Натуральный обмен продуктами труда это какая экономика

Важное место в экономической теории отводится анализу форм организации производства. В самом общем виде под формой производства понимают тип организации хозяйственной деятельности людей, обеспечивающий реальное функционирование экономики. Другими словами, форма производства – это способ существования экономической системы.
В экономической литературе традиционно выделяются в качестве основных две формы: натуральное хозяйство и товарное производство. Натуральное и товарное производство различаются, прежде всего, по следующим признакам: развитости или неразвитости общественного разделения труда; замкнутости или открытости хозяйства; экономической форме изготавливаемого продукта; способу разрешения противоречий между производством и потреблением.
Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.
Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению (рис. 1).
Рис. 1. Труд в условиях натурального хозяйства
Натуральному хозяйству свойственны следующие основные черты:
· преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды;
· замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни);
· производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя;
· наличие прямых экономических связей между производством и потреблением: они развиваются по формуле «производств – распределение – потребление», т.е. созданная продукция распределяется между участниками производства и, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления;
· консерватизм, традиционность, ограниченность производства и потребления, относительно постоянные масштабы и отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития.
К сведению. Натуральное хозяйство – исторически первый тип организации хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного стоя. В чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, не знавших разделения труда, обмена и частной собственности.
В докапиталистических формациях натуральное хозяйство занимало преобладающее место в общественном производстве, хотя в античных рабовладельческих государствах уже имело место довольно развитое товарное производство. Натуральное хозяйство – одна из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имел присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последний выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило и хозяйство зависимых от феодалов крестьян.
Вместе с тем господство натурального хозяйства в докапиталистических экономических системах не исключало развития товарно-денежных отношений. По мере развития производительных сил натуральное хозяйство вытесняется товарным производством. При капитализме оно по существу разрушается, хотя пережитки его здесь сохраняются.
Элементы натурального хозяйства имеют место и в современных развитых странах, где господствуют товарно-денежные отношения. Это, в частности, проявляется в стремлении некоторых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, хозяйственных объединений, регионов к самообеспечению. Отдельные государства также проводят экономическую политику, известную под названием «автаркия» – создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках страны.
Натуральное хозяйство сильно распространено в развивающихся странах. В натуральном и полунатуральном хозяйстве слаборазвитых стран занято более половины населения. По прогнозам специалистов, еще долгое время натуральное хозяйство будет занимать значительное место в их экономике.
Основной недостаток натурального хозяйства заключается в том, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей.
Развитие факторов производства привело к углублению общественного разделения труда, повышению его производительности. Это явилось объективной причиной перехода от натурального хозяйства к товарному. Если натуральное хозяйство преобладало на доиндустриальной стадии производства, то на индустриальной стадии господствующей стала товарная форма организации хозяйства.
Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.
Товарное производство зародилось в период разложения первобытного строя, когда возникло первое крупное общественное разделение труда, т.е. выделение пастушеских племен, или отделение скотоводства от земледелия (рис.2).
Рис. 2. Виды общественного разделения труда
Товарное производство получает дальнейшее развитие в результате второго крупного общественного разделения труда, т.е. в результате отделения ремесла от земледелия. Выделение ремесла способствовало дальнейшему совершенствованию орудий труда.
К сведению. Изобретение ткацкого станка, кузнечного меха, гончарного круга и т.д. значительно повышало производительность труда. Ремесленники, в свою очередь, стали предлагать и более совершенные орудия труда для земледельцев. Это облегчало труд, повышало его эффективность и способствовало созданию устойчивой массы (величины) прибавочного продукта. Поэтому натуральный обмен приобретал все более постоянный характер.
Дальнейшее расширение обмена привело к зарождению посреднической торговли и выделению купечества. Это третье общественное разделение труда. Оно закрепляло складывающийся натуральный обмен между отдельными хозяйствующими субъектами, облегчало сбыт излишков продукции (прибавочного продукта), а также снабжение натурального хозяйства отдельными изделиями ремесленников (рис. 3).
Рис.3. Место торговли в системе экономических отношений
Кроме того, торговля позволяла замкнутым хозяйственным единицам познакомиться с новейшими изделиями и закрепляла общественную идею о преимуществе более узкой специализации.
«Товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке».
Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты, признаки товарного производства.
Во-первых, товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов.
В истории общества известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия и появление купечества. На нынешнем этапе выделение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) рассматривают как четвертое крупное общественное разделение труда.
По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. Одного общественного разделения труда недостаточно для возникновения товарного производства. Истории известны сообщества, где имелось общественное разделение труда, но не было товарного производства.
Во-вторых, продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. Экономическое обособление предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта, его свободу выбора вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами.
В-третьих, продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы.
В-четвертых, характерной чертой является установление косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением, когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.
Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами на рынке и его эквивалентность.
Другой причиной временного дефицита может быть резкое возрастание потребности людей в каком-то благе, которое тоже приводит к нехватке блага и увеличению его «цены». Например, в результате хорошего урожая ягод многие люди захотят сварить побольше варенья и захотят для этого выменять побольше сахара. Поскольку производство сахара быстро вырасти не сможет, результатом этого будет «подорожание» сахара.
Установление пропорций обмена в различных условиях является одним из основных вопросов в экономической теории и еще не раз будет предметом нашего обсуждения в этой книге. А сейчас мы должны перейти к другой важной теме, касающейся механизма свободного обмена, = в процессе этого обмена возникает серьезная проблема, от преодоления которой зависит возможность дальнейшего развития хозяйства. Тому, как люди могут разрешить эту проблему, и посвящен следующий параграф.
Как определяются пропорции обмена?
Поскольку разделение труда существовало всегда, то люди всегда сталкивались с проблемой определения пропорций наделения друг друга продуктами своего труда.
В далекое «первобытное» время распределение осуществлялось «из котла» по уравнительному принципу. Свободный обмен был случайным и происходил главным образом между различными племенами (то есть между различными хозяйствами). Как правило, этот обмен был вызван разной доступностью ресурсов, а пропорции обмена зависели от случайных причин.
При этом пропорции обмена благ могли совершенно не соответствовать соотношению затрат труда на их производство, так как сравнивалась уже не трудность производства двух благ, а трудность производства своего блага и полезность блага, которое нужно было получить. Если, например, одно племя сильно нуждалось в каком-либо благе, = например, в мешке соли, добыча которой требовала у другого племени одного-двух дней, = оно могло отдать за эту соль продукты своего месячного труда.
Большое число примеров такого обмена можно найти в истории торговли европейцев с дикарями Африки, Америки или Австралии. Европейцы могли получить в обмен на безделушку (дешевые бусы, зеркальце или ножик) много золотых изделий или слоновой кости.
Например, по рассказам одного путешественника, караибы «часто предпринимают путешествие в опасное время года единственно с той целью, чтобы купить какой-нибудь пустяк = ножик или что-нибудь подобное, и… отдадут за этот нож все, что привезут с собою, тогда как не дали бы и самой малейшей части, если бы вместо этого ножа им предложили целую лавку товаров другого рода…». Кроме этого, существовала еще одна интересная особенность поведения караибов: «покупать у них гамаки перед тем, как они ложатся спать, нечего и думать = не продадут ни за какую цену, потому что понимают их значение; поутру совсем другое дело: тогда они не размышляют о пользе гамаков, предусмотрительность их не так велика и они отдадут вам их за всякую цену».
Удивительно, но в истории часто встречаются случаи, когда по каким-то причинам некоторые блага обменивались на вес один к одному (хотя равный вес ничего не говорит о соотношении полезности или трудности производства этих благ). Возможно, причиной этого была кажущаяся «справедливость» равновесового обмена.
Известно, что в XIX в. «путешественники, преодолевшие Сахару и переправившиеся через реку Нигер, удивлялись двум вещам: во-первых, местные жители дружили с крокодилами… во-вторых, у аборигенов было столько золота, что они с удовольствием меняли его на соль. За килограмм соли давали… килограмм золота».
Другой пример устойчивого обмена «один к одному» мы можем обнаружить на Кубани в I тысячелетии нашей эры: «иностранные корабли ежегодно вывозили с кавказского побережья Черного моря большое количество тисового и самшитового дерева и строевой лес. Самшит адыги [коренное население Кубани] обменивали на соль (пуд за пуд), в которой они испытывали острую нужду».
Когда развился обмен внутри одного общества, то норма обмена тяготела к соотношению затрат труда на производство. Как правило, все люди одного хозяйства имели равные возможности производства, и поэтому, если какое-то благо обменивалось на другие в «выгодной» пропорции (превышающей соотношение затрат труда на производство), производители других благ могли начать его производство и снизить таким образом пропорцию обмена. Помешать установлению таких пропорций могла только монополия.
Иногда нормы обмена устанавливались властью в обществе. Например, в Исландии в 1413 и 1426 гг. меновые пропорции были установлены законом на целых сто (!) лет: одна подкова приравнивалась к одной сушеной рыбе, пара женских башмаков = к 3 рыбам, бочка вина = к 100 рыбам, бочонок сливочного масла = к 120 рыбам и т.=д. Очевидно, власть стремилась в интересах населения зафиксировать те нормы обмена, которые казались ей справедливыми.
Вопросы для размышления
1. В чем могут состоять преимущества обмена через «котел» по сравнению с добровольным обменом?
2. Какие недостатки существуют у свободного обмена?
3. Предположим, что действуют условия, при которых пропорции обмена стремятся к затратам труда на их производство. Влияет ли на действие механизма, приводящего пропорции обмена к трудовым затратам, численность населения?
4. Попробуйте найти в истории примеры того, когда одно и то же благо было «дорогим» или «дешевым» в зависимости от ограниченности ресурсов, ипользуемых для его производства.
5. Как вы думаете, какую роль могла выполнять рыба в Исландии в XV в.?
Òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî — ôîðìà îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà, ïðè êîòîðîé ïðîäóêòû ïðîèçâîäÿòñÿ íå äëÿ ñîáñòâåííîãî ïîòðåáëåíèÿ, à äëÿ îáìåíà (ñì. Òîâàð); îíî âîçíèêàåò íà îñíîâå îáùåñòâåííîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà è âåä¸òñÿ ýêîíîìè÷åñêè îáîñîáëåííûìè ïðîèçâîäèòåëÿìè.
Òîâàðíîå õîçÿéñòâî, â îòëè÷èå îò íàòóðàëüíîãî, ïðåäïîëàãàåò ñâÿçü ïðîèçâîäèòåëåé è ïîòðåáèòåëåé ïðîäóêòîâ ÷åðåç ðûíîê, ÷åðåç êóïëþ-ïðîäàæó òîâàðîâ. Êàæäûé ñîáñòâåííèê ïðåñëåäóåò ñâîè èíòåðåñû, ïîýòîìó ïðîöåññ ïðîèçâîäñòâà, îáìåíà è ðàñïðåäåëåíèÿ â îáùåñòâå, îñíîâàííîì íà ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè, ïðèîáðåòàåò ñòèõèéíûé, àíàðõè÷íûé õàðàêòåð. Â. È. Ëåíèí õàðàêòåðèçîâàë òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî êàê òàêóþ ñèñòåìó õîçÿéñòâà, êîãäà «…ïðîäóêòû ïðîèçâîäÿòñÿ îòäåëüíûìè, îáîñîáëåííûìè ïðîèçâîäèòåëÿìè, ïðè÷¸ì êàæäûé ñïåöèàëèçèðóåòñÿ íà âûðàáîòêå îäíîãî êàêîãî-ëèáî ïðîäóêòà, òàê ÷òî äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ îáùåñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé íåîáõîäèìà êóïëÿ-ïðîäàæà ïðîäóêòîâ (ñòàíîâÿùèõñÿ â ñèëó ýòîãî òîâàðàìè) íà ðûíêå» [1].
Òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî èñòîðè÷åñêè ïðåõîäÿùàÿ ôîðìà ïðîèçâîäñòâà. Îíî îòñóòñòâóåò íà ïåðâûõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, êîãäà áåçðàçäåëüíî ãîñïîäñòâóåò íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî, çàðîæäàåòñÿ â ïðîöåññå ðàçëîæåíèÿ ýòîãî ïîñëåäíåãî è ðàçâèâàåòñÿ âìåñòå ñ ðîñòîì îáùåñòâåííîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà è îáìåíà, ïðèíèìàÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû è èãðàÿ ðàçëè÷íóþ ðîëü íà ðàçíûõ ñòàäèÿõ îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.
Ïðîñòîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî çàðîæäàåòñÿ â ïåðèîä ðàçëîæåíèÿ ïåðâîáûòíîîáùèííîãî ñòðîÿ. Òðóäíî òî÷íî óêàçàòü èñòîðè÷åñêóþ ñòóïåíü, íà êîòîðîé êîëè÷åñòâåííîå íàðàñòàíèå ýëåìåíòîâ îáùåñòâåííîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà è îáìåíà ïðèâåëî ê êà÷åñòâåííîìó èçìåíåíèþ â îðãàíèçàöèè õîçÿéñòâà — ê çàðîæäåíèþ òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà. Îáìåí íåêîòîðûìè îòäåëüíûìè ïðîäóêòàìè íà÷èíàåòñÿ î÷åíü ðàíî (áûòü ìîæåò, åù¸ â ïåðèîä âåðõíåãî ïàëåîëèòà). Îäíàêî âíà÷àëå îí áûë òàê îãðàíè÷åí, ÷òî ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêòîâ äëÿ îáìåíà (åñëè âîîáùå îíè íå ïðåäñòàâëÿëè ñëó÷àéíûå èçëèøêè ïðîèçâîäñòâà) áûëî êðàéíå íåçíà÷èòåëüíî è íå îêàçûâàëî ïðàêòè÷åñêè âëèÿíèÿ íà îðãàíèçàöèþ õîçÿéñòâà. Ëèøü êîãäà â ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ çåìëåäåëèÿ è ñêîòîâîäñòâà è ïðîãðåññà ðåìåñëåííîé òåõíèêè ñóùåñòâåííî âûðîñëà ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà, ÷òî ñäåëàëî âîçìîæíûì ïðîèçâîäñòâî íåêîòîðîãî êîëè÷åñòâà ïðîäóêòîâ ñïåöèàëüíî äëÿ îáìåíà, è âìåñòå ñ òåì îáíàðóæèëàñü íåîáõîäèìîñòü â ïðîèçâîäñòâåííîé ñïåöèàëèçàöèè, òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî ñòàíîâèòñÿ äåéñòâèòåëüíî íåîáõîäèìûì çâåíîì â õîçÿéñòâåííîé îðãàíèçàöèè. Ýòî áûëà òà ñòóïåíü ðàçâèòèÿ ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà, íà êîòîðîé óæå ñóùåñòâóåò (èëè ïî ìåíüøåé ìåðå ñêëàäûâàåòñÿ) êëàññîâîå îáùåñòâî.
Îáìåí ïðîäóêòàìè òðóäà êàê òîâàðàìè, ïðîèñõîäèâøèé âíà÷àëå ìåæäó îòäåëüíûìè îáùèíàìè, ñ ðàçâèòèåì ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë è ïîÿâëåíèåì âîçìîæíîñòè èíäèâèäóàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà ïðîíèêàåò è â îáùèíó.  äîêàïèòàëèñòè÷åñêèõ ôîðìàöèÿõ òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî õîòÿ è ïîëó÷èëî èçâåñòíîå ðàçâèòèå, íî íå áûëî îñíîâíîé ôîðìîé ýêîíîìè÷åñêèõ ñâÿçåé ìåæäó ëþäüìè.  òåõ óñëîâèÿõ ïðåîáëàäàëî íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî. Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ òîðãîâëè, â òîì ÷èñëå âíåøíåé, áëàãîäàðÿ êîòîðîé õîçÿéñòâà ðàáîâëàäåëüöåâ è ôåîäàëîâ âòÿãèâàëèñü â ñôåðó òîâàðíî-äåíåæíûõ îòíîøåíèé, ðàçâèòèå è ðàñøèðåíèå òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ïîäðûâàëî íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî, ñïîñîáñòâóÿ òåì ñàìûì ðàçëîæåíèþ ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî è ôåîäàëüíîãî ñïîñîáîâ ïðîèçâîäñòâà.
 äîêàïèòàëèñòè÷åñêèõ êëàññîâûõ îáùåñòâàõ òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî äàâàëî ìåíüøóþ äîëþ ïðîäóêöèè, â ýòèõ îáùåñòâàõ «…ïðåâðàùåíèå ïðîäóêòà â òîâàð, à ñëåäîâàòåëüíî, è áûòèå ëþäåé êàê òîâàðîïðîèçâîäèòåëåé, èãðàþò ïîä÷èí¸ííóþ ðîëü…» [2]. Êîíêðåòíûå ôîðìû òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà äîêàïèòàëèñòè÷åñêîé ýïîõè áûëè ðàçëè÷íû. Äëÿ ïðîèçâîäñòâà íà ðûíîê áûëè îðèåíòèðîâàíû íåêîòîðûå õîçÿéñòâà, ïðèíàäëåæàâøèå ïðåäñòàâèòåëÿì ãîñïîäñòâóþùèõ êëàññîâ è îñíîâàííûå íà ýêñïëóàòàöèè ðàçëè÷íûõ êàòåãîðèé íåñâîáîäíûõ ëþäåé, íàïðèìåð ðàáîâëàäåëü÷åñêèå âèëëû Èòàëèè 2 â. äî í. ý. — 2 â. í. ý., ðàáîâëàäåëü÷åñêèå ìàñòåðñêèå, èëè ýðãàñòåðèè, Äðåâíåé Ãðåöèè, áàðñêèå õîçÿéñòâà Öåíòðàëüíîé è Âîñòî÷íîé Åâðîïû, îñíîâàííûå íà êðåïîñòíîì òðóäå. Îäíàêî îñíîâíîé ôîðìîé òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà â äîêàïèòàëèñòè÷åñêèé ïåðèîä (îñîáåííî ïðè ôåîäàëèçìå) ñòàëî ìåëêîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî íåïîñðåäñòâåííûõ ïðîèçâîäèòåëåé, îñíîâàííîå íà èõ ëè÷íîé òðóäîâîé ñîáñòâåííîñòè, êîòîðîå â ïîëèòýêîíîìèè íàçûâàåòñÿ ïðîñòûì òîâàðíûì ïðîèçâîäñòâîì. Âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå ýòîãî ìåëêîãî òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà áûëî ñâÿçàíî ïðåæäå âñåãî ñ âûäåëåíèåì îñîáîãî ñîöèàëüíîãî ñëîÿ — ðåìåñëåííèêîâ, ðàáîòàâøèõ íà ðûíîê è èìåâøèõ òåíäåíöèþ êîíöåíòðèðîâàòüñÿ â ïóíêòàõ, îñîáåííî âûãîäíûõ äëÿ èõ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è òîðãîâëè, ÷òî ïðèâîäèëî ê îáðàçîâàíèþ ãîðîäîâ êàê öåíòðîâ ðåìåñëà è îáìåíà. Ïîñòåïåííî â ïðîèçâîäñòâî íà ðûíîê âîâëåêàëèñü è êðåñòüÿíñêèå õîçÿéñòâà (ñîõðàíÿâøèå, îäíàêî, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ â îñíîâíîì íàòóðàëüíûé õàðàêòåð).
Èç òîãî ôàêòà, ÷òî â äîêàïèòàëèñòè÷åñêèõ êëàññîâûõ îáùåñòâàõ íà äîëþ òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ïðèõîäèëàñü ìåíüøàÿ ÷àñòü âñåé ïðîäóêöèè, íåïðàâèëüíî äåëàòü âûâîä, ÷òî îíî íå èãðàëî òîãäà ñóùåñòâåííîé ðîëè â îáùåñòâåííîé æèçíè.  õîçÿéñòâàõ ðåìåñëåííèêîâ, ðàáîòàâøèõ íà ðûíîê, ñîçäàâàëèñü îñîáåííî áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïðîèçâîäñòâåííîé ñïåöèàëèçàöèè, â íèõ îáû÷íî ïðîèçâîäèëàñü î÷åíü âàæíàÿ ÷àñòü ïðîäóêöèè — íàèáîëåå ñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ òåõíèêè èçãîòîâëåíèÿ ðåìåñëåííûå èçäåëèÿ. Ïîýòîìó óäîâëåòâîðåíèå íåîáõîäèìûõ ïîòðåáíîñòåé è íîðìàëüíûé õîä ïðîèçâîäñòâà â ýòèõ îáùåñòâàõ, êàê è ïðîãðåññ òåõíèêè, îñîáåííî ðåìåñëåííîé, áûëè áû ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíû áåç òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà. Ðàçâèòèå òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà óñêîðÿëî íàêîïëåíèå ïðèáàâî÷íîãî ïðîäóêòà (ñïîñîáñòâóÿ ïðîãðåññó ïðîèçâîäñòâåííîé òåõíèêè) è òåì ñàìûì ðàñøèðÿëî ýêîíîìè÷åñêóþ îñíîâó êëàññîâîé ýêñïëóàòàöèè, ñîçäàâàëî íîâûå ñòèìóëû äëÿ íàêîïëåíèÿ áîãàòñòâ (îòêðûâàÿ áëàãîäàðÿ òîðãîâëå íîâûå âîçìîæíîñòè äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ áîëåå ñëîæíûõ ïîòðåáíîñòåé) è íîâûå ñïîñîáû ýêñïëóàòàöèè (ïóòåì òîðãîâëè, ðîñòîâùè÷åñòâà, äåíåæíûõ ïîáîðîâ ãîñïîäñòâóþùèõ êëàññîâ ñ çàâèñèìîãî íàñåëåíèÿ), ðåçêî óñèëèâàëî ñîöèàëüíóþ äèôôåðåíöèàöèþ â îáùåñòâå. Îäíàêî â äîêàïèòàëèñòè÷åñêèõ îáùåñòâàõ, ðàçâèâàÿñü â óñëîâèÿõ ïðåîáëàäàíèÿ íàòóðàëüíîõîçÿéñòâåííûõ îòíîøåíèé è â ðàìêàõ ýêîíîìè÷åñêîé ñòðóêòóðû è ïîëèòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé, ñëîæèâøèõñÿ íà èõ îñíîâå, òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî íå ìîãëî ñâîáîäíî ôóíêöèîíèðîâàòü è ïîëíîñòüþ ïðîÿâèòü ïðèñóùèå åìó ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè è çàêîíîìåðíîñòè: äåéñòâèå çàêîíà ñòîèìîñòè (ñîãëàñíî êîòîðîìó îáìåí òîâàðàìè ñîâåðøàåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ êîëè÷åñòâîì îáùåñòâåííî íåîáõîäèìîãî òðóäà, çàòðà÷åííîãî íà èõ ïðîèçâîäñòâî) è âñåãî ðûíî÷íîãî ìåõàíèçìà ðåãóëèðîâàíèÿ ïðîèçâîäñòâà çàòðóäíÿëîñü è ìîäèôèöèðîâàëîñü êðàéíåé óçîñòüþ ðûíêà, íåðàçâèòîñòüþ òîðãîâëè, ïðÿìûìè àäìèíèñòðàòèâíûìè îãðàíè÷åíèÿìè ñâîáîäû õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è ïåðåëèâîâ ðàáî÷åé ñèëû èç îäíîé îòðàñëè â äðóãóþ, ãîñïîäñòâîì òðàäèöèè è îáû÷àÿ â ýêîíîìèêå è âñåé îáùåñòâåííîé æèçíè â öåëîì.
Ðàçâèòèå ïðîñòîãî òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ôåîäàëüíîãî îáùåñòâà ïîäãîòîâèëî ïî÷âó äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ íàèáîëåå ðàçâèòîé ôîðìû òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà — êàïèòàëèñòè÷åñêîãî ïðîèçâîäñòâà. Ê ïåðèîäó ïîçäíåãî ôåîäàëèçìà äîñòèãëî çíà÷èòåëüíûõ ìàñøòàáîâ òîâàðíîå è äåíåæíîå îáðàùåíèå, â ðóêàõ ïðåäñòàâèòåëåé ðîñòîâùè÷åñòâà è òîðãîâîãî êàïèòàëà ñêîïèëèñü êðóïíûå äåíåæíûå ñðåäñòâà, âûðàáîòàëèñü çíà÷èòåëüíî áîëåå ñîâåðøåííûå, ÷åì ðàíåå, ïðè¸ìû âåäåíèÿ êîììåð÷åñêèõ îïåðàöèé; â äåðåâíå ïîëó÷èëà âñåîáùåå ðàñïðîñòðàíåíèå ôåîäàëüíàÿ äåíåæíàÿ ðåíòà è çíà÷èòåëüíî îñëàáåëà èëè ïðàêòè÷åñêè ñîâñåì èñ÷åçëà ëè÷íàÿ êðåïîñòíàÿ çàâèñèìîñòü (â ñòðàíàõ Çàïàäíîé Åâðîïû); ïîÿâèëèñü çàðîäûøåâûå ôîðìû íà¸ìíîãî òðóäà. Ïîýòîìó, êîãäà ðàçâèòèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë ñäåëàëî íåîáõîäèìûì ïåðåõîä îò ìåëêîãî ïðîèçâîäñòâà, ãîñïîäñòâîâàâøåãî ïðè ôåîäàëèçìå, ê áîëåå êðóïíîìó è áîëåå âûñîêîîðãàíèçîâàííîìó ïðîèçâîäñòâó, ýòî ïîñëåäíåå åñòåñòâåííî ïðèíÿëî ôîðìó òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà, èñïîëüçîâàâøåãî íà¸ìíóþ ðàáî÷óþ ñèëó ëè÷íî ñâîáîäíûõ ëþäåé, ò. å. ôîðìó êàïèòàëèñòè÷åñêîãî ïðîèçâîäñòâà.
Ïðè êàïèòàëèñòè÷åñêîì òîâàðíîì ïðîèçâîäñòâå ðàáî÷àÿ ñèëà ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì êóïëè-ïðîäàæè, òî åñòü ïðåâðàùàåòñÿ â òîâàð. Äëÿ êàïèòàëèçìà òîâàðíàÿ ôîðìà ïðîèçâîäñòâà ñòàíîâèòñÿ ãîñïîäñòâóþùåé è âñåîáùåé. Âñå ïðîäóêòû ïðîèçâîäÿòñÿ êàê òîâàðû. Îäíàêî ñàìûé ñóùåñòâåííûé ïðèçíàê êàïèòàëèñòè÷åñêîãî òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ñîñòîèò â òîì, ÷òî îñíîâíîå ïðîèçâîäñòâåííîå îòíîøåíèå êàïèòàëèçìà îòíîøåíèå ýêñïëóàòàöèè íà¸ìíîãî òðóäà êàïèòàëîì èìååò òîâàðíóþ ôîðìó.
 íåìàðêñèñòñêîé èñòîðèêî-ýêîíîìè÷åñêîé ëèòåðàòóðå ÷àñòî ñìåøèâàþò ïðîñòîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî è êàïèòàëèñòè÷åñêîå ïðîèçâîäñòâî. Íåêîòîðûå áóðæóàçíûå èñòîðèêè ïðèìåíÿþò òåðìèí «êàïèòàëèçì» äëÿ îáîçíà÷åíèÿ âñÿêîãî ìåíîâîãî õîçÿéñòâà ñ áîëåå èëè ìåíåå ðàçâèòûìè òîâàðíî-äåíåæíûìè îòíîøåíèÿìè (íåðåäêî ñ öåëüþ çàòóøåâàòü íàèáîëåå âàæíûé îòëè÷èòåëüíûé ïðèçíàê êàïèòàëèçìà — êëàññîâóþ ýêñïëóàòàöèþ íà¸ìíîé ðàáî÷åé ñèëû áóðæóàçèåé) è â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì íàõîäÿò «êàïèòàëèçì» äàæå â òå èñòîðè÷åñêèå ýïîõè, êîãäà ñóùåñòâîâàëè òîëüêî äîêàïèòàëèñòè÷åñêèå ôîðìû òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà.  îòëè÷èå îò ýòîãî, â ìàðêñèñòñêîé èñòîðè÷åñêîé íàóêå ïîä÷¸ðêèâàåòñÿ ãëóáîêîå êà÷åñòâåííîå ðàçëè÷èå ìåæäó ïðîñòûì òîâàðíûì ïðîèçâîäñòâîì è êàïèòàëèñòè÷åñêèì ïðîèçâîäñòâîì.
Êàïèòàëèçì âîçíèêàåò è ñóùåñòâóåò íà áàçå ïðîñòîãî òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà, íî êàïèòàëèñòè÷åñêîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî ÿâëÿåòñÿ áîëåå ñëîæíîé ôîðìîé ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðîñòûì. Êàïèòàëèñòè÷åñêîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî îäíîòèïíî ñ ïðîñòûì (áàçèðóåòñÿ íà ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè íà ñðåäñòâà è ðåçóëüòàòû ïðîèçâîäñòâà), íî ñóùåñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò íåãî: ïðîñòûå òîâàðîïðîèçâîäèòåëè ÿâëÿþòñÿ ìåëêèìè ÷àñòíûìè ñîáñòâåííèêàìè, îíè ïðèìåíÿþò ïðèíàäëåæàùèå èì ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà, â òî âðåìÿ êàê íà êàïèòàëèñòè÷åñêîì ïðåäïðèÿòèè ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà ïðèíàäëåæàò êàïèòàëèñòàì, à ðàáî÷èå ëèøåíû èõ; ïðîñòîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî îñíîâàíî íà ëè÷íîì òðóäå òîâàðîïðîèçâîäèòåëÿ, à êàïèòàëèñòè÷åñêîå íà ýêñïëóàòàöèè ÷óæîãî òðóäà; ïðîñòîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíäèâèäóàëüíîå ïðîèçâîäñòâî ðåìåñëåííèêîâ è êðåñòüÿí äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ëè÷íûõ ïîòðåáíîñòåé, íà êàïèòàëèñòè÷åñêîì ïðåäïðèÿòèè ñîâìåñòíûé òðóä ìíîãèõ ðàáî÷èõ ïîä êîìàíäîé êàïèòàëèñòà èñïîëüçóåòñÿ â öåëÿõ ïîëó÷åíèÿ ïðèáûëè. Îñíîâíîå ïðîòèâîðå÷èå ïðîñòîãî òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó ÷àñòíûì è îáùåñòâåííûì òðóäîì — ðàçâèâàåòñÿ â îñíîâíîå ïðîòèâîðå÷èå êàïèòàëèñòè÷åñêîãî ïðîèçâîäñòâà ìåæäó îáùåñòâåííûì õàðàêòåðîì ïðîèçâîäñòâà è ÷àñòíîêàïèòàëèñòè÷åñêîé ôîðìîé ïðèñâîåíèÿ.
 êàïèòàëèñòè÷åñêîì îáùåñòâå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî «…ïðèíèìàåò âñåîáùèé õàðàêòåð è ñòàíîâèòñÿ òèïè÷íîé ôîðìîé ïðîèçâîäñòâà… Ëèøü òîãäà, êîãäà íà¸ìíûé òðóä ñòàíîâèòñÿ áàçèñîì òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà, ýòî ïîñëåäíåå íàâÿçûâàåò ñåáÿ âñåìó îáùåñòâó» [3]. Ïðè êàïèòàëèçìå ïðîèñõîäèò îïîñðåäîâàíèå òîâàðíî-äåíåæíûìè îòíîøåíèÿìè ñàìîãî ïðîöåññà ýêñïëóàòàöèè íåïîñðåäñòâåííûõ ïðîèçâîäèòåëåé (òîâàðîì ñòàíîâÿòñÿ íå òîëüêî ïðîäóêòû òðóäà, íî è ðàáî÷àÿ ñèëà).  ðàìêàõ òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà ïðè êàïèòàëèçìå ïðîèçâîäèòñÿ ïîäàâëÿþùàÿ ÷àñòü ïðîäóêöèè. Íà êàïèòàëèñòè÷åñêîì ðûíêå â êà÷åñòâå òîâàðîïðîèçâîäèòåëåé âûñòóïàþò óæå íå òîëüêî (è íå ñòîëüêî) ïðîñòûå òîâàðîïðîèçâîäèòåëè, ñêîëüêî âëàäåëüöû êàïèòàëèñòè÷åñêèõ ïðåäïðèÿòèé. Ïðîñòîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî êðåñòüÿí è ðåìåñëåííèêîâ ïðîäîëæàåò ñóùåñòâîâàòü, íî îíî ïîä âîçäåéñòâèåì çàêîíîâ òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà íåïðåðûâíî ðàçìûâàåòñÿ, ïîãëîùàåòñÿ êðóïíûì êàïèòàëèñòè÷åñêèì ïðîèçâîäñòâîì. Íà áàçå ðîñòà òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà çàâåðøàåòñÿ ïðîöåññ ñòÿãèâàíèÿ ìåñòíûõ ðûíêîâ â îáùèé êàïèòàëèñòè÷åñêèé ðûíîê, ïðîèñõîäèò îáðàçîâàíèå ìèðîâîãî ðûíêà, â êîòîðûé âêëþ÷àþòñÿ è ýêîíîìè÷åñêè îòñòàëûå, ïîêîèâøèåñÿ ðàíåå íà íàòóðàëüíî-õîçÿéñòâåííîé îñíîâå ñòðàíû è ðàéîíû ìèðà. Òîëüêî ïðè êàïèòàëèçìå â ïîëíîé ñòåïåíè ïðîÿâëÿþòñÿ âñå çàêîíû è õàðàêòåðíûå ÷åðòû òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà: àíàðõèÿ â îáùåñòâåííîì ïðîèçâîäñòâå, îñîáåííî îáíàðóæèâàþùàÿñÿ â ïåðèîäè÷åñêè ïîâòîðÿþùèõñÿ ýêîíîìè÷åñêèõ êðèçèñàõ, áåçæàëîñòíàÿ è íè÷åì íå ñäåðæèâàåìàÿ êîíêóðåíöèÿ ìåæäó îòäåëüíûìè òîâàðîïðîèçâîäèòåëÿìè, ñâîáîäíîå è áåñïðåïÿòñòâåííîå äåéñòâèå ðûíî÷íîãî ìåõàíèçìà ðåãóëèðîâàíèÿ îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà, ïðè êîòîðîì â êà÷åñòâå ñòèõèéíîãî ðåãóëÿòîðà ïðîèçâîäñòâà âûñòóïàåò çàêîí ñòîèìîñòè (÷åðåç ìåõàíèçì öåí çàêîí ñòîèìîñòè ñòèõèéíî ðåãóëèðóåò ðàñïðåäåëåíèå îáùåñòâåííîãî òðóäà è ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâà ìåæäó îòäåëüíûìè îòðàñëÿìè; êîëåáàíèÿ ðûíî÷íûõ öåí âîêðóã ñòîèìîñòè çàñòàâëÿþò òîâàðîïðîèçâîäèòåëåé ðàñøèðÿòü èëè ñîêðàùàòü ïðîèçâîäñòâî òåõ èëè èíûõ òîâàðîâ).
 ñôåðå ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà êàïèòàëèñòè÷åñêîå òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî ðàçâèâàëîñü áûñòðåå, ÷åì â ñåëüñêîì õîçÿéñòâå.  ïîñëåäíåì â ïåðèîä ïîçäíåãî ôåîäàëèçìà áîðîëèñü äâå òåíäåíöèè: ïðåâðàùåíèÿ â òîâàðíîå êðåñòüÿíñêîãî õîçÿéñòâà (ïóòü, â îñíîâíîì ïîáåäèâøèé â ñòðàíàõ Çàïàäíîé Åâðîïû) è ïðåâðàùåíèÿ â òîâàðíîå áàðñêîãî õîçÿéñòâà íà áàçå èñïîëüçîâàíèÿ ôåîäàëüíûõ ôîðì ýêñïëóàòàöèè (ñòðàíû «Âòîðîãî èçäàíèÿ êðåïîñòíè÷åñòâà»).
 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîãî ãîñóäàðñòâåííî-ìîíîïîëèñòè÷åñêîãî êàïèòàëèçìà ìåõàíèçì ðûíî÷íîãî ðåãóëèðîâàíèÿ òîâàðíîãî ïðîèçâîäñòâà èçìåíÿåòñÿ: íà÷èíàåòñÿ àêòèâíîå âìåøàòåëüñòâî ãîñóäàðñòâà â õîçÿéñòâåííóþ æèçíü, âíóòðè îòäåëüíûõ ìîíîïîëèñòè÷åñêèõ îáúåäèíåíèé óæå, êàê ïðàâèëî, íå äåéñòâóåò ñòèõèÿ êàïèòàëèñòè÷åñêîãî ðûíêà. Îäíàêî ââèäó ñîõðàíÿþùåãîñÿ ãîñïîäñòâà ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè íà ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà âñ¸ ýòî ïðèâîäèò íå ê ëèêâèäàöèè àíàðõèè â îáùåñòâåííîì ïðîèçâîäñòâå, à ëèøü ê èçìåíåíèþ å¸ êîíêðåòíûõ ôîðì.
 êîììóíèñòè÷åñêîé ôîðìàöèè òðóä ñòàíîâèòñÿ íåïîñðåäñòâåííî îáùåñòâåííûì, èñ÷åçàåò ÷àñòíûé è àáñòðàêòíûé õàðàêòåð òðóäà â ñèëó îáùåñòâåííîé ñîáñòâåííîñòè íà ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà, íà ìåñòî îáìåíà òîâàðàìè (òîâàðíî-äåíåæíûõ îòíîøåíèé) âûñòóïàåò ðàñïðåäåëåíèå. Ïîýòîìó òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî, êàê è ñàìî ïîíÿòèå òîâàðà (à ñëåäîâàòåëüíî, è äåíåã, êàê îñîáîãî òîâàðà) ïðè êîììóíèçìå (âêëþ÷àÿ åãî ïåðâóþ ôàçó ñîöèàëèçì) èñ÷åçàåò. Ïðîèçâîäñòâî ðåãóëèðóåòñÿ ñîçíàòåëüíî, ïóò¸ì ó÷¸òà ðàáî÷åãî âðåìåíè âî âñ¸ì íàðîäíîì õîçÿéñòâå, ïëàíèðîâàíèÿ.
Îäíàêî â ïåðåõîäíîì ïåðèîäå îò êàïèòàëèçìà ê ñîöèàëèçìó òîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî, òîâàð è òîâàðíî-äåíåæíûå îòíîøåíèÿ åù¸ ñîõðàíÿþòñÿ (ïîñòåïåííî èçæèâàÿñü), âî-ïåðâûõ, ïîòîìó, ÷òî îñòà¸òñÿ ÷àñòíàÿ ñîáñòâåííîñòü íà ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà (÷àñòíûé ñåêòîð: ìåëêîòîâàðíîå ïðîèçâîäñòâî êðåñòüÿí è ðåìåñëåííèêîâ, à ÷àñòè÷íî è êàïèòàëèñòè÷åñêèå ïðåäïðèÿòèÿ), à âî-âòîðûõ, ïîòîìó, ÷òî äàæå â îáùåñòâåííîì ñåêòîðå, íåñìîòðÿ íà ôîðìàëüíîå îáîáùåñòâëåíèå ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâà, åù¸ îñòàþòñÿ ÷åðòû ÷àñòíîãî õàðàêòåðà òðóäà èç-çà íåäîñòàòî÷íîé ñòåïåíè ó÷¸òà ðàáî÷åãî âðåìåíè â íàðîäíîì õîçÿéñòâå â öåëîì, èç-çà îñòàþùåéñÿ ÷àñòè÷íîé èçîëèðîâàííîñòè îòäåëüíûõ ïðåäïðèÿòèé (÷òî îçíà÷àåò, ÷òî ãîñóäàðñòâåííàÿ ñîáñòâåííîñòü åù¸ íå ñòàëà â ïîëíîé ìåðå îáùåñòâåííîé). Òîâàðíî-äåíåæíûå îòíîøåíèÿ èñïîëüçóþòñÿ â ïåðåõîäíûé ïåðèîä äëÿ óñòàíîâëåíèÿ õîçÿéñòâåííûõ ñâÿçåé ìåæäó îòäåëüíûìè ïðåäïðèÿòèÿìè, ñóùåñòâóþùèìè â êà÷åñòâå õîçðàñ÷¸òíûõ åäèíèö. Ýòè îòíîøåíèÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþòñÿ îò òîâàðíî-äåíåæíûõ îòíîøåíèé, îñíîâàííûõ íà ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè. Îòäåëüíûå õîçðàñ÷¸òíûå ïðåäïðèÿòèÿ, âñòóïàþùèå äðóã ñ äðóãîì è ñî ñáûòîâûìè îðãàíèçàöèÿìè â òîâàðíî-äåíåæíûå îòíîøåíèÿ, îáëàäàþò ëèøü îãðàíè÷åííîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòüþ è äåéñòâóþò â ðàìêàõ ïëàíà, óñòàíàâëèâàåìîãî ãîñóäàðñòâîì. Êðîìå òîãî, ñôåðà ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, ïðèíèìàþùèõ òîâàðíóþ ôîðìó, â óñëîâèÿõ ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà çíà÷èòåëüíî ñóæèâàåòñÿ: ïåðåñòàþò áûòü òîâàðîì ðàáî÷àÿ ñèëà, çåìëÿ è å¸ íåäðà, ëåñà, ôàáðèêè è çàâîäû, æåëåçíûå äîðîãè è ò. ä. Òîâàðíûå ñâÿçè èãðàþò â ýêîíîìèêå ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà ðîëü äîïîëíèòåëüíûõ ñâÿçåé, òîâàðíî-ñòîèìîñòíûå îòíîøåíèÿ ïåðåñòàþò áûòü ãîñïîäñòâóþùèìè. Ðàçâèòèå îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà íà ïóòè ê ñîöèàëèçìó îçíà÷àåò â òî æå âðåìÿ ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ îòìèðàíèÿ îòíîøåíèé ïðîèçâîäñòâà òîâàðîâ, äëÿ ïðåâðàùåíèÿ òðóäà â íåïîñðåäñòâåííî îáùåñòâåííûé òðóä.
Ëèòåðàòóðà
[1] Â. È. Ëåíèí. Ïî ïîâîäó òàê íàçûâàåìîãî âîïðîñà î ðûíêàõ. ÏÑÑ, èçä. 5, ò. 1, ñ. 86–87.
Ðàçäåëû: Ïîëèòýêîíîìèÿ, Íàó÷íûé êîììóíèçì, Èñòîðèÿ