Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства
Цели и функции обучения
Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.
Основными функциями процесса обучения являются:
- Воспитательная
- Образовательная
- Развивающая
Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.
Замечание 1
Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.
Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.
Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основными целями процесса обучения является:
- Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
- Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
- Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
- Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
- Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
- Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.
Противоречия процесса обучения
Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.
По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.
Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.
В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:
Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:
- между практическим и теоретическим
- между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
- между развитостью и воспитанностью учащихся
- между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.
Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:
- в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
- противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
- противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
- возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.
Специфика процесса обучения
Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.
Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:
- Состав учащихся (класса, группы)
- Особенность методической работы педагога
- Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
- Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.
Принято выделять следующую логику процесса обучения:
- Подача информации для осознанного усвоения учащимися
- Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
- Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях
Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.
Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:
- Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
- Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
- Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
- Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения
Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Это часть целого ПП.
Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений.
Движущая сила ПО– противоречия, потребности, мотивы, интересы. Противоречие – между потребностью в усвоении и реальными возможностями удовлетворения этой потребности. Мотивы – те побуждения, которыми руководствуется ученик. Интерес – форма проявления познавательной д-ти, которая обеспечивает направленность личности на достижение цели и усвоение нового материала.
Функции ПО:
Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.
Задачи ПО:
ü Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся
ü Организация их познавательной деятельности по овладению их научными ЗУНами
ü Развитие мышления, творческих способностей и навыков
ü Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры
ü Совершенствование учебных умений и навыков
ü Формирование умения самостоятельно получать знания
В педагогической литературе рассматривается внешняя и внутренняя структура ПО. Внешняя охватывает всю воспитательную систему как целостный процесс, внутренняя отражает структуру реального учебного процесса в виде урока, занятия и др.
Пидкосистый выделяет следующую внешнюю структуру: социальный заказ школе – цели обучения – характер деятельности учителя (преподавание) – содержание образования — методы, средства, формы, технологии – характер деятельности ученика (учение) – результат обучения (образованность, уровень развития, уровень общей культуры). В этой структуре присутствуют постоянные системаобразующие компоненты: цель обучения, результат обучения и учение, и переменные: содержание образования, методы, формы, технологии и т.д.
Внутренняя структура представляет собой взаимосвязь процессуальных компонентов обучения:
ü Целевой (определение и осознание целей и задач УПД)
ü Потребностно-мотивационный(оформление потребности в знаниях и мотивов УПД учащихся)
ü Содержательный ( определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися)
ü Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно)
ü Эмоционально-волевой (предание учебной деятельности эмоционально-положительного характера)
ü Контрольно-регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД )
ü Оценочно-результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия)
По своей сущности обучение – это процесс, который развивается закономерно и в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.
Принципы обучения – исходные положения, которые определяют характер обучения. В современной педагогике существует определённая система дидактических принципов, которая включает в себя как традиционные, обоснованные ещё Каменским (принцип наглядности, доступности, сознательности), так и современные, возникшие в новой образовательной ситуации (принцип оптимального сочетания методов и форм обучения, эмоциональности, проблемности идр.). Система принципов обучения постоянно изменяется и дополняется в зависимости от социальных и экономических условий. В настоящий момент выделяют следующие дидактические принципы:
Научности, Сознательности и творческой активности, Наглядности, Систематичности и последовательности, Связи теории с практикой, Прочности, Доступности, Учёта индивидуальных и возрастных особенностей, Воспитывающего и развивающего характера обучения, Оптимальности .
В реальной школьной практике взаимосвязь между принципами очень тесная Традиционно все принципы основываются на принципе придосообразности, который обосновал Я.А.Каменский. сущность этого принципа в том, что обучение и воспитание должно строиться сообразно природе ребёнка, т.е. с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
11. Системы и формы организации обучения
Формаорганизации обучения— внешняя выражение организации обучения, осуществляемого в определённом порядке и режиме.
Выбор ФОО зависит от цели, содержания, методов и ср-в обучения, состава учеников и учителей, а также от материальных условий обучения. ФОО имеют социальную обусловленность, т.е. возникают и совершенствуются в связи с развитием общ-ва и дидактических систем.
— по кол-ву учащихся: массовые, коллективные, индивидуальные и др.
— по месту учёбы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные
— попродолжительности занятий: классический урок, спаренное занятие, укороченное.
Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически ложились следующие системы организации обучения:
· индивидуальная — передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства
· индивидуально-групповая- поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе
· классно-урочная- взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях
· взаимного обучения- взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система)
· избирательного обучения- существовала в конце ХIХ в.: в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, — в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе;
· индивидуализированного обучения — существовала в начале ХХ в. в США: — Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, — план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе
В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.
Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки,планирование,учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки,постоянное расписание,каждый урок – только одному предмету,руководящая роль учителя,постоянное место – кабинет,постоянная продолжительность,вариативность д-ти учащихся.
преимущества:строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).
недостатки:ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.
Урок —это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.
Особенности:определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.
К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования
12. Контроль и Оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.
Контроль и проверка учебной деятельности учащихся является важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять оценки.
Контроль – выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки, выявления причин отклонений от заданной цели.
Функции контроля:
ü Контролирующая – установление обратной связи, учёт результатов контроля
ü Обучающая – даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения
ü Воспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, формирование нравственных качеств, самооценки
ü Развивающая – развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества
ü Мотивационная – развитие мотива и потребности в учёбе
ü Диагностирующая и прогнозирующая и др.
Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях.
Оценка – это качественный показатель работы учащихся
Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки, т.е. количественный показатель.
Применительно к УПД оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Т.о. оценке подлежат как объём, системность, обобщённость усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.
Определение 1
Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.
Составляющие обучения
Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.
Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.
Выделяют два основных направления обучения:
- взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
- организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.
Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.
Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.
Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.
Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.
Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.
Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.
Снизить эффект взаимодействия могут:
- отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
- плохая организация учебной деятельности.
Базисом обучения являются:
- информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
- умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
- навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).
Образование является результатом обучения.
Определение 2
Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.
Структура процесса обучения
Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:
- линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
- концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
- спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
- смешанная система.
Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.
Определение 3
Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.
Выделяют ряд характеристик обучения:
- овладение учебным материалом;
- усвоение общим способов действий и научных понятий;
- инициация личностных изменений в человеке;
- формирование поведенческих и коммуникативных навыков.
В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:
- побудительный, который включает потребность к познанию;
- программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
- действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
- контрольно-регулирующий.
Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.
Определение 4
Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.
Определение 5
Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Определение 6
Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.
В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.
Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.