О каком свойстве воды это говорит
а) вода прозрачна б) вода бесцветна в) вода является растворителем Татьяна Ьелова 5 лет назад Ответ а), т. е. — вода прозрачна. Именно эта прозрачность позволяет нам наблюдать в случае с ложкой так называемый «эффект сломанной ложки» — оптическую иллюзию, вызванную различием преломления света в воде и в воздухе. Различный коэффициент преломления световых лучей делает ложку визуально «сломанной» на границе двух сред — воды и воздуха. Вот, даже не поленилась сделать фото, иллюстрирующее данный эффект: Погружённая в стакан с водой ложка выглядит сломанной. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Безусловно, и свойства воды обозначенные под буквами «б» и «в» тоже имеют место быть, но проявляются они по другому нежели показано на рисунке. Здесь мы явно видим подтверждение свойству воды указанному под буквой «а» — вода прозрачна. Настолько что похожа на линзу и преломляет изображение. Вода прозрачная — это можно увидеть не только на примере стакана с ложкой, но и если подойти к любому чистому водоему. Благодаря этому свойству воды мы можем наблюдать дно пруда, реки, озера и моря, опять же повторюсь, что водоем должен быть чистым, в грязной воде ничего не видно. Ладлен 2 года назад В данном случае нужно внимательно прочитать пояснение к вопросу. В принципе все свойства представленные в пояснении у воды есть. Но в нашем случае мы видим ложку в стакане воды, а значит вода прозрачная. И поэтому подходит пункт а). lady v 4 года назад Из перечисленных вариантов ответа правильным будет, конечно, вариант с прозрачностью. Вода прозрачная и потому мы имеем возможность видеть опущенные в нее предметы. Впрочем, тесно с этим свойством стоит другое свойство воды — ее бесцветность, которое отдельно не подразумевает прозрачности воды, но зато делает возможной обладание водой прозрачностью. Ведь если бы вода имела цвет, ее прозрачность резко бы уменьшилась и мы бы могли и не увидеть опущенную в воду ложку. Ну а вообще, конечно, опущенная в воду ложка или палка служит прекрасной иллюстрацией преломления света на границе раздела двух сред. mychange 2 года назад В первую очередь мне пришел в голову ответ о свойстве воды преломлять свет, обычно эксперимент с опущенной в воду ложкой говорит именно об этом. Но преломление света, проходящего через воду, возможно только благодаря другому качеству воды, которое есть в предложенных вариантах ответов, а именно — прозрачность. Правильный ответ — а). Красное облако 2 года назад На мой взгляд единственно верным ответом будет ответ о прозрачности воды (пункт «А» в вопросе). Вода таки прозрачна и это хорошо видно если в неё опустить ложку. Конечно речь идёт о чистой воде, не обязательно питьевой, но чистой. Что вода прозрачна. А вообще по закону физики насколько я помню там присутствует закон преломления. Знаете ответ? |
Пояснительная записка
Урок окружающего мира , 3 класс.
Тема урока : Вода. Свойства воды.
Форма урока: урок-исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Цель урока: создание условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока :
познакомить учащихся со свойствами воды, со значением воды для живых организмов,
обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;
развивать внимание, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать в группе, правильно организовывая рабочее место, уметь выдвигать гипотезу, проводить опыты, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей, делать выводы.
Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;
коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в группе;
познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.,
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.
Приветствие:
— Добрый день, ребята!
2. Актуализация знаний.
Работа в группах
— Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока. Предлагаю работу в группах.
Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.
(Учащиеся называют правила дружной работы)
Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Каждая группа получает свое задание
Задания: 1 гр. – отгадать загадку
2 гр. – расшифровать ребус
3. Создание проблемной ситуации.
Проверка.
— Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.
1 группа:
Без чего не может мама ни готовить , ни стирать , без чего мы скажем прямо человеку умирать,? Чтобы дождик лился с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды жить нельзя нам без …
2 группа
Выслушиваются ответы детей.
— Вы догадались верно. Это – вода.
— Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.
Постановка темы урока — Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?
4. Формулирование проблемы.
Определение задач урока.
— Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?
Демонстрация прозрачного сосуда с водой.
— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
— Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
— А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.
5. Исследовательская работа в группах.
— Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории.
1) Правила работы в лабораториях.
Выберите в своих группах:
— старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает бейджик)
— помощника (читает задание)
Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)
А я буду руководителем ваших лабораторий.
— Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
— Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?
Правила работы в лаборатории.
Будьте осторожны с оборудованием.
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
С осторожностью определяйте запах.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложечкой.
Что не понятно, спроси у учителя.
2) План работы в лабораториях.
План работы в лаборатории.
Внимательно прочитай план работы.
Выполни задания в указанном порядке.
Обсудите результаты исследования и сделайте выводы.
Результаты исследования зафиксируйте в таблице.
3) Исследовательская работа в группах.
— У каждой группы план-инструкция. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа.
1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.
Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?
Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит?
Рассуждения.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
2 группа работает над вторым свойством воды-цвет.
Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
Рассуждения.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
3 группа работает над третьим свойством воды – запах.
Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости!
Что вы заметили?
Рассуждения.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
4 группа работает над свойством — вкус.
Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
Рассуждения.
Сок имеет вкус, а вода нет Вывод: вода не имеет вкуса.
5 группа работает над свойством-форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.
Что вы заметили?
Рассуждения.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая
6 группа работает над свойством — вода растворитель.
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли.
Что ты заметил?
Рассуждения.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод-вода растворитель, растворяет многие вещества.
Следующий опыт проводит учитель.
Свойства— вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование: колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью, тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.
Проведение опыта.
Дети наблюдают и делают выводы
Вывод.
При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
6.Первичное закрепление с проговариванием .
— Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований .
— Какое вещество было объектом нашего исследования?
— Какими свойствами она обладает?
Представитель каждой группы выходит к доске и заполняет таблицу.
Остальные заполняют таблицу в рабочей тетради.
Свойства воды.
— Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.49 «Вода и жизнь» (Чтение статьи.)
— Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали?
— Мы продолжаем разговор о воде. Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
— Для них нужно поставить знаки, призывающие беречь воду.
Работа в группах. Каждая группа рисует свой экологический знак, призывающий беречь воду, а затем показывает свой знак и комментирует.
— Какой вывод сделаем?
Вывод: к воде нужно относиться бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.
7. Рефлексия учебной деятельности.
— Где нам могут пригодиться новые знания?
— Оцените свои знания на конец урока (светофор)
Зелёный – узнал на уроке много;
Желтый – узнал, но не все
Красный – ничего не узнал.
8. Итог урока.
— Давайте еще раз вспомним, какие свойства воды вы сегодня вспоминали, исследовали, доказывали, что они существуют.
9. Домашнее задание
Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:
Почему дождь падает каплями?
Как морскую воду сделать пресной?
Что такое ледники?
Подробный конспект урока.
Тема урока
«Вода. Свойства воды при нагревании и охлаждении.»
Предмет
Окружающий мир по УМК «Гармония»
Класс
3
Автор урока (ФИО, должность)
Черкашина Ольга Владимировна
Образовательное учреждение
МБОУ СОШ им.А. Антошечкина
Республика/край, город
Россия, Калининградская область, Багратионовский район, поселок Долгоруково
Методическая информация
Тип урока
урок практикум
Цели урока
Ознакомить учащихся со значением воды для жизни всего живого на Земле.
В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.
Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, прививать бережное отношение к воде.
Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам проведенных опытов, фиксации выводов в письменном виде.
Задачи урока
Образовательные задачи:
— в ходе эксперимента, продолжить формирование у учащихся представлений о свойствах воды, значении воды для жизни всего живого на Земле
Развивающие задачи:
— развивать внимание, через упражнения практической и самостоятельной работы;
— развивать и совершенствовать умения находить решения в различных проблемных ситуациях;
— развивать грамотную речь учащихся;
Воспитательные задачи:
— воспитывать у учащихся самостоятельность, умение слушать;
-содействовать доброжелательному отношению друг к другу, через организацию групповой работы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Во время урока идет проверка знаний учащихся по теме «Вода. Свойство воды» В ходе знакомства с новым материалом у учащихся закрепляются представления об окружающем их мире.
Основной метод обучения
Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.
Основной структурный элемент
Опыт и анализ его результатов.
Дополнительные структурные элементы
Постановка цели.
Обсуждение плана работы и алгоритм действий.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Лаборатория с демонстрационным набором для практической деятельности учащихся.
Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.
Сосуд с холодной водой.
Подробный конспект урока
Слайд 1.
Тема урока.
Ход и содержание урока
Мотивация учащихся
1.Организационный этап.
Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.
— Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
2. Этап актуализации знаний
Слайд 2.
Целеполагание
Слайд 3:
План нашего урока.
Поставьте для себя учебные цели.
(Узнать побольше о воде.
Узнать свойства воды.
Узнать для чего нужна вода.
Узнать, как беречь воду.)
Слайд 4: Актуальность вопроса
Вода и жизнь.
— Как вы считаете, почему эти два слова «Вода и жизнь» стоят рядом.
Для чего нужна вода?
(Воду мы пьём, купаемся в воде, готовим и т.д.)
— Попробуем полнее ответить на этот вопрос.
— Посмотрите на глобус. Много ли воды на земле? Почему?
(Много. Вода изображена голубым цветом. Этого цвета много на глобусе.)
Учитель: ¾ поверхности Земли занимает вода. Вода входит в состав любого организма.
Она содержится во всех частях растений.
Если разрезать апельсин. Что вы увидите?
(Сок)
Учитель: Сок – это вода с растворёнными веществами.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в в её пополнении. В сутки человеку требуется 2 л воды.
(Часть её он выпивает, а часть содержится в пище.)
Учитель: Посмотрите презентацию «Вода в жизни человека, растений и животных.»
(Просмотр презентации)
Слайды с 5 по 12: Опора для формулировки вывода.
— Что нового узнали о воде?
(Ответы детей)
Вывод обучающихся.
Физкультурная минутка (Дети выполняют танцевальные движения под музыку »)
Проверка и оценивание познавательных УУД
4. Этап усвоения знаний:
Листы наблюдений перед каждым учеником.
Слайд 13: Проблемные вопросы:
Свойства воды.
— Какие свойства имеет вода?
Опыт 1.
Опустите в стакан с водой трубочку или ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Значит, какая вода?
(Ответы.)
Вывод: (слайд) Вода прозрачная.
Опыт 2.
Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?
(Ответы.)
Вывод: (слайд) Вода бесцветная.
Опыт 3.
Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?
(Ответы.)
Вывод: (слайд)Чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4.
— У каждой пары на столах есть коробки:
с солью,
с содой.
— Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?
(Ответы – они растворились.)
— Насыпьте:
крахмал.
— Помешайте. Что произошло?
(Ответы– не растворились.)
— Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.
Вывод: (слайд) Вода – растворитель.
— Где в быту используем это свойство?
(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)
— Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства.)
Опыт 5.
Перелейте воду из одного сосуда в другой.
— Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали? (Вода что делала?)
(Ответы – текла.)
Вывод. (слайд) Основное свойство воды – текучесть.
Опыт 6.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)
— Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Что мы видим?
(Ответы групп – вода в трубке поднимается.)
— Почему? Оказывается, вода при нагревании расширяется. (Частицы из которых вода состоит движутся быстрее. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объем.).
Вывод: (слайд) Вода при нагревании расширяется
Опыт 7.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)
— Ту же колбу поставим на тарелку с холодной водой. Что видим?
(Ответы – вода в трубке опускается.)
— Почему? (Вода охлаждается. Частицы начинают двигаться медленнее. Промежутки между ними уменьшаются. Вода сжимается.)
Вывод: (слайд) Вода при охлаждении сжимается.
5. Этап закрепления полученных знаний:
Тест.
Соедини стрелкой.
тело.
Вода – это вещество.
частица.
Дополни и впиши.
При нагревании вода ……………………
При охлаждении вода ……………………
(сжимается
расширяется)
Подчеркни свойства чистой воды.
Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)
Для каких организмов вода — природный дом? Подчеркни.
Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.
Рефлексия деятельности на уроке
6. Этап подведения итогов урока
Что мы делали на уроке?
Домашнее задание
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подготовить сообщение по теме «Охрана водоемов.»
Дополнительная необходимая информация
Оценка детьми своей работы.
Оценка учителем работы детей.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Руководство для учителя с описанием экспериментов. Интернет ресурсы https://nsportal.ru/
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Использование презентации обеспечивает высокий темп работы при проведении фронтального устного опроса, его наглядность. При изучении материала требуется наглядное представление при проведении опытов. Увеличивает объем выполняемых заданий, позволяет быстро провести проверку самостоятельно выполняемых работ, усиливает образовательные эффекты, повышает качество усвоения материала. Использование презентации активизирует познавательный процесс, повышает интерес к предмету.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
На следующем уроке учащиеся будут выяснять, как работает термометр? Некоторые слайды презентации можно использовать на этапе актуализации знаний
Другое
Выходя, ребята прикрепляют на доску нарисованную на своих сигнальных карточках лицо с улыбкой, если урок понравился даже при небольших затруднениях и лицо без улыбки ,если было трудно .
Приложение
Тест.
Соедини стрелкой.
тело.
Вода – это вещество.
частица.
Дополни и впиши.
При нагревании вода ……………………
При охлаждении вода ……………………
(сжимается
расширяется)
Подчеркни свойства чистой воды.
Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)
Для каких организмов вода — природный дом? Подчеркни.
Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.
Тест.
Соедини стрелкой.
тело.
Вода – это вещество.
частица.
Дополни и впиши.
При нагревании вода ……………………
При охлаждении вода ……………………
(сжимается
расширяется)
Подчеркни свойства чистой воды.
Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)
Для каких организмов вода — природный дом? Подчеркни.
Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.
Тест.
Соедини стрелкой.
тело.
Вода – это вещество.
частица.
Дополни и впиши.
При нагревании вода ……………………
При охлаждении вода ……………………
(сжимается
расширяется)
Подчеркни свойства чистой воды.
Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)
Для каких организмов вода — природный дом? Подчеркни.
Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.