Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили

Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили thumbnail

Камень — это всякая твердая нековкая составная часть земной коры в виде сплошной массы или отдельных кусков. Ювелир понимает под этим словом драгоценные камни, строитель — материалы, с помощью которых мостят улицы и возводят дома. Геологи же, занимающиеся наукой о Земле, называют объекты своего изучения не «камнями», а горными породами и минералами.

Горная порода, или как чаще говорят, порода, представляет собой сочетание (агрегат) минералов естественного (природного) происхождения. Обычно породы слагают более или менее значительные площади. Песок и суглинок тоже причисляют к горным (точнее — рыхлым осадочным) породам. Наука, изучающая горные породы, носит название петрографии.

Минерал — это внутренне однородный твердый компонент земной коры, образовавшийся естественным путем. С началом эры космических полетов минералами стали называть и твердые составные части горных пород Луны и других планет Солнечной системы. Большинство минералов выделяется в виде кристаллов, имеющих определенные формы. Слово «минерал» происходит от латинского слова «мина» — шахта. Наука о минералах именуется минералогией.

Кристалл — это однородное по составу тело строго геометрической формы с закономерным внутренним строением — кристаллической решеткой. Структура кристаллической решетки определяет разнообразие физических свойств кристаллов, а тем самым и минералов. Раздел науки, изучающий кристаллы, называется кристаллографией.

Драгоценный камень — понятие, не имеющее единого определения. Чаще всего к драгоценным камням относят красивые и редкие минералы (в некоторых случаях и минеральные агрегаты), обладающие достаточно высокой твердостью, а потому весьма стойкие к истиранию, иными словами, почти не подвластные времени. Но разумеется, представление о красоте камня с течением времени менялось, вот почему отдельные камни, ранее слывшие драгоценными, давно забыты, тогда как другие минералы ныне, наоборот, возведены в ранг драгоценных камней.

Понятие полудрагоценный камень, как прежде называли не очень твердые ювелирные и поделочные камни, еще менее четко и на сегодняшний день не вполне правомочно. Ювелирно-поделочный камень — собирательное понятие, охватывающее все камни, используемые в качестве украшений (в том числе и в декоративных целях). В более узком смысле слова поделочными камнями называют относительно недорогие самоцветы, которые тем самым как бы противопоставляются «настоящим» драгоценным камням. Наука о драгоценных камнях носит название геммологии.

Руда в общем случае представляет собой минеральную смесь с промышленным содержанием металлов. В последнее время рудами иногда называют и некоторые виды неметаллического минерального сырья, обладающие полезными свойствами. Поскольку практическая ценность руды (иначе говоря, кондиционность, пригодность для разработки) зависит от факторов, которые с течением времени могут изменяться (технические возможности добычи и обогащения, экономическая конъюнктура, транспортные условия), понятие «руда» применимо не только к определенным минералам или горным породам.

В геологии горными породами называются минеральные смеси природного происхождения. Из почти 3000 минералов лишь немногие принимают существенное участие в составе горных пород. Ниже приведено процентное содержание минералов в земной коре до глубины 16 км (по Г. Шуману. 1957):

Полевые шпаты и фельдшпатоиды — 60%

Пироксены и амфиболы — 16%

Кварц — 12%

Слюды — 4%

Прочие минералы — 8%

В основу группирования горных пород могут быть положены самые разные принципы. В петрографии горные породы подразделяются преимущественно по способу их образования — генезису. Такого подразделения мы и будем придерживаться в дальнейшем.

По способу образования различают три главные группы пород: магматические, или мигматиты, осадочные и метаморфические, или метаморфиты. Как они связаны между собой в природном геологическом цикле, видно из приведенного здесь рисунка.

Источник

Земная кора состоит из горных пород и минералов. Эти ресурсы необходимы людям, поскольку из них можно изготовить разнообразные материалы и сплавы. Многие путают минералы с горными породами. Эти понятия очень близки, но не равнозначны. Чем они отличаются друг от друга? Каковы их свойства? Какие разновидности минералов и горных пород существуют? Как их используют в промышленности?

Минерал и горная порода: в чем отличие между этими понятиями?

В чем отличие минерала от горной породы? Некоторые люди считают, что эти понятия синонимичны. В действительности горные породы – это смеси разнообразных минералов. В зависимости от того, как минералы сочетаются между собой, они способны создавать разнообразные породы с разным набором физических свойств. К примеру, на основе кварца могут образовываться абсолютно разные горные породы – гранит и базальт.

Гранит

Минералы обладают следующими свойствами:

  • В большинстве случаев имеют однородную кристаллическую структуру, также их структура может быть аморфной. Они бывают твердыми (сера), жидкими (нефть) и газообразными (углекислый газ).
  • Наличие цвета. Минералы бывают прозрачными, полупрозрачными, мутными. Любой из минералов обладает конкретным цветом. Например, графит – черный, а малахит – зеленый.
  • Спайность. У всех минеральных пород есть способность раскалываться по нескольким направлениям. В зависимости от того, насколько минерал твердый, он будет раскалываться по-разному. Различают весьма совершенную спайность (кусочки от минерала откалываются тонкими пластами), совершенную (куски в виде кристаллов откалываются при механическом воздействии), среднюю (отколотые частички обладают неправильной формой), несовершенную (плоскости у отколовшихся кусочков неровные) и весьма несовершенную (минерал ломается, как стекло).
  • Способность оставлять порошковый след на фарфоровой пластинке. Любой минерал способен рисовать на фарфоре, при этом цвет его следа не всегда совпадает с цветом самого минерала.

Базальт

Ученые выделяют больше 3 тысяч основных видов минералов, но наиболее распространены лишь 300. Изучением минералов занимается минералогия, а горные породы изучает петрография.

Типы горных пород

Горные породы являются частью земной коры. Их основная особенность – длительный и непростой процесс образования. В результате различных реакций, происходящих в земной коре, минералы вступают в химическое взаимодействие и образуют многообразие горных пород. В зависимости от происхождения горные породы делятся на несколько типов: осадочные, магматические и метаморфические.

Читайте также:  Птк часть географической оболочки какие свойства и процессы присущи и птк

Описание осадочных пород

Осадочные горные породы наиболее распространены в земной коре. Само название «осадочные» свидетельствует об особенностях их образования: данные соединения оседают на поверхности коры нашей планеты.

Они появляются в результате выветривания магматических пород, которые рассыпаются на кусочки и скапливаются в одном месте. Постепенно, под воздействием различных внешних сил, эти скопления приобретают новую структуру и затвердевают.

Осадочные породы делятся на несколько разновидностей. В основе деления лежит специфика процесса осаждения:

  • обломочные – появляются после скопления в определенном месте кусочков магматических пород, перенесенных ветром;
  • хемогенные – породы, которые образуются путем отделения от водных растворов;
  • биохимические – минеральные породы, которые появляются благодаря деятельности микроорганизмов;
  • биогенные – остатки растительных и животных организмов.

Нередко осадочные породы образуются в результате нескольких процессов, которые протекали в какой-либо очередности. Например, известняк имеет одновременно хемогенное, обломочное, биохимическое и биогенное происхождение. Осадочные породы широко используются в строительстве.

Магматические породы

Такие минеральные смеси образуются в результате того, что магма с мантии поднимается на поверхность земли, при этом на ней появляется вулканический рельеф. Магматические породы, осевшие в толще таким образом, имеют интрузивную структуру. Под воздействием ветра и осадков породы, под которыми скрывается магматический пласт, разрушаются и дают ему выйти на поверхность.

Данные горные породы отличаются плотной кристаллической структурой, которая сформировалась в результате охлаждения магмы. Если магма остывает медленно, внутри породы формируются крупные кристаллы. При быстром остывании происходит формирование скрытокристаллической породы.

Громадные глыбы магмы, поднимаясь и остывая в толще земли, образуют батолиты. Эти породы обычно состоят из гранита, в результате эрозии они нередко выступают на земной поверхности. В природе встречаются залежи батолитов, которые простираются на несколько километров.

Метаморфические породы

Когда на магматические или осадочные породы воздействуют высокие или низкие температуры, давление, они меняют структуру. В результате этого образуются метаморфические породы, залежи которых могут занимать как небольшие участки, так и огромные подземные территории. К метаморфическим породам принадлежат сланцы, которые образовываются из глины и почвы, и мрамор, формирующийся из известняка.

Горячая магма оказывает влияние на горные породы. Под влиянием высокой температуры меняются цвет, структура и химический состав минеральных соединений. Породы способны нагреваться не только под воздействием магмы, но и при трении движущихся плит и пластов.

Классификация минералов

Классификация минералов производится на основе состава:

  • Самородные минералы, состоящие только из одного основного химического элемента. К ним относятся сера, золото, графит. Их насчитывается около 90 видов.
  • Сульфиды. Так называются соединения, которые состоят из нескольких элементов, один из которых — сера. К сульфидам относят сфалерит и галенит. К этой группе принадлежит еще и пирит, который еще называется «золотом дураков», потому что соединение обладает блеском и характерным желтым цветом.
  • Сульфаты. Данное название носят натуральные соли серы. Известно около 260 видов сульфатов, самые используемые среди них – гипс и барит. Последний выделяется своими способностями нейтрализовать вред рентгеновских лучей.
  • Галоиды – группа минералов, которые образовались в результате химической реакции между галогенами и другими элементами. В состав этого вида входит около сотни минералов – все они являются осадками соленых озер и морей. Наиболее распространенный галоид – это хлорид натрия.
  • Фосфаты. В группу входят соли фосфорной кислоты, которых насчитывается около 350 видов. Одно из наиболее популярных фосфатных соединений – бирюза. К этой группе причисляются и такие драгоценные камни, как апатит и пурпурит.
  • Карбонаты. Под этим названием объединяют соли угольной кислоты. Среди них выделяется доломит. В Альпах есть массив, который почти полностью состоит из этого минерала. Горы называются Доломитовые Альпы. Под воздействием солнечного света они приобретают розовый цвет.
  • Окислы – образуются при соединении оксидов с металлами. Ученые описали около 300 разновидностей этих минералов. К наиболее распространенным окислам относятся кремень, опал и александрит. Наиболее необычным видом этой группы можно назвать аметрин – довольно редкий драгоценный камень.
  • Силикаты. Данная группа является наиболее многочисленной. В силикатах содержится алюминий и кремний. В состав этих минералов входят ионы железа, магния, натрий, калий и многие другие микроэлементы. К наиболее известным минералам группы относятся глины, полевой шпат, изумруд, турмалин, нефрит и др.

Использование этих природных соединений человеком

Горные породы и минералы сыграли огромную роль в развитии нашей цивилизации. Так, кремний был материалом для изготовления первых орудий труда. Из глины люди с давних времен изготавливали разные предметы. Не обходятся без этого полезного ископаемого люди и сегодня. Из глины делают строительные материалы, посуду и даже косметику.

Известняк, песок, глина, мел, гипс, мрамор нашли широкое применение в строительстве. Такие породы, как железистые кварциты, используют для получения чугуна и стали.

Некоторые минералы нашли свое применение в радиоэлектронике, оптике, химической промышленности и в космической отрасли.

Многие силикаты и окислы использовались для украшения аксессуаров и разнообразных атрибутов. Нефриты, изумруды, опалы, александриты используются для дорогих украшений, описание всех этих и других минералов встречаются в старинных книгах ювелиров.

К минералам относятся также самородные золото, серебро и платина. Сферы, в которых их применяют: ювелирное дело, электроника, машиностроение.

Читайте также:  Какие свойства есть у мрамора

Источник

Здравствуйте, дорогие!

Сегодня я предлагаю Вам углубиться в геологию и узнать о таких понятиях как минерал и горная порода, и в чем их отличие.

Минерал

Минералы — понятие широкое. Но в целом минералами называют однородные по своему составу и строению части горных пород. Минералов в природе великое множество. Для изучения, минералы объединяют в группы по химическому составу и физическим свойствам.

Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии и их внешние признаки просто поражают — одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие физические и химические свойства.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 1

Горная порода

В отличие от минералов, горные породы чаще всего не однородны. Это как бы агрегаты, которые могут состоять из нескольких минералов. Структура и свойства горных пород в первую очередь зависят от того, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы берут своё начало глубоко в недрах Земли, на глубине 100 км. и более, а при извержении вулканов частично или полностью поднимаются на поверхность земли. Магматические горные породы содержат в себе такие минералы как кварц, гранит, топаз, турмалин и пр.

Осадочные горные породы образуются путём осаждения на дне морей, океанов, рек и других водоемов. Осаждаются как обломки скал, перенесенные реками в море через огромные расстояния, так и умершие морские организмы морей и океанов. Изучая осадочные породы и заключенные в них скелеты и раковины некогда живых животных, геологи устанавливают в какое время в том или ином участке Земли было море и когда на его месте образовалась суша. Таким образом, изучение осадочных пород помогает восстановить историю развития Земли.

Когда я училась в геологоразведочном университете, то помню как летом на практике мы ездили на один из подмосковных карьеров и находили там признаки бывшей морской жизни — море в тех местах было 2-3 миллиона лет назад. Порой это сложно представить!

И наконец, метаморфические горные породы образуются в результате изменения состава или свойств первоначальных горных пород. Как правило это возникает при тектонических движениях, когда большие массы пород, возникших на поверхности Земли могут быть перемещены в её глубины, а на глубине, под влиянием высоких температур и давления, начинает меняться и состав горных пород. Изменения эти происходят очень медленно, растягиваясь на десятки и сотни миллионов лет. Таким образом, например, известняк превращается в мрамор, а опал переходит в кварц.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 2

Изучение горных пород и минералов

Процесс изучения горных пород достаточно долгий. Всё начинается с экспедиций, в которых геологи собирают образцы горных пород и заносят данные на топографическую карту. Затем уже в лабораториях производится подробный анализ и изучение образцов, благодаря которым далее делаются предположения о залежах полезных ископаемых. Такая у геологов работа — нужно иметь закаленное и тренированное тело и ум, обогащенный знаниями во многих областях науки, без которых немыслима современная геология.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 3

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 4

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 5

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 6

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 7

С уважением,

Екатерина Лутохина (Napoleonka)

Источник

Урок-исследование по окружающему миру.

Тема: «Горные породы и минералы»

hello_html_m18e77b04.pnghello_html_m4a1c1182.jpg

4 класс

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Касаткина Рушания Миннахметовна

Тема: «Горные породы и минералы»

Цели:

  1. Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использовании.

  2. Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

3. Воспитать интерес к предмету.

Ресурсы:

Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»

Проектор, экран, слайды, ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, карта РТ, таблица, карточки, лупы, стаканы, коллекция «Гранит и его состав», выставка учащихся «Горные минералы и породы», рефераты.

Интернет-ресурсы: https://festival.1september.ru/articles/213087, https://pedsovet.su/load/103-1-0-4274, https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/prezentaciya

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма урока: работа в группах по 4-5 человек

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть. Работать мы будем в парах и группах. Поприветствуйте и вы своих партнёров по плечу.

II.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня мы продолжим тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Что же мы о ней уже знаем (подумай-запиши-обсуди в команде)

Доска разделена на 2 части.

Мы уже знаем:

Мы пока не знаем:

III.Формулировка темы урока, постановка цели.

Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока.

Цель:

-организовать формулировку темы урока детьми;

-организовать постановку цели урока детьми.

IV. Постановка проблемы.

— Прочитайте внимательно текст на доске. Как вы думаете, о чем идет речь?

(В этом тексте говорится о нашей планете Земля.)

— Как вы озаглавите текст? (Земля.)

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом Земля.

-Что же нам предстоит сегодня выяснить путем исследования?

(Запишите мысли)

Запись на листочках. Мы выясним, что находится в недрах земли.)

-Ребята, как вы думаете, что является ее богатством?

Запись на листочках. (Богатствами земли являются горные породы)

Учитель прикрепляет карточку «Горные породы»

— Ребята, вы побывали в роли издателей. Слово вам.

Часть детей загадывают загадки о горных породах, остальные показывают отгадки, используя коллекцию «Горные породы и минералы»

Читайте также:  В каких случаях мой или свойства

-Что мы хотим сегодня с вами выяснить?

Посмотрите, какой у нас первый вопрос?

Что находится в недрах земли?

-Ребята, как вы думаете, горные породы и минералы отличаются друг от друга?
Обратимся к толковому словарю на стр.137, 139 учебника «Окружающий мир» и прочитаем понятия: «Горные породы и минералы».

(Горные породы – природные сочетания минералов, то, из чего сложена литосфера – каменная оболочка Земли. Минералы – природные вещества, однородные по составу. hello_html_md29ccfd.pngВыделяет 3 группы пород, различающихся по условиям их образования.

Слайд 1

— Слово вам, исследователи (выступление детей).

Мhello_html_29e0cd37.pngагматические горные породы

Слайд2

Глубинные излившиеся

Гранит габбро базальт

Из крупных кристаллов из мелких кристаллов

V.Практическая часть.

Знакомство с гранитом и его свойствами.

Идет работа в группах

(подумай-запиши-обсуди в команде)

-Рассмотрите образец гранита. Найдите на нем кристаллы разных минералов.

/Используется лупа, коллекция «Гранит и его состав», определительная карточка/.

Запишите свои исследования на определительную карточку

Из 3 минералов

кварца

полевого шпата

слюды

твердость

постоянная форма

прозрачность

трудно расколоть,

разъединить на части

Серый

Красный

белый

зеленый

очень красивый

цвет зависит от его составных частей

В строительстве, при постройке домов, украшают здания, памятники, станции метро

Учениками делается вывод

  1. Под лупой видно, что гранит состоит из 3 минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Видны отдельные каменные зерна. Они прилегают друг к другу.

  2. Вывод о цвете, о свойстве, о применении

  3. Осадочные горные породы

Неорганические (Известняк, песчаник)

Оганические (Каменный уголь, нефть)

— Чтобы узнать, так ли это, исследуем осадочные горные породы и минералы (идет работа в группах)

Опыт 1. Песок.

В стакан опустите песок, перемешайте ложкой.

Сделайте вывод: Мы видим, что песок не растворяется, оседает на дно. Песок продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра. Из песка образуется кварцит. Кварцевый песок используется в стекольном производстве. Без песка не сделаешь кирпич. Кварцит используется в качестве строительного щебня. Это обломочная горная порода.

Опыт 2. Поваренная каменная соль

В стакан опускается поваренная соль.

Ученики делают вывод: соль растворяется, но оседает дольше. Любая вода в реке содержит соли и поэтому вода в море становится соленой. Даже 1 крошка соли состоит из 1 минерала галит (хлористый натрий). Соли относятся к химической породе.

Опыт 3.

Перемешивается мел с водой.

Делается вывод: мел не растворяется, и с течением времени оседает на дно. Мел содержит кальций, который так необходим нашему организму.

Вывод:

Исследования показали, что все эти горные породы действительно относятся к осадочным породам.

VI. Динамическая пауза.
Наступило время музыкальной паузы.

Встаньте, задвиньте стулья.

(Под музыку ученики, двигаясь по классу, перемешиваются. При выключении звука образуют пары.

Отвечают на вопросы.

Время для ответа 30 секунд.

Задания:

Назовите органические горные породы , которые образуются от остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов.

Пример: известняк из коралловых риф, из ракушек.

Мел образовался из раковин моллюсков, из раковин мельчайших планктоновых водорослей.

Нефть образовалась в местах скопления динозавров.

Каменный уголь образовался из древних папоротников.

-Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

3) Метаморфические горные породы

Слайд 3

hello_html_5467a29c.png

Образуются из магматических и осадочных, когда они попадают в условия высоких температур и давления. Они приобретают новые свойства, начинают изменяться, превращаться, какими бы не были прочными.

Известняк превращается в мрамор.

Мрамор используется в строительстве и в скульптуре.

Глина – в глинистый сланец

Песчаник – в кварцит

Гранит – в щебень, гальку

(Дети находят горные породы и минералы в коллекции и показывают их)

VII. Работа с картой РТ (выступают исследователи).

Исследовав карту РТ, мы узнали, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые (горные породы). Мы пришли к выводу, что больше нефти в Альметьевске, Бугульме. Нефть добывается у нас в Татарстане возле деревни Кирмени, Кумазан Мамадышского района. В Чистополе делают часы, кварцевый песок используют в качестве основы для часов (кварц колеблется под воздействием электрического поля).

Наша республика богата природным газом, строительным материалом.

Вывод. В Татарстане есть полезные ископаемые: нефть, природный газ, строительный материал.

VIII. Слово аналитикам.

Вывод.

Исследовав горные породы и минералы, мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные.

Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.

Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе — мел. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге.

Люди нерационально используют недра земли. При переработке немалая их часть попадает в отходы, то есть пропадает зря. Значит, надо экономно расходовать земные богатства, чтобы хватило их другим поколениям.

Рекомендация. Относитесь к природе бережно!

IX.Контролирующее задание.

Выполняют задания по карточкам.

X.Подведение итогов урока.

Над какой темой сегодня работали?

Какие задачи ставили?

Достигли цели?

Слайд 6

hello_html_2883183b.png

XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Встаньте те, кто сегодня справился со всеми заданиями.

— Встаньте те, кто испытывал затруднения. Завтра у вас всё получится.

Наша команда работала замечательно. Молодцы!

XII.Домашнее задание

Научиться определять драгоценности и фальшивые камни.

По желанию подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых в качестве горных пород характеризовали бы качества человека. (например: Твёрд – как скала.)

Оформить свои поисковые работы оформить.

Спасибо за урок!

Источник