Охарактеризуйте родовую общину какие свойства

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 ноября 2019;
проверки требуют 14 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Община.

Родова́я общи́на — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.

История[править | править код]

Родовая община это исторически первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях дальним родством, а в некоторых случаях допускалась и искусственное родство. Кроме того, это был союз , основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда и охотничию территорию и предположительно был основан по принципу социального равноправия .
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

Ро­до­вая ор­га­ни­за­ция[править | править код]

Ро­до­вая ор­га­ни­за­ция — один из важ­ней­ших ме­ха­низ­мов под­дер­жа­ния пер­во­быт­но­го кол­лек­ти­виз­ма. В отеч. ан­тро­по­ло­гии су­ще­ст­ву­ет неск. схем опи­са­ния её так­со­но­мич. уров­ней (ли­ний ро­до­вых струк­тур): Р. — ма­лый Р. — пат­ри/мат­ри/ам­би­ли­ния; Р., или клан, — ли­нидж; груп­па Р., или над­род, — Р. — под­раз­де­ле­ния Р. — яд­ро до­мо­хо­зяй­ст­ва, или боль­шой се­мьи (Д. А. Оль­де­рог­ге); клан — сиб, или суб­клан, — Р., или мат­ри/пат­ри­ли­ния, ли­нидж (Н. А. Бу­ти­нов). Лока­ли­зо­ван­ная сту­пень ро­до­вой ор­га­ни­за­ции — собств. Р. — об­ла­да­ет наи­боль­шей це­ло­ст­но­стью. В за­ру­беж­ной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Р. обо­зна­ча­ет­ся как генс (лат. gens) или клан.

Читайте также:  Какими свойствами обладает русское слово

Су­ще­ст­ву­ют 2 осн. на­прав­ле­ния в трак­тов­ке ге­не­зи­са и сущ­но­сти Р. — ро­до­вое и об­щин­ное. Со­глас­но пер­во­му, ха­рак­тер­но­му для ор­то­док­саль­но­го Эволюционизма, Р. был пер­вич­ной и по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён­ной фор­мой со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, при­шед­шей на сме­ну «пер­во­быт­но­му ста­ду» (см. в ст. Первобытность). В си­лу эк­зо­га­мии Р. не мог­ли су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но и воз­ни­ка­ли пле­ме­на, объ­е­ди­няв­шие взаи­мо­брач­ные (эпи­гам­ные) Р. (см. Ду­аль­ная ор­га­ни­зация); воз­ник­ший вме­сте с Р. брак пер­во­на­чаль­но имел фор­му груп­по­во­го (ду­аль­но-ро­до­во­го) и дис­ло­каль­но­го бра­ка. Мат­ри­ли­ней­ный Р. (ма­те­рин­ский, ран­ний; см. Матриархат) рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве осн. эко­но­мич. и со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, ко­гда про­из­водств. от­но­ше­ния сов­па­да­ли с кров­но­род­ст­вен­ны­ми и ха­рак­те­ри­зо­ва­лись кол­лек­тив­ным по­треб­ле­ни­ем, об­ще­ро­до­вой соб­ст­вен­но­стью на осн. сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и со­ци­аль­ным ра­вен­ст­вом со­ро­ди­чей. С раз­ви­ти­ем про­из­во­дит. сил, в том числе в свя­зи с пе­ре­хо­дом к па­шен­но­му зем­ле­де­лию, ско­то­вод­ст­ву и ме­тал­лур­гии, со­вер­шил­ся пе­ре­ход к пат­ри­ли­ней­но­му Р. (от­цов­ско­му, пат­ри­ар­халь­но­му, позд­не­му; см. Пат­ри­архат), ко­гда осн. эко­но­мич. ин­сти­ту­том ста­но­вит­ся боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья, а Р. со­хра­ня­ет в осн. брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции; по­яв­ля­ет­ся ие­рар­хия не­рав­но­прав­ных ро­дов.

С точ­ки зре­ния до­ми­ни­рую­ще­го ны­не об­щин­но­го на­прав­ле­ния, Р. воз­ни­ка­ет не все­гда и пре­им. толь­ко с раз­ви­ти­ем зем­ле­де­лия и осед­ло­сти, ко­гда по­яв­ля­ют­ся вер­ти­каль­ное род­ст­во и ге­неа­ло­гии. В от­ли­чие от об­щи­ны, Р. ни­ко­гда не был про­из­водств. ячей­кой, имел толь­ко брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции. Ма­те­рин­ский и от­цов­ский Р. — рав­но­прав­ные ва­ри­ан­ты, не имею­щие ста­ди­аль­но­го ха­рак­те­ра.

Пе­ре­жит­ки Р. со­хра­ня­ют­ся в пост­пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах, осо­бен­но у ко­че­вых и гор­ских на­ро­дов и в эли­тар­ных сло­ях (напр., сред­не­ве­ко­вые ев­роп. дво­рян­ские фа­милии и монар­хич­еские ди­настии). Из­вест­ны так­же слу­чаи ре­ге­не­ра­ции ро­до­вой ор­га­ни­за­ции (т. н. нео­ро­до­вая ор­га­ни­зация) в пе­рио­ды ос­лаб­ле­ния го­су­дар­ст­ва (сре­ди рус. пе­ре­се­лен­цев в Си­бирь, на Край­ний Се­вер и Ук­раи­ну, у буров Юж. Аф­ри­ки и др.)[1].

Читайте также:  Какой из признаков не является свойством алюминия

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Род (этнология)
  • Община (социальная организация)

Источник