Массовый продукт какой культуры
Культура как феномен является многообразной по своим проявлениям. В наши дни существует множество разных и одновременно уникальных культур, каждая из которых отличается от прочих рядом характерных признаков. В частности, все мы являемся носителями национальной культуры (русской, корейской, английской) или духовной культуры (придерживаясь определенных норм морали и ориентируясь на конкретные идеалы). Все это разнообразие культурного мира можно объяснить через типы и формы культуры . И одной из особых, знаковых форм культуры современности является массовая культура.
Мы живем в век массовой культуры, поскольку она окружает нас повсюду. Она проявляется в художественных фильмах, в телевизионных передачах, в публикуемых заметках, в картинах и во многом другом, что привычно и доступно для многих людей. Интерес к массовой культуре возник в науке на рубеже XIX-XX веков, когда появилось массовое общество, массовое производство и массовые средства коммуникации. Говоря другими словами, массовая культура сложилась в условиях индустриального типа общества, сформировавшегося к началу прошлого века.
На сегодняшний день учеными проведено множество исследований по проблемам массовой культуры. Обобщая эти знания, далее мы рассмотрим:
- понятие «массовая культура» и основные особенности массовой культуры;
- три формы культуры — массовая, элитарная и народная, чтобы лучше разобраться в феномене массовости;
- связь массовой культуры и СМИ;
- функции массовой культуры;
- опасности массовой культуры.
Особенности массовой культуры
Массовая культура обладает определенными особенностями, для нее присущи специфические и характерные черты. Чтобы понять — в чем состоят особенности массовой культуры и выявить ее признаки, необходимо обратиться к основным элементам, из которых и образуется данный феномен.
Первое. Массовая культура – это культура для массовой аудитории.
Масса как социальная категория сложилась к началу XX века, когда появились массовое производство и средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и пр.). Кроме того, одним из результатов технического и научного развития общества стало формирование массовых социальных слоев, претендующих на долю культурных благ. Для человека массы стали востребованными стандартные, типичные, похожие друг на друга творческие продукты. Такие произведения искусства стали доступными для большого количества людей на основе снижения их качества, большей доступности и, соответственно, снижения трудоемкости создания культурного продукта.
В этот период времени неслучайно появляются направления масскульта в литературе (хотя первым романом массовой культуры нередко считают «Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо), модернизм и абстракционизм в искусстве, набирает популярность кинематограф. Для массовой аудитории, которая стала образованной и имела свободное от труда время, требовалась культурная продукция повседневной и развлекательной направленности. Требовались такие культурные блага, которые были бы понятны для всех, для простого обывателя.
Второе. Для массовой культуры характерны определенные технологии ее производства, обеспечивающие массовый доступ к культурным благам.
Издаваемые книги, выпускаемые фильмы и мелодии, создаваемые полотна должны не просто попасть к обычному человеку, но и быть доступными для понимания.
Для того, чтобы обеспечить массовое потребление культурного продукта, в производстве благ данной культуры применяются следующие технологии:
- тиражируемость (благодаря возможности множить культурные формы обеспечивается широкое распространение масскульта);
- визуализация культурных продуктов (использование картинок, изображений в вербальном тексте делает его более понятным и готовым для потребления, такой текст менее направлен на индивидуальную рефлексию);
- эмоциональность текстов культуры (нацеленность на эмоциональное восприятие произведений массовой культуры, культивирование страхов, чувств любви, дружбы и ненависти, а также успешности, чудесности и пр.);
- простота культурных благ и усредненность их качества (главное условие смыслов массовой культуры состоит в их легкости и простоте, незамысловатости форм, а также слабом внимании к качеству их производства);
- стереотипность (продукты данной культуры пронизаны стереотипами, например, предсказуемыми моделями поведения героев – «добрый» и «злой», стереотипами сюжетной линии, стереотипами строения эстрадной музыки и пр.);
- универсальность (формы масскульта рассчитаны на все слои населения, на универсального зрителя, и неважно где он проживает – в селе или в городе, в европейской или азиатской стране и т.д.).
Третье. Основным стимулом развития массовой культуры является коммерческая прибыль от производства масскульта.
Массовая культура с момента своего возникновения приобрела огромную массу поклонников доступных культурных благ. Человек массы, готовый платить за усредненный культурный продукт, который отвлекает его от тягот повседневной жизни, стал источником спроса на произведения массовой культуры.
Ценность результата культурной деятельности (картина, мелодия, книга и пр.) может измеряться не только уровнем социальной значимости, но и коммерчески — в виде финансовой стоимости. Соответственно, те культурные блага, которые пользуются спросом со стороны массовой аудитории, и получают импульс со стороны производителей масскульта. Коммерциализация культуры способствовала расцвету так называемой индустрии культуры (шоу-бизнес, дизайн и пр.) где творчество стало товаром и частью рыночных отношений. Причем именно экономические критерии и факторы прибыли нередко приобретают доминирующее значение для развития массовой культуры.
Четвертое. Средства массовой коммуникации (СМИ) – важнейший элемент массовой культуры.
СМИ (радио, печать, интернет, телевидение) представляют собой, по сути, тот фактор, который позволил массовой культуре достичь пика своего развития. СМИ и массовая культура тесно связаны между собой. СМИ, или медиа (если говорить словами англоязычных источников) позволяют преодолевать время и расстояние, связывая производителя и потребителя масскульта. Неважно где находится зритель, читатель, слушатель, поскольку средства массовой информации доставят до него культурный продукт, на какой бы территории он не располагался. Средства массовой информации — это те посредники, которые способствуют и производству, и потреблению массовых культурных благ (телесериалов, массовой прессы, музыкальных эфиров радио и т.д.)
На вопрос о том — как связаны СМИ и массовая культура, можно ответить, что средства массовой информации представляют собой важный элемент массовой культуры. СМИ являются основным способом тиражирования текстов массовой культуры (на экране телевизора, компьютера, на диске, на бумаге или цифровом накопителе). СМИ обеспечивают постоянную передачу огромного потока культурной информации самого разного уровня качества и разной направленности, которая доходит до каждого желающего. И специфика текстов массовой культуры будет зависеть от того, какой тип СМИ является посредником в передаче культурной информации. Например, более интеллектуальными признаются произведения массовой культуры, созданные в печатных СМИ, тогда как телевизионные передачи направлены на самого неискушенного зрителя.
Массовая, элитарная и народная культуры
Чтобы лучше понять характерные черты и особенности массовой культуры, необходимо рассмотреть все три формы культуры и через сравнение выявить ее отличия. В культурологии принято выделять три формы культуры — массовая, элитарная и народная.
Данные формы культуры рассмотрим с помощью таблицы, которая составлена исходя из следующих критериев:
- особенности автора произведения культуры;
- характеристика аудитории, на которую направлены формы культуры и тип личности, которую они формируют;
- уровень качества и мастерства при создании произведений культуры;
- специфика текстов культуры;
- доступность для понимания культурных продуктов.
Создается людьми, обладающими разным уровнем таланта, включая и непрофессионалов, создающих самые простые культурные продукты (например, домохозяйки или эстрадные артисты, пишущие книги)
Создается творцами — высокопрофессиональными и квалифицированными людьми (композиторы, поэты и пр.)
Создается анонимными авторами (поэтому в народных сказках и песнях слова и музыка часто являются народными)
Проста для понимания, не требуют больших духовных усилий и творческого вклада (например, телевизионный сериал)
Сложна для понимания обывателем, нужны опыт и особые знания (например, как театралам, зрителям балета и т.д.)
Относительно проста для понимания обывателем, но нередко требуется знание традиций той или иной народной культуры (русские былины, японские сказки, татарские песни)
Аудитория массовой культуры самая широкая из всех трех форм в силу доступности понимания ее текстов
Аудитория элитарной культуры малочисленна в силу сложности понимания ее текстов
Аудитория народной культуры многочисленна, но предполагается наличие заинтересованного типа аудитории
Для произведений массовой культуры характерно невысокое качество и простота в исполнении, коммерческая направленность, серийность
Произведения элитарной культуры высокого качества, для их производства требуется большая трудоемкость и мастерство автора
Произведения народной культуры преимущественно невысокого качества, но они пропитаны духом народных традиций
Тексты массовой культуры носят развлекательный характер, пользуются большой популярностью, нередко называются масскультом, а сама массовая культура – поп-культурой
Тексты элитарной культуры индивидуальны, со сложными художественными формами, они являются уникальными произведениями культуры
Тексты народной культуры несут в себе печать народных традиций, передают коллективную память народа (например, в народных поговорках или сказаниях).
Массовая аудитория – основной представитель элитарной культуры
Элита – основной представитель элитарной культуры
Народ, придерживающийся традиций — основной представитель элитарной культуры. Часто отсутствует деление между создателем и потребителем народной культуры
Создает тип пассивной, некритичной личности, потребляемой большое количество однотипной продукции массовой культуры
Создает тип творческой, эстетической, глубокой и рефлексирующей личности, которая духовно совершенствуется благодаря произведениям элитарной культуры
Создает тип личности, заинтересованной в народной мудрости, а также уважающей народные традиции
Примеры: сериалы, эстрадная музыка, массовое кино, комиксы, бульварные романы
Примеры: классическая музыка и литература, авторское кино
Примеры: сказки, народный эпос, мифы, легенды, народные песни
Функции массовой культуры
Глобальное распространение массовой культуры, а также ее постоянная трансформация являются неслучайными. Сегодня массовая культура заменила нам религию, поскольку в ее текстах мы (часто подсознательно) ищем успокоения, утешения, объяснения жизненных ситуаций, отвлечения от проблем повседневной реальности. Именно такую роль выполняла религия для средневекового человека. Но время прошло и теперь человек «молится» не столько иконе, сколько телевизору, компьютеру, планшету или смартфону, стараясь найти ответы на вечные вопросы.
Массовая культура – это повседневная жизнь подавляющего большинства людей на всей планете, от которой отказаться не так легко. Ее особенности связаны с теми функциями, которые выполняет массовая культура в современном обществе.
Основные функции массовой культуры:
- релаксационная (с помощью масскульта человек психологически разгружается, отдыхает и снимает напряжение, накопленное от ежедневной рутинной действительности);
- воспитательная (в образах героев, в телевизионных ток-шоу раскрываются элементарные категории добра и зла);
- идеологическая (через транслируемые тексты культивируются определенные ценности, идеалы для подражания, нормы, модели поведения);
- интегративная (распространение продуктов массовой культуры через медиа скрепляет общество в единое целое, облегчая тем самым взаимодействие людей и обеспечивая их взаимопонимание);
- идентификационная (различные образы женщин, отцов, профессий, сфер деятельности, власти, церкви и пр. в формах массовой культуры создают основу для социализации и идентификации человека);
- объяснительная (в доступной форме масскульта человек постигает принадлежащие ранее только элитам знания, в которых объясняются основные законы устройства мира);
- адаптационная (часто люди лучше адаптируются к быстроменяющейся реальности и воспринимают новые тенденции благодаря воспроизводимым в текстах массовой культуры ситуациям и моделям соответствующего поведения);
- творческая (человек может найти себя, самореализоваться, раскрыть свой талант в процессе создания продуктов массовой культуры)
Массовая культура: особенности развития в современный период
Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.
Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.
Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).
Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура.
Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.
Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.
В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.
В-четвертых, представители массовой аудитории превращаются теперь в пассивного потребителя со стремлениями потреблять все новые и новые формы культурных благ. Причем эти стремления «подогреваются» мощной информационной поддержкой из СМИ. Говоря иначе, типичный человек массы находится в постоянном ожидании новых трендов, новых сезонов и коллекций, новых серий, модных тенденций, не несущих в себе ничего принципиального нового. А отсутствие возможности получить подобные новые формы порождает психологические проблемы личности.
И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.
Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.
Определение и возникновение масскультуры
Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.
Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.
Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:
- массовизация труда, отдыха;
- появление новой социальной категории — масса;
- повышение статуса рабочего класса;
- расширение демократических институтов;
- развитие общей грамотности;
- вхождение рабочих в гражданскую жизнь.
Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.
Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:
- Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
- Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
- Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.
Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.
Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.
Структура и характеристики
Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.
Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.
К признакам массовой культуры относится:
- серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
- примитивные стандарты жизни, отношений;
- забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
- реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
- культивирование физической силы и успеха.
Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.
Роль и влияние
На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.
Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Развлекательный характер | Низкое качество продукции |
Повышение уровня общей грамотности | Пошлый юмор |
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений | Ориентация на потребление, количество |
Доступность культуры населению | Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства |
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса | Низкий профессиональный уровень большинства произведений |
Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.
Функции массовой культуры
Поп-культура отличается изменчивостью, непостоянством. Тренды меняются каждый год, а то и месяц, песни и группы-однодневки сложно сосчитать. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:
- Релаксация, отдых, отвлечение. Интернет, книги, телевидение уводят человека из реальности в мир легкости, веселья и беззаботной жизни.
- Воспитание. В стереотипных сюжетах просматривается противостояние добра и зла. Само по себе это нейтрально. Вопрос в том, что выдают в хорошем свете, а что в плохом. И кому эти идеи выгодны.
- Социализация. Масскультура предоставляет образцы для подражания, пропагандирует ценности и идеалы. Снова вопрос в том, какие примеры массовая культура показывает, кому и для чего это нужно, каков результат.
- Интеграция, идентификация. Единство потребления сближает людей, им проще понимать друг друга, они чувствуют сопричастность, знают свою принадлежность.
- Образовательная. Среди желтых газет и скандальных ток-шоу встречаются блоги, каналы, которые доступным языком излагают сложные, но важные истины.
- Адаптационная. Масскультура не только предлагает продукт, но и объясняет, как им пользоваться. Аудитории остается только повторить.
Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.
Скрытые угрозы
Масскультура — это суррогат элитарной культуры. Упрощенное копирование высоко духовных идей снижает общий уровень эстетического, духовного развития населения. А шаблонность мышления, которую прививает поп-культура, превращает людей в доступную мишень для манипуляторов, шарлатанов, мошенников.
Коммерческая направленность побуждает производителей навязывать товары и услуги. В итоге потребители берут то, что им не нужно. Они этого не понимают, как и того, что растет сама потребность потреблять. Массовая аудитория ждет нового предложения, с жадностью поглощает его. Хотя свежие продукты мало чем отличаются от старых форм.
Жажда нового, увлеченность трендами питает дух конкуренции между людьми, желание быть лучшим, первым, популярным. Невозможность заполучить новое предложение или удовлетворить растущую потребность в потреблении вызывает фрустрацию, депрессию, неврозы и другие психологические проблемы.
Виды культур и их сравнение
Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).
Вид Критерий | Массовая | Народная | Элитарная |
Кто автор | Любой желающий | Аноним, народ | Профессионалы, творцы |
Кому доступна | Всем (в силу простоты материала) | Всем, кто заинтересован | Избранным (информация сложна для восприятия) |
Качество продукта | Создатели ориентируются на количество, а не на качество | Невысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нации | Важно качество, а не количество |
Ясность | Проста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенности | Проста, но требует знания и понимания национальных особенностей | Для понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни |
Результат влияния | Формирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критически | Развивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализу | Поддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций |
Примеры | Сериалы, комиксы, журналы | Сказки, легенды, мифы, народные песни | Классическая литература и музыка |
Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.
Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.
Cовременное состояние
Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.
Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.
Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:
- Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
- Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
- Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.
Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.