Назовите каким свойством по отношению к индивиду

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер — критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда — на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер — понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии — склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса — первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) — характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные — выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые — характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий — смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные — выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие — с другой.
  • Психомоторные — определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера — это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера — это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик — безудержный, сангвиник — живой, флегматик — спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность — стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие — сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость — болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость — отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня — убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер — на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник

Определение 1

Понятие индивид подразумевает подобие человека всем другим людям, его отношение к человеческому роду.

Специфика человеческой индивидуальности заключается во всей истории вида Homo Sapiens, хранящейся в наследственной программе. С рождения человек носит в себе специфическую человеческую биологию, которая была сформирована во время прошлого развития в филогенезе.

Для психологии интерес в индивидных свойствах заключается в их проявлении во время становления, развития и функционирования человека. Предпосылками и условиями развития внутреннего мира человека являются природные и телесные его качества. Также они формируют специфические способности человека.

Классификация природных свойств человека по Б. Г. Ананьеву

Б. Г. Ананьев разработал наиболее полную классификацию природных качеств человека.

1. Начальный уровень, на котором проявляются индивидные свойства. Возрастно-половые свойства:

  • возрастные свойства, которые последовательно развертываются во время становления индивида;
  • половой диморфизм, который является фундаментальным разделением органических качеств человека на две принципиально разные фазы: женскую и мужскую.

Определение 2

Под половым диморфизмом принято понимать физические различия между полами, которые обусловлены биологически.

Особый интерес в психологии половых различий представляет исследование полового диморфизма, его проявления в разных сферах поведения. Биологический пол человека является предпосылкой формирования психологического пола индивида, но не определяет его с точностью. Одним из проявлений социализации человека является формирование его половой идентичности.

Существуют различные индивидуально-типические качества индивида:

  • конституциональная особенность, в которую входят биохимическая индивидуальность человека и его телосложение;
  • нейродинамические качества мозга, а также функциональное устройство мозговой деятельности.  

2. На втором этапе индивидных свойств происходит взаимодействие качеств первичного уровня, динамика психофизиологических функций, структурирование органических потребностей.

3. Третий уровень подразумевает интеграцию индивидных качеств человека, к которым относятся задатки и темперамент.

Основной формой развития данных свойств является онтогенетическая эволюция, которая произошла по конкретной филогенетической программе, и постоянно меняется под влиянием социальной истории человечества.  Во время раскрытия самих онтогенетических стадий возрастает фактор индивидуальной изменчивости. Это связано с активным влиянием социальных качеств человека на структурно-динамические особенности человека, которые являются их генетическими  источниками.

Темперамент является одной из главных индивидных характеристик.

Определение 3

Темперамент – это ряд динамических характеристик психической деятельности.

Существует три сферы, в которых проявляется темперамент:

  • общая активность, которая отражает аспекты интенсивности и объемов взаимодействия личности с окружающей средой (физической или социальной). Данная сфера определяет следующие качества человека: инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, активность, стремительность и т.д.;
  • особенности моторной сферы, которые являются частными выражениями общей активности. Это темп, ритм, быстрота и общее количество движений;
  • эмоциональность, к которой относится чувствительность, впечатлительность и импульсивность.

Замечание 1

Гален и Гиппократ являются родоначальниками учения о темпераменте. Гуморальная теория темперамента создана именно ими. Гиппократ считал, что у определенной группы людей преобладает желчь, а в других – кровь, в третьих – слизь, в четвертых – черная желчь.

Четыре вида темперамента было обозначено Галеном. Они и сегодня принимаются основными видами. Это холерик, которому свойственно быть бурным, порывистым, горячим и резким. Сангвиник, который является живым, подвижным, эмоциональным и отзывчивым. Флегматик, имеющий спокойный, медлительный, и устойчивый нрав. И меланхолик, которому свойственно грустить, находиться в подавленном, робком и нерешительном настроении.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона

Связь строения тела человека и темперамента изучалась долгое время немецким психиатром Э. Кречмером. Его работа «Строение тела и характер» раскрывала вопрос соответствия конкретной конституции определенному психологическому складу индивида. Проведя множество клинических наблюдений, ученый понял, что существует связь между обозначенными ими видами телосложения и характера. По Э. Кречмеру существует три главных типа телосложений, а также соответствующие им виды темпераментов:

  • астенический вид конструкции подразумевает длинную и узкую грудную клетку, длинные конечности, слабую мускулатуру, удлиненное лицо. Данный вид конструкции наиболее соответствует шизоидному темпераменту, то есть шизотимике. Как правило, к этой группе относятся аутичные личности, которые погружены в себя, замкнуты, склонны проявлять абстракцию, приспособление к окружению происходит с трудом;
  • пикнический вид, которому свойственна широкая грудь, коренастая, широкая фигура, полнота, круглая голова, короткая шея. Данный вид телосложения соответствует циклоидному темпераменту. Люди, обладающие таким темпераментом, являются общительными, привыкли реалистично смотреть на мир, склонны к перепадам настроения. Так, у маниакальных субъектов может быть постоянно повышенное, веселое настроение, а у депрессивных субъектов отмечается постоянно сниженное и печальное настроение;
  • для атлетического вида конструкции свойственна развитая мускулатура, пропорциональное телосложение, широкий плечевой пояс, узкие бедра. Данный вид телосложения соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды обычно имеют сдержанную мимику и жесты, как правило, внешне они невозмутимы и спокойны, но периодически подвержены вспышкам ярости и гнева. Отличительные качества: невысокая гибкость мышления, мелочность, трудно приспосабливаются к непривычной обстановке.

Одной из конституциональной теории является также концепция У. Шелдона. Американский психолог вывел три главных вида соматической конституции:

  • эндоморфная конституция, в которой преобладает развитие внутренних органов. Данной конструкции свойственно телосложение слабое и мешковатое, с избытком жировой ткани ;
  • мезоморфная конструкция, для которой свойственна развитость мышечной ткани и сильное крепкое тело;
  • эктоморфная конструкция, ее обладатели имеют хрупкое телосложение, длинные руки и ноги, а также слабую мускулатуру.

Каждой из этих конструкций соответствует свой темперамент, которые Шелдон назвал следующим образом: висцеротония, соматотония и церебротония.

Замечание 2

Конституциональная типология У. Шелдона и Э. Кречмера получили множество критических оценок, из-за своего стремления обозначить связь между типом телосложения человека, которое обусловлено генотипически и темпераментом и характером, иными словами, психологическим складом человека.

Совершенно отрицать данную связь невозможно, но и не нужно искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Специфика телосложения сама по себе не определяет развитие свойств нервной системы личности. Они могут быть органическими предпосылками, которые влияют на формирование психических особенностей. Реальное их воздействие становится очевидным в системе межличностных отношений носителей телесных свойств.

К примеру, исследования показали, что три соматотипа Шелдона не одинаково привлекательны для подростков. Максимальная привлекательность отдается мезоморфному типу, а наименьшая – эндоморфному. Стройное, мускулистое тело ассоциируется у подростков с лидерскими качествами, спортивностью и активностью.  И наоборот, предметом насмешек является полный подросток. Такой тип подростков крайне редко может занимать ведущее положение среди сверстников, испытывает потребность в поддержке, а также возможность выбора друга у данного типа гораздо меньше.

Классификация природных свойств человека по И. П. Павлову

И. П. Павлов классифицировал индивидные свойства личности на взаимосвязи темперамента и типа нервной системы личности. При изучении трех основных параметров процесса возбуждения и торможения (речь идет о силе – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности), ученый выявил, что из значительного числа вероятных их сочетаний в природе можно выделить четыре наиболее ярких вида нервной системы. Среди них три сильных типа. Это безудержный, живой и спокойный. И один слабый.

Павлов связал их проявления в поведении с античной классификацией темперамента.  Сангвиник имеет сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы. Флегматик – уравновешенный, сильный и инертный. Холерик был неуравновешенным, а меланхолик слабым.

На силу нервной системы личности влияет его высокий уровень работоспособности, а также необходимая степень сдержанности выражения чувств, умение ждать, выслушать другого, настойчивость во время достижения целей и инициативность. Слабость нервной системы выражается в совершенно противоположных качествах: повышенной утомляемости, недостаточной инициативности, внушаемости, плаксивости, боязливости.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствие раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность же нервных процессов проявляется в неспособности к ожиданию, а также в нарушениях сна.

При подвижности нервных процессов происходит быстрое привыкание к новой обстановке, мыслительная подвижность, подвижность моторики и речевой артикуляции, быстрота засыпания и пробуждения.

Замечание 3

Для отечественных психологов (Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и др.) первостепенное научное значение исследований Павлова заключалось в обнаружении роли качеств нервной системы в качестве первичных и самых важных параметров психофизической организации личности. Но в современных исследованиях отмечено, что само устройство качеств нервной системы в виде нейрофизиологических измерений темперамента, является гораздо сложнее, чем воспринималось раньше, а количество комбинаций данных качеств гораздо больше, чем выводи Павлов.  

Если рассматривать современную трактовку темперамента, то его можно обозначить как формально-динамическую характеристику поведения личности, которая проявляется в общей активности его отношений с окружающим миром, а также в его эмоциональном отношении к миру, себе и итогам своей деятельности.

Критерии темперамента В. М. Русалова

Существует семь критериев темперамента, которые выдели В. М. Русалов:

  • содержание деятельности и поведение не влияют на темперамент, иными словами, темперамент не зависит от мотивов, смысла, целей и т.д.;
  • темперамент характеризует степень динамического напряжения и отношения личности к людям, миру, себе и деятельности;
  • темперамент является универсальным и проявление его происходит во всех областях деятельности;
  • темперамент проявляется в раннем детстве;
  • темперамент устойчив на протяжении долго периода жизни индивида;
  • темперамент коррелирует с качествами нервной системы и иных биологических подсистем;
  • темперамент наследуется.

Если рассматривать понимание темперамента в качестве формально-динамической характеристики, то можно сделать вывод, что не существует «хорошего» или «плохого» темперамента. При конкретных видах деятельности каждый темперамент имеет достоинства и недостатки.

Темперамент, как набор индивидуальных свойств личности, влияет на формирование характера, поведение индивида. Он является динамической стороной характера, его физиологической основой.

Источник