На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем

На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем thumbnail

Проверь себя перед биологической олимпиадой

(Правильные ответы выделены курсивом.)

1. В каждой живой клетке происходит обмен веществ, который представляет собой:

а) совокупность реакций образования органических веществ с использованием энергии;

б) совокупность реакций расщепления органических веществ с освобождением энергии;

в) совокупность процессов поступления веществ в клетку;

г) совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии.

2. Для каждого вида характерен определенный набор хромосом, который сохраняется постоянным благодаря процессам:

а) обмена веществ;

б) митоза, мейоза и оплодотворения;

в) биосинтеза белка;

г) фотосинтеза.

3. В процессе мейоза число хромосом в гаметах:

а) оказывается равным их числу в материнской клетке;

б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

в) увеличивается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

г) оказывается различным.

4. В растительной клетке из углеводов состоит:

а) плазматическая мембрана;

б) оболочка;

в) ядро;

г) цитоплазма.

5. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?

а) биосинтеза белка;

б) энергетического обмена;

в) фотосинтеза;

г) круговорота веществ.

6. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?

а) об их родстве;

б) о происхождении растений от животных;

в) о происхождении животных от растений;

г) о сходстве их среды обитания.

7. Какова роль молекул АТФ в клетке?

а) обеспечивает транспорт веществ;

б) обеспечивает процессы жизнедеятельности энергией;

в) передает наследственную информацию;

г) ускоряет биохимические реакции в клетке.

8. В своей работе Г. Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряде поколений. Как называется этот метод исследования?

а) гибридологический;

б) биохимический;

в) цитогенетический;

г) генеалогический.

9. Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами. Как называется это направление?

а) микробиологический синтез;

б) клеточная инженерия;

в) генетическая инженерия;

г) гибридизация соматических клеток.

Тесты по биологии 11 класс

10. Как называется метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом?

а) близнецовый;

б) генеалогический;

в) биохимический;

г) цитогенетический.

11. Какой из перечисленных методов используется только в селекции животных?

а) отдаленная гибридизация;

б) методы получения гетерозиса;

в) близкородственное скрещивание;

г) определение качества производителей по потомству.

12. Для изучения свойств клеток ученые помещают их на специальные питательные среды, где клетки начинают делиться и из них образуются ткани. Как называются эти методы?

а) методы гибридизации соматических клеток;

б) методы искусственного изменения генотипа;

в) методы выведения микроорганизмов, синтезирующих необходимые человеку вещества;

г) методы культивирования клеток и тканей.

13. В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами. За счет этого повышается наследственная изменчивость организмов. Как называется данный метод селекции?

а) полиплоидия;

б) гетерозис;

в) экспериментальный мутагенез;

г) отдаленная гибридизация.

14. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптизацию.

а) появление четырехкамерного сердца и теплокровности;

б) возникновение покровительственной окраски у кузнечика;

в) появление легочного дыхания;

г) появление многоклеточности.

15. Какой ароморфоз обусловил у млекопитающих появление:

а) легочного дыхания;

б) четырехкамерного сердца и теплокровности;

в) жаберного дыхания;

г) позвоночника.

16. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:

а) трудовая деятельность;

б) четырехкамерное сердце и два круга кровообращения;

в) забота о потомстве;

г) наличие четырех групп крови.

17. Прямохождение у предков человека привело к:

а) формированию общественного образа жизни;

б) появлению S-образного изгиба позвоночника;

в) развитию головного мозга;

г) появлению речи.

18. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.

19. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется:

а) географическим критерием;

б) морфологическим критерием;

в) генетическим критерием;

г) экологическим критерием.

20. Определите движущие силы эволюции:

а) приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;

б) наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственнный отбор;

в) усложнение организации живых существ в ходе эволюции;

г) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

21. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

Читайте также:  Какое лечебное свойство имеет полынь

в) движущими силами эволюции;

г) экологическими факторами.

22. Антропогенный фактор – это:

а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных;

б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека;

г) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий.

23. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:

а) количества пищи;

б) длины дня;

в) влажности воздуха;

г) климата.

24. Каждый вид в природе существует в форме:

а) семейств;

б) популяций;

в) не связанных между собой особей;

г) разнородных группю.

25. Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:

а) цепью питания;

б) правилом экологической пирамиды;

в) круговоротом веществ;

г) миграцией атомов.

26. Какие организмы относят к потребителям органического вещества:

а) бактерии;

б) водоросли;

в) мхи;

г) животные.

27. Главная роль растений в круговороте веществ состоит в:

а) расщеплении органических веществ;

б) использовании необходимой для круговорота солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

в) поглощении воды из почвы;

г) выделении кислорода.

28. Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к:

а) использованию света;

б) сезонным изменениям;

в) антропогенному фактору;

г) биологическим ритмам.

29. Регулированию численности популяций способствует:

а) охрана и упорядочение промысла ряда животных;

б) наследственная изменчивость;

в) изменение продолжительности дня;

г) биологический регресс.

30. Назовите предмет изучения общей биологии:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых систем;

г) строение и функции растений и животных.

31. Какое из утверждений правильное:

а) только живые системы построены из сложных молекул;

б) все живые системы обладают высокой степенью организации;

в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;

г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

32. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации:

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

33. Укажите высший уровень организации жизни:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

34. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии:

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительный метод;

г) метод наблюдения и описания объектов.

35. Какое из утверждений правильное:

а) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации;

б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ;

в) все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду;

г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

36. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;

в) обладают способностью к адаптациям;

г) способны размножаться.

37. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

38. Что является общим для всех известных уровней организации жизни:

а) сложность строения системы;

б) действующие на каждом уровне закономерности;

в) элементы, составляющие систему;

г) качества, которыми обладает данная система.

39. Какой из уровней жизни считается первым над организменным:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) клеточный.

Читайте также книги по биологии:

Лекции по общей биологии

Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы

Сборник задач по генетике с решениями

Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы

Словарь биологических терминов

Биология. Подготовка к экзамену

Источник

а. молекулярном б. организменном в. биосферном г. клеточном.

7. На каком уровне организации можно наблюдать превращение гусеницы в бабочку:

а. биогеоценотический б. биосферный в. организменный г. видовой.

8. Какие из перечисленных живых систем соответствуют популяционному уровню организации живой материи:

а. всё живое на изолированном острове в Тихом океане б. баобаб

в. зайцы одного леса г. племя в джунглях Амазонки.

9. Какие из перечисленных живых систем соответствуют биогеоценотическому уровню организации живой материи:

а. клубень картофеля б. черенок с яблони

в. пустыня Сахара и все живые организмы в ней г. класс млекопитающих.

3. Составьте схему, отражающую связь биологии с другими науками. Для этого используйте нестандартную форму схемы, проявите свои творческие способности. При этом продумайте максимальное количество возможных взаимодействий между науками.

Читайте также:  Какими свойствами обладает пантенол

4. Напишите реферат по одной из предложенных тем:

1. История развития биологии.

2. Методы современной биологии.

3. Значение биологии в современном обществе.

4. Место биологии в системе естественных наук.

5.Напишите творческую работу по теме: «XXI век – век биологии?».

6. Разгадайте кроссворд «Уровни организации живой материи»

Конец формы

1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты.

2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания.

3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию.

4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов.

5. Начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого.

6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое.

7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.

8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.

9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.

Кроссворд «Сущность жизни и свойства живого»

Начало формы

Конец формы

1. Механизм, в результате которого сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма.

2. Ответная реакция на внешние и внутренние воздействия на организм.

3. Преемственность поколений обеспечивает … .

4. Форма движения высшей материи по сравнению с физическими и физическими формами существования.

5. Единая структурно-функциональная единица живой материи.

6. Способность наследственной информации к изменениям.

7. Важнейшее свойство всех живых организмов, в основе которого лежит информация о строении и функциях любого живого организма.

8. Особь, индивид, самостоятельно взаимодействующий со средой обитания.

9. Системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

Кроссворд «Введение»

Начало формы

Конец формы

1. Один из авторов клеточной теории.

2. Учёный–натуралист, сформулировавший в своих трудах основные положения эволюционной теории и предложивший путь эволюционных преобразований организмов.

3. Направление в биологии, изучающее эволюцию живых организмов.

4. Учёный, первым сделавший сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

5. Направленность в биологии, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов.

6. Древний учёный, положивший начало науке систематике. Считают основоположником зоологии.

7. Он ввёл, многие ботанические термины и его по праву считают основоположником ботаники.

8. Благодаря его открытиям появилась наука генетика.

9. Один из авторов клеточной теории.

10. Учёный, предложивший систему классификации животных и растений.

11. Он в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, тем самым заложил основы эмбриологии.

12. Направление в биологии, где учёные-натуралисты, активно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.

13. Основоположник медицины.

14. Он поставил вопрос (в работе «Философия зоологии») о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции.



Источник

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчинённости.
Под уровнем организации живой материи понимают то функциональное место, которое данная биологическая структура занимает в общей системе организации природы.

Уровень организации живой материи — это совокупность количественных и качественных параметров определённой биологической системы (клетка, организм, популяция и т. д.), которые определяют условия и границы её существования.

Выделяют несколько уровней организации живых систем, которые отражают соподчинённость, иерархичность структурной организации жизни.

  • Молекулярный (молекулярно-генетический) уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ. Этим занимается наука — молекулярная биология.
  • Клеточный уровень — уровень, на котором жизнь существует в форме клетки — структурной и функциональной единицы жизни — изучает цитология. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Клетка — структурная единица всего живого.

  • Тканевый уровень изучает гистология.

Ткань — это совокупность межклеточного вещества и сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям клеток. 

  • Органный уровень. Орган включает в свой состав несколько тканей.  
  • Организменный уровень — самостоятельное существование отдельной особи — одноклеточного или многоклеточного организма — изучают, например, физиология и аутэкология (экология особей). Особь как целостный организм представляет собой элементарную единицу жизни. В другой форме жизнь в природе не существует.
Читайте также:  Плоды шиповника какие свойства противопоказания

Организм — это реальный носитель жизни, характеризующийся всеми её свойствами.

  • Популяционно-видовой уровень — уровень, который представлен группой особей одного вида — популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы (накопление, проявление и отбор мутаций). Этот уровень организации изучают такие науки, как демэкология (или популяционная экология), эволюционное учение.

Популяция — это совокупность особей одного вида, длительно существующих на определённой территории, свободно скрещивающихся и относительно изолированных от других особей того же вида.

  • Биогеоценотический уровень — представлен сообществами (экосистемами), состоящими из разных популяций и среды их обитания. Этот уровень организации изучает биоценология, или синэкология (экология сообществ).

Биогеоценоз — это совокупность всех видов с различной сложностью организации и всех факторов среды их обитания.

  • Биосферный уровень — уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://school-collection.edu.ru

Источник

Тесты с выбором одного правильного ответа по теме: «Введение. Общая биология»

  1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых
систем;

г) строение и функции растений и животных.

2. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

3. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

4. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительно-исторический;

г) метод наблюдения и описания объектов.

5. Живые системы считаются открытыми, потому что:

а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;

в) они обладают способностью к адаптации;

г) они способны размножаться.

6. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

7. Какой из уровней жизни является первым надорганизменным?

а) биосферный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) организменный.

8. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) систематика;

г) эмбриология.

9. Изучением роли митохондрий в метаболизме занимается наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) органическая химия;

г) молекулярная биология.

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

а) окрашивание;

б) центрифугирование;

в) моделирование;

г) биохимический.

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

а) клеточный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) биосферный.

12. Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки:

а) палеонтологии;

б) молекулярной биологии;

в) сравнительной физиологии;

г) экологии.

13. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

а) морфология;

б) систематика;

в) экология;

г) физиология.

14. Палеонтология – наука, которая изучает:

а) ископаемые остатки организмов;

б) причины мутаций;

в) законы наследственности;

г) зародышевое развитие организмов.

15. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:

а) организменный;

б) биогеоценотический;

в) биосферный;

г) популяционно-видовой.

16. В ходе пластического обмена происходит:

а) окисление глюкозы;

б) окисление липидов;

в) синтез неорганических веществ;

г) синтез органических веществ.

17. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования;

б) гибридологического;

в) цитогенетического;

г) биохимического.

18. Гомеостаз – это:

а) обмен веществ и превращение энергии;

б) регулярное снабжение организма пищей;

в) поддержание постоянства среды;

г) поддержание изменчивости организма.

19. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

а) лизосомы;

б) рибосомы;

в) клеточный центр;

г) хлоропласты.

Источник