На какие продукты фиксированная наценка
Зравствуйте!Подскажите, пожалуйста, в каком законодательном акте посмотреть размеры,т.е. % минимально и максимально — разрешённой наценки на продукты питания при розничной торговле ООО на ЕНВД.Есть какие либо ограничения в данном вопросе?
Добрый день.
N 381-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
8) цены на продаваемые товары;
4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с этим был утвержден соответствующий перечень:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»
24 наименования:
говядина, свинина, баранина, куры (кроме куриных окорочков), рыба, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко, куриные яйца, сахар-песок, соль, черный байховый чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, шлифованный рис, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, капуста, репчатый лук, морковь, яблоки.
То есть в установлении предельных цен следует руководствоваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (если таковые были приняты).
Спасибо, большое!Извините, я знаю что по два вопроса задавать нельзя в одной теме.Но,пожалуйста, если можете, ответьте мне здесь,а то я запутаюсь в разных темах.Законна ли средняя наценка по ООО на продукты питания 15% и ниже?
Ну а почему нет?
У вас же розница. Это в оптовых продажах налоговики сравнивают цены по разным сделкам и требуют, чтобы они укладывались в некие границы, а у вас-то что проверять — цены для всех одинаковые, насколько я понимаю.
Если вам выгодно работать с такой наценкой — вы работаете. Если невыгодно, то либо разоряетесь, либо поднимаете процент надбавки. Это закон рынка.
Добрый день. Например, в Кемеровской области наценка на «местных» производителей по товарам потребительской корзины от 0,5 до 10%! И делается это так: в торговый отдел всех по очереди (больше трех не собирают) на ковер, выдают на руки ассортиментный перечень с наименованием товаров и максимально допустимый % наценки на данный товар. И всё! Не будешь соблюдать-задолбят все, кому не лень!
А раньше ограничение было только на хлеб=10% и хлебобулочные=25%.
Поэтому Вам лучше связаться со своим торговым отделом и проконсультироваться на месте, на какие товары какое ограничение придумано, а следовательно-законно.
Социально значимые продукты — те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.
Как формируется перечень?
Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.
Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.
Социально значимые продукты: список
На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.
№ | Наименование | Характеристика |
1 | Говядина | Кроме бескостного мяса |
2 | Свинина | |
3 | Баранина | |
4 | Курятина | За исключением обработанного мяса и окороков |
5 | Замороженная рыба | Неразделанная |
6 | Молоко | Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5% |
7 | Масло сливочное | Жирностью до 72,5% |
8 | Масло подсолнечное | — |
9 | Чай | Черный байховый |
10 | Мука | Только пшеничная |
11 | Хлеб ржаной | Без пищевых добавок и прочих примесей |
12 | Хлеб пшеничный | |
13 | Яйца | Первой категории |
14 | Сахар | Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде |
15 | Соль | Каменная поваренная |
16 | Рис | Шлифованный круглый |
17 | Пшено | — |
18 | Крупа гречневая | |
19 | Вермишель | Без пищевых добавок и прочих примесей |
20 | Картофель | — |
21 | Капуста | Белокочанная |
22 | Морковь | — |
23 | Лук | Репчатый |
24 | Яблоки | Отечественных сортов |
Грядущие изменения
Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.
Цены на социально значимые продукты
Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, — цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.
№ | Наименование | Количество | Цена (в российских рублях) | ||
Минимум | Средняя | Максимум | |||
1 | Говядина | 1 кг | 250 | 285 | 320 |
2 | Свинина | 190 | 245 | 300 | |
3 | Курятина | 112 | 122,74 | 141 | |
4 | Замороженная рыба | 42,6 | 68,43 | 82,8 | |
5 | Молоко | 1 л | 27 | 32,87 | 39,5 |
6 | Масло сливочное | 1 кг | 266,6 | 337,63 | 444,8 |
7 | Масло подсолнечное | 1 л | 63 | 77,29 | 86 |
8 | Чай | 200 г | 51,4 | 64,7 | 72 |
9 | Мука | 1 кг | 18,1 | 23,73 | 26,6 |
10 | Хлеб ржаной | 1 шт. | 20,1 | 22,77 | 25,5 |
11 | Хлеб пшеничный | 15 | 16,21 | 19,8 | |
12 | Яйца | 10 шт. | 41 | 49,78 | 53,9 |
13 | Сахар | 1 кг | 43 | 49,6 | 54 |
14 | Соль | 7,6 | 9 | 8,47 | |
15 | Рис | 0,8 кг | 36 | 40,67 | 48 |
16 | Крупа гречневая | 49,9 | 52,83 | 56,1 | |
17 | Вермишель | 1 кг | 28 | 35,63 | 42,5 |
18 | Картофель | 10,6 | 13,3 | 17 | |
19 | Капуста | 9,5 | 12,82 | 16 | |
20 | Морковь | 13,2 | 14,98 | 17,4 | |
21 | Лук | 14,9 | 17,36 | 19,9 | |
22 | Яблоки | 59,9 | 70,56 | 96 |
Немного о ценообразовании
Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.
Перспективные решения
Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.
Исходя из законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.
Другие возможные ограничения
Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.
Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.
Мнение предпринимателей
Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.
Общественное мнение
Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах — 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте «Российская общественная инициатива» было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.
Продавец | Базовая цена | Максимальная наценка |
Производитель первичного сырья | Себестоимость производства | 40% |
Переработчик | Отпускная цена производителя сырья | 15% |
Организация оптовой торговли | Отпускная цена производителя товара | 10% |
Организация розничной торговли | Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика | 15% |
Организация общественного питания |
Основная проблема
Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.
Непродовольственные товары
Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:
- туалетное мыло;
- хозяйственное мыло;
- синтетические моющие средства;
- зубную пасту;
- зубные щетки;
- бритвенные принадлежности;
- канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
- швейные принадлежности (нити и игла);
- осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
- постельное белье;
- нижнее белье.
Негативные тенденции
Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:
- покупка некачественных и контрафактных товаров;
- замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
- стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.
Заключение
На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.
Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.
Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.
Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?
Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.
Расчет торговой наценки
Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.
Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:
- наличие сильных конкурентов;
- удаленность торговой точки от поставщиков товара;
- ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
- размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
- узнаваемость торговой марки (бренда);
- является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.
Минимальная наценка на товар для налоговой может быть рассчитана исходя из точки безубыточности. Это можно сделать простым методом.
Например, предприниматель приобрел партию однородных изделий за 100000 рублей и предполагает реализовать ее за один месяц. При этом его затраты на аренду помещения составляют 5000 рублей, зарплата персонала 25000 рублей, а иные расходы (бухгалтерия, уборка, транспорт составляют 10000 рублей. Тогда минимальная наценка составит:
Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%
Меньшая надбавка к закупочной цене приносит убытки, а большая – прибыль. Однако, если оборот растет и предприниматель может реализовать партию за полмесяца, то минимальная наценка будет:
Наценка = (2500+12500+5000)*100/100000 = 20%
Этот простой пример показывает, что имея надбавку 30% можно получить как убыток 10000 рублей в месяц, так и прибыль 20000 рублей в месяц. То есть получить 20000 рублей прибыли можно как повысив наценку до 60%, так и ускорив в два раза оборот.
Следует, однако, помнить, что снижение цены не всегда обеспечивает увеличение оборота. На брендовые сезонные товары наценка в первые «горячие» месяцы (недели) продаж может достигать 400—500% и даже больше. Поэтому вне сезона продавцы устанавливают скидки до 70% и все равно имеют прибыль.
Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой
Если предприниматель торгует ограниченным ассортиментом продукции, то он устанавливает индивидуальные наценки на каждое наименование и может гибко реагировать на колебания спроса. Такой подход затруднен при широком ассортименте в торговой точке даже чисто технически (трудно часто менять ценники на сотнях выставленных на полках образцов), хотя современные «умные» компьютерные программы могут анализировать ход продаж и давать советы продавцу.
Обычно предприниматели разбивают свои товары на товарные группы. Например, мясные продукты, молочные, бакалея, кондитерские изделия и так далее. Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле устанавливать по разным группам товаров можно оценить, анализируя цены конкурентов.
Иногда внутри одной товарной группы предприниматели дифференцируют наценку в зависимости от уровня закупочной цены партии. То есть на дешевые изделия устанавливают большую наценку, чем на дорогие. Такой подход может стимулировать увеличение продаж дорогих товаров и увеличить валовую прибыль.
Какую наценку можно делать на товар по закону
Как мы уже отметили выше, на большинство продуктов, услуг и товарных групп в России отсутствуют ограничения на размер торговой надбавки. Ее определяют сами субъекты предпринимательской деятельности с учетом реалий рыночной ситуации. Но есть специфические социально значимые товарные группы, на которые государство устанавливает предельные размеры торговых надбавок. К ним относятся:
- изделия медицинского назначения;
- фармпрепараты;
- детское питание;
- блюда и продукты объектов общественного питания, расположенные в учебных заведениях;
- продукция, которую доставляют в районы Крайнего Севера и приравненные к ним.
Надбавки на изделия медицинского назначения и фармацевтические препараты, а также их перечень регулируются Правительством России. На остальные услуги и изделия надбавки устанавливают региональные власти.
Следует также иметь в виду, что наценка свыше 30% не допускается на важнейшие продовольственные продукты первой необходимости. Это хлебобулочные изделия, бакалея, мясо, молочные продукты и другие товары, цены на которые формируют стоимость потребительской корзины.