О каком свойстве воды говориться в отрывке

Итоговая аттестация. 4 класс. Вариант 1

Начало формы

Вопрос № 1
Как называется процесс очистки воды?

нагревание
охлаждение
фильтрация
замерзание

Вопрос № 2
Какая равнина раскинулась к востоку от Уральских гор?

Восточно-Европейская
Амурско-Зейская
Среднесибирская
Западно-Сибирская

Вопрос № 3
Какое хвойное дерево сбрасывает осенью хвою?

сосна
лиственница
кедр
ель

Вопрос № 4
Если ласточки летают низко над землёй, то будет:

морозно
ясно и сухо
дождь
ветрено

Вопрос № 5
С какой стороны пня или дерева муравьи строят свои муравейники?

с северной
с южной
с западной
с восточной

Вопрос № 6
Что необходимо для развития и укрепления мышц?

занятия спортом и здоровый образ жизни
компьютерные игры
курение
лежание на диване

Вопрос № 7
Что из перечисленного разрушает почву?

листопад
потоки воды
отлёт птиц
молния

Вопрос № 8
Закончи определение: Почва — это …

верхний слой земли
вещество чёрного или серого цвета
верхний песчаный слой земли
поверхностный слой земли, обладающий плодородием

Вопрос № 9
Укажи правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов.

Гриб вырывай вместе с грибницей
Собирай грибы, которые ты хорошо знаешь
Несъедобные грибы топчи ногами
Бери старые грибы

Вопрос № 10 Кто напечатал первую книгу в России?
Пётр I
Иван Грозный
Иван Фёдоров
Д. Пожарский

Вопрос № 11
Подчеркни лишнее слово.
Лена, Обь, Амур, Байкал, Енисей, Волга, Ангара.

Вопрос № 12
Прочитай текст. Какая природная зона дана в описании. Запиши.

Это вечнозелёные леса северных стран, царство мохнатых елей, бронзовых сосен, тонкохвойных лиственниц. Это суровый край, бедный теплом. Лето здесь хоть и жаркое, но короткое, а зимы длинные и холодные.

Вопрос № 13
Напиши как называется документ, в котором закреплены права и обязанности граждан России?

Введите ответ:

Итоговая аттестация. 4 класс. Вариант 2

Начало формы

Начало формы

Вопрос № 1 Почему нужно изучать окружающий мир?

Чтобы приносить радость родителям.
Чтобы хорошо учиться.
Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять её.
Чтобы не потеряться.

Вопрос № 2 Выбери верное утверждения: К телам живой природы относятся . ..

деревья, дождь, снег, животные, человек
птицы, почва, машина, человек, роса
кустариники, насекомые, человек, рыбы, звери
цветы, дома, песок, птицы

Вопрос № 3 В каком из ответов пречислены только органы пищеварения?

рот, пищевод, желудок, кишечник
желудок, кровеносные сосуды, язык, кожа
сердце, лёгкие, кишечник, нос
скелет, глаза, пищевод, печень

Вопрос № 4
Какое свойство льда проявляется при разрушении горных пород?

под действием тепла превращается в воду
хрупкость
расширяется при температуре — 4 С
прозрачность

Вопрос № 5 Какие из морей есть на карте России?

Красное, Чёрное
Чёрное, Белое
Жёлтое, Синее
Белое, Голубое

Вопрос № 6
Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?

он выделяет едкую жидкость
у него есть жало
его тело окрашено под цвет травы
его тело по форме напоминает листья растений

Вопрос № 7 Если ты встретился с незнакомым человеком у лифта, ты должен:

вызвать милицию
позвать на помощь
не заходить в лифт и выйтми из подъезда
не заходить в лифт

Вопрос № 8
Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива и в качестве удобрения.

торф
каменный уголь
нефть
известняк

Вопрос № 9
Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина; расщелина в горах — это ….

ущелье
овраг
балка
каньон

Вопрос № 10 Для чего наши предки носили обереги?

для того, чтобы одежду приятно было носить
как украшение
как признак богатства
чтобы охранять себя от болезней, горя, ранней смерти, неурожая

Вопрос № 11
Прочитай текст. Запиши какая природная зона здесь описана.

До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика, лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт.

Вопрос № 12
Среди названных растений найди ядовитое растение. Выпиши.

Купальница, белена, ежевика, осина, клевер, подорожник, ятрышник.

Вопрос № 13
Продолжи определение: Линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, называется …. Запиши.

Итоговая аттестация. Вариант 3

Начало формы

Вопрос № 1 Зачем человеку надо соблюдать правильный режим дня?

требуют учителя и родители
для сохранения здоровья
чтобы быть стройным и красивым
чтобы было много друзей

Вопрос № 2 Укажи явление природы.

туман
почва
Луна
птица

Вопрос № 3 Какие животные впадают в спячку?

лиса, заяц, лось, волк
соболь, норка, олень, косуля
куница, рысь, белка, мышь
змея, ящерица, барсук, ёж

Вопрос № 4 Какие горы разделяют Россию на европейскую и азиатскую часть?

Алтай
Саяны
Уральские
Кавказские

Вопрос № 5 Каким цветом изображаются на карте равнины?

синим
жёлтым
белым
зелёным

Вопрос № 6 Какое значение имеет кровь для организма человека?

помогает приводить тело в движение
помогает лучше думать
повышает давление
доставляет кислород и питательные вещества ко всем органам

Вопрос № 7 О каком свойстве воды говорится в отрывке?

Известняковые пещеры — наиболее впечатляющие из всех видов пещер. Они формируются подземными водами, которые просачиваясь сквозь породу и постепенно расширяя трещины, преобразуют их в горизонтальные коридоры.

растворяющее свойство
переход из жидкого состояния в твёрдое
переход воды из жидкого состояния в газообразное
расширяется при нагревании

Вопрос № 8 Какого цвета страницы Красной книги?

красные, синие, жёлтые, чёрные
белые, оранжевые, голубые, розовые
красные, белые, жёлтые, зелёные
серые, бежевые, коричневые, золотистые

Вопрос № 9 По какому телефону можно вызвать пожарную охрану?

01
02
03
04

Вопрос № 10 Когда празднуется День России?

23 февраля
12 июня
22 августа
12 декабря

Вопрос № 11
Продолжи определение: Линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью — это …. . Запиши.

Введите ответ:

Вопрос № 12
О каком природном сообществе идёт речь в следующем отрывке? Запиши.

Естественное природное сообщество, где буйно растут сплошным ковром такие травы, как мятлик, тимофеевка, колокольчик, нивянник, клевер. Всюду много насекомых. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. В траве стрекочут кузнечики. Здесь гнездятся и находят себе корм перепел, коростель, трясогузка, чекан.

Конец формы

Итоговая аттестация. Вариант 4

Начало формы

Начало формы

Вопрос № 1 Что составляет природу?

Читайте также:  Какие физические свойства характерны для веществ с молекулярными кристаллическими решетками

всё, что нас окружает и не сделано руками человека
весь окружающий мир
растения и животные
всё, что двинается

Вопрос № 2 Что НЕ относится к телам живой природы?

растения
дождь
животные
человек

Вопрос № 3 В какой природной зоне существует следующая взаимосвязь: ягель — олень — волк?

зона лесов
тундра
степь
пустыня

Вопрос № 4 Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы, при появлении автомобиля?

бежать вперёд
бежать назад
звать на помощь
стоять на середине

Вопрос № 5 Какой процесс происходит в 12-ти перстной кишке?

всасывание питательных веществ в кровь
переваривание пищи
выделение вредных веществ
измельчение пищи

Вопрос № 6 Какую пищу надо употреблять, чтобы быть здоровым?

овощи и фрукты
мясные и рыбные продукты
сладости
пища должна быть разнообразной

Вопрос № 7 Из каких полезных ископаемых получат металлы?

из гранита
из руды
из угля
из нефти

Вопрос № 8 Что относится к формам земной поверхности?

равнина
высокий дом
поле
луг

Вопрос № 9 Выбери название христианского праздника.

Масленица
Иван Купала
Рождество
Духов День

Вопрос № 10 Прочитай определение. О каком водоёме идёт речь?

Замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды.

океан
море
озеро
пруд

Вопрос № 11 Какое из перечисленных животных НЕ относится к насекомым? Запиши.

Кузнечик, шмель, бабочка, паук, жук.

Введите ответ:

Вопрос № 12 Какое полезное ископаемое явялется горючим? Запиши.

Гранит, руда, нефть, известняк.

Введите ответ:

Вопрос № 13 Напиши, какое явление природы возникает от преломления и разложения лучей света в каплях дождя.

Конец формы

Источник

Часть 1

(1)Многие предметы, которые окружают человека в быту, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2) Начиная с древнейших времён люди активно использовали эти материалы: они изготавливали ткани для одежды и других нужд из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные бытовые предметы, украшения и другие необходимые вещи. (3)<…> современный человек, использующий сегодня природные материалы, должен думать о том, что их запасы далеко не безграничны.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, далеко не безграничны.

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать ещё и искусственно созданные материалы.

4) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

5) Сегодня, используя природные материалы, находящиеся в обиходе с древнейших времён, современный человек должен помнить о том, что их запасы далеко не безграничны.

2Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а; м.

1) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный материал.

2) Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3) обычно мн.Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство

зАняли

засЕленный

завИдно

придАное

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников — русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Неожиданно открылась дверь и на пороге показался странный человек весьма ВРАЖДЕБНОГО вида.

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, о своих чувствах, помыслах.

ДРАМАТИЧНЫЕ события, произошедшие совсем недавно в жизни Алексея, оставили неизгладимый след в его душе.

Что может быть для рыболова ЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ тихого раннего утра на реке!

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДЕВЯТЬЮСТАМИ страницами

более КРАСИВЫЙ бант

в ПОЛТОРАСТА граммах

абхазских БАШЕН

церковные КУПОЛА

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. неправильное построение предложения с косвенной речью
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Предложения

  1. Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
  2. Многие из тех, кто побывал в парке знаменитого Михайловского, обращали особое внимание на старые деревья.
  3. Международная общественность сегодня очень хорошо понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
  4. Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о возможнгости существования жизни вне Земли.
  5. Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».
  6. Многие из тех, кто присутствовали в аудитории, не согласились с мнением докладчика и довольно активно вступили с ним в дикуссию.
  7. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
  8. За короткий срок в новом посёлке были построены не только больница и новая школа, но и детский сад, библиотека и дом культуры.
  9. Согласно распоряжения директора школы в научно-практической конференции смогут принять участие все желающие.
Читайте также:  Какие свойства воды есть в твердом состоянии

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) хв..стун, об..стрённый, г..ристая (местность)

2) благ..говеть, прик..снувшись, оч..рование

3) зан..во, заст..вляет, фант..зёр

4) г..ремыка, г..рнизон, ч..столюбивый

5) задр..жать (от холода), осн..щение, одр..хлеть

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..встать, пр..страстие, пр..клеить

2) пр..израстать, п..дсказать, р..зыскивать

3) безбар..ерный, обез..яна, под..езд

4) пред..стория, вз..мать, из..скать

5) бе..сердечный, чере..чур, ра..фасовать

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) причудл..вый, солом..нка

2) желт..зна, претерп..вать

3) письм..цо, алюмини..вый

4) матерч..тый, слев..

5) парч..вый, зайч..нок

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) (травы) колыш..тся, противореч..щий

2) (полезные) ископа..мые, удво..нный

3) (флаги) ре..т, стел..щийся (туман)

4) задерж..шься, непроница..мый

5) дремл..шь, занавеш..но (окно)

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Далеко (НЕ)КАЖДЫЙ человек умеет признавать свои ошибки.

Он меняет всё вокруг, потому что (НЕ)ГОТОВ измениться сам.

Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.

Собаки, (НЕ)СГОВАРИВАЯСЬ, легли под сосной, где сухо.

Огненный шар (НЕ)ЗАХОДЯЩЕГО солнца медленно клонился к западу.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)час перенёсся в мир другой — солнечный и яркий.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

(ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.

Я (ТОТ)ЧАС направился к Михалычу с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать там Кузьмича.

(Этот (С)ВИДУ такой тихий и скромный человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.

16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В этом необыкновенном бору как-то по-особенному мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки и ели.

2) Дом к празднику убирали только что рацветающим шиповником да белою ромашкою.

3) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

4) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и всегда отзывается на самые незаметные звуки жизни.

5) Лесные дали в свете уходящего солнца кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гимназисты не просто читали стихи (1) желая их запомнить (2) они выучивали наизусть, декламировали (3) участвуя в поэтических вечерах (4) и (5) сидя на лекциях (6) записывали их в свои тетрадки.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Ерофеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Есть на Земле озера такие большие, что так и хочется называть их морями. (2)Одно из таких озер-морей – озеро Байкал в Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. (3)Глубочайшее озеро Земли лежит в котловине, со всех сторон окруженной горными хребтами и сопками. (4)Местами горы отступают от берега на десятки километров. (5)Озеро протянулось в виде гигантского полумесяца с севера на юго-запад на 636 км. (6)Его ширина колеблется от 25 до 80 км, а длина береговой линии составляет 2100 км. (7)Байкал занимает всего лишь шестое место среди крупнейших озер мира. (8)Но по глубине, которая достигает 1637 м, он абсолютный рекордсмен планеты Земля. (9)В 1996 году озеро было внесено в Список природных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

Читайте также:  О каком свойстве воды мы говорим когда видим в стакане

(6)Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.
(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

– (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

– (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

– (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок
с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

– (46)Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

– (47)Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие.

– (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

(51)Он стал коротко, быстро дышать:

– Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

(По В.А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.

2) Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.

3) Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.

4) Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.

5) Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 5 представлено описание.

2) В предложениях 9, 10 содержится повествование.

3) В предложении 20 представлено рассуждение.

4) Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.

5) В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

24Из предложений 21–28 выпишите один фразеологизм.

25Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26«В.А. Каверин – мастер психологического повествования. Конфликт между героями показан с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 46–50). Возмущение, негодование рассказчика ярко передаёт лексическое средство – (Б)__________ (в предложении 44). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 33) и (Г)__________ (в предложениях 31, 40, 55) – помогают автору передать, как рассказчик оценивает события».

Список терминов:

1) эпитет

2) анафора

3) вопросительное предложение

4) диалог

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) восклицательное предложение

8) вводные конструкции

9) ряд однородных членов предложения

Часть 2

27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Ваше имя:

Источник