На какие средства содержатся государство в древней греции

На какие средства содержатся государство в древней греции thumbnail

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

Источник

Система государственности в Древней Греции была уникальной и нехарактерной для античного мира. Рассмотрим, почему именно греки являются изобретателями демократии.

На какие средства содержатся государство в древней греции

Полисная система Древней Греции

Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.

Читайте также:  Какое вещество содержится в сыре

Карта греческих полисов

Рис. 1. Карта греческих полисов.

Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.

Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.

В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.

Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.

Воин-спартанец

Рис. 2. Воин-спартанец.

В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других – пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.

Колонизаторская деятельность полисов

Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).

Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.

Карта греческих колоний

Рис. 3. Карта греческих колоний.

Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.

Что мы узнали?

Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 349.

Источник

Доклад

Налоги в Древней
Греции

Москва 2014

Литургии,
их разновидности и особенности обложения

В афинском государстве не существовало
прямого и постоянного налогообложения
граждан, и крупные суммы на государственные
нужды изыскивались в результате разовых
государственных займов. Одним из таких
источников средств на государственные
нужды были литургии — налоговые повинности,
возлагавшиеся на наиболее состоятельных
граждан. Появление института литургий
следует связывать именно с Афинами: позднее
он был заимствован другими греческими
полисами, а также получил свою вторую
жизнь в эллинистическое время, хотя и
в изменившейся форме. Проблема литургий
самым непосредственным образом связана
с историей афинской демократии: литургии
возникли с рождением последней и исчезли
с ее гибелью. Также средства на общественные
расходы поступали от общинной собственности,
например с земельных участков, рудников,
от таможенных пошлин, податей на иностранцев,
от налогов с продаж, судебных пошлин и
штрафов. Когда этих поступлений не хватало,
взимали налоги с доходов, в том числе
с доходов от сельского хозяйства. Особый
налог — метэкион выплачивали на территории
Аттики и Афин метеки (выходцы из других
общин, которые не принимались в состав
фил, фратрий и родов, принадлежность к
которым определялась кровнородственными
связями коренного аттического населения)
Когда в V в. до н. э. Афины начали проводить
активную внешнюю политику и вести многочисленные
войны, ситуация резко изменилась. Простые
граждане, неся бремя военной службы во
время войн, получая ранения и погибая
на них, начали требовать от полиса диэт
(денежного содержания). Таким образом,
в финансовом хозяйстве сложилось следующее
положение: низшие слои получали диэты,
средние ничего не получали, но и ничего
не платили, знать несла налоговые повинности
(литургии).

Еще одно существенное изменение
произошло в Афинах в начале V столетия
до н. э. Примерно в 483 г. там был построен
большой флот, а в 478 г. до н. э. был создан
оборонительный Морской союз греческих
государств, направленный против персов,
который в дальнейшем превратился в Афинскую
морскую державу. Создание флота стало
возможным благодаря открытию новых месторождений
серебра в Лаврионе. По совету Фемистокла
было решено относительно высокие доходы
от этих рудников не распределять между
гражданами, а выдавать по одному таланту
на каждую сотню богатых граждан, чтобы
каждая из них выстроила на эти деньги
по одной триере, самому современному
военному судну того времени. Денег, возможно,
хватало на постройку судна, но их не хватало
на его оснащение. Таким образом, хозяевам
приходилось доплачивать из собственного
кармана. Этот институт получил название
триерархии и в последующий период играл
большую роль в Афинах. Триерархия была
одной из многочисленных литургий, количество
которых начало расти с конца VI — начала
V в. до н. э. 

Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин для мозга

С течением времени организация
налогообложения совершенствовалась.
В число повинностей вошли финансирование
праздничных шествий, культовых факельных
шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства
и, как в прошлом, выделение средств на
приношение единичных жертв (что означало
на деле общественные трапезы). Литургии
как бы дополняли личную независимость
граждан, которая находила свое отражение
также в том, что им не приходилось регулярно
платить прямых налогов.

До V в. до н. э. данная налоговая
система, по-видимому, функционировала
без особых осложнений, хотя предпосылки
к ее реформированию уже начали складываться:
многое зависело от того, в какой степени
пожертвования и политическое руководство
соответствовали друг другу. Но уже тогда
существовали определенные нормы, а может
быть и законы, регламентировавшие эти
повинности. Их несение отнюдь не было
добровольным делом.

Литургии были реализацией
принципа равенства, когда богатые должны
были делиться с государством через систему
добровольных пожертвований. Многие богачи
Афин не только не были против литургий,
но считали честью и даже конкурировали
за право давать деньги на строительство
престижных объектов. Сократ говорил богатому
греку: «Если ты когда-либо не выполнишь
свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне
накажут тебя точно так, как если бы ты
украл их собственность». Богатые греки
делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали
нормативный размер. В литургиях участвовали
и представители среднего класса. Публичное
порицание за неучастие в данной традиции
было мощным инструментом оказания давления.
По сути дела, богатые люди получали активы
в трастовое управление от города. Владение
предполагало не только права, но и обязанности.
Получилась система частного управления
большими активами, что исключало присутствие
бюрократии. Если городу нужен был мост,
его строил богатые гражданин. Ему за это
возносили почести. Сегодня принципы финансирования
госрасходов и управления госактивами
принципиально изменились. Люди, которых
постоянно «доят» чиновники, остаются
анонимными. Мотивация принципиально
изменилась. В нашем обществе немыслимо,
чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше
налогов, чем предусмотрено законом. Греки
при помощи литургий строили цивилизацию
без деспотии. В этой системе не было ухода
от налогов. Она работала без принуждения.
Когда позже римляне сохранили литургию,
они превратили ее в инструмент конфискации
собственности без справедливого вознаграждения.

Основные
источники доходов Древней Греции

Характерной особенностью древнегреческого
общества было негативное отношение к
личным налогам, поскольку граждане считали,
что такие налоги несут клеймо рабства
и поэтому являются унизительными. Отношение
к налогам на имущество было терпимым.
Вот почему основным источником поступлений
в государственную казну были налоги с
иностранцев, куртизанок, вольноотпущенников,
дань союзников, доходы от эксплуатации
природных ресурсов — морей, рудников.

Рассмотрим источники доходов
подробнее.

Доходы от
граждан:

а) прямые налоги, которые имели
случайный характер и распространялись
в основном на куртизанок;

б) пританьи — специальная пошлина,
взималась за судопроизводство. Так, истец
и ответчик за рассмотрение дела в суде
платили в зависимости от суммы иска (от
100 до 1000 драхм — 3 драхмы, от 1000 до 10 000 драхм
— 30 драхм). Виновная сторона платила двойной
штраф. Такое же пошлину платили за перенос
дела из одной инстанции в другую, при
апелляции и т.п.;

в) конфискация имущества —
применялась в отношении лиц, которые
вызвали общее недоверие злоупотреблениями
властью, а также к лицам, совершившим
уголовные преступления;

г) литургии — повинности богатых
граждан, которые были обязаны за собственные
средства оборудовать военные корабли
(триерархия), готовить хор для драматических
спектаклей или музыкальных соревнований
(хорегия), устраивать гимнастические
игры (гимнасиархия).

Доходы от
рабов и граждан других государств:

а) доходы от рабов. Последние
облагались специальным налогом в размере
3 оболов, что давало в казну до 33 талантов
в год;

б) косвенные налоги, которыми
облагались иностранцы при торговле товарами.

Доходы от
эксплуатации природных ресурсов:

а) доходы от эксплуатации рудников.
Основной из них — Лаврионський серебряный
рудник — был поделен на участки, которые
предоставлялись в аренду с условием платежа.
Кроме того, ежегодно в доход казны надо
передавать 4% руды. Рудники были и в других
частях Греции — на острове Тазос, во Фракии
подобное. Доходы от них составили 35-40
талантов ежегодно;

б) доходы от эксплуатации портов
и морей — все товары, которые ввозились
или вывозились морем или сушей облагались
налогом, сборы за погрузку и разгрузку
товаров в размере 1/50 части, сборы за стоянку
кораблей в гавани. Греки завладели Византией,
сразу же организовали там таможню, которая
приносила ежегодно доход 70-80 талантов.

Доходы от государственного
имущества, которое предоставлялось лицам
на содержание или обрабатывалось под
государственным контролем.

Доходы от союзников. Для борьбы
со своими врагами Греция создавала военные
союзы. Союзные державы обязывались помогать
войском и кораблями, но довольно часто
вместо войска и кораблей платили деньгами,
фактически было данью.

Около 540-464 pp. до н. е. для борьбы
с персами и освобождения части греческих
территорий Аристид — афинский полководец
и влиятельный политический деятель, стоявший
во главе Афинского морского союза) создал
казну морского союза, которая хранилась
на острове Делос. С течением времени первоочередное
назначение казны — средство для борьбы
с персами — потеряло свое значение, союзники
ослабели, были разрознены, и казна в 454
г. до н. н.э. была переведена в Афины и стал
с тех пор, по сути, афинской государственной
казной.

Читайте также:  Какие продукты содержатся в диете елены малышевой

Такая своеобразная дань союзников
долгое время занимала первое место по
удельному долей в доходах государства
и при Аристид достигло 460 талантов ежегодно,
при Перикле (около 490 — 429 pp. До н. Э) — 600
талантов.

Итак, как видно из приведенных
данных, в Древней Греции, несмотря на
отсутствие системности, механизм сбора
поступлений был достаточно разветвленный
и обеспечивал основные потребности государства.

Особенности
налога военного времени — эйсфора

Когда Афинское государство
переживало трудное время, граждане и
метеки облагались временным и чрезвычайным
прямым налогом (эйсфора). Впервые он был
введен в Афинах около 428-427 гг. до н. э. Неизвестно,
каким образом эйсфора взималась в V в.
до н. э.: некоторые ученые предполагают,
что тогда это был налог на доход  с
недвижимости.

Но поскольку к налогу привлекались
и метеки, платившие 1/6 всего налога, вероятнее
предположить, что уже в V, как и в IV в. до
н. э. это был налог и на недвижимое, и на
движимое имущество. В 428 г. до н. э. общий
размер дохода от эйсфоры исчислялся в
200 талантов.

Эйсфора был самым ненавистным
налогом в Афинах, ибо по укоренившимся
представлениям прямая подать казалась
несовместимой с гражданской свободой.
Поэтому к ней прибегали только в крайнем
случае. Даже тогда, когда этот налог взимался
в течение длительного времени, он всегда
рассматривался лишь как мера временная.

Афинское государство имело,
таким образом, разнообразные источники
дохода, но все средства, которые собирались
в Аттике, были значительно меньше тех
сумм, какие поступали от афинских союзников.
Экономическая мощь Афинского государства
в V в. до н. э., таким образом, была связана
с политическим и военным порабощением
других греческих городов.

Ввозные
пошлины

В Греции таможенные пошлины
на привозные товары составляли 1/10 часть
их цены. Однако со временем афиняне решили,
что умеренные пошлины способствуют развитию
торговли и могут дать большой доход. Поэтому
во время Демосфена в IV веке до нашей эры
привозные пошлины сократились до 1/20,
1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные
предметы (оружие, воинское снаряжение)
освобождались от уплаты пошлин. Союзники
Афин имели таможенные льготы, уплачивая
пошлины в размере 1/100 части цены товара,
в то время как города, зависимые от Афин,
платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане,
которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч,
с разрешения ареопага были освобождены
от уплаты пошлин.

Сбор таможенных пошлин производился
в морских портах и на городских рынках.
Существовали сухопутные таможни, операции
в которых иногда прекращались при закрытии
границы в случае враждебных отношений
с соседями. Пошлины уплачивались золотом
и серебром.

Сбор пошлин отдавался на откуп
отдельным лицам или группам, которые
имели поручителей из числа именитых граждан.
Торги на право получить откуп проводились
на площади Афин, где 10 выборных граждан
публично решали вопрос, какую из предлагаемых
сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть
и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики
платили государству, а всё, что им удавалось
взыскать сверх неё, было их доходом. В
случае неуплаты откупщиками установленного
взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении
данного обязательства они повергались
к тюремному заключению. За процессом
взимания таможенных пошлин с торговцев
откупщиками следили уполномоченные власти.
Суммы таможенных пошлин на товары записывались
мелками на папирусе, каменных и керамических
плитках, выставляемых на всеобщее обозрение.
Во время Пелопонесской войны в V веке
до нашей эры афиняне отдали взимание
таможенных сборов на откуп за 36 таланов,
а сборы откупщиков составили 40 таланов.
Позднее сборы увеличились настолько,
что ежегодный таможенный доход афинян
составлял свыше 1600 таланов.

Кассы полиса и кассы храмов – источники
пополнения казны

Налоги взимали откупщики, обязавшиеся
платить твердую сумму общине. Деньги
поступали в различные кассы, возглавляемые
казначеями.

Другого способа осуществлять
контроль за финансовым хозяйством, кажется,
не было. Немецкий историк Кристиан Майер
считает, что в этом нашло свое отражение
и то обстоятельство, что деньги шли не
только в руки государства, которое ведало
бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное
различие. Даже если излишки по соответствующему
решению могли быть переданы из одной
кассы в другую, прямая взаимосвязь между
расходами и доходами все же сохранялась.
Впоследствии нашли и нужную формулировку,
верно подметившую способ общественного
хозяйствования: деньги появляются только
тогда, когда они действительно нужны,
но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись
с потребностями в расходах, а не наоборот
— расходы, которые намечались бы в зависимости
от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.

Одновременно с различными
кассами полиса существовали еще и кассы
храмов, поступления в которые шли от сдачи
в аренду земельных участков, из денежных
пожертвований и приношений, а также от
налогов на доходы из той части военных
трофеев, которая посвящалась богам. Полис,
если заставляла нужда, мог брать эти деньги
в качестве займа под проценты, правда,
зачастую не имея возможности возвратить
их. Общественных займов практически не
было. При необходимости для покрытия
дефицита на состоятельных граждан полиса
раскладывался соответствующий налог.

Источник