На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство
Проверь себя перед биологической олимпиадой
(Правильные ответы выделены курсивом.)
1. В каждой живой клетке происходит обмен веществ, который представляет собой:
а) совокупность реакций образования органических веществ с использованием энергии;
б) совокупность реакций расщепления органических веществ с освобождением энергии;
в) совокупность процессов поступления веществ в клетку;
г) совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии.
2. Для каждого вида характерен определенный набор хромосом, который сохраняется постоянным благодаря процессам:
а) обмена веществ;
б) митоза, мейоза и оплодотворения;
в) биосинтеза белка;
г) фотосинтеза.
3. В процессе мейоза число хромосом в гаметах:
а) оказывается равным их числу в материнской клетке;
б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой;
в) увеличивается вдвое по сравнению с материнской клеткой;
г) оказывается различным.
4. В растительной клетке из углеводов состоит:
а) плазматическая мембрана;
б) оболочка;
в) ядро;
г) цитоплазма.
5. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?
а) биосинтеза белка;
б) энергетического обмена;
в) фотосинтеза;
г) круговорота веществ.
6. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?
а) об их родстве;
б) о происхождении растений от животных;
в) о происхождении животных от растений;
г) о сходстве их среды обитания.
7. Какова роль молекул АТФ в клетке?
а) обеспечивает транспорт веществ;
б) обеспечивает процессы жизнедеятельности энергией;
в) передает наследственную информацию;
г) ускоряет биохимические реакции в клетке.
8. В своей работе Г. Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряде поколений. Как называется этот метод исследования?
а) гибридологический;
б) биохимический;
в) цитогенетический;
г) генеалогический.
9. Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами. Как называется это направление?
а) микробиологический синтез;
б) клеточная инженерия;
в) генетическая инженерия;
г) гибридизация соматических клеток.
10. Как называется метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом?
а) близнецовый;
б) генеалогический;
в) биохимический;
г) цитогенетический.
11. Какой из перечисленных методов используется только в селекции животных?
а) отдаленная гибридизация;
б) методы получения гетерозиса;
в) близкородственное скрещивание;
г) определение качества производителей по потомству.
12. Для изучения свойств клеток ученые помещают их на специальные питательные среды, где клетки начинают делиться и из них образуются ткани. Как называются эти методы?
а) методы гибридизации соматических клеток;
б) методы искусственного изменения генотипа;
в) методы выведения микроорганизмов, синтезирующих необходимые человеку вещества;
г) методы культивирования клеток и тканей.
13. В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами. За счет этого повышается наследственная изменчивость организмов. Как называется данный метод селекции?
а) полиплоидия;
б) гетерозис;
в) экспериментальный мутагенез;
г) отдаленная гибридизация.
14. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптизацию.
а) появление четырехкамерного сердца и теплокровности;
б) возникновение покровительственной окраски у кузнечика;
в) появление легочного дыхания;
г) появление многоклеточности.
15. Какой ароморфоз обусловил у млекопитающих появление:
а) легочного дыхания;
б) четырехкамерного сердца и теплокровности;
в) жаберного дыхания;
г) позвоночника.
16. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:
а) трудовая деятельность;
б) четырехкамерное сердце и два круга кровообращения;
в) забота о потомстве;
г) наличие четырех групп крови.
17. Прямохождение у предков человека привело к:
а) формированию общественного образа жизни;
б) появлению S-образного изгиба позвоночника;
в) развитию головного мозга;
г) появлению речи.
18. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:
а) защищало от переохлаждения;
б) защищало от ультрафиолетовых лучей;
в) способствовало сохранению тепла;
г) воздушная прослойка защищала от перегрева.
19. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется:
а) географическим критерием;
б) морфологическим критерием;
в) генетическим критерием;
г) экологическим критерием.
20. Определите движущие силы эволюции:
а) приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;
б) наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственнный отбор;
в) усложнение организации живых существ в ходе эволюции;
г) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
21. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
а) абиотическими факторами;
б) биотическими факторами;
в) движущими силами эволюции;
г) экологическими факторами.
22. Антропогенный фактор – это:
а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных;
б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;
в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека;
г) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий.
23. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:
а) количества пищи;
б) длины дня;
в) влажности воздуха;
г) климата.
24. Каждый вид в природе существует в форме:
а) семейств;
б) популяций;
в) не связанных между собой особей;
г) разнородных группю.
25. Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:
а) цепью питания;
б) правилом экологической пирамиды;
в) круговоротом веществ;
г) миграцией атомов.
26. Какие организмы относят к потребителям органического вещества:
а) бактерии;
б) водоросли;
в) мхи;
г) животные.
27. Главная роль растений в круговороте веществ состоит в:
а) расщеплении органических веществ;
б) использовании необходимой для круговорота солнечной энергии в процессе фотосинтеза;
в) поглощении воды из почвы;
г) выделении кислорода.
28. Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к:
а) использованию света;
б) сезонным изменениям;
в) антропогенному фактору;
г) биологическим ритмам.
29. Регулированию численности популяций способствует:
а) охрана и упорядочение промысла ряда животных;
б) наследственная изменчивость;
в) изменение продолжительности дня;
г) биологический регресс.
30. Назовите предмет изучения общей биологии:
а) строение и функции организма;
б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых систем;
г) строение и функции растений и животных.
31. Какое из утверждений правильное:
а) только живые системы построены из сложных молекул;
б) все живые системы обладают высокой степенью организации;
в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;
г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.
32. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации:
а) на биосферном;
б) на молекулярном;
в) на организменном;
г) на клеточном.
33. Укажите высший уровень организации жизни:
а) биосферный;
б) биогеоценотический;
в) популяционно-видовой;
г) организменный.
34. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии:
а) экспериментальный;
б) микроскопия;
в) сравнительный метод;
г) метод наблюдения и описания объектов.
35. Какое из утверждений правильное:
а) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации;
б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ;
в) все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду;
г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.
36. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;
б) они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;
в) обладают способностью к адаптациям;
г) способны размножаться.
37. Межвидовые отношения начинают проявляться:
а) на биогеоценотическом уровне;
б) на популяционно-видовом уровне;
в) на организменном уровне;
г) на биосферном уровне.
38. Что является общим для всех известных уровней организации жизни:
а) сложность строения системы;
б) действующие на каждом уровне закономерности;
в) элементы, составляющие систему;
г) качества, которыми обладает данная система.
39. Какой из уровней жизни считается первым над организменным:
а) биосферный;
б) биогеоценотический;
в) популяционно-видовой;
г) клеточный.
Читайте также книги по биологии:
Лекции по общей биологии
Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы
Сборник задач по генетике с решениями
Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы
Словарь биологических терминов
Биология. Подготовка к экзамену
а. молекулярном б. организменном в. биосферном г. клеточном.
7. На каком уровне организации можно наблюдать превращение гусеницы в бабочку:
а. биогеоценотический б. биосферный в. организменный г. видовой.
8. Какие из перечисленных живых систем соответствуют популяционному уровню организации живой материи:
а. всё живое на изолированном острове в Тихом океане б. баобаб
в. зайцы одного леса г. племя в джунглях Амазонки.
9. Какие из перечисленных живых систем соответствуют биогеоценотическому уровню организации живой материи:
а. клубень картофеля б. черенок с яблони
в. пустыня Сахара и все живые организмы в ней г. класс млекопитающих.
3. Составьте схему, отражающую связь биологии с другими науками. Для этого используйте нестандартную форму схемы, проявите свои творческие способности. При этом продумайте максимальное количество возможных взаимодействий между науками.
4. Напишите реферат по одной из предложенных тем:
1. История развития биологии.
2. Методы современной биологии.
3. Значение биологии в современном обществе.
4. Место биологии в системе естественных наук.
5.Напишите творческую работу по теме: «XXI век – век биологии?».
6. Разгадайте кроссворд «Уровни организации живой материи»
Конец формы
1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты.
2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания.
3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию.
4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов.
5. Начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого.
6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое.
7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.
8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.
9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.
Кроссворд «Сущность жизни и свойства живого»
Начало формы
Конец формы
1. Механизм, в результате которого сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма.
2. Ответная реакция на внешние и внутренние воздействия на организм.
3. Преемственность поколений обеспечивает … .
4. Форма движения высшей материи по сравнению с физическими и физическими формами существования.
5. Единая структурно-функциональная единица живой материи.
6. Способность наследственной информации к изменениям.
7. Важнейшее свойство всех живых организмов, в основе которого лежит информация о строении и функциях любого живого организма.
8. Особь, индивид, самостоятельно взаимодействующий со средой обитания.
9. Системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Кроссворд «Введение»
Начало формы
Конец формы
1. Один из авторов клеточной теории.
2. Учёный–натуралист, сформулировавший в своих трудах основные положения эволюционной теории и предложивший путь эволюционных преобразований организмов.
3. Направление в биологии, изучающее эволюцию живых организмов.
4. Учёный, первым сделавший сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
5. Направленность в биологии, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов.
6. Древний учёный, положивший начало науке систематике. Считают основоположником зоологии.
7. Он ввёл, многие ботанические термины и его по праву считают основоположником ботаники.
8. Благодаря его открытиям появилась наука генетика.
9. Один из авторов клеточной теории.
10. Учёный, предложивший систему классификации животных и растений.
11. Он в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, тем самым заложил основы эмбриологии.
12. Направление в биологии, где учёные-натуралисты, активно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.
13. Основоположник медицины.
14. Он поставил вопрос (в работе «Философия зоологии») о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции.
Все живые организмы в природе состоят из одинаковых уровней организации, это общая для всех живых организмов характерная биологическая закономерность.
Выделяют следующие уровни организации живых организмов — молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Рис. 1. Молекулярно-генетический уровень
1. Молекулярно-генетический уровень. Это наиболее элементарный характерный для жизни уровень (рис. 1). Как бы сложно или просто ни было строение любого живого организма, они все состоят из одинаковых молекулярных соединений. Примером этого являются нуклеиновые кислоты, белки, углеводы и другие сложные молекулярные комплексы органических и неорганических веществ. Их называют иногда биологическими макро- молекулярными веществами. На молекулярном уровне происходят различные процессы жизнедеятельности живых организмов: обмен веществ, превращение энергии. С помощью молекулярного уровня осуществляется передача наследственной информации, образуются отдельные органоиды и происходят другие процессы.
Рис. 2. Клеточный уровень
2. Клеточныйуровенъ. Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов на Земле (рис. 2). Отдельные органоиды в составе клетки имеют характерное строение и выполняют определенную функцию. Функции отдельных органоидов в клетке взаимосвязаны и выполняют единые процессы жизнедеятельности. У одноклеточных организмов (одноклеточные водоросли и простейшие) все жизненные процессы проходят в одной клетке, и одна клетка существует как отдельный организм. Вспомните одноклеточные водоросли, хламидомонады, хлореллу и простейших животных — амебу, инфузорию и др. У многоклеточных организмов одна клетка не может существовать как отдельный организм, но она является элементарной структурной единицей организма.
Рис. 3. Тканевый уровень
3. Тканевый уровень. Совокупность сходных по происхождению, строению и функциям клеток и межклеточных веществ образует ткань. Тканевый уровень характерен только для многоклеточных организмов. Также отдельные ткани не являются самостоятельным целостным организмом (рис. 3). Например, тела животных и человека состоят из четырех различных тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Растительные ткани называются: образовательная, покровная, опорная, проводящая и выделительная. Вспомните строение и функции отдельных тканей.
Рис. 4. Органный уровень
4. Органный уровень. У многоклеточных организмов объединение нескольких одинаковых тканей, сходных по строению, происхождению и функциям, образует органный уровень (рис. 4). В составе каждого органа встречается несколько тканей, но среди них одна наиболее значительная. Отдельный орган не может существовать как целостный организм. Несколько органов, сходных по строению и функциям, объединяясь, составляют систему органов, например пищеварения, дыхания, кровообращения и т. д.
Рис. 5. Организменный уровень
5. Организменный уровень. Растения (хламидомонада, хлорелла) и животные (амеба, инфузория и т. д.), тела которых состоят из одной клетки, представляют собой самостоятельный организм (рис. 5). А отдельная особь многоклеточных организмов считается как отдельный организм. В каждом отдельном организме происходят все жизненные процессы, характерные для всех живых организмов, — питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, размножение и т. д. Каждый самостоятельный организм оставляет после себя потомство. У многоклеточных организмов клетки, ткани, органы и системы органов не являются отдельным организмом. Только целостная система органов, специализированно выполняющих различные функции, образует отдельный самостоятельный организм. Развитие организма, начиная с оплодотворения и до конца жизни, занимает определенный промежуток времени. Такое индивидуальное развитие каждого организма называется онтогенезом. Организм может существовать в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Рис. 6. Популяционно-видовой уровень
6. Популяционно-видовой уровень. Совокупность особей одного вида или группы, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, составляет популяцию. На популяционном уровне осуществляются простейшие эволюционные преобразования, что способствует постепенному появлению нового вида (рис. 6).
Рис. 7 Биогеоценотический уровень
7. Биогеоценотический уровень. Совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, приспособленных к одинаковым условиям природной среды, называется биогеоценозом, или природным сообществом. В состав биогеоценоза входят многочисленные виды живых организмов и условия природной среды. В природных биогеоценозах накапливается энергия и передается от одного организма к другому. Биогеоценоз включает неорганические, органические соединения и живые организмы (рис. 7).
Рис. 8. Биосферный уровень
8. Биосферный уровень. Совокупность всех живых организмов на нашей планете и общей природной среды их обитания составляет биосферный уровень (рис. 8). На биосферном уровне современная биология решает глобальные проблемы, например определение интенсивности образования свободного кислорода растительным покровом Земли или изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, связанные с деятельностью человека. Главную роль в биосферном уровне выполняют «живые вещества», т. е. совокупность живых организмов, населяющих Землю. Также в биосферном уровне имеют значение «биокосные вещества», образовавшиеся в результате жизнедеятельности живых организмов и «косных» веществ (т. е. условий окружающей среды). На биосферном уровне происходит круговорот веществ и энергии на Земле с участием всех живых организмов биосферы.
Уровни организации жизни. Популяция. Биогеоценоз. Биосфера.
- В настоящее время выделяют несколько уровней организации живых организмов: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
- На популяционно-видовом уровне осуществляются элементарные эволюционные преобразования.
- Клетка — самая элементарная структурная и функциональная единица всех живых организмов.
- Совокупность сходных по происхождению, строению и функциям клеток и межклеточных веществ образует ткань.
- Совокупность всех живых организмов на планете и общей природной среды их обитания составляет биосферный уровень.
- Назовите по порядку уровни организации жизни.
- Что такое ткань?
- Из каких основных частей состоит клетка?
- Для каких организмов характерен тканевый уровень?
- Дайте характеристику органного уровня.
- Что такое популяция?
- Дайте характеристику организменному уровню.
- Назовите особенности биогеоценотического уровня.
- Приведите примеры взаимосвязанности уровней организованности жизни.
Заполните таблицу, показывающую структурные особенности каждого уровня организации:
Порядковый номер | Уровни организации | Особенности |