Образное определение подчеркивающее какое либо свойство предмета

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

1. смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

2. образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Примеры:

Правосудие — Фемида (женщина с весами)

Белый голубь — мир во всем мире

Разорванные цепи — свобода

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

К.Д.Бальмонт

Антитеза — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь — я раб, я червь — я бог!

Г.Р.Державин

Герой лирический — образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.

Примеры:

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Гротеск — причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.

Завязка — событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.

Ирония — вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

Коллизия — порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.

Кульминация — в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Лейтмотив — выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

Примеры:

Лошадь величиной с кошку

Жизнь человека — один миг

Мальчик с пальчик

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

Пример:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.

Неологизмы — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Оксюморон, или оксиморон — фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.

Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чем ты воешь, ветер ночной,

О чем так сетуешь безумно?

Ф.И.Тютчев

Пафос — высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Парадокс — в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.

Перифраз — использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.

Плеоназм — неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли. В нормативной стилистике Плеоназм рассматривается как речевая ошибка. В языке художественной литературы — как стилистическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи.

«Елисей не имел аппетита к питанию»;

«какой-то скучный мужик… лег… между покойными и лично умер»;

«Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым» (А.Платонов).

Предисловие — статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.

Развязка — завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Реминисценция — использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.

М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге)

У Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).

Рефрен — повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях — припев).

…Нам в бой идти приказано:

«Да здравствует свобода!»

Свобода! Чья? Не сказано.

А только — не народа.

Нам в бой идти приказано –

«Союзных ради наций»,

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

Д.Бедный

Сарказм — едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.

Сатира — разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.

Синекдоха — стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное.

Примеры:

«родной кров» или «родной очаг» вместо «родной дом»

«парус» вместо «лодка»

«волна» или «волны» вместо «море»

Тавтология — повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

Все мое, сказало злато,

Все мое сказал булат.

А.С.Пушкин.

Трагедия — вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.

Трагикомедия — драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.

Тропы — слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа — сопоставление предметов и явлений.

Фабула — череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Эзопов язык — различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Экспрессия — подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.

Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эллипсис — стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса — в создании эффекта лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги,

Каждому — свое.

М.Цветаева

Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпиграф — выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Эпилог — заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи…

А.А.Блок

Источник

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich’s Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Категория: Литература.

Литературоведческие термины. Тест, 8 класс

1 вариант

Задание № 1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АЛЛЕГОРИЯА. эпизод, определяющий все последующее развертывание действия
2. ГИПЕРБОЛАБ. момент наивысшего напряжения действия
3. ЗАВЯЗКАВ. изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью
4. КУЛЬМИНАЦИЯГ. вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности
5. САТИРАД. чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты описываемого явления
6. ФАНТАСТИКАЕ. иносказательное изображение абстрактного понятия или явления

Задание № 2. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1) Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчетливо разносится по лесу торопливый стук дятла. (Н. И. Сладков)

2) На столе, например, арбуз, в семьсот рублей арбуз… И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н. В. Гоголь)

2 вариант

Задание № 1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АЛЛИТЕРАЦИЯА. род литературы, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни человека, его чувств, переживаний
2. ГРОТЕСКБ. повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи
3. ИНВЕРСИЯВ. заключительный эпизод в развитии действия
4. ЛИРИКАГ. вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде
5. РАЗВЯЗКАД. часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала
6. ЭКСПОЗИЦИЯЕ. нарушение общепринятого порядка слов, перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность

Задание № 2. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совенок.

( И. С. Соколов-Микитов)

2) Прошел день, прошел другой, мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

3 вариант

Задание № 1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АНТИТЕЗАА. вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка
2. ДРАМАБ. образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью
3. ИРОНИЯВ. перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству
4. МЕТАФОРАГ. противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста
5. СЮЖЕТД. род литературы, который включает произведения, написанные для постановки на сцене
6. ЭПИТЕТЕ. событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения

Задание № 2. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Дремлет стужа, сок из веток выжав, в чащах спят, умаявшись, ветра. (В. М. Тушнова)

2) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких

складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить

весь двор с амбаром и строениями (Н. В. Гоголь)

4 вариант

Задание № 1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АССОНАНСА. изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ
2. ЖАНРБ. один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
3. КОМПОЗИЦИЯВ. определенный вид литературного произведения
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕГ. сопоставление изображаемого предмета или явления с другим
5. СРАВНЕНИЕД. один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже – в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи
6. ЭПОСЕ. построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора

Задание № 2. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1) Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

(В. А. Жуковский)

2) Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (К. Г. Паустовский)

Приложение № 1

Краткий словарь литературоведческих терминов

1. АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

2. АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

3. АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

4. ДРАМА – род литературы, который включает произведения, написанные для постановки на сцене.

5. ЛИРИКА – род литературы, предмет отображения которого – содержание внутренней жизни человека, его чувств, переживаний.

6 . МЕТАФОРА – перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству.

7. АССОНАНС – один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже – в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

8. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты описываемого явления

9. ГРОТЕСК – вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.

10. ЖАНР – определенный вид литературного произведения.

11. ЗАВЯЗКА – эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.

12. ИНВЕРСИЯ – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.

13. ИРОНИЯ – вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка.

14. КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

15. КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения действия.

16. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

17. РАЗВЯЗКА – заключительный эпизод в развитии действия.

18. САТИРА – вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности.

19. СРАВНЕНИЕ – сопоставление изображаемого предмета или явления с другим.

20. СЮЖЕТ – событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

21. ФАНТАСТИКА – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью.

22. ЭПИТЕТ – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

23. ЭПОС – один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

24. ЭКСПОЗИЦИЯ – часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала.

Приложение № 2

Ответы

Вариант 1.

Задание № 1

Задание № 2

1) эпитеты; 2) гипербола

Вариант 2.

Задание № 1

Задание № 2

1) сравнение; 2) гипербола

Вариант 3.

Задание № 1

Задание № 2

1) олицетворение; 2) гипербола

Вариант 4.

Задание № 1

Задание № 2

1) олицетворение; 2) сравнение

Е. С. Голикова, ГБОУ СОШ № 45, г. Москва

Метки: Литература

Источник