Матрена тимофеевна корчагина какой смысл содержится в говорящей фамилии
История судьбы Матрены изложена в 3 части поэмы
«Крестьянка»
К женщине странников приводит молва, утверждающая,
что если кто из женщин и может быть назван счастливицей,
то исключительно «губернаторша» из села Клину.
Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, осанистая, красивая
и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье,
«закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально
ни о чём говорить.
Но Матрена всё же решилась «всю душу открывать».
Только в самом начале жизнь была добра к ней –
вспоминает Матрена.
Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой»,
холили и лелеяли.
Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь,
а все же её выдают замуж .
Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом
и отправляется в незнакомый край, в большую и
неприветливую семью.
Там она попадает «с девичьей холи» в ад.
«Сонливая, дремливая, неурядливая!» — так называют в
семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы.
Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки,
и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой
поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула»)
и не подумает облегчить ее жизнь.
К тому же он почти все свободное время проводит на заработках,
а Матрену «некому любить».
Здесь подчёркивается незаурядный характер и внутренняя
душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась,
а она делает всё, как велено и всегда находит повод
порадоваться самым простым вещам.
Вернулся муж, «привез платочек шелковый, да прокатил на
саночках»- и Матрена запела радостно, как раньше певала
в родительском дому.
Единственное счастье крестьянки – в детях.
Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого
она не может наглядеться:» Как писаный был Демушка!».
Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают
крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское
терпение.
Призвание растить и защищать своих детей подымает Матрену
над серой обыденной жизнью.
Образ женщины превращается в героический.
Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем:
нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на
попечение старику, из-за трагической случайности погибает.
Смерть ребенка в то время не была редким событием,
это несчастье часто обрушивалось на семью.
Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это её первенец, —
так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама
мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила
своего сына.
Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при
вскрытии Демушки – его «испластали»,и эта страшная картина
навсегда запечатлелась в материнской памяти.
Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога.
Когда в село приходит странница со странным требованием
не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина
оказывается единственной, кто её не послушался.
Кому терпеть, так матери»- в этих словах Матрены вся
глубина её материнской любви.
Ещё одна черта крестьянки – это её решительность.
Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться
за своё счастье. Именно Матрена одна, из всей огромной
семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают
в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его
домой.
За этот поступок она получает высшую награду–
народное уважение.
Отсюда и пошло её прозвище-«губернаторша».
Теперь в семье её любят, а в селе считают счастливицей.
Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни
Матрены, не дают ей возможности самой отозваться
о себе как о счастливой.
Решительная, самоотверженная, простая и искренняя
женщина-мать, одна из множества русских крестьянок-
такой предстает перед читателем Матрёна Корчагина.
История персонажа
Сочинение Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.
Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист Григорий Добросклонов. Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.
История создания
Николай Некрасов
Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.
Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством Ермила Гирина и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.
Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.
Внешность Матрены Тимофеевны
Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.
Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.
Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.
Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.
Образ Матрены Тимофеевны
Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.
Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.
Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.
Цитаты
В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:
«А то, что вы затеяли,
Не дело — между бабами
Счастливую искать!»
Матрена Тимофеевна
За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:
«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры…
Что дальше? Домом правлю я,
Рощу детей… На радость ли?
Вам тоже надо знать!»
Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!»
Главная страницаКому на Руси жить хорошо
Матрена и мужики. «Рассказ крестьянки.» Иллюстрация С. В. Герасимова |
Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина является одной из центральных героинь поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
История жизни крестьянки Матрены описана одной из частей поэмы под названием «Крестьянка».
В этой статье представлен образ и характеристика Матрены в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы о поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Кто такая Матрена в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Главные герои поэмы, семеро мужиков-крестьян, путешествуют по Руси в поисках людей, которым живется хорошо на Руси. Мужики встречают крестьянку Матрену, которая рассказывает им свою историю жизни.
Судьба бедной Матрены тяжела и печальна. Матрена переживает много испытаний и бед: смерть сына, ранняя смерть родителей, злые родственники мужа, несправедливость властей и т.д. Матрена стойко переносит все тяготы жизни, но ее судьбу не назовешь счастливой.
Образ и характеристика Матрены в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание внешности и характера, портрет в цитатах
Полное имя героини — Матрена Тимофеевна Корчагина:
«…Спросите вы Корчагину / Матрену Тимофеевну…»
Матрена — простая крестьянка:
«…Полюбил меня, / Дочь крестьянскую?..»
«…Ты – крепостная женщина!..»
Возраст Матрены — 38 лет:
«…Лет тридцати осьми…»
«…Старухе – да не пить?..» (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)
Матрена живет в селе Клин:
«…А есть в селе Клину…»
О внешности Матрены известно следующее:
«…Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная…»
«…Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо…»
«…Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное…»
«…Ненаглядная, / Хорошая… пригожая…» (до замужества)
«…Поблекло бело личико…»
«…Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…»
«…Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна…»
Матрена — крепкая, сильная женщина:
«…Чего ты? Эка силища!..»
«…Корова холмогорская, / Не баба!..» (холмогорские коровы — это крупные и крепкие коровы)
Матрена Тимофеевна — трудолюбивая женщина:
«…Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать?..»
«…А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу…»
«…Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я…»
Матрена Корчагина содержит большое хозяйство:
«…за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород…»
Матрена — умная женщина:
«…доброумнее / И глаже – бабы нет…»
Матрена Тимофеевна — смекалистая женщина:
«…Смекнула Тимофеевна, / Что дело подходящее…»
Матрена — искренняя, откровенная женщина:
«…Не скрою ничего!..»
«…стала нашим странникам / «Всю душу открывать…»..»
Матрена — свободолюбивая женщина:
«…Я в подневолье с волюшки, / Бог видит, не пойду!»..»
Матрена Тимофеевна — резвая женщина:
«…Впервой я поклонилася — / Вздрогну́ли ноги резвые…»
Матрена — смелая, дерзкая женщина:
«…а бабу дерзкую / Примерно наказать!..»
«…Простите! я была / Спесива, непоклончива…»
Матрена Тимофеевна — верная, честная жена:
«…Жена я мужу честная…»
У Матрены Тимофеевны пятеро сыновей:
«…Пять сыновей!…» (погибший сын Демушка, вероятно, был шестым сыном Матрены)
Матрена — честная женщина. Она учит своих детей не воровать:
«…Просите, детки, ласкою, / Не смейте воровать!..»
Матрена Тимофеевна — терпеливая женщина:
«…Терплю и не ропщу!..»
Матрена Корчагина много выстрадала в жизни, живя в семье мужа:
«…Усни, многокручинная! / Усни, многострадальная!..»
«…Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..»
«…Потуги лошадиные / Несли мы; погуляла я, / Как мерин, в бороне!..»
Жизнь Матрены не является счастливой:
«…По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <…> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!..»
«…Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!..»
«…Не дело – между бабами / Счастливую искать!..»
За свою жизнь Матрена выплакала много слез:
«…Теперь одно богачество: / Три озера наплакано / Горючих слез…»
Матрена Корчагина потеряла много здоровья из-за тяжкого труда и душевных страданий:
«…во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой…»
Матрена Тимофеевна — глубоко верующая женщина. Она находит утешение в молитвах:
«…Чем больше я молилася, / Тем легче становилося…»
«…Открой мне, Матерь Божия, / Чем Бога прогневила я? / Владычица!..»
Почему Матрену называют «губернаторшей»?
Однажды добрая губернаторша помогает бедной Матрене в тяжелой ситуации. С тех пор Матрену называют «губернаторшей»:
«…Ославили счастливицей, / Прозвали губернаторшей / Матрену с той поры…»
Анонимный вопрос · 9 февраля 2018
9,2 K
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
Героиня Матрена Тимофеевна появляется в поэме в главе «Крестьянка». Ее образ очень светлый и сильный. Она описывается как красивая, статная женщина лет 38. К ней странников приводит молва, утверждающая, что она и есть та самая счастливица, которую они ищут. Однако Матрена рассказывает им историю своей жизни, доказывая, что то, что все жизненные испытания она переносит стойко, не означает счастья. В финале главы Матрена говорит странникам, что женщина на Руси в принципе счастлива быть не может, потому что всю жизнь беспокоится и переживает за всех.
Салтыков-Щедрин вырос в богатой дворянской семье, но не принял её идеалы, разделив интересы народа. Почему?
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
Салтыков-Щедрин родился и вырос в семье очень среднего дохода, хотя и дворянского древнего рода. Он учился, например, на государственную стипендию, а не на средства семьи. Первыми его учителями стали крестьянин-живописец и местный священник — родители не тратились на иностранных гувернеров. Потом он служил офисным работником. Никаких «интересов народа» он не разделял. Он писал издевательскую сатиру на чиновников и был обычным российским либеральным интеллигентом-западником. Его один раз сослали с сохранением офисной должности в Вятку. Потом он вернулся и спокойно служил в разных министерствах, пока не стал вице-губернатором в нескольких городах. Когда он стал редактором журнала «Отечественные записки», там публиковались работы популярных тогда либеральных журналистов и писателей. И снова ни о каких «интересов народа» там речи не было, а снова была горькая сатира на современную ему Россию. Короче, в вопросе нет ни одного верного положения.
Какие характерные черты у Ермила Гирина в произведении кому на руси жить хорошо?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Ермил Гирин выделяется среди других крестьян, пользуется их уважением и почетом. Он молод, умен, честен, любит правду, заслужил доверие к себе со стороны других крестьян и когда обращается к ним за чем-либо, предпочитает дела решать всем миром, он открывается перед людьми, рассчитывая, что его поддержат. Все знают, что Ермила справделив, порядочен никогда не попросит ничего, если в этом нет дейстивительно сильной нужды, и никогда не обидит слабого и невиновного.
Как вы понимает эпиграф рассказ Матрёнин двор: «Не стоит село без праведника»?
Научим разбираться в сложных темах.
Рассказываем об искусстве, психологии и науке. · artforintrovert.ru
В центре рассказа Солженицына «Матрёнин двор» стоит проблема упадка деревни, в которой Александр Исаевич видел суть и стержень России. Причем ценность дерени выражалась именно в людях, населявших ее.
Но «красное колесо», под которым он имел ввиду Октябрьскую революцию, изменило не только политический строй, но и изменило сам дух русской земли. Символически Солженицын показывает это через трагическую судьбу Матрёны.
Соответсвенно, эпиграф говорит нам, что не стоит земля русская без села, без крестьян, без духа настоящей, дореволюционной России. Солженицын очень близко переживал гибель русской деревни.
Как изображается народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Люблю фантастику, вязание, начинающий садовод
Вся поэма — это рассказ о тяжелой, голодной жизни крестьян. Особенно ярко об этом рассказывается в «Голодной» песне. Поэт не приукрашивает, а показывает жизнь такой, какой она была на самом деле. Очень хорошо рассказывают о жизни крестьян названия тех мест, откуда родом крестьяне: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. С сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не хотят мирятся со своим голодным, бесправным существованием. Холопы Яков, Глеб, Сидора, Ипат, Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас — у каждого из них своя причина “искать правду”, но глядя на них на всех вместе можно понять, что крестьянская Русь уже не будет терпеть и жить по прежнему.
Кто такой Савелий Богатырь из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
Матрена Тимофеевна рассказывала историю про своего родственника — дедушку её мужа. Этим родственником был Савелий Богатырь — бывший крепостной крестьянин, живущий в селе Корежина. Он учился грамоте, верит в бога, храбрый, терпеливый, но свободолюбивый человек. Ему уже 107 лет, и он слаб, но когда-то в молодости он был богатырем, который прошел много страданий из-за своего управляющего-немца. Он убил немца, когда крестьяне больше не могли терпеть издевательства, поэтому его отправили на каторгу в Сибирь. Там он пытался сбежать, но безуспешно, поэтому пробыл на каторге 20 лет, а потом ещё 20 лет в ссылке. После этого Савелий вернулся на родину и завел семью, детей и внуков. Однажды, когда он нянчил сына Матрены, Савелий уснул и ребенка загрызли свиньи. Савелий отправляется жить в монастырь, чтобы молится о прощении. Матрена прощает его, старик возвращается домой, но вскоре умирает от болезни.
Прочитать ещё 1 ответ