О каких выразительных свойствах этой музыки тебе напомнил цветик семицветик
Волшебный цветик – семицветик
(изучение темы рассчитано на два урока)
Первый урок по теме.
1. Прочитайте текст, выполните все указания.
Сегодня мы познакомимся с различными средствами музыкальной выразительности.
Ребята, посмотрите на этот удивительный «Цветик-семицветик».
Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы,
но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо.
Мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.
Ну, что, попробуем расколдовать цветик-семицветик?
В цветке самое главное — серединка, если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся.
Как любое растение, вырастает из маленького зёрнышка, так и любое музыкальное произведение вырастает из интонации.
Интонация — главное свойство музыки. Из маленького зёрнышка-интонации музыка растёт, развивается, получается выразительной, запоминающейся. А помогают ей в этом средства музыкальной выразительности — лепесточки. Будем знакомиться с ними!
Первый лепесток — это мелодия. Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности.
Давайте расколдуем первый лепесток!
Звучит прекрасная мелодия! Слушаем и подпеваем!
Музыкальные звуки бывают разными по высоте — высокими, средними, низкими.
Например, песня «Цветик-семицветик» звучала в среднем регистре, нам было удобно её петь.
Для того, чтобы показать в сказке «Петя и волк» птичку, композитор С. Прокофьев использовал звучание флейты на высоких нотках, то есть в высоком регистре, ну а тема волка была исполнена валторной на низких нотах, в низком регистре.
Мы расколдовали второй лепесток, который называется регистр.
Регистр — высота звучания.
Одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами или голосами, прозвучит по разному. Каждый голос, каждый инструмент имеет свою окраску звука, свойственную только ему.
Тембр – окраска звучания.
Послушайте произведение «Шутка» немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, который жил 300 лет тому назад.
Тембр какого знакомого инструмента вы слышите?
Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали третий лепесток!
Следующий лепесток — музыкальный лад. Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.
Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова «Весна. Осень» звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).
Вслушайтесь в музыку!
Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!
Тембр какого знакомого инструмента исполнял минорную мелодию?
Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали четвёртый лепесток!
Итак, мы узнали, что музыка обладает своими выразительными средствами. Давайте их перечислим: интонация, мелодия, музыкальный лад, регистр и тембр. Мы дали каждому их них определение, познакомились с произведениями композиторов И.С. Баха и Г. Свиридова.
2. Запишите в тетрадь (ВНИМАНИЕ! Записи по данной теме должны быть на одной странице, это важно. Открываем в тетради новую, чистую страницу, так как на следующем уроке под записями будем рисовать цветик-семицветик)
— тему урока: «Цветик-семицветик»
— интонация — главное свойство музыки.
— мелодия – душа музыки.
— музыкальный лад (мажор, минор).
— регистр — высота звучания.
— тембр – окраска звучания.
На следующем уроке продолжим изучение данной темы.
Домашнее задание:
Второй урок по теме.
1. Прочитайте текст, выполните все указания.
Продолжаем знакомство с выразительными средствами музыки. Осталось расколдовать ещё три лепесточка! Приступим?
Пятый лепесток — это темп. Музыка может звучать быстро, умеренно и медленно.
Темп – скорость звучания.
Чтобы расколдовать пятый лепесток, нужно ответить на вопрос: в каком темпе звучала «Шутка» Баха, а в каком «Весна. Осень» Свиридова? (можно прослушать повторно эти произведения)
Правильно, в разном! Первое — в быстром, второе — в медленном темпе.
Но бывает и так, что при исполнении одного произведения темп изменяется!
Так происходит, например, в русской народной песне-распевке «Веники»!
Попробуйте исполнить её вместе с ребятами из детского народного ансамбля «Затея».
Веники, веники,
Кум Гаврила, Кум Гаврила,
Как изменялся темп? Правильно, скорость музыки менялась от медленного звучания к быстрому.
Пятый лепесток расколдован!
Мы знаем, что музыка может звучать громко и тихо. Об этом мы говорили ещё в начале года. Вспомните!
Форте — это значит ГРОМКО!
Заучи, не будь лентяй.
А пиано — значит тихо.
Ты, дружок запоминай.
Изменение силы звучания в музыке называется динамика. Динамика – сила звучания.
Если музыка нарастает, усиливается, то музыканты используют понятие крещендо, а если затихает — диминуэндо.
Чтобы расколдовать шестой лепесток необходимо выполнить следующее задание.
Вам нужно исполнить песню «Цветик-семицветик» так:
запев тихо (пиано), а припев — громко (форте).
Шестой лепесток расколдован. Молодцы!
Седьмой лепесток называется ритм. В музыке нотки следуют друг за другом и имеют разную длину.
Чередование длинных и коротких звуков называется ритмом.
Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок.
Давайте длинные звуки назовём слогом ТА, а короткие — ТИ.
Итак, седьмой лепесток расколдован!
Ритм — чередование длительностей нот.
Теперь мы знаем название всех лепестков нашего волшебного «Цветика-семицветика»: мелодия, темп, регистр, тембр, лад, ритм, динамика. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации.
Полюбуйтесь, какой красивый наш цветик-семицветик сейчас!
2. Продолжите записи в тетради, выпишите оставшиеся три определения из рамочки.
Выразительные средства музыки:
— интонация — главное свойство музыки.
— мелодия – душа музыки.
— музыкальный лад (мажор, минор).
— регистр — высота звучания.
— тембр – окраска звучания.
— ритм — чередование длительностей нот.
— темп – скорость звучания.
— динамика – сила звучания.
3. Рисуем на оставшемся на странице чистом месте «Цветик-семицветик».
Также «Цветик-семицветик» можно скачать, распечатать и вклеить.
4. Раскрашиваем цветок, подписываем названия серединки и лепестков.
Домашнее задание:
1. Сфотографируйте ваш Цветик-семицветик и отправьте на проверку
Инфоурок
›
Музыка
›Конспекты›Урок музыки для 2 класса на тему: «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Открытый урок.docx
Выбранный для просмотра документ Солнышко.docx
Выбранный для просмотра документ Цветик-семицветик.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Открытый урок по музыке во 2 классе на тему: «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности» Учитель: Хадиева Р. А.
2 слайд
Описание слайда:
ЛАД ИНТОНАЦИЯ ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР РЕГИСТР
3 слайд
Описание слайда:
Средства музыкальной выразительности
4 слайд
Описание слайда:
ЛАД ИНТОНАЦИЯ ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР РЕГИСТР
5 слайд
Описание слайда:
ИНТОНАЦИЯ
6 слайд
Описание слайда:
Колыбельная песня
7 слайд
Описание слайда:
Убаюкивающая Успокаивающая Тревожная Скорбная Торжественная Вопросительная Ликующая Нежная Мягкая Бодрая
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Лад Динамика
10 слайд
Описание слайда:
Мажор Минор
11 слайд
Описание слайда:
f p громко тихо
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Быстро Медленно Умеренно
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Ровный Пунктирный
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Ф Л Е Й Т А
22 слайд
Описание слайда:
В А Л Т О Р Н А
23 слайд
Описание слайда:
Ф О Р Т Е П И А Н О
24 слайд
Описание слайда:
РЕГИСТР ЛАД ДИНАМИКА МЕЛОДИЯ РИТМ ТЕМП ТЕМБР ИНТОНАЦИЯ
25 слайд
Описание слайда:
До свидания!!!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель музыки
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель (Музыкальный руководитель)
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
10125062004
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
14
1 ответ:
0
0
Beethoven Лунная Sonata №14
Читайте также
Пейзаж- это главный источник вдохновения
1)В начале 18 в. развитие русс.комич.оперы шло на основе западно-европейского искусства.(Б.значение имело пристрастие Екатерины2 к «иноземному » искусству).
2)Музыка основывалась на русских народных песнях;чередовались свободно речитативы и мелодическое пение.
3) Позже русс.комич. опера дополнилась лирическими и романтическими мотивами.
4)Опора на принцип песенности.
5)Стереотипные сюжеты (любовная пара борется за счастье.)
6)Традиционный европейский образный диапазон в русс.комич.опере расширяется за счет образов подъячего, помещика, приказчика и др. (т.е., от придворного до третьего сословия) .
7) Характерно подчеркнутое внимание к бытописанию.
8)Русс.ком.опера прошла (в 18 в.) 3 этапа:
1)сатирическая комедия,2)комедия быта,3) пастораль и развлекательный водевиль.
Жив собі колись в одному селі чоловік на ім’я Генгоро. І був у нього дивовижний барабан. Ударить він у той барабан з одного боку, скаже: «Носе, витягуйся!» – і ніс видовжується. Вдарить з другого боку, скаже: «Носе, зменшуйся!» – і ніс укорочується. Прийде до нього дівчина на порі й просить: – Пане Генгоро, трохи видовжіть мені носа. Генгоро вдарить по барабану з одного боку, скаже: «Дівочий носе, витягуйся!» – і приплюснутий ніс стає рівненьким. Прийде кирпатий хлопець і просить: – Пане Генгоро, вирівняй мого носа. Генгоро вдарить по барабану з другого боку–і ніс стає рівним. Отим-то всі селяни любили Генгоро, ніхто про нього і слова лихого не казав. Та якось заманулося Генгоро перевірити, наскільки видовжується людський ніс. Він забув про свою обіцянку служити людям тільки на радість, ліг горілиць у лузі на траві та й почав бити в барабан. – Носе, витягуйся! Носе, витягуйся! Ніс Генгоро видовжувався, аж поки сягнув даху високого будинку. Та Генгоро не переставав барабанити: – Носе, витягуйся! Носе, витягуйся! Ніс його уже сягнув гірських вершин. Генгоро стало важко дихати, але він не вгавав: – Носе, витягуйся! Носе, витягуйся! Тепер кінчик носа торкався хмари. Та саме в той час на Небесній Річці будували міст. Якраз тоді, коли там показався ніс Генгоро, теслярі майстрували поруччя. – А от і стовп! Нічого не підозрюючи, вони міцно прив’язали поруччя до носа Генгоро. «Ой, ніс уже не видовжується!» – подумав Генгоро і ще дужче забив у барабан, приказуючи: – Носе, витягуйся! Носе, витягуйся! Однак ніс уже його не слухався. До того ж, його кінчик почав свербіти. «Мабуть, за щось зачепився. Треба вкоротити і перевірити»,– вирішив Генгоро. – Носе, зменшуйся! Носе, зменшуйся! І ніс почав укорочуватися – та водночас Генгоро завис над землею. – Ой, що це таке? Хтось тримає мене за ніс! Треба поспішати! Генгоро несамовито бив у барабан і швидко піднявся понад хмари. Міст уже був готовий, теслярі пішли. – Який дурень прив’язав мене тут?! Генгоро розплутав мотузку – і полетів з моста сторчголов. – Рятуйте! Рятуйте! – закричав він і шубовснув у велике озеро. Захлинаючись водою, Генгоро насилу виплив і раптом відчув, що став легеньким-легесеньким. «Ну, дякувати долі, живий!» – подумав він. Справді, він урятувався, але перетворився у карася. Ось чому ще й тепер в озері Біва живе риба «генгоробуна» – карась «генгоро».
Си-соль#: б.6
ми♭-фа♭: м.2
Соль ля бемоль си бемоль до ре ми бемоль фа
Фригийский-минорный лад со второй низкой ступенью