О каком свойстве внимания идет речь
Существуют различные мнения ученых о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни ученые полагают: если учащегося не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен. Другие думают: внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
Практическое задание №27.
Ниже приводятся примеры волевых действий. Проанализируйте их, назовите мотивы, побуждающие учащихся к этим действиям, и укажите, какие волевого действия проявились в этих случаях.
1. Учащийся Л. – член редколлегии стенной газеты. Его предупредили, что сегодня в 5 часов вечера он должен вместе с другими ребятами готовить очередной номер газеты. Его товарищ Б. предложил ему участвовать в групповой лыжной вылазке, которая состоится тоже в 5 часов. Л. долго колебался: идти ему на заседание редколлегии или покататься на лыжах. Верх взяло первое соображение.
2. В компании подростков самый старший закурил и стал предлагать сигареты другим. Некоторые, хотя и колебались, взяли сигарету. Тем, кто отказывался, старший говорил: «Боишься! Какой же ты мужчина!». Под влиянием насмешек и оказываемого на них давления эти ребята тоже засомневались. Но вот один из них возразил: «Причем тут боязнь?» Наступление прекратилось, а с ним исчезли и сомнения: брать или не брать сигарету.
Практическое задание №28.
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
а) Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния.
б) Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
в) Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.
Практическое задание №29.
Определите мотивы, которые побуждают трудиться каждого из строителей.
Существует древняя поучительная притча о тачке.
Трое, напрягаясь изо всех сил, везут тяжелые тачки с камнями. Прохожий задает каждому из них один и тот же вопрос:
– Что ты делаешь?
Первый сказал: «Вот везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий же произнес: «Строю город».
Практическое задание №30.
Можно ли на основе факта, указанного ниже, судить о климате в бригадах? Если да, то, как бы вы охарактеризовали социально-психологический климат этих бригад?
Начальника цеха попросили дать сравнительную характеристику двух бригад. Задача оказалась для него трудной. У первой были лучше успехи, а в остальном бригады вроде бы ничем не отличались. Начальник, однако, обратил внимание на незначительное, казалось бы, деталь: очень по-разному уходили с работы эти бригады. Первая – шумно, с шутками, отдельными группами. Члены второй бригады собирались торопливо, уходили по одиночке.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии
гуманитарно-педагогических дисциплин
Протокол № ____ от «___»____________ 2012 г.
Председатель комиссии ________________ И.П. Хлопкова
Образец экзаменационного билета
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный технический колледж»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1_
Для экзамена по дисциплине «Психология»
Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Специализация: 2-70 02 01 93»Профессиональное обучение»
Группа ПО-13 2011/2012 учебный год
1. Дать определение психологии как науки. Раскрыть предмет, задачи психологии. Охарактеризовать психические процессы, свойства, состояния.
2. Охарактеризовать особенности развития в младшем школьном возрасте. Раскрыть сущность готовности к обучению в школе.
3. Практическое задание №1.
Преподаватель _________ Председатель цикловой
(предметной) комиссии_________
Вариант №1.
1. Психологические особенности социально-правовой деятельности.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
3. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».
Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Вариант №2.
1. Психика: понятие, функции. Структура психики: психические процессы, состояния, свойства.
2. Геронтология как наука, предмет изучения, ее составные части. Психологические особенности личности пожилого человека. Типы старения.
3. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям, представленным в таблице.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, проективные тесты, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш – бумага», интеллектуальные тесты, экспертная оценка, диагностика темперамента.
№ | Основание для классификации | Группы методик |
1. | По цели применения | |
2. | По процедуре проведения | |
3. | По содержанию |
Вариант №3.
1. Познавательные процессы личности. Мышление, воображение.
2. Перцептивная сторона общения. Эффекты и механизмы восприятия в межличностном взаимодействии. «Каузальная атрибуция», рефлексия, эмпатия, конформизм, стереотипизация.
3. У одного из рядовых сотрудников коллектива чаще, чем у других возникают конфликтные ситуации с посетителями. Каждый раз при разборе ситуации этот сотрудник находит либо какие-нибудь объективные причины конфликта, либо объясняет все личностными особенностями самих посетителей.
1. Перечислите защитные механизмы, которые проявляются у сотрудника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как следует поступить руководителю?
3. Что необходимо сделать самому сотруднику?
Вариант №4.
1. Характер в структуре личности. Формирование характера. Акцентуации характера.
2. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
3. Определите, какие их перечисленных характеристик относятся к личности, а какие – нет.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Вариант №5.
1. Психология общения. Структура процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Этапы передачи информации. Коммуникативные барьеры. Виды слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание).
2. Профессиональная этика социально-правовой деятельност.
3. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.
2. Дружба, общественное производство, общественные отношения, общество, межличностные отношения.
Вариант №6.
1. Невербальные средства общения. Виды, их роль в профессиональной деятельности.
2. Социально-психологическая характеристика коллектива, его формирование.
3. Ниже перечислены разнообразные причины, способные вызвать стресс. Ранжируйте их как в пределах каждой группы, так и по значимости в целом (выборочно), учитывая условия жизни современного человека.
1. На уровне аффективных связей: смерть супруга, изменение отношений с партнером или другом, брак, болезнь, развод, смерть близкого родственника, появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение, женитьба детей), поступление на работу или увольнение.
2. На уровне учебы: поступление в университет (колледж, институт и т.д.), смена учебного заведения, совмещение учебы с работой, трудности в учебе, проблемы с преподавателями (администрацией), коммуникативные проблемы.
3. На уровне профессиональной жизни: изменение профессии или работы, потеря постоянной работы, рост или понижение по службе, изменение режима работы, неприятности с начальством.
4. На уровне личных установок: смена религиозной конфессии, изменение личных привычек (одежды, друзей, поведения), конфликт личных ценностей, изменения личной ответственности и независимости.
5. На уровне здоровья: серьезная болезнь или травма, изменения в режиме сна (длительность или время начала и конца), изменения в еде (по количеству или по времени приема).
6. На уровне повседневной жизни: переезд (изменение квартирных условий), личное достижение исключительного уровня, значительное изменение финансового положения (в лучшую или худшую сторону), обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, переход на красный свет).
7. На уровне досуга: изменение участия в общественной жизни, развлекательная поездка (круиз), изменения в характере досуга.
Вариант №7.
1. Типы конфликтов в организации, их развитие и управление ими.
2. Темперамент в структуре личности. Типы, характеристика, проявление в профессиональной деятельности. Взаимосвязь темперамента с другими элементами в общей структуре личности.
3. О каком виде воображения идет речь? Охарактеризуйте данный вид воображения.
Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?
Вариант№8.
1. Конфликтные эмоциональные состояния. Стресс, аффект, фрустрация. Профилактика конфликтных эмоциональных состояний.
2. Девиантное поведение. Понятие, формы, виды. Причины девиантного поведения.
3. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них правильны, какие – нет?
1) Стресс способен повышать объем и устойчивость внимания.
2) Стресс травмирует организм, но не личность.
3) Возникновение стресса зависит от физической силы воздействия, а не от личностной значимости действующего фактора.
4) С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту.
5) Стресс является составной частью жизни каждого человека и даже создает «вкус к жизни».
6) Три четверти людей считают, что их работа вызывает у них стресс.
7) В стрессовых состояниях многие люди начинают усиленно питаться.
8) Стресс – не самостоятельное психическое состояние, а промежуточная форма между аффектом и настроением.
9) Главные стрессогенные факторы – личностные противоречия, семейная атмосфера, производственные и финансовые затруднения.
10) Из десяти самых распространенных причин стресса пять связаны с браком и семьей.
Вариант №9.
1. Особенности психологии инвалидов. Дезадаптивное поведение инвалидов. Психологические особенности социально-правовой работы с инвалидами.
2. Профессиональная этика в социально-правовой работе.
3. О каком свойстве восприятия идет речь? Охарактеризуйте данный вид восприятия.
И даже самый верный друг, шагающий с тобой,
Совсем иначе видит луг, и море и прибой…
Вам как бы две Земли даны и каждому –Луна.
Вам две вселенные видны из одного окна.
Вариант №10.
1. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
О каком свойстве внимания идет речь? Охарактеризуйте данный вид внимания.
Поразительный пример — случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 г., когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывая ему интересную историю. Впоследствии он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли.
Контрольная работа
Задание 1. Найдите ключевые понятия
- Наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития в норме.
_________________________________________________________________________
2. Двигательная и психическая активность, направленная на взаимодействие (или избегание такового) с окружающей средой_______________________________________.
3. Социальная компенсация дефекта, заменяющего работу реальных физиологических систем. Система социальной помощи пожилым и инвалидам_________________________.
4.Активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой- либо социально- психологический факт ________________________________________________________________________.
5. Метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления_____________________________________________________________________.
6. Одни и те же группы испытуемых несколько раз тестируются в различные периоды жизни_____________________________________________________________________.
Задание 2. Найди четвертое лишнее. Обоснуй свой ответ
- Танцевальная терапия, телесная терапия, анализ продуктов деятельности, гештальттерапия________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Общая психология, социальная психология, юридическая психология, медицинская психология___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Приведите в соответствие
Блок 1. а) приёма, переработки и хранения информации
Блок 2. б)программирования, регуляции и контроля деятельности
Блок 3. г)энергетический
Задание 4. Выберите особенности, которые характеризуют
- Ощущение 5. Воображение
- Внимание 6. Восприятие
- Память 7. Речь
- Мышление
А) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.
В) Отражение предметов или явлений в совокупности их свойств.
Г) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.
Д) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Е) Сосредоточенность и направленность сознания на предмет, который мы воспринимаем, представляем, о котором мы мыслим и говорим.
Ж) Обобщенное, опосредованное и наиболее полное и точное отражение действительности.
З) Отражение новых образов и мыслей.
Задание 5. Проанализируйте ситуации
1. Поразительный пример- случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 г., когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывая ему интересную историю. Впоследствии он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли. О каком свойстве внимания идет речь?
О каком свойстве восприятия идет речь?
И даже самый верный друг, шагающий с тобой,
Совсем иначе видит луг, и море и прибой…
Вам как бы две Земли даны и каждому –Луна.
Вам две вселенные видны из одного окна.
Задание 6. Осуществите выбор. Психические процессы это:
- Ощущение 6. Мышление
- Воображение 7. Темперамент
- Настроение 8. Характер
- Память 9. Стресс
- Восприятие
Задание 7. Ответьте на вопросы теста
1. Профессиональная этика — это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о
должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
2.Предметом этики социальной работы являются:
а) возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и
этические действия социальных работников;
б) профессиональная мораль специалистов;
в) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности.
3.Целью этики социальной работы является:
а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности
профессиональной деятельности;
в) гармонизация интересов социума индивида.
4.Конфиденциальность в этике социальной работы — это:
а) результат творческого подхода к деятельности;
б) принцип;
в) критерий моральности.
5.Моральный принцип, противоположный аскетизму:
а) ригоризм;
б) гедонизм;
в) утилитаризм.
6.Утилитаризм — это моральный принцип, который подразумевает:
а) подчинение всех поступков получению материальной
пользы, выгоды, преуменьшению роли духовных интересов человека;
б) получение наслаждения и избежание страдания;
в) подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом в
пользу интересов другого.
7.Мотивационная функция этики социальной работы — это функция, которая:
а) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов
деятельности.
б) направляет и обусловливает выбор социальным работником социальной службой
целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
в) служит средством социального управления поведением и действиями социального
работника в ходе процесса в интересах дела.
8.Социальная функция этики социальной работы:
а) способствует повышению качества и эффективности социальной работы;
б) способствует созданию условий, благоприятных для ощущения социальной работы в обществе;
в) облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия.
9.Прогностическая функция этики социальной работы:
а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной
работы в обществе;
б) позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и
их коллективов;
в) служит средством управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
10.Критериями моральности являются:
а) содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности,
социальная целесообразность;
б) соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная
ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий;
в) нравственные убеждения, нравственная потребность.
11.Нигилизм — это моральный принцип, предполагающий:
а) отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов;
б) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,
преуменьшению роли духовных интересов человека;
в) получение наслаждения и избежания страдания.
12.Цинизм — это моральный принцип, предполагающий:
а) способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и
неуклонном соблюдении определенных норм, повиновение долгу;
б) презрительное отношение к культуре общества, духовным и нравственным
ценностям;
в) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,
преуменьшению роли духовных интересов человека.
13.Координирующая функция этики социальной работы:
а) способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих
в процессе социальной работы,
б) обеспечивает сотрудничество всех участников процесса для оказания социальной
помощи клиенту;
в) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов
деятельности.
14.Эмпатия — это:
а) умение выслушать человека;
б) состояние разобщенности, непонимания с клиентом;
в) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания других людей.
15.Этика как наука возникла:
а) в феодальном строе;
б) в рабовладельческом строе;
в) в первобытном строе.
16.Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям — это:
а) объективность;
б) самокритичность;
в) ответственность.
17.Научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности называется:
а) профессиональный отбор;
б) профессиональные показания;
в) профессиональная пригодность.
18.К группе психологических качеств, характеризующих социального работника как личность, относятся:
а) самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также
стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость,
умение управлять своими эмоциями;
б) психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические
состояния (усталость, стресс, депрессия);
в) коммуникабельность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их
установок, ожиданий), красноречие (умение внушать и убеждать словом).
19.Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И. Бентамом в:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.
20.Под критерием моральности понимаются:
а) совокупность представлений о добре, зле, справедливости как содержании
моральных требований к профессиональному поведению и действиям;
б) основные понятия, отражающие наиболее общественные стороны и элементы морали;
в) профессиональные этические отношения, этическое
сознание и этические действия специалистов.
Контрольную работу принести на экзамен сделанную!
Вопросы принимаю на почту – elenaroor@rambler.ru
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных