О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты
Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком. Он добился успехов в двух абсолютно разных областях: музыке и медицине. Кроме того, он занимал активную общественную позицию: сделал все возможное, чтобы русские женщины могли получить высшее образование.
Стоит отметить, что его личность до сих пор не оценена по достоинству. Жители России, которые не интересуются классической музыкой, наверняка даже не слышали его имени.
Да, возможно, на счету Александра Порфирьевича не такое большое количество произведений, как у других композиторов, но этот факт можно объяснить чересчур завышенными требованиями к себе.
Если вам нравится классическая музыка, обязательно обратите внимание на творчество этого композитора, также есть смысл ознакомиться с нашей статьей. Здесь представлены самые интересные факты о Бородине и истории из его жизни.
10. Незаконнорожденный ребенок грузинского князя
Место рождения Александра Порфирьевича – Санкт-Петербург. Он был незаконнорожденным ребенком грузинского князя. Отец – Лука Гедианов, мать – Авдотья Антоновна. О них мало что известно.
Ребенок был записан на крепостного Луки Порфирия Бородина. Гедианов не мог признать его своим, но принял активное участие в его судьбе. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец дал ему вольную. Он купил большой четырехэтажный дом для сына и его матери.
Авдотья Антоновна вышла замуж, родила еще двоих детей. Она не скрывала от Александра, что была его матерью, но попросила называть ее «тетей». Таким образом женщина хотела избежать лишних пересудов и сплетен.
9. Обучался на дому лучшими педагогами
Мальчик рос в хороших условиях. Его обеспечили всем необходимым, но из-за своего происхождения он не мог получить образование в гимназии. Его мать пригласила лучших педагогов, Саша обучался на дому. Он преуспел в изучении языков. Особую любовь питал к музыке, играл на трех музыкальных инструментах.
8. Рос многосторонне развитым ребенком
Уже в детстве проявились уникальные способности Бородина. В 9 лет он написал свое первое музыкальное произведение, а в 10 его заинтересовала химия. Мальчик был очень талантливым, проявлял незаурядные способности.
Вскоре Авдотья Антоновна поняла, что домашнего образования недостаточно. Она решила пойти на хитрость. Мальчика незаконным путем записали купцом третьей гильдии. Он получил возможность обучаться в гимназии. В дальнейшем он решил продолжить учебу. Выбор пал на Медико-хирургическую академию (Санкт-Петербург).
7. Отдавал предпочтение химии
Выше уже было отмечено, что в детстве Александр проявил большой интерес к химии. После поступления в академию, она и вовсе стала его любимым предметом.
В 1853 году его заметил российский химик-органик Николай Зинин, он оказал большое влияние на карьеру Александра Порфирьевича. Николай был заботливым наставником, он много времени уделял занятиям и надеялся, что в будущем Бородин станет его заместителем. Александр, в свою очередь, был прилежным учеником, но по-прежнему испытывал страсть к музыке. Зинину это очень не нравилось, он хотел, чтобы Бородин целиком и полностью посвятил себя науке.
Когда он окончил академию, устроился работать врачом в госпиталь, а также стал ассистентом Зинина. В 1858 году успешно защитил диссертацию по химии и медицине.
6. Знакомство с Протопоповой вернуло любовь к музыке
Казалось, что Бородин забыл о музыке. Его карьера в науке складывалась удачно. Однажды он отправился в командировку за границу.
В Гейдельберге состоялось его знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой. Девушка приехала в Германию на лечение. У нее были больные легкие. Екатерина Сергеевна занималась музыкой, была талантливой пианисткой. Она очень любила произведения Шопена и Шумана. К ней нередко приходили гости, девушка с удовольствием играла для них.
Бородин, вдохновленный чувствами и музыкой Протопоповой, вспомнил о своем увлечении. В этот период он сочинил несколько музыкальных произведений.
Впоследствии Екатерина Сергеевна стала его женой. У нее был сложный характер, но Бородин очень любил свою супругу. Он ухаживал за ней во время болезни, выполнял функции врача и сиделки.
5. Входил в «Могучую кучку»
Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.
Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.
4. Около 20 лет работал над оперой «Князь Игорь»
Главным музыкальным произведением композитора называют оперу «Князь Игорь». Работе над этим проектом Александр Порфирьевич уделил 19 лет. Она основана на знаменитом «Слове о полку Игореве». Либретто (текст вокального произведения) он написал в соавторстве с музыкальным критиком В.В. Стасовым.
Бородин загорелся идеей создания оперы в 1869 году, спустя год он отказался от этой затеи, объяснив это тем, что не сможет совмещать такой грандиозный проект с научной деятельностью. Через 4 года он снова вернулся к этому произведению. В течении последующих 14 лет он продолжал свою работу, но так и не успел закончить.
Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась в 1890 году, опера была завершена композиторами Римским-Корсаковым и Глазуновым.
3. Сочинил 3 симфонии, 16 романсов и т.д.
Бородин был талантливым композитором, но количество его произведений невелико. 3 симфонии, 16 романсов, две оперы, трио, квартеты… На это были свои причины.
Первая: Александр Порфирьевич предъявлял к себе слишком высокие требования. Он тратил много времени, чтобы добиться идеального результата.
Второй причиной стала загруженность: академическая служба, домашние дела. Порой у композитора не было ни одной свободной минутки. Возможно, если бы он выбрал одну сферу, добился бы в ней гораздо больших успехов.
2. Создал Женские врачебные курсы
Бородин активно участвовал в общественной деятельности. Он приложил максимум усилий, чтобы женщины тоже получили возможность учиться и получать высшее образование.
Александр Порфирьевич основал Высшие женские врачебные курсы, где 13 лет преподавал химию. Они были открыты в 1872 году при Медико-хирургической академии. Это были первые курсы для изучения медицины не только в России, но и в Европе.
1. Умер в компании друзей-медиков от и инфаркта
Смерть Александра Порфирьевича была быстрой. Последние годы он страдал от болей в сердце. В тот вечер все было как обычно. Бородин вместе со своими друзьями отдыхал на «академической квартире». Они организовали костюмированную вечеринку в честь праздника Масленицы.
Он разговаривал с М.В. Доброславиной, а потом неожиданно потерял сознание. Друзья-медики попытались привести его в чувства, но все попытки не имели никакого результата.
Бородин скончался от сердечного приступа, ему тогда было 53 года. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище.
Александр Порфирьевич Бородин (1833 — 1877) был одним из немногих людей нового времени, сумевших добиться выдающихся достижений в двух диаметрально противоположных областях. Доживи он до 1960-х годов, его бы позабавили споры физиков и лириков. Скорее всего, он не понял бы самого предмета спора. По крайней мере, его жизнь, в которой нашлось место и великим музыкальным произведениям, и выдающимся научным открытиям, никак не свидетельствует о наличии непримиримого противоречия между научным и творческим складами ума.
1. Александр Бородин был незаконнорождённым сыном грузинского князя и дочери военного. Князь не мог признать мальчика своим сыном, но принял в его судьбе большое участие, а перед смертью выдал мать будущего композитора замуж, маленькому Саше дал вольную (его просто были вынуждены при рождении записать крепостным), и купил им дом.
2. Авдотья Константиновна, мать мальчика, не чаяла в нём души. Путь в гимназию Александру был закрыт, но его домашним обучением занимались лучшие педагоги. А когда пришла пора получать высшее образование, мать дала взятку, и чиновники Казённой палаты записали Александра Бородина купцом. Это позволило ему сдать экзамены за гимназический курс и записаться в Медико-хирургическую академию вольным слушателем.
3. Способности Александра проявились очень быстро: в 9 лет он уже писал сложные музыкальные произведения, а годом позже серьёзно увлёкся химией. Кроме того, он неплохо рисовал и лепил.
4. После окончания академии Бородин был всецело поглощён химией, вспоминая о музыке разве что во время посещения театров. Вернуло его интерес к музыке знакомство с Екатериной Протопоповой. Красавица-пианистка тяжёло болела и вынуждена была лечиться в Европе. Бородин сопровождал Екатерину во время её поездки в Италию, благо тамошняя химическая школа вызывала в нём профессиональный интерес. Молодые люди закономерно сблизились и обручились.
5. Супруга Бородина страдала тяжёлой формой астмы. Даже при полном соблюдении режима у неё иногда случались тяжёлые приступы, по время которых муж выступал и в роли врача, и в роли сиделки.
6. Бородин всю жизнь считал себя химиком, а к музыке относился как к хобби. Но в России наука — не самый лучший путь к материальному благополучию. Поэтому даже уже будучи академиком Медико-хирургической академии, Бородин подрабатывал преподаванием в других вузах и делал переводы.
7. С ещё меньшим пиететом относились к увлечению Александра Порфирьевича музыкой его коллеги. Открывший Бородину дорогу в большую химию выдающийся учёный Николай Николаевич Зинин считал, что музыка отвлекает учёного от серьёзной работы. Причём отношение Зинина к музыке не изменилось даже после триумфальной премьеры Первой симфонии Бородина.
8. В мире Бородин известен как композитор, о его занятиях химией, несмотря на 40 научных работ и реакцию, названную его именем, знают только специалисты.
9. Ноты Бородин записывал карандашом, а чтобы они подольше сохранялись, обрабатывал бумагу яичным белком или желатином.
10. Бородин входил в «Могучую кучку» — известную пятёрку композиторов, стремившихся воплотить в музыке русскую национальную идею.
11. Александр Порфирьевич написал две симфонии и два квартета. Все эти произведения были одними из первых в России в своих жанрах.
12. Над своим величайшим произведением — оперой «Князь Игорь» — композитор работал почти два десятилетия, но так и не успел закончить свой труд. Завершили работу и сделали оркестровку А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков. Опера была впервые исполнена в 1890 году — через три года после смерти Бородина — и имела грандиозный успех.
13. Учёный и композитор был известен и своей общественной работой. Он активно работал на Женских врачебных курсах при Военно-медицинской академии, и протестовал против их ликвидации. Причина ликвидации было просто смехотворна: военные решили, что женские курсы — не их профиль (хотя 25 выпускниц участвовали в русско-турецкой войне). В Военном министерстве обещали сохранить финансирование. Петербургская городская дума решила, что на сохранение курсов потребуется 15 000 рублей вместо 8 200, обещанных военными. Объявили подписку, по которой собрали 200 000 рублей. Курсы, как легко догадаться по размерам суммы, приказали долго жить.
14. Александр Порфирьевич Бородин был человеком крайне рассеянным. Есть немало историй об этом, и многие кажутся утрированными. Но вот то, что он регулярно путал номера лекционных аудиторий и рабочие дни с выходными, правда. Впрочем, у такой рассеянности может быть вполне прозаическое объяснение: кроме занятий химией и музыкой ему часто приходилось не спать ночами, ухаживая за больной женой.
15. 15 февраля 1887 года Бородин по случаю Масленицы собрал в своей служебной квартире множество друзей. В ходе веселья Александр Порфирьевич схватился за грудь и упал. Несмотря на присутствие сразу нескольких известных медиков, спасти его не удалось. Впрочем, от последствий обширного инфаркта медикам и сейчас удаётся спасти далеко не всех.
Голосуй звездами!
Загрузка…
Александр Порфирьевич Бородин
Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.
Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт — не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.
Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Бородина
История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.
Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.
Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Он стал развиваться в этом направлении, и вскоре уже создал несколько собственных произведений. Авдотья Константиновна позаботилась о том, чтобы эти первые пьесы были изданы, и тогда музыкальные критики впервые услышали о 16-летнем композиторе. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.
Согласно биографии Бородина в 17-летнем возрасте остро встал вопрос о дальнейшем обучении Александра. Естественно, что с его крепостной «родословной» пути в науку были заказаны. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.
Увлечение медициной и отъезд за границу
По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.
Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.
В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени — Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.
В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой — молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.
Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»
Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка».
Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью по-прежнему была химия.
Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина — именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.
Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.
К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.
Общественная деятельность
Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.
В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.
Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.
Музей А.П. Бородина
Летние каникулы с 1877 по 1879 г. Бородин проводил с супругой в деревне во Владимирской области, куда приглашал его А.Дианин, студент академии, где преподавал профессор. Здесь композитор чувствовал невероятную свободу, а окружающая природа вдохновляла на новые творческие свершения. Именно в Давыдове была написана значительная часть оперы «Князь Игорь». Специально для этой деятельности из столицы было привезено фортепиано.
Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.
Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.
Интересные факты о Бородине
- Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
- Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного. Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни. К счастью, после длительного лечения, он выздоровел.
- Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет.
- Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании.
- Из биографии Бородина мы узнаём, что докторская диссертация, успешно защищенная им в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни.
- Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.
- Венчание космпозитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки».
- У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек.
- Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид.
- Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. К тому же, таким образом Бородин еще раз продемонстрировал свою универсальность как композитора и, конечно, незаурядное чувство юмора.
- Александр Порфирьевич умер скоропостижно и неожиданно: на глазах у близких друзей после развесёлой русской пляски у великого человека просто остановилось сердце. Случилось это 27 февраля 1887 года.
- «Князь Игорь» – опера, популярная и любимая не только в России, но и во всем мире. Бородин писал ее 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые вышла на сцене, завоевав оглушительный успех.
- Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.
- В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика.
- В 1861 году Бородин впервые открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера».
- Александр Порфирьевич был первым, кто познакомил русскую общественность с дарвинизмом, а произошло это благодаря его редакторской работе в журнале «Знание», где и была с его одобрения опубликована эта работа. После этого Бородин, а также его коллега, соредактор П. Хлебников были вынуждены оставить издание, поскольку публикацией «вредных материалистических учений» навлекли на себя гнев министра внутренних дел.
Фильмы о Бородине и его творчестве
Биография Бородин вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:
- «На пороге» (1969)
- «Воскресный музыкант» (1972)
- «Александр Бородин» (3 выпуск) из цикла «Русская пятерка» («Могучая кучка», 2002)
- «Александр Бородин» (2003) из цикла телепередач «Гении и злодеи уходящей эпохи».
- «Химия музыки. А.П. Бородин» (2013) из авторского цикла «Лица истории»
Музыка Бородина звучит в фильмах
Произведение | Фильм |
Струнный квартет №2 | «Люкс в Тенебрис» (2016) |
«Мое лето любви» (2004) | |
«Обитель радости» (2000) | |
«Лидер» (1996) | |
«Искры из глаз» (1987) | |
Опера «Князь Игорь» — Половецкие пляски | «Черные праздники» (2016) |
«Пипец 2» (2013) | |
«Манна небесная» (2002) | |
«Доктор Джекилл и Мисс Хайд» (1995) | |
«Рубин Каира» (1992) | |
«Пегги Сью вышла замуж» (1986) | |
«Под прикрытием» (1984) | |
«Любители музыки» (1970) | |
«Огненные девы из далекого космоса» (1956) | |
Струнный секстет ре минор | «Сердцеедки» (2001) |
Александр Бородин по праву считается личностью общемирового значения, ведь к его творчеству, научным открытиям, изданной им литературе обращаются не только в России, но и во многих других странах. Любопытно, но коллеги-музыканты не понимали его увлечения химией, а ученые никак не могли понять, зачем ему нужна музыка, и видели в ней «поругание над ученой мантией». А вот сам Бородин только посмеивался над ними и продолжал свое дело.
Видео: смотреть фильм о Бородине