Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают по мысли автора

Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают по мысли автора thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист — все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус — это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения — то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Итак, роль — это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей. Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности — действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

(Ю.Г. Волков и др.)

21. Как, по мнению авторов, связаны социальный статус и социальная роль? Используя текст, укажите две причины расхождения между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— статус предполагает наличие прав и обязанностей, определенных социальной культурой и формирующих модель поведения, — то, что социологи называют ролью;

— социальная роль — это ожидаемые от человека действия, поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса;

— один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор;

2) две причины:

— исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом;

— люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Элементы ответа могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме

Представлены три элемента ответа

2

Представлены любые два элемента ответа

1

Представлен один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

2

22. На основании текста назовите и раскройте три вида социальных статусов. Используя обществоведческие знания, укажите еще один вид статуса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) три вида статусов по тексту:

— приписываемый / аскриптивный (статус, унаследованный от рождения, прирожденный);

— достигнутый (статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям);

— основной — ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями;

2) дополнительный статус, например:

— личный;

— групповой.

Могут быть указаны другие виды статусов в соответствии с требованием задания

Названы и раскрыты три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус

2

Названы и раскрыты один-два вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Названы и раскрыты три вида статусов по тексту

1

Названы три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Указан дополнительный статус. ИЛИ Названы три вида статусов по тексту. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

2

23. Авторы утверждают, что ролевые отношения связывают людей друг с другом. Какое объяснение этому явлению дано в тексте? Используя знания обществоведческого курса, социальные факты, информацию СМИ, конкретизируйте утверждение тремя примерами, указав, на чьей стороне находятся права и на чьей — обязанности.

Читайте также:  Какими свойствами обладает прокаленная кость

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) ответ на вопрос: права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой;

2) три примера на конкретизацию, допустим:

— ожидаемое поведение матери (обязанности) по отношению к ребенку (права);

— ожидаемое поведение инспектора ГИБДД (права) по отношению к водителю, превысившему скорость (обязанности);

— ожидаемое поведение продавца (обязанности) по отношению к покупателю (права).

Могут быть приведены иные уместные примеры

Правильно дан ответ на вопрос, приведены три примера на конкретизацию

3

Дан ответ на вопрос, приведены два примера на конкретизацию

2

Дан ответ на вопрос, приведен один пример на конкретизацию

1

Ответ на вопрос не дан при любом количестве примеров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

24. Используя социальные факты и личный социальный опыт, назовите социальный статус, который можно считать основным в современном обществе. Какие примеры основных статусов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, аргументируйте принадлежность к основным каждого из указанных Вами статусов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать:

1) социальный статус, например, профессия;

(Может быть указан иной социальный статус, соответствующий требованию задания.)

2) ответ на вопрос: возраст и пол;

3) аргументы, допустим:

— престиж профессии в современном обществе свидетельствует об экономических и социальных достижениях человека;

— возраст ребенка связан с его гражданской дееспособностью, расширение его прав и обязанностей зависит от возраста;

— в традиционном обществе социальные роли были жестко закреплены по тендерному признаку.

Могут быть приведены другие аргументы, соответствующие требованию задания

Правильно назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены три аргумента (всего пять элементов ответа)

3

Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены три аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены три аргумента (всего четыре элемента ответа)

2

Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведен один аргумент. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены два аргумента (всего три элемента ответа)

1

Приведены любые один-два элемента ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Источник

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс

ВАРИАНТ 1

При выполнении этой части дается 4 ответа, один из которых верный.

1.Обществом в широком смысле слова называют

а)весь окружающий мир б)совокупность форм объединения людей

в)группы, в которых происходит общение

г)взаимодействия людей в повседневной жизни

2.Отношения общества и природы характеризуются тем, что

а)общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

б)природа полностью определяет направление развития общества

в)общество не оказывает существенного влияния на природу

г)природа и общество воздействуют друг на друга

3.Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком

а)регресса б)эволюции в)революции г)реформы

4.К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

а) самореализации б)самосохранении в)самопознании

г) самообразовании

5.Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является

а)проявление активности б) целеполагание в)приспособление к среде обитания

г)взаимодействие с окружающим миром

6.Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

а)индивид б)деятель в)творец г)индивидуальность

7.Результатом самопознания, в частности ,является

а)накопление знаний о человеке и обществе б)познание ценностей общества

в)изучение социальных норм г)представление о своих способностях

8.Познание в отличие от общения

а)является проявлением человеческой активности

б)допускает использование речи ( словесных форм)

в)способствует развитию личности

г)может быть индивидуальным

9.И абсолютная ,и относительная истины

а)всегда находят свое подтверждение в практике

б)носят объективный характер

Читайте также:  Какие свойствами обладает цитоплазматическая

в)дают полное, исчерпывающее знание о предмете

г)могут быть опровергнуты со временем

10.Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки- природная основа способностей»?

а)паранаучного б)мифологического в)научного г)обыденного

11.Любое государство характеризуется

а)разделением властей б)наличием армии

в)осуществлением тотального контроля над личностью г)многопартийностью

12.Либеральная политическая идеология предполагает

а) уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе

б) борьбу против социального неравенства, социальных контрастов

в) стремление к созданию социально однородного бесклассового общества

г) признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

13.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

а) изобретения письменности б)успехов в освоении космического пространства

в) отмирания обычая кровной мести г)учения о разделении властей

14.К духовной жизни общества относятся:

а) знания б) стремления и цели людей

в) все указанное выше

15.Девиантным поведением считается

А )алкоголизм б)убийство в)кража г)вымогательство

16.Нормы гражданского права применяются при

а) получении патента б) выборах в органы представительной власти

в) экологических правонарушениях г)решении трудовых споров

17.Племена и народности- это:

а) исторические типы общества б)социальные страты в)этнические общности

г) социальные группы

18.Экономическое развитие страны определяется:

а) ее бюджетом б)ВВП в)расходами на образование г)количеством предприятий

ЧАСТЬ B

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

В1. Ниже приведен перечень понятий. Все они ,за исключением одного ,связаны с понятием «наука».

Закон, теория, культ, понятие, факт.

Найдите и укажите термин не связанный с понятием «наука».

В2. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТИ

А) миф 1)знание является побочным продуктом

Практической деятельности

Б) наука 2)знание существует в форме художественных

образов

В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования

Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной

деятельности

В3.Найдите в приведенном списке проявления экономической (хозяйственной)деятельности людей и обведите цифры, под которыми они указаны.

А) строительство новой транспортной развязки

Б) выборы депутатов парламента

В) изменение ставки банковского процента

Г) оказание парикмахерских услуг Д)репетиция новой пьесы в театре

Е) покупка в кредит квартиры

В4.Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – это …………………….

В5.Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из ниже приведенного списка является объектом данной деятельности:

1) водители поливочных машин 2) поливочные машины

3) грядки картофеля 4) помидоры и огурцы в теплицах

5) технические приспособления 6) пшеничное поле

7) земледельцы

В6.Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ………………….

В7.Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права ,и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)заключение брачного договора 2)заключение договора о поставке продукции

3)конфискация имущества 4)установление авторства

5)нарушение дисциплины труда 6)совершение покупки в магазине

  1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука

Краткое описание

1.Психология

А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.

2.Социология

Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.

3.Экономика

В. Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.

4.Демография

Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.

5.Этнография

Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.

6.Антрополо-гия

Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.

7.История

Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.

8.Политология

З. Производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс

ВАРИАНТ 2

При выполнении этой части, дается 4 ответа, один из которых верный.

1. Личность человека –это

а) целостность социальных свойств человека

б) своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого

в) отдельный представитель социальной общности

г) отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

2. В наиболее общем виде под культурой понимают

а) сложные формы поведения людей б) вся преобразовательная деятельность человека

в) производство и применение орудий труда г) следование правилам этикета

3.Экономическая дифференциация проявляется в

а) сращивании политической власти и крупного капитала

б) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

в) появлении у отдельных групп новых источников дохода

г) создании новых производств

4.Верны ли суждения:

А.Политика обладает абсолютной самостоятельностью и не зависит от экономического строя общества.

Б.Политика обладает значительной самостоятельностью, оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

5.Одним из атрибутов государства является:

Читайте также:  Какими свойствами обладают магниты

а) профсоюз б)правящая партия в)публичная власть г)церковь

6.За ограничение вмешательства государства в экономическую сферу выступают партии:

а) коммунистические б)социал-демократические в)консервативные

г) либеральные

7. Рациональное познание ,в отличие от чувственного

а) создает зрительный образ предмета

б) выделяет существенные признаки предмета

в) формирует знания и представления о предмете

г) нацелено на постижение истины

8. Истинное знание ,в отличие от ложного

а) создается в результате познавательной деятельности

б) требует усилий для понимания

в) соответствует предмету познания г) является результатом наблюдений

9.Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

А) действие механизмов наследственности

Б) работа органов чувств

В) способность адаптироваться к окружающей среде

Г) целенаправленная деятельность

10.Игра в отличие от труда

а) может носить условный характер б) имеет целенаправленный характер

в) предполагает общение г)требует разнообразных средств

11. Обществом в широком смысле слова называют

а) исторически сложившуюся систему социальных отношений

б) весь окружающий человека мир

в) группу, в которой люди взаимодействуют друг с другом

г) непосредственное социальное окружение людей

12. Производство- это:

а) разработка новых технологий б)отношения между людьми в процессе обмена;

в) процесс взаимодействия людей с природой и техникой;

г) использование людьми машин и оборудования

13. Принятие законов в РФ, согласно Конституции является функцией:

а) Конституционного собрания б) Председателя правительства

в) Федерального собрания г) Верховного суда

14. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг ,произведенных на территории страны за год-это

а) национальный доход б) валовой национальный продукт в)производительность труда г)валовой оборот

15.Правоспособность человека наступает:

а) в момент рождения б)после наступления совершеннолетия

в) после вступления в брак г)при получении образования

16.Верны ли суждения :

А.В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

Б.В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны

ЧАСТЬ В

При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.

В1.Распределите перечисленные ниже позиции следующим образом: три первые должны быть предметом изучения экономической науки, три последующие -других наук. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания:

1)формы взаимодействия государства и политических партий

2)методы рационального хозяйствования

3)пути устранения межнациональных конфликтов

4)способы внедрения ресурсосберегающих технологий

5)особенности научного познания

6)условия повышения эффективности производства

В2.Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПРИМЕР

1.Право А.Уважение к старшим

2.Мораль Б.Право граждан на участие в голосовании с 18 лет

3.Политические нормы В.Соблюдение церковных обрядов

4.Религиозные нормы Г.Единство места и времени действия в пьесе

5.Обычаи,традиции Д.Почетное место за столом предоставляется

имениннику

6.Эстетические нормы Е.Назначение главой правительства лидера

партии, победившей на выборах

7.Организационные нормы Ж.Продолжительность рабочего дня

В3.Найдите в приведенном списке субъекты деятельности и укажите цифры, под которыми они указаны.

1.ученый 2.ученик 3.писатель 4.учебник 5.наука 6.учение

В4.Запишите слово ,пропущенное в следующей фразе:

«Основой политики является …………….»

В5.Укажите понятие:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации- это ……..

В6. Запишите слово ,пропущенное в предложении:

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют _______________ ________________.

В7.Найдите в списке признаки, характеризующие право:

А) определяет границы должного поведения людей

Б) относится к нормативной системе общества

В) существует как в устной, так и в письменной форме

Г) за нарушение этих норм следует общественное порицание

Д) формируется и поддерживается государством.

8.Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.

Наука

Краткое описание

1.Анатомия

А. Наука о строении организмов

2.Педагогика

Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

3.Философия

В. Наука о функциях, отправлениях организма

4.Социология

Г. Наука о биологической природе человека.

5.Физиология

Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

6.Антропология

Е. Наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

7.Психология

Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем.

8.Биохимия

З. Наука о воспитании и обучении.

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс

ВАРИАНТ 1:

Часть А

1.б

2.г

3.а

4.б

5.б

6.г

7.г

8.г

9.б

10.в

11.б

12.г

13.в

14.в

15.а

16.а

17.в

18.б

Часть В

В1 культ

В2.А3 Б4 В1 Г2

В3 авг

В4 потребность

В5 346

В6 умозаключение

В7 246

ВАРИАНТ 2:

1.а

2.б

3.б

4. 2

5.в

6.г

7.б

8.в

9.г

10.а

11.а

12.в

13.в

14.б

15.а

16.3

Часть В

В1.246 135

В2.А2 Б1 В4 Г6 Д5 Е3 Ж7

В3. 123

В4.власть

В5.мировоззрение

В6.социальные лифты

В7.абд

8

Источник