Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства

Цели и функции обучения

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

  1. Воспитательная
  2. Образовательная
  3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными целями процесса обучения является:

  1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
  2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
  3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
  4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
  5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
  6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.

Противоречия процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

  1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

    • между практическим и теоретическим
    • между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
    • между развитостью и воспитанностью учащихся
    • между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
  2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.

    Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

    • в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
    • противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
    • противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
    • возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

Специфика процесса обучения

Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

  • Состав учащихся (класса, группы)
  • Особенность методической работы педагога
  • Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
  • Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

  • Подача информации для осознанного усвоения учащимися
  • Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
  • Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

  1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
  2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
  3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
  4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения
Читайте также:  Какие свойства популяции определяется особенностями ее возрастного состава

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Источник

Процесс обученияэто целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Это часть целого ПП.

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений.

Движущая сила ПО– противоречия, потребности, мотивы, интересы. Противоречие – между потребностью в усвоении и реальными возможностями удовлетворения этой потребности. Мотивы – те побуждения, которыми руководствуется ученик. Интерес – форма проявления познавательной д-ти, которая обеспечивает направленность личности на достижение цели и усвоение нового материала.

Функции ПО:

Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.

Задачи ПО:

ü Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся

ü Организация их познавательной деятельности по овладению их научными ЗУНами

ü Развитие мышления, творческих способностей и навыков

ü Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры

ü Совершенствование учебных умений и навыков

ü Формирование умения самостоятельно получать знания

В педагогической литературе рассматривается внешняя и внутренняя структура ПО. Внешняя охватывает всю воспитательную систему как целостный процесс, внутренняя отражает структуру реального учебного процесса в виде урока, занятия и др.

Пидкосистый выделяет следующую внешнюю структуру: социальный заказ школе – цели обучения – характер деятельности учителя (преподавание) – содержание образования — методы, средства, формы, технологии – характер деятельности ученика (учение) – результат обучения (образованность, уровень развития, уровень общей культуры). В этой структуре присутствуют постоянные системаобразующие компоненты: цель обучения, результат обучения и учение, и переменные: содержание образования, методы, формы, технологии и т.д.

Внутренняя структура представляет собой взаимосвязь процессуальных компонентов обучения:

ü Целевой (определение и осознание целей и задач УПД)

ü Потребностно-мотивационный(оформление потребности в знаниях и мотивов УПД учащихся)

ü Содержательный ( определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися)

ü Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно)

ü Эмоционально-волевой (предание учебной деятельности эмоционально-положительного характера)

ü Контрольно-регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД )

ü Оценочно-результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия)

По своей сущности обучение – это процесс, который развивается закономерно и в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.

Принципы обучения – исходные положения, которые определяют характер обучения. В современной педагогике существует определённая система дидактических принципов, которая включает в себя как традиционные, обоснованные ещё Каменским (принцип наглядности, доступности, сознательности), так и современные, возникшие в новой образовательной ситуации (принцип оптимального сочетания методов и форм обучения, эмоциональности, проблемности идр.). Система принципов обучения постоянно изменяется и дополняется в зависимости от социальных и экономических условий. В настоящий момент выделяют следующие дидактические принципы:

Научности, Сознательности и творческой активности, Наглядности, Систематичности и последовательности, Связи теории с практикой, Прочности, Доступности, Учёта индивидуальных и возрастных особенностей, Воспитывающего и развивающего характера обучения, Оптимальности .

В реальной школьной практике взаимосвязь между принципами очень тесная Традиционно все принципы основываются на принципе придосообразности, который обосновал Я.А.Каменский. сущность этого принципа в том, что обучение и воспитание должно строиться сообразно природе ребёнка, т.е. с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

11. Системы и формы организации обучения

Формаорганизации обучения— внешняя выражение организации обучения, осуществляемого в определённом порядке и режиме.

Выбор ФОО зависит от цели, содержания, методов и ср-в обучения, состава учеников и учителей, а также от материальных условий обучения. ФОО имеют социальную обусловленность, т.е. возникают и совершенствуются в связи с развитием общ-ва и дидактических систем.

по кол-ву учащихся: массовые, коллективные, индивидуальные и др.

по месту учёбы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные

попродолжительности занятий: классический урок, спаренное занятие, укороченное.

Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически ложились следующие системы организации обучения:

· индивидуальная — передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства

Читайте также:  Какие физические свойства поваренной соли вам известны 5 класс

· индивидуально-групповая- поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе

· классно-урочная- взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях

· взаимного обучения- взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система)

· избирательного обучения- существовала в конце ХIХ в.: в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, — в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе;

· индивидуализированного обучения — существовала в начале ХХ в. в США: — Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, — план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе

В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.

Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки,планирование,учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки,постоянное расписание,каждый урок – только одному предмету,руководящая роль учителя,постоянное место – кабинет,постоянная продолжительность,вариативность д-ти учащихся.

преимущества:строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).

недостатки:ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.

Урок —это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.

Особенности:определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.

К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования

12. Контроль и Оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся является важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять оценки.

Контроль – выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки, выявления причин отклонений от заданной цели.

Функции контроля:

ü Контролирующая – установление обратной связи, учёт результатов контроля

ü Обучающая – даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения

ü Воспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, формирование нравственных качеств, самооценки

ü Развивающая – развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества

ü Мотивационная – развитие мотива и потребности в учёбе

ü Диагностирующая и прогнозирующая и др.

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях.

Оценка – это качественный показатель работы учащихся

Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки, т.е. количественный показатель.

Применительно к УПД оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Т.о. оценке подлежат как объём, системность, обобщённость усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

Читайте также:  Какие свойства имеет товаров

Источник

Определение 1

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

  • взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
  • организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

  • отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
  • плохая организация учебной деятельности.

Базисом обучения являются:

  • информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
  • умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
  • навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).

Образование является результатом обучения.

Определение 2

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Структура процесса обучения

Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:

  • линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
  • концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
  • спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
  • смешанная система.

Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.

Определение 3

Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.

Выделяют ряд характеристик обучения:

  • овладение учебным материалом;
  • усвоение общим способов действий и научных понятий;
  • инициация личностных изменений в человеке;
  • формирование поведенческих и коммуникативных навыков.

В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:

  • побудительный, который включает потребность к познанию;
  • программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
  • действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
  • контрольно-регулирующий.

Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.

Определение 4

Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.

Определение 5

Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Определение 6

Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.

В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.

Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.

Источник