäåëåííîé ïîòðåáíîñòè, ìîòèâà. Âèäû äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàþùèå ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà è ôîðìèðîâàíèå åãî êàê ëè÷íîñòè — îáùåíèå, èãðà, ó÷åíèå, òðóä.

Ó÷åíèå èìååò ìåñòî òàì, ãäå äåéñòâèÿ ÷åëîâåêà óïðàâëÿþòñÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ óñâîèòü îïðåäåëåííûå çíàíèÿ, óìåíèÿ, íàâûêè, ôîðìû ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèå — ñïåöèôè÷åñêè ÷åëîâå÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, ïðè÷åì îíî âîçìîæíî ëèøü íà òîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ÷åëîâåêà, êîãäà îí ñïîñîáåí ðåãóëèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ. Ó÷åíèå ïðåäúÿâëÿåò òðåáîâàíèÿ ê ïîçíàâàòåëüíûì ïðîöåññàì (ïàìÿòè, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, âîîáðàæåíèþ, ãèáêîñòè óìà) è âîëåâûì êà÷åñòâàì (óïðàâëåíèþ âíèìàíèåì, ðåãóëÿöèè ÷óâñòâ è ò. ä.).

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îáúåäèíÿþòñÿ íå òîëüêî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè äåÿòåëüíîñòè (âîñïðèÿòèå, âíèìàíèå, ïàìÿòü, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå), íî è ïîòðåáíîñòè, ìîòèâû, ýìîöèè, âîëÿ.

Ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü — ýòî ñîâîêóïíîñòü íåêîòîðûõ ôèçè÷åñêèõ äåéñòâèé, ïðàêòè÷åñêèõ èëè ðå÷åâûõ. Åñëè ó÷åíèå — äåÿòåëüíîñòü, òî ìîæåò ëè îíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç âíåøíèõ è âèäèìûõ ôîðì? Èññëåäîâàíèÿ ó÷åíûõ ïîêàçàëè, ÷òî êðîìå ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ÷åëîâåê ñïîñîáåí åù¸ îñóùåñòâëÿòü îñîáóþ ãíîñòè÷åñêóþ(ïîçíàâàòåëüíóþ) äåÿòåëüíîñòü. Öåëü å¸ — ïîçíàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà.

Ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê è ïðàêòè÷åñêàÿ, ìîæåò áûòü ïðåäìåòíîé è âíåøíåé. Ýòî ìîæåò áûòü òàêæå ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü èëè ñèìâîëè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.  îòëè÷èå îò ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü åùå è âíóòðåííåé, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, íå íàáëþäàåìîé. Òàê, âîñïðèÿòèå ÷àñòî îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ âíåøíå íå íàáëþäàåìûõ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ôîðìèðîâàíèå îáðàçà ïðåäìåòà. Ïðîöåññû çàïîìèíàíèÿ ðåàëèçóþòñÿ ïóòåì ñïåöèàëüíûõ ìíåìè÷åñêèõ äåéñòâèé (âûäåëåíèå ñìûñëîâûõ ñâÿçåé, ìûñëåííàÿ ñõåìàòèçàöèÿ è ïîâòîðåíèå). Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ îáíàðóæèëè, ÷òî íàèáîëåå ðàçâåðíóòûå ôîðìû ìûøëåíèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïîñðåäñòâîì îñîáûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé, âûïîëíÿåìûõ ÷åëîâåêîì «ïðî ñåáÿ» (íàïðèìåð, äåéñòâèÿ àíàëèçà è ñèíòåçà, îòîæäåñòâëåíèÿ è ðàçëè÷åíèÿ, àáñòðàãèðîâàíèÿ è îáîáùåíèÿ).  ïðîöåññå ó÷åíèÿ ýòè âèäû äåÿòåëüíîñòè îáû÷íî òåñíî ïåðåïëåòåíû. Òàê, èçó÷àÿ êëàññèôèêàöèþ ðàñòåíèé, ó÷åíèê ðàññìàòðèâàåò èõ (ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îòäåëÿåò îñíîâíûå ÷àñòè öâåòêà (ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îïèñûâàåò òî, ÷òî âèäèò (ñèìâîëè÷åñêàÿ, èëè ðå÷åâàÿ äåÿòåëüíîñòü), çàðèñîâûâàåò (ïðåäìåòíàÿ ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü) è ò.ä.  ðàçíûõ ñëó÷àÿõ ñîîòíîøåíèå ýòèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íî, íî âî âñåõ ñëó÷àÿõ ó÷åíèå âûðàæàåòñÿ â àêòèâíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ÷àñòî èìååò âíóòðåííèå ôîðìû.

Ðàáîòû ìíîãèõ ïñèõîëîãîâ (Âûãîòñêîãî, Ëåîíòüåâà, Ãàëüïåðèíà, Ïèàæå è äð.) ïîêàçàëè, ÷òî âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü âîçíèêàåò èç âíåøíåé â ïðîöåññå èíòåðèîðèçàöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðîé ïðåäìåòíîå äåéñòâèå îòðàæàåòñÿ â ñîçíàíèè è ìûøëåíèè ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ðàçäåëåíèÿ, ðàçáîðêè âåùè íà ÷àñòè ïðè ðåøåíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷ çàìåùàåòñÿ äåéñòâèåì â óìå (ðàñ÷ëåíåíèåì âåùè íà îñíîâå å¸ îáðàçà èëè ïîíÿòèÿ î íåé). Ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ïðåâðàùàåòñÿ â ïðîöåññ èíòåðèîðèçàöèè, â äåéñòâèå ìûñëåííîãî àíàëèçà. Ñèñòåìû òàêèõ ìûñëåííûõ (óìñòâåííûõ) äåéñòâèé, ðàçâåðòûâàþùèõñÿ â èäåàëüíîì ïëàíå, è åñòü âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü.

Óñòàíîâëåíî, ÷òî îñíîâíûì ñðåäñòâîì èíòåðèîðèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ñëîâî. Îíî ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó êàê áû «îòîðâàòü» äåéñòâèå îò ñàìîãî ïðåäìåòà è ïðåâðàòèòü åãî â äåéñòâèå ñ îáðàçàìè è ïîíÿòèåì î ïðåäìåòå.

Âíåøíÿÿ ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îáÿçàòåëüíàÿ äëÿ ó÷åíèÿ, êîãäà â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà åù¸ íå ñôîðìèðîâàíû îáðàçû, ïîíÿòèÿ î ïðåäìåòå è ñîîòâåòñòâóþùèå èì äåéñòâèÿ. Åñëè æå îáðàçû, ïîíÿòèè è äåéñòâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ óñâîåíèÿ íîâûõ çíàíèé è óìåíèé ó ðåáåíêà óæå èìåþòñÿ, òî äëÿ íàó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Какими свойствами обладает вода запиши

Ðåøàÿ âîïðîñ î õàðàêòåðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, íàäî ïðåæäå âñåãî ïðîàíàëèçèðîâàòü, êàêèõ çíàíèé è óìåíèé òðåáóåò óñâîåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà. Åñëè ó÷åíèê íå âëàäååò åù¸ îïðåäåëåííûìè îáðàçàìè, ïîíÿòèÿìè è äåéñòâèÿìè, òî ó÷åíèå íàäî íà÷èíàòü ñ ïðåäìåòíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèê äîëæåí ñâîèìè ðóêàìè îñóùåñòâèòü ñîîòâåòñòâóþùèå äåéñòâèÿ. Çàòåì, âûäåëÿÿ è çàêðåïëÿÿ èõ ñ ïîìîùüþ ñëîâ, îí ïîñòåïåííî äîëæåí ïåðåâîäèòü èõ âûïîëíåíèå â èäåàëüíûé âíóòðåííèé ïëàí. Åñëè æå ó÷åíèê óæå âëàäååò àðñåíàëîì íåîáõîäèìûõ èñõîäíûõ ïîíÿòèé è äåéñòâèé, òî ó÷åíèå îí ìîæåò íà÷èíàòü ïðÿìî ñ âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ó÷åíèêó ìîæíî ïðåïîäíîñèòü ñîîòâåòñòâóþùèå ñëîâà, ïîñêîëüêó îí óæå çíàåò, ÷òî îíè îçíà÷àþò, è êàêèå äåéñòâèÿ ñ íèìè íåîáõîäèìû. Íà ýòîì îñíîâàíî òðàäèöèîííîå îáó÷åíèå ìåòîäîì îáùåíèÿ è ïîêàçà. Åìó ñîîòâåòñòâóþò òàêèå ñïîñîáû îáó÷åíèÿ, êàê ñëóøàíèå, ÷òåíèå, íàáëþäåíèå.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü â øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîä âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ïîíèìàåòñÿ òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü, â ïðîöåññå êîòîðîé ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ñâîéñòâ ëè÷íîñòè, ïîÿâëÿþòñÿ íîâîîáðàçîâàíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó (ïðîèçâîëüíîñòü, ðåôëåêñèÿ, ñàìîêîíòðîëü, âíóòðåííèé ïëàí äåéñòâèé). Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà â øêîëå. Îñîáåííî èíòåíñèâíî ôîðìèðóåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü â ïåðèîä ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

 õîäå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ:

— â óðîâíå çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ;

— â óðîâíå ñôîðìèðîâàííîñòè îòäåëüíûõ ñòîðîí ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè;

— â óìñòâåííûõ îïåðàöèÿõ, îñîáåííîñòÿõ ëè÷íîñòè, ò.å. â óðîâíå îáùåãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — ýòî, ïðåæäå âñåãî, èíäèâèäóàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ñëîæíà ïî ñâîåé ñòðóêòóðå è òðåáóåò ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Êàê è òðóä, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ öåëÿìè è çàäà÷àìè, ìîòèâàìè. Êàê è âçðîñëûé ÷åëîâåê, âûïîëíÿþùèé ðàáîòó, ó÷åíèê äîëæåí çíàòü, ÷òî äåëàòü, çà÷åì, êàê, âèäåòü ñâîè îøèáêè, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñåáÿ. Ðåáåíîê, ïîñòóïàþùèé â øêîëó, íè÷åãî ýòîãî ñàìîñòîÿòåëüíî íå äåëàåò, ò.å. îí íå îáëàäàåò íàâûêàìè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.  ïðîöåññå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèê íå òîëüêî îñâàèâàåò çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè, íî è ó÷èòñÿ ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé ó÷åáíûå çàäà÷è (öåëè), íàõîäèòü ñïîñîáû óñâîåíèÿ è ïðèìåíåíèÿ çíàíèé, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñâîè äåéñòâèÿ.

3. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü èìååò âíåøíþþ ñòðóêòóðó, ñîñòîÿùóþ èç ñëåäóþùèõ ýëåìåíòîâ (ïî Á.À. Ñîñíîâñêîìó):

1) ó÷åáíûå ñèòóàöèè è çàäà÷è — êàê íàëè÷èå ìîòèâà, ïðîáëåìû, å¸ ïðèíÿòèÿ ó÷àùèìèñÿ;

2) ó÷åáíûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðåøåíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷;

3) êîíòðîëü — êàê ñîîòíîøåíèå äåéñòâèÿ è åãî ðåçóëüòàòà ñ çàäàííûìè îáðàçöàìè;

4) îöåíêà — êàê ôèêñàöèÿ êà÷åñòâà (íî íå êîëè÷åñòâà) ðåçóëüòàòà îáó÷åíèÿ, êàê ìîòèâàöèÿ ïîñëåäóþùåé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ðàáîòû.

Êàæäîìó èç êîìïîíåíòîâ ñòðóêòóðû ýòîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóùè ñâîè îñîáåííîñòè.  òî æå âðåìÿ, ÿâëÿÿñü ïî ïðèðîäå èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì æå ñòðîåíèåì, ÷òî è ëþáîé äðóãîé èíòåëëåêòóàëüíûé àêò, à èìåííî: íàëè÷èåì ìîòèâà, ïëàíà (çàìûñëà, ïðîãðàììû), èñïîëíåíèåì (ðåàëèçàöèåé) è êîíòðîëåì

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê îïðåäåëåííîå ó÷åáíîå çàäàíèå, èìåþùåå ÷åòêóþ öåëü, íî äëÿ òîãî ÷òîáû îñóùåñòâèòü ýòó öåëü, íàäî ó÷åñòü óñëîâèÿ, â êîòîðûõ äåéñòâèå äîëæíî îñóùåñòâèòüñÿ. Ïî À.Í. Ëåîíòüåâó, çàäà÷à — ýòî öåëü, äàííàÿ â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ. Ïî ìåðå âûïîëíåíèÿ ó÷åáíûõ çàäà÷ ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå ñàìîãî ó÷åíèêà. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíà êàê ñèñòåìà ó÷åáíûõ çàäà÷, êîòîðûå äàþòñÿ â îïðåäåëåííûõ ó÷åáíûõ ñèòóàöèÿõ è ïðåäïîëàãàþò îïðåäåëåííûå ó÷åáíûå äåéñòâèÿ.

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê ñëîæíàÿ ñèñòåìà èíôîðìàöèè î êàêîì-òî îáúåêòå, ïðîöåññå, â êîòîðîì ÷åòêî îïðåäåëåíà ëèøü ÷àñòü ñâåäåíèé, à îñòàëüíàÿ íåèçâåñòíà, êîòîðóþ è òðåáóåòñÿ íàéòè, èñïîëüçóÿ èìåþùèåñÿ çíàíèÿ è àëãîðèòìû ðåøåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ñàìîñòîÿòåëüíûìè äîãàäêàìè è ïîèñêàìè îïòèìàëüíûõ ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ.

 îáùåé ñòðóêòóðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè çíà÷èòåëüíîå ìåñòî îòâîäèòñÿ äåéñòâèÿì êîíòðîëÿ (ñàìîêîíòðîëÿ) è îöåíêè (ñàìîîöåíêè). Ýòî îáóñëîâëèâàåòñÿ òåì, ÷òî âñÿêîå äðóãîå ó÷åáíîå äåéñòâèå ñòàíîâèòñÿ ïðîèçâîëüíûì, ðåãóëèðóåìûì òîëüêî ïðè íàëè÷èè êîíòðîëèðîâàíèÿ è îöåíèâàíèÿ â ñòðóêòóðå äåÿòåëüíîñòè.

Êîíòðîëü ïðåäïîëàãàåò òðè çâåíà: 1) ìîäåëü, îáðàç ïîòðåáíîãî, æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ; 2) ïðîöåññ ñëè÷åíèÿ ýòîãî îáðàçà è ðåàëüíîãî äåéñòâèÿ è 3) ïðèíÿòèå ðåøåíèÿ î ïðîäîëæåíèè èëè êîððåêöèè äåéñòâèÿ. Ýòè òðè çâåíà ïðåäñòàâëÿþò ñòðóêòóðó âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè çà åå ðåàëèçàöèåé.

Ï.Ï. Áëîíñêèì áûëè íàìå÷åíû ÷åòûðå ñòàäèè ïðîÿâëåíèÿ ñàìîêîíòðîëÿ ïðèìåíèòåëüíî ê óñâîåíèþ ìàòåðèàëà. Ïåðâàÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì âñÿêîãî ñàìîêîíòðîëÿ. Íàõîäÿùèéñÿ íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ íå óñâîèë ìàòåðèàë è íå ìîæåò ñîîòâåòñòâåííî íè÷åãî êîíòðîëèðîâàòü. Âòîðàÿ ñòàäèÿ — ïîëíûé ñàìîêîíòðîëü. Íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ ïðîâåðÿåò ïîëíîòó è ïðàâèëüíîñòü ðåïðîäóêöèè óñâîåííîãî ìàòåðèàëà. Òðåòüÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ êàê ñòàäèÿ âûáîðî÷íîãî ñàìîêîíòðîëÿ, ïðè êîòîðîì ó÷àùèéñÿ êîíòðîëèðóåò, ïðîâåðÿåò òîëüêî ãëàâíîå ïî âîïðîñàì. Íà ÷åòâåðòîé ñòàäèè âèäèìûé ñàìîêîíòðîëü îòñóòñòâóåò, îí îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê áû íà îñíîâå ïðîøëîãî îïûòà, íà îñíîâå êàêèõ-òî íåçíà÷èòåëüíûõ äåòàëåé, ïðèìåò.

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóòñòâóþò ìíîãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû:

— ìîòèâ (âíåøíèé èëè âíóòðåííèé), ñîîòâåòñòâóþùåå æåëàíèå, èíòåðåñ, ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åíèþ;

— îñìûñëåííîñòü äåÿòåëüíîñòè, âíèìàíèå, ñîçíàòåëüíîñòü, ýìîöèîíàëüíîñòü, ïðîÿâëåíèå âîëåâûõ êà÷åñòâ;

— íàïðàâëåííîñòü è àêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè, ðàçíîîáðàçèå âèäîâ è ôîðì äåÿòåëüíîñòè: âîñïðèÿòèå è íàáëþäåíèå êàê ðàáîòà ñ ÷óâñòâåííî ïðåäñòàâëåííûì ìàòåðèàëîì; ìûøëåíèå êàê àêòèâíàÿ ïåðåðàáîòêà ìàòåðèàëà, åãî ïîíèìàíèå è óñâîåíèå (çäåñü æå ïðèñóòñòâóþò è ðàçíîîáðàçíûå ýëåìåíòû âîîáðàæåíèÿ); ðàáîòà ïàìÿòè êàê ñèñòåìíîãî ïðîöåññà, ñîñòîÿùåãî èç çàïîìèíàíèÿ, ñîõðàíåíèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìàòåðèàëà, êàê ïðîöåññà, íåîòðûâíîãî îò ìûøëåíèÿ;

— ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå ïðèîáðåòåííûõ çíàíèé è óìåíèé â ïîñëåäóþùåé äåÿòåëüíîñòè, èõ óòî÷íåíèå è êîððåêòèðîâêà.

Ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ÷àñòíûé âèä ìîòèâàöèè, âêëþ÷åííîé â äåÿòåëüíîñòü ó÷åíèÿ, ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü. Êàê è ëþáîé äðóãîé âèä, ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ ýòîé äåÿòåëüíîñòè ôàêòîðîâ:

1) ñàìîé îáðàçîâàòåëüíîé ñèñòåìîé, îáðàçîâàòåëüíûì ó÷ðåæäåíèåì, ãäå îñóùåñòâëÿåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü;

2) îðãàíèçàöèåé îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà;

3) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè îáó÷àþùåãîñÿ (âîçðàñò, ïîë, èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå, ñïîñîáíîñòè, óðîâåíü ïðèòÿçàíèé, ñàìîîöåíêà, åãî âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ó÷åíèêàìè è ò.ä.);

4) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè ïåäàãîãà è ïðåæäå âñåãî ñèñòåìîé åãî îòíîøåíèé ê ó÷åíèêó, ê äåëó;

5) ñïåöèôèêîé ó÷åáíîãî ïðåäìåòà.

Íåîáõîäèìîå óñëîâèå äëÿ ñîçäàíèÿ ó ó÷àùèõñÿ èíòåðåñà ê ñîäåðæàíèþ îáó÷åíèÿ è ê ñàìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — âîçìîæíîñòü ïðîÿâèòü â ó÷åíèè óìñòâåííóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è èíèöèàòèâíîñòü. ×åì àêòèâíåå ìåòîäû îáó÷åíèÿ, òåì ëåã÷å çàèíòåðåñîâàòü èìè ó÷àùèõñÿ. Îñíîâíîå ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ óñòîé÷èâîãî èíòåðåñà ê ó÷åíèþ — èñïîëüçîâàíèå òàêèõ âîïðîñîâ è çàäàíèé, ðåøåíèå êîòîðûõ òðåáóåò îò ó÷àùèõñÿ àêòèâíîé ïîèñêîâîé äåÿòåëüíîñòè. ó÷åáíûé øêîëüíèê ïîçíàâàòåëüíûé ìûøëåíèå

Áîëüøóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè èíòåðåñà ê ó÷åíèþ èãðàåò ñîçäàíèå ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè, ñòîëêíîâåíèå ó÷àùèõñÿ ñ òðóäíîñòüþ, êîòîðóþ îíè íå ìîãóò ðàçðåøèòü ïðè ïîìîùè èìåþùåãîñÿ ó íèõ çàïàñà çíàíèé; ñòàëêèâàÿñü ñ òðóäíîñòüþ, îíè óáåæäàþòñÿ â íåîáõîäèìîñòè ïîëó÷åíèÿ íîâûõ çíàíèé èëè ïðèìåíåíèÿ ñòàðûõ â íîâîé ñèòóàöèè.

Âñå ñîñòàâëÿþùèå ýëåìåíòû ñòðóêòóðû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âñå å¸ êîìïîíåíòû òðåáóþò îñîáîé îðãàíèçàöèè, ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Âñ¸ ýòî çàäà÷è êîìïëåêñíûå, òðåáóþùèå äëÿ ñâîåãî ðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ çíàíèé è íåìàëîãî îïûòà è ïîñòîÿííîãî êàæäîäíåâíîãî òâîð÷åñòâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник