На какие свойства человека может опереться экономический либерализм
1. Автономов В. С. (1998). Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа.
2. Автономов В. (2013). Абстракция — мать порядка? // Вопросы экономики. № 4. С. 4-23.
3. Бастиа Ф. (2007). Экономические гармонии. Избранное. М.: Эксмо.
4. Боуз Д. (2004). Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск: Социум; Cato Institute.
5. Капелюшников Р. И. (2000). Свободный ум в несвободную эпоху // Хайек Ф. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-фонд. С. 5-19.
6. Капелюшников Р. (2013a). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть I // Вопросы экономики. № 9. С. 66-90.
7. Капелюшников Р. (2013b). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть II // Вопросы экономики. № 10. С. 28-46.
8. Мизес Л. (2001). Либерализм. М.: Экономика; Социум.
9. Мизес Л. (2005). Человеческая деятельность. Челябинск: Социум.
10. Ойкен В. (1995). Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс.
11. Пеннингтон М. (2014). Классический либерализм и будущее социально-экономической политики. М.: Мысль.
12. Ротунда Р. [в печати]. Либерализм как слово и символ. М.; Челябинск: Социум.
13. Смит А. (1962). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат.
14. Фридмен М. (2005). Капитализм и свобода. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство.
15. Хайек Ф. фон. (1992). Дорога к рабству. М.: Экономика; Эконов.
16. Хайек Ф. фон. (2000). Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-Фонд.
17. Хайек Ф. фон. (2003). Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ.
18. Хайек Ф. фон. (2006). Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН.
19. Хайек Ф. фон. (2009). Судьбы либерализма в ХХ веке. М.; Челябинск: ИРИСЭН; Мысль; Социум.
20. Хюльсманн Й. Г. (2013). Последний рыцарь либерализма: жизнь и идеи Людвига фон Мизеса. Москва, Челябинск: Социум.
21. Hayek F. von (1952). The sensory order: An inquiry into the foundations of theoretical psychology. London: Routledge; Chicago: University of Chicago Press.
22. Hoppmann E. (1999). Unwissenheit, Wirtschaftsordnung und Staatsgewalt. In: V. Vanberg (Hrsg.). Freiheit, Wettbewerb und Wirtschaftsordnung. Freiburg: Haufe. S. 135-170.
23. Iyer R., Koleva S., Graham J., Ditto P., Haidt J. (2012). Understanding libertarian morality: The psychological dispositions of self-identified libertarians. PLOS One, Vol. 7, No. 8, pp. e42366.
24. Kolev S. (2013). Neoliberale Staatsverständnisse im Vergleich. Stuttgart: Lucius&Lucius.
25. Mises L. von (1922). Die Gemeinwirtschaft. Untersuchungen über den Sozialismus. Jena: Fischer.
26. Mitchell W. C. (1949). Lecture notes on types of economic theory. Vol. 1. N. Y.: Augustus M. Kelly.
27. Polyachenko S. S., Nye J. V. (2013). Does education or underlying human capital explain liberal economic attitudes? Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP “Economics/EC”. No. 40.
28. Vanberg V. (1994). Rules and choice in economics. London: Routledge.
1. Автономов В. С. (1998). Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа.
2. Автономов В. (2013). Абстракция — мать порядка? // Вопросы экономики. № 4. С. 4-23.
3. Бастиа Ф. (2007). Экономические гармонии. Избранное. М.: Эксмо.
4. Боуз Д. (2004). Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск: Социум; Cato Institute.
5. Капелюшников Р. И. (2000). Свободный ум в несвободную эпоху // Хайек Ф. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-фонд. С. 5-19.
6. Капелюшников Р. (2013a). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть I // Вопросы экономики. № 9. С. 66-90.
7. Капелюшников Р. (2013b). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть II // Вопросы экономики. № 10. С. 28-46.
8. Мизес Л. (2001). Либерализм. М.: Экономика; Социум.
9. Мизес Л. (2005). Человеческая деятельность. Челябинск: Социум.
10. Ойкен В. (1995). Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс.
11. Пеннингтон М. (2014). Классический либерализм и будущее социально-экономической политики. М.: Мысль.
12. Ротунда Р. [в печати]. Либерализм как слово и символ. М.; Челябинск: Социум.
13. Смит А. (1962). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат.
14. Фридмен М. (2005). Капитализм и свобода. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство.
15. Хайек Ф. фон. (1992). Дорога к рабству. М.: Экономика; Эконов.
16. Хайек Ф. фон. (2000). Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-Фонд.
17. Хайек Ф. фон. (2003). Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ.
18. Хайек Ф. фон. (2006). Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН.
19. Хайек Ф. фон. (2009). Судьбы либерализма в ХХ веке. М.; Челябинск: ИРИСЭН; Мысль; Социум.
20. Хюльсманн Й. Г. (2013). Последний рыцарь либерализма: жизнь и идеи Людвига фон Мизеса. Москва, Челябинск: Социум.
21. Hayek F. von (1952). The sensory order: An inquiry into the foundations of theoretical psychology. London: Routledge; Chicago: University of Chicago Press.
22. Hoppmann E. (1999). Unwissenheit, Wirtschaftsordnung und Staatsgewalt. In: V. Vanberg (Hrsg.). Freiheit, Wettbewerb und Wirtschaftsordnung. Freiburg: Haufe. S. 135-170.
23. Iyer R., Koleva S., Graham J., Ditto P., Haidt J. (2012). Understanding libertarian morality: The psychological dispositions of self-identified libertarians. PLOS One, Vol. 7, No. 8, pp. e42366.
24. Kolev S. (2013). Neoliberale Staatsverständnisse im Vergleich. Stuttgart: Lucius&Lucius.
25. Mises L. von (1922). Die Gemeinwirtschaft. Untersuchungen über den Sozialismus. Jena: Fischer.
26. Mitchell W. C. (1949). Lecture notes on types of economic theory. Vol. 1. N. Y.: Augustus M. Kelly.
27. Polyachenko S. S., Nye J. V. (2013). Does education or underlying human capital explain liberal economic attitudes? Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP “Economics/EC”. No. 40.
28. Vanberg V. (1994). Rules and choice in economics. London: Routledge.
Что такое либерализм? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Даже в словарях даются разные определения этого понятия. Данная статья рассказывает, что такое либерализм, простыми словами.
Определения.
Можно выделить несколько наиболее точных определений понятия «либерализм».
1. Идеология, политическое течение. Оно объединяет почитателей парламентаризма, демократических прав и свободного предпринимательства.
2. Теория, система политических и философских идей. Она сформировалась в среде западноевропейских мыслителей в XVIII-XIX вв.
3. Мировоззрение, свойственное идеологам из числа промышленной буржуазии, которые отстаивали свободу предпринимательства и свои политические права.
4. В первичном смысле – вольнодумство.
5. Чрезмерная терпимость, снисходительность, примирительное отношение к плохим поступкам.
Говоря о том, что такое либерализм, простыми словами, следует отметить, что это политическое и идеологическое течение, представители которого отрицают революционные методы борьбы в достижении определенных прав и льгот, выступают за свободное предпринимательство, внедрение в жизнь демократических принципов .
Основные принципы либерализма
Идеология либерализма от других теорий политической и философской мысли отличается особенными принципами. Они были сформулированы учеными еще в XVIII-XIX вв., а представители данного течения стремятся воплотить их в жизнь до сих пор.
1. Человеческая жизнь – абсолютная ценность.
2. Все люди равны между собой.
3. Воля личности не зависит от внешних факторов.
4. Потребности одного человека важнее коллективных. Категория «личность» первична, «общество» — вторична.
5. У каждого человека есть естественные неотчуждаемые права.
6. Государство должно возникать на основе общего консенсуса.
7. Человек сам создает законы и ценности.
8. Гражданин и государство несут ответственность друг перед другом.
9. Разделение власти. Господство принципов конституционализма.
10. Правительство должно избираться путем честных демократических выборов.
11. Терпимость и гуманизм.
Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, какобщественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и права. Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?
Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека. Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.
Модели классического либерализма
Отцами классического либерализма считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, Т. Пэйн. Они отстаивали идеи индивидуализма и свободы человека. Для того чтобы понять, что такое либерализм в классическом понимании, следует рассмотреть его интерпретации.
Континентально-европейская модель. Представители этой концепции (Ф. Гизо, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) отстаивали идеи конструктивизма, рационализма во взаимодействии с национализмом, придавали большее значение свободе внутри общества, чем для отдельных индивидов.
Англосаксонская модель. Представители этой концепции (Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм) выдвинули идеи правового государства, неограниченной торговли, были убеждены в том, что свобода играет большее значение для отдельного индивида, чем для общества в целом.
Североамериканская модель. Представители этой концепции (Дж. Адамс, Т. Джефферсон) разрабатывали идеи неотчуждаемых прав человека.
Экономический либерализм
В основе этого направления либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют так же, как и природные. Государственное вмешательство в эту область считалось недопустимым.
Отцом концепции экономического либерализма считается А. Смит. Его учение было основано на следующих идеях.
1. Лучший стимул экономического развития – личный интерес.
2. Государственные мероприятия по регулированию и монополии, которые практиковались в рамках меркантилизма, вредны.
3. Развитие экономики направляется «невидимой рукой». Необходимые институты должны возникать в естественном порядке без вмешательства государства. Фирмы и поставщики ресурсов, которые заинтересованы в росте собственного достатка и действуют в рамках конкурентной рыночной системы, якобы направляются «невидимой рукой», что способствует удовлетворению общественных потребностей.
Принципы современного (нового) либерализма
Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.
Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.
Особенности неолиберализма
Как социальная философия и политическая концепция, современный либерализм имеет свои особенности.
1. Государственное вмешательство в экономику необходимо. Правительство должно защищать свободу конкуренции и рынок от возможности возникновения монополизма.
2. Поддержка принципов демократии, справедливости. Широкие массы должны активно участвовать в политическом процессе.
3. Государство обязано разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержку малообеспеченных слоев населения.
Что такое либерализм? Профессор Попов
Выводы
Сегодня в либеральном направлении политической мысли существует множество течений. Каждое из них выработало свои принципы и особенные черты. В последнее время в мировой общественности ведутся споры о том, что такое врожденный либерализм, существует ли он вообще. Следует отметить, что еще французские просветители утверждали, что свобода – это право, но понимание ее необходимости доступно не каждому.
https://cont.ws/@vladb/1075706
Понятие либерализма
Термин «либерализм» пришел в русский язык из латыни. В переводе с латинского слова «liberum» он означает «свободный».
Концепция либерализма возникла в эпоху Просвещения, а позже, в XIX веке получила свое дальнейшее развитие и распространение.
Определение 1
Либерализм представляет собой ни что иное, как идейное течение философского и общественно-политического характера, которое провозглашает незыблемость индивидуальных свобод и прав человеческого общества и его индивидов, а также выступает за снижение степени влияния государства на общественную жизнь.
Основополагающая идея либерализма заключается в самодостаточности свободы человека применительно ко всем сферам жизни. К числу основных свобод, провозглашаемых современным либерализмом, относятся три базовых свободы (рисунок 1).
Рисунок 1. Свободы, лежащие в основе либерализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Это означает, что человек имеет право публично высказывать свое мнение, исповедовать религию и выбирать своих представителей путем выборов, свободных и честных. Именно свободы лежат в основе порядка, экономического и общественности. Возможности влияния церкви и государства же, должны быть ограничены конституцией.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основными принципами концепции либерализма выступают:
- равенство граждан перед законом;
- обеспечение гражданских и естественных (данных от природы) прав;
- прозрачность государственной власти и ответственность правительства;
- свободы рыночной экономики.
Замечание 1
Таким образом, в основу концепции либерализма положена идея о равенстве возможностей и равенстве перед законом, Это означает, что всем людям должны быть предоставлены равные возможности вне зависимости от цвета их кожи, национальной принадлежности, вероисповедания и пр. В то же время все они должны нести одинаковую ответственность перед законом.
Обеспечение гражданских прав предполагает, что государство, как институт власти, должно гарантировать обществу и индивиду защиту прав и свобод личности. Его деятельность должна быть прозрачной и ответственной. Идея же естественных прав сводится к тому, что всем людям от рождения присущи три права: на жизнь, стремление к счастью и частную собственность.
В основе развития экономики должен лежать рынок, характеризующийся свободной конкуренцией.
Экономический либерализм как одна из форм либерализма
Первоначально концепция либерализма исходила из положения о том, что все права должны быть отданы физическим и юридическим лицам, основной целью существования государства как института власти при этом считалась защита этих прав. Со временем идеи либерализма претерпели определенные изменения, классическая трактовка либерализма была расширена, а сам он разделился на четыре ветви (течения) – рисунок 2.
Рисунок 2. Формы либерализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 2, одной из форм либерализма является экономический либерализм. В своей основе он опирается на положения общей концепции либерализма, рассмотренной выше, приобретая при этом свои специфические черты. Рассмотрим их более подробно.
Экономический или как его принято называть, «классический» либерализм придерживается идеи индивидуальных прав на свободу контракта и собственность. Его девизом выступает «свободное частное предпринимательство».
Замечание 2
Особая роль в экономическом либерализме отводится невмешательству государства в экономическую жизнь общества. Это означает необходимость отмены юридических барьеров для торговли и государственных субсидий.
Сторонники экономического либерализма придерживаются идеи о том, что у рынка нет потребности в регулировании со стороны государства, он способен развиваться и функционировать самостоятельно. При этом некоторые из них не исключают возможность правительственного надзора за естественными монополиями и картелями, другие же, напротив, указывают на единственное условие монополизации рынка как последствие действий государства. Таким образом, единства мнений на вмешательство государства в экономику не существует.
Что касается рынка, то цены (стоимость) на товары и услуги, согласно концепции экономического либерализма, должны определяться рыночными силами, то есть свободным выбором индивидуумов. Некоторые представители теории экономического либерализма говорят о допущении присутствия рыночных сил в отраслях, которые традиционно характеризуются монополией государства (например, обеспечение безопасности).
С точки зрения концепции экономического либерализма экономическое неравенство возникает вследствие неравенства позиций при заключении контрактов и является естественным результатов конкурентной борьбы в условиях отсутствия принуждения.
На сегодняшний день идеи экономического либерализма активно развиваются. Его основными направлениями являются: либетарианство, анархо-капитализм и минархизм.
Теоретические принципы экономического либерализма
Экономический либерализм служит одним из инструментов организации жизни общества на основе базовых принципов общей концепции либерализма, к которым относятся свобода, равенство, демократия, терпимость и пр.
Применительно к экономической концепции либерализма его основополагающими принципами становятся:
- неприкосновенность частной собственности;
- свобода предпринимательства и торговли.
В юридическом отношении они дополняются принципами верховенства закона и равенства всех членов общества перед ним.
Замечание 3
Частная собственность выступает в роли важнейшего института рыночной экономики и является решающим условием успешности ее развития. Именно она поощряет разумное управление имуществом, повышает эффективность использования ресурсов, стимулирует сбережение ресурсов для будущего и обеспечивает стремление индивидов к использованию своих ресурсов в интересах других людей.
Без института частной собственности свободное развитие общества и экономики попросту невозможны.
Не менее важная роль отводится свободе обменов и рыночной конкуренции. В частности речь идет о свободной торговле, стимулировании и развитии конкурентной борьбы на рынке между ее участниками.